Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Волшебный карандаш » является модифицированной. В основу программы вошли разработки по дополнительным программам «Основы изобразительной грамоты» Еременко О.В. и «Декоративно-прикладное искусство» Ломовой С.П. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Нормативно-правовые основания для проектирования ДООП: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ЦРТДиЮ Программа имеет художественную направленность. Актуальность программы связана с требованиями, сформулированными в статье 75 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» о том, что дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, а также на организацию их свободного времени. С одной стороны, существует потребность общества в креативных людях, с другой, потребность детей в художественном творчестве и общении с единомышленниками. Программа направлена на приобщение учащихся к творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений. Педагогическая целесообразность программы «Волшебный карандаш» заключается в том, что в процессе обучения происходит комплексное гармоничное развитие детей школьного возраста. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование формируют эстетические способности детей и интеллект. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Программа рассчитана на детей в возрасте 8 до 10 лет. Количество учащихся в группах – от 12 до 15 человек. Срок реализации программы – 2 года. На обучение по программе принимаются все желающие, в том числе не имеющие навыков. Период Объем программы и режим занятий Продолжительность Количество Кол-во Кол-во занятий в часов в недель занятия неделю неделю Кол-во часов в год 1 год 2 ч. обучения 2 4 36 144 2 год 2 ч. обучения 2 4 36 144 Общий объем программы 288 ч. Формы организации образовательного процесса В процессе обучения по программе используются различные формы организации образовательного процесса: - беседа; - объяснение; - практические упражнения; - творческий конкурс; - коллективно – творческое дело; - индивидуальная работа; - экскурсия; - пленэр; - проектная деятельность. - ИЗО - викторины, - ИЗО - конкурсы, - участие в выставках различного уровня, - создание портфолио учащегося. - рассказ. Используются различные способы проведения занятий: - фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; - коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми учащимися; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой - организация работы по малым группам (от 3 до 5 человек); - коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение. Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через освоение навыков изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи для учащихся первого года обучения программы: Предметные: - познакомить с жанрами декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - обучить нетрадиционным техникам ИЗО и ДПИ деятельности и принципам работы с различными художественными материалами; - обучить подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты; Метапредметные: - развивать внимание, память, воображение; - развивать моторику и точность глазомера; Личностные: - формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - выстраивать личностное отношение к произведениям искусства. Задачи для учащихся второго года обучения программы: Предметные: - получить знания по изображению натюрморта, пейзажа, портрета; - освоить правила составления композиции; - совершенствовать навыки работы в нетрадиционных техниках рисования; Метапредметные: - развить творческую фантазию и воображение; - развить художественный вкус; Личностные: - воспитать любовь и уважение к искусству; - формировать устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством. Учебный план Первый год обучения № Название раздела 1 Вводное. Виртуальная экскурсия в мир исусства. 2 ИЗО. Декоративное рисование. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Количество часов всего теория практика 2 1 1 Форма контроля Викторина 14 4 10 Выставка. Конкурс. ИЗО. Техника кляксография. 4 1 3 ИЗО. Печатная техника 32 ИЗО. Техника граттаж. 8 ДПИ. Техника кинусайга. 16 ДПИ. Поделки из горячего 4 клея. ДПИ. Поделки из ниток. 6 4 1 2 1 28 7 14 3 Выставка. Конкурс. Выставка. Выставка. Выставка. Выставка. 1 5 ИЗО Коллективное панно. 14 ИЗО Монотипия 10 ДПИ. Создание топиария 14 ИЗО Рисование по мокрой 6 бумаге. Акварель. ИЗО. Техника 12 пуантилизм. 3 3 3 1 11 7 11 5 2 10 27 2 117 Итоговое Всего 2 144 Выставка. Конкурс. Выставка. Выставка. Выставка. Выставка. Конкурс. Выставка. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения 1. Вводное занятие (2ч.) Теория (1 ч.) Виртуальная экскурсия в мир искусства. Презентация «Виды и жанры изобразительного искусства». Практика: проведение викторины, игры «Происшествие в музее». 2. ИЗО. Декоративное рисование (14ч.) Теория (4 ч.) Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Теплые и холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах. Правила изображения декоративных растений в теплой и холодной гамме. Правила построения композиции. Соответствие цветовой гаммы фона и изображения. Ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок, правилами работы гуашью. Обучение выбору композиционного решения, цветовой гаммы с учетом особенностей зимнего колорита, правильному изображению внешнего строения деревьев, направления стволов и ветвей, их ритмом и пропорциями (величиной ветвей по отношению к стволу). Практика (10 ч.) Выполнение декоративной композиции «Мир цвета в природе» в выбранной цветовой гамме. Зарисовки зимнего леса. Для стартового уровня: выполнение работ с в разных техниках (набрызг, мятая бумага, с помощью ватных дисков). Для базового: выполнение работ в усложненной технике рисования с использованием соли и клея ПВА. Для продвинутого: выполнение работ в технике пуантилизм. 3. Техника кляксография (4 ч.) Теория (1 ч.). История возникновения. Просмотр презентации. Описание техники. Практика (3ч.). Для стартового уровня: рисунок салюта, фантастических деревьев. Для базового: рисунок аквариума, цветов. Для продвинутого: рисунок пейзажа. 4. Печатная техника (32 ч.) Теория (4 ч.) Техника выполнения изображения с помощью штампов или поролоновой губки. Создание образов необыкновенных причудливых животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы. Особенности цветового решения: избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов: красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим. Технология изготовления клише из овощей и штампов из пластилина. Практика (28 ч.): Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов в технике печати с помощью самостоятельно изготовленного клише на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне; простого натюрморта; цветочной поляны. Для стартового уровня: выполнение несложных композиций с использованием простых штампов. Для базового: выполнение усложненных композиций с использованием разных штампов. Для продвинутого: выполнение сложных композиций с использованием разнообразных штампов. 5. Техника граттаж (8 ч.) Теория (1 ч.) Понятие о технике граттаж, технология его выполнения. Особенности выполнения на бумаге небольшого формата узоров в технике граттаж (воскография). Этапы выполнения работы. Практика (7ч.) Подготовка листа плотной бумаги или картона: нанесение она цветными мелками, окрашивание черной гуашью или тушью. Выполнение работы в технике граттаж. Для стартового уровня: выполнение узоров в технике граттаж. Для базового: рисунок цветочной поляны, космическая тема. Для продвинутого: рисунок пейзажа. 6. Техника кинусайга (16 ч.) Теория (2 ч.) История появления техники. Присмотр презентации и образцов изделий. Особенности выполнения работы. Практика (14 ч.) Создание эскиза картины. Подготовка пенопласта к работе. Нанесение рисунка через копирку. Прорезывание контура рисунка канцелярским ножом. Техника безопасности. Заполнение фрагментов рисунка тканью при помощи клея и стека. Для стартового уровня: выполнение картины из крупных хлопчатобумажных деталей (рисунок простой). Для базового: выполнение картины из небольших хлопчатобумажных деталей (рисунок усложненный). Для продвинутого: выполнение картины из среднего размера деталей с использованием шелковой или трикотажной ткани. 7. Поделки из горячего клея (4 ч.) Теория (1 ч.) Технология изготовления снежинки из горячего клея. Техника безопасности. Для работы используются распечатанные картинки снежинок. Практика (3 ч.) Нанесение на пергаментную бумагу по контурам рисунка горячего клея. Раскрашивание акриловыми красками. Декорирование. Для стартового уровня: изготовление снежинки с простым узором по печатному образцу. Для базового: изготовление снежинки с более сложным узором по печатному образцу, оригинальное решение декора. Для продвинутого: изготовление снежинки с более сложным узором по собственному рисунку. 8. Поделки из ниток (6 ч.) Тория (1 ч.) Беседа: примеры поделок из ниток, последовательность этапов изготовления новогодней елки. Техника безопасности при работе клеем ПВА и термопистолетом. Практика (5 ч.) Технология выполнения елочки из ниток: создание конусаосновы из картона, обмотка его целлофаном. Нанесение шерстяных ниток, смоченных в клее ПВА, на конус. Раскрашивание. Декорирование. Для стартового уровня: выполнение работы с использованием толстых шерстяных ниток. Для базового: выполнение работы с использованием более тонких ниток (ирис или тонкая пряжа). Для продвинутого: составление композиции, выполненной из более тонких ниток (ирис или тонкая пряжа). 9. Коллективное панно (14 ч.) Теория (3 ч.) Беседа: особенности декоративной композиции., грамотное расположение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Распределение работы. Практика (11 ч.) Составление композиции декоративного панно. Этапы выполнения задания: I этап — выполнение цветного подмалевка; II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений; III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно). Выполнение коллективного панно «Сказочный мир». Для стартового уровня: рисунок более простых по исполнению сказочных персонажей. Для базового: рисунок более сложных по исполнению сказочных персонажей. Для продвинутого: рисунок сложных по исполнению сказочных персонажей, составление сказки. 