ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ; 2. СанПиН 2.4.4.3172–14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41; 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом МинОбрнауки России от 29.08.2013 № 1008 (далее — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП); 4. Концепция развития дополнительного образования детей. В основе программы лежит: образовательная программа хоровой студии«Настроение» Банновой Е.В. г.Хабаровск Центр эстетического развития «Отрада» , образовательная программа студии сольного пения «Свирель» Поляковой О.В. ЦРТДиЮ п.Чегдомын, многоуровневая обучающая программа В.В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса », программа дополнительного образования по эстрадному вокалу Овчинниковой М. Г. ЦДОД «Созвездие» , методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий «Чистый голос» под ред. Билля А.М. Актуальность программы. В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди подростков и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское Евровидение» По мнению специалистов в связи с возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в разработке программ по эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к. эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь Педагогическая целесообразность В основу образовательной программы положен метод поступенного (от простого к сложному) обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, программа решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Адресат программы. Программа ориентирована на детей от 11 до 15 лет. Срок освоения программы – 3 года. Первый год обучения - 144 часов (36 недель). Второй год обучения - 144 часов (36 недель) Третий год обучения - 144часов (36 недель) Объем программы - 432 часов. Режим занятий. Период Продолжи Кол-во Кол-во Количество Количество 1 год обучения 2 год обучения тельность занятия 45минут 45 минут 3 год обучения занятий в неделю Сольное 2часа, групповое 2 часа часов в неделю недель часов в год 4 36 144 Сольное 2часа, групповое 2 часа. 4 36 144 Сольное 2часа, групповое 2 часа. 4 36 144 Итого 432 Формы обучения и виды занятий: практические занятия, репетиционные занятия, постановочные занятия, генеральные репетиции. Также программой предусматривается сочетание групповых и индивидуальных занятий, а также проведение сводных репетиций. Цель программы: Формирование базовых умений и навыков вокального искусства Задачи программы: - развивать устойчивый интерес к музыкальному искусству эстрады; - научить навыкам пения в эстрадной манере; - научить пению в ансамбле и сольно; - сформировать у учащихся навыки 2-х и 3-хголосного пения; - сформировать у учащихся общую музыкальную культуру; - расширить музыкальный кругозор учащихся; -сформировать стремление использовать репертуар, знания, умения, приобретенные учащимися на занятиях в школе, в быту, на досуге. Учебный план 3 и 4года обучения Часы Теория № Тема занятия С Практика Всего С С Г 1. 2. Разминочно-тренировочный комплекс: дыхательная гимнастика Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова, силовая гимнастика Певческая установка. Охрана и гигиена голоса Г 3 5. Развитие показателей певческого голосообразоания. ФМРГ В.В. Емельянов (1 и 2 уровени). Отработка полученных вокальных навыков 3 3 0.5 0.5 0,5 3. Г 3 1 0,5 5 1 5 5 5 5 5 5 5 7. Певческое дыхание, певческая опора 3 1 9. 3 3 Типы смыкания 4 8 8 5 10. Структуры (атаки, гортань,язык) 4 11. Пение ансамблем, работа над элементами пения без сопровождения, двухголосье 11 2 12. 7 15 15 Интонационная точность исполнения 3 17 3 3 13. Дикция в пении, выразительное чтение 2 3 2 2 14. 15. 16. 17. Импровизации под музыку Понятие сценического пространства, умение «находить себя в пространстве Движение на сцене. Условия создания яркого сценического образа Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка. Подбор(самостоятельный),подгот овка репертуара . Работа над репертуаром Репетиции 2 1 2 3 1 2 3 2 2 4 9 9 10 9 10 9 10 18. Концертная деятельность 3 10 3 3 Итого: 6.5 65.5 5.5 3 72 66.5 72 Содержание программы 3-4 года обучения 1Закрепление навыков певческой установки Практика :Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 2 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 3 Совершенствование вокальных навыков. Теория: Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Практика : Специальные упражнения и приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. 4 Развитие показателей певческого голосообразоания. ФМРГ В.В. Емельянов 1 и 2уровней. Теория: Цель второго уровня , певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ученика. Практика: Комплекс вокальных упражнений 5 Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. обучения пению. 