Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии «Браво»
направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует
формированию ее сознания, способствует духовному, социальному становлению
личности ребенка, расширяет жизненный опыт.
Программа составлена в соответствии с следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 о «Порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4.07.2017г. № 41).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации». Методические
рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые).
Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному
искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает
способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать
чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается
в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и
переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные
отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем
оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата
осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и
творческой активности на основе классической театральной культуры
способствует духовному, социальному и профессиональному становлению
личности ребенка.
2
Актуальность
программы
определяется
необходимостью
успешной
социализации ребёнка в современном обществе, продуктивного освоения
социальных ролей и творческой реализации. Данная программа поможет
сформировать
у
детей
психологическую
пластичность,
способность
приспосабливаться к новым обстоятельствам, коммуникативность.
Новизна данной программы состоит в следующем:
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по актерскому
мастерству на привитие интереса к данному виду деятельности, через вовлечение в
разовые мероприятия, кратковременные формы;
модифицировано содержание программы на три программы разного уровня:
стартовый, базовый, продвинутый в соответствии с современными трендами
дополнительного образования.
Цель программы: удовлетворение потребности в самореализации средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
познакомить с основами театрального искусства, приобщить к театральной
культуре в системе искусств;
развивать творческие артистические способности детей;
вовлечь учащихся в социальную и творческую деятельность коллектива.
Адресат программы:
Дети 9-11 лет.
Объем программы и режим работы:
Период
Продолжите
льность
занятия
Кол-во
занятий
в нед.
Кол-во Кол-во
часов в недель
неделю
Кол-во
часов в год
1 год обучения
2 часа
2
4 часа
144 часа
36
Основной формой организации образовательного процесса является групповое
занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм
организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью,
репетиции и театральные выступления
Учебный план.
3
N
п/п
Название раздела, блока, модуля.
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
1
Введение.
2
2
Основы театральной игры.
32
4
28
3
Основы сценического движения.
24
6
18
4
Работа над внешним образом.
24
6
18
5
Репетиционно - постановочная работа.
50
10
40
6
Участие в концертах, постановках.
12
4
8
Итого
144
26
118
2
Содержание
1. Введение в предмет – 4 ч.
Понятие театр, виды театра. Театральная культура. Театры Хабаровского края.
Зрительская культура.
2. Основы театральной игры - 32 ч.
Понятие театральная игра, ее возникновение. Значение в театральном искусстве
игры. Наблюдения за окружающим миром и передача впечатлений в игре. Понятие
жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. Перевоплощение.
Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,
«Ладонь»,
«Фотография», «Три точки», «Круги внимания», «Угадать шумы», «Радио»,
«Слышать одного», «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,
«Информация через стекло. Дальнее расстояние»; упражнения на предлагаемые
обстоятельства - «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я –
чайник», «Лес» и др.
3. Основы сценического движения-24 ч.
3.1. Развитие мышечно-двигательного аппарата.
Введение в предмет «Сценическое движение». Понятие мышечно-двигательный
аппарат. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.
Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция.
Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.
4
Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног:
упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные
упражнения.
3.2. Упражнение на равновесие.
Различные виды одиночного балансирования. Парные и групповые упражнения,
их виды.
Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату», «Качели»,
«Лодочка», «Мостик», «Паром» и др.
4. Работа над внешним образом
4.1. Грим и его предназначение.
Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.
К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и
глубины
зрительного
зала,
а
также
сценического
освещения.
Происхождение грима. Органическая связь грима с характером представления,
жанром,
стилем.
Безвредность
красок,
их
состав.
Подготовка лица к нанесению грима. Последовательность нанесения грима на
лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество
гримировальных принадлежностей.
4.2. Костюм и реквизит как средство создания образа.
Костюм и грим.Роль реквизита и костюма в создании образа. Реквизит, как
средство
передачи
атмосферы
исторического
периода
литературного
произведения.
5. Репетиционно-постановочная работа – 50 ч.
