Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Принято педсоветом протокол №1 от «06» сентября 2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЦРТДиЮ ______ _______Керн И.Ю. «06» сентября 2023 г. Положение о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1. Общие положения Настоящее Положение определяет порядок сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее ЦРТДиЮ), а также порядок и принципы взаимодействия ЦРТДиЮ с организациями-партнерами при реализации ДООП. 2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 г. № 383 П); • Методическими рекомендациями Министерства просвещения для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (от 28.06.2019 №МР-81/02вн); • Уставом ЦРТДиЮ. 2.2. Сетевая форма реализации ДООП обеспечивает возможность освоения обучающимся ДООП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (далее – организации-партнеры). 2.3. В реализации образовательных программ с использованием сетевого взаимодействия наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Цель и задачи реализации сетевой формы реализации ДООП 2.1. Цель реализации сетевой формы образовательных программ – повышение качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров. 2.2. Основные задачи реализации сетевой формы образовательных программ: расширение спектра образовательных услуг; эффективное использование ресурсов ЦРТДиЮ и организаций, реализующих программы предоставление обучающимся возможности выбора различных учебных курсов дисциплин (модулей, разделов) в соответствии с индивидуальным образовательным запросом; расширение доступа обучающихся к образовательным ресурсам организаций-партнёров; реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в ЦРТДиЮ, образовательных и иных организациях сети; формирование актуальных компетенций, обучающихся за счет изучения и использования опыта ведущих организаций по профилю деятельности. 2. 3. Порядок реализации сетевого взаимодействия 3.1. Образовательные услуги по реализации совместно разработанной (согласованной) ДООП или ее части оказываются в соответствии с требованиями к образовательным результатам, определенным в каждой дополнительной общеобразовательной программе, необходимым объемом учебной нагрузки, требованиями к уровню подготовки обучаемых, в соответствии с утвержденными учебными планами, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и другими документами, описывающими организацию и реализацию части образовательной программы. 3.2. Учреждение несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией. 3.3. Организации-партнеры, участвующие в сетевой форме, несут ответственность за реализацию части ДООП: соблюдение требований нормативных документов, регламентирующий учебный процесс; соблюдение сроков, предусмотренных календарным учебным графиком учебного процесса; материально-техническое обеспечение (обеспечение помещением, оборудованием, и т.д.); методическое сопровождение данной части образовательной программы (обеспечение литературой, контрольно-тестовыми материалами, рекомендациями по самостоятельной работе обучающихся и т.д.). 3.4. Реализация Сетевого взаимодействия может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов; а также в следующих моделях: Модель № 1 предполагает взаимодействие с организациями, реализующими ДООП и имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности. Условия для реализации сетевой программы: • наличие совместно разработанной и утвержденной всеми организациями - партнерами образовательные ДООП; • совместная ДООП должна полностью синхронизировать учебные планы и календарные учебные графики двух организаций и четко определять ответственность за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации; • взаимная ответственность за результат реализации ДООП; • наличие договора между организациями. Модель № 2 предполагает взаимодействие с организациями, не реализующими ДООП. Фактическая реализация ДООП осуществляется только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организаций. В данной модели лицензию на осуществление образовательной деятельности должна иметь организация, реализующая ДООП. Условия для реализации сетевой программы: • наличие ДООП, которая разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций; • ответственность за результат реализации ДООП, несет организация, реализующая программу; • наличие договора между организациями. 3.5. Информирование о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме, осуществляется ЦРТДиЮ с использованием: Интернет-сайта ЦРТДиЮ; объявлений, размещенных на информационных стендах; личных собеседований с обучающимися; - иными доступными способами. 3.6. Реализация ДООП в сетевой форме осуществляется на основании договоров между ЦРТДиЮ с организациями-партнерами. 3.7. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе положения статьи 15 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 4. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия 4.1. Общее руководство работой по организационному обеспечению и информационной поддержке сетевого взаимодействия осуществляет уполномоченное лицо ЦРТДиЮ. 4.2. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия включает следующие процессы: определение механизма сетевого взаимодействия (утверждение совместной ДООП\отдельных учебных модулей или использование материально-технической базы и ресурсов организации-партнера) информирование обучающихся о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме; подготовительные мероприятия по созданию и (или) оформлению комплекта документов для организации сетевого взаимодействия; выполнение условий договора о сетевом взаимодействии или договора о сотрудничестве в части организации необходимых мероприятий по организации сетевой формы обучения; организационно-техническое сопровождение; - финансовое обеспечение; - итоговый анализ результатов. 4.3. В систему организаций, осуществляющих сетевое взаимодействие, могут входить: образовательные организации некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы; организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности); иные (ресурсные) организации, как-то: медицинские организации, организации культуры, научные организации, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей ДООП. 4.4. При реализации ЦРТДиЮ образовательной программы в сетевой форме совместно с организацией-партнером, устанавливается порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы, а также учебного плана. 