Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Актерское мастерство в вокальном коллективе

ВВЕДЕНИЕ
В современном эстрадном вокальном искусстве исполнитель постоянно находится в
синтезе актёрской игры, музыки и слова. В основе искусства эстрады, в основе эстрадного
номера лежит «особая природа отношений со зрительным залом... артист всегда
обращается непосредственно к зрителям. Эстрадный номер основан па тесном контакте
исполнителя с публикой, открытом общении с ней и по возможности — вовлечении
зрителей в активное действие.
Образ, создаваемый вокалистом на эстраде, по сравнению с образом, воплощаемым
в театре, гиперболизирован, лишён нюансов и тонкостей, оттенков и полутонов.
Эстрадный образ по большей части построен на заострении, ярком выделении какой-то
одной черты, одной стороны; он определяет скорее «таких людей», нежели «этого
человека».
Занятия по актёрскому мастерству в вокальном коллективе направлены на развитие
психофизического аспекта ребёнка, благодаря которому ребёнок учится раскрываться
миру, избавляется от страхов, связанных с общением с другими людьми, выступлением
перед публикой.
Как же развить в детях, которые занимаются в эстрадной студии преимущественно
вокалом и актёрским мастерством это подлинное искусство? Конечно, только тренингами.
Для развития артиста эстрадного жанра используются те же тренинги, что и в
театральных студиях, однако упор делается на яркость исполнения или на глубину
проживания.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское
мастерство в вокальном коллективе» имеет художественную направленность,
направление – актёрское мастерство, стартового уровня.
Программа является модифицированной. За основу взята авторская программа
детской эстрадной студии «Фантазматика» В.А. Смирнова (г. Санкт-Петербург),
программа для театрального отделения детской школы искусств Е.Б. Жетинёвой (г.
Киров), программа объединения «Актёрское мастерство-тренинг» Ю.Ю. Рихтер и
программа «Основы актёрского мастерства» Ялтовской С.Р. и методические
рекомендации "Актёрский тренинг в эстрадной студии" Бочаркиной М.А.
При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от
26.09.2019 № 383П)
7. Устав ЦРТДиЮ.
2

Актуальность программы в том, что повышаются требования к современному
вокальному искусству, где исполнитель существует в постоянном синтезе актёрской игры,
музыки и слова. Для художественного осмысления и материализации сценических
образов и чувств посредством вокала необходимо, развитие артистических способностей и
приобретение актерских навыков.
Отличительные особенности программы
Программа реализуется в вокальной студии «Свирель».
Она предусматривает получение специфических театральных навыков, овладение
необходимыми знаниями и умениями: сочетание речи, мимики, пантомимы в различных
вариациях; выразительное и правильное исполнение ролей. Программа, особенно на
начальном этапе, основывается на игровом тренинге. Теоретические разделы программы
неразрывно связаны с практикой, юные вокалисты в игровых тренингах и
импровизационных этюдах осваивают основы театрально-исполнительского искусства.
Так формируется каждый элемент актерского мастерства в каждом ребенке.
Педагогическая целесообразность программы объясняется в том, что, занимаясь
по программе актерского мастерства, учащиеся достигнут определенных навыков,
которые помогают вокалисту при выступлении на сценической площадке. Программа
формирует определённые актёрские исполнительские знания, умения и навыки, знакомит
с сущностью исполнительского творчества, с выразительностью и содержательностью
сценического действия.
Уже на первом году обучения у детей выявляются способности самостоятельности,
мгновенно реагировать на ситуации, а также проявлять инициативу. Дети учатся
формировать, воплощать пластические интонации, создавая художественный образ с ярко
выраженной эмоциональной окраской, а также развивают способность импровизировать,
что способствует художественному воспитанию учащихся.
Помимо этого, программа способствует раскрытию природных данных ребёнка, его
самовыражению, самоутверждению, возрастанию уверенности в себе, повышению
самооценки, снятию физического и психологического «панциря» (снятия внешних и
внутренних зажимов).
Цель программы: развитие актёрских способностей учащихся вокальной студии
посредством актёрского и речевого тренинга.
Задачи:
Предметные
• Обучить основам сценического поведения, элементам актёрского мастерства в
работе над образом музыкального произведения.
• Формировать навыки актёрской интерпретации музыкального произведения.
Метапредметные
• Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, фантазии, воли,
мышления, восприятия через основы актерского мастерства.
• Способствовать снятию телесных и психологических зажимов.
Личностные
• Расширить горизонты познания, развивать познавательный интерес.
• Воспитывать культуру общения в коллективе, помощь в овладении навыками
межличностного общения и сотрудничества.
Адресат программы: дети в возрасте 5-14 лет, занимающиеся в образцовой
вокальной студии «Свирель». Дети этой возрастной группы имеют уже достаточно
сформировавшийся голосовой аппарат, определенную базу знаний и огромное желание
реализовать свой талант или способности в той или иной сфере музыкально-театральной
деятельности.
Форма обучения: очная.
Объём и срок освоения программы: 2 года, (108 часов на каждый год обучения).
Режим занятий: 2 часа 1 раз в неделю, 1 час индивидуальная работа.
3

