Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП ВПК Росич

1

Пояснительная записка
Актуальность: Проблема патриотического воспитания и гражданского
становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач
государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской
Федерации определена не только государственная политика в области
образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с
активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного,
патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и
культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную
терпимость. Современное общественное развитие России остро поставило
задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание
подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности
организаций социальной сферы.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество;
важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной
стабильности, независимости и безопасности государства.
Программа военно-патриотического клуба «РОСИЧ» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ
от 26.09.2019 № 383П)
2

7. Устав ЦРТДиЮ
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
организованном и непрерывном процессе педагогического воздействия на
сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся, а
комплексная работа, используемые формы, методы и средства в ходе
образовательного процесса значительно расширяют кругозор обучающихся,
позволяют подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и
способностей, укрепить здоровье.
Настоящая Программа является перспективной и функциональной,
имеющей потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные
изменения, происходящие в социуме. Реализация настоящей Программы
востребована ситуацией, сложившейся в обществе, и сможет стать
эффективным средством совершенствования гражданско-патриотического
воспитания и развития лидерского потенциала детей, подростков и молодёжи
в военно-патриотическом клубе «РОСИЧ».
Отличительная особенность данной программы в том, что можно
проводить занятия комплексно - изучается материал сразу нескольких
разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются учащимися разных
возрастных групп. Деятельность учащихся мотивирована собственным
участием в разнообразных играх, смотрах, конкурсах, турнирах, первенствах,
фестивалях, слётах, сборах, соревнованиях. Она направлена на практическое
применение учащимися знаний и навыков, приобретённых ими в результате
обучения. При этом учащиеся клуба с условием активного участия в
соревнованиях получают возможность реальной оценки своих знаний и
навыков.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-13 лет.
Количество детей в одной группе –12 человек.
Все обучающие допускаются к занятиям при наличии:
- медицинской справки от врача – педиатра;
- прохождения всех необходимых инструктажей по ПП и ТБ во время
занятий.
Объем программы и режим занятий
Год обучения

Кол-во
часов в
неделю
4

Режим
занятий в
неделю
1 год обучения
2 занятия
1 группа
по 2 часа
Общий объем программы

Кол-во
занятий в
году
72

Всего часов
в год
144
144 часа
3

Формы и методы обучения
Обучение проводится на теоретических, практических, комплексных
занятиях, зачетах, соревнованиях, военно-тактических играх на местности.
Теоретические занятия проводятся в форме рассказа беседы с
использованием дидактического материала и ТСО. На занятиях
рассматриваются понятия, определения, требования уставов, наставлений,
руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные
знания на других занятиях и при прохождении военной службы.
Практические занятия включают изучение и закрепление техники
выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых задач с
использованием оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной
защиты, спортивных снарядов, приспособлений и сооружений.
Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий,
нормативов, задач, работу с приборами радиационной и химической разведки.
Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков,
практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения
моральной и психологической устойчивости в условиях повышенных
психологических и физических нагрузок.

4

Занятия проводятся форме военно-тактических игр, учений на
местности, соревнований, эстафет.
Игры на местности, учения проводятся в сентябре и в апреле-мае. Они
представляют собой комплекс задач, выполняемых в условиях тактической
обстановки, требующих от обучаемых напряжения физических сил,
проявления морально - психологической устойчивости.
программы – Развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма,
формирование профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному
проявлению в различных сферах жизни общества.(ЦРТДиЮ)
Цель

воспитание у учащихся чувства патриотизма и гражданского долга,
подготовка к службе в армии.
Задачи:
Предметные:
- формирование системы знаний по истории, традициям,
организационной структуре Вооруженных Сил РФ;
- обучение основам стрельбы, строевым приемам без оружия, условным
тактическим знакам ориентированию по карте, основным положениям
общевоинских уставов.
Метапредметные:
- физическое и духовно-нравственное развитие учащихся
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности,
обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой
активности.
Личностные:
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности
конституционному и воинскому долгу;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и
почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой
российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего
народа, землякам.
В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков
большой интерес. Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому
образу жизни, что очень важно для ребят данного возраста. В ходе реализации
программы создаются условия для развития юношей и девушек мотивации к
познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и
товарищей, дается возможность получить первичные навыки военной службы.
5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
Наименование раздела
В том числе
№
Обще
п.п.
е
теория практика
колво
час
Вводное занятие. Правила
поведения и соблюдение
1 техники безопасности в
2
1
1
ЦРТДиЮ и на занятиях
2

Теоретическая подготовка

8

4

4

3

Общефизическая подготовка

26

1

25

4

Строевая подготовка

20

6

14

5

Огневая подготовка

16

4

12

6

2

4

10

6

4

10

4

6

6
7
8

Пожарно-прикладная
подготовка
Военно-медицинская
подготовка
Основы безопасности
жизнедеятельности

Формы
контроля

Устное
тестирование
обучающихся
(вопрос –
ответ)
Диагностика
обучающихся
Практическая
работа по
освоению
физических
упражнений.
Участие в
соревнованиях
Диагностика
уровня
подготовки и
развитие
способностей
обучающихся.
Участие в
конкурсе
смотра строя и
песни
Диагностика
обучающихся
Тестирование
Тестирование
Тестирование
6

9

Военная топография

10

4

6

10 Школа выживания

16

6

10

11 Досуговые мероприятия

20

Итого

144

22
42

Тестирование
Самоанализ и
самооценка
Соревнования,
спортивноразвлекательны
е мероприятия

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1.

