Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Браво стартовая

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии «Браво»
направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует
формированию ее сознания, способствует духовному, социальному становлению
личности ребенка, расширяет жизненный опыт.
Программа составлена в соответствии с следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 о «Порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4.07.2017г. № 41).
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации». Методические
рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые).
 Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному
искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает
способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать
чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается
в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и
переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные
отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем
оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата
осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и
творческой активности на основе классической театральной культуры
способствует духовному, социальному и профессиональному становлению
личности ребенка.
2

Актуальность
программы
определяется
необходимостью
успешной
социализации ребёнка в современном обществе, продуктивного освоения
социальных ролей и творческой реализации. Данная программа поможет
сформировать
у
детей
психологическую
пластичность,
способность
приспосабливаться к новым обстоятельствам, коммуникативность.
Новизна данной программы состоит в следующем:
 смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по актерскому
мастерству на привитие интереса к данному виду деятельности, через вовлечение в
разовые мероприятия, кратковременные формы;
 модифицировано содержание программы на три программы разного уровня:
стартовый, базовый, продвинутый в соответствии с современными трендами
дополнительного образования.
Цель программы: удовлетворение потребности в самореализации средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
 познакомить с основами театрального искусства, приобщить к театральной
культуре в системе искусств;
 развивать творческие артистические способности детей;
 вовлечь учащихся в социальную и творческую деятельность коллектива.
Адресат программы:
Дети 9-11 лет.
Объем программы и режим работы:
Период

Продолжите
льность
занятия

Кол-во
занятий
в нед.

Кол-во Кол-во
часов в недель
неделю

Кол-во
часов в год

1 год обучения

2 часа

2

4 часа

144 часа

36

Основной формой организации образовательного процесса является групповое
занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм
организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью,
репетиции и театральные выступления
Учебный план.
3

N
п/п

Название раздела, блока, модуля.

Количество часов
Всего Теория Практи
ка

1

Введение.

2

2

Основы театральной игры.

32

4

28

3

Основы сценического движения.

24

6

18

4

Работа над внешним образом.

24

6

18

5

Репетиционно - постановочная работа.

50

10

40

6

Участие в концертах, постановках.

12

4

8

Итого

144

26

118

2

Содержание
1. Введение в предмет – 4 ч.
Понятие театр, виды театра. Театральная культура. Театры Хабаровского края.
Зрительская культура.
2. Основы театральной игры - 32 ч.
Понятие театральная игра, ее возникновение. Значение в театральном искусстве
игры. Наблюдения за окружающим миром и передача впечатлений в игре. Понятие
жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. Перевоплощение.
Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,
«Ладонь»,
«Фотография», «Три точки», «Круги внимания», «Угадать шумы», «Радио»,
«Слышать одного», «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,
«Информация через стекло. Дальнее расстояние»; упражнения на предлагаемые
обстоятельства - «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я –
чайник», «Лес» и др.
3. Основы сценического движения-24 ч.
3.1. Развитие мышечно-двигательного аппарата.
Введение в предмет «Сценическое движение». Понятие мышечно-двигательный
аппарат. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.
Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция.
Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.
4

Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног:
упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные
упражнения.
3.2. Упражнение на равновесие.
Различные виды одиночного балансирования. Парные и групповые упражнения,
их виды.
Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату», «Качели»,
«Лодочка», «Мостик», «Паром» и др.
4. Работа над внешним образом
4.1. Грим и его предназначение.
Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.
К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и
глубины
зрительного
зала,
а
также
сценического
освещения.
Происхождение грима. Органическая связь грима с характером представления,
жанром,
стилем.
Безвредность
красок,
их
состав.
Подготовка лица к нанесению грима. Последовательность нанесения грима на
лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество
гримировальных принадлежностей.
4.2. Костюм и реквизит как средство создания образа.
Костюм и грим.Роль реквизита и костюма в создании образа. Реквизит, как
средство
передачи
атмосферы
исторического
периода
литературного
произведения.
5. Репетиционно-постановочная работа – 50 ч.
6. Участие в концертах, мероприятиях. Спектакли. – 12 ч.
Постановка по мотивам русских народных сказок.
Участие в массовке новогодних утренников.
Театрализованный конкурс «Стартин у Деда Мороза»
Постановка спектакля «Лососевый мальчик»
Игровая программа « Ехал Грека».
Подготовка номера к отчетному концерту.
Ожидаемые результаты:
По окончании программы обучающиеся :
- знают виды театра и театрального искусства, театры Хабаровского края;
- знают правила поведения в театре;
- знают театральный этикет;

