Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Полож.о программах ДООП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
(МОЦ)
Согласовано
Советом Центра
Протокол № 1
от «06» сентября 2023г.

Утверждаю
директор ЦРТДиЮ
__________И.Ю.Керн

Положение
о программах дополнительного образования
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее
ДОП), реализуемой в Верхнебуреинском районе (далее – Положение) разработано в
соответствии с нормативными документами:
–
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в
Российской Федерации»;
–
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
–
письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки
Российской федерации, Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
–
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41;
–
распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском
округе, муниципальном районе Хабаровского края».
1.2. Положение определяет требования к структуре, содержанию, порядку экспертизы и
утверждения ДОП, реализуемых в Верхнебуреинском муниципальном районе, в том числе
для сертификации в рамках персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей.
1.3. ДОП — локальный нормативный документ образовательного учреждения,
определяющий особенности организации образовательного процесса и представляющий
собой комплекс основных характеристик программы и организационно-педагогических
условий, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных).
1.4. ДОП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное
время.

II. Цели и задачи разработки программы
2.1. Программы дополнительного образования разрабатываются в целях:
· повышения качества образования;
· обеспечения достижения обучающимися результатов освоения дополнительного
образования и социализации их в обществе;
Задачи:
· определение предметных компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в
результате изучения данного учебного предмета (курса);
· определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с
учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного
учреждения и контингента воспитанников.
2.2. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные
образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи,
особенностей социально-экономического развития региона и национальныхкультурных традиций.
Разработчик программы может самостоятельно:
 раскрывать содержание разделов, тем;
 устанавливать последовательность изучения дополнительного учебного материала;
 распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по
их значимости;
 разрабатывать перечень практических занятий;
 конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
 выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии
обучения и контроля подготовленности обучающихся
III. Классификация и реализация программ
3.1. ДОП реализуются как самостоятельно, так и посредством сетевых форм,
дистанционных технологий.
3.2. Реализация ДОП осуществляется с использованием современных образовательных
технологий, в том числе интерактивных, дистанционных, электронного обучения,
технологий индивидуализации и персонализации, модульного обучения.
3.3. В районе реализуются следующие типы ДОП:
–
одноуровневые;
–
разноуровневые;
–
традиционные.
Одноуровневая программа — это программа, в которой содержание и материал
выстроены в соответствии только с одним уровнем сложности: или стартовым, или
базовым, или продвинутым.
1. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
2.
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые
допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины
в
рамках содержательно-тематического направления
программы.
3.
«Продвинутый уровень» предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно тематического направления программы.
Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления программы».
3.4
Разноуровневые программы — это программы, которые:

а) включают три уровня, перечисленные в п.1.8, и предполагают последовательное
освоение каждого из уровней, в группах разного уровня (или многоуровневые); или
б) включают три уровня, перечисленные в п.1.8, и предполагают параллельное освоение
содержания «на разных уровнях углублённости, исходя из диагностики и комплекса
стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы» в одном
объединении/группе/коллективе»
3.5
Традиционные — это программы, в которых не определены уровни сложности, а
содержание и материал организованы по годам обучения (непереведѐнные в
одноуровневые/разноуровневые).
IV. Содержание ДОП
4.1 Содержание ДОП должно соответствовать:
- государственному и социальному заказу;
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным
особенностям региона;
- возрастным особенностям развития ребёнка;
- направленностям дополнительных общеобразовательных программ (туристскокраеведческой,
технической,
естественнонаучной,
физкультурно
спортивной,
художественной, социально-педагогической).
Образовательная деятельность по ДООП направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей и инвалидов;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
4.2. Образовательная деятельность по ДОП предусматривает различные виды
деятельности в рамках направленности.
4.3. Содержание ДОП может быть адаптировано для обучения и воспитания учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
4.4. Содержание ДОП ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы, изменений в нормативных и инструктивнометодических требованиях государства к особенностям организации образовательного
процесса по дополнительным общеобразовательным программам.
V.Требования к структуре ДОП