Вводное занятие. Правила поведения и соблюдения техники безопасности
в ЦРТДиЮ и на занятиях (2 ч.)
Теория: доклад на тему «Знание правил поведения и соблюдение их в
ЦРТДиЮ и на месте, где проходят занятия – это залог правильного усвоения
изучаемого материала и его усвоения на практике. Соблюдение техники
безопасности очень важный аспект во время обучения.
Практика: на практике, в игровой форме устно и демонстрационно закрепить
полученный материал.
2.
Теоретическая подготовка (8 ч.)
Теория: Общевоинские уставы. Страницы истории. Этапы Великой
Отечественной войны, локальные конфликты нашего времени. Подвиги героев
ВОВ. Великие полководцы России и важнейшие даты воинской славы.
Практика: Архивно-поисковая работа.
3.
Общефизическая подготовка (26 ч.)
Теория: роль и важность спорта и физических упражнений в жизни человека.
Практика: освоение комплекса общих физических упражнений (разминка,
основные упражнения, заминка).Освоение техники бега на короткие и длинные
дистанции, подтягивания на перекладине, отжимания, пресса, метания гранаты.
Участие в соревнованиях.Подготовка к сдаче и частичная сдача нормативов
ГТО.

7

4.
Строевая подготовка (20 ч.)
Теория: освоение элементарных знаний о
строевой
подготовке,
необходимости ее изучать. Знакомство с воинским уставом. Изучение
воинского этикета в форме и выправке. Основные элементы строевой
подготовки.
Практика:обучение и выработка строевой выправки, подтянутости и
выносливости, умению правильно и быстро выполнять элементы строевой
подготовки:
- воинское приветствие,
- выходить и возвращаться в строй,
- перестраиваться в 1, 2, 3 шеренги,
- повороты строя (лево, право, кругом)
- передвижение личного состава и т. д.
четкое выполнение команд изученных на стартовом уровне.
участие в конкурсах смотра строя и песни.
5. Огневая подготовка (16 ч.)
Теория: Воинский устав. Изучение техники безопасности во время занятий
направленных на изучение и освоение огневой подготовки. Знакомство с
видами оружия. Изучение свойств и устройство автомата Калашникова.
Правила неполной сборки и разборки автомата Калашникова. Правила
стрельбы из пневматической винтовки.
Практика: правила техники безопасности при ведении стрельбы из
пневматической винтовки. Подготовка оружия к стрельбе, чистка и смазка.
Выполнение неполной сборки и разборки автомата Калашникова. Ведение
стрельбы из пневматической винтовки по неподвижным целям из положения
лежа. ведение стрельбы по неподвижным целям из положения стоя, сидя, лежа.
Освоение сборки и разборки оружия. Участие в соревнованиях по стрельбе.
6. Пожарно-прикладная подготовка (6 ч.)
Теория.
История
пожаротушения.
Основные
средства,
методы
пожаротушения. Особенности тушения электроустановок, нефтепродуктов и
других горючих материалов.

8

Практика: изучение назначения устройств и средств пожаротушения. Изучение
специального индивидуального снаряжения и средств защиты, необходимых при
тушении пожара. Применение на практике полученных теоретических знаний и
знаний, полученных на стартовом уровне. Тренировки по прохождению полосы
препятствий. Участие в соревнованиях и конкурсах.
7. Военно-медицинская подготовка (10 ч.)
Теория: знакомство с правилами оказания первой доврачебной помощи.
Изучение видов травм, ушибов, переломов, кровотечений, ожогов, правил
наложения жгута при различных кровотечениях, правил переноски
пострадавшего. Помощь при огнестрельных ранениях.
Практика: освоение первичных навыков оказания первой доврачебной помощи
на практике. Отработка и оттачивание полученных знаний на стартовом уровне
индивидуально и в соревновательном формате внутри группы и между группами
(в виде эстафет, тестов). Участие в соревнованиях межшкольного и районного
уровня.
8. Основы безопасности жизнедеятельности (10 ч.)
Теория: изучить правила поведения во время чрезвычайных ситуациях (их
виды). Запомнить главное правило при любых чрезвычайных ситуациях – «не
паниковать».
Изучить индивидуальные средства защиты в ЧС.
Практика: отработка
на
практике использования средств
индивидуальной защиты. Отработка полученных знаний, проведениеучебных
(тревожных) мероприятий. Выполнение тестовых заданий.
9. Военная топография (10 ч.)
Теория: изучение условных обозначений топографических знаков на
топографических картах, обозначение на картах расположение военных
объектов. Обучение пользоваться компасом, определять стороны горизонта
по компасу, часам, растительности, движение по азимуту.

