ПОЯС НИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой родной край" составлена для школьников 8-11 лет. Отвечает запросам современного общества, соответствует Концепции развития дополнительного образования и позволяет приобрести ребенку знания и умения необходимые для повседневной жизни. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/ 391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 8. Устав ЦРТДиЮ Актуальность В настоящее время создалась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях. Решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания и мышления людей. «Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. «Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое воспитание мы понимаем, как настоятельную необходимость нашего времени, обусловленную, с одной стороны, современным уровнем развития экологии как комплексной науки, а с другой стороны, социальными задачами – подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей природной средой» [1]. «…успех в решении общих целей экологического образования школьников во многом зависит от первого этапа – начальной школы, которая должна заложить основы формирования личности человека, его мировоззрения, экологической ответственности и экологической культуры» [1]. Новизна программы "Мой родной край" заключается в том, что она реализуется в сетевой форме двумя образовательными учреждениями – ЦРТДиЮ и МБОУ Гимназия, что существенно повышает качество и доступность образования за счет интеграции и использования ресурсов двух организаций. Цель программы: формирование основ экологической культуры детей. Задачи: - сформировать представление о природе Хабаровского края; - учить детей бережному отношению к природе; - развивать познавательную активность; 2 - воспитывать ответственное отношение к окружающей природной среде. Данная программа является модифицированной, разработана на основе методических материалов Тихоновой Альбины Евгеньевны «Учите любить родную землю». Введены новые темы, добавлен практический курс, в связи с этим увеличен срок реализации программы до двух лет. Программа «Мой родной край» стартового уровня, построена на принципе природосообразности. Занятия проводятся в группах по 12 - 25 человек. Объем программы и режим работы Период Организация 1 год ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия 2 год ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия Итого по программе Продолжитель Количест ность во занятия занятий в неделю 1 час 1 1 час 1 1 час 1 1 час 1 Количест во часов в неделю Количест во недель 1ч 1ч 36 36 Количес тво часов в год 36 ч 36 ч 1ч 1ч 36 36 36 ч 36 ч 144 ч Программа включает пять основных разделов, изучаемых в течение двух лет. Каждый год обучения состоит из теоретического и практического курса. Программа предусматривает следующие формы организации деятельности: беседы, практические работы, экскурсии, акции, экологические игры и праздники, конкурсы, викторины. Учебный план Первый год обучения Кол-во часов № I 1 2 3 4 II 1 2 Курсы, разделы Теоретический курс Введение в программу. "Край наш милый, дом родной" «Вода – главное богатство природы» «Наши подземные кладовые» «Зеленый наряд края» Практический курс Экологическая игра «Войди в лес другом» Подготовка к экологической игре «Войди в лес другом» Акция "Помоги птицам" Подготовка к экологической акции "Помоги птицам" Всего часов Теория Практика 22 15 7 1 1 0 5 3 2 4 12 50 2 9 7 2 3 43 2 0 2 4 0 4 9 5 4 20 0 20 Организац ия ЦРТДиЮ ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия 3 3 4 Праздник "День Земли" Подготовка к конкурсу поделок из твердых бытовых отходов Конкурс-выставка рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края" Подготовка к конкурсу рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края" ИТОГО 2 2 0 8 0 8 1 0 1 4 0 4 72 22 50 ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия Календарный учебный график в Приложении 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС (22 ч.) 1. Введение в программу. «Край наш милый, дом родной» (1 ч.) Теория. Знакомство детей с тематическим направлением работы объединения, с общим планом работы на весь учебный год. Периодичность занятий, их продолжительность, наиболее удобный для посещения день недели. Инструктаж по технике безопасности. Беседа, посвященная родному краю. / Название края, его положение на карте России. Границы края, его общая территория. Краткая характеристика административнотерриториального деления края. Центр края – город Хабаровск и другие крупные города. Общая характеристика природы края, ее уникальность. Значение знаний о природе для каждого человека./ 2. «Вода – главное богатство природы» (5 ч.) Теория. Амур – крупнейшая река страны и края. Красота реки, ее богатства (рыбные запасы, прибрежные леса, луга и т.