Пояснительная записка. «Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю - и понимаю». Китайская мудрость. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Искусство складывания чрезвычайно нравится взрослым и детям, оно распространенно по всему миру. С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в игре ребенок развивается, познает новое. Но какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем интереснее и веселее играть. Программа предусматривает изготовление игрушек из бумаги совместно с детьми. Актуальность программы. В современном обществе потребность личности в постоянном развитии и творчестве, умение эффективно взаимодействовать, осуществлять продуктивную деятельность в какой-либо сфере являются не просто актуальными, а служат залогом успешности. Программа разработана в соответствии с запросом со стороны детей и родителей на художественно-эстетическое развитие детей, а также учитывает социальный заказ государства на дополнительное образование граждан. Направлена на формирование у учащихся навыков, необходимых для того, чтобы и в настоящий момент, и в дальнейшем, учащиеся могли успешно осуществлять свою потребность в творчестве, осознавали ценность общения друг с другом, понимали важность планирования действий для достижения желаемого результата. Особенность данной программы заключается в том, что при её реализации активно используются игровые технологии, учитываются возрастные психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и каждого ребенка в отдельности. Программа «Оригами» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Адресат программы: данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся группами 12-15 человек. Набор в группу проходит без предварительного отбора. Объем программы и режим работы Период Продолжительность занятия 1 год Итого по программе 1 уч. час Кол-во занятий в неделю 2 Кол-во часов в неделю 2ч. Кол-во недель Цель программы: формирование представлений об искусстве оригами. Задачи: 36 Кол-во часов в год 72ч. 72ч. • • • • • познакомить с основными базовыми формами; научить ориентироваться на листе бумаги; развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивать мелкую моторику рук; учить правилам общения в совместной деятельности. Планируемый результат. К концу учебного года обучающиеся: - будут выполнять основные базовые формы: «треугольник», «книжка», «воздушный змей», «дверь», «стрела», «двойной квадрат», «двойной треугольник», «птица»; - будут уметь ориентироваться на листе бумаги; - будут разбираться в пооперационных картах; - будут знать термины: линия сгиба, линия разреза, согнуть, разогнуть, повернуть, перевернуть, открыть, вывернуть, развернуть; - смогут выполнить по памяти от 5 до 8 фигурок; - смогут организовывать свое рабочее место, подготавливать его и убирать после занятий; - будут знать перевод слова «оригами», легенду о журавлике; - смогут договариваться в ходе выполнения коллективной работы. Данная программа модифицированная, разработана на основе авторской программы «Оригами в детском саду», авторы: Мусиенко С. И. и Бутылкина Г. В. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебный план: Количество часов Название раздела Базовая форма «треугольник» Базовая форма «воздушный змей» Базовая форма «стрела» Базовая форма «Двойной треугольник» «Праздники» Базовая форма «Двухтрубный кораблик» «Конструирование ЛЕГО» Диагностика Итого Всего часов Теория Практика 6 1 5 10 1 9 8 1 7 8 1 7 20 2 18 10 1 9 8 1 7 2 72 Содержание программы: 1. Знакомство с оригами и базовой формой «ТРЕУГОЛЬНИК»: Теория: Заинтересовать детей и предложить научиться складывать такие поделки (презентация с рассказом об оригами). Познакомить со свойствами бумаги, со способами ее применения. Познакомить с историей оригами, с японским традиционным видом искусства. Познакомить с терминами: линия сгиба, линия разреза, согнуть, разогнуть, повернуть, перевернуть, открыть, вывернуть, развернуть. Познакомить с базовой формой «треугольник». Практика: 1. Научить складывать базовую форму «Треугольник». 2. Модели: бабочка, лягушка, заяц, птица. 3. Коллективная работа: панно «У пруда». 2. Базовая форма «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»: Теория: Познакомить детей с базовой формой – «Воздушный змей». Практика: 1. Модели: Воздушный змей, лиса, мышь, заяц, медведь, волк, туловище животного, маска лисы, лисичка с челочкой. 2. Коллективная работа: панно «Теремок» 3. Базовая форма «СТРЕЛА»: Теория: Познакомить детей с базовой формой – «Стрела». Практика: 1. Модели: стрела, самолёт, лебедь, ветка рябины, коробочка, гном. 2. Коллективная работа: панно «Фантазия». 4. Базовая форма «Двойной треугольник»: Теория: Подготовка к Новому году. Рассказать о том, как празднуют Новый год в России и в Японии (угощения, украшения, традиции празднования). Практика: 1. Научить изготавливать базовую форму «Двойной треугольник». Модели: ёлочка, новогодние украшения, Дед Мороз, и др. модели, которые помогут украсить Новогоднюю ёлочку. 2. Коллективная работа: новогоднее панно. 