КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Северные узоры» - художественная. Нормативно-правовое обеспечение программы: Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ЦРТДиЮ Актуальность программы: Актуальность программы заключается в запросе государства, общества, личности на этнокультурное образование. В Федеральном законе от 29.12.2012г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» закреплен принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов России. В современном мире важно помнить свои «истоки», знать историю края, в котором мы живем, его традиции и культуру. Этнокультурное образование ориентирует современных детей на сохранение и развитие культурных традиций, помогает представить мир таким, как видели его народы в далеком прошлом. Новизна программы заключена в ознакомлении обучающихся с культурой коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. Верхнебуреинский район, издавна является компактным местом проживания эвенков, в связи с этим акценты первого год обучения направлены на изучение декоративно-прикладного искусства эвенков, на второй год обучения формируются представления о декоративно-прикладном искусстве других национальностей: эвенов, негидальцев, нанайцев, орочей, удыгейцев, ульчей, нивхов. Педагогическая целесообразность: Декоративно – прикладное искусство играет большую роль в формировании художественного вкуса обучающихся. Программа «Северные узоры» призвана выявлять, учитывать и развивать творческие способности детей. Национальное искусство тесно связано с жизнью и бытом человека, наиболее полно хранит и передает новым поколениям традиции, выработанные народом, формирует эстетическое отношение к миру. В результате обучения по данной программеу ребят формируется знания о национальном искусстве народов Приамурья, что является особенно актуальным для жителей Дальневосточного региона. Отличительные особенности программы: Программа является модифицированной, создана на основе существующей образовательной программы «Мой северный край» автор Дубовцева Т.Ф. 2022 год. Отличительные особенности содержание программы базируется на региональном компоненте, основные акценты направлены на знакомство с декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера, предусматривают как теоретический материал, так и разнообразные практические задания в основе которых учтены особенности традиционного прикладного искусства малых народностей. Адресат программы: Программа предназначена для обучения детей и подростков в возрасте 12-16 лет. Уровень освоения программы: стартовый Наполняемость группы: 12 учащихся Объём и срок освоения программы, режим занятий (на группу): Период Продолжит ельность занятия Количество занятий неделю Количеств о часов в неделю Количество недель 1 год обучения 2 год 2 часа 2 4 36 2 часа 2 4 36 Общее количеств о часов в год 144 144 288 Форма реализации: Форма обучения: очная Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используются групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебным планом в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным. Цель программы: формирование представлений в области декоративноприкладного искусства коренных малочисленных народов Севера: эвенков, эвенов, негидальцев, нанайцев, ульчей, удыгейцев, нивхов, орочей. Задачи программы: - обогащать знания учащихся доступными для понимания сведениями о культуре и искусстве КМНС; - формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству КМНС; - изучить традиционные техники рукоделия, работу с природными материалами. - развивать художественно-творческие способности учащихся; -развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие сотрудничество и общение; -формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира; Учебный план 1 год обучения п/№ Количество часов Название блока Всего Формы теория практи контроля ка 1. Введение в программу. Люди, спустившиеся с гор – эвенки. 4 1 3 Входной контроль Практическая работа 2. Эвенкийский орнамент. 8 2 6 Практическая работа 3. Украшения эвенков. 20 2 18 Практическая работа 4. Эвенкийская вышивка бисером. 28 2 26 Практическая работа 5. Эвенкийская куколка 26 2 24 Практическая работа 6. Священная птица – эвенков – гагара. 24 2 22 Практическая работа 7. Эвенкийская вышивка нитками – мулине. 8. .Декоративное панно. 24 2 22 Практическая работа 10 4 6 Практическая работа 144 18 126 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Введение в программу (4 часа) Удивительный Хабаровский край. Коренные народы Хабаровского края. Техника безопасности. Теория: Беседа о курсе. Правила техники безопасности. Беседа о Хабаровском крае. Семь чудес Хабаровского края. Люди, спустившиеся с гор – эвенки. Быт и нравы эвенков. (2 часа) 7 Практика: практическая работа с контурной картой Х.