Особенности организации образовательного процесса
Обучение проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Групповые
занятия рассчитаны на работу со всем коллективом и направлены на отработку
упражнений и этюдов по актерскому мастерству
На протяжении первого года обучения, учащиеся знакомятся с предметом
«Актерское мастерство» и пытаются систематизировать вокал и мимику. Основной
задачей является, то что, каждый учащийся за год должен «познать самого себя», узнать
свое тело, лицо, понять, как научиться бороться со страхом «сцены», ведь не каждому
человеку с рождения дано быть раскрепощенным. Поэтому задачей педагога является
помочь с помощью упражнений раскрепоститься.
На втором году обучения учащиеся начинают более углублённо осваивать мимику
лица и выразительные жесты руками, добавляется количество упражнений на общение,
работу с партнёром и добавляется постановка этюдов на основе музыкального
произведения. Добавлены для изучения элементы актёрского мастерства: «темпо-ритм»,
«чувство правды и веры», «эмоциональная память», «действие» и «атмосфера».
В данной программе интегрированные занятия имеют определенные
преимущества: они развивают творческое мышление, формируют познавательную
установку, тем самым повышая уровень обучения и воспитания учащихся. Данные
занятия способствуют рассмотрению сценического образа с нескольких сторон для
последующего визуального, слухового, графического, цветового, двигательного
воплощения. Так же развивают музыкальный слух, ритм, характер, изобразительную
чувствительность и моторику, пластические (выразительность, координация движений)
умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№
Разделы программы
Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие
2
1
1
2. Теоретические основы
16
6
10
3. Изучение элементов актерского
34
12
22
мастерства
4. Постановка этюдов
54
14
30
5. Итоговое занятие
2
2
Итого
108
33
75

Форма аттестации,
контроль
Опрос
Опрос
Открытое занятие
Открытое занятие

Содержание программы
1 года обучения
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория. Знакомство с режимом работы группы, расписанием, правилами техники
безопасности, поведения в аудитории. Ознакомительная беседа о театральном искусстве.
Практика. Игры, направленные на раскрепощение и знакомство с коллективом:
«Визитная карточка», «Снежный ком» и т.д.
2. Теоретические основы (16 часов).
2.1 Краткий обзор истории театра.
Теория. Понятие «театр», возникновение театра. Виды и жанры театрального
искусства.
Практика. Знакомство с этюдами.
2.2 Знакомство с элементами актёрского мастерства.

