Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Свирель базовый 24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон № 273-ФЗ;
2.
СанПиН 2.4.4.3172–14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.07.2014 № 41;
3.
Порядок
организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом МинОбрнауки России
от 29.08.2013 № 1008 (далее — Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по ДОП);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей.
В основе программы лежит: образовательная программа хоровой студии«Настроение»
Банновой Е.В. г.Хабаровск Центр эстетического развития «Отрада» , образовательная
программа студии сольного пения «Свирель» Поляковой О.В. ЦРТДиЮ п.Чегдомын,
многоуровневая обучающая программа В.В.Емельянова «Фонопедический метод развития
голоса », программа дополнительного образования по эстрадному вокалу Овчинниковой М. Г.
ЦДОД «Созвездие» , методические материалы для организаторов и педагогов детских
эстрадно-вокальных студий «Чистый голос» под ред. Билля А.М.
Актуальность программы.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному
исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди подростков и молодежи.
Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в
этом направлении: «Голос», « Детский Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», «
Евровидение», « Детское Евровидение» По мнению специалистов в связи с возросшим
интересом к этому виду искусства естественным образом возникла потребность в
профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в разработке программ по
эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к. эстрадное пение развивает художественный
вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению
культурного уровня и интеллекта. Со временем пение становится для ребенка эстетической
ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь
Педагогическая целесообразность
В основу образовательной программы положен метод поступенного (от простого к
сложному) обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности
и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные
характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского
населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, программа
решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей от 11 до 15 лет.
Срок освоения программы – 3 года.
Первый год обучения - 144 часов (36 недель).
Второй год обучения - 144 часов (36 недель)
Третий год обучения - 144часов (36 недель)
Объем программы - 432 часов.
Режим занятий.
Период

Продолжи Кол-во

Кол-во

Количество

Количество

1 год
обучения
2 год
обучения

тельность
занятия
45минут
45 минут

3 год
обучения

занятий
в неделю
Сольное 2часа,
групповое 2 часа

часов
в неделю

недель

часов в год

4

36

144

Сольное 2часа,
групповое 2 часа.

4

36

144

Сольное 2часа,
групповое 2 часа.

4

36

144

Итого

432

Формы обучения и виды занятий: практические занятия, репетиционные занятия,
постановочные занятия, генеральные репетиции. Также программой предусматривается
сочетание групповых и индивидуальных занятий, а также проведение сводных репетиций.
Цель программы:
Формирование базовых умений и навыков вокального искусства
Задачи программы:
- развивать устойчивый интерес к музыкальному искусству эстрады;
- научить навыкам пения в эстрадной манере;
- научить пению в ансамбле и сольно;
- сформировать у учащихся навыки 2-х и 3-хголосного пения;
- сформировать у учащихся общую музыкальную культуру;
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
-сформировать стремление использовать репертуар, знания, умения,
приобретенные учащимися на занятиях в школе, в быту, на досуге.
Учебный план
3 и 4года обучения
Часы
Теория
№

Тема занятия

С

Практика

Всего

С

С

Г
1.

2.

Разминочно-тренировочный
комплекс: дыхательная
гимнастика Стрельниковой,
артикуляционная гимнастика
В.В. Емельянова, силовая
гимнастика
Певческая установка. Охрана и
гигиена голоса

Г
3

5.

Развитие показателей певческого
голосообразоания. ФМРГ В.В.
Емельянов (1 и 2 уровени).
Отработка полученных
вокальных навыков

3

3
0.5

0.5
0,5

3.

Г

3
1

0,5
5

1
5

5
5

5
5

5

5

7.

Певческое дыхание, певческая
опора

3
1

9.

3
3

Типы смыкания

4

8

8
5

10.

Структуры (атаки, гортань,язык) 4

11.

Пение ансамблем, работа над
элементами пения без
сопровождения, двухголосье

11

2
12.

7
15

15

Интонационная точность
исполнения

3

17
3

3
13.