9

Практика: использование компаса в работе по ориентированию на местности.
Изучение топографических карт определенной местности, умение прочитать
карту по условным обозначениям. Ориентирование на местности по компасу
по нарисованной карте определенного места. Участие в игре на естественном
рельефе по обнаружению спрятанного предмета среди подгрупп.
10. Школа выживания (16 ч.)
Теория: знакомство с основами выживания в сложных ситуациях
(авиакатастрофы, аварии), как вести себя, если заблудился в лесу. Изучение
подачи сигналов бедствия.
Практика: изучение видов костров и разведение их на практике. Определение
съедобных растений и ягод для употребления в пищу для выживания. Способы
добычи воды. Что необходимо взять с собой отправляясь на спасательные работы
в особых ситуациях (аварии, катастрофы и т. д.). Как организовать ночлег в
отдаленном от места жительства месте. Моделирование чрезвычайной ситуации,
организация спасательных работ в форме имитации какой-либо ситуации. Также
в форме тестирования.
11. Досуговые мероприятия (20 ч.)
Практика: организация и проведение мероприятий направленным на
выявление лучших и сильнейших воспитанников по различным направлениям
усвоения программы. Участие в спортивных мероприятиях между
объединениями. Участие в конкурса и смотрах районного уровня.
Планируемые результаты
изучения программы учащиеся

По окончанию
достигнут
следующих результатов:
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их
последствий на безопасность личности, общества и государства; о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях

10

опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании
первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике –
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события социального характера,
выявлять причины их возникновения и возможные
последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения
красоту окружающего мира, умение сохранять его.
В трудовой сфере:
- локализация возможных опасных ситуаций;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы,
ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формировать понятия о безопасности личности,
общества и государства;
- анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинноследственные связи;
- овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства
реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

11

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и
гражданственности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области военно-патриотического воспитания с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека
на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли.
- активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к
самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде,
бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям,
самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность,
пунктуальность и требовательность к себе
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к выполнению своего
гражданского долга.
Условия реализации программы
Занятия проходят в специальном оборудованном кабинете Росич, в
спортзале или на школьном стадионе.
Материально-техническое обеспечение:
- ОЗК – 2 шт.;
- Противогазы учебные – 15 шт.;
- Респираторы – 10 шт.;
- Винтовки пневматические – 3 шт.;
- Учебный автомат Калашникова – 2 шт.;
- Набор «Первая медицинская помощь»;
- Тренажер «Максим»;
- Медицинская сумка;
- Носилки;
- Наборы обмундирования.
12

Оценочные материалы
Система отслеживания результатов включает в себя:
- таблица промежуточного (итогового) контроля;
- диагностика обучающихся (приложение 1);
- диагностика уровня развития физических способностей, компетенций
обучающихся;
- ведение обучающимися личных дневников «Мои достижения»
(самоконтроль, самооценка своих результатов);
- тестирование и анкетирование;
- самоанализ и самооценка.
Оценка эффективности программы.
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся
проводятся зачёты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов на звания.
Достижения учащихся отмечаются вручением грамоты и заносятся в
диагностическую карту (приложение 1). Из числа наиболее подготовленных
учащихся формируются команды для участия в районных и краевых
соревнованиях военно-спортивного характера.
Методическое обеспечение программы
Перечень методических материалов, необходимых для реализации
программы:
- игры на повышение доверия и сплочение коллектива;
-записи и фото выступлений в играх, конкурсах и мероприятиях на
различных уровнях;
- методическая литература.
Дидактический материал:
- Плакаты по огневой, строевой, медицинской, тактической подготовке.
- Плакаты по гражданской обороне
- Плакаты: Уставы ВС РФ
- Учебные видеофильмы.
- Стенд АК-74.
- Презентации по темам

13

Календарный учебный график
2024-2025 учебный год, 1 год обучения
№

Форма/ вид
занятия
Беседа

Кол-во
Часов
2

2.

Спортивная
тренировка

2

3.

Спортивная
тренировка

2

4.

Спортивная
тренировка

2

5.

Спортивная
тренировка

2

6.

Досуговое
мероприятие
Лекция

2
2

Что такое военно-медицинская
подготовка, особенности ее оказания.

Просмотр
учебных
фильмов
Спортивная
тренировка

2

Оказание первой медицинской
помощи

2

Отжимание. Правильное выполнение
упражнения

1.

7.

8.

9.

Мес
яц

Число

Тема занятия

Форма контроля

Введение в программу. Правила поведения и
соблюдение техники безопасности на
занятиях.

Тест - опрос

Общая физическая подготовка.
Комплекс разминочных упражнений для
сдачи беговых нормативов
Общая физическая подготовка.
Комплекс разминочных упражненийдля
сдачи беговых нормативов
Общая физическая подготовка.
Комплекс разминочных упражнений.
Метание гранаты. Прыжки с разбега
Общая физическая подготовка.
Комплекс разминочных упражненийдля
сдачи беговых нормативов
Соревнования по пулевой стрельбе

Сдача нормативов по
бегу на короткие дистанции
(60м, 100,)
Сдача нормативов по
бегу на длинные
дистанции (1 км.)
Сдача зачета по
метанию гранаты и
прыжкам с разбега
Легкоатлетическая эстафета
среди групп
объединения «Росич»
Награждение
победителей
Устное тестированиев
форме вопрос ответ
Беседа
Сдача зачета

14

Первая доврачебная помощь при
огнестрельных ранениях. Виды
ранений
Транспортировка раненого с
различными видами ранений.
Прыжки с места. Техника выполнения

10.

