Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Волшебный карандаш

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик»
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для проектирования ДООП:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28«Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2«Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019 г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края»;
- Методические рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. № 09-3242);
2

- Методические рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны (Письмо Минпросвещения
Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. № АБ-3935/06);
- Приказ краевого государственного автономного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей
(региональный модельный центр дополнительного образования детей
Хабаровского края)» от 27.05.2025 г. №220 П «Об утверждении Положения о
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
реализуемой в Хабаровском крае»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр развития творчества детей и юношества городского
поселения
«Рабочий
поселок
Чегдомын»
Верхнебуреинского
муниципального района Хабаровского края (далее - ЦРТДиЮ).
Актуальность ДООП
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность,
связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно –
прикладного искусства решают не только частные задачи художественного
воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально –
творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка
направлена на отражение доступными для его возраста художественными
средствами своего видения окружающего мира
Актуальность программы в том, что она направлена на раскрытие,
формирование на развитие у детей младшего школьного возраста
художественных способностей, познавательной и творческой активности.
Педагогическая целесообразность
В ходе изобразительной деятельности дети знакомятся с различными
терминами и понятиями из области искусства, приемами изобразительной
деятельности, учатся определять и классифицировать цвета, видеть
гармоничные цветовые сочетания, чувствовать форму, отмечать
3

пространственное положение предметов. Рисуя, дети учатся бережно
относится к художественным материалам, у них формируются навыки
культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка,
самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их
настойчивости, способности к преодолению трудностей.
Адресаты ДООП: учащиеся в возрасте 8-10 лет.
Форма обучения: очная.
Объём и срок освоения, режим занятий:
Период

1 г.о.
2 г.о.

Продолжительность Количество Кол-во Кол-во
занятия
занятий
в часов
в недель
неделю
неделю
2 ч.
2
2 ч.
2
Общий объем программы

4
4

36
36

Кол-во
часов в
год
144
144
288 ч.

Цель и задачи ДООП.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через
освоение навыков изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи для учащихся первого года обучения программы:
Предметные:
- познакомить с жанрами декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
- обучить нетрадиционным техникам ИЗО и ДПИ деятельности и
принципам работы с различными художественными материалами;
- обучить подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты;
Метапредметные:
- развить умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
их достижения на практике;
- развивать внимание, память, воображение;
- развивать моторику и точность глазомера;
Личностные:
- формировать
устойчивый интерес к искусству и
занятиям художественным творчеством;
- выстраивать личностное отношение к произведениям искусства.
- развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся;
Задачи для учащихся второго года обучения программы:
Предметные:
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
4

художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель,
тушь и др.),
- получить знания по изображению натюрморта, пейзажа, портрета;
- освоить правила составления композиции;
- совершенствовать
навыки работы в нетрадиционных
техниках рисования;
Метапредметные:
- развить творческую фантазию и воображение;
- развить художественный вкус;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы
Личностные:
- воспитать любовь и уважение к искусству;
- формировать устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Учебный план: Первый год обучения
№ Название раздела
Количество часов
Форма
всего теория практика контроля
1 Вводное. Виртуальная
2
1
1
Викторина
экскурсия в мир исусства.
2

ИЗО. Декоративное рисование.

14

4

10

Выставка.
Конкурс.

3

ИЗО. Техника кляксография.

4

1

3

Выставка.
Конкурс.

4
5
6
7
8

ИЗО. Печатная техника
ИЗО. Техника граттаж.
ДПИ. Техника кинусайга.
ДПИ. Поделки из горячего клея.
ДПИ. Поделки из ниток.

32
8
16
4
6

4
1
2
1
1

28
7
14
3
5

Выставка.
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Выставка.

14
10
14

3
3
3

11
7
11

Выставка.
Выставка.
Выставка.

9 ИЗО Коллективное панно.
10 ИЗО Монотипия
11 ДПИ. Создание топиария

5

12 ИЗО Рисование по мокрой бумаге.
Акварель.
13 ИЗО.Техника пуантилизм.
14 Итоговое
Всего

6

1

5

Выставка.
Конкурс.

12
2
144

2

10
2
117

Выставка.

27

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1.
Вводное занятие (2ч.)
Теория (1 ч.) Виртуальная экскурсия в мир искусства. Презентация
«Виды и жанры изобразительного искусства».
Практика: проведение викторины, игры «Происшествие в музее».
2.
ИЗО. Декоративное рисование
(14ч.) Теория (4 ч.)
Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Теплые
и холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах.
Правила изображения декоративных растений в теплой и холодной гамме.
Правила построения композиции. Соответствие цветовой гаммы фона и
изображения. Ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок,
правилами работы гуашью. Обучение выбору композиционного решения,
цветовой гаммы с учетом особенностей зимнего колорита, правильному
изображению внешнего строения деревьев, направления стволов и ветвей,
их ритмом и пропорциями (величиной ветвей по отношению к стволу).
Практика (10 ч.) Выполнение декоративной композиции «Мир цвета в
природе» в выбранной цветовой гамме. Зарисовки зимнего леса.
Для стартового уровня: выполнение работ с в разных техниках (набрызг,
мятая бумага, с помощью ватных дисков).
Для базового: выполнение работ в усложненной технике рисования с
использованием соли и клея ПВА.
Для продвинутого: выполнение работ в технике пуантилизм.
3.
Техника кляксография (4 ч.)
Теория(1ч.).Историявозникновения. Просмотр презентации.
Описание техники.
Практика (3ч.).
Для стартового уровня: рисунок салюта, фантастических деревьев. Для
базового: рисунок аквариума, цветов.
Для продвинутого: рисунок пейзажа.
4.
Печатная техника (32 ч.)
Теория (4 ч.) Техника выполнения изображения с помощью штампов или
поролоновой губки. Создание образов необыкновенных причудливых
животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы.
Особенности цветового решения: избегать (на первых порах) соединения
дополнительных цветов: красного с зеленым, желтого с фиолетовым и
оранжевого с синим. Технология изготовления клише из овощей и
штампов из пластилина.
Практика (28 ч.): Выполнение декоративного фриза на основе
растительных мотивов в технике печати с помощью самостоятельно
изготовленного клише на цветной бумаге или на заранее прописанном
фоне; простого натюрморта; цветочной поляны.

