ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Правительство Российской Федерации распоряжение от 4.09.2014 г. № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей. 4. СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41; Программа вокальной студии сольного пения « Свирель» модифицированная. В её основе лежит: образовательная программа хоровой студии«Настроение» Банновой Е.В. г.Хабаровск Центр эстетического развития «Отрада» , образовательная программа студии сольного пения «Свирель» Поляковой О.В. ЦРТДиЮ п.Чегдомын, многоуровневая обучающая программа В.В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса » В программе также используются речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа Актуальность программы Обучение по данной программе будет способствовать формированию и развитию творческих способностей учащихся в вокальном исполнительстве, обеспечению духовнонравственного и патриотического воспитания, укреплению здоровья учащихся. Педагогическая целесообразность. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии, развивает музыкальные, творческие способности через пение, как один из самых доступных активных видов музыкальной деятельности. Благодаря пению у ребёнка обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” (даже у самых инертных детей), повышается работоспособность и умственная активность мозга. Адресат программы. Программа ориентирована на детей от 7 до10 лет. В студию принимаются дети прошедшие отбор в форме прослушивания и собеседования. Срок освоения программы – 2 года. Первый год обучения – 72часа (36 недель) Второй год обучения – 72часа ( 36 недель) Режим занятий. Период Продолжи Кол-во Кол-во часов Количество Количество тельность занятий в неделю недель часов в год занятия в неделю 1год обучения 1 час 2 2 36 72 2год обучения 1 час Сольное 1час, 2 36 72 групповое 1 час. Итого 144часа Формы обучения и виды занятий: практические занятия, репетиционные занятия, постановочные занятия, генеральные репетиции, концертные выступления. Программой предусматривается сочетание групповых и индивидуальных занятий, а также проведение сводных репетиций. 1.1. Цель и задачи программы Цель: формирование и развитие творческого потенциала детей средствами вокального искусства. Задачи программы: - сформировать устойчивый интерес к вокальному творчеству; - сформировать начальные вокальные навыки; - развить элементарные музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма); - способствовать приобретению опыта концертных выступлений; - обучить основам сценической культуры. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться Учебно–тематический план. 1-й год обучения. № Разделы, название темы теория 1 Введение 2 Понятие о сольном и ансамблевом 1 пении. 3 Строение голосового аппарата. 1 4 Гигиена голоса 1 5 6 Вокально-певческая установка. 1 1 Упражнения на дыхание по методике А.Н. 1 Стрельниковой. 7 Певческое дыхание. 8 Развивающие голосовые игры 2 «ФМРГ» В.В Емельянов 1 Общее практика количество часов - 1 1 1 - 1 1 2 3 4 5 6 13 15 Формы организаций занятий Диагностика. Прослушивание детских голосов Беседа, теоретический материал Беседа, теоретический материал Беседа Беседа, теоретический материал, практические упражнения Беседа, теоретический материал практические упражнения Беседа, теоретический материал, практические упражнения Теоретический материал, практические упражнения 9 Речевые игры и вокальные 1 упражнения К.Орфа Работа над 10 репертуаром в студии. Прослушивание 11 произведений 12 13 14 Строй. Унисон как 1 основа ансамблевой звучности Репетиции на 1 сцене, работа с микрофоном Концертная деятельность Итого 12 4 5 8 8 2 2 9 10 12 13 3 3 60 72 Теоретический материал, практические упражнения Практические упражнения Практическая работа Теоретический материал, практические упражнения Беседа, практические упражнения Отчетный концерт, концерт, посвященный Дню Матери, отчетный концерт группы СОДЕРЖАНИЕ (1-й год обучения) 1.Введение. Теория. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Объяснение целей и задач вокальной студии. Режим занятий. Техника безопасности. Практика. Прослушивание, диагностика данных (входящее тестирование). . 2. Охрана и гигиена голоса Теория. Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия. Практика. В работе по изучению гигиены голоса используем наглядные пособия: схемы и плакаты. 3. Строение голосового аппарата Теория. Понятие голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Практика. На занятии используются наглядные пособия. 4.Понятие о сольном и ансамблевом пении. Теория. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. Практика. Исполнение знакомых песен, слушание современных детских вокальных групп, солистов 5.Вокально-певческая установка. Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней Практика. Выполнение упражнений на ощущение внутренней и внешней подтянутости 6. Техника дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Теория. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Практика. Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 7. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Теория. На I уровне обучения по программе «Фонопедический метод развития голоса» (далее – ФМРГ) начинается освоение технологии голосообразования используемой в пении. Целью I уровня является домузыкальное освоение координация голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности Практика. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf во избежание форсирования звука, мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 8. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Теория. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Практика. При исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Упражнения на раскрытие в детях творческого воображения фантазии. 9 Начальные вокально-хоровые навыки Теория. Ансамблевое пение, помимо вокальных умений и навыков, требует овладения специфическими для коллективного пения навыками пения ансамблем. Цель этой технологии заключается в воспитании устойчивой интонации, умение слушать соседнюю партию. Практика. Для работы с хоровой интонацией применяются различные приемы и упражнения. 10.Работа над репертуаром. Теория. Знакомство с песней (показ голосом или в записи), информация об авторах, исполнителе. Практика. Разбор текста, содержания, настроения, чтение текста вне ритма, в ритме. Разучивание мелодии: по мотивам, по фразам. Пение на слоги. Распределение дыхания по фразам. Работа над чистотой интонации: индивидуально, в дуэтах, в трио и т.д. Выстраивание унисона. 11. Репетиции на сцене, работа с микрофоном Теория. Микрофон. Его назначение, принцип работы. Правильное положение при пении. Минусовая фонограмма. Плюсовая фонограмма. Определение. Показ на примерах изучаемых произведений. Объяснение различий. Упражнения с муляжами микрофонов для овладения навыками пользования. Пение изучаемых произведений с сопровождением минусовой фонограммы с муляжами микрофонов. Практика. Отработка концертных номеров. 12. Основы сценической культуры. Теория. Культура поведения на сцене. Практика Подбор и отработка танцевальных движений к песням. Репетиция на сцене. Подготовка к выступлению на отчетном концерте. 13 .Концертные выступления. Практика. Отчетный концерт ЦРТДиЮ, концерт, посвященный Дню Матери, отчетный концерт группы 14. Модуль на каникулярный период (весна, осень). Практика. Тематические мероприятия Планируемые результаты: По окончании первого года обучения учащиеся: - освоят принципы певческой установки (положение корпуса при пении); - приобретут начальные вокальные навыки; - освоят навыки певческого дыхания; - будут уметь понимать дирижерский жест; -будут уметь устанавливать работу во время вокализации - будут уметь правильно пользоваться микрофоном при пении; - будут уметь взаимодействовать в коллективе, правильно оценивать свои возможности; - приобретут навыки концертных выступлений. Учебно – тематический план 2-й год обучения Часы № Тема занятия Теория Практика Всего Название темы С С С Г 1. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 2. Типы смыкания голосовых связок 3. Певческое дыхание Г 2 Г 5 4 Практические упражнения 2 2 1 Формы организаций занятий 2 2 6 Теоретический материал, упражнения 4 Практические упражнения 24 4 2 6. ФМРГ 1 уровень, ФМРГ 2 уровень 1 раздел 7. Работа над репертуаром 8. 10. 11. 12. Атаки: твердая атака, мягкая атака Репетиционно – постановочные занятия. 7 4 4 Репетиционные 6 занятия 4 Теоретический 3 материал, упражнения 4 2 6 1 4 3 Интонационная точность исполнения Развитие навыков двухголосного пения Практические упражнения 7 4 Практические упражнения 4 4 1 4 Практические 8 упражнения 7 5 5 10 - - Практичяеские 10 занятия Концертные выступления. Итого День 3 Матери,отчетн ый концерт студии,отчетны й концерт ЦРТДиЮ 2 29 36 35 36 1 СОДЕРЖАНИЕ (2-й год обучения) 1.Вводное занятие. Теория. Режим. Техника безопасности. Практика. Организационный сбор учащихся. 2.Певческая установка. Теория. Повторение правил положения корпуса при пении. Практика. Упражнения для сохранения (укрепления) певческой установки. Усложнение упражнений на исправление осанки. 3.Работа над развитием певческого дыхания. Практика. Повторение комплекса упражнений на развитие певческого дыхания. Понятие «цепного дыхания». 4. Техника дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Практика. Специальные упражнения 5.Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. ФМРГ1 уровень,ФМРГ2уровень.1 раздел Практика. Тренировочные упражнения Типы смыкания Теория. Дать понятие истинных голосовых связок, определить их местоположение(важно четко понимать где они находятся) Голосовые связки смыкаются четырьмя разными способами, производя при этом различный, по акустическим характеристикам, звук. Практика. Подбор упражнений обусловлен подготовкой детей к вокальной работе более сложного уровня. Начальный этап работы со всеми без исключения элементами проходит вне тональности, на одном звуке примарной зоны. приемы управления структурой даются в игровой форме 7.Вокально-хоровая работа Теория. Унисонное пение. Элементарное двухголосье Практика. Комплекс упражнений. 8.Атаки. Голосовые связки, атака и окончание звука. Ата́ка зву́ка — первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков . Различаются 4 вида атаки. Второй год обучения предполагает работу только с твердой и мягкой атакой. Упражнения на атаки помогут выйти на массы. Работа вход-выход. Практика. Подбор упражнений обусловлен подготовкой детей к вокальной работе более сложного уровня. Начальный этап работы со всеми без исключения элементами проходит вне тональности, на одном звуке примарной зоны. приемы управления структурой даются в игровой форме 9.