10. Монотипия (10 ч.) Теория (3 ч.) Особенности создания сюжетной композиции (образов насекомых, животных, растений в технике) в технике монотипии. Технология выполнения монотипии. Практика (7 ч.) Выполнить сюжетную композицию «Образы насекомых, животных и растений в технике монотипия. Для стартового уровня: для выполнения работы в качестве твердой поверхности выбирается картон. Для базового: для выполнения работы в качестве твердой поверхности выбирается пластик. Для продвинутого: для выполнения работы в качестве твердой поверхности выбирается пластик, доработка эскиза в смешанной технике. 11. Создание топиария (14 ч.) Теория (3 ч.) История возникновения топиария. Варианты. Выбор материала. Технология выполнения. Практика (11 ч.) Оформление пенопластового шара. Укрепление шпажки в центре шара и горшочка. Заливка гипсовой смеси. Декорирование. Для стартового уровня: оформление шара с помощью зерен кофе. Для базового: оформление шара с помощью зубочистки и лоскутов органзы. Для продвинутого: оформление шара с помощью зубочистки и лоскутов органзы, изготовление цветов из нее. Рисование по мокрой бумаге. Акварель (6ч.) Техника выполнения работы. Объяснение. Подготовка акварельной бумаги, смоченной водой. Нанесение краски фона, грунтовка переднего плана, прорисовка мелких деталей. Для стартового уровня: рисунок весеннего неба. Для базового: рисунок цветов. Для продвинутого: рисунок ваза с цветами. 12. Техника пуантилизм (12ч.) Теория (2 ч.) Знакомство с произведениями художников-пуантилистов. Особенности работ. Этапы выполнения рисунков ватными палочками. Практика (10 ч.) Создание эскиза. Выполнение работы с помощью ватных палочек. Для стартового уровня: рисунок вербы. Для базового: рисунок сирени. Для продвинутого: рисунок цветочной поляны. 13. Итоговое занятие (2ч.) Подведение итогов года. Награждение. Оформление выставки рисунков. Планируемые результаты: По окончании 1 года обучения учащиеся достигнут следующих результатов: Предметные: - получат представление о видах и жанрах изобразительного искусства; - получат практические знания о различных техниках изобразительной грамоты и декоративно-прикладного искусства; - овладеют умением гармонично сочетать цвета. - научатся работать с различными инструментами. Метапредметные: - продемонстрируют готовность участвовать в выставках и конкурсах; - научатся концентрировать внимание и проявлять воображение в процессе изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Личностные: продемонстрируют интерес к изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. № Учебный план Второй год обучения Название раздела Количество часов всего теория практика Форма контроля 1 2 3 Вводное. Виртуальная экскурсия в искусства. Орнаментальная композиция. Одноцветная акварель «гризайль». 4 2 2 Викторина 2 1 1 Выставка. 2 1 1 Выставка. Выставка. Выставка, конкурс Выставка. Диагностика по проверочной карте. Выставка, конкурс Выставка, конкурс. Диагностика по проверочной карте. Выставка. Диагностика по проверочной карте. мир – 4 5 6 Акварель. Пейзаж. Основы композиции. 7 30 21 2 3 3 5 27 18 7 8 Натюрморт. Портрет. 24 39 3 3 21 36 9 Абстрактная композиция. 12 2 10 10 Итоговое занятие. Всего 3 144 20 3 124 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения 1. Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства (4 ч.) Теория (2 ч.): Вводный инструктаж. Беседа. Просмотр презентации «Шедевры мирового искусства». Практика (2 ч.): Составление картин из пазлов «Мастера живописи». Игра «веселая кисточка». Викторина. Для стартового уровня: составление картины из крупных пазлов. Для базового уровня: составление картин от 2 из большего количества пазлов с определением названия и автора. Для продвинутого уровня: составление картин от 2 из большего количества пазлов с определением названия, автора, музея. 2. Орнаментальная композиция. (2 ч.) Теория (1 ч.). Беседа. Определение понятия орнамент. Виды. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Практика (1 ч.) Для стартового уровня: выполнение несложного геометрического и растительного орнамента по образцу в полосе, круге, квадрате. Для базового уровня: выполнение усложненных геометрических и растительных орнаментов по образцу в полосе, круге, квадрате. Для продвинутого уровня: выполнение усложненных геометрических и растительных орнаментов по памяти. 3. Одноцветная акварель – «гризайль» (2ч.) Теория (1 ч.) Понятие «тон». Понятия «холодные и теплые цвета». Общие сведения о понятии. Особенности техники гризайль. Практика (1 ч.): Для стартового уровня: изображение вазы с цветами (ромашки, васильки, маки). Для базового уровня: изображение вазы с цветами, более сложными в исполнении (розы, пионы, хризантемы). Для продвинутого уровня: изображение вазы с цветами, более сложными в исполнении (розы, пионы, хризантемы) с включением дополнительных элементов в рисунок. 4. Цвет в окружающей среде. Акварель (7 ч.) Теория (2 ч.) Холодные и теплые цвета в живописи. Презентация. Оттенки. Тени в зависимости от света: теплые или холодные. Практика (5 ч.). Рисование по методу ассоциаций: стихия вода, огонь. Изображение цветов и растений, фруктов. Опыт с лампой и кубиками льда. Для стартового уровня: раскрашивание цветов и растений, фруктов в теплой и холодной цветовой гамме; Для базового уровня: изображение цветов и растений, фруктов (по образцу) в теплой и холодной цветовой гамме. Для продвинутого уровня: уровня: изображение цветов и растений, фруктов (по памяти) в теплой и холодной цветовой гамме. 