Дополнительная общеобразовательная программа включает следующие
структурные элементы: титульный лист, комплекс основных характеристик
ДОП, комплекс организационно-педагогических условий список источников.
5.2. Титульный лист содержит наименование образовательной организации,
реализующей ДОП, название образовательной программы, возраст
обучающих, срок реализации программы, ФИО и должность(и)
разработчика(ов) программы, город и год еѐ разработки, а также гриф
утверждения программы в соответствии с локальным нормативным актом
поставщика образовательных услуг (при наличии).
5.3. Комплекс основных характеристик ДОП включает: пояснительную
записку, цель и задачи программы, учебный план, содержание программы,
планируемые результаты.
5.4. Пояснительная записка, содержит указание на:
- соответствие программы действующим нормативным правовым актам и
государственным программным документам;
- основные идеи, на которых базируется программа, актуальность, новизну (если
имеется), особенность программы;
- уровень усвоения (стартовый, базовый, продвинутый; если имеется);
- формы организации содержания и процесса педагогической деятельности
(интегрированная, комплексная, модульная);
- возраст и категории детей, а также индивидуальные особенности детей (при
необходимости), на которых рассчитана программа;
- указание объёмов программы (т.е. совокупной продолжительности реализации
программы и продолжительности реализации каждой её части); – сроки освоения
программы; – режим занятий.
5.5. Цель и задачи программы. Указывается цель, на достижение которой направлена
реализация программы и задачи, которые необходимо выполнить для достижения
указанной цели; в том числе в программе должно быть представлено обоснование
соответствия цели, задач, содержания и образовательных результатов программы
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям.
5.5.1. Учебный план1. В учебном плане прописываются названия крупных разделов,
модулей, количество часов и формы контроля и аттестации (Приложение 1).
Рассчитывается на 36 недель.
Обязательной частью программы является календарный учебный график, который
составляется для каждой группы и определяет «количество учебных недель и количество
учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов»5.
Содержание программы включает краткое описание разделов и тем внутри разделов в
том порядке, в котором они представлены в учебном плане по схеме: наименование
раздела, теоретические сведения, практическая работа, формы контроля.
5.5.2. Планируемые результаты должны быть конкретными, соотноситься с целями и
задачами и отражать предметные, метапредметные и личностные достижения учащихся
за период реализации ДОП.
5.5.3. Комплекс организационно-педагогических условий включает описание
образовательных и учебных форматов, материально-техническое обеспечение
программы, методическое обеспечение, формы промежуточного контроля и контрольные
измерительные материалы.
5.1.

Учебно-тематический план, где расписана каждая тема, включается в программу по усмотрению педагога
и не является обязательным.
1

Описание образовательных и учебных форматов содержит перечисление и краткое
обозначение форм, используемых в процессе реализации ДОП.
5.5.4. Материально-техническое обеспечение программы включает перечень
оборудования, инструментов и материалов, помещений, необходимых для реализации
программы.
Методическое обеспечение — это описание методов, приёмов и технологий
преподавания, педагогических технологий организации учебных занятий. Данный раздел
может включать: индивидуальные учебные планы, методические рекомендации,
алгоритмы учебных занятий, технологические карты, рабочие тетради, инструкции,
дидактические материалы, комплекты заданий, образцы работ, контрольные
измерительные материалы и другое.
5.5.5. Формы промежуточного контроля указываются:

