Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная география» естественнонаучной направленности, составлена для детей старшего дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ЦРТДиЮ. Для гармоничного развития ребёнка, наряду с получением знаний, умений и навыков, необходимо расширять его кругозор. Современные дошкольники уже имеют представление о некоторых странах и континентах, у них сформирован интерес к путешествиям и странствиям. Эта программа поможет закрепить эти знания, стать для ребёнка полезным багажом и обрести форму целостного восприятия мира. Старший дошкольный возраст является важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Когда ребенок удовлетворяет свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, он овладевает причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира. Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах. Дети знакомятся с государственной символикой (флаг, герб), находят страну на политической карте мира и глобусе. На занятиях много интересных творческих заданий, когда ребята рисуют, лепят, конструируют, мастерят из бумаги сувениры той страны, по которой они путешествуют. Малыши с удовольствием слушают о традициях (в том числе и кулинарных), праздниках, играют в народные игры, танцуют под национальную музыку. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Цель и задачи программы. Цель: расширение познавательной сферы старших дошкольников в процессе формирования географических представлений. Задачи: формировать знания и умения в области основ географии; способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей в процессе ознакомления с новым материалом; научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; и учить правилам общения в совместной деятельности. Программа предназначена для детей 6-7 лет. На обучение принимаются все желающие, без отбора. Обучение ведется 1 год. Объем программы и режим работы период Продолжительность Кол-во занятия занятий Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во часов в год 1 год обучения 1 час 2 часа 34 68 ч. 2 Учебно-тематический план объединения «Занимательная география» № Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. «Мир вокруг нас» (знакомство с географией) Карта «В плавание по мировому океану» «У природы нет плохой погоды» (природные явления) «В гости к гномам» (подземные ископаемые) «Давным давно» «Путешествуем по материкам» Великая Россия. «Там, где жили викинги» (Исландия) «Страна озер» (Финляндия) «Карлсон, который живет на крыше» (Швеция) «На чашку чая» (Англия) «В мире моды» (Франция) «Такая разная пицца» (Италия) «Ах, карнавал, карнавал» (Испания) «Очень много мифов» (Греция) «Прокачу» (Германия) «Слон друг человека» (Индия) «Там, где всходит солнце» (Япония) «Очень длинная стена» (Китай) «Играть любят все» (Игры народов Европы). 22. 23. «Придуманные страны». Итоговое Кол-во часов 1ч 3ч 4ч 2ч 3ч 2ч 15 ч 10 ч 1ч 1ч 1ч 3ч 2ч 2ч 2ч 3ч 2ч 2ч 2ч 3ч 1ч 1ч 2ч 68 ч Содержание программы. «Мир вокруг нас» Дать представление об окружающем мире , познакомить с понятием «география». Карта. Познакомить с картой, компасом. Учить ориентироваться. Закреплять знания в практической деятельности. «В плавание по мировому океану». Уточнить и расширить знания детей о морях, реках и океанах. Закрепить свойства воды. Познакомить с обитателями море . «У природы нет плохой погоды». Познакомить с различными явлениями природы. Дать представление пользе и вреде для человека. «В гости к гномам». Обогатить знания детей о подземных ископаемых. Расширить знания о ископаемых нашего края. «Давным давно».Уточнить и дополнить знания о «исторических» животных . «Путешествуем по материкам». Познакомить с понятиями «страна» и «континент». Объяснить различие в понятиях. Расширить знания о животном и растительном мире. Показать разнообразие. Учить делать выводы на основе изученного. «Великая Россия». Закрепить знания о нашем государстве. Закрепить знания о символике нашей страны. Познакомить детей с географическим положением России многообразием географических объектов на её территории. Выяснить с детьми какие животные обитают на просторах нашей Родины. Рассказать о наиболее значимых событиях в истории нашего государства. Воспитывать чувство гордости за героев- защитников. Цикл занятий по странам. Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. Рассказать о традициях, достопримечательностях страны. «Играть любят все». Познакомить с играми народов Европы. Развивать смекалку, ловкость и быстроту. «Придуманные страны». Продолжать учить детей задумывать сюжет и воплощать его в рисунке. Развивать фантазию детей, творческое мышление, связную речь. Итоговое. Закреплять пройденный материал. Развивать умение использовать полученные знания на практике. Подвести итоги путешествий за год, поделиться впечатлениями. Программа построена на общепринятых педагогических принципах: Систематичности и последовательности. Соблюдение последовательности необходимо для полноценного усвоения материала, повторение материала на всех последующих занятиях. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного отношения с взрослым и сверстниками. Принцип наглядности необходим на каждом занятии для полного закрепления программы. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы: - проектор, компьютер, экран; - подбор литературы по окружающему миру; - подбор наглядного материала (электронные презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки) ; - подготовка разного вида бросового материала; - подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности; - подбор дидактических игр; - организация выставок книг, рисунков, поделок; - создание условий для проведения открытых мероприятий. К концу обучения дети: будут: - иметь базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты; - знать о разных народах и их традициях; - знать о достопримечательностях разных стран; - уметь различать на карте воду, сушу, континенты, находить страну; - знать и применять правила культурного общения и поведения в социуме, - проявлять самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. будут уметь: - ориентироваться по карте; - рассказывать о природных явлениях, континентах, народах, странах; - будут использовать полученные знания в повседневной жизни; - выполнять работу парами, малыми группами, коллективно. Форма аттестации и представления результатов. - викторина; - контрольные задания (работа с картой, глобусом и т.д.). Основной метод диагностики – наблюдение Оценочные материалы - вопросы викторины; - задания эстафеты. Календарный учебный график всего п/№ Сроки Тема 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 октябрь «Мир вокруг нас» Карта Карта Компас Квест игра «В плавание по мировому океану» Приключения капельки Знакомство с водными ресурсами Веселый осьминог Свойства воды «У природы нет плохой погоды» Природные явления «У природы нет плохой погоды» «Давным давно» «Давным давно» «Такие разные динозавры» «Путешествуем по материкам» Земля как планета Почему у глобуса белая шапка Забавные пингвины Евразия ноябрь декабрь 1 3 Количество часов теория практика 03. 0.7 0.5 0.3 0.5 0.7 1 0.5 0.5 0.3 0.5 0.5 0.5 0.7 0.5 0.5 0.2 0.5 0.8 0.7 0.3 0.3 0.7 0.5 0.5 0.3 0.5 0.5 0.5 0.7 0.5 4 2 2 15 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 январь февраль 7.8 7.9 7.10 8. 9. 10. 11. 11.1 11.2 11.3 март 12. 12.1 12.2 13. 13.1 13.2 15 15.1 16. 16.1 16.2 16.3 17. 17.1 17.2 18. 18.1 18.2 19. 19.1 апрель Африка Свирепый лев Египет Австралия Северная Америка Опасные животные Южная Америка Муравьед Парк Диснейленд Страны Америки Разгадывание кроссворда «Великая Россия» Предки - славяне На просторах нашей Родины Подвиги защитников Отечества Ручной труд «Военная техника» Фольклор Рисование «Любимая р.н. сказка» Москвастолица государства Российского». Символика Игры Край ты мой родной Конкурс чтецов «Люблю тебя моя Россия» «Там где жили викинги» «Страна озер» «Карлсон, который живет на крыше» На чашку чая Англия Конструирование «замок» Чтение «Как кит получил свою глотку»Р.Киплинга «В мире моды» (Франция) Франция «Театр моды». Ручной труд «Одежда из бумаги» «Такая разная пицца» (Италия) Италия Ручной труд «Театральная маска». «Ах, карнавал, карнавал» (Испания) Испания Очень много мифов (Греция) Греция «Олимпийские игры» «Мифы древней Греции» «Прокачу» (Германия) Германия «Сказки братьев Гримм» «Слон друг человека» (Индия) Индия Лепка «Слон» «Там, где всходит солнце» (Япония) Япония 0.5 0.3 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.4 0.5 0.5 0.7 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.6 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.3 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.7 0.5 0.3 0.5 0.7 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.3 0.5 0.5 0.7 0.5 0.5 0.3 0.5 0.7 0.5 0.3 0.5 0.7 0.5 1.5 0.5 0.3 0.5 0.5 0.7 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.3 0.5 0.7 0.5 0.5 10 1 1 1 3 2 2 2 2 3 2 2 2 19.2 20. 18.1 18.2 18.3 19. май Оригами «Японский журавлик» «Очень длинная стена» (Китай) Китай Ручной труд «фонарик» Лепка «панда» «Играть любят все» (Игры народов Европы). Придуманные страны. Итоговое Викторина «Геолёнок» Познавательная эстафета «Находчивые туристы». 20. 21. 21.1 21.2 всего 0.3 0.7 0.5 0.3 0.3 0.5 0.5 0.7 0.7 0.5 0.2 0.8 0.3 0.7 1 3 1 1 2 68 Список литературы: 1. Гаврина С. «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008. 2. Денисова Д. “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013. 3. Кошевар Д.В. “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014 4. Старжинская И. “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006. 5. Яворская И. Занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. .