Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» является модифицированной и разработана на основе типовой программы «Шахматы» для учреждений дополнительного образования Костьева А.Н. Шахматы – одна из популярнейших игр в мире. Они будят, развивают, а главное – тренируют мысль. Нет ни одной игры, в которой логика и метод умозаключений в такой степени приближались бы к формам математического мышления, как шахматы, что позволяет в полной мере развивать способы умственных действий и самоуправляющие механизмы личности воспитанников. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Заказчиком данной программы является современное общество, нуждающееся в людях, умеющих анализировать в условиях современного мира, быстро на них реагировать, ведь шахматы развивают находчивость и крайнюю точность расчета. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/ 391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 7. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ 2 КГАОУДО РМЦ от 26.09.2019 г. № 383П). 8. Устав ЦТРДиЮ Актуальность программы продиктована требованиями времени и запросами родителей и детей. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность оперативно разбираться в большом объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Именно занятия шахматами играют существенную роль в формировании логического и системного мышления, способствуют повышению уровня интеллектуального развития учащихся, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Педагогическая целесообразность.Шахматы – ценное и очень сильное воспитательное средство. Они развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренируют его память, формируют и совершенствуют черты личности, такие как: воля, решительность, находчивость, сосредоточенность, трудолюбие, усидчивость, способность к риску. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности учащихся; применении метода исследования; в использовании методики индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Особенностью данной программы является то, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, строится на использовании игровых приемов, включает в себя воспитание у детей духа коллективизма и взаимопомощи, упорства в достижении цели, творческой фантазии, умения стойко переносить неудачи. Направленность программы:физкультурно-спортивная. Условия набора. В шахматное объединение принимаются учащиеся от 7 до 17 лет, разного уровня знаний, умений и навыков. Программа предусматривает такой большой возрастной промежуток в связи с тем, что 3 возраст учащегося не влияет на обучение игре в шахматы, важно его желание овладеть этой древней игрой. В группы принимаются все желающие, имеющие медицинский допуск – справку от врача-педиатра. По сроку реализации программа разработана на 3 года обучения, по возрастному принципу – разновозрастная, по характеру деятельности развивающая. Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. Особенности организации образовательного процесса – очная форма обучения. Объем программы и режим занятий Период Продолжительность Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во занятия занятий в часов в недель часов в неделю неделю год 1 год 2 часа 2 4 36 144 ч. обучения 2 год 2 часа 2 4 36 144 ч. обучения 3 год 2 часа 3 6 36 216 ч. обучения Итого по программе 504 ч. Программой предусмотрено 144 часа групповых занятий (2раза по 2 часа, всего 4 часа в неделю) для групп первого и второго года обучения; 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа, итого 6 часов в неделю)для групп третьего года и четвертого года обучения(практические занятия обучающие отрабатывают заочно через интернет ресурсы, онлайн – турниры, с теоретическим материал в полном объеме знакомятся на занятиях. В группах 1, 2 и 3 года обучения могут заниматься обучающиеся как одного, так и разных возрастов. При зачислении на обучение по программе «Шахматы» учащиеся проходят входную диагностику (тестирование) на наличие необходимых знаний, умений и навыков. На первом году обучения основной упор делается на детальное изучение способностей каждой фигуры, ее игровых возможностей, изучение правил игры в шахматы, этику поведения игроков, освоение шахматной нотации. При освоении программы второгои третьего года обучения, на основе знаний учащихся, приобретенных в первый год обучения, учащиеся, углубленно развиваютумение применять тактические приемы, знакомятся с 4 тремя стадиями партии, методами реализации материального преимущества, а также учатся ставить мат в типичных различных позициях. Формы обучения и организации занятий Программа предусматривает следующие формы обучения: - групповые занятия; - индивидуально-групповые занятия. Формы организации занятий: - Теоретические; - Комбинированные; - Практические; - Коллективный диалог; - Диспуты; - Викторины; - Игра - турнир, соревнование и другие... Теоретические занятия с учащимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные учащимися партии, а также разбираются партии известных шахматистов, учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с педагогом, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику. Учащиеся так же готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Цель программы: личностное и интеллектуальное развитие учащихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Предметные: - знакомить с историей шахмат; формировать знания по теории шахматной игры и правилахпроведения насоревнованиях; - учить выбирать из множества решений единственно правильное, анализировать свои и чужие ошибки и учиться на них. Метапредметные: -развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость; - развивать навыки самостоятельной игры; -развить умение находить выход в сложных ситуациях. Личностные: -формировать устойчивый интерес к игре в шахматы и учению в целом; -воспитать чувство ответственности за свои действия; 5 -воспитать психологическую устойчивость к поражениям, учить уважать соперника. Учебный план 1-й год обучения № Название темы Обще е колво часов 1 Введение в программу. Часы Теория Практ ика 2 1 1 2 Исторический обзор развития шахмат. 2 1 1 3 Основные правила игры. 50 16 34 4 Дебют. 16 6 10 5 Миттельшпиль. 18 8 10 6 Эндшпиль. 22 8 14 7 Конкурсы решения задач 12 2 10 8 Шахматные турниры 20 2 18 9 Итоговое занятие 2 1 1 144 45 99 ИТОГО: Форма контроля Опрос Викторина Опрос Решение задач Разбор игровых комбинаций Разбор игровых комбинаций Решение задач Решение задач Разбор игровых комбинаций Итоговая диагностика Календарный учебный график первого года обучения в Приложении №1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-й год обучения 6 1. Раздел.Введение в программу (2 ч.). Теория:Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Роль и значение шахмат в жизни человека. Введение в программу «Шахматы». Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Практика: Игра-путешествие, экскурсия по Центру внешкольной работы. История турниров в объединение «Шахматы». 2.Раздел.Исторический обзор развития шахмат (2 ч.) Теория: История происхождения шахмат. Легенды о происхождении шахмат. Великие шахматисты мира. Шахматы в стихах, загадках, сказках. Роль шахмат в жизни человека. Практика: Конкурс «А вам слабо?» (стихи, загадки, сказки, легенды). 3.Раздел. Основные правила игры (50 ч.) Теория: Шахматная доска: цвет полей доски, общее число полей, число полей белых и черных. Линии: горизонтали, диагонали, вертикали. Название фигур. Историческое происхождение фигур. Как ходят фигуры по доске. Ладья, Слон, Ферзь, Король, Конь, Пешка. Ход. Взятие. Как ходят фигуры по доске. Первоначальное расположение фигур. Шахматная нотация (нотация полная, краткая). Сравнительная оценка фигур: возможность фигур, табличка ценности фигур, понятие размен, термины «материальное преимущество», «жертва», тяжелые и легкие фигуры. Рокировка: короткая и длинная. Превращение пешки. Взятие на проходе. Ударная сила фигур. Ценность фигур. Шах и мат. Пат. Вечный шах. Что такое ничья. Как поставить мат королю. Что такое угроза, нападение? Шахматная партия. Обдумывание хода – условие успеха. Практика: Дидактические игры и задания: «Секретная фигура», «Волшебный мешочек», «Мяч», «Кто сильнее?», «Защита», «Игра на уничтожение», «Кратчайший путь», «Защита атакованного поля», «Атака на неприятельские фигуры», «Выиграй фигуру». Игры «До первого ферзя», «Уголки». Устные упражнения по диаграммам на демонстрационной шахматной доске. Ответы на устные вопросы. Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Отработка полученных знаний за доской. «В какую сторону можно рокировать», «Поймай ферзя».Поставить детский мат. Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программу «Шахматная школа дляначинающих». Поставь мат ферзем. Поставь мат ладьей. Захвати центр. 7 Игра в парах по правилам. Участие в соревнованиях. 4.Раздел. Дебют (16 ч.) Теория: Основные правила игры в дебюте. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Развитие фигур и борьба за центр. Различные виды дебютов. Итальянская партия и Русская партия начальные ходы. Правила игры в дебюте. Дебютные катастрофы. Практика: Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Отработка полученных знаний за доской. Розыгрыш партий данными дебютами. Использование программ: «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные дебюты». 5. Раздел. Миттельшпиль (18 ч.) Теория: Основы шахматной тактики. От простого – к сложному. Определение миттельшпиля. Правила игры в миттельшпиле. Центр. Техника нападения, защиты, размена. Атака на слабый пункт f2 (f7). Атака позиции рокировки. Атака на короля в центре. Когда ход ухудшает позицию. Борьба при большом материальном перевесе. Как победить при большом перевесе. Атака при материальном перевесе. Размен и переход в выигранное окончание. Практика: Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Отработка полученных знаний за доской. Решение этюдов. Тактические приёмы. Самостоятельно решить задачи на карточках с демонстрацией и объяснением. Решение комбинаций. Привести примеры, показать на шахматной доске тактические приёмы. Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода», «Найди сильнейшее продолжение». Выполнение тестов на ПК используя программу: «Шахматная школа для начинающих». 6. Раздел. Эндшпиль (22 ч.) Теория: Определение эндшпиля. Правила игры в эндшпиле. Оппозиция. Правило квадрата. Роль короля. Король и пешка против короля. Ладья против пешки. Навыки игры фигурами и пешками. Как играть эндшпиль. Идеи. Пешечные окончания. Активный король в эндшпиле. Слабые и сильные пешки. Ладейные окончания. Окончания с легкими фигурами и пешками. Практика: 8 Игры: Борьба королей. Ладья с пешкой против ладьи, До первого ферзя. Оппозиция. Упражнения на проведение пешки в парах. Шах, мат, пат. Мат одинокому королю: ферзем, двумя ладьями, ладьёй. Мат в один ход. Ничья. Пешечные окончания. Король против пешки. Мат в один ход. Ничья. Пешечные окончания. Король против пешки. 7. Раздел. Конкурсы решения задач, этюдов (12 ч.) Теория: Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Практика: Мат в один ход. Мат в два хода. Мат в два хода путем жертвы ферзя. 8. Раздел. Шахматные турниры(20 ч.) Теория: Правила поведения во время соревнования: первый ход белых, шах можно не объявлять, тронул фигуру ходи. Практика: Провести турниры внутри группы: «Шахматная осень», «Надежды Ургала 2020», включая «Шахматный турнир семейных команд». Участие в соревнованиях районных, городских, краевых, международных. Участие в онлайн - соревнованиях. 9. Раздел. Итоговое занятие - 2 часа (1 час теории и 1 час практики). Теория: Подведение итогов по результатам соревнований, конкурсов. Награждение. Практика: Интеллектуальная игра «Встреча с Чатурангой». Учебный план 2-й год обучения № 1 2 3 Название темы Общее кол-во часов Введение в программу 2 Физическая культура 2 и спорт в России и Хабаровском крае Современные 4 шахматные правила. Часы теория Форма контроля практик а 1 1 1 1 беседа конкурс 2 2 тестирование 9 Дебют Миттельшпиль Эндшпиль 30 40 30 10 10 10 20 30 20 тест тест-игра Разбор игровых комбинаций соревнование 7 Конкурсы решения задач 12 2 10 Соревнование 8 Шахматные турниры 22 2 20 2 1 1 144 39 105 4 5 6 Итоговое занятие «Своя игра» ИТОГО: 9 Разбор игровых комбинаций Игра путешествие Календарный учебный график второго года обучения в Приложении №2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-й год обучения Программой предусмотрено 144 часа групповых занятий. На основе знаний, приобретенных в первый год обучения, учащиеся, углубленно развивают умение применять тактические приемы, знакомятся с тремя стадиями партии, простейшими методами реализации материального преимущества, а также ставить мат в типичных различных позициях. 1. Раздел. Введение в программу(2 ч.) Теория: Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Практика. Игра-путешествие «А я шахматы люблю!». 2. Раздел.Физическая культура и спорт в России и Хабаровском (2 ч.) Теория. Исторический обзор развития шахмат.Задачи физического воспитания в России: укрепления здоровья, всестороннее физическое развитие человека, подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины (ГТО). Беседа «Первые международные шахматные турниры». Практика: Онлайн - экскурсия в музей шахмат. Комплекс упражнений сидя на стуле, комплекс упражнений для глаз. 3.Современные шахматные правила (4 ч.) 10 Теория. 2 Правила поведения во время игры. Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. Правила шахматной игры. ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Турнирная дисциплина, правило «тронул-ходи», требование записи турнирной партии, правило невозможного хода. Практика: Игра в парах по правилам. Использовать компьютерную программу «Шахматная школа для начинающих 4. Раздел. Дебют(30 ч.) Теория. Классификация дебютов. Стратегические идеи итальянской партии, испанской партии. Ловушки в дебюте. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Прорыв центра. Изучение основных вариантов и систем дебютов: шотландская партия. Защита двух коней. Королевский гамбит. Защита Филидора. Практика. Игра в парах. Учебные партии. Дидактическое задание «Как бы ты сыграл?». Розыгрыш партийпо данными дебютами Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. 5. Миттельшпиль (40 ч.) Теория. Хорошие и плохие фигуры. Ладья, Слон, Конь, Ферзь, Два Слона, Король. Взаимодействие фигур. Обязанность шахматиста предвидеть будущее и влиять на него. Три метода предвиденья. Знание, расчет, оценка позиции. План в шахматной партии. Теоретическая ничья. Размен всех пешек. Блокада чужой пешки. Жертва фигуры за пешку. Одиночество двух коней. «Не тот» слон. Связывание и привязывание. Слон против двух ладей. Слон связывает коня и привязывает ладью. Связка по главной диагонали. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали. Понятие о тактике, о комбинации. Тактические приемы: отвлечение, завлечение, размен, рентген, цугцванг. Комбинации на мат по первой (последней) горизонтали, на уничтожение защиты. Комбинации на освобождение поля, освобождение линии, на перекрытие, на захват пункта, на разрушение, на сочетание идей с использованием вертикалей и диагоналей. Комбинации на разрушение пешечного прикрытия короля. Практика. 11 Устные упражнения по диаграммам на демонстрационной шахматной доске. Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Отработка полученных знаний за доской. Совместно с педагогом решать задачи на карточках с последующим анализом на демонстрационной доске. Реализация материального преимущества. Принципы миттельшпиля. Анализ учебных партий. Дидактические задания «Как бы ты сыграл?». Дидактические задания «Поставь мат в один ход, Самостоятельно решить задачи на карточках и провести анализ. «Поставь мат в два хода», «Найди сильнейшее продолжение». 