4

Теория. Работа актера над собой - это ежедневная тренировка. Целенаправленное,
органическое действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах как основа
актерского искусства.
Практика. Знакомство с элементами актерского мастерства в играх и упражнениях:
воображение, внимание, общение.
Воображение - действовать с воображаемыми предметами. Игры: «Волшебная
палочка», «Трансформация предмета», «Рисование», «Шляпа превращается…».
Сценическое внимание - запоминать лица, одежду, помещение и т.д. Игры:
«Фотография», «Таможня», «Слежка», «Круг».
Общение с партнёром на сцене - взаимодействие и согласованность в работе на
сцене. Игры: «Коллективная сказка», «Надувной шарик», «Тень», «Листья на ветру»,
«Зеркало», «Магазин».
Ансамблевый тренинг - научиться взаимодействовать друг с другом на площадке.
Упражнения в парах, малых группах, групповые упражнения.
3 Изучение элементов актёрского мастерства (34 часов).
3.1 Воображение. Фантазия.
Теория. Воображение - мысленное представление, способность воображать,
творчески мыслить, фантазировать.
Практика. Упражнения на развитие воображения, при помощи которых нужно
поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку, представить себе, что
произошло бы, если бы ребёнок оказался действительно в тех обстоятельствах, которые
предлагаются ему на сцене. Помогают развить воображение упражнения типа:
«Скульптор и глина», «Чугунный шар», «Замороженный» и т.п.
3.2 Внимание.
Теория. Сценическое внимание - основа внутренней техники актера, самый важный
элемент творческого состояния актера, главное условие правильного внутреннего
сценического самочувствия.
Практика. Упражнения на овладение умением, сосредотачиваться на чем-то (на
объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с
предмета на предмет (с объекта на объект). Для развития внимания хороши упражнения
такие как: «Слушаем тишину», «Осел», «Вопрос-ответ» и т.д.
3.3 Общение. Взаимодействие.
Теория. Общение - самый активный вид действия. Оценка предлагаемых
обстоятельств и поведение партнера.
Практика. Упражнения на обдумывание действий партнера, пытаясь их предугадать
и предупредить. Общению учат и упражнения типа: "Поводырь и слепец", "Импульсы" и
т.д.
3.4 Мышечная свобода.
Теория. Мышечное перенапряжение. "Театральный зажим" и потеря внутреннего
равновесия. Способы избавления от напряжения мышц и пути к воспитанию мышечной
свободы.
Практика. Тренинги на выработку умения управлять своим телом: мгновенно
расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы. Упражнения на расслабление и
напряжение мышц.
3.5 Дикция и пение. Речь на сцене.
Теория. Дикция и пение. Использование основных законов звукообразования,
свойственных вокальному мастерству, обязательных как для поющего, так и для
говорящего актера.
Практика. Упражнения на нахождение "непрерывной линии" голоса - тона,
тонального стержня, который пронизывает, связывает всю нашу речь с ее подвижностью,
изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.
4 Постановка этюдов (54 часов).
5