5. «Праздники»: Теория: Знакомство детей с российскими праздниками : День защитника Отечества, День Матери, 8 Марта и др. Познакомить детей, какие поделки в технике оригами можно изготовить в качестве подарков на эти праздники. Практика: 1. Модели: прыгающая лягушка, парусник, лодочка, тюльпан и бутон розы, стебель, василек, хризантема, колокольчики, ромашка, грач, птицы на ветке, фотоаппарат. 2. Коллективная работа: ожившая картинка «Парусник и рыбка», «Букет для Мамы». 6. Базовая форма «Двухтрубный кораблик»: Теория: Познакомить детей с базовой формой «Двухтрубный кораблик». Рассказать детям о празднике - День космонавтики. Практика: 1. Модели: двухтрубный кораблик, ракета, космонавт, весёлые человечки, лисичка, курочка, вертушки, Ниндзя, журавлик. 2. Коллективная работа: «В космосе», «Моя любимая игрушка». 7. Конструирование «ЛЕГО»: Теория: Упражнения и задания на развитие логического мышления, на активацию памяти и внимания, на развитие комбинаторных способностей, на закрепление умений ориентирования на листе бумаги. Практика: 1. Модели: марсоход, охотник за сокровищами, вертолет спасателей. 2. Конструирование по замыслу на свободную тему. Условия реализации программы: Программа предполагает соответствующее материальное обеспечение: Кабинет для занятий, бумага (цветная и белая) для ксерокса, ножницы, клей канцелярский и тканевые салфетки. Формы аттестации: Итоговая диагностика (Приложение 1). Формы представления результатов: • открытые занятия • участие в выставках. Оценочные материалы: • тест - задание: выполнить самостоятельно и на скорость определенную базовую форму. Методическое обеспечение: Ведущая форма проведения занятий – групповая с индивидуальным консультированием. На занятиях используются: разработанные инструкции, пооперационные карты, образцы работ, презентации. При проведении занятий применяются следующие методы: Словесный метод - устное изложение, беседа; наглядный метод - показ презентаций, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу; практический метод - овладение практическими умениями складывания бумаги; объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Календарный учебный график № п/п 1. октябрь 1.1 октябрь 1.2 1.3 1.4 1.5 2. октябрь октябрь октябрь октябрь 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь 4.6 4.7 4.8 5. 5.1 5.2 5.3 декабрь декабрь декабрь Месяц январь январь январь Раздел, тема Iраздел - Базовая форма «ТРЕУГОЛЬНИК» Инструктаж по технике безопасности. Рассказать, что потребуется для занятий. Познакомить со свойствами, изготовления с применением бумаги. Начать знакомить с историей искусства оригами. Кол – во часов 6 1 Бабочка Заяц Птица Лягушка IIраздел -Базовая форма «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ» Воздушный змей Лиса Мышь Заяц Медведь Волк Лисичка с челочкой IIIраздел - Базовая форма «СТРЕЛА» 1 1 1 2 10 Стрела Самолет Лебедь Стаканчик Коробочка Ветка рябины IVраздел -Базовая форма «Двойной треугольник» Ёлочка – 1 Ёлочка - 2 Рыбка Бабочка Новогодние украшения: Звездочки 1 1 1 1 1 2 8 Снеговик Дед Мороз Гном Vраздел -«Праздники» Прыгающая лягушка – 1 Прыгающая лягушка - 2 Парусник 1 1 1 20 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 8 1 1 1 1 1 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 январь январь январь февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль март март Лодка Самолет-1 Самолет -2 Тюльпан Бутон розы Стебель Василек Хризантема Открытка к 23 февраля Колокольчики Ромашка Букет для Мамы - Открытка к 8 Марта! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.16 5.17 5.18 6. март март март 1 1 2 10 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 7. март март апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель Грач Птицы на ветке Фотоаппарат VIраздел- Базовая форма «Двухтрубный кораблик» Двухтрубный кораблик Ракета Космонавт Курочка Лисичка Ниндзя Вертушки Веселые человечки: мальчик Веселые человечки: девочка Журавлик VIIраздел – Конструирование «ЛЕГО» 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 8. май май май май май май май Итого: Марсоход Марсоход Охотник за сокровищами Охотник за сокровищами Вертолет спасателей Вертолет спасателей Итоговая диагностика 1 1 1 1 1 2 2 72 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Список литературы: 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. СПб., «Участие», 1999, 208с 2. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: Издательский дом МСП, 2006.- 128 с., 3. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Обруч, 2010. – 96 с. Литература для родителей: 1. Кобитина И.И.. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). Творческий центр Сфера. М., 2001.- 127с. 2. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средством конструктора ЛЕГО). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г. – 88 с. 3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. Ярославль: Академия Холдинг, 2001.- 114 с., ил. 4. Румянцева, Е. А..3абавные открытки / Е.