Дикция в пении, выразительное
чтение

2

3
2

2
14.

15.

16.

17.

Импровизации под музыку
Понятие сценического
пространства, умение «находить
себя в пространстве
Движение на сцене. Условия
создания яркого сценического
образа Жесты вокалиста, мимика,
глаза и улыбка.
Подбор(самостоятельный),подгот
овка репертуара . Работа над
репертуаром
Репетиции

2

1

2

3

1

2

3

2

2

4

9

9
10

9

10
9

10
18.

Концертная деятельность

3

10
3

3
Итого:

6.5

65.5
5.5

3
72

66.5

72

Содержание программы 3-4 года обучения
1Закрепление навыков певческой установки
Практика :Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение
в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой
установкой в процессе пения.
2 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
3 Совершенствование вокальных навыков.

Теория: Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
Работа над чистотой интонирования в произведениях
с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента (фортепиано). Работа над развитием вокального,
мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.
Практика : Специальные упражнения и приёмы работы над навыками мелодического и
гармонического строя при пении.
4 Развитие показателей певческого голосообразоания. ФМРГ
В.В. Емельянов 1 и 2уровней.
Теория: Цель второго уровня , певческого – формирование и развитие подвижности
голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание
учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и
формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал
речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией.
Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ученика.
Практика: Комплекс вокальных упражнений
5 Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование
«вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе
пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и
формированием звука.
обучения пению.
6 .Интонационная точность исполнения.
Теория . Через «ощущение голосовыми связками» должны «пропускаться» не только
«данные», получаемые через восприятие слухом, но и «данные», предназначенные для
воспроизведения на каком-либо инструменте «пальцами». Поэтому на всех этапах развития
вокально-интонационных навыков большое значение придаётся одновременной игре и пению
мелодий, упражнению, создающему не только опору для более уверенного интонирования, но и
формирующему устойчивые связи между работой голосовых связок и моторно-двигательным
аппаратом. Эта связь, проявляющаяся, как правило, во «внутреннем интонировании», и
является, по сути, тем самым «звуковым образом», дающим импульс и «материал» работе
моторно-двигательного аппарата.
Теория : Вокальные упражнения
7 Типы смыкания голосовых связок
Практика . Специальные технически и вокальные упражнения
8. Структуры
Теория: Рассказать о том, какую роль играют структуры язык, гортань в
звукообразовании, местоположение этих структур. Объяснить алгоритм выполнения
упражнений работы данных структур. Дать понятие предыхательная атака звука.
Практика. Технические и вокальные упражнения на гортань, язык, атаки звука
9.Работа над певческим репертуаром.
Практика. Подготовка репертуара.Важность раскрытия содержания музыки и
стихотворного текста. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью
сочинения. Общая характеристика и различные нюансы вокального произведения. Песенный
образ: своеобразие и неповторимость, манера исполнения и эмоциональная выразительность.
Практика . Разбор репертуара, выразительное чтение, разучивание и отработка
произведения
10. Работа с солистами.
Практика. Подбор репертуара для сольного исполнения. Практические занятия с
солистами. Отработка интонационных, ритмических задач. Постановочные занятия с
солистами. Репетиции в студии, на сцене.
11. Пение ансамблем

Практика. Комплекс упражнений по овладению навыками пения двухголосья.
Вокально – хоровая работа над мелодическим строем, гармоническим строем. Отработка
двухголосья в изучаемых произведениях. Импровизации под музыку
12. Музыкальная импровизация.Понятие сценического пространства, умение «находить
себя в пространстве
Практика. Тренинги,игровые этюды,упражнения
13. Движение на сцене. Условия создания яркого сценического образа Жесты вокалиста,
мимика, глаза и улыбка
Практика. Разучивание движений для передачи образа песни, актерские этюды,
мимические упражнения
14.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных
певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать
качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы
(индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и
актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
15.Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с
характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования
может видоизменяться.
Прогнозируемые результаты.
По окончании третьего и четвертого года обучения по базовому уровню данной
программы учащиеся:
- освоят основные приемы пения в эстрадной манере ;
- научатся исполнять вокальные композиции, как в ансамбле, так и сольно
-будут знать 4 способа смыкания голосовых связок
-будут знать 3 структуры звукообразования
-будут демонстрировать усовершенствованные певческие навыки
- будут уметь создавать музыкальные образы исполняемых произведений
-смогут выполнять вокальные упражнения 1и 2 уровня ФМРГ
Учебный план
5 год обучения
№