5. Пейзаж (30 ч.) Теория (3ч.) Объяснение понятия «пейзаж». Знакомство с творчеством известных художников-пейзажистов. «Золотая осень». Просмотр иллюстраций: В. Поленов «Ранний снег»; Карл Розен «Зимний лес»; В. Иванов «Анастасия»; И. Айвазовский «Зимний пейзаж». Анализ картин. Особенности цветовой гаммы. Практика (27 ч.): Пленэр. Рисование осеннего дерева с натуры. Техника выполнения: акварель или мелки. Рисование пейзажа «Зимняя сказка» гуашью по памяти. Пейзаж. Выполнение работы в технике мокрая бумага. Акварель. Для стартового уровня: создание простых этюдов пейзажа. Для базового уровня: создание этюдов пейзажа с изображением многообразия природы. Для продвинутого уровня: создание этюдов пейзажа с изображением многообразия природы в комбинированной технике рисования. 6. Основы композиции (21ч.) Теория (3 ч.). Понятие центра композиции. Симметрия и асимметрия. Наброски. Линия горизонта. Группировка предметов. Практика (18 ч.) Рисунок дерева. Составление пространственных планов. Зарисовка пейзажа в графике. Для стартового уровня: зарисовка несложного пейзажа. Для базового уровня: зарисовка пейзажа, передающего многообразие форм деревьев. Для продвинутого уровня: зарисовка пейзажа «Парк» 7. Натюрморт (24 ч.) Теория (3 ч.). Знакомство с произведениями известных художников. Виды натюрморта. Правила составления. Практика (21 ч.). «Составь натюрморт» аппликация. Постановочная работа. Формирование композиции. Эскиз. Выполнение работы гуашью. Для стартового уровня: натюрморт из фруктов с разметкой плоскости. Для базового уровня: натюрморт из фруктов с разметкой плоскости с более сложного ракурса. Для продвинутого уровня: натюрморт из фруктов с разметкой плоскости с более сложного ракурса с изображением драпировки. 8. Портрет (39 ч.) Теория (3 ч.) Знакомство с творчеством художников-портретистов. Виды портретов и их назначение. Пропорции. Практика (36 ч.). Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу. Портрет в профиль. Поэтапные наброски по образцу. Выполнение портрета срисовывание по фотографии: построение головы и общего контура лица, разметка частей лица и работа с плоскостями, детализация лица. Штриховка и проработка полутонов. Оформление выставки. Анализ работ. Для стартового уровня: выполнение портрета с освещением сбоку. Для базового уровня: выполнение портрета с нестандартными пропорциями лица с освещением сбоку. 9. Абстрактная композиция (12 ч.) Теория (2 ч.). Понятие «абстракционизм». Просмотр иллюстраций картин В. Кандинского, М. Ротковича, Ф. Купка, К. Малевича. Анализ картин. Практика (10 ч.) Эскизы работы «Летнее настроение». Выполнение серии рисунков акварелью, гуашью, акрилом. Для стартового уровня: создание произвольной геометрической композиции с помощью клейкой ленты. Для базового уровня: создание минималистической геометрической абстракции. Для продвинутого уровня: создание абстрактной композиции по принципу живописи действия. 10. Итоговое занятие (3 ч.) Подведение итогов года. Награждение. Оформление выставки рисунков Планируемые результаты: По окончании 2 года обучения учащиеся достигнут следующих результатов: Предметные: Научатся основам композиции; Продемонстрируют умение выполнять работы в жанре натюрморт, пейзаж, портрет; Освоят технологию различных видов рукоделия; Метапредметные: Научатся самостоятельно решать творческие задачи; Освоят проектную деятельность; Личностные: • Научатся воспринимать художественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и выражать свое отношение к ним. Условия реализации программы Для организации занятий имеется специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений: основные жанры живописи; наш вернисаж; техника безопасности. Парта для оформления выставки по ДПИ. Из оборудования в кабинете имеется необходимая посуда для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доска школьную; мел школьный белый, мел цветной. Для постановки натуры имеется легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительная лампу на штативе. Кабинет оснащен компьютером, экраном для демонстрации слайдов, магнитофоном с классической музыкой на дисках. Формы контроля и способы отслеживания образовательных результатов 1. Вводный контроль отслеживается уровень подготовленности учащихся в начале учебного года (тест и выполнение практических заданий). 2. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий. 3. Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает учащихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (проверочные карточки-задания и выполнение работ). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству разного уровня. 4. Итоговый контроль проводится по завершении всего образовательного курса программы в целом. Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым учащимся. Результаты проверки знаний учащихся заносятся в диагностическую карту, что дает возможность скорректировать работу объединения и увидеть эффективность программы (Приложение 1 – диагностика). Материально-техническое оснащение программы: 1. Доска. 2. Стенд для оформления выставочных работ. 3. Ноутбук и мультимедийный проектор. 