д.). Значение Амура (для природы края, для населения и его хозяйственных нужд). Крупные притоки Амура /Бурея, Уссури, Амгунь, Зея, Сунгари/. Самые крупные и интересные озера Хабаровского края /Болонь, Удыль, Чукчагирское, Орель. Лотосные озера/. Лотос Комарова – редчайшее растение, занесенное в Красную книгу. Общее число озер в крае, их значение. Водоемы Верхнебуреинского района: р. Ургал, р. Чегдомын, р. Бурея, оз. Корбохон, оз. Медвежье и др. Морские границы Хабаровского края. Охотское и Японское моря, их использование в хозяйстве края, в его жизни (перевозка пассажиров и грузов, лов рыбы, использование морских водорослей и т.д.). Определение чистоты воды и ее состава лабораторным способом. Практика. Практическая работа № 1. Определение состава и чистоты воды. 3. «Наши подземные кладовые» (4 ч.) Теория. Общее представление о важнейших горных породах и полезных ископаемых края. Внешний вид и физические свойства некоторых полезных ископаемых и минералов, их месторождения на территории Хабаровского края. Горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть. Строительные камни: известняк, мрамор, мел. Руды: касситерит, бурый железняк. Целебные минеральные воды. Условные обозначения полезных ископаемых на картах. Основные способы добычи полезных ископаемых в крае. Практика. Практическая работа № 2. Условные обозначения полезных ископаемых. Экскурсия в краеведческий музей. Тема: "Необычная карта края". 4. «Зеленый наряд края» (12 ч.) Теория. Основные жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Некоторые распространенные травянистые растения нашего края. Часто встречающиеся травы (подорожник, одуванчик, спорыш). Луговые и полевые травы (клевер, лютик, 4 ромашка). Лесные травянистые растения (папоротник, раннецветущие – адонис, ветреница и др.). Женьшень – самое знаменитое растение дальневосточной тайги. Лекарственные травы нашего края. Правила сбора лекарственных растений. Лианы. Их происхождение и причины произрастания в дальневосточных лесах. Многообразие лиан. Красиво цветущие кустарники и травы (лилия даурская, красодневы, рододендрон даурский и др.). Ценные породы деревьев. Реликты и эндемики. Водоросли и водные растения Хабаровского края. Редкие и исчезающие растения края. Причины исчезновения растений. Практическое использование зеленых растений человеком, во всех сферах его жизни. Гербарий. Методика изготовления. Знакомство с определителями и справочной литературой. Викторина «Как я знаю свой край». Практика Практическая работа № 3. Лекарственные растения края. Практическая работа № 4. Определение растений. Экскурсия в парк. Тема: "Пройти по тропам и узнать в лицо". II. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС (50 ч.) 1. Экологическая игра «Войди в лес другом» (2ч.) Инструктаж по технике безопасности. Игра по станциям на природе. Подготовка к экологической игре «Войди в лес другом» (4 ч.) Название команды, девиз, эмблема. Правила поведения в природе. Первая медицинская помощь при порезах. Завтрак туриста. Правила приготовления "туристического бутерброда". Участие в экологической игре. 2. Акция «Помоги птицам» (9ч.) Зимующие птицы Верхнебуреинского района. Правила подкормки птиц. Экскурсия в музей "Зимующие птицы Верхнебуреинского района". Игра по станциям "Мы ждем вас, птицы!". Викторина "Мир птиц". Экскурсия в музей "Перелетные птицы Верхнебуреинского района". Экологический праздник, посвященный Международному дню птиц. Подготовка к экологической акции «Помоги птицам» (20 ч.) Подготовка к игре по станциям "Мы ждем вас, птицы!" (название команды, девиз, эмблема). Повторение теоретического материала по зимней подкормке птиц. Изготовление рисунков "Зимующие птицы Хабаровского края".