Работа над репертуаром. Теория. Подбор и разучивание более сложных детских песен. Знакомство с песней (показ голосом или в записи). Информация об авторах, исполнителе. Анализ текста и мелодии. Соединение текста с мелодией. Практика. Разбор текста, содержания. Чтение текста вне ритма, в ритме, беззвучно «громким шепотом». Разучивание мелодии. Распределение дыхания по фразам. Работа над чистотой интонации: индивидуально, в дуэтах, в трио и т.д. Выстраивание унисона. Проговаривание «нараспев» с соблюдением ритмического рисунка на одном звуке в удобной тесситуре. Пропевание мелодии со смещением акцента. 10. Репетиционные занятия. Практика. Репетиции на сцене. Подбор и отработка танцевальных движений к песням. Подготовка к выступлениям. 11. Концертные выступления. Практика. Участие в концертах, проводимых ЦХЭР для детей и родителей: Новогодние представления, к 8 марта, к Дню Защитника Отечества, отчетный концерт. 12. Модуль на каникулярный период (весна, осень). Практика. Тематические мероприятия Планируемые результаты: По окончании второго года обучения учащиеся: - освоят технику безопасности во время репетиций и выступления на сцене, при работе со звуковой аппаратурой, правила поведения во время выездных концертов; - будут знать сновные компоненты системы голосообразования - будут уметь производить атаки -освоят принципы смыкания голосовых связок - приобретут навыки пения сольно и в вокальном ансамбле; -приобретут навыки элементарного двухголосья; - примут участие в концертах центра, районных мероприятиях, Новогодние представления. - будут уметь взаимодействовать в коллективе, правильно оценивать свои возможности. Раздел 2 . Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график. Приложение к ДООП. 2.2.Условия для реализации программы. 1. ОБОРУДОВАНИЕ: вокальный класс с зеркалами, электрофортепиано, ноутбук, микрофоны, акустическая система, цифровые носители с музыкальным сопровождением к разучиваемым произведениям (фонограммы в режиме «+» и «-»), 2.3. Формы аттестации/контроля Итоговая диагностика обучающихся студии рассматривается, как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Для отслеживания результатов программа предполагает в конце каждого учебного года проведение итоговой аттестации в различных формах: - диагностика - тестирование - контрольные занятия - концертная деятельность - фестивали и конкурсы районные, краевые, всероссийские, международные МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Методические принципы реализации программы. В основу педагогического процесса положены следующие принципы: -Принцип последовательности в обучении. Предусматривает постепенное движение от теоретических знаний к практическим навыкам, от простых упражнений к сложным с целью развития исполнительских возможностей детей и подростков. Он реализуется на протяжении всего обучения. - Принцип сознательности. Подразумевает сознательное отношение учащихся к вокально-музыкальной и пластической деятельности, к освоению знаний, получению умений и навыков. - Принцип перспективности. Обеспечивает индивидуальный темп развития учащихся, не ориентированный на тот уровень, который является типичным для определенного возрастного этапа. В работу вводится более трудный музыкальный материал, чем поддерживается интерес обучающихся и необходимый рост их исполнительских возможностей. Принцип единства технического и художественного в исполнении. Основан на формировании представлений о том, каким критериям должно отвечать художественно оправданное и выразительное исполнение. Владение сложными выразительными приемами музыкально-сценического искусства невозможно без приобретения устойчивых конструктивных навыков. Помимо перечисленного выше, достижение цели, решение задач и практическая реализация принципов осуществляется с помощью следующего комплекса методов организации исполнительской деятельности и поведения: - метод комплексного инструктажа (правила поведения на занятиях, на сцене, в студии -- звукозаписи, на выездных концертах); - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемно-поисковый метод, -методы стимулирования и мотивации, - метод систематического контроля -стилевой подход -комплексный подход к музыкальному материалу -комплексный подход к танцевальному материалу -творческий подход Каждое занятие строится по схеме: -РТК (дыхательная, артикуляционная, силовая гимнастики) – настройка певческих голосов: -комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ; – речевые упражнения; – распевание; (используется метод относительной сольминизации) - проверка домашнего задания; – работа над произведением; – анализ занятия; -самостоятельный подбор репертуара – задание на дом. Так же предусматривается проведение сводных репетиций в студии и на сцене. Список литературы: 1. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей: Информационно-методические материалы/ Сост.: Л.В. Якимова, А.И. Малофеева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. 2 Е.М.Пекерская «Вокальный букварь» 2001г. 3.