Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Занимательная математика

Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого
и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится дополнительными занятиями по математике. В этом
могут помочь занятия «Занимательная математика», расширяющие
математический кругозор и эрудицию учащихся..
Занятия предназначены для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
ЦЕЛЬ: формирование основ элементарной математики
ЗАДАЧИ:
- формировать познавательный интерес к математике.;
- расширить информированность в области математики;
- познакомить с элементарными понятиями в области математики;
- учить правилам общения в совместной деятельности
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ
от 26.09.2019 № 383П)
7. Устав ЦРТДиЮ
2

Объем и режим программы
Период
Продолжитель Количеств
ность занятия о занятий
в неделю
1 год
1 час
2
обучения
2 год
1 час
2
обучения
Итого по программе

Количеств Количеств Количеств
о часов в о недель
о часов в
неделю
год
2
36
72
2

36

72
144

В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные,
наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.
Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения,
графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические
игры и упражнения, конкурсы.
Учебный план
Первый год обучения
Кол-во часов
№

Разделы

Всего
часов

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические
действия. Величины.

18

7

11

2

Мир занимательных задач.

28

9

19

3

Геометрическая мозаика.

26

10

16

Итого

72

26

46

Формы
контроля

Тестиро
вание

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 год обучения
1. Числа. Арифметические действия. Величины. (18 ч.)
Теория. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100.
Практика. Решение и составление ребусов, содержащих числа.Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный
контроль. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Весёлый счёт.
2. Мир занимательных задач (28ч.)
Теория. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
3

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания.
Практика. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин). Решение нестандартных задач. Игра
«Муха». Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Построение
«математических» пирамид.
3. Геометрическая мозаика.(26ч.)
Теория. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки
1→ 1↓, указывающие направление движения.
Практика. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута
(рисунка) и его описание. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии
с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его шагов. Итоговое занятие.
Тестирование
Планируемые результаты
К концу 1 года обучения дети будут знать и уметь:
- понимать как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачишутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об
изученных геометрических фигурах.
Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

овладение способами исследовательской деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения.
Метапредметные результаты:
4

 умение анализировать предложенные
варианты решения задачи,
выбирать из них верные;
 умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
 умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;
 умение использовать знаково-символические средства;
 умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:

умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

правильно выполнять арифметические действия;

умение рассуждать логически грамотно;
 знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их
последовательность;
 умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие
и вопрос, данные и искомые числа (величины);
 умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Учебный план
Второй год обучения
Кол-во часов
№

Разделы

Всего
часов

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические
действия. Величины.

28

11

17

2

Мир занимательных задач.

30

12

18

3

Геометрическая мозаика.

14

5

9

Итого

72

28

44

Формы
контроля

Тестиро
вание

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2 год обучения
1.Числа. Арифметические действия. Величины. (28ч.)
Теория. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
5

однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Практика. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так,
чтобы в ответе получилось заданное число. Восстановление примеров: объяснить,
какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Игра «Говорящая таблица
умножения».
2. Мир занимательных задач.(30ч.)
Теория. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Практика. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Решение
задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Решение
комбинаторных задач. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на,
100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия. Решение олимпиадных задач.
3. Геометрическая мозаика.(14ч.)
Теория. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Практика. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные
части. Построение конструкции по заданному образцу. Задания на разрезание и
составление фигур. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из
заданных частей. Итоговое занятие. Тестирование
Планируемые результаты
К концу 2 года обучения дети будут знать и уметь:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические
квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим
содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
- некоторые секреты математических фокусов
Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
6


развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

овладение способами исследовательской деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения.
Метапредметные результаты:
 умение анализировать предложенные
варианты решения задачи,
выбирать из них верные;
 умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
 умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;
 умение использовать знаково-символические средства;
 умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:

умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

правильно выполнять арифметические действия;

умение рассуждать логически грамотно;
 знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их
последовательность;
 умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие
и вопрос, данные и искомые числа (величины);
 умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение
программы:компьютер,
мультимедийный проектор.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного,
дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Инструменты и приспособления: тетради, линейки, карандаши, ножницы.
Информационное обеспечение:
Игры, пособия. Приложение 3.
Кадровое обеспечение:
7