К. Кроссворд «Малые народы края» практическая работа: Аппликация «Эвенкийский костюм» 1. Эвенкийский орнамент. Виды орнамента. Символика орнаментов. Изготовление эвенкийского орнамента. (8 часов) Теория: Виды орнамента: геометрический, зооморфный, растительный. Символика орнамента. Практика: практическая работа: аппликация «Эвенкийский зооморфный орнамент». Рисование «Эвенкийский растительный орнамент». Аппликация «Эвенкийский геометрический орнамент». Составление симметричной композиции. 2. Украшения эвенков. Изделия из бересты, кожи, меха (изготовление браслетов с разным орнаментом и значением) (20 часов) Теория: «Украшения эвенков в одежде, обуви, утвари, интерьере. Знакомство с основными техниками, приемами работы с берестой, бисером. Практика: Изготовление браслетов из бересты, бисера. 3. Эвенкийская вышивка бисером. Бисерный амулет «Солнышко-дылача» (изготовление амулетов) (28 часов) Теория: Знакомство с основными техниками и приемами, материалами и инструментами при изготовлении амулетов из бисера, кожи, меха. Современные материалы в традиционно-прикладном творчестве эвенков. Тотемизм. Анемизм. Значение амулетов. Практика: Изготовление разноцветного амулета. геометрическим орнаментом. Изготовление амулета с 4. Эвенкийская куколка «Гудея» (изготовление кукол) (26 часов) Теория: Эвенкийская игрушка. Особенности выполнения работы. Практика: изготовление куколок – оберегов. 5. Священная птица – эвенков – гагара. Украшения с изображением гагары. ( Изготовление нагрудного украшения) (24 часа) Теория: Культовые и священные птицы эвенков. Нагрудные украшения их значение и особенности. 8 Практика: изготовление нагрудного украшения. 6. Эвенкийская вышивка нитками – мулине. Эвенкийские сумки. (изготовление кисета). (24 часа) Теория: Знакомство с техникой, приемами вышивки нитками – мулине. Женское искусство – изготовление сумок – авса, кисетов. Практика: изготовление кисетов. 7. Декоративное панно. Эвенкийские сказки. Теория: Знакомство с эвенкийским устным народным творчеством. Анализ прочитанных произведений. Практика: изготовление декоративного панно по заданной теме. 9 Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения По окончании 1 года обучения учащиеся Будут знать: - особенности культуры, искусства, быта эвенков. - особенности традиционного рукоделия эвенков. Будут уметь: - вышивать бисером, вышивать нитками-мулине, работать с мехом, кожей, берестой. - проектировать и изготавливать национальные эвенкийские изделия. - определять общую цель и работать в команде над ее достижением. Будут проявлять уважение к представителям других национальностей; 10 Содержание учебного плана 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № Название блока Количество часов Всего Теория Формы Практика контроля Введение в программу. Большая история малых народностей края. Эвены – приморские жители. 2 1 1 Входной контроль 22 2 20 Практическая работа 3. Негидальцы – настоящие люди. 20 2 18 Практическая работа 4. Нанайцы - люди земли. 20 2 18 Практическая работа 5. Ульчи- люди Амура. 20 2 18 Практическая работа 6. Удыгейцыместные люди. 20 2 18 Практическая работа 7. Орочи – таежный человек. 20 2 18 Практическая работа 8. Нивхи - просто человек. 20 2 18 Практическая работа 144 15 129 1. 2. Содержание учебного плана 2 года обучения 1. Большая история малых народностей нашего края (2 часа) Теория: Население Хабаровского края с древнейших времен. Заселение края русским населением. Коренные народы Хабаровского края. Практика: Работа со спилс-картами. 11 2. Эвены - приморские жители. Изготовление амулетов с разным значением.(22 часа) Теория: Особенности быта, культуры эвенов. Национальное ДПИ. Особенности орнамента и его значение. Материалы, используемые для изготовления изделий ДПИ. Практика: Изготовление амулетов с разным значением. 3. Негидальцы – настоящие люди. Изготовление оберега, браслета с негидальским трилистником. (20 часов) Теория: Негидальцы и их орнаментальное искусство. Особенности быта и культуры. Отличительные особенности орнамента негидальцев Практика. Изготовление оберега, с негидальским трилистником. 4. Нанайцы – люди земли. Нанайская традиционная вышивка.