6. Эндшпиль (30 ч.) Теория. Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях. Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали. Тяжелые и легкие фигуры. Взаимодействие ладьи и коня. Четырех ладейный эндшпиль, черный ферзь и белая конница. Бороться упорно и настойчиво. Ферзевые окончания. Практика: Устные упражнения по диаграммам на демонстрационной шахматной доске. Ответы на устные вопросы. Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Упражнения на проведение пешки в парах. Мат одинокому королю: двумя слонами. Отработка полученных знаний за доской. Игры: Борьба королей, Неутомимая ладья. Оппозиция. Цугцванг. Решение этюдов. Отработка техники реализации на шахматной доске. Соревнование между группами. 7. Раздел.Конкурсы решения задач, этюдов (12 ч.) Теория. Приёмы развития памяти и внимания. Шахматы - средство развития внимания, усидчивости. Практика. Решения задач, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика».Конкурсы по решению задач на время. 8. Раздел. Шахматные турниры (22 ч.) 12 Практика. Техника безопасности при поездке на соревнования. Повторение правил: «тронул фигуру ходи», правила пешки на проходе. Учебно-тренировочные турниры, сеансы одновременной игры. Участие в официальных турнирах внутри объединения (в осеннем, весеннем, семейном и командных турнирах). Участие районных, городских, краевых, международных и онлайн -турнирах. Участие в чемпионате ДФО. Участие в этапе кубка «России» 9.Итоговое занятие 2 часов(1 час теории, 1 час практики). Теория.Подведение итогов. Награждение за год Практика.Игра – путешествие«Своя игра». Учебный план 3-й год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 Название темы Общее кол-во часов Введение в программу 2 Физическая культура 2 и спорт в России и в крае Современные 4 шахматные правила. Исторический обзор 2 развития шахмат Судейство и 4 организация соревнований Обзор шахматной 1 литературы Дебют 40 Часы Теори Практик я а Форма контроля 1 1 1 1 беседа конкурс 2 2 тестирование 1 1 2 2 викторина тест 1 - беседа 15 25 опрос, наблюдение, тестпартии, сеансы одновременной 13 Миттельшпиль 40 10 30 Эндшпиль 34 10 24 Комбинации, тактика 34 14 20 17 2 15 34 2 32 разбор игровых комбинаций 2 1 1 игра путешествие 216 62 154 8 9 10 Конкурсы решения задач Тренировочные и 12 квалификационные турниры Итоговое занятиеИгра 13 – путешествие: «По морям, по волнам». ИТОГО: 11 игры опрос, наблюдение, разыгрывание типовых позиций решение карточек, показательные партии с тренером опрос, решение карточек, разыгрывание тест-позиций проверочная работа, решение карточек разбор игровых комбинаций - Календарный учебный график второго года обучения в Приложении №3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-й год обучения Программой предусмотрено 216 часа групповых занятий. На основе знаний, приобретенных в первый и второй год обучения, учащиеся, углубленно развивают умение применять тактические приемы, знакомятся с тремя стадиями партии, простейшими методами реализации материального преимущества, а также ставить мат в типичных различных позициях. 1. Раздел. Введение в программу (2 ч.) 14 Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Практика. Игра-путешествие «Мы на шахматы пришли». Турнир «Все дается знанием и победа тоже». 2.Раздел.Физическая культура и спорт в России и крае(2 ч.) Теория. Понятие о гигиене. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Рейтинги россиян, и достижения шахматистов нашего края. Практика:комплекс упражнений физкультминутки, комплекс упражнений для глаз и мозгового кровообращения. 3.Современные шахматные правила (4 ч.) Теория. Правила поведения во время игры. Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. Правила шахматной игры. ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Турнирная дисциплина, правило «тронул-ходи», требование записи турнирной партии, правило невозможного хода. Практика: Игра в парах по правилам. Использовать компьютерную программу «Шахматная школа для начинающих. 4. Раздел. Исторический обзор развития шахмат (2 ч.) Теория. Проникновение шахмат в Европу. Знакомство с творчеством великих шахматистов: Д.Филидор, П.Морфи, А.Андерсен, Г.Стаунтон. Их вклад в развитие шахмат. Реформа шахмат. Борьба за звание чемпиона мира. Чемпионы мира: В.Стейниц, Э.Ласкер, Х-Р.Капабланка, А.Алѐхин, М.Эйве, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г. Каспаров и другие и их творчество. Практика: Составление презентаций: «Шахматы в жизни выдающихся людей». 5. Раздел. Судейство и организация соревнований(4 ч.) Теория. Правила ФИДЕ на 1 января 2018 г. Рейтинг ФИДЕ: получение номера ID и начисление первоначального рейтинга. Рейтинг РШФ: получение номера ID и начисление первоначального рейтига, отличие от рейтинга ФИДЕ. Правила поведения в турнирном зале. Организация соревнований. Роль главного судьи. Документация. Таблицы очерёдности игр. Практика. 15 Конкурс «Кто больше назовет шахматных правил». Тест название шахматных правил Участие в соревнованиях помощником судьи. 6. Раздел. Обзор шахматной литературы(1 ч.) Теория. Литература для самостоятельных занятий. Литература в библиотеках, в Интернете. Шахматные программы: программа для 4 – 2 разрядов, игровые программы: Fritz - 8, Chessmaster 9000. Практика. Создание личной библиотеки шахматиста. 7. Раздел. Дебют. 40 часов. (15 часов теории, 25 часов практики). Теория. Открытые дебюты. Стратегические идеи и цели открытых дебютов. Полуоткрытые дебюты. Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов. Закрытые дебюты. Стратегические идеи и цели закрытых дебютов План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Значение перевеса в развитии и его использование. Ферзевый гамбит за белых. Защита Каро-Канн за белых. Французская защита за белых. Французская защита за черных. Дебют Берда. Защита Алехина. Защита Пирца-Уфимцева. Принятый ферзевый гамбит за черных. Защита Нимцовича за белых. Защита Нимцовича за черных. Практика: Розыгрыш партий открытым дебютом. Игра в парах. Разыграть полуоткрытый дебют. Дидактическое задание «Как бы ты сыграл?». Разыграть закрытый дебют. Использование компьютерных программдляразыгрывание дебютов: «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные дебюты». 8. Раздел. Миттельшпиль (40 ч.) Теория. Определение стратегии. Комбинации на тему: «спёртый мат»; «бешеная ладья». Использование слабости последней горизонтали; Атака позиции рокировки. Атака на короля в центре. Жертва на f7 (f2). Завлечение. Отвлечение. Перекрытие. Взлом. Комбинации на уничтожение защиты и перекрытие в сочетании с другими тактическими приёмами. Атака по открытой линии. Атака по полуоткрытой линии. Ограничение подвижности сил противника. Оценка позиции и составление плана. Практика: Выполнение заданий, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика». Игра при 16 односторонних и разносторонних рокировках. Роль центра в партии. План игры, Оценка позиции. Самостоятельно решить задачи на карточках с последующим анализом на демонстрационной доске. Дидактические задания «Поставь мат в два-три хода», «Найди сильнейшее продолжение» Конкурсы решения задач и этюдов, комбинаций. Анализ партий, позиций. Участие в соревнованиях, начиная с календаря шахматного объединения «Шахматы» до календаря Российской шахматной федерации и Министерства спорта РФ. Конкурсы решения задач и этюдов, комбинаций. Анализ партий, позиций. Личное первенство клуба по интеллектуальным играм на шахматной доске: Придумай свою игру. «Поддавки в шахматы», игра всеми фигурами, «Шведские шахматы 9.Раздел. Эндшпиль (34 ч.) Теория. Правила «блуждающего квадрата». Жертва материала ради перехода в выигранный пешечный эндшпиль. Разные виды окончаний: пешечные, ладейные, ферзевые, слоновые, коневые, лёгко фигурные. Слон сильнее коня и наоборот. Одноцветные и разноцветные слоны. Практика: Упражнения на проведение пешки – игра в парах. Реализация лишней пешки. Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Примеры ладейных эндшпилей с лишней пешкой, на разных флангах. Ферзевые окончания. Разыгрывание позиций в парах. Отработка полученных знаний за доской. Решение этюдов. Отработка техники реализации на шахматной доске. 10.Раздел. Комбинации, тактика(34 ч.) Теория «Мальтийский крест», двойная связка. «Ртутная пешка». «Пешечный клин». Блокировка, примеры, решение карточек. Перегрузка. Комбинация Ласкера-Бауера. Матовые комбинации. Засада. Освобождение поля. Комбинация «Мельница». Практика. Изучение примеров из практики по пройденным темам. Решение карточек по пройденным темам. Конкурсы решения задач, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика». «Угадай ход мастера». 11. Раздел. Конкурсы решения задач (17 ч.) 17 Теория.Знакомство с современными схемами тренировочного процесса. Пути повышения спортивного результата. Практика.Развивающие игры. Конкурсы решения задач, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика». 12.Раздел. Тренировочные и квалификационные турниры (34 ч.) Теория. Приёмы развития концентрации внимания. Шахматы – средство воспитания усидчивости. Дисциплина мышления напрямую связана с улучшением нашей концентрации. Учимся на чужих ошибках. Вникаем в замыслы соперника. Практика. Учебно-тренировочные турниры, сеансы одновременной игры. Участие в официальных турнирах внутри объединения (в осеннем, весеннем, семейном и командных турнирах). Участие районных, городских, краевых, международных и онлайн турнирах. Участие в чемпионате ДФО. Участие в этапе кубка «России» 13. Раздел.Итоговое занятие(2 ч.) Теория. Подведение итогов, награждение. Практика. Игра – путешествие: «По морям, по волнам» Планируемые результаты В результате освоения программы первого года обучения учащиеся достигнут следующих результатов: Предметные результаты: Учащиеся будут знать: - правила игры в шахматы; - основные шахматные термины; - шахматную нотацию; - абсолютную ценность; - названия фигур, их способности; - элементы шахматной доски; - рокировать короля; - объявлять шах и ставить простейшие маты; - проводить некоторые тактические приемы. будут уметь: - правильно расставлять в первоначальном положении фигуры на шахматной доске; 18 - ориентироваться на шахматной доске; - рокировать короля; - объявлять шах и ставить простейшие маты; - ставить «Детский мат», «Дурацкий мат»; - проводить некоторые тактические приемы. Метапредметные результаты: Учащиеся приобретут умения: - умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Личностные результаты: У учащихся сформируются: - мотивация к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению. В результате освоения программы второго года обучения учащиеся достигнут следующих результатов: Предметные результаты: Учащиеся будут знать: - три стадии партии; - простейшие методы реализации материального преимущества; будут уметь: - применять тактические приемы; - ставить мат в типичных различных позициях; - владеть записью партий и задач. Метапредметные результаты: Учащиеся приобретут умения: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 19 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные результаты: У учащихся сформируются: - мотивация к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению. - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности. В результате освоения программытретьего года обученияучащиеся достигнут следующих результатов: Предметные результаты: Учащиеся будут знать: - историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира; -принципы игры в дебюте; - основные тактические приемы; - что означают термины: оппозиция, ключевые поля; - основные дебюты, которые применяют ведущие шахматисты мира; - основные эндшпильные позиции; будут уметь: - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактическиеудары и проводить комбинации; - точно разыгрывать простейшие окончания; - находить тактические удары и проводить комбинации; - выступать в официальных соревнованиях и выполнение нормы 2 и 3 юношеского разряда; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, ставить мат с разных позиций, проводят комбинации; - пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами; - читать диаграммы, составлять шахматные задачи. Метапредметные: Учащиеся знают правила поведения при работе за компьютером и используют для выполнения тестов; Учащиесяумеют задавать вопросы, объяснять, анализировать; Личностные результаты освоения программы: 20 У учащихся сформируются - установки на здоровый образ жизни; - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - способность принять другую точку зрения, отличную от своей, способность работать в команде. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - кабинет, отвечающий требованиям техники безопасности; - шахматные доски с набором шахматных фигур; - шахматные часы; - учебная доска, демонстрационная доска; - магнитная шахматная доска с фигурам. Информационное обеспечение - Учебно-методические пособия (книги, фильмы о шахматах)Приложение №. 4 - Программное обеспечение курса (шахматные программы) Кадровое обеспечение Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Шахматы», соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории. Формы контроля,формы представления результатови оценочные материалы Вводный контроль проводится при приеме в объединение и дает информацию об уровне подготовки учащихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, уменийи навыков. Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в соответствии с учебным планом. Данный вид контроля также предусматривает участие в соревнованиях. Итоговый контроль завершает процесс обучения по программе, осуществляется по диагностической карте (Приложение 1). Критериями оценки (Приложение 2) являются правильные ответы на вопросы, правильно решенные шахматные задачи, успешное выступление в турнирах. К формам 21 данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентация творческих работ, самоанализ. Положение об итоговой диагностике обучающихся объединения «Шахматы» вПриложении 5. Методическое обеспечение программы Особенности организации образовательного процесса. Программа предполагает очную форму занятий от 8 до 10 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Методы обучения и воспитания. При реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой; для решения воспитательных задач применяются убеждение, поощрение, мотивация. Формы организации образовательного процесса: занятия проводятся в групповой, парной и индивидуально-групповой форме. Формы организации учебного занятия:беседа, практическое занятие, игра, совместный анализ позиции. Педагогические технологии:технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности. Алгоритм учебного занятия. Структура занятия является примерной и может меняться в зависимости от темы, цели и задач конкретного учебного занятия. Вводная часть: организационный момент, настрой на занятие, актуализация имеющихся знаний. Основная часть занятия. Содержание основной частисоответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят теоретическая часть и практическая часть – игра в парах, практическое занятие с компьютерной программой, занятие на шахматном порталеLichess.org. Заключительная часть. Повторение ключевых положений теории, подведение итогов занятия. Дидактические материалы - дидактические игры и задания (шахматное лото, разрезные шахматные картинки, кубики с картинками шахматных фигур, карточки с вопросами на шахматные темы, карточки с задачами по пройденным темам); - шахматный словарь; - портреты шахматистов; -мультимедийные шахматные программы («Динозавры учат шахматам»; «Волшебные шахматы Аладдина»,«Шахматная школа для 22 начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматные дебюты», «Шахматные комбинации», «Практикум по эндшпилю», «Шахматные задачи», «Энциклопедия дебютных ошибок»; - учебная шахматная литература. 