Для стартового уровня: выполнение несложных композиций
с
использованием простых штампов.
Для базового: выполнение усложненных композиций с использованием
разных штампов.
Дляпродвинутого: выполнение сложных
композиций
с
использованием разнообразных штампов.
5.
Техника граттаж (8 ч.)
Теория (1 ч.) Понятие о технике граттаж, технология его выполнения.
Особенности выполнения на бумаге небольшого формата узоров в технике
граттаж (воскография). Этапы выполнения работы.
Практика (7ч.) Подготовка листа плотной бумаги или картона: нанесение
она цветными мелками, окрашивание черной гуашью или тушью.
Выполнение работы в технике граттаж.
Для стартового уровня: выполнение узоров в технике граттаж.
Для базового: рисунок цветочной поляны, космическая тема.
Для продвинутого: рисунок пейзажа.
6.
Техника кинусайга (16 ч.)
Теория (2 ч.) История появления техники. Присмотр презентации и
образцов изделий. Особенности выполнения работы.
Практика (14 ч.) Создание эскиза картины. Подготовка пенопласта к
работе. Нанесение рисунка через копирку. Прорезывание контура рисунка
канцелярским ножом. Техника безопасности. Заполнение фрагментов
рисунка тканью при помощи клея и стека.
Для
стартового
уровня:
выполнение
картины
из
крупных
хлопчатобумажных деталей (рисунок простой).
Для базового: выполнение картины из небольших хлопчатобумажных
деталей (рисунок усложненный).
Для продвинутого: выполнение картины из среднего размера деталей с
использованием шелковой или трикотажной ткани.
7.
Поделки из горячего клея (4 ч.)
Теория (1 ч.) Технология изготовления снежинки из горячего клея.
Техника безопасности. Для работы используются распечатанные картинки
снежинок.
Практика (3 ч.) Нанесение на пергаментную бумагу по контурам рисунка
горячего клея. Раскрашивание акриловыми красками. Декорирование.
Для стартового уровня: изготовление снежинки с простым узором по
печатному образцу.
Для базового: изготовление снежинки с более сложным узором по печатному
образцу, оригинальное решение декора.
Для продвинутого: изготовление снежинки с более сложным узором по
собственному рисунку.
8.
Поделки из ниток (6 ч.)
Тория (1 ч.) Беседа: примеры поделок из ниток, последовательность
этапов изготовления новогодней елки. Техника безопасности при работе
клеем ПВА и термопистолетом.

Практика (5 ч.) Технология выполнения елочки из ниток: создание
конуса-основы из картона, обмотка его целлофаном. Нанесение шерстяных
ниток, смоченных в клее ПВА, на конус. Раскрашивание. Декорирование.
Для стартового уровня: выполнение работы с использованием толстых
шерстяных ниток.
Для базового: выполнение работы с использованием более тонких ниток
(ирис или тонкая пряжа).
Для продвинутого: составление композиции, выполненной из более тонких
ниток (ирис или тонкая пряжа).
9.
Коллективное панно (14 ч.)
Теория (3 ч.) Беседа: особенности декоративной композиции., грамотное
расположение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира
растений, животных и людей. Распределение работы.
Практика (11 ч.) Составление композиции декоративного панно.
Этапы выполнения задания:
I этап — выполнение цветного подмалевка;
II этап — изображение на заранее прописанном фоне
фантастических растений;
III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных
(эти изображения вклеиваются в панно).
Выполнение коллективного панно «Сказочный мир».
Для стартового уровня: рисунок более
простых
по
исполнению сказочных персонажей.
Для базового: рисунок более сложных по исполнению сказочных
персонажей.
Для продвинутого: рисунок сложных по исполнению сказочных
персонажей, составление сказки.
10. Монотипия (10 ч.)
Теория (3 ч.) Особенности создания сюжетной композиции (образов
насекомых, животных, растений в технике) в технике монотипии.
Технология выполнения монотипии.
Практика (7 ч.) Выполнить сюжетную композицию «Образы насекомых,
животных и растений в технике монотипия.
Для стартового уровня: для выполнения работы в качестве твердой
поверхности выбирается картон.
Для базового: для выполнения работы в качестве твердой поверхности
выбирается пластик.
Для продвинутого: для выполнения работы в качестве твердой поверхности
выбирается пластик, доработка эскиза в смешанной технике.
11. Создание топиария (14 ч.)
Теория (3 ч.) История возникновения топиария. Варианты. Выбор
материала. Технология выполнения.
Практика (11 ч.) Оформление пенопластового шара. Укрепление шпажки
в центре шара и горшочка. Заливка гипсовой смеси. Декорирование.
Для стартового уровня: оформление шара с помощью зерен кофе.

Для базового: оформление шара с помощью зубочистки и лоскутов
органзы. Для продвинутого: оформление шара с помощью зубочистки и
лоскутов органзы, изготовление цветов из нее.
Рисование по мокрой бумаге. Акварель (6ч.)
Техника выполнения работы. Объяснение. Подготовка акварельной бумаги,
смоченной водой. Нанесение краски фона, грунтовка переднего плана,
прорисовка мелких деталей.
Для стартового уровня: рисунок весеннего неба. Для базового: рисунок
цветов. Для продвинутого: рисунок ваза с цветами.
12. Техника пуантилизм (12ч.)
Теория (2 ч.) Знакомство с произведениями художников-пуантилистов.
Особенности работ. Этапы выполнения рисунков ватными палочками.
Практика (10 ч.) Создание эскиза. Выполнение работы с помощью ватных
палочек.
Для стартового уровня: рисунок вербы. Для базового: рисунок сирени.
Для продвинутого: рисунок цветочной поляны.
13. Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов года. Награждение. Оформление выставки рисунков.
Планируемые результаты:
По окончании 1 года обучения учащиеся достигнут следующих
результатов:
Предметные:
- получат представление о видах и жанрах
изобразительного искусства;
- получат практические
знания
о различных техниках
изобразительной грамоты и декоративно-прикладного искусства;
- овладеют умением гармонично сочетать цвета.
- научатся работать с различными инструментами.
Метапредметные:
- продемонстрируют готовность участвовать в выставках и конкурсах;
- научатся
концентрировать
внимание
и
проявлять
воображение в процессе изобразительной и декоративно-прикладной
деятельности.
Личностные:
продемонстрируют
интерес
к
изучению
произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Учебный план
Второй год обучения
№ Название раздела
Количество часов
Форма контроля
всего теория практика
1 Вводное. Виртуальная
4
2
2
Викторина
экскурсия в мир искусства.

2
2

1
1

1
1

Выставка.
Выставка.

4
5
6

Орнаментальная композиция.
Одноцветная акварель –
«гризайль».
Акварель.
Пейзаж.
Основы композиции.

7
30
21

2
3
3

5
27
18

7
8

Натюрморт.
Портрет.

24
39

3
3

21
36

9

Абстрактная
композиция.

12

2

10

Выставка.
Выставка, конкурс
Выставка.Диагности
ка по проверочной
карте.
Выставка, конкурс
Выставка, конкурс.
Диагностика
по
проверочной карте.
Выставка.
Диагностика
по
проверочной карте.