А. Румянцева. - М.: Айрис-пресс, 2006.68с: 5. Цветы оригами для любимой мамы. Автор составитель JI.B. Иванова. - М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 78с.: ил., 8 л. ил. (Подарок своими руками). Видео для детей: https://www.youtube.com/watch?v=MdwVbXJu6NI - Бумажки - Самые лучшие серии в сборнике - Мультик оригами для детей и взрослых https://www.youtube.com/watch?v=0XM1mBfI-90 - Бумажки мультик про оригами для детей. Поделки своими руками. https://www.youtube.com/watch?v=LbwYeBcIR-4 - Мультфильм про оригами Бумажки - Загадочное письмо https://www.youtube.com/watch?v=wMWRBi3CHgo - Бумажки. Сокровища бумажной пещеры. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ обучающихся объединения «Юный Волшебник» Центра развития творчества детей и юношества Общие положения Итоговая диагностика обучающихся в объединении «Юный Волшебник» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. 1. ЦЕЛЬ итоговой диагностики – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы в объединении «Юный Волшебник». - ЗАДАЧИ итоговой диагностики: формировать интерес к искусству оригами; развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий. развивать мелкую моторику рук. способствовать развитию у обучающихся логического мышления. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ итоговой диагностики. Итоговая диагностика обучающихся в объединении «Юный Волшебник», проводится 2 раза в год: в начале года и в конце учебного года. Сроки проведения итоговой диагностики: 1 полугодие – октябрь, во 2 полугодии – апрель-май. Формы и методы проведения итоговой диагностики: наблюдение, собеседование, диагностические карты. 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ итоговой диагностики. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы» I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами - умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа). - умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт». - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать. II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.– умение сделать изделие по инструкционной карте. – умение сделать несложное изделие по схеме, - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать. III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду. - Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями; - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы - Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне. Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается. V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков • Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы. 4. ОЦЕНКА, ОФОРМЛЕНИЕ И АНАЛИЗ результатов итоговой диагностики. Результаты итоговой диагностики обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3.обоснованность перевода воспитанника на следующую ступень обучения; 4.результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе» итоговой диагностики обучающихся в объединении «Юный Волшебник». Приложением к «Протоколу» является программа проведения диагностики. Результаты итоговой диагностики обучающихся в объединении «Юный Волшебник», анализируются администрацией Центра совместно с педагогом объединения по следующим параметрам: - количество воспитанников в (%) полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; - количество воспитанников в (%), переведенных или не переведенных на следующий год обучения; - причины невыполнения детьми образовательных программ; - необходимость коррекции программы. Протокол результатов итоговой диагностики обучающихся в объединении «Юный Волшебник» Название детского объединения «Юный Волшебник» Фамилия, имя, отчество педагога Фатеева Алла Вячеславовна Форма проведения диагностики: наблюдение, анализ, диагностические карты. Дата проведения_______________________________________________ Форма оценки результатов Члены комиссии_________________________________________ Результаты итоговой диагностики № п/п Группы Год обучения Форма диагностики Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) % 1. 2. 3. 4. 5. 6. По результатам итоговой диагностики обучающихся переведены на следующую ступень обучения, или оставлены для продолжения обучения на той же ступени обучения. Подпись педагога_____________________________________________ Подписи членов комиссии______________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 № п\п Фамилия Имя ребенка 1. 2. 3. 4. 5. Итого: Высокий (В) Средний (С) Низкий (Н) Итоговая диагностика объединения «Юный Волшебник», Уровень развития в области ОРИГАМИ 20.. – 20.. уч. год Педагог: Фатеева Алла Вячеславовна Умение Умение Владение Знание Умени Аккурат ориенти- склады- геометри- геометр е -ность роваться вать ческими и-ческих склады на листе базовые понятиям фигур вать по бумаги и формы и памяти в и 5–8 пооператерминам фигур ционных и (углы, картах диагональ , линия сгиба и т.д.) Владение ножницами Умение подбирать цвет, составлять компози цию Умение общатьс я в коллективе ДИАГРАММА Итоговая диагностика объединения «Юный Волшебник», Уровень развития в области ОРИГАМИ 20..-20.. уч. год 100 80 83,7 Высокий уровень 60 Средний уровень 40 20 0 Низкий уровень 16,3 0 Вся группа