Теория. Мизансценическое мышление и пластическое воображение. Пластическая
выразительность как элемент мастерства исполнителя.
Практика. Развитие мизансценического мышления и пластического воображения
учащихся посредством этюдов, развивающих игр, пантомим. Поиск через импровизацию
своей пластической выразительности. Упражнения и этюды на передачу в движениях
основных пластических характеристик неодушевлённого предмета, этюды с
воображаемыми предметами и этюды на взаимодействие с воображаемой средой.
5 Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов. Анкетирование. Аттестация.
Учебный план
2 года обучения
№
Разделы программы
Количество часов
Форма аттестации,
контроль
всего теория практика
1. Вводное занятие
2
1
1
Опрос
2. Теоретические основы
6
2
4
Опрос
3. Изучение элементов актёрского
24
6
18
Открытое занятие
мастерства
4. Постановка этюдов
38
10
28
5. Индивидуальная работа
36
12
24
6. Итоговое занятие
2
2
Открытое занятие
Итого
108
31
77
Содержание программы
2 года обучения
1.
Вводное занятие (2 часа).
Теория. Знакомство с режимом работы группы, расписанием, правилами техники
безопасности, поведения в аудитории.
Практика. Игры, направленные на раскрепощение «Автограф» и т.д. Игра
«Импровизированный спектакль».
2. Теоретические основы (6 часов).
2.1 Краткий обзор истории театра.
Теория. Возникновение театра в древней Греции. Организация театральных
представлений в Древней Греции и Древнем Риме.
Практика. Знакомство с этюдами.
2.2 Знакомство с элементами актёрского мастерства.
Теория. Сценическое действие - как психофизический процесс, в котором участвуют
ум, воля, чувство актёра, его внешние и внутренние артистические данные, названные
Станиславским элементами творчества. Элементы актёрского мастерства по К.С.
Станиславскому (переживание и воплощение). Работа актёра над ролью - органическое
слияние актёра с ролью, перевоплощение в образ.
Практика. Знакомство с элементами актёрского мастерства в играх и упражнениях:
воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память,
чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Игры и упражнения на перевоплощение,
учащиеся ставят себя в предлагаемые обстоятельства роли и работают над ролью от себя,
придерживаясь принципа "типажного подхода".
Воображение - действовать с воображаемыми предметами. Игры: «Волшебная
палочка», «Трансформация предмета», «Рисование», «Шляпа превращается…».
Эмоциональная память - развитие памяти, внимания, воображения, фантазии. Игры:
«Оправдай движение», «Оправдай плач, жест, шёпот, приветствие, прощание…».
Сценическое внимание - запоминать лица, одежду, помещение и т.д. Игры:
«Фотография», «Таможня», «Слежка», «Круг».

6

Предлагаемые обстоятельства - развитие фантазии и находчивости, координации
движений. Игры: «Если бы…», «Зоопарк», «Передай позу», «Где мы побывали», «Что мы
сделали – не скажем».
Общение с партнёром на сцене - взаимодействие и согласованность в работе на
сцене. Игры: «Коллективная сказка», «Надувной шарик», «Тень», «Листья на ветру»,
«Зеркало», «Магазин».
Характер на сцене - раскрытие разного диапазона характеров. Игры: «Угадай: кто
я?», «Превращение в грустных, добрых, злых, весёлых, счастливых, смешных…».
Ансамблевый тренинг - научиться взаимодействовать друг с другом на площадке.
Упражнения в парах, малых группах, общегрупповые упражнения.
3.
Изучение элементов актёрского мастерства (24 часа).
3.1 Воображение. Фантазия.
Теория. Развитие воображения — это активная творческая работа.
Практика. Упражнения на развитие воображения, при помощи которых нужно
поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку, представить себе, что
произошло бы, если бы ребёнок оказался действительно в тех обстоятельствах, которые
предлагаются ему на сцене. Помогают развить воображение упражнения типа:
«Перевоплощение», «Сказка» (в животных, насекомых, рыб и др.) и т.п.
3.2 Внимание.
Теория. Внимание — это начало любого действия. Объект внимания. Управляемое
внимание - гибкое и послушное, цепкое и активное, способное переключаться в нужный
момент с одного объекта на другой.
Практика. Упражнения на овладение умением, сосредотачиваться на чем-то (на
объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с
предмета на предмет (с объекта на объект). Для развития внимания хороши упражнения
такие как: «Десять секунд», «Поймай хлопок» и т.д.
3.3 Общение. Взаимодействие.
Теория. Оценка предлагаемых обстоятельств и поведение партнёра. Подлинное
общение и взаимодействие с партнёром по законам жизни.
Практика. Упражнения на обдумывание действий партнёра, пытаясь их предугадать
и предупредить. Общению учат и упражнения типа: "Слепые", "Кукловод и кукла", "Вдох
- выдох" и т.д.
3.4 Мышечная свобода.
Теория. Способы избавления от напряжения мышц и пути к воспитанию мышечной
свободы. Зависимость внимания и мышечной свободы как необходимое условие
актёрского творчества.
Практика. Тренинги на выработку умения управлять своим телом: мгновенно
расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы. Упражнения на расслабление и
напряжение мышц.
3.5 Темпо-ритм.
Теория. Темп — скорость выполнения действия. Зависимость темпа от
эмоционального переживания героев, от накала конфликта. Ритм - равномерное
чередование каких-либо элементов в звучании или движении, степень напряжённости
действия.
Практика. Упражнения на согласование энергии действия с энергией и силой
эмоционального переживания, его насыщенностью. В этом помогут упражнения:
«Биологические часы», «Стульчик», «Повторяй за мной», «Пять скоростей» и т.д.
3.6 Чувство правды и веры.
Теория. Вера актёра как следствие его убеждённости в правильности того, что он
делает на сцене.
Практика. Упражнения на развитие умения подлинным образом воспринимать и
оценивать предлагаемые обстоятельства.
7