4. Набор муляжей для постановки натюрморта. Раздаточный материал: дидактические карточки, алгоритмы выполнения заданий, памятки, образцы работ, акварельная бумага, карандаши и кисточки, акварель и гуашь, восковые мелки, набор картона, тонкая проволока, нитки мулине, элементы декора, мешковина, швейные иглы и нитки. Методическое обеспечение программы Дидактический материал: - наборы открыток: «Художники» (иллюстрации картин), «Растения», «Птицы», «Художники-абстракционисты», «Художники-портретисты»; натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна; - календари: «Архитектура», «Природа»; - книги по декоративно-прикладному искусству с иллюстрациями; - иллюстрации произведений живописи и графики с изображением сказочных; персонажей, фантастических животных и растений; - и фотографии по различным тема программы; - репродукции картин известных художников; - дидактические карточки; - презентации и видео и аудиозаписи «История техники ганутель»; «Времена года» для Эрмитажного театра; «Весна, Лето, Осень, Зима» для Русского музея; «Все о натюрморте», «Шедевры мирового искусства», «Птицы Хабаровского края»; - образцы рисунков. Алгоритм учебного занятия Структурный элемент занятия Организационный Деятельность педагога 1. Приветствие учащихся. Деятельность учащихся 1. Подготовка 2. Создание благоприятного рабочего места. 2. Концентрация морально-психологический климата и настрой учащихся на внимания. сотворчество и содружество в 3. Ответы на процессе познавательной вопросы педагога по деятельности. предыдущей теме 3. Организация деятельности занятия. своей и учащихся для достижения намеченной цели занятия. 4. Проверка усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии. Подготовительный 1. Создание мотивации предстоящей деятельности. 2. Сообщение темы и цели занятия, постановка задач. 1. Участие в формулировании цели и комплексного решения задач занятия. 1. Диагностика начального уровня 1. Выполнение Первичная проверка усвоения и знаний в виде вопросов или практической закрепления новых дидактической игры по работы. знаний теоретической части материала. Участие в обсуждении, 2. Выявление трудностей по опросе. выполнению работы и необходимые действия педагога Повторение последовательности для их ликвидации. практического 3. Контроль по выполнению задания. последовательности практической Осмысленное работы учащимися. выполнение 4. Контроль времени, дальнейшей затраченного на выполнение работы. практической работы. 5. Создание ситуации успеха (коллективная похвала, создание портфолио, оформление персональной выставки и т.д.). Контроль и самопроверка знаний Итоговый и рефлексивный 1. Постановка контрольных 1. Ответы на вопросов. вопросы по 2. Анализ качества и уровня пройденному овладения знаниями учащимися. материалу. 3. Подготовка учащихся к 2. Обсуждение самооценке собственной выполнения деятельности и оценке задания с сотрудничества. различным уровнем 4. Проведение физкультминутки сложности. для учащихся. 3. Ознакомление с алгоритмом самооценки. - Какова была цель задания? 1. Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы. 2. Подведение итоговых результатов занятия, аргументация оценки работ. 1. Учащиеся совместно с педагогом подводят итоги: - оценка занятия (достигнута цель, получен результат; 3. Мобилизация учащихся на самооценку. Информационны 1.Проектировка деятельности на й следующее занятие. 2. Объяснение домашнего задания, если оно запланировано. затруднения, применение новых знаний, эмоциональный настрой) 2. Оформление выставки; 3. Самооценка своей работы; 4. Сравнение результатов своей деятельности с другими; 5. Осмысление результатов. 1. Ознакомление с информацией. 2. Получение домашнего задания, если оно запланировано. 1. 2. 3. 5. 8. Список литературы для педагога: Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 2013. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 5 класс. - М.:ВентанаГраф,2015. Иванова Е.В., Николаева Н.Ю., Большая иллюстрированная энциклопедия живописи, 2015 4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 2014 Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель, 2014. 6. Фокина Л.В.: Орнамент. - Ростов н/Д: Феникс, 2017 7. «Юный художник». Журнал - подборка за 2013-2017гг Яковлева Н. «Русская историческая живопись». Детская энциклопедия.– М.: Белый город, 2016. Интернет ресурсы: https://www.izocenter.ru/blog/tehnika-grizajl-v-zhivopisi/ http://fotorika.ru/chto-ne-popalo-vkadr/kak_risovat_portret_karandashom_poetapno. 2. 3. 4. 5. html https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2015/06/09/kak-sozdat-realistichnyjportret-za-3-minuty/ Список литературы для учащихся: 1. Визер, В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В. В. Визер. Спб. ГалянТ.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт. – Ростов на Дону: ООО «Удача», 2008 Питер, 2007 - 192 с. Простые уроки рисования. «Горы». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2016 Простые уроки рисования. «Замки, дворцы, крепости». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2014 Простые уроки рисования. «Море». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2014 6. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2013 Список литературы для родителей: 1. Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003. 2. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003. 3. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2013 4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г 5. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г Календарный учебный график 2024-2025 учебный год, 1 год обучения № дата Форма/ вид занятия 1 2 3 Беседа, игра Беседа, практикум, игра Рассказ - объяснение 4 Беседа, практикум 5 Виртуальная экскурсия «Осенний лес», практикум 2 Практикум 2 6 Кол-во Тема занятия Форма контроля часов 2 Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства. Викторина Декоративное рисование.«Мир цвета в природе» 2 Понятие о тёплых и холодных цветах Выставка. 2 Декоративное рисование. «Мир фантастических деревьев». Понятие о контрастах теплых и холодных Тест цветов. 2 Декоративное рисование. «Красивые цепочки». Фронтальная беседа 10 Рассказобъяснение, практикум Рассказобъяснение, практикум Рассказ - объяснение. Игра. Практикум. Беседа, практикум 11 Практикум. 2 12 Рассказ- объяснение, практикум. Беседа, практикум. 2 7 8 9 13 2 2 2 2 2 «Волшебные краски осеннего дерева». Техника Фронтальная беседа кляксография. «Волшебные краски осеннего дерева». Техника Выставка. кляксография. «Необыкновенные листья» Декоративный фриз в Фронтальная беседа технике печати с помощью клише. «Необыкновенные листья» Декоративный фриз в Промежуточный технике печати с помощью клише. анализ работы «Необыкновенные листья» Декоративный фриз в технике печати с помощью клише. «Волшебные цветы» Декоративный фриз в Фронтальная беседа технике печати с помощью клише. «Волшебные цветы» Декоративный фриз в Выставка. технике печати с помощью клише. «Праздничные краски узора» Знакомство с Фронтальная беседа техникой граттаж. Праздничные краски узора» Фронтальная беседа Знакомство с техникой граттаж. 14 Беседа , игра, практикум 2 23 Практикум. 2 2 24 Практикум. 2 Праздничные краски узора» Знакомство с техникой граттаж. Праздничные краски узора» Выставка. Знакомство с техникой граттаж. Фронтальная беседа Декоративное рисование. «Мы рисуем зимние деревья» Промежуточный Декоративное рисование. «Зимняя сказка» анализ работы Промежуточный Декоративное рисование. «Зимняя сказка» анализ работы Выставка. Декоративное рисование. «Зимняя сказка» Викторина. ДПИ. Знакомство с техникой кинусайга. Зарисовки композиции. Подготовка пенопласта к Фронтальная беседа работе. Подбор лоскутов ткани. Анализ работы. Нанесение рисунка на пенопласт. ПрорезываниеФронтальная беседа контура рисунка канцелярским ножом. Анализ работы Наклеивание лоскутов ткани. Анализ работы. Участие в конкурсе. Наклеивание лоскутов ткани. Викторина 15 Практикум. 2 16 2 17 Рассказ-объяснение. Практикум. Игра, практикум 18 Практикум 2 19 Практикум 2 20 2 21 Экскурсия в мир сказки. Практикум. Практикум 22 Практикум. 25 Практикум. 2 Наклеивание лоскутов ткани. 26 27 Беседа, практикум Практикум 2 2 Наклеивание лоскутов ткани. Оформление рамки. Выставка работ. 28 Экскурсия в мир сказки. 2 ДПИ. Ажурные снежинки. Поделки из горячего клея. Фронтальная беседа 29 Практикум 2 ДПИ. Ажурные снежинки. Поделки из горячего клея. Анализ работы. 2 2 Фронтальная беседа Анализ работы. Фронтальная беседа Анализ работы. 30 Практикум. 2 ДПИ. Елочка из ниток. 31 Практикум. 2 ДПИ. Елочка из ниток. 32 Практикум. 2 ДПИ. Елочка из ниток. 33 Практикум. «Художники- иллюстраторы сказок» «Сказочный мир» Коллективное панно. «Сказочный мир» Коллективное панно. 34 Беседа, практикум 2 2 35 Практикум. 2 «Сказочный мир» Коллективное панно. 36 Практикум. 2 «Сказочный мир» Коллективное панно. 37 Практикум. 2 «Сказочный мир» Коллективное панно. 38 Практикум. 2 «Сказочный мир» Коллективное панно. 39 Беседа, практикум 2 «Сказочный мир» Коллективное панно. 40 Рассказ- объяснение. 2 41 Практикум 2 42 Практикум 2 43 Практикум 2 44 Практикум 2 Монотипия «Образы насекомых, животных и растений». Монотипия «Образы насекомых, животных и растений». Монотипия «Образы насекомых, животных и растений». Монотипия «Образы насекомых, животных и растений». Монотипия «Образы насекомых, животных и растений». Фронтальная беседа - опрос. Анализ работы. Выставка. Участие в конкурсе. Викторина. Фронтальная беседа Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Выставка. Сочинение сказки. Кроссворд Фронтальная беседа - опрос Выставка. объяснение.2 46 РассказПрактикум. Практикум 2 Изготовление топиария. 47 Практикум 2 Изготовление топиария. 48 Практикум 2 Изготовление топиария. 49 Практикум 2 Изготовление топиария. 50 Практикум 2 Изготовление топиария. 51 Практикум 2 Изготовление топиария. Выставка. 52 2 54 Практикум. 2 55 Беседа, игра, практикум 2 56 Практикум 2 57 Практикум 2 58 Практикум 2 59 Практикум 2 60 Практикум 2 Рисование по мокрой бумаге. Акварель. «Весенние мотивы». Рисование по мокрой бумаге. Акварель. «Весенние мотивы» Рисование по мокрой бумаге. Акварель. «Весенние мотивы» Печатная техника. Фантастические герои. Эскиз. Выполнение работы «Фантастические герои». Выполнение работы «Фантастические герои». Выполнение работы «Фантастические герои». Выполнение работы «Фантастические герои». Выполнение работы «Фантастические герои». Фронтальная беседа - опрос 53 Рассказ- объяснение. Практикум. Практикум 45 2 ДПИ. Создание топиария. Зарисовки. Фронтальная беседа - опрос Промежуточный анализ работы. Фронтальная беседа Промежуточный анализ работы Выставка. Фронтальная беседа - опрос Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы Промежуточный анализ работы 61 Практикум 2 2 Выполнение работы «Фантастические герои». Печатная техника. Мои любимые цветы. Выставка. Участие в конкурсе. Викторина. 