(20 часов) Теория: Место жительство нанайцев. Особенности быта, культуры. Национальное ДПИ. Особенности орнамента и его значение. Материалы, используемые для изготовления одежды и бытовых предметов. Практика: Изготовление талисманов-оберегов на удачу, с узорами животного и растительного мира. 5. Ульчи – люди Амура. Ульчская традиционная вышивка. (20 часов) Теория: Быт и культура ульчей. Какая рыба использовалась ульчами в изготовлении одежды и обуви. Особенности орнаментов. Практика. Изготовление элемента традиционного пояса ульчей. 6. Удыгейцы – местные люди. Удыгейское орнаментальное искусство.(20 часов) Теория: Особенности быта удэгейцев и его влияние на культурные традиции народа. Практика: Изготовление орнаментов удыгейцев. 7. Орочи - таежный человек. Орочонское орнаментальное искусство.(20 часов) 12 Теория. Место жительства орочей. Основные виды промысла. ДПИ орочей, особенности. Практика. Изготовление традиционной обуви. 8. Нивхи – просто человек. Берестяное искусство нивхов.(20 часов) Теория: Нивхи и их связь с природой. Место жительство нивхов. Особенности быта и культуры. Нивхская посуда из бересты. Особенности орнаментов. Практика. Изготовление берестяного туеска с нивхским орнаментом. Планируемые результаты По окончании 2 года обучения учащиеся Будут знать: -особенности культуры, искусства, быта эвенов, негидальцев, нанайцев, ульчей, орочей, удыгейцев, нивхов. - элементарные традиционные техники изготовления национальных изделий. - отличия в декоративно-прикладном искусстве коренных народов. Будут уметь: - пользоваться материалами и инструментами, трафаретами - умеют составлять композицию. -умеют проектировать и изготавливать национальные изделия. Будут готовы к сотрудничеству, взаимодействию, к совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса. Будут проявлять толерантное, уважительное отношение к представителям других национальностей. 13 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график 1 года обучения № Месяц Дата Тема занятия 1. 16 Беседа о курсе. Цель, задачи специфика занятий. Правила техники безопасности. Беседа о Хабаровском крае. Работа с контурной картой ХК. Кроссворд. Название и самоназвание эвенков. Быт и нравы. Аппликация «Эвенкийский костюм» В родных орнаментах зов предков слышен. Виды орнамента. Рисование эвенкийский растительный орнамент. Аппликация эвенкийский зооморфный орнамент. 09 2. 09 18 3. 09 23 4. 09 25 5. 09 30 Составление орнаментальной симметричной композиции 6. 10 02 Составление орнаментальной симметричной композиции 7. 10 07 Украшения эвенков в одежде, обуви, утвари, интерьере. Форма/вид занятия Кол-во часов Форма контроля 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 14 8. 10 09 Основные техники и приемы работы с берестой. 9. 10 14 10. 10 16 11. 10 21 12. 10 23 13. 10 28 Изготовление браслета из бересты. Разработка эскиза. Подготовка материала. Изготовление браслета из бересты. Нанесение орнамента. Тиснение заготовки. Изготовление браслета из бересты. Заключительная отделка браслета. Эвенкийская вышивка бисером. Знакомство с основными техниками, приемами, материалами при изготовлении браслета из бисера. Разработка эскиза браслета. Изготовление браслета. 14. 10 30 Изготовление браслета. 15. 11 04 Изготовление браслета. 16. 11 06 Изготовление браслета. / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 15 17. 11 11 Эвенкийская вышивка бисером. Современные материалы в традиционно-прикладном творчестве эвенков. Бисерный амулет «Дылача». Разработка эскиза амулета. Подборка материалов. 18. 11 13 19. 11 18 Изготовление амулета «Радуга» Вышивка 1- 4 рядов. 20. 11 20 Изготовление амулета «Радуга» Вышивка 4-8 рядов. 21. 11 25 Изготовление амулета «Радуга» Отделка края изделия. 22. 11 27 23. 12 02 Изготовление амулета «Радуга» Отделка мехом, оформление задника, подвески. Изготовление амулета «Ромбики» Разработка эскиза амулета. Подборка материалов. Особенности выкладки орнамента. Изготовление амулета «Ромбики» Вышивка 1-4 рядов. Изготовление амулета «Ромбики» Вышивка 4-8 рядов. Изготовление амулета «Ромбики» Вышивка 8-12 рядов. 24. 12 04 25. 12 09 26. 12 11 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 2 Выставка творческих работ 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 16 Изготовление амулета «Ромбики» Отделка края. Изготовление амулета «Ромбики» Отделка бисерными нитями. Изготовление амулета «Ромбики» Отделка мехом, оформление задника, бисерной подвески. 27. 12 16 28. 12 18 29. 12 23 30. 12 25 31. 12 30 32. 01 15 Игрушки из бересты. Подготовка трафаретов. 33. 01 17 Изготовление игрушки «Олени». 34. 01 22 Изготовление игрушки «Глухарь». 35. 01 24 Изготовление игрушки «Соболь». 36. 01 29 Изготовление игрушки «Собака». 37. 