5

- умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- могут исполнить и передать образы сказочных персонажей;
- умеют произносить скороговорки в разных темпах;
- умеют произносить скороговорку с разными интонациями;
- умеют строить простейший диалог;
- умеют составлять предложения с заданными словами;
- понимают значение костюма и грима;
- с удовольствием принимают участие в небольших постановках, праздниках и
мероприятиях центра;
- без затруднений общаются между собой.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
 стулья;
 маты, матрацы;
 кубы различных форм;
 прожекторы;
 зеркала, грим;
 реквизиты, костюмы;
 ширмы (стационарные, передвижные);
 магнитофон, аудио;
 видеофонд записей постановок театральной студии.
Формы аттестации и представления результатов:
 по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в
постановке для отчетного концерта, где продемонстрируют приобретенные
умения;
 показателем освоения программы станет перевод на программу базового
уровня.
Оценочные материалы:
- диагностические материалы (Приложение1).

Методическое обеспечение
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное
выявление интересов, склонностей, потребностей обучающихся, уровень
мотивации, а также уровень творческой активности.
Одной из форм фиксации уровня творческих достижений каждого ребенка
является оформление дневника наблюдения, который рассчитан на весь период
обучения в театральной студии и включает:
6

 общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения
о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
 заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в
анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего
кругозора;
Основные формы проведения занятий с младшими студийцами:
 игра;
 различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
 слушание;
 созерцание;
 импровизация.
Занятия строятся на использовании технологий театральной педагогики,
адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы
интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных
постановках. Выход на сцену, в свою очередь, способствует повышению
мотивации детей для дальнейшего обучения по программе, перспективу показа
приобретённых навыков перед зрителями.
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью
помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром,
желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться,
творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального
искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления
ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь
ребенку
в
раскрытии
себя
в
общении
и
творчестве.
Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние,
зимние и весенние каникулы учебные занятия заменяются на различного рода
воспитательные мероприятия (Приложение 2). А в летние каникулы занятия
проходят в рамках программы профильного лагеря. Все это отражено в
календарном учебном графике. (Приложение 3)

Список литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.:
Искусство, 2002.
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
7

7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и
тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры
педагога.- М.: Социум, 2010
17. Суркова
М.
Ю.
Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2012.
18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2013.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014.
20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012.

Приложение 1
Диагностическая карта образовательных результатов (стартовый уровень).
Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов.
Диагностируемые умения

ФИ уч-ся

8

Дикция
Может передать чувства,
используя мимику, жесты
Может
использовать
интонацию для передачи
смысла
Может передать образы
сказочных персонажей;
умеет строить
простейший диалог
может преодолеть
волнение во время
выступлений;
принимает участие в
небольших постановках
Двигается соответственно
мизансцене
принимает
активное
участие в постановках

Приложение 2
Календарный учебный график
Название раздела

Месяц

1.Введение в предмет сентябрь

2.Театральная игра.

Сентябрь-май

Дата

Кол-во
часов
2

32
9

3.Сценическое
движение.

Октябрь-май

24

3.1.
Развитие Ноябрь
мышечнодвигательного
аппарата.

14

Декабрь
3.2.Упражнение на
равновесие.
4.Работа над образом Ноябрь -май

10
24

4.1.Грим и его
предназначение.
4.2.Костюм и
реквизит

Январь

4

февраль

20

Репетиционнопостановочная
работа
Участие в
концертах,
постановки.
Итого

Декабрь- МАЙ

50

СЕНТЯБРЬМАЙ

12

144

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».