Лекция

2

11.

Лекция

2

12.

2

13.

Спортивная
тренировка
Практикум

14.

Практикум

2

15.

2

17.

Досуговое
мероприятие
Спортивная
тренировка
Лекция

18.

Лекция

2

19.

Досуговое
мероприятие

2

Спортивно-развлекательная
программа «Веселые старты» среди
объединений Центра

Награждение
победителей

20.

Лекция практикум
Спортивная
тренировка

2

Топографические знаки и обозначения

Практическая работа

Общая физическая подготовка. Бег.
Подвижная игра

Практическая работа

Лекция практикум
Лекция практикум

2

Работа с компасом. Ориентирование
по азимуту
Работа с компасом. Ориентирование
по азимуту

Практическая работа

16.

21.

22.
23.

2

2
2

2

Остановка кровотечений. Наложение
шин и повязок раненому
Прямой, непрямой массаж сердца.
Транспортировка раненого
Культурно-развлекательная программа
«Мы и медицина»
Беговые упражнения. Челночный бег
Военная топография, как дисциплина
военного дела. Специфика военной
топографии
Принципы военной картографии

Тестирование
Устный тест-опрос
Сдача зачета
Практическая работа
Практическая работа
Награждение
победителей
Сдача зачета по
челночному бегу
Устный тест-опрос
Практическая работа

Практическая работа

15

2

Игровая программа «найди клад»

25.

Досуговое
мероприятие
лекция

2

26.

лекция

2

Школа выживания, как основа
безопасного жизнеобеспечения
Выживание в лесу

27.

лекция

2

Сигналы бедствий

Тестирование

28.

Практическая работа

2

Общая физическая подготовка. Бег.
Подвижная игра
Школа выживания

31.

Спортивная
тренировка
Просмотр
учебный
фильмов
Досуговое
мероприятие
лекция

32.

практикум

2

33.

практикум

2

34.

Спортивная
тренировка
Досуговое
мероприятие
Досуговое
мероприятие

2

Теоретическое
занятие

2

24.

29.

30.

35.
36.

37.

2
2

2

Награждение
участников игры
Устная беседа-опрос
Устная беседа-опрос

Беседа, устный анализ
просмотренного
фильма
Выставка лучших
работ
Устная беседа-опрос

Конкурс плакатов «Мы за
безопасность»
План действий при пожароопасной
ситуации
План действий при пожароопасной
ситуации
Полоса препятствий
Общая физическая подготовка. Бег.
Подвижная игра.
«День рекордов»
(бег, прыжки, метание гранаты)
Подведение итогов за год

Строевая подготовка. Знакомство с
воинским уставом. Изучение

Практическая работа
Практическая работа
Стадион
МБОУ ЖДЛ
Стадион
МБОУ ЖДЛ

Практическая работа
Награждение
победителей
Награждение
грамотами за
активное участие в
жизни объединения и
Центра внешкольной
работы
Тест - опрос

16

Комплексное
занятие
Практическое
занятие

2

40.

Практическое
занятие

2

41.

Практическое
занятие

2

42.

Практическое
занятие

2

43.

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комплексное
занятие
Теоретическое
занятие
Комплексное
занятие

2

Комплексное
занятие

2

38.
39.

44.
45.
46.
47.
48.

49.

2

2
2
2
2
2

воинского этикета в форме и
выправке.
Строевая подготовка. Основные
элементы строевой подготовки.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки:
- воинское приветствие,
- выходить и возвращаться в строй.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки:
- перестраиваться в 1, 2, 3 шеренги.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки:
- повороты строя (лево, право, кругом)
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки:
- передвижение личного состава и т. д.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки.
Строевая подготовка. Отработка
элементов строевой подготовки.
Теоретическая подготовка.
Общевоинские уставы.
Теоретическая подготовка. Страницы
истории. Этапы Великой
Отечественной войны, локальные
конфликты нашего времени.
Теоретическая подготовка. Подвиги
героев ВОВ. Великие полководцы

Стадион
МБОУ ЖДЛ
Стадион
МБОУ ЖДЛ

Тест - опрос
Анализ выполнения
строевых элементов

Стадион
МБОУ ЖДЛ

Анализ выполнения
строевых элементов

Стадион
МБОУ ЖДЛ

Анализ выполнения
строевых элементов

Стадион
МБОУ ЖДЛ

Анализ выполнения
строевых элементов

Стадион
МБОУ ЖДЛ
Стадион
МБОУ ЖДЛ
Стадион
МБОУ ЖДЛ
Стадион
МБОУ ЖДЛ

Анализ выполнения
строевых элементов
Анализ выполнения
строевых элементов
Анализ выполнения
строевых элементов
Сдача зачета по
строевой подготовки
Тестирование.
Викторина.

Плакат.
Боевой листок.
17

России и важнейшие даты воинской
славы.
Теоретическая подготовка. Архивнопоисковая работа.

50.

Практическое
занятие

2

51.

Теоретическое
занятие

2

52.

Комплексное
занятие

2

53.

Практическое
занятие

2

54.