3.7 Эмоциональная память.
Теория. Эмоциональная память – память на чувствования.
Практика. Упражнения на запоминание и воспроизведение чувственных восприятий
совместно с вызывающими их объектами. В этом помогут упражнения: «Сказка», «Три
круга», «Цифра», «Приём-отдача» и т.д.
3.8 Действие.
Теория. Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние.
Основное средство выразительности в актёрском искусстве. Развитие событий,
составляющих основу сюжета (фабулы).
Практика. Упражнения, направленные на достижение какой - либо цели в борьбе с
предлагаемыми обстоятельствами. В этом помогут упражнения: «Стоп кадр», «Действуй»
и т.д.
3.9 Атмосфера.
Теория. Атмосфера — эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода.
Зависимость от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта,
темпо-ритма, взаимосвязь со сквозным действием, зависимость от действующего лица от
его характера, способствует созданию целостности спектакля, действия.
Практика. Этюды на создание атмосферы.
3.10Дикция и пение. Речь на сцене.
Теория. Использование основных законов звукообразования, свойственных
вокальному мастерству, обязательных как для поющего, так и для говорящего актёра.
Практика. Упражнения на нахождение "непрерывной линии" голоса - тона,
тонального стержня, который пронизывает, связывает всю нашу речь с её подвижностью,
изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.
4 Постановка этюдов (38 часов).
Теория. Мизансценическое мышление и пластическое воображение. Приёмы
музыкально-двигательной и пластической выразительности. Музыкальность как особое
свойство пластики. Музыкально-пластический образ.
Практика. Развитие мизансценического мышления и пластического воображения
учащихся посредством этюдов, развивающих игр, пантомим. Упражнения «Делай как я» и
«Импровизация» на создание пластического образа на заданную тему, воплощение в
этюде настроения музыки.
5 Индивидуальная работа (36 часов)
Теория. Что такое сценический образ? Что такое характер? Единство и целостность «Я»
артиста, и «Он» – художественный образ произведения с его компонентами: идея;
содержание; символика; изобразительное решение; музыка и т.д.
Практика: исполнительское мастерство – умение «войти в образ» с полным осознанием:
кто ты сам в этом произведении (возраст, пол, внешность, характер и т.д.); в какое время,
где и вокруг чего происходит действие; что ему предшествовало; какие действия и
переживания у тебя, как персонажа истории, происходят в тот или иной момент
исполнения произведения.
6 Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов. Анкетирование. Аттестация.
Подведение итогов за лето. Награждение.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании обучения по программе учащиеся овладеют следующими
компетенциями:
Предметные
- научатся основам актёрского мастерства, самостоятельно творчески мыслить,
оправдывать своё сценическое поведение;
- приобретут основные навыки актёрского мастерства в процессе работы над
музыкальными произведениями.
8

Метапредметные
- умеют быть внимательными, наблюдательными, фантазировать, перевоплощаться,
ассоциативно мыслить, выполняя упражнения и этюды на заданную тему;
- обладают актёрской смелостью, умеют раскрепощаться перед публикой.
Личностные
- знают нормы речевого поведения в различных сферах общения, умеют находить
общий язык при работе в коллективе, группе;
- проявляют интерес к театральному искусству, познают тонкости актёрского
мастерства самостоятельно.