Тема занятия

Часы
Теория

Практика

Всего

С

С

С

Г
1.

2.

3

Разминочно-тренировочный
комплекс: дыхательная
гимнастика Стрельниковой,
артикуляционная гимнастика
В.В. Емельянова, силовая
гимнастика
Певческая установка, отработка 0.5
полученных вокальных навыков
Охрана и гигиена голоса
Развитие показателей певческого 1
голосообразования. ФМРГ В.В.
Емельянов (1 и 2 уровени).

Г

Г

3

3

2

2

0.5
0.5

1
0.5

5

1
6

2

2

4.

Отработка
полученных
вокальных навыков

7

7
5

5.

5

2

2

Певческое дыхание.
5
6.

7.

Структуры : язык, гортань,
2
атаки, ложные связки, мягкое
нёбо
Типы
смыкания
голосовых
связок

7

5
9

3

3

5

5

4
8.

Пение ансамблем. работа над
двухголосьем и трёхголосьем
2

9.

4

Интонационная
исполнения

точность

15

17
3

3
3

10.

Выразительное чтение

2

3
2

2
4

13.

Сценическая речь, жесты
вокалиста, мимика, глаза и
улыбка. Сценическое движение.
Условия создания яркого
сценического образа
Пластическое интонирование,
импровизации под музыку,
понятие сценического
пространства, умение «находить
себя в пространстве
Работа над репертуаром

14.

Репетиции

10

11.

12.

2
4

6

6

5

5

4
10

4
10

8

8
10
10

15.

Концертная деятельность,
конкурсы.
Итого:

5

10
5

5
3.5

68.5
2.5

5
72

69.5

72

Содержание программы
1Закрепление навыков певческой установки
Практика :Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. 2
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой

3Совершенствование вокальных навыков.
Практика : Специальные упражнения и приёмы работы над навыками
мелодического
и гармонического строя при пении.
Развитие показателей певческого голосообразоания. ФМРГ В.В. Емельянов 1 и 2уровней.
Практика: Комплекс вокальных и доречевых упражнений
5 Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование
«вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе
пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и
формированием звука.
обучения пению.
6 .Интонационная точность исполнения.
Практика : Вокальные упражнения
7 Типы смыкания голосовых связок
Практика . Специальные технически и вокальные упражнения
8. Структуры
Теория: Рассказать о том, какую роль играют структуры ложные связки,мягкое нёбо в
звукообразовании, местоположение этих структур. Объяснить алгоритм выполнения
упражнений работы данных структур.
Практика. Технические и вокальные упражнения на все структуры.
9.Работа над певческим репертуаром.
Практика . Самостоятельный подбор репертуара, самостоятельный разбор репертуара,
выразительное чтение, разучивание и отработка произведения. Анализ собственного
исполнения: выявление ошибок и способы их исправления.
10. Работа с солистами.
Практика. Подбор репертуара для сольного исполнения. Практические занятия с
солистами. Отработка интонационных, ритмических задач. Постановочные занятия с
солистами. Репетиции в студии, на сцене.
11. Пение ансамблем
Практика. Комплекс упражнений по овладению навыками пения двухголосья и
трехголосья. Вокально – хоровая работа над мелодическим строем, гармоническим строем.
Отработка двухголосья и трёхголосья в изучаемых произведениях. Импровизации под музыку
12. Музыкальная импровизация.Понятие сценического пространства, умение «находить
себя в пространстве
Практика. Тренинги,игровые этюды,упражнения
13. Движение на сцене. Условия создания яркого сценического образа Жесты вокалиста,
мимика, глаза и улыбка
Практика. Разучивание движений для передачи образа песни, актерские этюды,
мимические упражнения
14.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных
певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать
качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы
(индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и
актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
15.Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с
характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования
может видоизменяться.
Прогнозируемые результаты.
По окончании пятого года обучения по базовому уровню данной программы учащиеся:
- будут уметь петь в эстрадной манере ;