01 31 Подбор материалов к изготовлению сувенирной куколки «Гудея» Изготовление амулета «Ромбики» Отделка мехом, оформление задника, бисерной подвески. Особенности детской эвенкийской игрушки. Игрушки из бересты. 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Выставка творческих работ Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ Индивидуальная работа / комбинированное 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 17 38. 02 05 Эскиз, выбор материалов. Вышивка платья сувенирной куколки. 39. 02 07 Вышивка платья сувенирной куколки. 40. 02 12 Вышивка нагрудника сувенирной куколки. 41. 02 13 Вышивка нагрудника сувенирной куколки. 42. 02 19 Отделка края изделия. 43. 02 21 Отделка изделия мехом. 44. 02 26 Культовые и священные птицы эвенков. Нагрудные украшения их значение и особенности. Изготовление нагрудного украшения. Эскиз, подбор материалов. Изготовление нагрудного украшения. Вышивка 1-4 ряда Изготовление нагрудного украшения. Вышивка 4-8 ряда Изготовление нагрудного украшения. Вышивка 8-12 ряда 45. 02 28 46. 03 04 47. 03 06 занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 18 48. 03 11 49. 03 13 50. 03 18 Изготовление нагрудного украшения. Вышивка 12 -16 ряда Изготовление нагрудного украшения. Вышивка 12 -16 ряда Отделка бисерными нитями 1-4 51. 03 20 Отделка бисерными нитями 4-6 52. 03 25 Отделка края изделия 53. 03 27 Отделка края изделия 54. 04 01 Отделка задника нагрудного украшения 55. 04 03 Отделка мехом нагрудного украшения 56. 04 08 57. 04 10 Эвенкийская вышивка ниткамимулине. Техника, приемы вышивки. Традиционные и современные эвенкийские сумки-авса и кисеты. Изготовление кисета Разработка эскиза, подбор материалов. Изготовление кисета 58. 04 15 Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа 19 Разработка эскиза, подбор материалов. Изготовление кисета Выкройка изделия, нанесения орнамента Изготовление кисета Вышивка орнамента тамбурным швом Изготовление кисета Вышивка орнамента тамбурным швом Изготовление кисета Вышивка орнамента тамбурным швом Изготовление кисета Вышивка орнамента тамбурным швом Изготовление кисета Вышивка бисером 59. 04 17 60. 04 22 61. 04 24 62. 04 29 63. 05 01 64. 05 06 65. 05 08 Изготовление кисета Вышивка бисером 66. 05 13 Сборка изделия 67. 05 15 Сборка изделия 68. 05 20 Знакомство с эвенкийским устным народным творчеством. Изготовление панно. Эвенкийские сказки Изготовление панно. 69. 05 22 / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа 20 Разработка эскиза. 70. 05 27 Изготовление панно 71. 05 29 Изготовление панно 72. 05 31 Изготовление панно / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 21 Календарный учебный график 2 года обучения № Месяц 1. 2. 3. 4. 5. Дата Тема занятия Введение в программу. Техника безопасности. Население Хабаровского края с древнейших времен. Заселение края русским населением. Коренные народы ХК. Работа со спил-картами. Эвены - приморские жители. Особенности быта, культуры эвенков. Национальное декоративно-прикладное искусство эвенов. Особенности орнамента и его значение. Материалы, используемые для изготовления изделий ДПИ . Изготовление оберега на удачную дорогу «Торбозики» Изготовление эскиза. Подбор материалов. Изготовление оберега на удачную дорогу «Торбозики» Выкройка изделия. Изготовление оберега на удачную дорогу «Торбозики» Сборка деталей. 6. Изготовление оберега на удачную дорогу «Торбозики» Вышивка бисером 7. Изготовление оберега на удачную дорогу «Торбозики» Отделка мехом Изготовление оберега «Рукавичка» Выкройка изделия 8. Форма/вид Кол-во занятия часов Форма контроля 2 Фронтальная беседа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие 2 Выставка творческих работ 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 22 Изготовление оберега «Рукавичка» Вышивка бисером Изготовление оберега «Рукавичка» Вышивка бисером Изготовление оберега «Рукавичка» Оформление подвески Негидальцы- настоящие люди. Орнаментальное искусство , отличительные особенности. Особенности быта и культуры. Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 13. Основные виды декоративных швов. 14. Основные виды декоративных швов. 15. Вырезывание орнаментов. 16. Вырезывание орнаментов. 17. Изготовление амулета с трилистником. Создание эскиза. Подбор материалов. Изготовление амулета с трилистником. Вышивка трилистника Изготовление амулета с трилистником. Вышивка трилистника 9. 10. 11. 12. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Изготовление амулета с трилистником. Оформление изделия бахромой Изготовление амулета с трилистником. Оформление подвески Нанайцы – люди земли. Место жительство нанайцев. Особенности быта, культуры. Национальное ДПИ, особенности орнамента и его значение. Материалы , используемые для изготовления одежды и обуви. Виды орнамента. Традиционная кукла. Изготовление куклы «Акоан» Оформление спинки халата. Орнамент. 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 23 24. Современная кукла «Акоан». 25. Оформление одежды. 26. Оформление головного убора. 27. Оформление обуви. 28. 29. Атрибуты для «акоан» Нанесение орнамента. 30. Изготовление куклы из фоамирана. 31. Изготовление куклы из фоамирана. 32. Ульчи- люди Амура. Ульчская традиционная вышивка 33. 34. Техника выполнения швов Техника выполнения швов 35. Техника выполнения швов 36. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса 37. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса 38. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса 39. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса 40. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса. Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Беседа показ презентации Беседа показ презентации 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа Беседа показ презентации Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 24 41. 42. Оформление изделия. Изготовление элемента традиционного ульчского пояса. Оформление изделия. Удыгейцы – местные люди. Особенности быта удыгейцев и его влияние на культурные традиции. Удыгейское орнаментальное искусство 43. Изготовление орнаментов удыгейцев. Вырезывание трафаретов (зооморфный орнамент) 44. Изготовление орнаментов удыгейцев. Вырезывание трафаретов (растительный орнамент) 45. Изготовление орнаментов удыгейцев. Вырезывание трафаретов 46. Создание орнаментальной композиции 47. Создание орнаментальной композиции 48. Вышивка амулета «Птица» 49. Вышивка амулета «Птица» 50. Вышивка амулета ««Птица» 51. Вышивка амулета ««Птица» 52. Орочи – таежный человек. Место жительства орочей. Основные виды промыслов. ДПИ орочей. Особенности ДПИ, Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) 53. 54. 55. Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Выкройка изделия. Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Вышивка нитками мулине комбинированное занятие Беседа показ презентации 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Фронтальная беседа Групповая работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Индивидуальная работа / комбинированное занятие 25 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Вышивка нитками мулине Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Вышивка нитками мулине Индивидуальная работа / комбинированное занятие Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Вышивка нитками мулине Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Сборка деталей Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Сборка деталей Изготовление традиционной обуви (детские тапочки) Оформление изделия. Нивхи – просто человек Нивхи и их связь с природой. Место жительство нивхов. Особенности быта и культуры. Нивхская посуда из бересты. Особенности декорирования берестяных изделий. Изготовление берестяного туеска. Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Выставка творческих работ 2 Фронтальная беседа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Создание эскиза, подготовка материала. Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 65. Изготовление берестяного туеска. Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 66. Изготовление берестяного туеска. Групповая работа / комбинированное занятие 2 Практическая работа 67. Изготовление берестяного туеска. Групповая работа / комбинированное занятие 2 Выставка творческих работ 68. Изготовление панно « Узоры на бересте» 2 Практическая работа 69. Изготовление панно « Узоры на бересте» 2 Практическая работа 70. Изготовление панно « Узоры на бересте» Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / 2 Практическая работа 26 71. Изготовление панно « Узоры на бересте» 72. Итоговое занятие комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие Индивидуальная работа / комбинированное занятие 2 Выставка творческих работ 2 Диагностика 27 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: настенная географическая карта Хабаровского края методическая литература по ДПИ народов Севера, культурологии; иллюстративный материал (изображения изделий ДПИ и др.), фотографии, таблицы тематического содержания; Материалы для работы: - бисер разных цветов и размеров; нитки – мулине разных цветов; иглы для бисера и шитья – 12 шт.; ножницы – 12 шт.; линейка – 6 шт.; образцы для