Комплекс организационно-педагогических условий:
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Аттестация и контроль проводится в следующих видах и формах: педагогические
наблюдение, контрольные упражнения; открытое занятие; показ этюдов, выступление на
концертах, также проводится динамика роста ребенка по каждому разделу. Данные формы
контроля дают возможность определить эффективность обучения по программе,
позволяют детям, педагогам и родителям увидеть результаты своего творческого труда.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
1.Стартовый контроль - осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребёнка в процессе занятий и заданий.
2.Текущий контроль - в конце каждого занятия анализируются успехи и ошибки
каждого обучающегося.
3.Промежуточный контроль - выполнение контрольных заданий на занятиях по
актёрскому мастерству, опрос в форме беседы, психолого-педагогическое тестирование и
анкетирование.
4.Итоговый контроль - в конце года, учащиеся отчитываются на экзамене по
актёрскому мастерству (спектакли, театральные постановки).
На каждого обучающегося ведётся индивидуальная карта развития (Приложение 1).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
1. Наличие учебного класса с зеркалами, нескользящим покрытием пола,
гимнастическими ковриками.
2. Техническое оснащение: аудио проигрыватель, видеомагнитофон (DVD) или
компьютер с доступом в сеть Интернет (ноутбук), колонки.
3. Актовый зал со сценой для репетиций.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое или
специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и
методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий
специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями,
необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса
Актерское мастерство является одним из основных предметов в образцовой
вокальной студии «Свирель». Для развития и раскрепощения ребенка со всех сторон на
судии работают три педагога (вокал, хореография, актерское мастерство). Совокупность
уроков по вокалу, хореографии и актерскому мастерству дают хороший результат.
9

Благодаря таким дисциплинам развитие ребенка протекает гораздо быстрее, не только в
концертной деятельности, но и в личностном росте.
Главный методологический принцип преподавания курса основ актерского
мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических
условиях. Осваивая театральные дисциплины, дети учатся творческому мышлению,
плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, культуре общения. Работая
на сценической площадке, дети учатся не только основам актерского мастерства, но и
обретают такие качества личности, которые помогают им в жизни: уверенность в своих
силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в
условиях экстремальной ситуации, самостоятельность мышления, творческое
воображение, взаимодействие с партнером.
Программа построена на принципах реалистического театра школы переживания,
где сущность актерского мастерства понимается как создание «образа действий» (К.С.
Станиславский) на основе драматургического задания. На занятиях каждый учащийся
знакомится с особенностями «языка» действий, его выразительностью, достижениями в
пользовании им - и познает свои возможности в творчестве.
Программа включает в себя комплекс специальных дисциплин: упражнения по
мастерству, сценическая речь, сценическое движение. Данный комплекс в целом
формирует актерские способности детей и создает предпосылки к тому, чтобы в
сценической практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества. На
этом фундаменте комплекса нескольких дисциплин, составляющих сущность актерского
творчества, ребенок может воспитать в себе недостающие творческие и человеческие
качества.
Курс практических и теоретических основ актерского мастерства способствует
развитию творческой индивидуальности ребенка в двух направлениях, которые
определяют основные задачи обучения: становление мироощущения обучающегося,
раскрытие его индивидуальности, формирование у него понятия об артистической этике;
и развитие творческой психотехники актера.
В теоретической части программы дети получают элементарные знания об
устройстве театра и театрального процесса. Знакомятся с различными театральными
профессиями и их спецификой, и значимостью для успешного существования в
театральном пространстве.
В практической части программы, занимаясь театрально-игровой деятельностью,
дети развивают свою фантазию и получают импульс к собственной игровой деятельности,
в которой особенно необходим навык ролевой игры – умение ребенка представить себя
каким-либо животным или предметом и одухотворить его в силу своих способностей.
Играя, дети получают положительный эмоциональный заряд и учатся получать
необходимые эмоции: гнев, сострадание, жалость, радость, сочувствие. Новый опыт,
приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка. Перенос усвоенного
опыта в новые ситуации является важным показателем развития его творческой
инициативы.
Учебно-тематические материалы
1. Методические разработки педагога по теории актерского мастерства.
2. Карточки-опросники по теории.
3. Карточки-задания по практике.
4. Методические разработки по предмету «Сценическая речь».
5. Подбор игр.
6. Фонотека произведений классической, народной, современной музыки.
7. Видеозаписи по МХК.
8. Разработки по этике, этикету, духовному развитию ребенка.
9. Разработки внеурочных материалов (сценарии праздников и др.)
10. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств».
10