педагог дополнительного образования.
Формы контроля:
по итогам учебного года. Положение об итоговом контроле обучающихся
объединения "Занимательная математика" в Приложении 5.
Формы представления результатов:
тестирование.
Оценочные материалы
Итоговыйтест. Приложение4.
Методическое обеспечение
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической
зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения
решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для
показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с педагогом движение от вопроса к ответу –
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход – ответ.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические
факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия будут содействовать развитию
у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию
символики,
правильному
применению
математической
терминологии и т.д.
Курс состоит из 3 разделов:
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
2. Мир занимательных задач.
3. Геометрическая мозаика.
Ценность курса состоит в:
— формирование умения рассуждать;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
8

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения
на занятиях.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление
ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных
с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность
шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные
задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование
знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в
задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в
узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
9

нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры
на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

10

Список источников:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.:
Айрис – пресс,2008
5. Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996 – 304 с.
6. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
7. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А.
Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов: «Лицей», 2002
9. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
10. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М.,
«Просвещение», 1990
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —
СПб.: Союз, 2001.
13. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
14. Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. –
Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
15. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
16. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.:
Просвещение, 1993 – 191 с.
17. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина,
Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
18. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] /
Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и
конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки,
фокусы, ребусы.
11

Приложение 1
Календарный учебный график (первый год обучения)
№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16

17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-45
46-48
49-51
52-54
55-57
58-60
61-63
64-66
67-70
71
72

Дата

Тема
Математика — это интересно.
Танграм: древняя китайская
головоломка.
Путешествиеточки.
"Спичечный" конструктор.
Танграм: древняя китайская
головоломка.
Волшебнаялинейка.
Праздник числа 10.
Конструирование
многоугольников из деталей
танграма.
Игра-соревнование«Веселый счёт»
Игры с кубиками.
Конструкторы.
Весёлая геометрия.
Математические игры.
«Спичечный»щконструктор.
Задачи-смекалки.
Прятки с фигурами.
Математические игры.
Числовыеголоволомки.
Математическая карусель.
Уголки.
Игра в магазин.Монеты.
Конструирование фигур из деталей
танграма.
Игры с кубиками.
Математическоепутешествие.
Математическиеигры.
Секреты задач.
Математическая карусель.
Числовыеголоволомки.
Математические игры.
Подготовка к игре КВН
КВН
Итоговое занятие

Количество
часов

Форма
контроля

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
4
1
1

Тестирование
12

Приложение 2
Календарный учебный график (второй год обучения)
№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-45
46-48
49-51
52-54
55-57
58-60
61-64
65-66
67-68
69-71
72

Дата

Тема
«Удивительная снежинка».
Крестики-нолики.
Математические игры.
Прятки с фигурами.
Секреты задач.
«Спичечный» конструктор.
Геометрический калейдоскоп.
Числовые головоломки.
«Шаг в будущее».
Геометрия вокруг нас.
Путешествие точки.
«Шаг в будущее».
Тайны окружности.
Математическое путешествие.
«Новогодний серпантин».
Математические игры.
«Часы нас будят по утрам…».
Геометрический калейдоскоп.
Головоломки.
Секреты задач.
«Что скрывает сорока?».
Интеллектуальная разминка.
Дважды два — четыре.
Дважды два — четыре.
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка.
Составь квадрат.
Мир занимательных задач.
Математические фокусы.
Математическая эстафета.
Подготовка к тесту.
Итоговое занятие

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
4
2
2
3
1

Форма
контроля

Тестирован
ие

13

Приложение 3
Информационное обеспечение
№ п/п
1.

2.

Наименование объектов
Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях.
Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С.
Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,А.С.
Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
Игры и другие пособия
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
9. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100», «Умножение», «Деление» и др.
10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к
палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000»,
«Умножение и деление» и др.

14

Приложение 4
Итоговый тест по программе «Занимательная математика»
1 год обучения
1.
На столе стоит 7 чашек и 5 тарелок. На сколько больше на столе чашек,
чем тарелок?
А. На 3

Б. На 2

В. На 1

2.
На клумбе растет 8 астр и 4 нарцисса. На сколько меньше на клумбе
нарциссов, чем астр?
А. На 5

Б. На 4

В. На 3

3.
Вите 7 лет. Алеша на 1 год моложе Вити. Денис на 3 года старше Алеши.
Сколько лет Алеше? Сколько лет Денису?
А. 6 и 8
4.