работы: по 1 шт. для каждой темы.; простые карандаши – 12 шт.; ластик – 12 шт.; цветные карандаши – 24 шт.; фетр жесткий 2мм.; сукно; Технические средства обучения: - компьютер; проектор; магнитная доска; магнитола; 28 Информационное обеспечение программы: https://easyen.ru/load/kraevedene/khabarovskogo_kraja/548 краеведение Хабаровского края https://naenpri.ru/o-nas о нас https://ostrovlib.ru/index.php/sajty-po-kraevedeniyu http://old.pgpb.ru/kraeved/internet/int_res.htm ресурсы Интернет о Приморье и Дальнем Востоке Электронная книга. Дорогой предков, Санкт-Петербург 2014 г Площадки для реализации программы: Музей Новоургальского городского поселения; Межпоселенческий Чегдомынский краеведческий музей; Библиотека Новоургальского городского поселения; Кадровое обеспечение программы: Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 29 Формы аттестации/контроля Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, грамоты, дипломы. В конце учебного года осуществляется диагностика полученных знаний обучающимися. Для выявления метапредметных результатов применяется форма наблюдения. Формы аттестации/контроля для выявления личностных качеств: беседа – вопросно-ответный метод контроля; наблюдение – педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы; самоконтроль – обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу, памятке или инструкции; взаимоконтроль – обучающийся проверяет работу, выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции; творческая работа – задание, для выполнения которого обучающийся должен применить нестандартное решение; анализ творческих работ – обучающимся предлагается обсудить выполненную работу, отметив её достоинства и недостатки. Особенности организации аттестации/контроля: Входная диагностика проводится с целью определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся, а также их потенциала к развитию. В начале учебного года проводится входная диагностика в форме тестирования. 30 Оценочные материалы При реализации программы проводится входной, текущий, промежуточный контроль за усвоением пройденного материала учащимися. Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе, Входной контроль проводится в форме диагностики. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: беседы, наблюдение, викторины, творческие работы, взаимоконтроль, самоконтроль анализ творческих работ Приложение3 31 Методическое обеспечение программы Методические материалы: Методики и технологии: Методы обучения: словесный: рассказ, лекция, беседа; наглядный: раздаточный материал в виде карточек с учебными позициями; практический: выполнение работ по инструкционным картам, решение поставленных задач, направленных на выработку специальных умений и навыков; интерактивный: показ презентаций по темам, интерактивные викторины. объяснительно - иллюстративный: при объяснении нового материала используются рисунки, плакаты, иллюстрации; Программа дает возможность педагогу использовать на занятиях один или несколько методов обучения. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая. Проводятся индивидуальные и групповые занятия для подготовки и участия в конкурсах различного уровня. Формы организации учебного занятия: беседа, практические занятия. Педагогические технологии: -технология индивидуализации обучения применяется на всех этапах проведения занятия, учитываются индивидуальные особенности обучающихся; -технология группового обучения применяется при проведении викторин, конкурсов, выполнение поручений; -технология дифференцированного обучения применяется при работе в группах, направлена на учет уровня способностей и возможностей обучающихся; -технология развивающего обучения направлена на обучение навыкам самоконтроля и самооценки. 32 -коммуникативная технология обучения – общение, обучение в диалоге применяется повсеместно. -здоровье сберегающая технология - обеспечение эффективного образовательного оптимальных условий образования. процесса создание для 33 Приложение 1 Список источников для педагога: 1. Гаер Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX – начале XX в. Хабаровск,2012 -144 с. 2. История и культура народов севера Дальнего Востока. - М.: Наука, 2017. - 220 c. 3. Киле, А.С. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент, традиции и новации. Владивосток 2012 г. 4. Метелькова, Инна Куйкынняку и волк. Сказка народов Севера / Инна Метелькова. - М.: Издательские решения, 2005. - 753 c. 5. Озеров А.Г, Историко – этнографические исследования учащихся.М.,2001. 6. Сафьянникова Г.М. Орнаменты и украшения эвенков. 