2
3

10 Итоговое занятие.
Всего

3
144

20

3
124

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
1. Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства (4 ч.)
Теория
(2 ч.): Вводный инструктаж. Беседа. Просмотр презентации
«Шедевры мирового искусства».
Практика (2 ч.): Составление картин из пазлов «Мастера живописи». Игра
«веселая кисточка». Викторина.
Для стартового уровня: составление картины из крупных пазлов.
Для базового уровня: составление картин от 2 из большего количества пазлов
с определением названия и автора.
Для продвинутого уровня: составление картин от 2 из большего
количества пазлов с определением названия, автора, музея.
2. Орнаментальная композиция. (2 ч.)
Теория (1 ч.). Беседа. Определение понятия орнамент. Виды. Тайна ритма и
создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практика (1 ч.)
Для стартового уровня: выполнение несложного геометрического и
растительного орнамента по образцу в полосе, круге, квадрате.
Для базового уровня: выполнение усложненных геометрических и
растительных орнаментов по образцу в полосе, круге, квадрате.
Для продвинутого уровня: выполнение усложненных геометрических и
растительных орнаментов по памяти.
3. Одноцветная акварель – «гризайль» (2ч.)
Теория (1 ч.) Понятие «тон». Понятия «холодные и теплые цвета».
Общие сведения о понятии. Особенности техники гризайль.

Практика (1 ч.):
Для стартового уровня: изображение вазы с цветами (ромашки, васильки,
маки).
Для базового уровня: изображение вазы с цветами, более сложными в
исполнении (розы, пионы, хризантемы).
Для продвинутого уровня: изображение вазы с цветами, более сложными в
исполнении (розы, пионы, хризантемы) с включением дополнительных
элементов в рисунок.
4. Цвет в окружающей среде. Акварель (7 ч.)
Теория (2 ч.) Холодные и теплые цвета в живописи. Презентация.
Оттенки. Тени в зависимости от света: теплые или холодные.
Практика (5 ч.). Рисование по методу ассоциаций: стихия вода, огонь.
Изображение цветов и растений, фруктов. Опыт с лампой и кубиками льда.
Для стартового уровня: раскрашивание цветов и растений, фруктов в теплой
и холодной цветовой гамме;
Для базового уровня: изображение цветов и растений, фруктов (по образцу) в
теплой и холодной цветовой гамме.
Для продвинутого уровня: уровня: изображение цветов и растений,
фруктов (по памяти) в теплой и холодной цветовой гамме.
5. Пейзаж (30 ч.)
Теория (3ч.) Объяснение понятия «пейзаж». Знакомство с творчеством
известных художников-пейзажистов. «Золотая осень». Просмотр
иллюстраций: В. Поленов «Ранний снег»; Карл Розен «Зимний лес»; В.
Иванов «Анастасия»; И. Айвазовский «Зимний пейзаж». Анализ картин.
Особенности цветовой гаммы.
Практика (27 ч.): Пленэр. Рисование осеннего дерева с натуры. Техника
выполнения: акварель или мелки. Рисование пейзажа «Зимняя сказка»
гуашью по памяти. Пейзаж. Выполнение работы в технике мокрая бумага.
Акварель.
Для стартового уровня: создание простых этюдов пейзажа.
Для
базового уровня: создание этюдов пейзажа с
изображением многообразия природы.
Для продвинутого уровня: создание этюдов пейзажа с изображением
многообразия природы в комбинированной технике рисования.
6. Основы композиции (21ч.)
Теория (3 ч.). Понятие центра композиции. Симметрия и асимметрия.
Наброски. Линия горизонта. Группировка предметов.
Практика
(18 ч.) Рисунок дерева. Составление
пространственных планов. Зарисовка пейзажа в графике.
Для стартового уровня: зарисовка несложного пейзажа.
Для базового уровня: зарисовка пейзажа, передающего многообразие
форм деревьев.
Для продвинутого уровня: зарисовка пейзажа «Парк»
7. Натюрморт (24 ч.)
Теория (3 ч.). Знакомство с произведениями известных художников.

Виды натюрморта. Правила составления.
Практика (21 ч.). «Составь натюрморт» аппликация. Постановочная работа.
Формирование композиции. Эскиз. Выполнение работы гуашью.
Для стартового уровня: натюрморт из фруктов с разметкой плоскости.
Для базового уровня: натюрморт из фруктов с разметкой плоскости с более
сложного ракурса.
Для
продвинутого уровня: натюрморт из фруктов с
разметкой плоскости с более сложного ракурса с
изображением драпировки.
8. Портрет (39 ч.)
Теория (3 ч.) Знакомство с творчеством художников-портретистов.
Виды портретов и их назначение. Пропорции.
Практика (36 ч.). Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу. Портрет
в профиль. Поэтапные наброски по образцу. Выполнение портрета срисовывание по фотографии: построение головы и общего контура лица,
разметка частей лица и работа с плоскостями, детализация лица.
Штриховка и проработка полутонов. Оформление выставки. Анализ работ.
Для стартового уровня: выполнение портрета с освещением сбоку.
Для базового уровня: выполнение портрета с нестандартными
пропорциями лица с освещением сбоку.
9. Абстрактная композиция (12 ч.)
Теория (2 ч.). Понятие «абстракционизм». Просмотр иллюстраций картин
В. Кандинского, М. Ротковича, Ф. Купка, К. Малевича. Анализ картин.
Практика (10 ч.) Эскизы работы «Летнее настроение». Выполнение серии
рисунков акварелью, гуашью, акрилом.
Для стартового уровня: создание произвольной геометрической
композиции с помощью клейкой ленты.
Для базового уровня: создание минималистической геометрической
абстракции.
Для продвинутого уровня: создание абстрактной композиции по принципу
живописи действия.
10. Итоговое занятие (3 ч.)
Подведение итогов года. Награждение. Оформление выставки рисунков
Планируемые результаты:
По окончании 2 года обучения учащиеся достигнут следующих
результатов:
Предметные:

Научатся основам композиции;

Продемонстрируют умение выполнять работы в
жанре натюрморт, пейзаж, портрет;

Освоят технологию различных видов рукоделия;
Метапредметные:

Научатся самостоятельно решать творческие задачи;

Освоят проектную деятельность;

Личностные:
•
Научатся воспринимать художественные произведения
изобразительного и декоративно-прикладного искусства и выражать свое
отношение к ним.
Раздел 2. «Комплекс организационно - педагогических условий»
Календарный учебный график.
Год
Дата
обучения начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Кол-во
учебных
недель

Кол-во
учебных
дней

Кол-во
учебных
часов

1
год 16.09.
обучения 2024г.

31.05.
2025г.

36

72

144

2
год 01.09.
обучения 2025г.

31.05.
2026г.