Практическое
занятие

2

Огневая подготовка. Выполнение
неполной сборки и разборки автомата
Калашникова.

55.

Практическое
занятие

2

Огневая подготовка. Выполнение
неполной сборки и разборки автомата
Калашникова.

56.

Практическое
занятие

2

57.

Практическое
занятие

2

Огневая подготовка. Ведение
стрельбы из пневматической винтовки
по неподвижным целям из положения
лежа.
Огневая подготовка. Ведение
стрельбы из пневматической винтовки
по неподвижным целям из положения
лежа.

Библиотека
п. Новый
Ургал

Реферат
Беседа.
Устный опрос.

Огневая подготовка. Воинский устав.
Изучение техники безопасности во
время занятий. Знакомство с видами
оружия.
Огневая подготовка. Подготовка
оружия к стрельбе, чистка и смазка.
Изучение свойств и устройство
автомата Калашникова.
Огневая подготовка. Выполнение
неполной сборки и разборки автомата
Калашникова.

Тест – опрос.

Тир
МБОУ ЖДЛ
Тир
МБОУ ЖДЛ

Контроль
правильного порядка
неполной сборки и
разборки автомата
Калашникова.
Контроль порядка
неполной сборки и
разборки автомата
Калашникова.
Сдача нормативов по
неполной сборки и
разборки автомата
Калашникова.
Определение
точности попадания в
цель.
Определение
точности попадания в
цель.
18

58.

Соревнования

2

Огневая подготовка. Соревнования по
пулевой стрельбе.

59.

Практическое
занятие

2

60.

Практическое
занятие

2

61.

Практическое
занятие

2

62.

Теоретическое
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие

2

Пожарно-прикладная подготовка.
История пожаротушения. Основные
средства, методы пожаротушения.
Пожарно-прикладная подготовка.
Особенности тушения
электроустановок, нефтепродуктов и
других горючих материалов.
Пожарно-прикладная подготовка.
Изучение назначения устройств и
средств пожаротушения. Изучение
специального индивидуального
снаряжения и средств защиты,
необходимых при тушении пожара.
ОБЖ. Защита от ОМП в ЧС.

2

ОБЖ. Защита от ОМП в ЧС.

Тестирование

ОБЖ. Антитеррористическая
безопасность.

Плакат
«Осторожно,
терроризм»

Комплексное
занятие
Практическое
занятие

2

Соревнования

2

63.
64.

65.
66.

67.

2

Защита от ОМП в ЧС. Правила
эвакуации.
Защита от ОМП в ЧС. Учение по ГО.
Лыжный кросс с элементами биатлона,
приуроченный ко Дню защитника
Отечества

Тир
МБОУ ЖДЛ

Сдача нормативов по
стрельбе из
пневматической
винтовки из
положения лежа.
Беседа
Тестирование

Стадион
МБОУ ЖДЛ

Соревнования по
пожарноприкладному спорту

Беседа

Беседа.
Участие в учениях.
Выполнение
нормативов.
Награждение
победителей
19

68.

Практическое
занятие

2

Участие в митинге, посвященном Дню
Победы, в роте почетного караула.

69.

Соревнования

2

70.

Теоретическое
занятие
Досуговое
мероприятие
Досуговое
мероприятие

2

Спортивные соревнования «В
здоровом теле – здоровый дух» (в
рамках Недели здоровья)
Традиции клуба ВПК «РОСИЧ»

2

Викторина «Дни воинской славы»

Награждение команд

2

Итоговое занятие.

Награждение
грамотами за
активное участие в
жизни объединения и
Центра внешкольной
работы

71.
72.

Центральная
площадь
п. Новый
Ургал
Стадион
МБОУ ЖДЛ

Награждение
участников
Награждение
победителей
Тестирование, беседа

20

Литература для педагога
1.
«Инструкция об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по
основам военной службы», 2011.
2.
Агапова И., Давыдова М. «Патриотическое воспитание в школе» М., Атрис- пресс 2002- 224 с.
3.
Адаменко С. Воспитывали патриотов России. Народное
образование 2005, №4.стр.23-25
4.
Боевой Устав сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).
5.
Босенко П.В. Руководство по 5,45-мм автоматам Калашникова и
5,45-мм ручным пулеметам Калашникова. Москва. Военное издательство 2001
г.;
6.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011-2015 годы».
7.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального
общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002.
– № 7.
8.
Ефремова Г. «Патриотическое воспитание граждан» - 2005 №6,
2002 №3.
9.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского
образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.2006.- № 9.
10. Квашнин А.В., А.И. Скородумов. Курс стрельб из стрелкового
оружия, боевых машин и танков вооруженных сил Российской Федерации.
Москва. Военное издательство 2003 г.;
11. Коршунов Н.М., В.И. Александров. Программа боевой подготовки
мотострелковых подразделений. Москва. Военное издательство 1995 г.;
12. Кузнецова
Л.В.
Развитие
содержания
понятий
«гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. //
Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
13. Леонтьев Ю.Я., М.Б. Астапов. Региональная программа курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9-11-х классов
общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар. ООО
«Кубаньпечать» 2000г.;
14. М.Б. Астапов, Е.П. Душин. Сборник нормативных документов по
физической подготовленности допризывной молодежи для образовательных
учреждений края. Краснодар. ООО «Просвещение-Юг» 2002г.;
15. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
21