62 Рассказ- объяснение 63 Практикум. 2 Печатная техника. Мои любимые цветы. 64 Практикум. 2 Печатная техника. Мои любимые цветы. 65 Практикум. 2 Печатная техника. Мои любимые цветы. Фронтальная беседа - опрос Промежуточный анализ работы Выставка. 66 2 Рисунки в технике пуантилизм. Викторина 67 Рассказ- объяснение. Практикум. Практикум. 2 Рисунки в технике пуантилизм Фронтальная беседа - опрос 68 Практикум. 2 Рисунки в технике пуантилизм 69 Беседа, практикум. 2 Рисунки в технике пуантилизм 70 Практикум 2 Рисунки в технике пуантилизм. 71 Практикум. 2 Рисунки в технике пуантилизм 72 Практикум. 2 Итоговое занятие. Выставка. Календарный учебный график 2021-2022 учебный год, 2 год обучения № Число Форма/ вид занятия 1 Беседа, игра Кол-во Тема занятия часов 3 Вводное. Виртуальная экскурсия в мир искусства. 2 Беседа, практикум 3 3 3 4 Рассказ- объяснение Практикум. Беседа, практикум 5 Беседа, практикум 3 6 7 8 9 10 Беседа, практикум. Беседа. Пленэр. Пленэр, практикум Пленэр, Практикум. Беседа, практикум 3 3 3 3 3 11 12 Беседа. Практикум. Рассказ- объяснение, практикум. Беседа, практикум. Рассказ- объяснение, Практикум. Практикум. 3 13 14 15 3 3 3 3 3 «Орнаментальная композиция». Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости. «Тоновая растяжка». Понятие «тон». Одноцветная акварель –«гризайль». Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Цветы, букеты. Акварель. Пейзаж. Золотая осень. Пейзаж. Листья и веточки. Мелки Пейзаж. Листья и веточки. Мелки. Основы композиции. Понятие центра композиции. Основы композиции. Симметрия и асимметрия. Основы композиции. Линия горизонта. Основы композиции. Группировка предметов. Составление пространственных планов. Зарисовка пейзажа в графике. Составление пространственных планов. Зарисовка пейзажа в графике 16 Практикум. 3 17 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Натюрморт. Формирование композиции. Эскиз. Натюрморт. Выполнение рисунка композиции. Натюрморт. Выполнение рисунка композиции. Выполнение цветового решения композиции. Выполнение цветового решения композиции. Гуашь. Выполнение цветового решения композиции. Гуашь. Выполнение цветового решения композиции. Гуашь. Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь. 26 Рассказ- объяснение. Игра, практикум Объяснение. Практикум Практикум. Практикум. Беседа. Практикум. Беседа. Практикум. Практикум. Практикум Беседа. Практикум. Практикум. Составление пространственных планов. Зарисовка пейзажа в графике Натюрморт. Виды. Правила составления. 3 Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь 27 Беседа, практикум 3 Пейзаж «Зимняя сказка». Гуашь 28 29 30 31 Рассказобъяснение.3 Практикум. Практикум 3 Практикум 3 Объяснение. Практикум 3 32 Практикум 33 Объяснение. Практикум. 18 19 20 21 22 23 24 25 34 Практикум 3 3 3 Портрет. Виды портретов и их назначение. Пропорции. Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу. Портрет в фас. Поэтапные наброски по образцу. Портрет в профиль. Поэтапные наброски по образцу. Портрет в профиль. Поэтапные наброски по образцу. Портрет. Срисовывание по фотографии, построение головы и общего контура лица. Разметка частей лица и работа с плоскостями. Фронтальная беседа Промежуточный анализ работы. 35 Практикум 3 36 Практикум 3 37 Практикум 3 38 39 40 41 Практикум Практикум Практикум. Рассказ- объяснение. Практикум. Объяснение. Практикум. 3 3 3 3 42 43 44 РассказПрактикум. Практикум. 3 объяснение.3 3 Детализация лица: прорисовка глаз, контуров бровей, Промежуточный носа, губ, ушей. анализ работы Детализация лица: прорисовка глаз, контуров бровей, носа, губ, ушей. Детализация лица: прорисовка глаз, контуров бровей, носа, губ, ушей. Штриховка и проработка полутонов. Штриховка и проработка полутонов. Окончание работы над портретом. Выставка. Пейзаж. Закат. Набросок. Тест. Пейзаж. Выполнение работы в технике мокрая бумага. Акварель. Пейзаж. Выполнение работы в технике мокрая бумага. Акварель. Пейзаж. Выполнение работы в технике мокрая бумага. Акварель. Абстрактная композиция «Летнее настроение». 46 Рассказ- объяснение. Практикум. Практикум. 3 3 Абстрактная композиция «Летнее настроение». 47 Практикум 2 Абстрактная композиция «Летнее настроение». 48 Практикум. 2 Абстрактная композиция «Летнее настроение». 49 Практикум. 2 Итоговое занятие. 45 Фронтальная беседа Выставка. Фронтальная беседа Промежуточный анализ работы. Выставка. Приложение 1 Уровни освоения программы 1 год обучения Уровни освоения программы продвинутый высокий Дает полную Хорошо характеристику разбирается видах изобразительног видов и жанров и жанрах Вид деятельности Знание видов и жанров средний низкий Знает виды и Не имеет вжанры знаний изобразитель н о искусства изобразительного изобразительного ого искусства искусства, может искусства, может привести примеры. привести примеры. Владение Отлично владеет Хорошо владеет Умеет Не владеет различными различными различными пользоваться инструментами инструментами и инструментами и инструментами и различными и материалами материалами материалами. материалами. инструментам Самостоятельно ии применяет на