- будут исполнять вокальные композиции, как в ансамбле, так и сольно
-будут знать 4 способа смыкания голосовых связок
-будут знать 5 стркутур звукообразования
-будут демонстрировать усовершенствованные певческие навыки
- будут уметь создавать музыкальные образы исполняемых произведений
-будут выполнять вокальные упражнения 2 уровня ФМРГ
- научатся самостоятельно подбирать репертуар и работать над ним
Условия реализации программы
1. Оборудование:
-вокальный класс с зеркалами,
-электрофортепиано,
-ноутбук,
-микрофоны,
-акустическая система,
-цифровые носители с музыкальным сопровождением к разучиваемым произведениям
(фонограммы в режиме «+» и «-»),
Формы аттестации/контроля
Итоговая диагностика обучающихся студии рассматривается, как неотъемлемая часть
образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную
результативность их совместной деятельности. Для отслеживания результатов программа
предполагает в конце каждого учебного года проведение итоговой аттестации в различных
формах:
диагностика
тестирование
контрольные занятия
концертная деятельность
- фестивали и конкурсы районные, краевые, всероссийкие, международные
Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Методические принципы реализации программы.
В основу педагогического процесса положены следующие принципы:
-Принцип последовательности в обучении.
Предусматривает постепенное движение от теоретических знаний к практическим навыкам,
от простых упражнений к сложным с целью развития исполнительских возможностей детей и
подростков. Он реализуется на протяжении всего обучения.
- Принцип сознательности.
Подразумевает сознательное отношение учащихся к вокально-музыкальной и пластической
деятельности, к освоению знаний, получению умений и навыков.
- Принцип перспективности.
Обеспечивает индивидуальный темп развития учащихся, не ориентированный на тот
уровень, который является типичным для определенного возрастного этапа. В работу вводится
более трудный музыкальный материал, чем поддерживается интерес обучающихся и
необходимый рост их исполнительских возможностей.
-Принцип единства технического и художественного в исполнении.
Основан на формировании представлений о том, каким критериям должно отвечать
художественно оправданное и выразительное исполнение. Владение сложными
выразительными приемами музыкально-сценического искусства невозможно без приобретения
устойчивых конструктивных навыков.

Помимо перечисленного выше, достижение цели, решение задач и практическая реализация
принципов осуществляется с помощью следующего комплекса методов организации
исполнительской деятельности и поведения:
- метод комплексного инструктажа (правила поведения на занятиях, на сцене, в студии -звукозаписи, на выездных концертах);
- объяснительно-иллюстративный метод,
- проблемно-поисковый метод,
-методы стимулирования и мотивации,
- метод систематического контроля
-стилевой подход
-комплексный подход к музыкальному материалу
-комплексный подход к танцевальному материалу
-творческий подход
Каждое занятие строится по схеме:
-РТК (дыхательная, артикуляционная, силовая гимнастики)
– настройка певческих голосов:
-комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ;
– технические упражнения;
– вокальные упражнения
- проверка домашнего задания;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
-самостоятельный подбор репертуара
– задание на дом.
Так же предусматривается проведение сводных репетиций в студии и на сцене.
Календарно-учебный график
3 год обучения
(график для каждого обучающегося )
Дата
Тема занятия
Правила техники безопасности
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Артикуляционная гимнастика
В.В.Емельянова
Фмрг 1 уровень обучения
ФМРГ II уровень обучения
Упражнения на развитие ритмического
слуха
Упражнения на развитие координации
1 способ смыкания связок фрай
2 способ смыкания связок
3 способ смыкания связок
4 способ смыкания связок
Силовая гимнастика
Структура -атаки
Структура -гортань
Структура - язык
Подбор репертуара