Л.Б.Дмитриев «Основы вокальной методики»- М; Музгиз, 1968 4.Аникеева З., Аникеев Ф. «Как развить певческий голос» Кишинев: издательство «Штиинца», 1980г. 5.Г.Б.Стулов «Хоровой класс»- 1988г. 6.Вопросы вокальной педагогики №5, №8. М.1976г; №7, №9.М198 7.М.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» Москва Метафора 2004г. 8.В.В.Емельянов, И.А.Трифонов. Развивающие голосовые игры, методическая разработка 1 уровня обучения многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» Ялуторовская типография 2009г. 10 Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». 11. Образовательная программа хоровой студии «Настроение» Банновой Е.В. 12 И.Баранова «Необыкновенное превращения» Москва.РУСАКИ 2005 13 И.Баранова «Потому что маленькие» МоскваРУСАКИ 2008 14. Отинова-Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие для начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. Интернет ресурсы 1 https://vk.com/vocal_ordina Вокальный WorkShop 2 В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935 3 https://x-minus.me/ - музыкальный сайт 4 https://infourok.ru/ 5 https://vk.com/vocal_ordina_kurs Курс « современные вокальные техники» Приложение 1 Первичная диагностика – 1 год обучения Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня ЗУН обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка. Тестовые задания. 1. Игра «Ритмическое эхо». Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма. Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить. 3 балла – точное повторение 2 балла – повторение с ошибкой 1 балл - отсутствие ритма 2. Игра «Как тебя зовут?». Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух. 3 балла – точное повторение мелодии 2 балла – повторение мелодии с ошибкой 1 балл - полное не воспроизведение мелодии 3. Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения. 3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении 2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций 1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала 4. Беседа о музыке. Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль. 3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе 2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы 1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы Приложение 2 Итоговая аттестация Фамил ия, имя ребенк а Ступе нь обучен ия Год обучен ия Форма Критерии Уровен аттестац ь Уровень Уровень Уровень ии сформированн эмоционал овладения усвоен ия ости развития ьнонавыками навыков пения эстетическ общения и (высок ий, ой коллективн средни настроенно ого й, сти творчества низки) Приложение 3 Речевые игры по Карлу Офра для детей 1года обучения «ИМЕНА» Лена, Катя, Миша, Вова и Иван Забрались с ногами на диван. Лёша и Петя, Натали и Глеб Уплетают свежий белый хлеб. Уплетают вместе белый хлеб. Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д. «РАБОТНИКИ» Катя и Мишенька встали с утра Сразу у них закипели дела: Кошку помыть и постричь воротник, Катя успела и брат озорник. Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо- влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли. «КОЛОКОЛЬЦЫ» Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку. «МЫШКИ» Вышли мышки как-то раз Поглядеть который час: Раз, два, три, четыре! Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон: Бом, бом, бом, бом! Убежали, убежали, убежали мышки вон! Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д. «РЁВА» Не плачь, не плачь. Куплю калач Не вой, не вой, Куплю другой Не реви. Не реви, Куплю сухари! Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего. «ФОКУС-ПОКУС» Фокус покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале Ты чего же это, мышь, Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш! Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном. «ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО» Фини, лимо, банакос, Киви, персик, абрикос Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти! Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать кегли или другие предметы. САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку - это не значит рассказать и объяснить. Это значит, создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека Занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа «обучение в действии». В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. ШУРШУНЧИКИ Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу. Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу. Я с собой его ношу. Шу-шу-шу. И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу. Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки. ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п. ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан. А волшебный барабум: бум,бум, бум А волшебный барабух: бух, бух, бух. Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью. МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ Стаканчики из-под йогурта, сквозь гофрированной бумаги, фольги и т.д. которые протянуты нарезанные полоски ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые). ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать. АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК Бутылки, наполненные мелкими предметами.