36

72

144

Режим
занятий
2 раза в
нед. по
2 часа
2 раза в
нед. по
2 часа

Условия реализации программы
Кадровое и материально-техническое обеспечение: программа
«Волшебный
карандаш»
реализуется
на
базе:
МБОУ ЖДЛ п. Новый Ургал.
Программа «Волшебный карандаш» реализуется педагогом дополнительного
образования Центром развития детей и юношества городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын» на основании договора о сетевой форме
реализации образовательных программ.
Перечень оборудования и материалов:
-Кабинет/учебный класс,
-Мультимедиа оборудование: интерактивная доска, проектор, экран,
аудиоколонки,
-Столы и стулья,
-доска школьная, мел белый, цветной
-Цифровой фотоаппарат/смартфон со встроенной камерой,
-Канцелярские принадлежности (бумага, ручки, карандаши, ластик, штрих,
степлер, ножницы, клей, линейка, маркер, стикер, папки),
-краски, кисточки, гуашь, альбомы для рисования
-Доступ в сеть Интернет,
-Ноутбуки/стационарные компьютеры
-Набор муляжей для постановки натюрморта.
-Раздаточный материал: дидактические карточки, алгоритмы выполнения
заданий, памятки, образцы работ, акварельная бумага, карандаши и
кисточки, акварель и гуашь, восковые мелки, набор картона, тонкая
проволока, нитки мулине, элементы декора, мешковина, швейные иглы и
нитки.

Формы контроля и способы отслеживания образовательных
результатов
1.
Вводный
контроль
отслеживается
уровень
подготовленности учащихся в начале учебного года (тест и выполнение
практических заданий).
2.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки
усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся. При его проведении используются такие формы, как
теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая
и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
3.
Промежуточный контроль осуществляется по мере
прохождения темы, раздела и подготавливает учащихся к контрольным
занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и
контрольная работа (проверочные карточки-задания и выполнение
работ). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах
и выставках по изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству разного уровня.
4.
Итоговый контроль проводится по завершении всего
образовательного курса программы в целом. Цель его проведения –
определение уровня усвоения программы каждым учащимся.
Результаты проверки знаний учащихся заносятся в диагностическую карту,
что дает возможность скорректировать работу объединения и увидеть
эффективность программы (Приложение 1 – диагностика).
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются технологии:
личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные
технологии, технология исследовательской деятельности, технология
творческой деятельности, технология методов проекта.
Личностно–ориентированные
технологии
способствуют
индивидуальному подходу к каждому ребенку, созданию для него
необходимых условий комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают
возможность определения образовательной траектории обучения с учетом
сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества
для общения с другими членами коллектива.
Технология исследовательской и проектной деятельности в
образовательном процессе позволяет развивать наблюдательность, логику,
самостоятельность в выполнении практических работ и заданий, а также
ориентироваться в информационном пространстве.
Диалоговые технологии развивают у обучающихся навык выражения
своих мыслей, способствуют осваиванию и отстаиванию новых ценностей,
создают благоприятные условия для осмысления опыта художественной,
проектной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии создают условия для
овладения технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, в

различных формах с учётом психолого-педагогических основ использования
средств ИКТ в учебном процессе.
Методы обучения
- наглядно-объяснительный - задача детей – понять и воспроизвести;
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер
объяснения новых тем, поэтому через объяснения, беседы и пр. имеется
возможность сообщить большое количество новых знаний.
- практический метод (творческий) - источником знания является
практическая деятельность обучающихся и активное участии в акциях,
мероприятиях, конкурсах.
Дидактический материал:
-наборы открыток: «Художники» (иллюстрации картин), «Растения»,
«Птицы»,
«Художники-абстракционисты»,
«Художникипортретисты»; натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса,
-календари: «Архитектура», «Природа»;
-книги по декоративно-прикладному искусству с иллюстрациями;
-иллюстрации произведений живописи и графики с изображением
сказочных; персонажей, фантастических животных и растений;
-и фотографии по различным тема программы;
-репродукции картин известных художников;
-дидактические карточки;
-презентации и видео и аудиозаписи «История техники ганутель»;
«Времена года» для Эрмитажного театра; «Весна, Лето, Осень, Зима» для
Русского музея; «Все о натюрморте», «Шедевры мирового искусства»,
«Птицы Хабаровского края»;
-образцы рисунков.

Список литературы для педагога:
1.
Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение,
2013.
2.
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 5 класс. - М.:ВентанаГраф,2015.
3.
Иванова
Е.В., Николаева Н.Ю., Большая
иллюстрированная энциклопедия живописи, 2015
4.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 2014
5.
Сокольникова
Н.М.
«Изобразительное искусство». — М.:
АСТ, Астрель, 2014.
6.
Фокина Л.В.: Орнамент. - Ростов н/Д: Феникс, 2017
7.
«Юный художник». Журнал - подборка за 2013-2017гг
8.
Яковлева
Н.
«Русская
историческая
живопись».
Детская энциклопедия.– М.: Белый город, 2016.
Интернет ресурсы:
• https://www.izocenter.ru/blog/tehnika-grizajl-v-zhivopisi/

http://fotorika.ru/chto-ne-popalo-vkadr/kak_risovat_portret_karandashom_poetapno.
html

https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2015/06/09/kak-sozdat-realistichnyjportret-za-3-minuty/
Список литературы для учащихся:
1.
Визер, В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В. В. Визер. Спб.
2.
Галян Т.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я
рисую натюрморт. – Ростов на Дону: ООО «Удача», 2008
Питер, 2007 - 192 с.
3.
Простые уроки рисования. «Горы». Журнал для детей от 7 до 13 лет.
ООО «Издательство «Доброе слово»» 2016
4.
Простые уроки рисования. «Замки, дворцы, крепости». Журнал для
детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2014
5.
Простые уроки рисования. «Море». Журнал для детей от 7 до 13 лет.
ООО «Издательство «Доброе слово»» 2014
6.
Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2013

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для родителей:
Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2013
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г

Календарный учебный график 2024-2025 учебный год, 1 год обучения
№

дата

Форма/ вид занятия

1
2

Беседа, игра
Беседа, практикум, игра

3

Рассказ - объяснение

4
5

Беседа, практикум
Виртуальная экскурсия
«Осенний лес», практикум
Практикум

6

10

Рассказобъяснение,
практикум
Рассказобъяснение,
практикум
Рассказ - объяснение.
Игра. Практикум.
Беседа, практикум

11

Практикум.

12

Рассказ- объяснение,
практикум.
Беседа, практикум.

7
8
9

13

Кол-во
Тема занятия
Форма контроля
часов
2
Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства.
Викторина
2
Декоративное рисование.«Мир цвета в природе»
Понятие о тёплых и холодных цветах
Выставка.
2
Декоративное рисование. «Мир фантастических
деревьев». Понятие о контрастах теплых и холодныхТест
цветов.
2
Декоративное рисование. «Красивые цепочки».
Фронтальная беседа
«Волшебные краски осеннего дерева». Техника Фронтальная беседа
2
кляксография.
2
«Волшебные краски осеннего дерева». Техника Выставка.
кляксография.
«Необыкновенные листья» Декоративный фриз в
Фронтальная беседа
2
технике печати с помощью клише.
«Необыкновенные листья» Декоративный фриз в
Промежуточный
2
технике печати с помощью клише.
анализ работы
«Необыкновенные листья» Декоративный фриз в
2
технике печати с помощью клише.
2
«Волшебные цветы» Декоративный фриз в
Фронтальная беседа
технике печати с помощью клише.
2
«Волшебные цветы» Декоративный фриз в
Выставка.
технике печати с помощью клише.
2
«Праздничные краски узора» Знакомство с
Фронтальная беседа
техникой граттаж.
2
Праздничные краски узора» Знакомство с техникой Фронтальная беседа
граттаж.