Работа над репертуаром
Репетиции(подготовка к выступлению)
Вокальные упражнения
Упражнения :жестикуляция рук и
пластика тела
Упражнения с использованием движений
Ансамбль:
Одноголосное пение
Двухголосное пение
Пение a capella
Пение канонов
Разучивание партии
Концертная деятельность
Конкурсы, фестивали
Анализ выступления
Календарно-учебный график
5 год обучения, график для каждого обучающегося индивидуальный
Дата
Тема занятия
Правила техники безопасности
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Артикуляционная гимнастика
В.В.Емельянова
ФМРГ 1 уровень обучения
Формирование и коррекция
регулировочного образа собственного
голоса
2 уровень обучения ФМРГ:
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение 6
Упражнение 7
1 способ смыкания связок -фрай
2 способ смыкания связок
3 способ смыкания связок
4 способ смыкания связок
Структура язык
Структура гортань
Атаки
Структура ложные связки
Структура мягкое нёбо
Силовая гимнастика
Подбор репертуара
Работа над репертуаром

Репетиции(подготовка к выступлению)
Вокальные упражнения
Упражнения :жестикуляция рук и
пластика тела
Упражнения с использованием движений
Ансамбль:
Одноголосное пение
Двухголосное пение
Трехголосное пение
Пение a capella
Пение канонов
Разучивание партии
Концертная деятельность
Конкурсы, фестивали
Анализ выступления
Список литературы:
1. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования
детей: Информационно-методические материалы/ Сост.: Л.В. Якимова, А.И. Малофеева. –
Хабаровск: ХК ИРО, 2010. (4стр.)
2 Е.М.Пекерская «Вокальный букварь» 2001г.
3.Л.Б.Дмитриев «Основы вокальной методики»- М; Музгиз, 1968
4.Аникеева З., Аникеев Ф. «Как развить певческий голос» Кишинев: издательство
«Штиинца», 1980г.
5.Г.Б.Стулов «Хоровой класс»- 1988г.
6.Вопросы вокальной педагогики №5, №8. М.1976г; №7, №9.М198
7.М.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» Москва Метафора 2004г.
8.В.В.Емельянов, И.А.Трифонов. Развивающие голосовые игры, методическая разработка
1 уровня обучения многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод
развития голоса» Ялуторовская типография 2009г.
9.Н.Г.Юренева-Княжинская. Авторская методика постановка и развитие диапазона
певческого голоса. М.:2008г.
10 Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению».
11. Образовательная программа хоровой студии «Настроение» Банновой Е.В.
12 И.Баранова «Необыкновенное превращения» Москва.РУСАКИ 2005
13 И.Баранова «Потому что маленькие» МоскваРУСАКИ 2008
14. Отинова-Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент качественного звучания
певческого голоса». Методическое пособие для начинающих вокалистов и руководителей
самодеятельных коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г.
15 Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г., аудио упражнения.
Интернет ресурсы
1 https://vk.com/vocal_ordina Вокальный WorkShop
2 В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код
доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935
3 https://x-minus.me/ - музыкальный сайт
4 https://infourok.ru/
5 https://vk.com/vocal_ordina_kurs Курс « современные вокальные техники»

Приложение 1
Итоговая аттестация
Фамил
ия, имя
ребенк
а

Ступе
нь
обучен
ия

Год
обучен
ия

Форма
Критерии
Уровен
аттестац
ь
Уровень
Уровень
Уровень
ии
сформированн эмоционал овладения усвоен
ия
ости развития
ьнонавыками
(высок
навыков пения эстетическ общения и
ий,
ой
коллективн
средни
настроенно
ого
й,
сти
творчества
низки)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».