7. Соловьева Е.В., Словарь эвенкийско-русский (чумиканский диалект 1200 слов, Хабаровск 2021- 61с. для обучающихся и родителей: 1. Атлас «Люби и знай свой край». / Под ред. Д.С. Вишневского, Е.А. Бородиной и др. - М., 2005. 2. Атлас Хабаровского края. - Роскартография ДВ АГП, 2008. 3. Бельды И., Сказ об Амуре, Хабаровск 2013 – 23с. 4. Земля Хабаровская - Хабаровскому краю 75 лет, Хабаровск: издательский дом «Приамурские ведомости» 2013 – 208 с.ил. 5. Зов тайги. Журнал. - Владивосток: Дальнаука, 1999-2000. 6. Малакшанова В.Б, - Каталог коллекции из собрания ХКМ им. Гродекова, 2014.- 260 с. 7. Осипова М.В. Орочи. Каталог коллекции Хабаровского краевого музея им. Гродекова, 2014.-168 с. 8. Шкуренко Л.И., Сказки эвенков Верхней Буреи, Хабаровск КНОТОК, 2005 -38 с. 34 Интернет ресурсы: https://easyen.ru/load/kraevedene/khabarovskogo_kraja/548 краеведение Хабаровского края https://naenpri.ru/o-nas о нас https://ostrovlib.ru/index.php/sajty-po-kraevedeniyu http://old.pgpb.ru/kraeved/internet/int_res.htm ресурсы Интернет о Приморье и Дальнем Востоке Электронная книга. Дорогой предков, Санкт-Петербург 2014 г 35 Приложение 2 Алгоритм учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности 1 этап – организационный Подготовка детей к работе на занятии – – организация начала занятия; создание психологического настроя научебную деятельность; – активизация внимания. 2 этап – проверочный Установление пробелов в знаниях и проверка имеющихся у детей знаний их коррекция уменийдля изучения новой темы 3 этап – подготовительный Обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия – – сообщение темы, цели занятия; постановка обучающих, воспитательных,развивающих задач; мотивация учебной деятельности. – 4 этап – основной - обобщение и систематизациязнаний - перенос в сходную ситуацию, творческогохарактера; - формирование целостного представления - знаний по теме и т.п. Определяются в зависимости от цели занятия: – усвоение новых знаний; – проверка понимания изученного материала; – закрепление знаний и способов – ознакомление с новыми знаниями иумениями; – показ образца формирования навыков; – установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на действий; 5 этап - контролирующий Выявление качества и уровня – выполнение тестовых заданий; полученных знаний их коррекция – различные виды опроса и т.п. 6 этап – итоговый 36 – – – анализ и оценка успешности достижения цели; определение перспективы последующей работы; мобилизация детей на самооценку. – – – – подведение итогов занятия; формулирование выводов; поощрение за работу на занятии; самооценка детьми своей работы на занятии; – определение перспективы следующихзанятий. Приложение 3 Оценка результатов обучения по программе Основные критерии освоения содержания программы Критерий Уровень выраженности оцениваемого качества низкий средний Мотивация Равнодушен к Осваивает учебной получению знаний, материал с высокий Стремится Интерес получать прочные поддерживается деятельност познавательная интересом, знания, активно и активность но познавательная включается в отсутствует активность познавательную ограничивается деятельность, рамками проявляет программы инициативу Степень продвинутый самостоятельно Усваивает материал Усваивает материал Учебный материал Самостоятельно обучаемости только при в рамках усваивает без изучает непосредственной занятия, иногда труда, материал помощи педагога требуется интересуется незначительная дополнительной помощь со стороны информацией по педагога предлагаемой деятельности Навыки Планирует и Может планировать Умеет Постоянно учебного контролирует свою и планировать и контролирует труда деятельность контролировать контролировать себя сам только под свою деятельность свою руководством с помощью деятельность, 37 педагога, темп педагога, не всегда организован, темп работы низкий организован, работы высокий темп работы не всегда стабилен Теоретическ Объем усвоенных Объем усвоенных Теоретические Теория усвоена ая знаний менее 1\2, знаний более знания полностью полностью, подготовка не владеет 1\2, понимает соответствуют изучает специальной значение программным самостоятельно терминологией специальных требованиям, дополнительну терминов, но специальные ю информацию иногда сочетает термины специальную употребляет терминологию с осознанно и в бытовой полном соответствии с их содержанием Практическа Объем усвоенных Объем усвоенных Практические Самостоятельно я подготовка умений менее 1\2, умений более1\2, умения и навыки выполняет не может работать иногда испытывает полностью самостоятельно, затруднения и соответствуют практически нуждается в программным постоянно помощи педагога, требованиям, вынужден работает с успешно обращаться за незначительной применяет их в помощью помощью педагога самостоятельной работе работу 38 Диагностика, оценка знаний, умений и навыков учащихся 1 года обучения Способом определения результативности реализации программы служит мониторинг образовательного процесса. Диагностика составлена на основе методических рекомендаций Никишовой Н.