23 Приложение 1 Календарный учебный график 1 года обучения № Месяц 1 09 2 09 3 09 4 09 5 09 6 7 10 10 8 10 9 10 11 12 13 14 10 10 10 10 10 11 15 16 11 11 Кол-во Тема занятия часов 2 Введение в программу, экскурсия по центру 2 История происхождения шахмат. Легенды о происхождении шахмат. Великие шахматисты мира. 2 Знакомство с шахматной доской (центр, угловые поля вертикаль, горизонталь, вертикаль) 2 Как ходят фигуры по доске. Ферзь, Король 2 Как ходят фигуры по доске. Ладья, Слон, Конь. 2 Как ходят пешки по доске. 2 Рокировка. Пешка на проходе. 2 Ударная сила фигур. Ценность фигур 2 Шах и мат. 2 Пат. Вечный шах. 2 Как поставить мат королю. 2 Как поставить мат королю. 2 Как поставить мат королю. 2 Как поставить мат королю. Взаимодействие фигур при атаке короля 2 Как поставить мат королю. 2 Как поставить мат королю. 17 11 2 18 11 2 19 11 2 20 11 2 21 11 2 22 12 2 23 12 2 24 12 2 Форма контроля Рассказы. Игра-путешествие Конкурс «А вам слабо? Дидактическая Рисование игра, Самостоятельная работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Фронтальная работа, работа в паре Три возможных варианта Самостоятельная работа партии. Три возможных варианта Практическая работа партии. Что такое угроза, Самостоятельная работа нападение? Что такое угроза, Самостоятельная работа нападение? Защита от нападений и Самостоятельная работа угроз. Защита от нападений и Самостоятельная работа угроз. Шахматная партия. Фронтальная работа, работа в паре Шахматная партия. Соревнования 24 25 12 2 26 12 2 27 12 2 28 12 2 29 12 2 30 12 2 Обдумывание хода – условие успеха. Обдумывание хода – условие успеха. Три кита развития шахматной партии. Основные правила игры в дебюте. Развитие фигур и борьба за центр Различные виды дебютов 31 01 2 Различные виды дебютов 32 01 2 Различные виды дебютов 33 01 2 34 01 2 35 36 01 01 2 2 37 02 2 38 02 2 39 02 2 40 02 2 41 02 2 42 02 2 43 02 2 44 02 2 45 03 2 46 03 2 47 48 49 50 03 03 03 03 2 2 2 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Промежуточный анализ результата деятельности Самостоятельная работа Самостоятельная работа Фронтальная работа, работа в паре Фронтальная работа, работа в паре Фронтальная работа, работа в паре Различные виды дебютов Фронтальная работа, работа в паре Дебютные катастрофы Фронтальная работа, работа в паре Дебютные катастрофы Самостоятельная работа Основы шахматной Самостоятельная работа тактики. От простого – к сложному. Основы шахматной Самостоятельная работа тактики. От простого – к сложному Борьба при большом Самостоятельная работа материальном перевесе. Как победить при большом Самостоятельная работа перевесе Как победить при большом Самостоятельная работа перевесе Атака при материальном Самостоятельная работа перевесе Атака при материальном Самостоятельная работа перевесе Размен и переход в Самостоятельная работа выигранное окончание. Размен и переход в Самостоятельная работа выигранное окончание. Как играть эндшпиль. Самостоятельная работа Идеи. Как играть эндшпиль. Самостоятельная работа Идеи. Пешечные окончания. Самостоятельная работа Пешечные окончания. Самостоятельная работа Пешечные окончания. Самостоятельная работа Активный король в Самостоятельная работа эндшпиле 25 51 03 2 Слабые и сильные пешки. Самостоятельная работа 52 53 54 03 03 04 2 2 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 55 04 2 56 57 58 59 60 61 04 04 04 04 04 04 2 2 2 2 2 2 62 05 2 Ладейные окончания. Ладейные окончания. Окончания с легкими фигурами и королем Окончания с легкими фигурами и королем Решение задач Решение задач Конкурс по решению задач Решение этюдов Решение этюдов Конкурс по решению этюдов Шахматные турниры 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 05 05 05 05 05 05 05 05 05 06 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Итоговое занятие «Встреча с Чатурангой» Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование, работа в паре Конкурс. Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Соревнование, работа в паре Приложение 2 Календарный учебный график 2 года обучения № Месяц 1 09 2 09 3 09 4 09 5 09 Кол-во Тема занятия часов 2 Введение в программу,экскурсия по центру 2 История происхождения шахмат. Легенды о происхождении шахмат. Великие шахматисты мира. 2 Знакомство с шахматной доской (центр, угловые поля вертикаль, горизонталь, вертикаль) 2 Как ходят фигуры по доске. Ферзь, Король 2 Как ходят фигуры по доске. Ладья, Слон, Конь. Форма контроля Рассказы.Игра-путешествие Конкурс «А вам слабо? Дидактическая Рисование игра, Самостоятельная работа Практическая работа 26 6 7 8 10 10 10 2 2 2 9 10 11 12 13 14 10 10 10 10 10 11 2 2 2 2 2 2 15 16 11 11 2 2 17 11 2 18 11 2 19 20 21 22 23 11 11 11 11 12 2 2 2 2 2 24 25 12 12 2 2 26 12 2 27 12 2 28 12 2 29 12 2 30 12 2 31 12 2 32 01 2 33 01 2 34 01 2 35 36 01 01 2 2 37 01 2 Как ходят пешки по доске. Рокировка. Пешка на проходе. Ударная сила фигур. Ценность фигур Шах и мат. Пат. Вечный шах. Как поставить мат королю. Как поставить мат королю. Как поставить мат королю. Как поставить мат королю. Взаимодействие фигур при атаке короля Как поставить мат королю. Как поставить мат королю. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Фронтальная работа, работа в паре варианта Самостоятельная работа Три возможных партии. Три возможных варианта партии. Что такое угроза, нападение? Что такое угроза, нападение? Защита от нападений и угроз. Защита от нападений и угроз. Шахматная партия. Практическая работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Фронтальная работа, работа в паре Шахматная партия. Соревнования Обдумывание хода – условие Самостоятельная работа успеха. Обдумывание хода – условие Самостоятельная работа успеха. Три кита развития шахматной Промежуточный анализ партии. результата деятельности Основные правила игры в Самостоятельная работа дебюте. Развитие фигур и борьба за Самостоятельная работа центр Различные виды дебютов Фронтальная работа, работа в паре Различные виды дебютов Фронтальная работа, работа в паре Различные виды дебютов Фронтальная работа, работа в паре Различные виды дебютов Фронтальная работа, работа в паре Дебютные катастрофы Фронтальная работа, работа в паре Дебютные катастрофы Самостоятельная работа Основы шахматной тактики. От Самостоятельная работа простого – к сложному. Основы шахматной тактики. От Самостоятельная работа 27 38 02 2 39 02 2 40 02 2 41 02 2 42 02 2 43 02 2 44 02 2 45 46 02 03 2 2 простого – к сложному Борьба при большом материальном перевесе. Как победить при большом перевесе Как победить при большом перевесе Атака при материальном перевесе Атака при материальном перевесе Размен и переход в выигранное окончание. Размен и переход в выигранное окончание. Как играть эндшпиль. Идеи. Как играть эндшпиль. Идеи. 47 48 49 50 51 03 03 03 03 03 2 2 2 2 2 Пешечные окончания. Пешечные окончания. Пешечные окончания. Активный король в эндшпиле Слабые и сильные пешки. Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 52 53 54 03 03 03 2 2 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 55 04 2 56 57 58 59 60 61 62 04 04 04 04 04 04 04 2 2 2 2 2 2 2 Ладейные окончания. Ладейные окончания. Окончания с легкими фигурами и королем Окончания с легкими фигурами и королем Решение задач Решение задач Конкурс по решению задач Решение этюдов Решение этюдов Конкурс по решению этюдов Шахматные турниры 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 05 05 05 05 05 05 05 05 05 06 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Шахматные турниры Итоговое занятие «Встреча с Чатурангой» Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование, работа в паре Конкурс. Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Соревнование, работа в паре 28 Приложение 3 Календарный учебный график 3 года обучения 3 группа № Месяц 1 09 2 09 3 09 4 5 09 09 6 09 7 10 Кол-во Тема занятия часов 2 Введение в программу, инструктаж по ТБ и ПБ. 2 Понятие о гигиене. Гигиена умственного труда. 