14

Беседа , игра, практикум

2

15

Практикум.

2

16

2

21

Рассказ-объяснение.
Практикум.
Игра, практикум
Практикум
Практикум
Экскурсия в мир сказки.
Практикум.
Практикум

22

Практикум.

17
18
19
20

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практикум.
Практикум.
Практикум.
Беседа, практикум
Практикум
Экскурсия в мир сказки.
Практикум
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Беседа, практикум

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Праздничные краски узора» Знакомство с техникой
граттаж.
Праздничные краски узора» Знакомство с техникой Выставка.
граттаж.
Декоративное рисование. «Мы рисуем зимние Фронтальная беседа
деревья»
Декоративное рисование.«Зимняя сказка»
Промежуточный
анализ работы
Декоративное рисование. «Зимняя сказка»
Декоративное рисование. «Зимняя сказка»
Выставка.
Викторина.
ДПИ. Знакомство с техникой кинусайга.
Зарисовки композиции.
Подготовка пенопласта к работе. Подбор лоскутов Фронтальная беседа
ткани.
Анализ работы.
Нанесение рисунка на пенопласт. ПрорезываниеФронтальная беседа
контура рисунка канцелярским ножом.
Анализ работы
Наклеивание лоскутов ткани.
Анализ работы..
Наклеивание лоскутов ткани.
Викторина
Наклеивание лоскутов ткани.
Анализ работы.
Наклеивание лоскутов ткани.
Фронтальная беседа
Оформление рамки. Выставка работ.
Анализ работы.
ДПИ. Ажурные снежинки. Поделки из горячего клея. Фронтальная беседа
ДПИ. Ажурные снежинки. Поделки из горячего клея. Анализ работы.
ДПИ. Елочка из ниток.
Фронтальная беседа
ДПИ. Елочка из ниток.
Анализ работы.
ДПИ. Елочка из ниток.
Выставка.
«Художники- иллюстраторы сказок»
Викторина.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
Фронтальная беседа

35
36
37
38
39
40

Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Беседа, практикум
Рассказ- объяснение.

2
2
2
2
2
2

41

Практикум

2

42

Практикум

2

43

Практикум

2

44

Практикум

2

45
46
47
48
49
50
51
52

2
2
2
2
2
2
2
2

53

Рассказ-объяснение.
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Рассказ- объяснение.
Практикум.
Практикум

54

Практикум.

2

55

Беседа, игра, практикум

2

2

«Сказочный мир» Коллективное панно.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
«Сказочный мир» Коллективное панно.
Монотипия «Образы насекомых, животных
растений».
Монотипия «Образы насекомых, животных
растений».
Монотипия
«Образы насекомых, животных и растений».
Монотипия
«Образы насекомых, животных и растений».
Монотипия
«Образы насекомых, животных и растений».
ДПИ. Создание топиария. Зарисовки.
Изготовление топиария.
Изготовление топиария.
Изготовление топиария.
Изготовление топиария.
Изготовление топиария.
Изготовление топиария.
Рисование по мокрой бумаге. Акварель.
«Весенние мотивы».
Рисование по мокрой бумаге. Акварель.
«Весенние мотивы»
Рисование по мокрой бумаге. Акварель.
«Весенние мотивы»
Печатная техника. Фантастические герои. Эскиз.

Промежуточный
анализ работы
Промежуточный
анализ работы
Сочинение сказки.
и Кроссворд
и Фронтальная беседа
- опрос

Выставка.
Фронтальная беседа
Фронтальная беседа
Промежуточный
анализ работы
Выставка.
Фронтальная беседа
- опрос
Выставка.
Фронтальная беседа

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Рассказ- объяснение
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Рассказ- объяснение.
Практикум.
Практикум.
Беседа, практикум.
Практикум
Практикум.
Практикум.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Выполнение работы «Фантастические герои».
Выполнение работы «Фантастические герои».
Выполнение работы «Фантастические герои».
Выполнение работы «Фантастические герои».
Выполнение работы «Фантастические герои».
Выполнение работы «Фантастические герои».
Печатная техника. Мои любимые цветы.
Печатная техника. Мои любимые цветы.
Печатная техника. Мои любимые цветы.
Печатная техника. Мои любимые цветы.
Рисунки в технике пуантилизм.
Рисунки в технике пуантилизм
Рисунки в технике пуантилизм
Рисунки в технике пуантилизм
Рисунки в технике пуантилизм.
Рисунки в технике пуантилизм
Итоговое занятие.

Промежуточный
анализ работы

Участие в конкурсе.
Викторина.
Фронтальная беседа
Выставка.
Викторина
Фронтальная беседа
- опрос

Выставка.

Календарный учебный график 2025-2026 учебный год, 2 год обучения
№ Число Форма/ вид занятия

Кол-во Тема занятия
часов
2
Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства.

1

Беседа, игра

2

Беседа, практикум

2

3

2

4

Рассказ- объяснение
Практикум.
Беседа, практикум

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Беседа, практикум
Беседа, практикум
Беседа, практикум.
Беседа, практикум.
Беседа. Пленэр.
Беседа. Пленэр.
Пленэр, практикум
Пленэр, Практикум.
Беседа, практикум

2
2
2
2
2
2
2
2
2

14
15
16
17

Беседа. Практикум.
Рассказ- объяснение,
Беседа, практикум.
Рассказ- объяснение,
Практикум.

2
2
2
2

2

Форма
контроля
Фронтальная
беседа, опрос
«Орнаментальная композиция». Выполнение линий Промежуточны
разного характера: прямые, волнистые линии красоты, й
анализ
зигзаг. Организация плоскости.
работы.
«Тоновая растяжка». Понятие «тон».
Фронтальная
Одноцветная акварель –«гризайль».
беседа
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель.
Промежуточны
Рисование по методу ассоциаций.
й анализ работы
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель.
Рисование по методу ассоциаций.
Цветы, букеты. Акварель.
Цветы, букеты. Акварель.
Пейзаж. Золотая осень.
Выставка.
Пейзаж. Золотая осень.
Фронтальная
беседа, опрос
Пейзаж. Листья и веточки. Мелки
Пейзаж. Листья и веточки. Мелки.
Выставка.
Основы
композиции.
Понятие
центра
композиции.
Основы композиции. Симметрия и асимметрия.
опрос
Основы композиции. Линия горизонта.
Промежуточны
й анализ работы
Основы композиции. Группировка предметов.
Составление пространственных планов.
Зарисовка пейзажа в графике.