4.5. Утверждение совместных ДООП осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления ЦРТДиЮ и организации-партнера, в соответствии с их уставами. 4.6. В учебном плане сетевой ДООП указываются организации партнёры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин). 4.7. ЦРТДиЮ осуществляет набор на сетевую программу, координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию. 5. Правовое обеспечение реализации ДООП в сетевой форме В случае необходимости ЦРТДиЮ обеспечивается внесение соответствующих изменений в Устав ЦРТДиЮ, его структуру, и (или) должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей, педагогических и иных работников, приказы, положения, иные локальные и нормативные акты в целях установления соответствующих норм, направленных на установление: правил и порядка зачисления, обучающегося в соответствующую учебную группу и (или) о предоставлении обучающемуся возможности осваивать ДООП (часть образовательной программы) в рамках сетевой форме взаимодействия, а также регламент и порядок отчисления, обучающегося; правил учета и формы предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по ДООП согласно договору между ЦРТДиЮ и организациями-партнерами; порядок учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся посредством ведения сетевых классных журналов в бумажном и (или) электронном виде (электронных классных журналов) в соответствии с законодательством; правил и порядка реализации академической мобильности (сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации сетевой формы до организации-партнера и обратно в ЦРТДиЮ; порядка итоговой аттестации обучающихся по разработанным совместным ДООП в рамках сетевого взаимодействия; разработка и внесение изменений в иные локальные акты, требуемые для реализации форм сетевого взаимодействия. - 6. Статус обучающихся (слушателей) при реализации сетевой ДООП 6.1. Права, обязанности и ответственность обучающихся по образовательным программам, реализуемым с использованием сетевой формы, а также порядок осуществления указанных прав и обязанностей определяются уставом и (или) соответствующими локальными нормативными актами ЦРТДиЮ с учетом условий договора о сетевой форме. 6.2. Зачисление на обучение в рамках сетевой формы образования происходит в соответствии с установленными правилами приема ЦРТДиЮ. 6.3. Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в организациипартнере, поскольку такое пребывание является частью сетевой образовательной программы, на которую зачислены обучающиеся. 6.4. Использование обучающимися учебной литературы, пособий и иных учебных материалов, в рамках освоения учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. осуществляется в порядке, установленном ЦРТДиЮ по согласованию с организациями-партнерами в соответствии с условиями договора о сетевой форме взаимодействия. 6.5. Порядок и режим использования обучающимися материальнотехнического оборудования, при освоении учебных программ в рамках сетевого взаимодействия в организациях-партнерах осуществляется в порядке, предусмотренном договором между ЦРТДиЮ и данными организациями. 6.6. Обучающиеся осваивают предусмотренную договором часть сетевой программы в организации-партнере и предоставляют в ЦРТДиЮ информацию, необходимую для выставления промежуточной аттестации по соответствующим учебным курсам, дисциплинам (модулям, разделам), практике и/или стажировке и т.д., если иное не предусмотрено договором. 6.7. Обучающиеся проходят итоговую аттестацию по сетевой ДООП в порядке, установленном в ЦРТДиЮ. 6.8. К процессу оценки качества обучения по решению ЦРТДиЮ и организации-партнера могут привлекаться внешние эксперты. 7. Финансовые условия обучения 7.1. Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет: средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания; средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом организации; средств, получаемых от государственных и частных фондов, в том числе международных; добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в том числе иностранных); иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для определения необходимого финансового обеспечения реализации совместной образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия ЦРТДиЮ может применяться метод нормативно подушевого финансирования - определяются затраты на одного обучающегося и (или) на иную единицу образовательной услуги при реализации соответствующей образовательной программы. Стоимость образовательной услуги в соответствии с договором о сетевой форме не может быть больше стоимости данной услуги в ЦРТДиЮ. При этом условия финансирования сетевого взаимодействия определяются в каждом конкретном случае на основании договора о сотрудничестве или договора о сетевом взаимодействии между ЦРТДиЮ и организацией-партнером. Порядок и источники финансирования образовательных программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планов финансовым или другим структурным подразделением организации. Необходимо учитывать наличие дополнительных затрат и издержек, связанных с сетевой формой взаимодействия, к которым могут относиться затраты и издержки, обусловленные: расходами на транспортное обеспечение обучающихся ЦРТДиЮ и (или) педагогических работников организации-партнера; расходами, связанными с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (приобретение, установка, техническое обслуживание и ремонт соответствующего оборудования, оплата интернет-трафика, услуг телефонной связи и т. д.); расходами, связанными с усложнением организации образовательного процесса и возможным увеличением объема работ, выполняемых отдельными работниками организации и (или) организацийпартнеров (согласование режимов занятий, расписаний уроков и иных мероприятий, осуществление диспетчерских функций, сопровождение обучающихся во время перевозки, осуществление обмена оперативной и иной информацией и т. д.). 7.2. Для определения финансового обеспечения реализации образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия, при котором используется материально-техническая база, кадровые или иные ресурсы организации-партнера, могут применяться методы определения нормативных затрат (нормативный, структурный или экспертный методы).