6 .Интонационная точность исполнения. Теория . Через «ощущение голосовыми связками» должны «пропускаться» не только «данные», получаемые через восприятие слухом, но и «данные», предназначенные для воспроизведения на каком-либо инструменте «пальцами». Поэтому на всех этапах развития вокально-интонационных навыков большое значение придаётся одновременной игре и пению мелодий, упражнению, создающему не только опору для более уверенного интонирования, но и формирующему устойчивые связи между работой голосовых связок и моторно-двигательным аппаратом. Эта связь, проявляющаяся, как правило, во «внутреннем интонировании», и является, по сути, тем самым «звуковым образом», дающим импульс и «материал» работе моторно-двигательного аппарата. Теория : Вокальные упражнения 7 Типы смыкания голосовых связок Практика . Специальные технически и вокальные упражнения 8. Структуры Теория: Рассказать о том, какую роль играют структуры язык, гортань в звукообразовании, местоположение этих структур. Объяснить алгоритм выполнения упражнений работы данных структур. Дать понятие предыхательная атака звука. Практика. Технические и вокальные упражнения на гортань, язык, атаки звука 9.Работа над певческим репертуаром. Практика. Подготовка репертуара.Важность раскрытия содержания музыки и стихотворного текста. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью сочинения. Общая характеристика и различные нюансы вокального произведения. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера исполнения и эмоциональная выразительность. Практика . Разбор репертуара, выразительное чтение, разучивание и отработка произведения 10. Работа с солистами. Практика. Подбор репертуара для сольного исполнения. Практические занятия с солистами. Отработка интонационных, ритмических задач. Постановочные занятия с солистами. Репетиции в студии, на сцене. 11. Пение ансамблем Практика. Комплекс упражнений по овладению навыками пения двухголосья. Вокально – хоровая работа над мелодическим строем, гармоническим строем. Отработка двухголосья в изучаемых произведениях. Импровизации под музыку 12. Музыкальная импровизация.Понятие сценического пространства, умение «находить себя в пространстве Практика. Тренинги,игровые этюды,упражнения 13. Движение на сцене. Условия создания яркого сценического образа Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка Практика. Разучивание движений для передачи образа песни, актерские этюды, мимические упражнения 14.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. 15.Концертная деятельность. Выступление солистов и группы. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Прогнозируемые результаты. По окончании третьего и четвертого года обучения по базовому уровню данной программы учащиеся: - освоят основные приемы пения в эстрадной манере ; - научатся исполнять вокальные композиции, как в ансамбле, так и сольно -будут знать 4 способа смыкания голосовых связок -будут знать 3 структуры звукообразования -будут демонстрировать усовершенствованные певческие навыки - будут уметь создавать музыкальные образы исполняемых произведений -смогут выполнять вокальные упражнения 1и 2 уровня ФМРГ Учебный план 5 год обучения № Тема занятия Часы Теория Практика Всего С С С Г 1. 2. 3 Разминочно-тренировочный комплекс: дыхательная гимнастика Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова, силовая гимнастика Певческая установка, отработка 0.5 полученных вокальных навыков Охрана и гигиена голоса Развитие показателей певческого 1 голосообразования. ФМРГ В.В. Емельянов (1 и 2 уровени). Г Г 3 3 2 2 0.5 0.5 1 0.5 5 1 6 2 2 4. Отработка полученных вокальных навыков 7 7 5 5. 5 2 2 Певческое дыхание. 5 6. 7. Структуры : язык, гортань, 2 атаки, ложные связки, мягкое нёбо Типы смыкания голосовых связок 7 5 9 3 3 5 5 4 8. Пение ансамблем. работа над двухголосьем и трёхголосьем 2 9. 4 Интонационная исполнения точность 15 17 3 3 3 10. Выразительное чтение 2 3 2 2 4 13. Сценическая речь, жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка. Сценическое движение. Условия создания яркого сценического образа Пластическое интонирование, импровизации под музыку, понятие сценического пространства, умение «находить себя в пространстве Работа над репертуаром 14. Репетиции 10 11. 12. 2 4 6 6 5 5 4 10 4 10 8 8 10 10 15. Концертная деятельность, конкурсы. Итого: 5 10 5 5 3.5 68.5 2.5 5 72 69.5 72 Содержание программы 1Закрепление навыков певческой установки Практика :Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. 