Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (МОЦ) Согласовано Советом Центра Протокол № 1 от «06» сентября 2023г. Утверждаю директор ЦРТДиЮ __________И.Ю.Керн Положение о программах дополнительного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее ДОП), реализуемой в Верхнебуреинском районе (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными документами: – Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации, Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; – Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41; – распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края». 1.2. Положение определяет требования к структуре, содержанию, порядку экспертизы и утверждения ДОП, реализуемых в Верхнебуреинском муниципальном районе, в том числе для сертификации в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. 1.3. ДОП — локальный нормативный документ образовательного учреждения, определяющий особенности организации образовательного процесса и представляющий собой комплекс основных характеристик программы и организационно-педагогических условий, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных). 1.4. ДОП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. II. Цели и задачи разработки программы 2.1. Программы дополнительного образования разрабатываются в целях: · повышения качества образования; · обеспечения достижения обучающимися результатов освоения дополнительного образования и социализации их в обществе; Задачи: · определение предметных компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного учебного предмета (курса); · определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента воспитанников. 2.2. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национальныхкультурных традиций. Разработчик программы может самостоятельно: раскрывать содержание разделов, тем; устанавливать последовательность изучения дополнительного учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся III. Классификация и реализация программ 3.1. ДОП реализуются как самостоятельно, так и посредством сетевых форм, дистанционных технологий. 3.2. Реализация ДОП осуществляется с использованием современных образовательных технологий, в том числе интерактивных, дистанционных, электронного обучения, технологий индивидуализации и персонализации, модульного обучения. 3.3. В районе реализуются следующие типы ДОП: – одноуровневые; – разноуровневые; – традиционные. Одноуровневая программа — это программа, в которой содержание и материал выстроены в соответствии только с одним уровнем сложности: или стартовым, или базовым, или продвинутым. 1. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. «Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. «Продвинутый уровень» предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы». 3.4 Разноуровневые программы — это программы, которые: а) включают три уровня, перечисленные в п.1.8, и предполагают последовательное освоение каждого из уровней, в группах разного уровня (или многоуровневые); или б) включают три уровня, перечисленные в п.1.8, и предполагают параллельное освоение содержания «на разных уровнях углублённости, исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы» в одном объединении/группе/коллективе» 3.5 Традиционные — это программы, в которых не определены уровни сложности, а содержание и материал организованы по годам обучения (непереведѐнные в одноуровневые/разноуровневые). IV. Содержание ДОП 4.1 Содержание ДОП должно соответствовать: - государственному и социальному заказу; - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным особенностям региона; - возрастным особенностям развития ребёнка; - направленностям дополнительных общеобразовательных программ (туристскокраеведческой, технической, естественнонаучной, физкультурно спортивной, художественной, социально-педагогической). Образовательная деятельность по ДООП направлена на: - формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей и инвалидов; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 4.2. Образовательная деятельность по ДОП предусматривает различные виды деятельности в рамках направленности. 4.3. Содержание ДОП может быть адаптировано для обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 4.4. Содержание ДОП ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, изменений в нормативных и инструктивнометодических требованиях государства к особенностям организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам. V.Требования к структуре ДОП Дополнительная общеобразовательная программа включает следующие структурные элементы: титульный лист, комплекс основных характеристик ДОП, комплекс организационно-педагогических условий список источников. 5.2. Титульный лист содержит наименование образовательной организации, реализующей ДОП, название образовательной программы, возраст обучающих, срок реализации программы, ФИО и должность(и) разработчика(ов) программы, город и год еѐ разработки, а также гриф утверждения программы в соответствии с локальным нормативным актом поставщика образовательных услуг (при наличии). 5.3. Комплекс основных характеристик ДОП включает: пояснительную записку, цель и задачи программы, учебный план, содержание программы, планируемые результаты. 5.4. Пояснительная записка, содержит указание на: - соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам; - основные идеи, на которых базируется программа, актуальность, новизну (если имеется), особенность программы; - уровень усвоения (стартовый, базовый, продвинутый; если имеется); - формы организации содержания и процесса педагогической деятельности (интегрированная, комплексная, модульная); - возраст и категории детей, а также индивидуальные особенности детей (при необходимости), на которых рассчитана программа; - указание объёмов программы (т.е. совокупной продолжительности реализации программы и продолжительности реализации каждой её части); – сроки освоения программы; – режим занятий. 5.5. Цель и задачи программы. Указывается цель, на достижение которой направлена реализация программы и задачи, которые необходимо выполнить для достижения указанной цели; в том числе в программе должно быть представлено обоснование соответствия цели, задач, содержания и образовательных результатов программы региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям. 5.5.1. Учебный план1. В учебном плане прописываются названия крупных разделов, модулей, количество часов и формы контроля и аттестации (Приложение 1). Рассчитывается на 36 недель. Обязательной частью программы является календарный учебный график, который составляется для каждой группы и определяет «количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов»5. Содержание программы включает краткое описание разделов и тем внутри разделов в том порядке, в котором они представлены в учебном плане по схеме: наименование раздела, теоретические сведения, практическая работа, формы контроля. 