Участие в игре по станциям. Изготовление кормушек для птиц. Зимняя подкормка птиц. Наблюдение за птицами. Викторина "Мир птиц". Подготовка к экологическому празднику, посвященному Международному дню птиц (название команды, девиз, эмблема). Подготовка к викторине "Перелетные птицы". Изготовление рисунков "Перелетные птицы Хабаровского края". Участие в экологическом празднике. 3. День Земли. Конкурс поделок из твердых бытовых отходов (2 ч.) Выставка поделок из твердых бытовых отходов Подготовка к конкурсу поделок из твердых бытовых отходов (8 ч.) Изготовление поделок из твердых бытовых отходов (пластика, бумаги, металла и др. материалов).Посещение выставки поделок. 4. Конкурс-выставка рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края» (1 ч.) Посещение выставки. Оценка работ детьми. Подготовка к конкурсу рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края" (4 ч.) Создание рисунков растений Хабаровского края изучаемых в рамках программы. 5 Учебный план Второй год обучения. Кол-во часов № I 1 2 3 II 1 2 3 4 5 Всего часов Курс, разделы Теория Практика 22 17 5 1 1 0 16 5 50 3 11 5 3 1 5 47 2 4 0 4 Акция "Помоги птицам". 7 1 Подготовка к экологической акции 14 0 "Помоги птицам" Экологический праздник «Мы любим 2 0 тебя, лес!» Подготовка к экологическому 12 0 празднику «Мы любим тебя, лес!» Акция «Маленькие люди, большие 2 0 дела» Подготовка к акции «Маленькие 1 1 люди, большие дела» Конкурс-выставка листовок. Тема: 1 0 "Животные Хабаровского края» Подготовка к конкурсу рисунков. 4 0 Тема: "Животные Хабаровского края» ИТОГО 72 20 Календарный учебный график в Приложении 4. 6 Теоретический курс Введение в программу. /Блиц викторина "Край наш милый, дом родной"/. «Наш природный зоопарк» «Обо всем сразу…» Практический курс День амурского тигра Подготовка к Дню амурского тигра 14 2 12 2 0 1 4 Организа ция ЦРТДиЮ ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия МБОУ Гимназия ЦРТДиЮ ЦРТДиЮ МБОУ Гимназия 52 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС (22 ч.) 1. Введение в программу (1 ч.) Теория. Знакомство детей с общим планом работы на весь учебный год. Периодичность занятий, их продолжительность. Блиц викторина "Край наш милый, дом родной". 2. «Наш природный зоопарк» (16 ч.) Теория. Уникальность и многообразие животного мира Хабаровского края. Обзор краеведческой литературы о животных. Лесные членистоногие. Пауки, клещи. Клещевой энцефалит – тяжелое инфекционное заболевание. Противоклещевая профилактика. Биология и экология насекомых. Фоновые и редкие насекомые нашего края. Рыбные богатства Амура и его бассейна. Промысловые рыбы дальневосточных морей. Охрана 6 рыбных запасов. Проходные рыбы бассейна р. Амур. Земноводные Хабаровского края, их польза для природы и человека. Редкие виды земноводных, их охрана. Пресмыкающиеся края (обзор). Амида – мягкотелая черепаха. Орнитология – наука о птицах. Птицы – постоянные спутники человека. Дневные и ночные птицы. Редкие птицы края. Звери уссурийской тайги (хищники, парнокопытные, грызуны, зайцеобразные, насекомоядные). Их биология и экология. Редкие и исчезающие звери Хабаровского края. Практика. Экскурсия в музей "Редкие и исчезающие звери нашего края". 3. «Обо всем сразу …» (5 ч.) Теория. Сезонные явления в жизни объектов растительного и животного мира, динамика изменений. Памятники природы в крае и в Верхнебуреинском районе. Заповедники Хабаровского края, их расположение, история возникновения, научное значение. Буреинский заповедник – охраняемая территория Верхнебуреинского района. Взаимосвязи между организмами, и средой их обитания. Подведение итогов работы объединения. Викторина «Как я знаю свой край». II. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС (50 ч.) 1. День амурского тигра (3ч.) Интерактивная игра "По следу тигра". Инструктаж по технике безопасности. "Тигроквест" - игра на природе. Подготовка к Дню амурского тигра (4 ч.) Название команды, девиз, эмблема. Правила поведения в природе. Повторение теоретического материала об амурском тигре. Участие в игре. Акция «Помоги птицам» (7 ч.) Интерактивная игра "Зимующие птицы". Правила подкормки птиц. Правила изготовления кормушек для птиц. Конкурс "Птичья столовая". Викторина «Мир птиц». Искусственные гнездовья. Правила изготовления синичников. Подготовка к экологической акции "Помоги птицам" (14 ч.) Зимующие птицы Верхнебуреинского района. Изготовление кормушек для птиц. Зимняя подкормка птиц. Конкурс "Птичья столовая". Участие в викторине "Мир птиц". Изготовление искусственных гнездовий. Развешивание искусственных гнездовий. 