2 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой 3Совершенствование вокальных навыков. Практика : Специальные упражнения и приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Развитие показателей певческого голосообразоания. ФМРГ В.В. Емельянов 1 и 2уровней. Практика: Комплекс вокальных и доречевых упражнений 5 Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. обучения пению. 6 .Интонационная точность исполнения. Практика : Вокальные упражнения 7 Типы смыкания голосовых связок Практика . Специальные технически и вокальные упражнения 8. Структуры Теория: Рассказать о том, какую роль играют структуры ложные связки,мягкое нёбо в звукообразовании, местоположение этих структур. Объяснить алгоритм выполнения упражнений работы данных структур. Практика. Технические и вокальные упражнения на все структуры. 9.Работа над певческим репертуаром. Практика . Самостоятельный подбор репертуара, самостоятельный разбор репертуара, выразительное чтение, разучивание и отработка произведения. Анализ собственного исполнения: выявление ошибок и способы их исправления. 10. Работа с солистами. Практика. Подбор репертуара для сольного исполнения. Практические занятия с солистами. Отработка интонационных, ритмических задач. Постановочные занятия с солистами. Репетиции в студии, на сцене. 11. Пение ансамблем Практика. Комплекс упражнений по овладению навыками пения двухголосья и трехголосья. Вокально – хоровая работа над мелодическим строем, гармоническим строем. Отработка двухголосья и трёхголосья в изучаемых произведениях. Импровизации под музыку 12. Музыкальная импровизация.Понятие сценического пространства, умение «находить себя в пространстве Практика. Тренинги,игровые этюды,упражнения 13. Движение на сцене. Условия создания яркого сценического образа Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка Практика. Разучивание движений для передачи образа песни, актерские этюды, мимические упражнения 14.Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. 15.Концертная деятельность. Выступление солистов и группы. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Прогнозируемые результаты. По окончании пятого года обучения по базовому уровню данной программы учащиеся: - будут уметь петь в эстрадной манере ; - будут исполнять вокальные композиции, как в ансамбле, так и сольно -будут знать 4 способа смыкания голосовых связок -будут знать 5 стркутур звукообразования -будут демонстрировать усовершенствованные певческие навыки - будут уметь создавать музыкальные образы исполняемых произведений -будут выполнять вокальные упражнения 2 уровня ФМРГ - научатся самостоятельно подбирать репертуар и работать над ним Условия реализации программы 1. Оборудование: -вокальный класс с зеркалами, -электрофортепиано, -ноутбук, -микрофоны, -акустическая система, -цифровые носители с музыкальным сопровождением к разучиваемым произведениям (фонограммы в режиме «+» и «-»), Формы аттестации/контроля Итоговая диагностика обучающихся студии рассматривается, как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Для отслеживания результатов программа предполагает в конце каждого учебного года проведение итоговой аттестации в различных формах: диагностика тестирование контрольные занятия концертная деятельность - фестивали и конкурсы районные, краевые, всероссийкие, международные Приложение 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Методические принципы реализации программы. В основу педагогического процесса положены следующие принципы: -Принцип последовательности в обучении. Предусматривает постепенное движение от теоретических знаний к практическим навыкам, от простых упражнений к сложным с целью развития исполнительских возможностей детей и подростков. Он реализуется на протяжении всего обучения. - Принцип сознательности. Подразумевает сознательное отношение учащихся к вокально-музыкальной и пластической деятельности, к освоению знаний, получению умений и навыков. - Принцип перспективности. Обеспечивает индивидуальный темп развития учащихся, не ориентированный на тот уровень, который является типичным для определенного возрастного этапа. В работу вводится более трудный музыкальный материал, чем поддерживается интерес обучающихся и необходимый рост их исполнительских возможностей. -Принцип единства технического и художественного в исполнении. Основан на формировании представлений о том, каким критериям должно отвечать художественно оправданное и выразительное исполнение. Владение сложными выразительными приемами музыкально-сценического искусства невозможно без приобретения устойчивых конструктивных навыков. Помимо перечисленного выше, достижение цели, решение задач и практическая реализация принципов осуществляется с помощью следующего комплекса методов организации исполнительской