2 Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. 2 Правила шахматной игры ФИДЕ. 2 Проникновение шахмат в Европу. Знакомство с творчеством великих шахматистов. 2 Правила ФИДЕ на 1 января 2018 г. Рейтинг ФИДЕ 2 Организация соревнований. 8 10 2 9 10 10 10 2 2 11 10 2 12 10 2 13 10 2 14 10 2 15 10 2 16 10 2 17 10 2 18 10 2 19 10 2 20 21 22 23 10 11 11 11 2 2 2 2 Форма контроля Рассказы. Игра-путешествие Рассказы. Упражнение Фронтальная работа в паре работа, Викторина Практическая работа Практическая работа Викторина. Практическая работа Литература для самостоятельных Практическая работа занятий. Открытые дебюты. Практическая работа Стратегические идеи и цели Практическая работа открытых дебютов. Полуоткрытые дебюты. Фронтальная работа, работа в паре Стратегические идеи и цели Практическая работа полуоткрытых дебютов. Закрытые дебюты. Фронтальная работа, работа в паре Стратегические идеи и цели Фронтальная работа, закрытых дебютов работа в паре План в дебюте. Фронтальная работа, работа в паре Оценка позиций в дебюте. Фронтальная работа, работа в паре Связь дебюта с миттельшпилем. Фронтальная работа, работа в паре Значение перевеса в развитии и Фронтальная работа, его использование. работа в паре Ферзевый гамбит за белых. Фронтальная работа, работа в паре Защита Каро-Канн за белых. Самостоятельная работа Французская защита за белых. Самостоятельная работа Французская защита за черных. Самостоятельная работа Дебют Берда. Фронтальная работа, 29 24 25 26 11 11 11 2 2 2 27 11 2 28 11 2 29 11 2 30 11 2 31 12 2 32 12 2 33 12 2 34 35 36 37 38 39 12 12 12 12 12 12 40 Защита Алехина Защита Пирца-Уфимцева. Принятый ферзевый гамбит за черных. Защита Нимцовичаза белых. Защита Нимцовичазачерных. Защита Нимцовичазачерных. работа в паре Практическая работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 2 2 2 2 2 2 Определение стратегии. Отвлечение. Перекрытие. Взлом. Комбинации на тему: «спёртый мат». Комбинации на тему:бешеная ладья» Комбинации на тему бешеная ладья» Использование слабости последней горизонтали. Атака позиции рокировки. Атака на короля в центре. Жертва на f7 (f2). Завлечение. Завлечение Отвлечение. 12 2 Отвлечение. Самостоятельная работа 41 12 2 Перекрытие. Самостоятельная работа 42 12 2 Взлом. Самостоятельная работа 43 12 2 Самостоятельная работа 44 45 46 12 01 01 2 2 2 47 01 2 48 01 2 49 01 2 50 01 2 51 01 2 Комбинации на уничтожение защиты и перекрытие в сочетании с другими тактическими приёмами. Атака по открытой линии. Атака по полуоткрытой линии Ограничение подвижности сил противника. Оценка позиции и составление плана. Правила «блуждающего квадрата». Жертва материала ради перехода в выигранный пешечный эндшпиль. Разные виды окончаний: пешечные. Разные виды окончаний: пешечные Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 30 52 01 2 53 01 2 54 02 2 55 02 2 56 02 2 57 02 2 58 02 2 59 02 2 60 02 2 61 02 2 62 02 2 63 02 2 64 02 2 65 02 2 66 03 2 67 03 2 68 03 2 69 03 2 70 03 2 71 03 2 72 73 74 75 76 77 78 79 80 03 03 03 03 03 03 04 04 04 2 1 2 2 2 2 2 2 2 Разные виды окончаний: пешечные Разные виды окончаний: ладейные. Разные виды окончаний: ладейные. Разные виды окончаний: ферзевые Разные виды окончаний: ферзевые Разные виды окончаний: слоновые. Разные виды окончаний: слоновые. Разные виды окончаний: коневые. Разные виды окончаний: коневые. Разные виды окончаний: лёгкие фигуры. Разные виды окончаний: лёгкие фигуры. Слон сильнее коня и наоборот. Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Одноцветные и разноцветные Соревнование, работа в слоны. паре «Мальтийский крест», Соревнование, работа в паре Двойная связка. Соревнование, работа в паре Двойная связка. Соревнование,работа в паре «Ртутная пешка». Соревнование,работа в паре «Пешечный клин». Соревнование,работа в паре Блокировка Соревнование,Шахматные турниры работа в паре Перегрузка Соревнование, работа в паре Матовые комбинации Самостоятельная работа Матовые комбинации Самостоятельная работа Матовые комбинации Самостоятельная работа Матовые комбинации Самостоятельная работа Матовые комбинации Самостоятельная работа Матовые комбинации. Самостоятельная работа Матовые комбинации Самостоятельная работа Засада. Самостоятельная работа Освобождение поля Самостоятельная работа 31 Самостоятельная работа 2 2 2 2 2 2 Комбинация Ласкера-Бауера Комбинация Ласкера-Бауера Решения задач Решения задач Решения задач Решения задач Решения задач Решения задач 04 04 04 2 1 2 Решения задач Решения задач Шахматные турниры. 92 05 2 Шахматные турниры. 93 05 2 Шахматные турниры. 94 05 2 Шахматные турниры. 95 05 2 Шахматные турниры. 96 05 2 Шахматные турниры. Самостоятельная работа Соревнование Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Анализ результатов турниров Наблюдение 97 05 2 Шахматные турниры. 98 05 2 Шахматные турниры. 99 05 2 Шахматные турниры. 100 05 2 Шахматные турниры. 101 05 2 Шахматные турниры. 102 05 2 Шахматные турниры. 103 05 2 Шахматные турниры. 104 05 2 Шахматные турниры. 105 05 2 Шахматные турниры. 106 05 2 Шахматные турниры. Соревнование, работа в паре 107 05 2 Шахматные турниры. Анализ турниров 108 05 2 Итоговое занятие «По морям, по Конкурс. волнам» 81 04 2 82 04 1 83 84 85 86 87 88 04 04 04 04 04 04 89 90 91 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Анализ результатов турниров Анализ результатов турниров Наблюдение Соревнование, работа в паре Анализ результатов турниров Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Наблюдение результатов 32 Календарный учебный график 3 года обучения 4 группа № Месяц 1 09 2 09 3 09 4 09 5 09 6 09 7 09 Кол-во Тема занятия часов 2 Введение в программу, инструктаж по ТБ и ПБ. 2 Понятие о гигиене. Гигиена умственного труда. 2 Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. 2 Правила шахматной игры ФИДЕ. 2 Проникновение шахмат в Европу. Знакомство с творчеством великих шахматистов. 2 Правила ФИДЕ на 1 января 2018 г. Рейтинг ФИДЕ 2 Организация соревнований. 8 10 2 9 10 10 10 2 2 11 10 2 12 10 2 13 10 2 14 10 2 15 10 2 16 10 2 17 10 2 18 10 2 19 10 2 20 21 22 10 11 11 2 2 2 23 11 2 Форма контроля Рассказы. Игра-путешествие Рассказы. Упражнение Фронтальная работа, работа в паре Викторина Практическая работа Практическая работа Викторина. Практическая работа для Практическая работа Литература самостоятельных занятий. Открытые дебюты. Практическая работа Стратегические идеи и цели Практическая работа открытых дебютов. Полуоткрытые дебюты. Фронтальная работа, работа в паре Стратегические идеи и цели Практическая работа полуоткрытых дебютов. Закрытые дебюты. Фронтальная работа, работа в паре Стратегические идеи и цели Фронтальная работа, работа закрытых дебютов в паре План в дебюте. Фронтальная работа, работа в паре Оценка позиций в дебюте. Фронтальная работа, работа в паре Связь дебюта с Фронтальная работа, работа миттельшпилем. в паре Значение перевеса в развитии Фронтальная работа, работа и его использование. в паре Ферзевый гамбит за белых. Фронтальная работа, работа в паре Защита Каро-Канн за белых. Самостоятельная работа Французская защита за белых. Самостоятельная работа Французская защита за Самостоятельная работа черных. Дебют Берда. Фронтальная работа, работа 33 24 25 26 11 11 11 2 2 2 27 11 2 28 11 2 29 11 2 30 11 2 31 11 2 32 11 2 33 12 2 34 35 36 37 38 39 12 12 12 12 12 12 40 Защита Алехина Защита Пирца-Уфимцева. Принятый ферзевый гамбит за черных. Защита Нимцовича за белых. Защита Нимцовича за черных. Защита Нимцовича за черных. в паре Практическая работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 2 2 2 2 2 2 Определение стратегии. Отвлечение. Перекрытие. Взлом. Комбинации на тему: «спёртый мат». Комбинации на тему: бешеная ладья» Комбинации на тему бешеная ладья» Использование слабости последней горизонтали. Атака позиции рокировки. Атака на короля в центре. Жертва на f7 (f2). Завлечение. Завлечение Отвлечение. 