– по итогам полугодия;
– по итогам учебного года.
Формы представления результатов прописываются в соответствии с направленностью
программы (соревнования, сдача нормативов по виду спорта, участие в
спортивных/туристических походах, участие в выставках, конкурсах, фестивалях,
презентациях проектов, ответных концертах/занятиях, спектаклях и т.п.).
Оценочные/контрольно-измерительные — это материалы, формирующие систему
оценивания (методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых
результатов: диагностические карты, контрольные нормативы, тестовые задания,
оценочные листы и другое).
5.5.6. Список источников представляет собой перечень литературы и других материалов,
в том числе размеченных в сети Интернет, необходимых для успешной реализации
программы, составленный отдельно для педагогов и обучающихся.
VI. Требования к оформлению ДОП
6.1.
ДОП оформляется в соответствии с современными требованиями к
оформлению печатной продукции.
6.2.
Текст набирается в редакторе Word на листах формата А4 шрифтом Times
New Roman; кегль 14, интервал – 1.15; поля – стандартные.
6.3.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.
6.4.
Страницы нумеруются. Титульный лист считается первым, но не
нумеруется, так же, как и листы приложений.
6.5.
Список источников составляется в алфавитном порядке. И оформляется в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам – ГОСТ Р
7.0.100–20182.
Приложения вставляются после списка источников, а в тексте программы
на них делаются ссылки.
6.7.
Исправления не допускаются.
VII. Порядок разработки, рассмотрения и сертификации ДОП
7.1. ДОП педагог разрабатывает самостоятельно в соответствии с указанными выше
требованиями.
7.2. При разработке ДОП учитываются направленность, направление деятельности,
возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий реализации ДОП
(помещения, площадки, оборудование и приборы, необходимые для реализации
программы), санитарные нормы.
6.6.

Национальный 1050-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
(Росстандартом) от 03 декабря 2018 года. Вступил в силу с 1 июля 2019 г.
2

7.3.
7.4.
7.5.

Готовая ДОП утверждается руководителем образовательной организации.
ДОП проходит два уровня экспертизы: муниципальный и региональный (краевой).
Проведение экспертизы осуществляется с целью включения программы в один из
реестров:

– реестр сертифицированных программ;
– реестр бюджетных программ, который в свою очередь делится на подвиды:
значимые, общеразвивающие, предпрофессиональные.
7.6. Без проведения экспертизы включение программы в реестр исключается.
7.7. Экспертиза программ на муниципальном и региональном уровнях проводится в
соответствии с Положением об экспертном сообществе в рамках введения
персонифицированного финансирования дополнительного образования в
Хабаровском крае3.
На региональном уровне экспертиза ДОП, претендующих на сертификацию в
рамках персонифицированного финансирования, проводится в соответствии с
Концепцией персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае, утверждённой распоряжением правительства Хабаровского
края от 05.08.2019 г. № 645-рп и Правилами персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в городском округе,
муниципальном районе Хабаровского края, утверждёнными распоряжением
министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321.
7.9. Решение о включении образовательной программы в Реестр сертифицированных
образовательных программ принимается после проведения региональной
экспертизы.
7.10. Решение о включении образовательной программы в Реестр сертифицированных
образовательных программ принимается оператором персонифицированного
финансирования при установлении одновременного выполнения для ДОП
следующих условий:

7.8.

1) представленная образовательная программа содержит все
необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством;
2) продолжительность образовательной программы по учебному
плану в часах составляет от 16 часов до 864 часов;
3) продолжительность части образовательной программы (года
обучения, модуля) по учебному плану в часах составляет от 16 до 216 часов;
4) число детей, одновременно находящихся в группе, составляет от 7-и
до 30-ти человек; занятия могут быть групповыми или/и индивидуальными;
5) ожидаемые результаты освоения образовательной программы
(модуля, курса) соответствуют обозначенным программой целям и задачам еѐ
реализации;

6) содержание и условия реализации образовательной программы
соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся по программе;
7) в рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации
программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной
программы;
Приказ КГАОУ ДО РМЦ «О сертификации дополнительных общеобразовательных программ» №384П от
27.09.2019 г.
3

8) реализация программы направлена на формирование и развитие
творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования;
9) реализация образовательной программы не нацелена на достижение
предметных результатов, предусмотренных федеральными государственными
образовательными стандартами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».