В. Процедура мониторинга проводится в начале и в конце учебного года на основе диагностических методик определения уровня развития ключевых и специальных компетентностей, контрольных опросов, тестирования и педагогического наблюдения. Критериями эффективности реализации программы являются динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся, предметно-деятельностных компетенций. Кроме этого, педагог проводит анкетирование воспитанников и их родителей на предмет их удовлетворенности образовательным процессом в детских творческих объединениях, работающих по данной образовательной программе. Диагностика включает в себя: участие и результат участия в выставках, конкурсах различного уровня, тестирование знаний, умений и навыков по проверочным картам. № ФИО Коре ребенка нные наро ды ХК Н К Основ ные пром ыслы Н К Наци ональ ный костю м Н К Виды орнаме нтов Техника вышивк и бисером Н Н К К Техника вышивк и нитками мулине Н К Культов ые священн ые птицы Н К Символи ка орнамен тов Н К Диагностика умений и навыков учащихся 1-го года обучения Нет знаний или низкий Средний уровень знаний Высокий уровень Продвинутый уровень уровень знаний по теме по теме знаний по теме знаний по теме 39 Приложение 4 Проверочные карты для определения уровня усвоения программы для учащихся 1-го года обучения Проверочная карта №1 « Коренные народы ХК» Ответь на вопросы 1. У каких из коренных народов основной вид хозяйствования оленеводство 2. Как называется жилище эвенков 3. Как называются зимнее средство передвижения, закрепляющееся к оленям Проверочная карта № 2 «Основные промыслы» 1. Какого животного, белого редкого окраса эвенки называют сэвэки 2. Как называется сбор дикоросов 3. Почему оленей перегоняли с пастбищ Проверочная карта № 3 «Части национального костюма» 1. Как называется предмет одежды, защищающий грудь от ветра и холода 2. Как называется головной убор эвенка 3. Зимняя обувь из шкур оленя это Проверочная карта № 4 «Виды орнаментов» 1. Зооморфный орнамент это… 2. Растительный орнамент это… Проверочная карта № 5 «Техника вышивки бисером» 1. Основной способ пришивания бисера 2. Что означает чередование черно-белого цвета бисера в вышивке 3. Что такое бисерная нить, как ее делать Проверочная карта № 6 «Техника вышивки нитками мулине» 1. Основные декоративные швы эвенков 2. Символика цвета в вышивке 3. Что такое родовое древо Проверочная карта 7 «Культовые священные птицы» 40 1. Как птиц называли священными и почему 2. Символика орнамента «птица» 3. Основные цвета вышивки эвенков Проверочная карта № 8 «Символика орнаментов» 1. Как определить три яруса мира на национальных халатах 2. Назови животных, в эвенкийском орнаменте 3. Для каких изделий ДПИ характерен геометрический орнамент Проверочные карты для определения уровня усвоения программы для учащихся 2-го года обучения Проверочная карта №1 « Коренные народы ХК» 1. 2. 3. 4. Коренной народ, проживающий на берегу Охотского моря На свадебном платье этого народа вышит дракон Самый малочисленный народ с берега Амгуни У этого народа главный праздник - медвежий Проверочная карта № 2 «Основные промыслы народов Амура» 1. Нанайцы, ульчи, удыгейцы, какой вид промысла их объединяет 2. Каких рыб используют для пошива одежды и обуви 3. Для какой народности характерен промысел на морского зверя Проверочная карта № 3 «Национальный костюм» 1. Определи к какому народу относиться костюм 2. У какого народа на спинке халата изображено родовое древо 3. Головной убор какого народа на картинке Проверочная карта № 4 «Виды орнамента» 1. Отличия растительного и зооморфного орнамента 2. Почему на изделиях ДПИ изображали животных 3. Какой орнамент характерен для негидальцев Проверочная карта № 5 «Техника вышивки бисером» Проверочная карта № 6 «Техника вышивки нитками» Проверочная карта № 7 «Культовые священные птицы в орнаменте» 41 1. У каких народностей чаще всего в орнаментах встречается изображение птиц 2. Чем отличается стилизация птиц у разных народностей Проверочная карта № 8 «Символика орнамента» 1. Какие цвета в ДПИ характерны для эвенов, что они обозначают 2. Виды композиций в орнаменте