Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Футбол базовый 24

Пояснительная записка
Футбол - одна из наиболее любимых народом спрортивная игра. Популярность и
привлекательность этой игры связана со зрелищностью, динамизмом борьбы
противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов,
демонстрацией игроками большого арсенала технико-тактических действий.
Футбол является эффективным средством физического воспитаня детей. Занятия футболом
споособствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма,
укрепляя и повышая уровень их функционирования; обеспечивает развитие двигательных
качеств (силовых, скоростных, выносливости, ловкости и гибкости), а также формирование
двигательных навыков. Выполнение технико-тактических приемов игры на соревнованиях
требуют большого мужества и способствуют воспитанию у футболистов волевых качеств:
смелости, решительности, настойчивости, инициативности и целеустремленности, а также
умения управлять своими эмоциями. Тактика футбола предполагает единство коллективных
действий, не отрицает, а способствует проявлению индивидуального мастерства каждого
футболиста, раскрытию его творческих способностей и их разумному использованию во
время матча. Эти особеннности свидетельствует о больших возможностях футбола как
мощного средства воспитания оперативного мышления, коллективизма и товарищества.
Таким образом, рассмотренные характерные особенности футбола свидетельствуют о нем
как об эффективном средстве воспитания и обучения двигательных навыков детей и
подростков.
Содержание программы соответствует следующим нормативно-правовым документам:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019
№ 383П)
7. Устав ЦРТДиЮ.
При разработке программы использованы материалы научных исследований по
вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации теории и методики
физической культуры, педагогики, физиологии, гигиены и психологии. Данная программа
является модифицированной, за основу взята авторская программа «Рабочая программа
спортивной подготовки по футболу», созданная в 2014 г. ДЮСШ г.Амурска тренерами
Пантюхиным С.С., Михеевым Ю.П..
Цель программы - формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры
и спорта, в том числе в футболе.

2

Задачи:
- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;
- приобретение волевых и коммуникативных качеств;
- расширение объема технико-тактических действий в игре.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для детей 11-16 лет.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в течение учебного года - и составляет 36
недель. На первом году обучения - 180 часов в год (5 часов в неделю), на втором - 324 часа в
год (9 часов в неделю).
Занятия проводятся в группах по 12 человек. Состав групп формируется на основании
возраста и уровня физической подготовленности. Перевод учащихся в группу следующего года
обучения производится на основании результатов итоговой диагностики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Условие зачисления детей в объединение «Футбол»: на занятия допускаются дети при
наличии медицинских справок от участкового педиатра с допуском к занятиям футболом, с
отметкой о прохождении ЭКГ.
Объем программы и режим работы:
Период

Продолжитель
ность
занятия
1
год 2 часа
обучения 1 час
2
год 3 часа
обучения

Количество
занятий
в
неделю
2
1
3

Количество
Количест
часов
в во недель
неделю
5ч
36

Количество часов в
год

9ч

324 ч

36

180 ч

1. Учебный план
п/п

Наименование разделов программы

1 год обучения
Практ
ика

итого

N

Тео
рия
1.
2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4.

Техника безопасности на занятиях.
Теоретические основы
Развитие футбола в России и за рубежом
Влияние физических упражнений на организм
Строение организма.Физиология человека
ЗОЖ – основа физического и психологического здоровья

1
14
3
2
2
4

-

1
14
3
2
2
4

2.5

ППервая помощь при травмах, транспортация
пострадавших
ОФП
- ОРУ без предметов и с предметами на различные группы
мышц
- акробатические упражнения
- легкоатлетические упражненияподвижные игры и эстафеты
СФП
- упражнения на развитие быстроты
- Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств
Упражнения на развитие выносливости
Упражнения на развитие ловкости

3

-

3

2
0,5

36
9

38
9,5

0,5
0,5
0,5
4
1
1
1
1

9
9
9
45
10
12
13
10

9,5
9,5
9,5
49
11
13
14
11

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4

3

Техническая подготовка
- техника передвижения
- удары по мячу ногой, головой
- остановка мяча ведение мяча
- обманные движения
- отбор и вбрасывание мяча
- техника игры вратаря
5.6
6.
Тактическая подготовка
6.1 - тактика нападения (индивидуальные, групповые и
командные действия)
6.2-тактика защиты (индивидуальные, групповые и командные
действия)
- тактика вратаря
6.3
7.
Учебные игры. Анализ проведенных игр
8.
Соревнования
9.
Контроль и самоконтроль.
10.
Психологическая подготовка футболиста
10.1 Значение развития волевых качеств и психологической
подготовленности для футболистов
10.2 Психологическая подготовка футболиста к предстоящим
соревнованиям.
11
Судейство
12
Воспитательные мероприятия
Однодневный поход
12.1
Дни здоровья, спортивные праздники
12.2
13
Итоговый контроль
Итого за учебный год (36 недель)

5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

-

17
3
3
3
3
3
2
21
7

17
3
3
3
3
3
2
21
7

-

7

7

1
2
1

7
10
14
-

7
10
14
1
2
1

1

-

1

2
4
30

7
3
4
150

2
7
3
4
4
180

Содержание
1. Техника безопасности на занятиях (1 ч).
Правила поведение в спортивном зале и на спортивной площадке, во дворах.
2. Теоретические основы (14 ч)
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания.
Всероссийские соревнования по футболу. Участие российских футболистов в
международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Всероссийские
и международные юношеские соревнования (турниры УЕФА; чемпионаты Европы и мира).
Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Федерация футбола России, лучшие
российские команды, тренеры, игроки.
Основные направления ЗОЖ: требование к спортивной одежде и обуви, инвентарю и уход за
ними; рациональное питание, отказ от вредных привычек, режим труда и отдыха. гигиена
личная и гигиена помещений; уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным
занятиям и играм.
3. Общая и физическая подготовка (38 ч)
Изучение комплексов физических упражнений с предметами и без них.
Выполнение
физических упражнений на различные группы мышц с гантелями, мячами, гимнастическими
палками. Выполнение строевых упражнений, подтягивании на перекладине, подъем с
переворотом.
Разные виды бега: 30 м, 60 м. 100 м, кросс 1,5 км, бег в медленном темпе 15-20 минут, бег с
изменением скорости и направления. Виды прыжков: в длину с места и с разбега, в высоту,
прыжки на двух ногах и с ноги на ногу.

4

Проведение подвижных игр «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Прыжок за прыжком»,
«Перебежка с выручкой», эстафеты с предметами.
4. Специальная физическая подготовка (49 ч)
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости.
Челночный бег, бег с изменением направления на различные дистанции. Прыжки и прыжковые
упражнения: с ноги на ногу, на одной и двух ногах. Метание мяча на дальность, на точность.
5. Техническая подготовка (17 ч)
Классификация и терминология технических приемов.
Техника передвижения игроков. Ведение мяча в шаге. Передача мяча в движении, в одно
касание. Удары по мячу ногой: носком, внутренней стороной стопы, подъемом, внешней
стороной стопы. Остановка мяча: подошвой, внутренней стороной стопы. Обманные движенияфинты. Отбор мяча в подкате. Вбрасывание мяча.
Техника игры вратаря: выбор места, ловля мяча в прыжке.
6. Тактическая подготовка (21 ч)
Понятие - «тактика» и «стиль игры». Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание.
Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении. Атакующие комбинации.
Тактика игры в защите: «зона», «опека», комбинированная оборона. Тактика отбора мяча.
Обучение тактическим приемам вратаря.
7. Учебные игры. Анализ проведенных игр (10 ч)
Подробный разбор правил игры. Объяснение прав и обязанностей игроков. Роль капитана
команды, его права и обязанности. Значение предстоящей игры и особенности турнирного
положения команды. Оценивание соперника: тактика игры противоположной команды и
характеристика игроков; умение определить сильные и слабые стороны игры. Тактический план
предстоящей игры.
8. Соревнования (14 ч)
Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с
выбыванием, смешанная, их особенности. Оценка результатов игр. Участие в соревнованиях
разного уровня.
9. Контроль и самоконтроль (1 ч)
Обучение контролю за выполнением упражнений и тактических действий.
Дневник самоконтроля, планирование индивидуальной физической нагрузки. Значение
активного отдыха для спортсмена.
10. Психологическая подготовка футболиста (2 ч)
Психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям. Значение развития
волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства
футболистов. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в связи с
психоэмоциональным напряжением.
11. Судейство (2 ч)
Обязанности судей. Назначение судей. Способы судейства. Выбор места судьей при
различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль
судьи как воспитателя.
12. Воспитательные мероприятия (7 ч)
5