2. 3. Экологический праздник "Мы любим тебя, лес!"(2ч.) Пожар. Причины лесных пожаров. Противопожарный режим. Правила тушения костров. Пожарная безопасность в лесу. Конкурс агитбригад. Подготовка к экологическому празднику «Мы любим тебя, лес!» (12 ч.) Название команды, девиз, эмблема. Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня". Листовки в защиту природы. Создание листовок «Береги лес от пожара!». 4. Акция "Маленькие люди – большие дела"(2ч.) Общественно-полезная деятельность (озеленение пришкольной территории). Подготовка к акции «Маленькие люди, большие дела» (1 ч) Правила посадки многолетних растений. Инструктаж по технике безопасности. Конкурс-выставка рисунка. Тема: "Животные Хабаровского края". (1 ч.) Посещение выставки. Оценка работ детьми. Подготовка к конкурсу рисунков. Тема: "Животные Хабаровского края» (4 ч.) Создание рисунков растений Хабаровского края изучаемых в рамках программы. 5. 7 Планируемые результаты Первый год обучения Предметные результаты Учащиеся будут знать: положение на карте и административно-территориальное устройство Хабаровского края; крупные реки и озера Хабаровского края и Верхнебуреинского района; полезные ископаемые, добываемые в крае и районе проживания; распространенные и редкие растения Хабаровского края и Верхнебуреинского района Учащиеся будут уметь изготавливать кормушки для птиц. Метапредметные Учащиеся научатся: вести наблюдения и фиксировать результаты. Получит развитие познавательная активность. Личностные У обучающихся будет сформирована правильная модель поведения в природе. Второй год обучения Предметные результаты Учащиеся будут знать: распространенных и редких животных Хабаровского края; о сезонных изменениях в жизни растений и животных Хабаровского края; о правилах противопожарной безопасности в лесу; об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края и Верхнебуреинского района. Учащиеся будут уметь: изготавливать листовки в защиту природы. Метапредметные Учащиеся научатся самостоятельно находить необходимую информацию. Получит развитие познавательная активность. Личностные У обучающихся будет сформировано чувство ответственности к окружающей природной среде. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение (компьютер, проектор, экран, гербарии растений, лабораторное оборудование для определения состава и чистоты воды, садовый инвентарь (лопаты, ведра). Информационно-методическое обеспечение: презентации к каждому занятию, интерактивные игры, видеофильмы, атлас «Люби и знай свой край». Литература для педагогов и обучающихся. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, учитель начальных классов (классный руководитель). Формы контроля Итоговый контроль обучающихся в конце учебного года. Положение об итоговом контроле обучающихся объединения «Почемучка» в Приложении 1. 8 Формы представления результатов (первый и второй год обучения) Викторина «Как я знаю свой край», участие в экологических играх, акциях, праздниках, конкурсах. Оценочные материалы Таблицы для фиксации практических результатов обучающихся в Приложении 6. Методическое обеспечение Методические рекомендации, разработанные к большинству занятий, находятся в пособии для учителей начальных классов[1]. Литература для педагогов и обучающихся в Приложении 5. Для реализации программы налажено сотрудничество с Государственным природным заповедником «Буреинский», Ургальским лесничеством и краеведческим музеем, находящимися на территории Верхнебуреинского района. Для проведения экологических игр и праздников используются ресурсы ЦРТДиЮ. Список литературы 1. Тихонова А.Е. Учите любить родную землю. Методическое пособие для учителей начальных классов. — Хабаровск: ХГПУ, 1996. 9 Приложение 1. Положение об итоговом контроле обучающихся объединения "Почемучка". 