Дидактические материалы
1. Планы-конспекты занятий.
 Истоки возникновения театра.
 Практических и теоретических наработках лучших российских театральных
школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и
практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова,
А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).
2. Видео материалы.
 Этюды на ритмической основе.
 Этюды на создание атмосферы.
 Речевая имитация.
3. Диагностические материалы.
 Таблица диагностики учащегося
4. Интернет ресурсы
 Сайт «системы» К.С. Станиславского.
5. Книги по методике преподавания.
 Михаил Чехов. «Тайны актерского мастерства»
 Николай Демидов. «Творческое наследие».
Приложение 1
Индивидуальная карта развития
Ф.И. обучающегося:
Параметры

Стартовый Промежуточный Итоговый
ПРЕДМЕТНЫЕ
Теоретическая подготовка ребёнка:
Теоретические знания
Теоретическая подготовка ребёнка:
Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребёнка:
Практические умения и навыки,
предусмотренные программой
Практическая подготовка ребёнка:
Владение специальным оборудованием и
оснащением
Практическая подготовка ребёнка:
Творческие навыки
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Самостоятельно включаться в
творческую деятельность
Учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций
Умение вносить необходимые коррективы:
- уметь планировать работу и определять
последовательность действий.
11

Анализ своей работы
ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностные качества (воля, терпение,
самоконтроль)
Отношение к труду, деятельности,
обязанностям
Готовность и способность к саморазвитию
Интерес к занятиям в объединении (развитие
познавательных интересов, учебных мотивов)
Конфликтность
Знание основных моральных норм
(справедливое распределение, взаимопомощь,
правдивость, честность, ответственность)
Сумма баллов

5 баллов – отлично;
4 балла – хорошо;
3 балла – неопределённость;
2 балла – удовлетворительно;
1 балл - никак не проявляет.
Критерии оценивания
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов
- положительная мотивация к занятию
- увлечённость при выполнении упражнений
- видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре
- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству
- активность и увлечённость в выполнении заданий
- умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход
к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения
- умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках
- пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске
- высокая скорость решений
- всегда выполняют задания
4-3 балла
- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий
- не активен в работе малых групп
- испытывает стеснение в присутствии зрителей
- пропускает занятия только по уважительной причине
- средняя скорость решений
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия
2-1 балла
- отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений
- отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания
12

-

иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми
стесняется выступать перед своей группой
допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин
не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива
низкая скорость решений
кривляется и смеётся во время исполнения этюдов