16. Орлов А.В.. Наставление по физической подготовке в Советской
армии и военно-морском флоте (НФП-87). Москва. Военное издательство 1987
г.;
17. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы.
2-е издание, переработанное. М.: 2006.
18. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович.
Волгоград: «Учитель», 2006.
19. Платонов А.. Сорока В.Г. Следопытство. Методическое пособие.
Москва, МВПККУ КГБ СССР им Моссовета, 1981 г.
20. Скородумов А.И. . Методические рекомендации по организации и
методике проведения занятий по боевой подготовке в мотострелковых и
танковых подразделениях. Москва. ООО «Каталит» 2004г.;
21. Смирнов А.Т., Б.И. Мишин. Методические материалы и
документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. Москва.
«Просвещение» 2001г.;
22. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной
службе».
23. Федеральный Закон РФ «Об обороне»
Литература для учащихся
1.
Боевой устав мотострелковых войск 1982 .
2.
Журнал «Военные знания», 2000-2011.
3.
Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011.
4.
Курс стрельб ( КС-2003).
5.
Наставление по стрелковому делу 1987.
6.
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
7.
Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной
службе».
8.
Федеральный Закон РФ «Об обороне»

22

Приложение 1

Оказание
первой
медицинской
помощи

Начало
года

Начало
года

Конец
года

Школа
выживания

Конец
года

Теоретические
знания «Великие
полководцы
России и
важнейшие даты
воинской славы»

Конец
года

Конец
года

Начало
года

Разделы
программы

Уровень
военнопатриотиче
ского
развития

Начало
года

Диагностическая карта курсантов ВПК «Росич»

Ф.И.О.

Нет знаний или
низкий уровень
знаний по теме

Средний уровень
знаний по теме

Высокий уровень
знаний по теме

Продвинутый
уровень знаний по
Тем
е

23

Проверочная карта №1
Анкета для выявления уровня военно-патриотического развития.
2. Укажите дату рождения (год, число, месяц).
3. Фамилия, Имя, Отчество.
4. Как вы относитесь к службе в ВС РФ?
5. Хотели бы, чтобы кто-то из Ваших родных был военным?
6. Какие виды войск Вы знаете?
7. Что для Вас значит понятие Родина?
8. Что для Вас значит понятие честь, достоинство?
9. Гордитесь ли Вашей страной?
10. Хотели бы Вы стать офицером Российской Армии или получить военно-техническую
специальность?
11. Знаете ли вы важнейшие дни воинской славы? Перечислите их.
12. Важна ли дисциплина при воспитании гражданина – будущего защитника Отечества?
13. Что такое патриотизм для Вас?
14. Что такое военный патриотизм?
15. Как Вы относитесь к срочной (по призыву) службе? К службе по контракту?
16. В каких видах (родах) войск Вы хотели бы служить?
17. Что значит знамя (флаг) для воинской части (корабля)?
18. Что Вас не устраивает в современной армии?
19. Дайте определение воинскому долгу.
20. Поставьте дату опроса (число, месяц, год)
Критерии оценки:
Продвинутый уровень: Процесс патриотического воспитания характеризуется
активностью, целенаправленностью, высокой степенью организованности Позитивная
мотивация в процессе совместной деятельности проявляется постоянно и наряду,
негативные моменты отсутствуют. Ожидаемый результат всегда достижим.
Высокий уровень: Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью,
целенаправленностью, высокой степенью организованности, взаимодействия его субъектов,
ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для
достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются
оптимальными, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе
совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является
достижимым.
Средний уровень: Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной
организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным
использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач.
Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют.
Субъекг-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и
воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных
основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется
непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в
полной мере, то есть частично.
Низкий уровень: Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный
характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные
взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в
процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не
достигается.

24

Проверочная карта №2
Занятие о великих полководцах России и важнейших датах воинской славы.
Тест достижений с целью проверки усвоения учебного материала.
Тесты достижений
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в
системе обеспечения национальной безопасности страны.
1. Дополните фразу: «Государственная военная организация, составляющая основу
обороноспособности РФ, называется
. (1 балл)
2. Назовите основные функции ВС РФ. (4 балла)
3. Назовите основные документы, составляющие правовую основу деятельности ВС РФ. (4
балла)
4. Назовите основные составные части ВС РФ.
5. Перечислите название войск и формирований, которые обозначаются понятием « Другие
войска РФ». (7 баллов)
6. Укажите, кого включает в себя личный состав ВС РФ. (2 балла)
7. Назовите пути комплектования ВС РФ. (3 балла)
8. Назовите должностное лицо в РФ, осуществляющее руководство ВС. (1 балл)
9. Укажите, кем является Президент РФ в ВС РФ. (1 балл)
10. Назовите должностное лицо, которое имеет право объявлять в стране военное
положение.(1 балл)
11. Назовите должностное лицо, которое управляет ВС РФ. (1 балл)
12.Назовите структуры, через которые реализуется управление деятельностью ВС РФ. (2
балла)
13. Составьте фразу из фрагментов (ответ представьте последовательностью букв,
например: г, а), потом запишите эту фразу в опросный лист или в рабочую тетрадь:
а)