Б. 6 и 10

В. 6 и 9

Уменьшаемое больше разности на 4. Найди вычитаемое.
А. 3

Б. 4

В. 5

5.
Было 8 блюдец. Разбилось больше блюдец, чем осталось.
Сколько блюдец осталось? Какой ответ дать нельзя?
А. 3

Б. 1

В. 4

Г. 2

6.
Сосна толще ели, ель толще дуба. Какое из этих деревьев среднее по
величине?
А. Сосна

Б. Ель

В. Дуб

7. Из каких двух чисел нельзя составить число 15?
А. 7 и 8

Б. 5 и 10

В. 6 и 8

Г. 11 и 4

8. Петя выше Гены, но ниже Андрея. Кто самый высокий?
А. Андрей

Б. Гена

В. Петя

9. Толя старше Дениса, Денис старше Коли, Паша старше Толи. Кто самый
младший?
15

А. Денис

Б. Коля

В. Толя

Г. Паша

10. Отметь знаком + верный ответ. Пересчитай сливы.

16

15

10

14

11. Подчеркни верную запись.
18см= 1дм 6 см

1дм 9 см =19см

12. Запиши цифрами числа:
Девятнадцать Пятнадцать ДвенадцатьВосемнадцать –
Итоговый тест по программе «Занимательная математика»
2 год обучения
1. Аня купила 28 сладеньких конфет. Она решила поделиться поровну с
Борей. Она дала ему 19 конфет. Это честно?
В задаче недостаточно информации, чтобы ее решить.
Нет, у Ани осталось больше конфет.
Да.
Нет, Боря получил больше конфет.
2. Найди число, в котором 6 десятков и 5 единиц.
65
56
66
55
3. У какой фигуры площадь больше?
Фигура 3
Фигура 1
16

Фигура 2
Фигура 5
4. Вычисли: 14 - (35 - 30 ) = …
19
9
10
0
5. Сколько прямых участков на скрепке?
четыре
три
два
пять
6.Сколько здесь кубиков?
12
13
14
15
7. Сколько здесь чисел меньше 80?
6
5
4
3
8. У Ани 9 яиц. У нее 2 пустые коробки для яиц. В каждую коробку входит
по 6 яиц. Сколько ей надо еще яиц, чтобы заполнить полностью обе
коробки?
4
2
3
6
9.Какой путь является кратчайшим?
a
b
с
d
10.Какое самое большое число написано на секундомере?
59
30
45
99

17

Приложение 5
Положение об итоговом контроле
обучающихся
объединения"Занимательная
математика"
1. Общие положения
Итоговый контроль обучающихся объединения "Занимательная математика"
рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как
позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной
творческой деятельности.
Цель итогового контроля - выявление степени сформированности основ
элементарной математики и их соответствие прогнозируемым результатам
общеобразовательной общеразвивающей программы "Занимательная математика".
Задачи итогового контроля:
 выявление степени сформированности познавательного интереса к
математике;
 определить уровень информированности в области математики;
 анализ полноты реализации образовательной программы детского
объединения;
 выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации образовательной программы;
 внесение корректив, в содержание и методику образовательной
деятельности детского объединения.
2. Организация итогового контроля.
Итоговый контроль обучающихся объединения "Занимательная математика"
Центра развития творчества детей и юношества проводится 1 раз, в конце учебного
года.
Сроки проведения итогового контроля: май.
Форма проведения итогового контроля: тестирование.
3. Критерии оценки результатов итоговой диагностики.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 развитость умения работы с научно популярной литературой и
интернет источниками;
 осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
 соответствие уровня практических умений программным требованиям;
 качество и ответственность при выполнении практического задания;
 развитость специальных способностей.
18

4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля.
Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким
образом, чтобы можно было определить:
1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым
ребёнком;
2. полноту выполнения образовательной программы;
3. обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения;
4. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего
учебного года.
Результаты итогового контроля фиксируются в «Протоколе результатов
итогового контроля обучающихся объединения "Занимательная математика".
Результаты итогового контроля обучающихся объединения "Занимательная
математика"анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим
параметрам:
 количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную
программу на высоком уровне,
 освоивших программу на среднем уровне,
 освоивших программу на низком уровне;
 причины невыполнения детьми образовательной программы;
 необходимость коррекции программы.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итогового контроля обучающихся объединения
"Занимательная математика"
Название программы
Фамилия, имя, отчества педагога
№ группы
Форма проведения
№

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Фамилия, имя
Год обучения
Уровень усвоения
обучающегося
(высокий, средний, низкий)
теория
тест
итого

По результатам итогового контроля __________ обучающиеся переведены на
следующий год обучения/ закончили обучение по программе.
Подпись педагога ____________
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итогового контроля обучающихся объединения
"Занимательная математика"
Название программы
Фамилия, имя, отчества педагога
19

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Группа (№)
Год обучения
Уровень усвоения (%)
высокий

средний

низкий

По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на
следующий год обучения/ закончили обучение по программе.
Подпись педагога ____________

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».