18

Практикум.

2

19

Практикум.

2

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Рассказ- объяснение.
Объяснение. Практикум
Практикум.
Практикум.
Беседа. Практикум.
Беседа. Практикум.
Практикум.
Практикум
Беседа. Практикум.
Практикум.
Беседа, практикум
. Практикум.
Практикум
Практикум
Объяснение. Практикум
Практикум
Рассказ- объяснение,
Практикум.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

38

Практикум.

2

39

Рассказ- объяснение.
Игра, практикум
Объяснение. Практикум

2

40

2

Составление пространственных планов.
Зарисовка пейзажа в графике
Составление пространственных планов.
Зарисовка пейзажа в графике
Натюрморт. Виды. Правила составления.
Натюрморт. Формирование композиции. Эскиз.
Натюрморт. Выполнение рисунка композиции.
Натюрморт. Выполнение рисунка композиции.
Выполнение цветового решения композиции.
Выполнение цветового решения композиции. Гуашь.
Выполнение цветового решения композиции. Гуашь.
Выполнение цветового решения композиции. Гуашь.
Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь.
Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь
Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь
Портрет. Виды портретов и их назначение. Пропорции.
Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу.
Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу.
Портрет в профиль. Поэтапные наброски по образцу.
Портрет в профиль. Поэтапные наброски по образцу.
Выражение характера человека через украшение
Выражение намерений человека через конструкцию и
декор
Выражение намерений человека через конструкцию и
декор (сказочный флот)
Выражение намерений человека через конструкцию и
декор (сказочный флот)
Графические материалы. Волшебный цветок

Промежуточ
ный анализ
работы

Выставка.
Тест.
Фронтальная
беседа
Выставка.
Промежуточ
ный анализ
работы.
Выставка.

Выставка.
Фронтальная
беседа, опрос
Выставка.

41
42
43
44
45
46
47
48

Практикум.
Практикум.
Беседа. Практикум.
Беседа. Практикум.
Практикум.
Практикум
Беседа. Практикум.
Практикум.

2
2
2
2
2
2
2
2

49

Беседа, практикум

2

50

2

51

Рассказобъяснение.
Практикум.
Практикум

52

Практикум

2

53
54
55
56

Объяснение. Практикум
Практикум
Практикум.
Практикум.

2
2
2
2

57

Практикум.

2

58
59
60
61

Рассказ- объяснение.
Практикум.
Беседа. Практикум.
Практикум.

2
2
2
2

2

Графические материалы. Волшебный цветок
Пластилин. Древний мир
Пластилин. Древний мир
Пластилин. Древний мир
Изображение и фантазия. Сказочная птица
Изображение и фантазия. Сказочная птица
Украшение и реальность. Паутинка
Выражение отношения к окружающему миру через
изображение природы. Море
Выражение отношения к окружающему миру через
изображение животных
Выражение отношения к окружающему миру через
изображение животных
Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых
тонах.
Цвет как средство выражения. Автопортрет в
холодных тонах.
Цвет как средство выражения. Портрет друга.
Цвет как средство выражения. Портрет друга
Линия как средство выражения. Изображение ветки.
Цвет, ритм, композиция — средства выразительности.
Весна, шум птиц (коллективная работа)
Цвет, ритм, композиция — средства выразительности.
Весна, шум птиц (коллективная работа)
Геометрический орнамент
Растительный орнамент
Ажурные ограды
Наличники на окнах

опрос
Промежуточны
й анализ работы

Промежуточ
ный анализ
работы

Выставка.
Тест.
Фронтальная
беседа
Выставка.
Промежуточ
ный анализ
работы.
Выставка.

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Практикум
Практикум.
Беседа, практикум
Рассказ- объяснение.
Практикум
Практикум
Объяснение. Практикум
Практикум
Рассказ- объяснение,
Практикум.
Практикум.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Национальные костюмы
Маски
Домашние животные
Народные промыслы. Гжель
Сказочные домики
Рисуем бабочек для украшения
Рисование по теме: «Мечты о лете!»
Афиша и плакат
Кляксография.
Волшебные нитки. Картина-пейзаж
Пальчиковая живопись

Выставка.
Фронтальная
беседа, опрос
Выставка.
опрос
Промежуточны
й анализ работы

Приложение 1
Уровни освоения программы 1 год обучения
Уровни освоения программы
продвинутый
высокий
средний
Хорошо
Дает полную
Знает виды и
характеристик разбирается в жанры
видах и жанрах изобразительн
у видов и
изобразительн ого искусства
жанров
ого искусства,
изобразительн
может
ого искусства,
привести
может
примеры.
привести
примеры.
Владение
Отлично владеет Хорошо владеет Умеет
различными
различными
различными
пользоваться
инструментами и инструментами и инструментами различными
материалами
материалами.
и материалами. инструментам
Самостоятельно
ии
применяет на
материалами.
практике.
Цветоведение
Самостоятельно Самостоятельно Знает
умеет
умеет
цветовую
гармонично
гармонично
грамоту.
сочетать цвета, сочетать цвета.
использует
оригинальные
цветовые
решения.
Владение
Отлично владеет Хорошо владеет Имеет навыки
различными
различными
и умеет
работы в
техниками
техниками
смешивать
различных
рисования.
различные
техниках
рисования.
техники
рисования.
Проявляет
Оригинальность Применяет
С помощью
нетрадиционные
фантазию при педагога ищет
выполнения работ
интересные
выполнении
оригинальные
решения при
работы
решения при
выполнении
выполнении
работы.
работы.
Вид
деятельности
Знание видов и
жанров
изобразительного
искусства

низкий
Не имеет
знаний

Не
владеет
инструмен
тами и
материала
ми
Не знает
цветовой
грамоты.

Не имеет
навыков
работы в
различных
техниках.
Не умеет
фантазиро
вать.

Участие в
выставках и
конкурсах

Принимает
участие в
выставках и
конкурсах,
занимает
призовые места.

Принимает
Принимает
участие в
участие в
выставках и
выставках и
конкурсах,
конкурсах.
занимает
призовые
места.
Знание известных Отлично
Хорошо
Знает
произведений
ориентируется в ориентируется в произведения
изобразительного произведениях произведениях изобразительн
искусства.
известных
известных
ого искусства
художников:
художников:
известных
название, страна, название, жанр, авторов.
жанр, стиль, век. страна.

Не
участвует
в
выставках
и
конкурсах
.
Не знает
произведе
ния
изобразит
ельно го
искусства
известных
авторов.