5.5.2. Планируемые результаты должны быть конкретными, соотноситься с целями и задачами и отражать предметные, метапредметные и личностные достижения учащихся за период реализации ДОП. 5.5.3. Комплекс организационно-педагогических условий включает описание образовательных и учебных форматов, материально-техническое обеспечение программы, методическое обеспечение, формы промежуточного контроля и контрольные измерительные материалы. 5.1. Учебно-тематический план, где расписана каждая тема, включается в программу по усмотрению педагога и не является обязательным. 1 Описание образовательных и учебных форматов содержит перечисление и краткое обозначение форм, используемых в процессе реализации ДОП. 5.5.4. Материально-техническое обеспечение программы включает перечень оборудования, инструментов и материалов, помещений, необходимых для реализации программы. Методическое обеспечение — это описание методов, приёмов и технологий преподавания, педагогических технологий организации учебных занятий. Данный раздел может включать: индивидуальные учебные планы, методические рекомендации, алгоритмы учебных занятий, технологические карты, рабочие тетради, инструкции, дидактические материалы, комплекты заданий, образцы работ, контрольные измерительные материалы и другое. 5.5.5. Формы промежуточного контроля указываются: – по итогам полугодия; – по итогам учебного года. Формы представления результатов прописываются в соответствии с направленностью программы (соревнования, сдача нормативов по виду спорта, участие в спортивных/туристических походах, участие в выставках, конкурсах, фестивалях, презентациях проектов, ответных концертах/занятиях, спектаклях и т.п.). Оценочные/контрольно-измерительные — это материалы, формирующие систему оценивания (методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов: диагностические карты, контрольные нормативы, тестовые задания, оценочные листы и другое). 5.5.6. Список источников представляет собой перечень литературы и других материалов, в том числе размеченных в сети Интернет, необходимых для успешной реализации программы, составленный отдельно для педагогов и обучающихся. VI. Требования к оформлению ДОП 6.1. ДОП оформляется в соответствии с современными требованиями к оформлению печатной продукции. 6.2. Текст набирается в редакторе Word на листах формата А4 шрифтом Times New Roman; кегль 14, интервал – 1.15; поля – стандартные. 6.3. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 6.4. Страницы нумеруются. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложений. 6.5. Список источников составляется в алфавитном порядке. И оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам – ГОСТ Р 7.0.100–20182. Приложения вставляются после списка источников, а в тексте программы на них делаются ссылки. 6.7. Исправления не допускаются. VII. Порядок разработки, рассмотрения и сертификации ДОП 7.1. ДОП педагог разрабатывает самостоятельно в соответствии с указанными выше требованиями. 7.2. При разработке ДОП учитываются направленность, направление деятельности, возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий реализации ДОП (помещения, площадки, оборудование и приборы, необходимые для реализации программы), санитарные нормы. 6.6. Национальный 1050-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) от 03 декабря 2018 года. Вступил в силу с 1 июля 2019 г. 2 7.3. 7.4. 7.5. Готовая ДОП утверждается руководителем образовательной организации. ДОП проходит два уровня экспертизы: муниципальный и региональный (краевой). Проведение экспертизы осуществляется с целью включения программы в один из реестров: – реестр сертифицированных программ; – реестр бюджетных программ, который в свою очередь делится на подвиды: значимые, общеразвивающие, предпрофессиональные. 7.6. Без проведения экспертизы включение программы в реестр исключается. 7.7. Экспертиза программ на муниципальном и региональном уровнях проводится в соответствии с Положением об экспертном сообществе в рамках введения персонифицированного финансирования дополнительного образования в Хабаровском крае3. На региональном уровне экспертиза ДОП, претендующих на сертификацию в рамках персонифицированного финансирования, проводится в соответствии с Концепцией персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае, утверждённой распоряжением правительства Хабаровского края от 05.08.2019 г. № 645-рп и Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края, утверждёнными распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321. 7.9. Решение о включении образовательной программы в Реестр сертифицированных образовательных программ принимается после проведения региональной экспертизы. 7.10. Решение о включении образовательной программы в Реестр сертифицированных образовательных программ принимается оператором персонифицированного финансирования при установлении одновременного выполнения для ДОП следующих условий: 7.8. 1) представленная образовательная программа содержит все необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством; 2) продолжительность образовательной программы по учебному плану в часах составляет от 16 часов до 864 часов; 3) продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах составляет от 16 до 216 часов; 4) число детей, одновременно находящихся в группе, составляет от 7-и до 30-ти человек; занятия могут быть групповыми или/и индивидуальными; 5) ожидаемые результаты освоения образовательной программы (модуля, курса) соответствуют обозначенным программой целям и задачам еѐ реализации; 6) содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся по программе; 7) в рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы; Приказ КГАОУ ДО РМЦ «О сертификации дополнительных общеобразовательных программ» №384П от 27.09.2019 г. 3 8) реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования; 9) реализация образовательной программы не нацелена на достижение предметных результатов, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами.