Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Футбол стартовый 24

Пояснительная записка
Футбол – одна из наиболее популярных спортивных игр, которой интересуются дети
и взрослые. Любителей футбола привлекает зрелищность, динамизм, быстрота смены
игровых эпизодов.
В настоящее время обучение детей спортивным играм считается одним из
приоритетных направлений в формировании здорового образа жизни подрастающего
поколения. Футбол, которым сегодня увлекаются не только дети школьного, но и
дошкольного возраста как нельзя лучше решает проблем двигательной активности и
здоровья подрастающего поколения. Занятия футболом дают прекрасную возможность
развивать все необходимые физические качества, а также гармонично влиять на моральноволевую сферу ребенка. Дети, успешно занимающиеся футболом под руководством
педагога, не только усваивают технику и тактику игры, но учатся самостоятельно
проводить игры во дворе или уличной спортивной площадке.
Программа «Футбол» отвечает социальным запросам обучающихся и их родителей, так
как направлена на улучшение физического и психического здоровья детей. Данная
программа является основным документом при организации и проведении учебных
занятий и воспитательных мероприятий.
Содержание данной программы соответствует следующим нормативноправовым документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от
26.09.2019 № 383П)
7. Устав ЦРТДиЮ.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что футбол является массовой
спортивной игрой, в которой одновременно участвует достаточно большое количество
игроков. Это позволяет привлечь к регулярной двигательной активности большое
количество детей, что способствует улучшению показателей здоровья общества.
Отличительная особенность программы в её социальной направленности.
Программа предоставляет возможность детям, достигшим 8-10 летнего возраста, но не
получившим ранее практики занятий футболом, имеющим различный уровень физической
подготовки приобщиться к активным занятиям футболом.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дети
освоившие данную программу смогут не только научиться играть в футбол, но и укрепить
здоровье, а также получить социальную практику общения в детском коллективе.

2

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, предназначена для детей 8-10 лет.
Занятия проводятся в группе в количестве 12 - 15 человек.
Состав групп формируется на основании возраста и уровня физической
подготовленности.
Условие зачисления детей в объединение «Футбол»: на занятия допускаются дети при
наличии медицинских справок от участкового педиатра с допуском к занятиям футболом, с
отметкой о прохождении ЭКГ.
При разработке программы использованы материалы научных исследований по
вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации теории и методики
физической культуры, педагогики, физиологии, гигиены и психологии. Данная программа
является модифицированной, за основу взята авторская программа «Футбол», созданная в
2023 г. ДЮСШ г. Амурска тренерами Пантюхиным С.С., Быстров Ю. В.
Цель программы: формирование основ игры в футбол.
Задачи программы:
- формировать познавательный интерес к занятиям футболом;
- познакомить с элементарными понятиями в области футбола;
- обучать основным техническим приёмам в игре и основам индивидуальной, групповой и
командной тактики игры в футбол;
- учить правилам общения в совместной деятельности.
Объем программы и режим работы:
Период

Продолжитель
ность
занятия
1
год
1 час
обучения

Количество
Количество
занятий
в часов
в
неделю
неделю
3
3ч

Количест
во недель

Количество часов в
год

36

108ч

1. Учебный план
п/п
1.
2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Наименование разделов программы
Вводное занятие.
Техника безопасности на занятиях.
Теоретические основы
История развития футбола в России и за
рубежом
Строение организма.Физиология человека
Влияние физических упражнений на организм
ЗОЖ – основа физического и психологического
здоровья
Первая помощь при травмах, транспортировка
пострадавших
ОФП
- ОРУ без предметов и с предметами на
различные группы мышц
- акробатические упражнения
- легкоатлетические упражнения-

3

Теория
1

Практика
-

итого
1

12
2

-

12
2

2
2
4

-

2
2
4

2

-

2

2
0,5

18
13

20
5

0,5
0,5

5
5

5
5

3.4.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.
6.1
6.2
6.3
7.
8.
9.
10.
10.1

10.2
11.
12.

подвижные игры и эстафеты
СФП
- упражнения на развитие быстроты
- упражнения на развитие скоростно-силовых
качеств
- упражнения на развитие выносливости
- упражнения на развитие ловкости
Техническая подготовка
- техника передвижения
- удары по мячу
- остановка мяча, ведение мяча
- обманные движения
- отбор и вбрасывание мяча
- техника игры вратаря
Тактическая подготовка
- тактика нападения (индивидуальные,
групповые и командные действия)
-тактика защиты (индивидуальные, групповые и
командные действия)
- тактика вратаря
Учебные игры. Анализ проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка футболиста
Значение развития волевых качеств и
психологической подготовленности для
футболистов
Психологическая подготовка футболиста к
предстоящим соревнованиям.
Воспитательные мероприятия
Дни здоровья, спортивные праздники
Итоговый контроль
Итого за учебный год (36 недель)

0,5
2
1
1

5
16
4
3

5
18
5
4

1
1
-

4
3
17
4
4
3
2
2
2
17
6

5
4
17
4
4
3
2
2
2
17
6

-

6

6

1
2
1

5
6
5
-

5
6
5
1
2
1

1

-

1

2
22

7
7
86

7
7
2
108

Содержание
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях (1 ч).
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, во дворах.
2. Теоретические основы (12 ч)
История развитие футбола в России. Современный футбол и пути его дальнейшего
развития. Всероссийские соревнования по футболу. Участие российских футболистов в
международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Федерация
футбола России, лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Строение организма, функции внутренних органов и систем человека. Влияние
физических упражнений на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека.
Оздоровительное воздействие футбола на организм человека.
Основные направления ЗОЖ: рациональное питание, отказ от вредных привычек, режим
труда и отдыха. гигиена личная (чистота тела, гигиенические требования требование к

4

спортивной одежде и обуви) гигиенические требования к спортивным помещениям,
спортивному инвентарю.
3. Общая и физическая подготовка (20 ч)
Изучение комплексов физических упражнений с предметами и без них.
Выполнение
физических упражнений на различные группы мышц с гантелями, мячами, гимнастическими
палками. Выполнение строевых упражнений, подтягивании на перекладине, подъем с
переворотом.
Разные виды бега: 30 м, 60 м. 100 м, кросс 1,5 км, бег в медленном темпе 15-20 минут, бег с
изменением скорости и направления. Виды прыжков: в длину с места и с разбега, в высоту,
прыжки на двух ногах и с ноги на ногу.
Проведение подвижных игр «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Прыжок за прыжком»,
«Перебежка с выручкой», эстафеты с предметами.
4. Специальная физическая подготовка (18 ч)
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости.
Челночный бег, бег с изменением направления на различные дистанции. Прыжки и
прыжковые упражнения: с ноги на ногу, на одной и двух ногах. Метание мяча на дальность,
на точность.
5. Техническая подготовка (17 ч)
Классификация и терминология технических приемов.
Техника передвижения игроков. Ведение мяча в шаге. Передача мяча в движении, в одно
касание. Удары по мячу ногой: носком, внутренней стороной стопы, подъемом, внешней
стороной стопы. Остановка мяча: подошвой, внутренней стороной стопы. Обманные
движения- финты. Отбор мяча в подкате. Вбрасывание мяча.
Техника игры вратаря: выбор места, ловля мяча в прыжке.
6. Тактическая подготовка (17 ч)
Понятие - «тактика» и «стиль игры». Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание.
Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении. Атакующие комбинации.
Тактика игры в защите: «зона», «опека», комбинированная оборона. Тактика отбора мяча.
Обучение тактическим приемам вратаря.
7. Учебные игры. Анализ проведенных игр (6 ч)
Подробный разбор правил игры. Объяснение прав и обязанностей игроков. Роль капитана
команды, его права и обязанности. Значение предстоящей игры и особенности турнирного
положения команды. Оценивание соперника: тактика игры противоположной команды и
характеристика игроков; умение определить сильные и слабые стороны игры. Тактический
план предстоящей игры.
8. Соревнования (5 ч)
Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая,
с выбыванием, смешанная, их особенности. Оценка результатов игр. Участие в
соревнованиях разного уровня.
9. Контроль и самоконтроль (1 ч)
Обучение контролю за выполнением упражнений и тактических действий.
Дневник самоконтроля, планирование индивидуальной физической нагрузки. Значение
активного отдыха для спортсмена.
10. Психологическая подготовка футболиста (2 ч)

5

Психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям. Значение
развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного
мастерства футболистов. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в
связи с психоэмоциональным напряжением.
11. Воспитательные мероприятия (7 ч)
Участие в спортивных праздниках ЦРТДиЮ и поселка, Днях здоровья. Однодневных
походов с родителями и тренерами.
12. Итоговый контроль (2 ч)
Проводится в начале и конце каждого учебного года для проверки уровня усвоения
программы. (Приложение 1). Данные итоговой диагностики в конце второго этапа обучения
служат показателем для перевода учащихся на следующую ступень обучения.
Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
- правила игры в футбол и мини-футбол:
- положительное влияние физических упражнений на здоровье человека;
- правила коммуникативного взаимодействия в коллективе.
Учащиеся будут уметь:
- выполнять технические и тактические приемы игры в футбол 3х3, 5х5;
- анализировать свои действия в игре.
Условия реализации программы
Материальнотехническое
обеспечение

1. Помещение: спортивный зал, футбольное поле.
Спортивный инвентарь и оборудование: футбольные мячи, ворота,
Дополнительное инвентарь (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени
Мультимедийное оборудование, компьютер

Информационн
ое обеспечение

1. Записи матчей с участием лучших команд мира
2. Записи матчей с участием занимающихся в объединении «Футбол»
3. Литература для педагогов.

Кадровое
обеспечение

Педагог дополнительного образования.

Формы контроля: зачетные занятия, участия в соревнованиях.
Формы представления результатов: протоколы
Оценочные материалы: контрольные нормативы
Методическое обеспечение
При обучении детей используются методы словесной передачи знаний и руководства
действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа, показ (плакаты, фото- и
видеоматериалы), личный пример.
Методы обучения и совершенствования техники и тактики: демонстрация (показ),
разучивание технико-тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и
противника), разработка вариантов технико-тактических действий, творческие задания в
процессе тренировки и соревнований.

6

Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный,
переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с
максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный.
Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных
футболистов и единство процесса их совершенствования.
Систематическое участие в соревнованиях - важнейшее условие непрерывного роста,
совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.

месяц
Номер занятия

Календарный учебный график
сентябрь
октябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

18

Название
разделов
Дата
+
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
История футбола. Развитие
+
футбола.
Гигиенические
требования
к
инвентарю
Оказание первой
Помощи при травмах
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
+
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на развитие быстроты +
Техническая подготовка
- техника передвижения

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+ + + +

+ + + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

- отбор и вбрасывание мяча

+

+

+ +

+

+

Тактическая подготовка
+ + + + +

+

+
+

+ + + + +

+

+
+

+

+ +

- остановка мяча, ведение мяча

Тактика нападения

+

+

- удары по мячу
- обманные движения

+

+

+

Тактика защиты

+

7

+

+ +

+

+

Тактика вратаря
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль

месяц
Номер занятия

+

+

+

+

+

+ + + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+ + + + +
+ + + + +

+
+

+
+
+

+
+

+
+

+ +
+ +

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+
+

+ + + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

октябрь
ноябрь
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

36

+

Название
разделов
Дата
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
Значение регулярных тренировок

+ + + +

+

+

+

+

+

Гигиена юного футболиста
Правила транспортировки
пострадавших
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на развитие
быстроты
Техническая подготовка

+

- техника передвижения

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+ + + +

+

+

+ +

+

+

+

+
+

+ +

+

+

+

+

+ + + +

+

+

- удары по мячу

+

+

+ +

+

+

- остановка мяча, ведение мяча
- обманные движения

+

+

+ + + +

+

+

- отбор и вбрасывание мяча

+

Тактическая подготовка

8

+

+ +

+

+

Тактика нападения

+

+ + + +

+

+

Тактика защиты

+

+

+ +

+

+

Тактика вратаря
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль
месяц

+

+

+

+

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+ + + +
+ + + +

+
+

+
+
+

+
+

+
+

+ +
+ +

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+
+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

декабрь
Номер занятия

январь
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

54

+

Название
разделов
Дата
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
Значение утренней гимнастики

- техника передвижения

+

+

+

+

+

Питание и здоровье
Оказание первой помощи при
ушиюах
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на развитие
быстроты
Техническая подготовка

+ + + +

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+ +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+ + + +

+

+

- удары по мячу

+

+

+ +

+

+

- остановка мяча, ведение мяча
- обманные движения

+

+

+ + + +

+

+

- отбор и вбрасывание мяча

+

Тактическая подготовка

9

+

+ +

+

+

Тактика нападения

+

+ + + +

+

+

Тактика защиты

+

+

+ +

+

+

Тактика вратаря
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль

+

+

+

+

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+ + + +
+ + + +

+
+

+
+
+

+
+

+
+

+ +
+ +

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+
+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

месяц
Номер занятия

январь
февраль
март
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Название
разделов
Дата
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
Физкультура и здоровье

+

+ + + +

+

+

+

+

Гигиена юного футболиста
Оказание первой
Помощи при ссадинах и порезах
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на развитие
быстроты
Техническая подготовка

+

- техника передвижения

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+ + + +

+

+

+ +

+

+

+

+
+

+ +

+

+

+

+

+ + + +

+

+

- удары по мячу

+

- остановка мяча, ведение мяча
- обманные движения

+

+

+ +

+

+
+

+

+ + + +

+

+

10

- отбор и вбрасывание мяча

+

+

+ +

+

+

Тактическая подготовка
Тактика нападения

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тактика защиты

+

+

+ +

+

+

Тактика вратаря
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+ + + +
+ + + +

+
+

+
+
+

+
+

+
+

+ +
+ +

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+
+

месяц

апрель
Номер занятия

март
73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

90

+

Название
разделов
Дата
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
Физкультура и здоровье

+ + + +

+

+

+

+

+

Польза игр на свежем воздухе
Оказание первой
Помощи при солнечном и тепловом
ударе
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
+
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на развитие
+
быстроты
Техническая подготовка

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+ + + +

+

+

+

+

+

+
+

11

+ +

+ +

+

+

+

- техника передвижения

+

+ + + +

+

+

- удары по мячу

+

+

+ +

+

+

- остановка мяча, ведение мяча
- обманные движения

+

+ + + +

+

+

+

+ +

+

+ + + +

+

+

+

+ +

+

месяц

апрель
Номер занятия

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тактика вратаря
+

+

+

Тактика защиты
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль

+

+

Тактическая подготовка
+

+

+

- отбор и вбрасывание мяча
Тактика нападения

+

+

+

+
+

+
+

+ +
+ +

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+

+ +

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+ + + +
+ + + +

+
+

+
+
+

+

+ + + +

+

+

+

+

+ +

+

+

май
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Название
разделов
Дата
Правила техники безопасности
Основы теоретических знаний
Физкультура и здоровье
Гигиенические требования к
спортивной обуви и одежде
Оказание первой
Помощи при солнечном ударе
Общая физическая
подготовка (ОФП)
ОРУ без предметов
ОРУ с предметами
Эстафеты
Специальная физическая
подготовка (СФП)

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+ +

+ + + +

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+
+

12

Упражнения на выносливость
Упражнения на развитие силы
Упражнения на рвзвитие
быстроты
Техническая подготовка

+

- техника передвижения

+

+ + + +

+

+

+
+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тактика защиты

+

+

+

+

+

+

Тактика вратаря
Учебные игры. Анализ
проведенных игр
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка
футболиста
Воспитательные мероприятия
Контроль и самоконтроль

+

+

Тактическая подготовка
+

+

+

- отбор и вбрасывание мяча
Тактика нападения

+

+

- остановка мяча, ведение мяча
+

+

+

- удары по мячу
- обманные движения

+

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+ + + +
+ + + +

+
+

+
+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+
+

+

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

Список литературы для педагогов
1.
Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности
действий с мячом (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.:
ТВТ Дивизион, 2006.
2.
Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля
технического мастерства (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд.
- М.: ТВТ Дивизион, 2006.
3.
Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.методич.пособие/ Под ред.проф. Н. М. Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский
спорт, ТВТ Дивизион, 2006.
4.
Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет/ Годик М.А.,
Мосягин С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2008.
5.
Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов (Текст): Уч.методич.пособие/В.Н. Селуянов, С.К.Сарсания, К.С. Сарсания. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион,
2006.
6.
Мини-футбол. Примерные программы спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва / Андореев С.Н., Алиев Э.Г., Л. – М.: Советский Спорт, 2010.

13

Список литературы для детей
3. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. – М.: Тера-Спорт,
Олимпия Пресс, 2006. -272 с.
4. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов: монография / В.П. Губа,
П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 280 с.

14

Приложение 1
Положение
о проведении итогового контроля учащихся объединения «Футбол»,
обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе физкультурноспортивной направленности
«Футбол»
Итоговый контроль учащихся объединения «Футбол» является неотъемлемой частью
образовательного процесса, так как позволяет оценить эффективность усвоения
программного материала.
I.

Цель и задачи итогового контроля

Цель: определение уровня развития физической подготовленности, усвоение
теоретического материала, определение уровня развития личностных качеств, их
соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы «Футбол».
-выявление уровня развития физической подготовленности, усвоение теоретического
материала, определение уровня развития личностных качеств.
Задачи итогового контроля:
-выявить уровень физической подготовленности (нормативы общей и физической
подготовки, владение приемами технической и тактики футбола);
-выявить степень усвоения теоретического материала;
-определить уровень коммуникативных качеств.
- познакомить с элементарными понятиями в области футбола;
- обучать основным техническим приёмам в игре и основам индивидуальной, групповой и
командной тактики игры в футбол;
- учить правилам общения в совместной деятельности.
II. Организация итогового контроля
Итоговый контроль обучающихся проводится два раза в год: в начале и конце учебного
года для того, чтобы сравнить показатели и оценить эффективность учебновоспитательного процесса.
Оцениваются:
1) физическая подготовленность;
2) теоретическая подготовка;
3) коммуникативные качества обучающихся.
III. Оценка результатов итогового контроля:
1. Выявление степени развития физических качеств
Оценивается проведением трех тестов (таблица 1)
Для объективной оценки тесты физической подготовленности должны проводиться в
одних и тех же условиях.
2. Проверка усвоения теоретического материала.
Знание теоретических вопросов проверяются на собеседовании.
3. Оценивание коммуникативных качеств