1. Общие положения Итоговый контроль обучающихся объединения "Почемучка" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итогового контроля - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы "Мой родной край". Задачи итогового контроля: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области биологии и экологии; выявление степени сформированности практических умений поведения в природе, приемов пропаганды идей охраны природы; анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итогового контроля Итоговый контроль обучающихся объединения "Почемучка" Центра развития творчества детей и юношества проводится (далее Центр) 1 раз, в конце учебного года. Сроки проведения итогового контроля: май. Форма проведения итогового контроля: викторина (теоретический курс), учет практических результатов. 3. Критерии оценки результатов итогового контроля Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений программным требованиям; развитость специальных способностей. 4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3. обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения; 4. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе результатов итогового контроля обучающихся объединения "Почемучка". Результаты итогового контроля обучающихся объединения "Почемучка" анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне; 10 - количество обучающихся, переведённых или не переведённых на следующий год обучения; - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. Описание уровней освоения программы • высокий уровень - обучающийся овладел на 80–100% знаниями и умениями, предусмотренными программой за учебный год; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; в основном самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями; выполняет практические задания с элементами творчества; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях, занимает призовые места; • средний уровень - объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50–80%; осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями при наличии инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает специальную терминологию с бытовой; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях; • низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% знаний и умений, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет задания при поддержке педагога. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения " Почемучка" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения № РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Фамилия, имя Год обучения Уровень усвоения обучающегося (высокий, средний, низкий) теория практика итого По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения " Почемучка" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Группа (№) Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ 11 Приложение 2. Викторина «Как я знаю свой край» Первый год обучения 1 вариант 2 вариант Объясните постороннему человеку Объясните незнакомому местонахождение Хабаровского края. местонахождение п. Чегдомын. Назовите самую Хабаровского края крупную человеку реку Назовите самую крупную Верхнебуреинского района реку Назовите горючие полезные ископаемые Назовите какие строительные камни Хабаровского края, как они добывают в Хабаровском крае, как они используются человеком? используются в хозяйстве человека? Нарисуйте схематично кустарник. Назовите три кустарника Хабаровского края. Древесина какого дерева считается лучшей для строительства домов на Дальнем востоке. Почему? Нарисуйте схематично дерево. Назовите 3 дерева Хабаровского края. У какого дерева в Хабаровском крае самые длинные листья? Кто больше всех назовет лекарственных Кто больше всех назовет лекарственных растений? растений? Угадайте по описанию название редкого растения Хабаровского края: водное растение с крупными листьями и большими, розовыми цветками. Угадайте по описанию название редкого растения Хабаровского края: громкая слава сопутствует этому растению. Его называют корнем жизни. Составьте правила поведения в природе. Составьте правила поведения в природе. Второй год обучения 1 вариант 2 вариант Зоологическая эстафета: все участники игры называют по одному животному Хабаровского края (двойное – видовое название приносит команде дополнительный балл). Зоологическая эстафета: все участники игры называют по одному животному Хабаровского края (двойное – видовое название приносит команде дополнительный балл). Какой корм положить в кормушку для Какой корм положить в кормушку для воробья? синицы? Что общего между землеройкой, кротом Все ли зайцы меняют окраску к зиме? и ежом? В сказках дети часто попадают в За что лесоводы любят белок? 