Участие в спортивных праздниках ЦРТДиЮ и поселка, Днях здоровья. Однодневных
походов с родителями и тренерами.
13. Итоговый контроль (4 ч)
Проводится в начале и конце каждого учебного года для проверки уровня усвоения
программы. (Приложение 1). Данные итоговой диагностики в конце второго этапа обучения
служат показателем для перевода учащихся на следующую ступень обучения.
Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
 общеразвивающие и упражнения,
 технические и тактические приемы игры в футбол 3х3, 5х5;
 правила игры в футбол, в мини-футбол.
Учащиеся будут уметь:
 анализировать свои действия в игре.
Учащиеся будут участвовать в товарищеских играх, соревнованиях, праздниках.
Учебный план

N п/п

2 год обучения

Наименование разделов программы
Теория

Практика

Итого

1
16
3

-

1
16
3

2.2.

Техника безопасности на занятиях.
Теоретические основы
Развитие футбола в России и за рубежом.
Обзор и обсуждение спортивных событий.
Влияние физических упражнений на организм.

1

-

1

2.3.

Отрицательное воздействие вредные привычек на здоровье

3

-

3

Гигиенические требования к спортивному инвентарю. Уход за
футбольным полем, мячами
Гигиенические требования к спортивной форме, обуви.
Закаливание.
Режим и питание спортсмена. Полезные продукты.
Первая медицинская помощь при травмах, переохлаждении,
обморожениях; первая помощь утопающему. Первая медицинская
помощь при терминальных состояниях.
Общая физическая подготовка
- ОРУ без предметов и с предметами на различные группы мышц
- гимнастические упражнения
- легкоатлетические упражнения
Специальная физическая подготовка
- упражнения на развитие быстроты
- упражнения на развитие скоростно-силовых качеств
- упражнения на развитие выносливости
- упражнения на развитие ловкости
Техническая подготовка
- техника передвижения игроков
- ведение и остановка мяча
- удары по мячу ногой и головой

2

-

2

1
1
2
3

-

1
1
2
3

3
1
1
1
6
1,5
1,5
1,5
1,5
8
1
2
2

34
11
11
12
57
14
15
14
14
57
18
8
8

37
12
12
13
63
15,5
16,5
15,5
15,5
65
19
10
10

1.
2.
2.1.

2.4.
2.5.
2.6.
2.7
2.8
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.2.

6

5.3.
5.4.
5.4.
6.

-обманные движения, финты
- отбор, остановка и вбрасывание мяча
- техника игры вратаря
Тактическая подготовка

6.1. ----Тактика нападения (индивидуальные и командные действия)
-Тактика защиты (индивидуальные и командные действия)
6.2.
6.3
7.
8.
9.
10
10.1
10.2.
11.
13.

- тактика вратаря
Учебные игры. Анализ проведенных игр.
Соревнования
Контроль и самоконтроль.
Психологическая подготовка футболиста
Морально-волевые качества спортсменов.
Психологическая подготовка футболиста к предстоящим
соревнованиям.
Инструкторская и судейская практика
Итоговый контроль
Итого за учебный год (36 недель)