агрессии со стороны других государств

б)

национальные интересы РФ в области

в)

общества и государства от военной

г)

обороны заключается в обеспечении безопасности личности. (3 балла)

;
;
;

14. Дополните фразу: «Анализ международной обстановки, сложившейся в последнее
десятилетие показывает, что крупномасштабной агрессии против России в ближайшем
будущем практически . (2 балла)
15. Приведите примеры, иллюстрирующие важность наличия у РФ мощных ВС (не менее
5). (5 баллов)
25

16. Объясните, почему на современном этапе исторического развития России необходимо
проведение военной реформы? (2 балла)
17. Назовите основные задачи ВС РФ на современном этапе развития Российского
государства. (3 балла)
18. Дополните фразу: «Создание высокооснащенных, обладающих необходимым военным
потенциалом сдерживания ВС является их реформы. (1 балл)
19. Назовите приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности
России. (3 балла)
20. Назовите виды сил, которые необходимо иметь для обеспечения реальной безопасности
Российского государства на современном этапе исторического развития. (4 балла)

Критерии оценки:
Продвинутый уровень: 50-45.
Высокий уровень: 44-30.
Средний уровень: 29-25.
Низкий уровень: менее 25.

Правильные ответы
1.

ВС РФ.

2. - отражение внешней агрессии; - защита целостности и неприкосновенности
суверенитета и территории РФ.
3. Выполнение задач в соответствии с международными договорами РФ.
4. Конституция РФ (1993г.), законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и
воинской службе» (1998 г.), нормативные и правовые акты РФ в области обороны.
5. Центральные органы военного управления, объединения (военные округа, флотилии,
флоты, армии, корпуса), соединения (дивизии, бригады), воинские части и организации,
входящие в виды и рода войск, в тыл ВС. А также другие войска, важнейшие
формирования и органы.
6. Пограничные войска; Внутренние войска МВД; ЖД войска; Войска Федерального
агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ: Войска ГО, военные
формирования министерства и ведомства, органы безопасности и внешней разведки.
7. Военнослужащие и лица гражданского персонала.
8. Призыв граждан на срочную военную службу и добровольное поступление граждан по
контракту.
9. Президент РФ.
10. Главнокомандующий ВС РФ.
26

11. Министр обороны РФ.
12. Министерство обороны, Генеральный штаб.
13. б, в, г, а.
14.

угроза (возможность) _

отсутствует.

15. Силовое соперничество других государств. Реальные или потенциальные войны вблизи
границ РФ. Угроза международного терроризма. Распространение ядерного и другого
видов оружия массового поражения. Сохранение или создание мощных вооруженных сил в
государственных, территория, которая находится вблизи границ РФ.
16. Изменение социально-политической обстановки в России, а вследствие этого и
международной обстановки, что изменило цели и задачи в обороне государства.
17. Обеспечение ядерного сдерживания. Обеспечение защиты страны в мирное время от
воздушно – космического нападения. Осуществление миротворческой деятельности.
18.

основной целью

19. Поддержание комплекса стратегических вооружений на уровне, обеспечивающим
безопасность. Создание нового поколения высокоточных систем управления войском и
оружием. Создание новых мобильных безъядерных средств. Повышение индивидуального
оснащения военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.
20. Силы ядерного сдерживания. Силы неядерного сдерживания. Мобильные силы.
Средства информации. Противодействие противнику.

27

Проверочная карта №3
Онлайн-тест «Школа выживания» на портале «Образовательные тесты» ссылка:
https://testedu.ru/test/obzh/6-klass/shkola-vyizhivaniya.html

28

29

30

31

32

Критерии оценки:
Продвинутый уровень: 25-28
Высокий уровень: 20-25
Средний уровень: 15-20.
Низкий уровень: менее 15.

33

Проверочная карта №4
Тест "Оказание первой медицинской помощи"
За каждый правильный ответ – 1 балл
1. Признаки артериального кровотечения
Выберите один или несколько ответов:
1. очень темный цвет крови
2. алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей
3. большое кровавое пятно на одежде или лужа крови возле пострадавшего
4. над раной образуется валик из вытекающей крови
5. кровь пассивно стекает из раны
2. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?
Выберите один ответ:
1. Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких:
вначале 30 надавливаний на грудину, затем 2 вдоха методом «Рот ко рту»
2. Искусственная вентиляция легких и давление руками на грудину пострадавшего: вначале
1 вдох методом «Рот ко рту», затем 15 надавливаний на грудину
3. Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале
5 надавливаний на грудину, затем 1 вдох методом «Рот ко рту»
3. Вторым действием (вторым этапом) при оказании первой помощи является:
Выберите один ответ:
1. Предотвращение возможных осложнений
2. Устранение состояния, угрожающего жизни и здоровью пострадавшего
3. Правильная транспортировка пострадавшего
4. Признаки венозного кровотечения
Выберите один или несколько ответов:
1. кровь пассивно стекает из раны
2. над раной образуется валик из вытекающей крови
3. очень темный цвет крови
4. алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей
5. По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
Выберите один ответ:
1. Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание
2. Пульс, высокая температура, судороги.
3. Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания
6. Разрешено ли давать пострадавшему лекарственные средства при оказании ему
первой помощи?
Выберите один ответ:
1. Разрешено
2. Запрещено
3. Разрешено в случае крайней необходимости
7. Куда накладывается
кровотечении?
Выберите один ответ:

кровоостанавливающий

жгут

на

конечность

при

34

1. Непосредственно на рану.
2. Ниже раны на 4-6 см.
3. Выше раны на 4-6 см.
8. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся
кровотечением, оказание первой помощи начинается:
Выберите один ответ:
1. С наложения импровизированной шины
2. С наложения жгута выше раны на месте перелома
3. С наложения давящей повязки

артериальным

9. В каком порядке проводятся мероприятия первой помощи при ранении?
Выберите один ответ:
1. Остановка кровотечения, наложение повязки
2. Обеззараживание раны, наложение повязки, остановка кровотечения
3. Остановка кровотечения, обеззараживание раны, наложение повязки
10. Когда должен применяться непрямой массаж сердца?
Выберите один ответ:
1. при кровотечении
2. при применении искусственного дыхания
3. после освобождения пострадавшего от опасного фактора
4. при повышении артериального давления
5. при отсутствии пульса
11. Что делать, если человек получил ожог пламенем, кипятком или паром?
Выберите один или несколько ответов:
1. вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за человеком и
одновременно с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20
минут
2. вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за человеком и
одновременно с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув
его куском ткани
3. вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за человеком.
12. Признаки обморока
Выберите один или несколько ответов:
1. потере сознания предшествуют резкая слабость, головокружение, звон в ушах и
потемнение в глазах
2. кратковременная потеря сознания (не более 3-4 мин)
3. потеря чувствительности
4. потеря сознания более 6 мин
13. При попадании в глаза щелочного раствора:
Выберите один ответ:
1. создать пострадавшему покой
2. необходимо промыть глаза мыльным раствором
3. необходимо промыть глаза проточной водой в большом количестве
14. Как следует расположить руки на грудной клетке пострадавшего при давлении
руками на его грудину (выполнении непрямого массажа сердца)?
Выберите один ответ:
35

1. Основания ладоней обеих рук должны располагаться на грудной клетке на два пальца
выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону
левого плеча пострадавшего, а другой – в сторону правого плеча
2. Основания ладоней обеих рук, которые накладываются одна на другую, должны
располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так,
чтобы большой палец одной руки указывал в сторону подбородка пострадавшего, а
другой – в сторону живота
3. Давление руками на грудину выполняют основанием ладони только одной руки,
расположенной на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка. Направление
большого пальца не имеет значения.
15. Перелом это
Выберите один ответ:
1. трещины, сколы, раздробление костей
2. разрушение мягких тканей костей
3. трещины, сколы, переломы ороговевших частей тела
16. Действия по помощи пострадавшему при попадании инородного тела в
дыхательные пути:
Выберите один ответ:
1. Положить пострадавшего на бок и вызвать интенсивную рвоту.
2. Нагнуть туловище пострадавшего вперед, нанести несколько интенсивных ударов
ладонью между лопаток, при отсутствии эффекта — обхватить пострадавшего сзади,
надавить 4-5 раз на верхнюю часть живота.
3. Нанести пострадавшему, стоящему прямо, несколько интенсивных ударов ладонью
между
17.При переломах костей конечностей накладывается шина:
Выберите один ответ:
1. ниже области перелома
2. выше и ниже области перелома, так чтобы шина захватывала не менее двух
ближайших суставов
3. выше области перелома
18. Как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего?
Выберите один ответ:
1. Большой палец руки располагают на шее под подбородком с одной стороны гортани, а
остальные пальцы – с другой стороны
2. Три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на уровне
щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи между
щитовидным хрящом и ближайшей к хрящу мышцей
3. Три пальца руки располагают с левой стороны шеи под нижней челюстью
19.Внезапно возникающая потеря сознания — это:
Выберите один ответ:
1. Шок
2. Мигрень
3. Обморок
20. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
Выберите один ответ:
1. Не более получаса в теплое время года и не более одного часа в холодное время года
36

2. Не более одного часа в теплое время года и не более получаса в холодное время года
3. Время наложения жгута не ограничено
21. Признаки переохлаждения
Выберите один или несколько ответов:
1. нет пульса у лодыжек
2. посинение или побледнение губ
3. озноб и дрожь
4. нарушение сознания: заторможенность и аппатия, бред и галлюцинации,
неадекватное поведение
5. снижение температуры тела
6. потеря чувствительности
22. При ушибах и растяжениях на поврежденное место накладывается:
Выберите один ответ:
1. тепло
2. свободная повязка
3. холод
23.Первым действием (первым этапом) при оказании первой помощи является:
Выберите один ответ:
1. Прекращение воздействия травмирующего фактора
2. Правильная транспортировка пострадавшего
3. Предотвращение возможных осложнений
24. Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?
Выберите один ответ:
1. Наложить жгут ниже места ранения
2. Наложить давящую повязку на место ранения
3. Наложить жгут выше места ранения

Критерии оценки:
Продвинутый уровень: 20-24.
Высокий уровень: 15-20
Средний уровень: 10-15.
Низкий уровень: менее 10.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».