12 медвежью избушку и живут в ней. Возможно ли это? Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в Какие звери летают? гору? Оформите листовку «Осторожно – их Оформите листовку «Береги лес от пожара» мало!» Составьте рассказ о животном, изображенном на открытке, не называя его. Команда - соперница должна отгадать о ком идет речь. Составьте рассказ о животном, изображенном на открытке, не называя его. Команда - соперница должна отгадать о ком идет речь. Составьте правила поведения в природе. Составьте правила поведения в природе. 13 Приложение 3 Календарный учебный график Первый год обучения (ЦРТДиЮ) № Тема Всего часов Форма контроля Сроки проведени я I Теоретический курс 22 Сентябрь май 1. Вводное занятие "Край наш милый, дом родной" «Вода – главное богатство природы» 1 Сентябрь 5 Сентябрь октябрь 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. "Амур – батюшка и его дети" / Основные водоемы Хабаровского края. Значение, особенности, охрана/ "Край озер" /Озера края. Озера – памятники природы/ Водоемы Верхнебуреинского района " По нашим морским берегам". /Моря, омывающие границы края/ "Вкусна ли наша вода?" Практическая работа №1 Определение состава и чистоты воды «Наши подземные кладовые» "Необычная карта края" /Экскурсия в краеведческий музей/ "Как узнать и обозначить". Практическая работа №2 Изготовление условных обозначений полезных ископаемых "Волшебники подземных кладовых". /О профессии геолог/ "Разрешите представиться…" /Миниконференция о полезных ископаемых Хабаровского края/ «Зеленый наряд края» "Знакомьтесь: мы травы!" /О фоновых травянистых растениях нашего края/ "Таинственный женьшень". /О "краснокнижном" виде травянистых растений/ "Врачи в зеленых халатах". Практическая работа №3 Лекарственные растения края "Откуда у нас эти пришельцы". /О лианах 1 1 1 1 1 4 Ноябрь декабрь 1 1 1 1 12 Январь май 1 1 1 1 14 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 22 II дальневосточной тайги. Работа с литературой и иллюстративным материалом/ "Радующие глаз и сердце". /О декоративных кустарниках и травах, растущих в крае/ "Самые именитые…" /О кедре, лиственнице, бархате амурском и других деревьях края/ "Зеленые жители водоемов". /О водорослях и водных растениях дальневосточных водоемов/ "Они смотрят со страниц Красной книги"/О редких и исчезающих растениях Хабаровского края/ "Дары уссурийской тайги"./Миниконференция об использовании зеленых растений в народном хозяйстве и быту человека/ "Пройти по тропам и узнать в лицо. /Экскурсия в парк/ "Научный ключ к знакомству". Практическая работа №4 Определение растений Итоговое занятие. Викторина «Как я знаю свой край» Практический курс Экологическая игра «Войди в лес другом» Акция "Помоги птицам" 1. 2. 3. 4. 5. 6. Зимующие птицы Верхнебуреинского района. Подкормка птиц зимой Правила подкормки птиц Экскурсия в музей " Зимующие птицы Верхнебуреинского района" Игра по станциям "Мы ждем вас, птицы" Викторина "Мир птиц" Экскурсия в музей Тема: " Перелетные птицы Верхнебуреинского района" Праздник, посвященный Международному дню птиц Праздник" День Земли" Конкурс-выставка рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края" ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 Итоговый контроль Сентябрь май 14 2 9 Участие Участие Сентябрь Октябрь апрель 1 Октябрь 1 Ноябрь 1 Октябрь 2 Ноябрь 1 Март 1 Апрель 2 Апрель 2 1 Участие Участие Апрель Май 36 15 № 1 2 3,4 5 6 7 8,9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Календарный учебный график Первый год обучения (МБОУ Гимназия) Форма контроля Всего Тема часов Подготовка к экологической игре «Войди в лес другом» (название команды, девиз, эмблема) Правила поведения в природе. Первая медицинская помощь при порезах. Завтрак туриста Игра «Войди в лес другом» Подготовка к игре "Мы ждем вас, птицы!" (название команды, девиз, эмблема) Создание рисунков "Зимующие птицы Хабаровского края" Зимующие птицы Верхнебуреинского района. Правила подкорки птиц (повторение) Игра "Мы ждем вас, птицы!" Изготовление кормушек для птиц Изготовление кормушек для птиц Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Зимняя подкормка птиц, наблюдение за птицами Перелетные птицы Верхнебуреинского района (повторение) Создание рисунков "Перелетные птицы Хабаровского края" Подготовка к празднику, посвященному