15

Уровень развития личностных качеств проверяется методом наблюдения за детьми на
занятиях во время занятий и на соревнованиях. Во время взаимодействия детей следует
обращать внимание на культуру общения, проявление коммуникативных, моральноволевых качеств, поведение ребенка; наличие аккуратности и соблюдение ЗОЖ.? Смотреть
задачи.
IV. Проверка усвоения программного материала
1. Выявление степени развития физических качеств
Контроль степени усвоения программного материала осуществляется в конце учебного
года. Уровень ее усвоения (высокий, средний и низкий) определяется по количеству
правильно выполненных нормативов в соответствии в возраст детей (таблица 1),
определяется в %.
Высокий уровень - (80-100) % от числа правильно выполненных нормативов; средний
(60-70%); низкий -(40%).
ПРОТОКОЛ
результатов итогового контроля
обучающихся объединения «Футбол»
Фамилия имя

Уровень
физической
подготовки

Уровень
теоретическо
й подготовки

в

в

с

н

с

н

Уровень
коммуникативн
ых качеств
в

с

н

Средний показатель
усвоения программы
в

с

н

По результатам итогового контроля______________обучающихся переведены на базовый
уровень обучения, __________оставлены для продолжения обучения по данной
программе. Подпись педагога________________________
Подписи членов аттестационной комиссии: ____________________

16

Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Для полевых игроков и вратарей
по общей физической подготовке:
1. Бег 30м.
2. Бег 300 м.
3. Челночный бег 30 м.(3х10м.)
4. Прыжок в длину с места.
5. Прыжок в высоту с места.
Упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике.
Специальная физическая подготовка
1. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым
способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной
линией.
Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на
старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише время бега.
2. Бег 5х30 м с ведением мяча выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все
старты - с места. Время для возвращения на старт - 25 сек. В случае нарушения правил
прохождения отрезка футболист возвращается на старт (за счет 25 сек) и упражнение
повторяется.
Обязанности судей те же, что и при беге на 30 м с мячом.
Для полевых игроков по технической подготовке:
1. Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой
ногой с расстояния 17 м (подростки 8 - 10 лет - с расстояния 11 м). Футболисты 10 - 15 лет
посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16 18 лет посылают мяч в половину ворот; он должен пересечь линию ворот по воздуху и
коснуться земли не ближе, чем в 10 м за воротами. Выполняется по пять ударов каждой
ногой любым способом. Учитывается сумма попадания.
2. Жонглирование мячом — выполняются удары правой и левой ногой (серединой,
внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой
последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются
только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и
левым бедром.
Для вратарей по технической подготовке
1. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) —
выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади, по коридору шириной
в 10 м.
Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Даются три попытки.
Учитывается лучший результат.
2.Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется
по коридору шириной 3 м.
Примечания:
1. Упражнения по общей физической подготовке выполняются в кедах без шипов.

17

2. Упражнения по специальной физической подготовке выполняются в полной игровой
форме.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП, СФП и ТП
КОНТРОЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ

8 лет

9 лет

10 лет

Общая физическая подготовка
1. Бег 30 м (сек)
6,4
6,2
2. Бег 300 м (сек)
66,0
64,0
3. Челночный бег 30 м.(3х10м.)
9,5
9,3
4. Прыжок в длину с места (см)
150
160
5. Прыжок в высоту с места (см)
28
32
Специальная физическая подготовка
1. Бег 30 м с ведением мяча (сек)
6,9
1. Ведение мяча
+
+
по «восьмерке»
Техническая подготовка (для полевых игроков)
2. Удар по мячу ногой на
2
точность (число попаданий)
3. Жонглирование мячом (кол6
во раз)
Техническая подготовка (для вратарей)
4. Удары по мячу ногой с рук на
дальность
5. Бросок мяча на дальность (м)
-

18

6,0
62,0
9,0
170
36
6,5
+

3
8

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».