Диагностика учащихся первого года обучения
начало
итог
начало
итог
начало
итог
начало
итог
начало
итог
начало
итог
начало
итог

ФИО
Знание видов и жанров изобразительного искусства
Владение различными инструментами и
материалами
Цветоведение
Владение различными техниками
Оригинальность выполнения работ
Участие в выставках и конкурсах
Знание известных произведений изобразительного
искусства

Приложение 2
Проверочная карта знаний по диагностике первого года обучения.
Знание видов и жанров изобразительного искусства
на начало и конец года тестирование (Приложение 2)
2.
Владение различными инструментами и материалами
На начало года: опрос, какие
существуют виды инструментов
материалов в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности
На конец года:
опрос, практическое применение инструментов,
выставки
работ (Приложение 3)
3.
Цветоведение
На начало года: опрос, практическая работа (Приложение 4)
На конец года: тестирование (Приложение 4)
4.
Владение различными техниками
На начало года: опрос.
На конец года: демонстрация работ в различных техниках.
5.
Оригинальность выполнения работ
На начало года: наблюдение (просмотр рисунков, эскизов)
На конец года: выставка работ.
6.
Участие в выставках и конкурсах
На начало года: опрос (был опыт участия в выставках и конкурсах)
На конец года: составление портфолио учащегося с достижениями.
7.
Знание произведений искусства
На начало года: викторина
На конец года: тестирование.
1.

и

Приложение 3
Тест «Виды и жанры изобразительного искусства»
Назовите виды ИЗО:
а) графика б) музыка в) живопись г) архитектура д) театр
е) скульптура ж) ДПИ
2. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого
является линия, штрихи, точки, пятна:
а) живопись
б) графика в) скульптура
г) архитектура
3. Произведения какого вида искусства имеют объемную форму:
а) фотоискусство б) графика в) скульптура г) живопись
4. Искусство проектировать и строить называется:
а)скульптурой
б)ДПИ в) архитектурой
г) графикой
5. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в
быту относится к:
а) скульптуре
б) ДПИ в) архитектуре
6. Что относится к жанрам изобразительного искусства:
а) пейзаж б) график в) батальный г) скульптура
д) натюрморт
е) портрет ж) архитектура з) исторический и) дизайн к) бытовой
л) анималистический;
7. Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике:
а) исторический б) батальный
в) анималистический
г) бытовой
8. Жанр изобразительного искусства, который отображает повседневную
жизнь человека:
а) портрет б) бытовой
в) батальный
г) исторический
9. Жанр, в котором главный герой – природа:
а) натюрморт б) пейзаж
в) портрет

1.

Приложение 4
1 Вариант
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
1.
2.
3.

Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на
которой живописец смешивает краски, называется (палитрой).
Материал, изготовляемый из равномерно обожжённых тонких
веток, называется
(углём).
________(Бумага) - это материал для письма и рисования,
изготовляемый из древесной и тряпичной массы.

Задание 2. Выберите правильный ответ.
1.
Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту
цвета. (Гуашь, темпера, акварель)
2.
Маркировка на карандашах (ТМ, Т, 2М и т.д.) обозначает.
( Степень оттенка цвета, код производителя, степень твёрдости
или мягкости).
2 Вариант
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
1.
2.
3.

Акварель - это
(водяные краски с растительным
клеем в качестве связующего вещества).
Холст – это
(льняная) ткань, на которой пишут
(масляными красками).
Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски
на какую-либо поверхность называется (кистью).

Задание 2. Выберите правильный ответ.
1.
Холст изготавливают из (целлюлозы, шерстяных волокон, льняного
волокна).
2.
Из пластичного природного материала, имеющего разную окраску,
скульпторы лепят скульптуры малых форм или делают эскизы для больших
скульптур.
(Пластилин, глина, базальт).

Приложение 5
Вопросы:
1.К основным цветам относятся:
а) красный, синий, зелёный;
б) жёлтый, зелёный, красный
в) красный, жёлтый, синий.
2.К тёплым цветам относятся:
а) голубовато-зелёный, голубой;
б) красный, жёлтый;
в) сине-зелёный, синий.
3.Цвета, в цветовом круге, которые находятся напротив друг
друга и дают при смешивании ахроматический цвет, называются:
а) нейтральными;
б) оптическими;
в) дополнительными.
4.Фиолетовую краску можно получить, смешав:
а) синюю и красную;
б) красную и зелёную;
в) синюю и зелёную.

Тест по цветоведению:
1.

К какой группе относятся цвета, производные от красного и желтого?
а) Ахроматические цвета
б) Теплые цвета
в)Холодные цвета
г) Основные цвета
д) Рефлексы

2.

Укажите колорит натюрморта Питера Класа “Завтрак с ветчиной”:
а) Теплый, темный, спокойный
б) Теплый, яркий, солнечный
в) Холодный, блеклый, светлый
г) Холодный, светлый, яркий

3.

Как называется колорит композиции в черно-белой гамме?

а) Ахроматический
б) Теплый
в) Холодный
г) Основной

4. Какие цвета не получаются путем смешивания других цветов и называются
основными?
а) Синий, желтый, зеленый
б) Красный, желтый, синий
в) Красный, желтый, фиолетовый
г) Желтый, синий, фиолетовый
5. Холодные цвета – это:
а) производные от желтого, красного и коричневого
б) производные от синего цвета
в) любой цвет, если в него добавить черный

6. Какие характеристики больше подходят чистым теплым цветам?
а) спокойный, уравновешенный, тихий
б) яркий, энергичный, жизнерадостный
в) нейтральный, успокаивающий,
г) спокойный, рассудительный, мрачный
7. В какой цветовой гамме выполнен этот
пейзаж?
а) в теплой, контрастной, яркой гамме
б) в холодной, бледной, спокойной гамме
в) в теплой, уравновешенной гамме
8.Какая из этих букв выполнена в более
теплом цвете? а) А, б) Б, в) В

Уровни освоения программы 2 год обучения
Вид
Уровни
деятельности продвинутый
высокий
средний
низкий
Основы
Отлично применяет Хорошо знает
Знает
Не имеет
композиции на практике законы основы
основы
знаний
композиции.
композиции:
композиции.
динамику и
статику, закон
равновесия.
Умение
Отлично владеет Хорошо владеет Умеет
Не имеет
работать в
навыками работы в навыками работы выполнять навыков.
жанрах:
различных жанрах: в различных
работы в
натюрморт, натюрморт, пейзаж, жанрах:
жанрах:
пейзаж,
портрет. Может
натюрморт,
натюрморт,
портрет
рисовать по памяти. пейзаж, портрет. пейзаж,
портрет.
Технология Самостоятельно
Знает
Знает
Не знает
выполнения выполняет поделки, технологию и
технологию технологию
поделок
применяя знания по последовательнос выполнения изготовлени
технологии и
ть выполнения поделок.
я поделок.
последовательности поделок.
изготовления.
Участие в
Самостоятельно
Умеет
Имеет
Не участвует
проектной
разрабатывает
разработать
навыки в
в проектной
деятельности творческий проект творческий
разработке деятельност
и участвует в
проект
под творческих и.
научноруководством
проектов.
практической
педагога.
конференции
учащихся.
Умение
Самостоятельно
Самостоятельно Под
Не умеет
анализироват определяет
умеет определить руководство производить
ь
предметный,
характер
м педагога анализ
произведения сюжетный,
произведения,
анализирует художестве
изобразитель символический
предметный
произведени нных
ного и
уровни
уровень,
я
произведени
декоративно- произведения, дает эмоциональный изобразител й.
прикладного собственную
настрой.
ьного и
искусства
оценку восприятия.
декоративно
прикладного
искусства.