1
1
1
9

8
8
7
57

9
9
8
66

3

20

23

3

19

22

3
4
3
1
2

18
30
30
-

21
30
30
4
3
1
2

5
4
59

265

5
4
324

Содержание
1. Техника безопасности на занятиях (1 ч)
Правила поведение в спортивном зале и на спортивной площадке, во дворах.
2. Теоретические основы (16 ч)
Развитие футбола в России. Обзор и обсуждение текущих спортивных событий.
Отрицательное влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм человека. Физическая и
психологическая зависимость от вредных привычек.
3. Общая физическая подготовка (37 ч)
Выполнение физических упражнений на различные группы мышц с гантелями, мячами,
гимнастическими палками, на шведской стенке. Выполнение упражнений на брусьях, кольцах,
перекладине, турнике.
Разные виды бега: 30 м, 60 м. 100 м, кросс 2000 м, бег в медленном темпе 15-20 минут, бег с
изменением скорости и направления. Виды прыжков: в длину с места и с разбега, в высоту,
прыжки на двух ногах и с ноги на ногу.
4. Специальная физическая подготовка (63 ч)
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим
рывком в сторону и ударом в цель).
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения.
5. Техническая подготовка (65 ч)
Техника передвижения.
Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с
изменением направления и скорости.
Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в
движении.
Обманные движения (финты).
Обманное движение «Уход» выпадом (при атаке противника спереди, умение показать
туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую.
7

Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча.
Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу
или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
6. Тактическая подготовка (66 ч)
Закрепление и совершенствование тактических приемов. Стиль и стратегия игры.
Перспективы развития тактики игры. Атакующие комбинации. Тактика игры в защите: «зона»,
«опека», комбинированная оборона. Тактика отбора мяча.
Тактика нападения
Индивидуальные действия.
Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее
выгодную позицию для получения мяча.
Командные действия.
Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной
тактической системе в составе команды.
Индивидуальные действия без мяча.
Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать
соответствующим образом на действие партнеров и соперника.
Тактика защиты
Индивидуальные действия.
Совершенствование в «перехвате» мяча. Противодействие передаче, ведению и удару по
воротам.
Групповые действия.
Взаимодействие в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе
соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров.
Командные действия.
Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте,
согласно избранной тактической системе в составе команды.
7. Учебные игры. Анализ проведенных игр (30 ч)
Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с
уменьшенным по численности составом. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные
изменения тактического плана в процессе соревнований. Оценивание соперника: тактика игры
противоположной команды и характеристика игроков; сильные и слабые стороны игры.
Тактический план предстоящей игры.
8. Соревнования (30 ч)
Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их
особенности. Положение о соревнованиях. Оценка результатов игр. Участие в соревнованиях
различного уровня.
9. Контроль и самоконтроль (4 ч)
Контроль за правильностью выполнения техники и тактики.Ведение дневника самоконтроля,
проводя анализ своих спортивных результатов. Способы предупреждения переутомления.
10. Психологическая подготовка футболиста (3 ч)
Психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.
11. Инструкторская и судейская практика (5 ч)

8

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых
ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Судейство игр в процессе учебных занятий.
Практика судейства на соревнованиях ЦРТДиЮ, поселка.
12. Итоговый контроль (4 ч)
Проводится в начале и конце каждого учебного года (Приложение 1).
Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:

общеразвивающие и специальные упражнения,

технические и тактические приемы игры в футбол 8х8, 5х5, 11х11 ;

правила игры в футбол 8х8, 5х5, 11х11 8х8, 5х5

историю российского и мирового футбола.
Учащиеся будут уметь:

анализировать своих действия и действий других игроков в игре.
Учащиеся будут участвовать в товарищеских играх, соревнованиях, праздниках.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы является наличие
технического и методического обеспечения программы:

кадрового,

материально-

Материально
1. Помещение: спортивный зал, футбольное поле.
Спортивный инвентарь и оборудование: футбольные мячи, ворота,
техническая Дополнительное инвентарь (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и т.
база
п.).
2. Турник, шведская стенка, кольца, брусья.
3. Мультимедийное оборудование, компьютер
Информацио
1. Записи матчей с участием лучших команд мира
нное
2. Записи матчей с участием занимающихся в объединении «Футбол»
обеспечение
3. Литература для педагогов в Приложении 4.
Итоговый контроль является неотъемлемой частью образовательного
процесса.
В объединении «Футбол» итоговый контроль проходит на зачетных занятиях два раза в год - в
начале и в конце учебного года - оценивается динамика, по которой определяется
эффективность образовательного и воспитательного процесса. На основе результатов итогового
контроля происходит корректировка программного содержания на следующий год обучения
Формы контроля
- зачетные занятия (2 р. в год);
- участие в соревнованиях;
- судейская практика;
- наблюдение.
Контрольно-измерительный материал
- тест (Приложение 1)
- таблицы для фиксации результатов (Приложение 1).
Методические рекомендации