материалами. практике. Цветоведение Самостоятельно Самостоятельно Знает Не знает умеет гармонично умеет гармонично цветовую цветовой сочетать цвета, сочетать цвета. грамоту. грамоты. использует оригинальные цветовые решения. Владение различными техниками Отлично владеет и умеет смешивать различные техники рисования. Оригинальность Применяет выполнения нетрадиционные работ интересные решения при выполнении работы. Участие в выставках и конкурсах Хорошо владеет различными техниками рисования. Имеет навыки Не имеет работы в навыков различных работы в техниках различных рисования. техниках. Проявляет фантазию при С помощью Не умеет педагога ищетфантазировать. выполнении оригинальные работы решения при выполнении работы. Принимает Не участвует в участие в выставках и Принимает участиеПринимает в участие выставках и в выставках и конкурсах, конкурсах, занимает занимает призовые места. призовые места. выставках и конкурсах. конкурсах. 39 Знание Отлично известных произведений ориентируется в изобразительного произведениях Хорошо Знает ориентируется в произведениях искусства. известных художников: название, жанр, страна. произведения произведения изобразитель изобразительн н о ого искусства го искусства известных известных авторов. авторов. известных художников: название, страна, жанр, стиль, век. Не знает Приложение 2 Проверочная карта знаний по диагностике первого года обучения. 1. Знание видов и жанров изобразительного искусства на начало и конец года тестирование (Приложение 2) 2. Владение различными инструментами и материалами На начало года: опрос, какие существуют виды инструментов и материалов в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности На конец года: опрос, практическоеприменение инструментов, выставки работ (Приложение 3) 3. Цветоведение На начало года: опрос, практическая работа (Приложение 4) На конец года: тестирование (Приложение 4) 4. Владение различными техниками На начало года: опрос. На конец года: демонстрация работ в различных техниках. 5. Оригинальность выполнения работ На начало года: наблюдение (просмотр рисунков, эскизов) На конец года: выставка работ. 6. Участие в выставках и конкурсах На начало года: опрос (был опыт участия в выставках и конкурсах) На конец года: составление портфолио учащегося с достижениями. 7. Знание произведений искусства На начало года: викторина На конец года: тестирование. 40 Приложение 3 Тест «Виды и жанры изобразительного искусства» 1. Назовите виды ИЗО: а)графика б) музыка в)живопись г)архитектура д) театр е)скульптура ж) ДПИ 2. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, штрихи, точки, пятна: а)живопись б) графика в) скульптура г) архитектура 3. Произведения какого вида искусства имеют объемную форму: а) фотоискусство б) графика в)скульптура г) живопись 4. Искусство проектировать и строить называется: а) скульптурой б) ДПИ в)архитектурой г) графикой 5. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к: а) скульптуре б) ДПИ в) архитектуре 6. Что относится к жанрам изобразительного искусства: а) пейзаж, б) графика, в) батальный, г) скульптура, д) натюрморт, е) портрет, ж) архитектура, з) исторический, и) дизайн, к) бытовой, л) анималистический; 7. Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике: а) исторический б) батальный в) анималистический г) бытовой 8. Жанр изобразительного искусства, который отображает повседневную жизнь человека: а) портрет б)бытовой в) батальный г) исторический 9. Жанр, в котором главный герой – природа: а) натюрморт б)пейзаж в)портрет Приложение 4 1 Вариант Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова. Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется (палитрой). 2. Материал, изготовляемый из равномерно обожжённых тонких веток, называется (углём). 3. (Бумага) - это материал для письма и рисования, изготовляемый из древесной и тряпичной массы. Задание 2. Выберите правильный ответ. 1. Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту цвета. (Гуашь, темпера, акварель) 2. Маркировка на карандашах (ТМ, Т, 2М и т.д.) обозначает. ( Степень оттенка цвета, код производителя, степень твёрдости или мягкости). 1. 41 2 Вариант Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова. Акварель - это (водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества). 2. Холст – это (льняная) ткань, на которой пишут (масляными красками). 3. Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на какую-либо поверхность называется (кистью). Задание 2. Выберите правильный ответ. 1. Холст изготавливают из (целлюлозы, шерстяных волокон, льняного волокна). 2. Из пластичного природного материала, имеющего разную окраску, скульпторы лепят скульптуры малых форм или делают эскизы для больших скульптур. (Пластилин, глина, базальт). 1. Приложение 5 Вопросы: 1. К основным цветам относятся: а) красный, синий, зелёный; б) жёлтый, зелёный, красный; в) красный, жёлтый, синий. 2. К тёплым цветам относятся: 3. а) голубовато-зелёный, голубой; б) красный, жёлтый; в) сине-зелёный, синий. Цвета, в цветовом круге, которые находятся напротив друг друга и дают при смешивании ахроматический цвет, называются: а) нейтральными; б) оптическими; в) дополнительными. 4. 5. Фиолетовую краску можно получить, смешав: а) синюю и красную; б) красную и зелёную; в) синюю и зелёную 42