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Беседы К. С. Станиславского "Труд актера", - М.: Советская Россия, 1990.
4. Буров А. Г. Труд актера и педагога. – М., 2007.
5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.М.:
Искусство, 2002.
6. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. - М., 2001.
7. Дополнительная образовательная программа отделения «Театральное творчество»
«Основы сценического искусства» для учащихся в возрасте от 11 до 19 лет (авт.
Грибанова Наталья Валентиновна) - Калуга, 2009.
8. Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Сказочный
мир» для детей 7 -16 лет (авт. Матвеева Елена Александровна) - Нижний Новгород, 2013.
9. Дополнительная образовательная программа «Театр и Дети» для детей 7-15 лет
(авт. Потапова В.А.) - Щелкино, 2016.
10. Ершов П. М. Технология актерского искусства, - М., ТОО "Горбунок", 1992.
11. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. –5-е
изд. – М., РАТИ–ГИТИС, 2008.
12. Киселева Н. В. Фролов В. А. Основы Системы Станиславского, - Ростов-наДону, "Феникс", 2000.
13. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актёра. М., 2004.
14. Репертуарно-методическая библиотечка. Я вхожу в мир искусств - N 6(46), 2001.
15. Сборник Театр, где играют дети. - М.: Владос, 2001.
16. Станиславский К. С. Работа актера над собой - М., 1989.
17. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве – М., 1989.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Топоров В.О. О технике актера - М., 1958.
20. Дополнительная общеразвивающая программа "Перевоплощение" Автор составитель: Иванис О.А., Жилионис О.Н.
21. Дополнительная общеразвивающая программа "Актёрское мастерство". Автор:
Алёшин С.А.
22. Методическая рекомендация "Актёрский тренинг в эстрадной студии". Автор:
Бочаркина М.А.
23. Кипнис М.Ш. Актёрский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов,
которые помогут вам стать первоклассным актёром. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак,
2008.
24. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь,
2001.
25. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М., 1965.
26. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Очерки. М., 1959.
Для детей и родителей:
1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – М., АСТ,
2010.
2. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг.-М.
3. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера - М., 1970.
4. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград
«Детская литература», 1986.
5. Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.:
Просвещение, 1980.
14

6. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
Интернет-ресурсы:
1. https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/akterskoe-masterstvo-s-chegonachat/
2. https://samopoznanie.ru/schools/akterskoe_masterstvo/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. http://www.orator.biz/library/archive/071/
5. https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/uprazhneniya-po-akterskomumasterstvu/
6. http://teatr.scaena.ru/akterskoe-masterstvo-uprajneniya.html

15

Контрольно-измерительные материалы
Вводный контроль
1. Тест:
1. Что такое театр?
Варианты ответов
а) место для зрелищ
б) красивое здание со сценой
в) дом, где живут актёры
2. Из чего складывается театральное искусство (зачеркни лишнее)
а) музыка, изобразительное искусство
б) литература, актёрское мастерство.
в) математика
Практические задания:
1. Продолжи фразу: «Если бы у меня была волшебная палочка…».
2. Покажи домашнее животное.
3. Прочитай любое детское стихотворение.
Промежуточный контроль
1.Тест:
1. Подчеркни дисциплины, необходимые для подготовки актёра
А) сценическая речь
Б) математическая логика
В) история России
Г) сценическое движение
Д) актерское мастерство
Е) история театра
2. Как на Руси называли первых актёров?
А) шуты
Б) балагуры
В) скоморохи
3.Что развивает речь?
а) упражнения со скакалкой
16

б) игра «Угадай, что изменилось»
в) скороговорки
г) отгадывание загадок
Практические задания:
1. Показ этюда на память физических действий (дифференцированный подход).
2. Проведение любой игры с группой.
3. Чтение стихотворения перед группой.
2. Тест:
1. Что такое вертеп?
а) ящик – кукольный театр
б) вертящийся механизм
в) игрушка-вертушка
2. Что называют одеждой сцены? (Зачеркни ненужное)
а) задник
б) штора
в) кулисы
г) занавес
д) падуги
3. Что такое актёрский этюд?
а) небольшой фрагмент прожитой жизни
б) зарисовка на бумаге
в) изображение чего-либо
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;
4 балла - одна ошибка;
3 балла - 2-3 ошибки;
2 балла - 4 ошибки, слабо;
1 балл - 5 ошибок, слабо.
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде показа спектакля
для родителей и гостей с участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и
убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание
задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи,
уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, глубина эстетического
восприятия, степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а
также.
Приобретённые обучающимися знания, умения и навыки оцениваются по трём позициям:
высокий, средний и низкий уровень усвоения.
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично; (высокий)
4 балла - одна ошибка; (высокий)
3 балла - 2-3 ошибки; (средний)
2 балла - 4 ошибки, слабо; (низкий)
1 балл - 5 ошибок, слабо; (низкий).
17

Количество баллов суммируется.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».