Международному дню птиц (название команды, девиз, эмблема) Изготовление поделок из твердых бытовых Сроки проведени я 1 Сентябрь 1 2 Участие Октябрь 1 1 1 2 1 1 Участие Ноябрь Участие Участие Декабрь 1 1 1 1 1 Январь 1 1 1 1 Февраль 1 1 16 23 24 25 26 27, 28 29 30 31, 32 33 34 35 36 отходов Викторина "Мир птиц" Изготовление поделок из твердых бытовых отходов Изготовление поделок из твердых бытовых отходов Изготовление поделок из твердых бытовых отходов Праздник, посвященный Международному дню птиц Изготовление поделок из твердых бытовых отходов Изготовление поделок из твердых бытовых отходов Праздник "День Земли". Выставка поделок из ТБО Создание рисунков "Растения Хабаровского края" Создание рисунков "Растения Хабаровского края" Создание рисунков "Растения Хабаровского края" Выставка рисунков"Растения Хабаровского края" ИТОГО 1 Участие 1 Март 1 1 2 Участие 1 Апрель 1 2 Участие 1 1 Май 1 1 Участие 36 17 Приложение 4 Календарный учебный график Второй год обучения. (ЦРТДиЮ) № I 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 Тема Теоретический курс Вводное занятие. /Блиц викторина "Уникальная природа дальневосточного края"/ «Наш природный зоопарк» "Их много и они разные…" /О многообразии животного мира Хабаровского края/ "Те, у кого шесть ног". /О фоновых и редких насекомых нашего края/ "Клещи, пауки. Мифы и реальность. /О лесных членистоногих края/ "Амурский аквариум". /Рыбы дальневосточных пресноводных водоемов/ Просмотр и обсуждение фильма «Проходные рыбы» "И на суше и в воде…"/Земноводные края, их многообразие, экология и охрана/. "Пресмыкающиеся, значит ползающие"./Об интересной группе животных края – пресмыкающихся/ "Чудо с перьями…" /Дневные птицы Хабаровского края, их биология, экология, охрана/ "Чудо с перьями…" /Ночные птицы Хабаровского края, их биология, экология, охрана/ Интерактивная игра "Пернатое племя» "Дикие звери края"./Хищные звери Хабаровского края/ Интерактивная игра "Все о медведе" "Дикие звери края". /Парнокопытные животные уссурийской тайги/ "Дикие звери края"./Грызуны и зайцеобразные края/ "Дикие звери края"./Насекомоядные животные Хабаровского края/ Редкие и исчезающие звери наших лесов. /Экскурсия в краеведческий музей/ «Обо всем сразу…» Всего часов 22 Форма контроля Сроки проведени я Сентябрь май 1 Сентябрь 16 Сентябрь март 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Март май 18 17. 18. 19. 20. 21. II 1 2 1. 2. 3. 4. 5. 6 7 "Растения в разные времена года". /О сезонных явлениях в мире растений/ "Животные в разные времена года". /О сезонных явлениях в мире животных/ "Памятники, но не всегда каменные". /О памятниках природы Хабаровского края/ "Места эти заповедные…" /О заповедниках Хабаровского края/ "Все на свете друг другу нужны…" /Подведение итогов работы объединения. Викторина "Как я знаю свой край"/ Практический курс День амурского тигра Интерактивная игра "По следу тигра" "Тигроквест" Акция "Помоги птицам" Интерактивная игра "Зимующие птицы" 1 1 1 1 1 Итоговая диагностика Сентябрь май 14 3 Участие Сентябрь 1 2 7 Участие Подкормка птиц зимой Правила изготовления кормушек для птиц Октябрь апрель Конкурс "Птичья столовая" Викторина «Мир птиц» Искусственные гнездовья Правила изготовления синичников Экологический праздник «Мы любим тебя, лес!» Подготовка к акции «Маленькие люди, большие дела» Конкурс-выставка листовок. Тема: "Животные Хабаровского края». ИТОГО 2 Участие Март 1 Участие Апрель 1 Участие Май 36 19 Календарный учебный график Второй год обучения (МБОУ Гимназия) № 1 2 3,4 5 6 7 8,9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема Подготовка к Дню амурского тигра (название команды, девиз, эмблема) Правила поведения в природе. Повторение теоретического материала "Тигроквест" Зимующие птицы Верхнебуреинского района Изготовление кормушек для птиц Изготовление кормушек для птиц Конкурс "Птичья столовая" (подготовка) Зимняя подкормка птиц Зимняя подкормка птиц Зимняя подкормка птиц Зимняя подкормка птиц Зимняя подкормка птиц Подготовка к экологическому празднику «Мы любим тебя, лес!» (название команды, девиз, эмблема) Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Подготовка к конкурсу агитбригад "Лес без огня" Создание листовок "Береги лес от пожара!" Всего часов Форма контроля Сроки проведени я 1 Сентябрь 1 2 Участие Октябрь 1 1 1 2 Участие