Диагностика на начало и конец года второго года обучения.

итог

Умение
анализировать
произведения
изобразительного
и декоративноприкладного
искусства.

начало

итог

Участие в
проектной
деятельности

начало

итог

Технология
выполнения
поделок

начало

итог

Умение
работать в
жанрах:
натюрморт,
пейзаж,
портрет.

начало

итог

Основы
композиции

начало

Ф
И
О

Уровни знаний

Нет знаний

Минимальный

Базовый

Высокий

Приложение 1
Поверочная карта по диагностике
1.
Основы композиции
На начало года: составление композиции на картоне из геометрических
фигур. На конец года: тестирование:
1.
Что такое ритм?
2.
Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях
3. Основные законы композиции в изобразительном искусстве.
4.
Основные художественные средства композиции.
2.
Умение работать в жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет
На начало года: опрос «Характеристика жанров изобразительного искусства»,
тестирование.
На конец года: выполнение работ, участие в конкурсах, выставках.
3. Технология выполнения поделок
На начало года - опрос «Что такое техника ганутель?», «Варианты поделок из
мешковины» На конец года – опрос:
а. История техники ганутель и варианты плетения.
б. Особенности работы с мешковиной.
в. Принцип выполнения шва «назад иголка»
г. Последовательность выполнения поделки из мешковины.
4.
Участие в проектной деятельности
На начало года - тестирование:
1.
Проект - это…
Выберите один правильный ответ
а) деятельность по созданию изделия или модели изделия;
б) творческая деятельность, направленная на достижение определённой
цели, решение какой-либо проблемы;
в) результат какой-либо деятельности-проектирования;
г) организация кооперативных форм деятельности.
2.
Проектирование называется…
Выберите один правильный ответ
а) процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других
характеристик системы или её части;
б) деятельность по созданию материального образа разрабатываемого
объекта;
в) подготовка комплекта проектной документации, а так же сам процесс
создания проекта.
г) процесс составления описания.
3. Проектная деятельность – это…
Выберите один правильный ответ
а) это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность;
б) деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги.
в) овладение оперативными знаниями;
г) деятельность по обустройству кухни
На конец года – разработка и защита проекта.

Приложение 2
Проверочная карта 2 Тест по теме «Натюрморт»
1. Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению
окружающего мира вещей, композиционно организованных в одну
группу.
а. портрет
б. пейзаж в. натюрморт
2. Как переводится слово натюрморт с французского языка?
а. Замерзшая натура б. Живая натура в. Мертвая натура
3.
Где появился жанр натюрморт?
а. Голландии б. Италии
в. Франции
4. В каком веке в западноевропейском искусстве определился натюрморт
как самостоятельный жанр.
а. в XVIII веке
б. конец XVI – начало XVII века
в. конец XVII - начало XVIII века
5. Система отображения на плоскости глубины пространства – это:
а. конструкция б. светотень в. перспектива
6. Как называется самое светлое место на предмете?
а. свет б. рефлекс в. блик
7. Отражённый свет окружения
а. рефлек б. полутень
в. собственная тень
8. Плавный переход от света к тени?
а. полутень б. тень в. падающая тень
9. Характеристика света в изображении
а. свет
б. тон
в. цвет
10. Особым видом печатной графики является:
а. иллюстрация
б. плакат
в. гравюра
11. Как называется гравюра на металле?
а. литография
б. офорт в. Ксилография
12. Оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок.
а. гравюра
б. миниатюра
в. литография
13. Рисунок на куске линолеума.
а. литография
б. линогравюра
в. офорт
14. Автор картин «Натюрморт с хрусталем», «Утренний натюрморт»,
«Скрипка»?
а. К.С. Петров-Водкин; б. П.П. Кончаловский; в. И.И. Машков
15. Кто написал картину "Цветы и плоды"?
а. П.П. Кончаловский;
б. И.Ф.Хруцкий;

в. И.И.Машков.

16. Какой натюрморт принадлежит В. Ван Гогу?
а. "Натюрморт с драпировкой"
б. "Синие сливы"

в. Подсолнухи"

17. Что лишнее?

а.

в

Ответы к тесту: 1 (в), 2(в), 3(а), 4(б), 5(в), 6(в), 7(а), 8(а), 9(б), 10(в),
11(б), 12(а), 13(б), 14(а), 15(б), 16(в), 17(а).

39

Тест по теме пейзаж, портрет
1. Пейзаж – это изображение:
а.) человека,
б) природы, в) архитектуры г)интерьера (внутреннего
убранства помещения)
2. Установите соответствие: какой картине соответствует содержание
стихотворения
Утихли вьюги и метели,
Текут потоками снега;
Опять в горах трубят рога,
Опять зефиры налетели
На обновленные луга.
Е. Баратынский
А.

Светает - вьется дикой
пеленой Вокруг лесистых
гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа
тишина; Молчит табун,
река журчит одна.
М.Ю Лермонтов
Б.

Смотри, как запад
разгорелся Вечерним
заревом
лучей,
Восток
померкнувший оделся
Холодной,
сизой
чешуей!
\Ф. Тютчев
В.

2
1
Унылая
пора!
очей
очарованье!
Приятна
мне
твоя
прощальная краса —
Люблю
я
пышное
природы увяданье,
В багрец и в золото
одетые леса…
А.С. Пушкин
Г

3
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
С. Есенин
Д

40

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
С. Есенин
Е

5

4

6
3. Что является символом русской природы: высокие горы, озера,
березы, ели, пальмы, поля, жасмин, ромашка.
4. Определите названия картин и их авторов: И.Айвазовский, И. Шишкин,
И. Левитан,
«Черное море», «Утро в сосновом бору», «Березовая роща».

41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
1.
Портрет – это изображение:
а) человека, б) природы, в) архитектуры г) интерьера (внутреннего убранства
помещения)
2.
Укажите названия портретов. Придумайте свои названия к этим работам.
З. Определите, к каким направлениям относятся ЭТИ ПОРТРЕТЫ:
реалистическим или абстрактным?

2
1

4

7

10

3

5

6

8

9

11

12
42

4.Укажите виды изобразительного искусства, в которых изображаются
герои этих работ: ГРАФИКА, АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ,
СКУЛЬПТУРА, ГРАВЮРА.
5.Какие портреты вам понравились?
6.Автопортрет - это:
А. изображение группы людей,
Б. изображение на фоне автомобиля,
В. изображение художником самого себя.

7.

Какие

знаменитые

люди

43

изображены

на

портрет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».