9

При обучении детей используются методы словесной передачи знаний и руководства
действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа.
Методы обучения и совершенствования техники и тактики: демонстрация (показ),
разучивание технико-тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и
противника), разработка вариантов технико-тактических действий, творческие задания в
процессе тренировки и соревнований.
Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный,
интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной
интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный.
Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных
футболистов и единство процесса их совершенствования.
Систематическое участие в соревнованиях - важнейшее условие непрерывного роста,
совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.
Особенности проведения занятий в разных возрастных группах описаны в Приложении 2.
Рекомендации по организации воспитательной работы в объединении «Футбол» описаны в
Приложении 2.

Список литературы
1.
Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с
мячом (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ
Дивизион, 2006.
2.
Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического
мастерства (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ
Дивизион, 2006.
3.
Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.-методич.пособие/
Под ред.проф. Н. М. Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион,
2006.
4.
Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет/ Годик М.А., Мосягин С.М.,
Швыков И.А. – М.: Граница, 2008.
5.
Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов (Текст): Уч.-методич.пособие/В.Н.
Селуянов, С.К.Сарсания, К.С. Сарсания. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006.
6.
Мини-футбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /
Андореев С.Н., Алиев Э.Г., Л. – М.: Советский Спорт, 2010.
7.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

10

Приложение 1
Положение
о проведении итогового контроля учащихся объединения «Футбол»,
обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности «Футбол»
Итоговый контроль учащихся объединения «Футбол» является неотъемлемой частью
образовательного процесса, так как позволяет оценить эффективность усвоения программного
материала.
I.

Цель и задачи итогового контроля

Цель-выявление уровня развития физической подготовленности, усвоение теоретического
материала, определение уровня развития личностных качеств, их соответствие
прогнозируемым результатам образовательной программы «Футбол».
Задачи итогового контроля:
-выявить уровень физической подготовленности (нормативы общей и физической подготовки,
владение приемами технической и тактики футбола);
-выявить степень усвоения теоретического материала;
-определить уровень развития личностных качеств.
II. Организация итогового контроля
Итоговый контроль обучающихся проводится два раза в год: в начале и конце учебного года
для того, чтобы сравнить показатели и оценить эффективность учебно-воспитательного
процесса. Проводится по трем направлениям, оценивается физическая подготовленность; 2)
теоретическая подготовка; 3) личностные качества обучающихся.
III. Оценка результатов итогового контроля:
1. Выявление степени развития физических качеств
Оценивается проведением трех тестов (таблица 1)
Для объективной оценки тесты физической подготовленности должны проводиться в одних
и тех же условиях.
2. Проверка усвоения теоретического материала.
Знание теоретических вопросов проверяются на собеседовании.
3. Оценивание личностных качеств
Уровень развития личностных качеств проверяется методом наблюдения за детьми на
занятиях во время занятий и на соревнованиях. Во время взаимодействия детей следует
обращать внимание на культуру общения, проявление коммуникативных, морально-волевых
качеств, поведение ребенка; наличие аккуратности и соблюдение ЗОЖ.
IV. Проверка усвоения программного материала
1. Выявление степени развития физических качеств
Степень усвоения программного материала осуществляется в конце каждого учебного года.
Уровень ее усвоения (высокий, средний и низкий) определяется по количеству правильно
выполненных нормативов в соответствии в возрастом детей (таблица 1), определяется в% .

11

Высокий уровень - (80-100)% от числа правильно выполненных нормативов; средний (6070%); низкий -(40)%
ПРОТОКОЛ
результатов итогового контроля
обучающихся объединения «Футбол»
Фамилия имя

Уровень
физической
подготовки

Уровень
теоретическо
й подготовки

в

в

с

н

с

н

Судейская
практика

в

с

н

Средний
показатель
усвоения
программы
в

По результатам итогового контроля_____________обучающихся
следующий год обучения.
Подпись педагога________________________
Подписи членов комиссии: ____________________

