Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии «Браво» направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, способствует духовному, социальному становлению личности ребенка, расширяет жизненный опыт. Программа составлена в соответствии с следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2017г. № 41). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые). Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. 2 Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, продуктивного освоения социальных ролей и творческой реализации. Данная программа поможет сформировать у детей психологическую пластичность, способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, коммуникативность. Новизна данной программы состоит в следующем: смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по актерскому мастерству на привитие интереса к данному виду деятельности, через вовлечение в разовые мероприятия, кратковременные формы; модифицировано содержание программы на три программы разного уровня: стартовый, базовый, продвинутый в соответствии с современными трендами дополнительного образования. Цель программы: удовлетворение потребности в самореализации средствами театрального искусства. Задачи программы: познакомить с основами театрального искусства, приобщить к театральной культуре в системе искусств; развивать творческие артистические способности детей; вовлечь учащихся в социальную и творческую деятельность коллектива. Адресат программы: Дети 9-11 лет. Объем программы и режим работы: Период Продолжите льность занятия Кол-во занятий в нед. Кол-во Кол-во часов в недель неделю Кол-во часов в год 1 год обучения 2 часа 2 4 часа 144 часа 36 Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления Учебный план. 3 N п/п Название раздела, блока, модуля. Количество часов Всего Теория Практи ка 1 Введение. 2 2 Основы театральной игры. 32 4 28 3 Основы сценического движения. 24 6 18 4 Работа над внешним образом. 24 6 18 5 Репетиционно - постановочная работа. 50 10 40 6 Участие в концертах, постановках. 12 4 8 Итого 144 26 118 2 Содержание 1. Введение в предмет – 4 ч. Понятие театр, виды театра. Театральная культура. Театры Хабаровского края. Зрительская культура. 2. Основы театральной игры - 32 ч. Понятие театральная игра, ее возникновение. Значение в театральном искусстве игры. Наблюдения за окружающим миром и передача впечатлений в игре. Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. Перевоплощение. Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография», «Три точки», «Круги внимания», «Угадать шумы», «Радио», «Слышать одного», «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Информация через стекло. Дальнее расстояние»; упражнения на предлагаемые обстоятельства - «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес» и др. 3. Основы сценического движения-24 ч. 3.1. Развитие мышечно-двигательного аппарата. Введение в предмет «Сценическое движение». Понятие мышечно-двигательный аппарат. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями. Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. 4 Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения. 3.2. Упражнение на равновесие. Различные виды одиночного балансирования. Парные и групповые упражнения, их виды. Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату», «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром» и др. 4. Работа над внешним образом 4.1. Грим и его предназначение. Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме. К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения. Происхождение грима. Органическая связь грима с характером представления, жанром, стилем. Безвредность красок, их состав. Подготовка лица к нанесению грима. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество гримировальных принадлежностей. 4.2. Костюм и реквизит как средство создания образа. Костюм и грим.Роль реквизита и костюма в создании образа. Реквизит, как средство передачи атмосферы исторического периода литературного произведения. 5. Репетиционно-постановочная работа – 50 ч. 6. Участие в концертах, мероприятиях. Спектакли. – 12 ч. Постановка по мотивам русских народных сказок. Участие в массовке новогодних утренников. Театрализованный конкурс «Стартин у Деда Мороза» Постановка спектакля «Лососевый мальчик» Игровая программа « Ехал Грека». Подготовка номера к отчетному концерту. Ожидаемые результаты: По окончании программы обучающиеся : - знают виды театра и театрального искусства, театры Хабаровского края; - знают правила поведения в театре; - знают театральный этикет; 5 - умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; - могут исполнить и передать образы сказочных персонажей; - умеют произносить скороговорки в разных темпах; - умеют произносить скороговорку с разными интонациями; - умеют строить простейший диалог; - умеют составлять предложения с заданными словами; - понимают значение костюма и грима; - с удовольствием принимают участие в небольших постановках, праздниках и мероприятиях центра; - без затруднений общаются между собой. 3. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: стулья; маты, матрацы; кубы различных форм; прожекторы; зеркала, грим; реквизиты, костюмы; ширмы (стационарные, передвижные); магнитофон, аудио; видеофонд записей постановок театральной студии. Формы аттестации и представления результатов: по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в постановке для отчетного концерта, где продемонстрируют приобретенные умения; показателем освоения программы станет перевод на программу базового уровня. Оценочные материалы: - диагностические материалы (Приложение1). Методическое обеспечение На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей обучающихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. Одной из форм фиксации уровня творческих достижений каждого ребенка является оформление дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения в театральной студии и включает: 6 общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес); заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора; Основные формы проведения занятий с младшими студийцами: игра; различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.) слушание; созерцание; импровизация. Занятия строятся на использовании технологий театральной педагогики, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Выход на сцену, в свою очередь, способствует повышению мотивации детей для дальнейшего обучения по программе, перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние, зимние и весенние каникулы учебные занятия заменяются на различного рода воспитательные мероприятия (Приложение 2). А в летние каникулы занятия проходят в рамках программы профильного лагеря. Все это отражено в календарном учебном графике. (Приложение 3) Список литературы 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979. 4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001. 5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002. 6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. 7 7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. 8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005. 9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57. 10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994. 12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002. 13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006. 14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988. 15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. 16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2010 17. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2012. 18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2013. 19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014. 20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012. Приложение 1 Диагностическая карта образовательных результатов (стартовый уровень). Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов. Диагностируемые умения ФИ уч-ся 8 Дикция Может передать чувства, используя мимику, жесты Может использовать интонацию для передачи смысла Может передать образы сказочных персонажей; умеет строить простейший диалог может преодолеть волнение во время выступлений; принимает участие в небольших постановках Двигается соответственно мизансцене принимает активное участие в постановках Приложение 2 Календарный учебный график Название раздела Месяц 1.Введение в предмет сентябрь 2.Театральная игра. Сентябрь-май Дата Кол-во часов 2 32 9 3.Сценическое движение. Октябрь-май 24 3.1. Развитие Ноябрь мышечнодвигательного аппарата. 14 Декабрь 3.2.Упражнение на равновесие. 4.Работа над образом Ноябрь -май 10 24 4.1.Грим и его предназначение. 4.2.Костюм и реквизит Январь 4 февраль 20 Репетиционнопостановочная работа Участие в концертах, постановки. Итого Декабрь- МАЙ 50 СЕНТЯБРЬМАЙ 12 144 10