Ноябрь 1 1 Декабрь 1 1 1 1 Январь 1 1 1 1 1 Февраль 1 1 1 Март 20 24 25, 26 27 28 29 30 31, 32 33 34 35 36 Создание листовок "Береги лес от пожара!" Экологический праздник «Мы любим тебя, лес!» Викторина "Мир птиц" Изготовление искусственных гнездовий Изготовление искусственных гнездовий Развешивание искусственных гнездовий Акция "Маленькие люди - большие дела" Создание рисунков "Животные Хабаровского края" Создание рисунков "Животные Хабаровского края" Создание рисунков "Животные Хабаровского края" Выставка рисунков"Животные Хабаровского края" ИТОГО 1 2 1 Участие Участие 1 1 Апрель 1 2 Участие 1 1 Май 1 1 Участие 36 21 Приложение 5 Информационно-методическое обеспечение программы Литература для педагога 1. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. — М.: Агропромиздат, 1988. 2. Тихонова А.Е. Впереди – лето. – Хабаровск: ХГПУ, 1997. 3. Тихонова А.Е., Кучер Т.В. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Вып.10. Внеклассная работа.- Хабаровск: ХГПУ, 1990. 4. Тихонова А.Е. Учите любить родную землю. Методическое пособие для учителей начальных классов. — Хабаровск: ХГПУ, 1996. 5. Мамаев Б. М., Бордукова Е. А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985. 6. Дни защиты от экологической опасности в Хабаровском крае: Методический информационный справочник. – Хабаровск, 2007. 7. Шпотова Т. В., Игровая Экология, часть 1.- Обнинск, 1996. 8. Дидактический материал по экологии. 5 класс / авт. – сост. Степанчук Н. А. – Волгоград: Учитель, 2005. 9. Ярошенко А.Ю., Как вырастить лес. Методическое пособие.- М.: Гринпис, 2004 10. Практическое пособие по организации и проведению массовых мероприятий на тему: «Предотвращение лесных пожаров, возникающих по вине человека». – Хабаровск: ХКО «ВООП», 2008. Литература для обучающихся 1. Атлас «Люби и знай свой край». – Хабаровск, 2016 г. 2. Востриков Л., Константинов А., Фруентов Н. Женьшень и его братья. Хабаровск: Кн. изд-во, 1979. 3. Кучеренко С.П. Звери у себя дома.- Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. 4. Кучеренко С.П. Рыбы у себя дома. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. 5. Махлин М.Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. 6. Нечаев А.П. Зеленые стрелы: Рассказы амурского ботаника. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2009. 7. Они нуждаются в защите; Редкие животные Хабаровского края/Васенева А.Я., Дунишенко Ю.М., Крыхтин М.Л. и др.- Хабаровск: Кн. изд-во, 1987. 8. Усенко Н.В. Дары уссурийской тайги. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1979. 9. Твой родной край. Книга для внеклассного чтения младших школьников Хабаровского края./Сост. А.Е. Тихонова. – Хабаровск: Кн. Изд.-во, 1982. 10. Шлотгауэр С.Д., Мельникова А.Б. Они нуждаются в защите: Редкие растения Хабаровского края. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. Интерактивные игры «Зимующие птицы» (сост. Андросюк Е.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДиЮ п. Чегдомын); «Мир птиц» (сост. Андросюк Е.В., педагог дополнительного образования, Медведева Е.А., методист МБУ ДО ЦРТДиЮ п. Чегдомын); «Пернатое племя», «Все о медведе», «Травы мои приамурские», «Лягушки, змеи и прочие создания», «По следу тигра» (сост. Иванов В.А педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск.). Видеофильмы «Амурские волны», «Проходные рыбы», «Рожденная в песках»; 22 Приложение 6. Таблица для фиксации практических результатов обучающихся объединения «Почемучка» (первый год обучения). Группа № № Ф.И. ребенка Экологичес кая игра «Войди в лес другом» Акция «Помоги птицам» Игра "Мы ждем вас, птицы!". Викторина «Мир птиц» Изготовление кормушек для птиц Праздник, посвящен ный Междуна родному дню птиц. День Земли. Конкурс поделок из твердых бытовых отходов Конкурсвыставка рисунка. Тема: "Растения Хабаровского края» Викторина «Как я знаю свой край» 1 2 3 4 … Таблица для фиксации практических результатов обучающихся объединения «Почемучка» (второй год обучения). Группа № № Ф.И. ребенка День амурского тигра Акция «Помоги птицам» Изготовление кормушек для птиц Викторина «Мир птиц» Экологичес кий праздник «Мы любим тебя, лес» Конкурс листовок «Береги лес от пожара!» Конкурсвыставка рисунка. Тема: "Животные Хабаровск ого края". Акция "Маленькие люди – большие дела" Викторина «Как я знаю свой край» 1 2 3 4 … 23