6. Участие в концертах, мероприятиях. Спектакли. – 12 ч.
Постановка по мотивам русских народных сказок.
Участие в массовке новогодних утренников.
Театрализованный конкурс «Стартин у Деда Мороза»
Постановка спектакля «Лососевый мальчик»
Игровая программа « Ехал Грека».
Подготовка номера к отчетному концерту.
Ожидаемые результаты:
По окончании программы обучающиеся :
- знают виды театра и театрального искусства, театры Хабаровского края;
- знают правила поведения в театре;
- знают театральный этикет;
5
- умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- могут исполнить и передать образы сказочных персонажей;
- умеют произносить скороговорки в разных темпах;
- умеют произносить скороговорку с разными интонациями;
- умеют строить простейший диалог;
- умеют составлять предложения с заданными словами;
- понимают значение костюма и грима;
- с удовольствием принимают участие в небольших постановках, праздниках и
мероприятиях центра;
- без затруднений общаются между собой.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
стулья;
маты, матрацы;
кубы различных форм;
прожекторы;
зеркала, грим;
реквизиты, костюмы;
ширмы (стационарные, передвижные);
магнитофон, аудио;
видеофонд записей постановок театральной студии.
Формы аттестации и представления результатов:
по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в
постановке для отчетного концерта, где продемонстрируют приобретенные
умения;
показателем освоения программы станет перевод на программу базового
уровня.
Оценочные материалы:
- диагностические материалы (Приложение1).
Методическое обеспечение
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное
выявление интересов, склонностей, потребностей обучающихся, уровень
мотивации, а также уровень творческой активности.
Одной из форм фиксации уровня творческих достижений каждого ребенка
является оформление дневника наблюдения, который рассчитан на весь период
обучения в театральной студии и включает:
6
общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения
о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в
анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего
кругозора;
Основные формы проведения занятий с младшими студийцами:
игра;
различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
слушание;
созерцание;
импровизация.
Занятия строятся на использовании технологий театральной педагогики,
адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы
интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных
постановках. Выход на сцену, в свою очередь, способствует повышению
мотивации детей для дальнейшего обучения по программе, перспективу показа
приобретённых навыков перед зрителями.
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью
помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром,
желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться,
творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального
искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления
ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь
ребенку
в
раскрытии
себя
в
общении
и
творчестве.
Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние,
зимние и весенние каникулы учебные занятия заменяются на различного рода
воспитательные мероприятия (Приложение 2). А в летние каникулы занятия
проходят в рамках программы профильного лагеря. Все это отражено в
календарном учебном графике. (Приложение 3)
Список литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.:
Искусство, 2002.
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
7
7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и
тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры
педагога.- М.: Социум, 2010
17. Суркова
М.
Ю.
Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2012.
18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2013.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014.
20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012.
Приложение 1
Диагностическая карта образовательных результатов (стартовый уровень).
Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов.
Диагностируемые умения
ФИ уч-ся
8
Дикция
Может передать чувства,
используя мимику, жесты
Может
использовать
интонацию для передачи
смысла
Может передать образы
сказочных персонажей;
умеет строить
простейший диалог
может преодолеть
волнение во время
выступлений;
принимает участие в
небольших постановках
Двигается соответственно
мизансцене
принимает
активное
участие в постановках
Приложение 2
Календарный учебный график
Название раздела
Месяц
1.Введение в предмет сентябрь
2.Театральная игра.
Сентябрь-май
Дата
Кол-во
часов
2
32
9
3.Сценическое
движение.
Октябрь-май
24
3.1.
Развитие Ноябрь
мышечнодвигательного
аппарата.
14
Декабрь
3.2.Упражнение на
равновесие.
4.Работа над образом Ноябрь -май
10
24
4.1.Грим и его
предназначение.
4.2.Костюм и
реквизит
Январь
4
февраль
20
Репетиционнопостановочная
работа
Участие в
концертах,
постановки.
Итого
Декабрь- МАЙ
50
СЕНТЯБРЬМАЙ
12
144
10