деятельности и поведения: - метод комплексного инструктажа (правила поведения на занятиях, на сцене, в студии -звукозаписи, на выездных концертах); - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемно-поисковый метод, -методы стимулирования и мотивации, - метод систематического контроля -стилевой подход -комплексный подход к музыкальному материалу -комплексный подход к танцевальному материалу -творческий подход Каждое занятие строится по схеме: -РТК (дыхательная, артикуляционная, силовая гимнастики) – настройка певческих голосов: -комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ; – технические упражнения; – вокальные упражнения - проверка домашнего задания; – работа над произведением; – анализ занятия; -самостоятельный подбор репертуара – задание на дом. Так же предусматривается проведение сводных репетиций в студии и на сцене. Календарно-учебный график 3 год обучения (график для каждого обучающегося ) Дата Тема занятия Правила техники безопасности Дыхательная гимнастика Стрельниковой Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова Фмрг 1 уровень обучения ФМРГ II уровень обучения Упражнения на развитие ритмического слуха Упражнения на развитие координации 1 способ смыкания связок фрай 2 способ смыкания связок 3 способ смыкания связок 4 способ смыкания связок Силовая гимнастика Структура -атаки Структура -гортань Структура - язык Подбор репертуара Работа над репертуаром Репетиции(подготовка к выступлению) Вокальные упражнения Упражнения :жестикуляция рук и пластика тела Упражнения с использованием движений Ансамбль: Одноголосное пение Двухголосное пение Пение a capella Пение канонов Разучивание партии Концертная деятельность Конкурсы, фестивали Анализ выступления Календарно-учебный график 5 год обучения, график для каждого обучающегося индивидуальный Дата Тема занятия Правила техники безопасности Дыхательная гимнастика Стрельниковой Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова ФМРГ 1 уровень обучения Формирование и коррекция регулировочного образа собственного голоса 2 уровень обучения ФМРГ: Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3 Упражнение 4 Упражнение 5 Упражнение 6 Упражнение 7 1 способ смыкания связок -фрай 2 способ смыкания связок 3 способ смыкания связок 4 способ смыкания связок Структура язык Структура гортань Атаки Структура ложные связки Структура мягкое нёбо Силовая гимнастика Подбор репертуара Работа над репертуаром Репетиции(подготовка к выступлению) Вокальные упражнения Упражнения :жестикуляция рук и пластика тела Упражнения с использованием движений Ансамбль: Одноголосное пение Двухголосное пение Трехголосное пение Пение a capella Пение канонов Разучивание партии Концертная деятельность Конкурсы, фестивали Анализ выступления Список литературы: 1. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей: Информационно-методические материалы/ Сост.: Л.В. Якимова, А.И. Малофеева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. (4стр.) 2 Е.М.Пекерская «Вокальный букварь» 2001г. 3.Л.Б.Дмитриев «Основы вокальной методики»- М; Музгиз, 1968 4.Аникеева З., Аникеев Ф. «Как развить певческий голос» Кишинев: издательство «Штиинца», 1980г. 5.Г.Б.Стулов «Хоровой класс»- 1988г. 6.Вопросы вокальной педагогики №5, №8. М.1976г; №7, №9.М198 7.М.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» Москва Метафора 2004г. 8.В.В.Емельянов, И.А.Трифонов. Развивающие голосовые игры, методическая разработка 1 уровня обучения многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» Ялуторовская типография 2009г. 9.Н.Г.Юренева-Княжинская. Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса. М.:2008г. 10 Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». 11. Образовательная программа хоровой студии «Настроение» Банновой Е.В. 12 И.Баранова «Необыкновенное превращения» Москва.РУСАКИ 2005 13 И.Баранова «Потому что маленькие» МоскваРУСАКИ 2008 14. Отинова-Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие для начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 15 Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г., аудио упражнения. Интернет ресурсы 1 https://vk.com/vocal_ordina Вокальный WorkShop 2 В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935 3 https://x-minus.me/ - музыкальный сайт 4 https://infourok.ru/ 5 https://vk.com/vocal_ordina_kurs Курс « современные вокальные техники» Приложение 1 Итоговая аттестация Фамил ия, имя ребенк а Ступе нь обучен ия Год обучен ия Форма Критерии Уровен аттестац ь Уровень Уровень Уровень ии сформированн эмоционал овладения усвоен ия ости развития ьнонавыками (высок навыков пения эстетическ общения и ий, ой коллективн средни настроенно ого й, сти творчества низки)