12 2 Отвлечение. Самостоятельная работа 41 12 2 Перекрытие. Самостоятельная работа 42 12 2 Взлом. Самостоятельная работа 43 12 2 Самостоятельная работа 44 45 46 12 12 01 2 2 2 47 01 2 48 01 2 49 01 2 50 01 2 51 01 2 Комбинации на уничтожение защиты и перекрытие в сочетании с другими тактическими приёмами. Атака по открытой линии. Атака по полуоткрытой линии Ограничение подвижности сил противника. Оценка позиции и составление плана. Правила «блуждающего квадрата». Жертва материала ради перехода в выигранный пешечный эндшпиль. Разные виды окончаний: пешечные. Разные виды окончаний: Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 34 52 01 2 53 01 2 54 01 2 55 02 2 56 02 2 57 02 2 58 02 2 59 02 2 60 02 2 61 02 2 62 02 2 63 64 02 02 2 2 65 66 67 68 69 70 02 03 03 03 03 03 2 2 2 2 2 2 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 03 03 03 03 03 03 03 03 04 04 04 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 82 04 1 83 84 85 86 04 04 04 04 2 2 2 2 пешечные Разные виды окончаний: пешечные Разные виды окончаний: ладейные. Разные виды окончаний: ладейные. Разные виды окончаний: ферзевые Разные виды окончаний: ферзевые Разные виды окончаний: слоновые. Разные виды окончаний: слоновые. Разные виды окончаний: коневые. Разные виды окончаний: коневые. Разные виды окончаний: лёгкие фигуры. Разные виды окончаний: лёгкие фигуры. Слон сильнее коня и наоборот. Одноцветные и разноцветные слоны. «Мальтийский крест», Двойная связка. Двойная связка. «Ртутная пешка». «Пешечный клин». Блокировка Перегрузка Матовые комбинации Матовые комбинации Матовые комбинации Матовые комбинации Матовые комбинации Матовые комбинации. Матовые комбинации Засада. Освобождение поля Комбинация Ласкера-Бауера Комбинация Ласкера-Бауера Решения задач Решения задач Решения задач Решения задач Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,работа в паре Соревнование,Шахматные турниры работа в паре Соревнование, работа в паре Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 35 87 88 04 04 2 2 Решения задач Решения задач Самостоятельная работа Самостоятельная работа 89 90 91 92 93 94 95 04 04 04 05 05 05 05 2 1 2 2 2 2 2 Решения задач Решения задач Шахматные турниры. Шахматные турниры. Шахматные турниры. Шахматные турниры. Шахматные турниры. 96 05 2 Шахматные турниры. Самостоятельная работа Соревнование Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Анализ результатов турниров Наблюдение 97 05 2 Шахматные турниры. 98 05 2 Шахматные турниры. 99 05 2 Шахматные турниры. 100 101 05 05 2 2 Шахматные турниры. Шахматные турниры. 102 103 104 105 05 05 05 05 2 2 2 2 Шахматные турниры. Шахматные турниры. Шахматные турниры. Шахматные турниры. 106 107 05 05 2 2 Шахматные турниры. Шахматные турниры. 108 05 2 Итоговое занятие «По морям, Конкурс. по волнам» Анализ турниров Анализ турниров Наблюдение результатов результатов Соревнование, работа в паре Анализ результатов турниров Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Соревнование, работа в паре Наблюдение Соревнование, работа в паре Анализ турниров результатов 36 Приложение 4 Список литературы для педагога 1. Архипов С. Чехов В. «Программа подготовки шахматистов 4 – 2 разрядов» Москва 2007 г. 2. В.Голенищев «Программа подготовки шахматистов 4-3 разрядов», Москва, 2015 г. 3. Губицкий С.Б. Хануков М.Г. «Полный курс шахмат» Москва 2002 г. 4. Калиниченко Н. Линдер В. «Шахматы» ПИТЕР 2018 г. 5. Карпов А. «Всё о шахматах», М., Гранд, 2009 г. 6. Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Ч1, Ч2. – М., 2005 7. Конотоп В.А.Тесты по тактике .4,3,2 разряды.Москва 2006г 8. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 1 год», С-П., Литер, 2003г. 9. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 2 год», С-П., Литер, 2003г. 10. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 3 год», С-П., Литер, 2003г. 11. Костров В. «2000 шахматных задач, Шахматный решебник 1-2 го разряда.ч. 12. Костьев А. «Уроки шахмат», М., Физкультура и спорт, 2010 г. 13. ЛаскерЭмануил. Учебник шахматной игры. – М., 2011 14. Н. Журавлев «Шаг за шагом», Москва 2012 г. Список литературы для учащихся 1. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 1год», С-П., Литер, 2003г. 2. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 2год», С-П., Литер, 2003г. 3. Костров В. «1000 шахматных задач, Решебник, 3год», С-П., Литер, 2003г 4. Барский В. «Карвин в шахматном лесу» том 1и2 5. Ю. Авербах М.Бейлин «Путешествие в шахматное королевство» Москва 2019 год 5. Интернет ресурс: шахматные новости, играть, решать шахматные задачи www.ChessOK,ru, 37 Приложение 5 Положение об итоговом контроле обучающихся объединения "Шахматы". 1. Общие положения Итоговый контроль обучающихся объединения "Шахматы" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итогового контроля - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы "Шахматы". Задачи итогового контоля: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области шахмат; - формировать знания по теории шахматной игры и правилах проведения насоревнованиях; - учить выбирать из множества решений единственно правильное, анализировать свои и чужие ошибки и учиться на них. выявление степени сформированности практических умений и анализ выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итогового контроля. Итоговая диагностика обучающихся объединения "Шахматы" Центра развитиятворчества детей и юношества проводится 2 раза, в начале учебного года и в конце учебногогода. Сроки проведения итоговой диагностики: сентябрь, май. Форма проведения итогового контроля: На первом этапе обучения: - контрольная работа;- партии и их анализ;- анализ результатов турниров; - устный опрос письменный опрос;- тестовые задания, анализ;- конкурсы решения задач;- опрос, опрос – викторина;- анализ решѐнных шахматных задач;- турниры. На втором и третьем этапе обучения: - анализ шахматных партий;- анализ результатов турниров;конкурсы решения задач;- опрос – викторина;- анализ решѐнных шахматных задач;- турниры; - анализ качества партий;- анализ результатов игры;- анализ результата консультационных партий;анализ итогов конкурсов. 38 3. Критерии оценки результатов итогового контроля. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; развитость умения работы с научно популярной литературой; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений программным требованиям; качество и ответственность при выполнении практического задания; развитость специальных способностей. 4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итоговой диагностики обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; полноту выполнения образовательной программы; обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения; результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе результатов итоговой диагностики обучающихся объединения "Шахматы". Результаты итоговой диагностики обучающихся объединения "Шапхматы" анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, освоивших программу на среднем уровне, освоивших программу на низком уровне; - количество обучающихся, переведённых или не переведённых на следующий год обучения; - причины невыполнения детьми образовательной программы;необходимость коррекции программы. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения " Шахматы" Название программыФамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения Результаты итогового контроля № Фамилия, имя обучающегося Год обучения Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) 39 теория практика итого По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения "Шахматы" Название программы: «Шахматы» Фамилия, имя, отчества педагога: Фот О.Ю. Результаты итогового контроля Группа (№) Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ 40 Контроль результативности программы «Шахматы» 1 год обучения Ф.И. История возникновен ия шахмат и шахматная терминологи я нач. ито г Знание Разыгрыван Игра с Общение со фигур и ие партнеро сверстника правил простейших м ми игры этюдов нач. ито г нач. итог нач. ито г нач. итог нет знаний базовый уровень знаний хороший уровень знаний продвинутый уровень знаний ТЕСТ № 1 История возникновения шахмат. 1.Где были изобретены шахматы? (Индия, Франция, Китай) 2.Как называлась игра которая была прародительницей шахмат? (чатуранга, сега, маджонг) 3. В каком веке появились шахматы на Руси? (8,5, 10) 4.Из какой страны пришли шахматы в современном виде? (Англия, Италия, Франция) ТЕСТ № 2 Шахматная терминология. 1.В шахматной партии принимает участие сколько видов фигур? 2. Как называются эти фигуры и в каждой армии соответственно по сколько таких фигур? 3. Сколько линий на доске, как они называются? 4. Как обозначаются поля на шахматной доске? 5. На каких линиях располагаются белые и черные войска перед началом сражения? 6. Сколько горизонталей на шахматной доске? А) 16; В) 8; Б) 64; Г) 32. 7. Как называются косые ряды полей на шахматной доске? А) Вертикали; В) Диаграммы; Б) Горизонтали; Г) Диагонали. ТЕСТ № 3 Знание фигур и правил игры 1. Является ли пешка фигурой 41 2. Во сколько очков оценивается ладья по своей силе. 3. Какие слоны никогда не столкнутся? 4. Найди среди фигур тяжелую фигуру. 5. Назови среди фигур легкую фигуру: А) Ферзь; В) Слон; Б) Пешка; Г) Ладья. 6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед: А) Король; В) Пешка; Б) Конь; Г) Ферзь. 7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. 8. Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры? 9. Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур? 10. Какая фигура всегда ходит только на одно поле? А) Король; В) Пешка; Б) Конь; Г) Ферзь. 10. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция. 11. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия. 12. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру: А) Рокировка; В) Связка; Б) Мат; Г) Стратегия. 11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов: А) Мат; В) Пат; Б) Ничья; Г) Вечный шах. 12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение. 13. Одновременное нападение на две фигуры: А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка; Г) Тарелка. 14. Почему в начале игры своего короля надо прятать подальше, а неприятельского атаковать, лишать рокировки, объявлять шах и ставить мат? 42 Контроль результативности программы «Шахматы» 2 год обучения Ф.И. История возникнов ения шахмат в России Знание технически х приемов в эндшпиле нач. нач. итог ито г Решение композиционн ых позиций с основными тактическими приёмами в три, четыре, пять ходов. нач. итог Знание Играть шахматной шахматну стратегии ю партию с записью и часами нач. итог нач. итог нет знаний базовый уровень знаний хороший уровень знаний, продвинутый уровень знаний ТЕСТ № 1 1. Какая страна родина шахмат? А) Россия; В) Индия; Б) Китай; Г) Монголия. 2. Сколько горизонталей на шахматной доске? А) 16; В) 8; Б) 64; Г) 32. 3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске? А) Вертикали; В) Диаграммы; Б) Горизонтали; Г) Диагонали. 4. Найди среди фигур тяжелую фигуру: А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка. 5. Назови среди фигур легкую фигуру: А) Ферзь; В) Слон; Б) Пешка; Г) Ладья. 6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле? А) Король; В) Пешка; Б) Конь; Г) Ферзь. 7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали: А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка. 8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка: А) Миттельшпиль; В) Дебют; 43 Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция. 9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия. 10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру: А) Рокировка; В) Связка; Б) Мат; Г) Стратегия. 11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов: А) Мат; В) Пат; Б) Ничья; Г) Вечный шах. 12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение. 13. Одновременное нападение на две фигуры: А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка; Г) Тарелка. 14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король? А) Двойной шах; В) Открытый шах; Б) Кованый шах; Г) Спертый шах. 15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура: А) Стратегия; В) Гамбит; Б) Дебют; Г) Комбинация. 16. Самая ценная фигура в шахматном войске: А) Ферзь; В) Король; Б) Ладья; Г) Пешка. 18.Что общего и в чем отличие «волшебного квадрата» от «спасительной оппозиции»? 19.В чем сходство и отличие ловушки и комбинации? 20. Что такое шахматная задача и этюд, что их роднит между собой и в чем отличие? 2. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение. 13. Одновременное нападение на две фигуры: А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка; Г) Тарелка. 14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король? 44 А) Двойной шах; В) Открытый шах; Б) Кованый шах; Г) Спертый шах. 15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура: А) Стратегия; В) Гамбит; Б) Дебют; Г) Комбинация. 16. Самая ценная фигура в шахматном войске: А) Ферзь; В) Король; Б) Ладья; Г) Пешка. Контроль результативности программы «Шахматы» 3 год обучения Ф.И. Уметь оценивать позицию и составлять план игры. Разные виды окончаний: пешечные, ладейные,ф ерзевые. Тактические приемы: Перекрытие. Взлом. нач. нач. итог нач. ито г итог Комбинац ии на уничтожен ие защиты и перекрыти е. нач. итог Уметь ставить мат одинокому королю двумя слонами. нач. итог 45 Уровни и критерии знаний, умений навыков учащихся при проведении входящего и итогового контроля УРОВНИ продвинутый высокий средний низкий РЕШЕНИЕ ОЦЕНКА ТЕСТОВ ПОЗИЦИИ более 10 правильно правильно оценена позиция, решенных заданий определен план, выбраны ходы фигурами от 6 до 9 правильно правильно оценена позиция, решенных заданий определен план, выбраны ходы фигурами до 5-ти правильно правильно решенных заданий оценена позиция, определен план, но некоторые ходы сделаны не верно до 3-х правильно хорошо оценивает решенных заданий позиции, план, и ходы осуществляется с наводящими вопросами УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ результат участия в турнире – занятие призового места результат участия в турнире – подтверждение собственной квалификации Результат участия в турнире ниже квалификации учащегося результат участия в турнире ниже квалификации учащегося Задание № 1 Родственная шахматам игра, пришедшая в Европу в VIII-IX веках: а) сянци;б)шатрандж;в) чатуранга;г) сёги;д) макрук 46 Задание № 2.Основоположник русской шахматной школы, егоименем назван вариант ферзевого гамбита: а) Семен Алапин;б) Александр Петров; в) Михаил Чигорин; г) Сергей Урусов. Задание № 3Восьмой чемпион мира по шахматам а) БорисСпасский;б) Василий Смыслов;в) Макс Эйве; г) Михаил Таль; д) Михаил Ботвинник. Задание № 4Напишите название разыгранного дебюта Задание № 5Разыгран дебют четырех коней. Ход черных. Выберите сильнейшее продолжение: а) 1 … Сb4хс3;б) 1 … h7-h6;в) 1 … Сc8-g4. 47 Задание № 6Разыграна защита двух коней. Ход черных. Выберите сильнейшее продолжение: а) 1 … Кf6хd5; б) 1 … Kc6-a5. Задание № 7 Ход черных. Выберите сильнейшее продолжение: а) 1 … g6-g5;б) 1 … h7-h5;в) 1 … a7-a5. Задание № 8. Какой маневр должны сделать черные, чтобы окончательно выключить из игры ограниченного в подвижности слона белых. Задание № 9. Ход белых. Найдите разменную комбинацию, приведшую к образованию дефектов пешечной структуры черных. 1 ____ _____ 2 ________ ________. Задание № 10. Ход черных. Выберите сильнейшее продолжение: а) 1 … Крf8-f7;б) 1 … Крf8-e8; в) 1 ... e6-e5. 48 Задание № 11. Белые сыграли Крe6-d5. Какой прием ониосуществили? Задание № 12. Ход белых. Осуществите прорыв. 1 ___________ __________ 2 ___________ __________ 3 ___________ 49