12

с

н

переведены

на

Приложение 1.1
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Для полевых игроков и вратарей по общей физической подготовке:
1. Бег 30м.
2. Бег 300 м.
3. Челночный бег 30 м.(3х10м.)
4. Прыжок в длину с места.
5. Прыжок в высоту с места.
Упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике.
Специальная физическая подготовка
1. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым
способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной
линией.
Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на
старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише время бега.
2. Бег 5х30 м с ведением мяча выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты с места. Время для возвращения на старт - 25 сек. В случае нарушения правил прохождения
отрезка футболист возвращается на старт (за счет 25 сек) и упражнение повторяется.
Обязанности судей те же, что и при беге на 30 м с мячом.
Для полевых игроков по технической подготовке:
1. Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой
ногой с расстояния 17 м (подростки 10 - 12 лет - с расстояния 11 м). Футболисты 10 - 15 лет
посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16 - 18
лет посылают мяч в половину ворот; он должен пересечь линию ворот по воздуху и
коснуться земли не ближе, чем в 10 м за воротами. Выполняется по пять ударов каждой
ногой любым способом. Учитывается сумма попадания.
2. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняется с линии старта (30 м от
линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая
стойка ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки), и
не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта
до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнения
не засчитываются. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.
3. Жонглирование мячом — выполняются удары правой и левой ногой (серединой,
внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой
последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются
только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и
левым бедром.
Для вратарей по технической подготовке
1. Ловля подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке - выполняется с разбега,
отталкиваясь любой ногой. Высота прыжка определяется разницей между высотой
подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак).
На каждую высоту даются три попытки. Учитывается лучший результат.
2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) — выполняется
с разбега, не выходя из пределов штрафной площади, по коридору шириной в 10 м.
Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается
лучший результат.

13

3.Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не бее четырех шагов) выполняется по
коридору шириной 3 м.
Примечания:
1. Упражнения по общей физической подготовке выполняются в кеда без шипов.
2. Упражнения по специальной физической подготовке выполняются в полной игровой
форме.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП, СФП и ТП
КОНТРОЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ

1. Бег 30 м (сек)
2. Бег 300 м (сек)
3. Челночный бег 30
м.(3х10м.)
4. Прыжок в длину с
места (см)
5. Прыжок в высоту
с места (см)
1. Бег 30 м с
ведением мяча
(сек)
2. Бег 5х30 с
ведением мяча
3. Удар по мячу
ногой на
точность(число
попаданий)
4. Вед. мяча, обвод.
стоек и удар по
воротам.
5. Жонглирование
мячом (кол-во
раз)
6. Удары по мячу
ногой с рук на
дальность
7. Ловля
подвешенного
мяча в
прыжке(см)
8. Бросок мяча на
дальность (м)

11 лет
5,2
-

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

Общая физическая подготовка
5,0
4,9
4,7
4,6
50,0
48
45
42
9,3
9,1
8,9
8,5

190

195

205

220

235

46

50

53

56

58

5,5

-

-

-

Специальная физическая подготовка
5,5
5,4
5,3
5,2

-

30,0

28,0

27,0

Техническая подготовка (для полевых игроков)
8
6
7
8

-

10,0

9,5

9,0

12

18

25

32

Техническая подготовка (для вратарей)
30
34
38

14

16 лет
4,3
40

240

4,8

26,0

6

8,7

40

45

50

55

58

20

24

26

30

Приложение 2

Особенности проведения занятий в разных возрастных группах
Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, копирование нагрузки
обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся
осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя
анатомические, физиологические и психологические особенности.
В связи с тем, что мальчики 8 - 11 лет имеют относительно низкие функциональные
возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности
психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к
занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 8 - 11 лет технике владения мячом и тактике игры
следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста. Не следует
требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе, применять много
упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на
меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более двух-трех технических приемов,
проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на футбольном поле
установленных размеров.
Ознакомление начинающих футболистов с основными группами технических приемов,
позволяющими успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует
формированию стойкого интереса занимающихся к футболу.
Овладение тактическими действиями в условиях командной игры 11х 11 является для них
наиболее трудной задачей. Мальчикам доступно овладение индивидуальными и групповыми
тактическими действиями в двухсторонних играх и игровых упражнениях в ограниченных
составах ЗХЗ, 4х4, 5Х5 на малых игровых площадках (30 - 50 м и 20 - 30 м).
Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать подвижные игры,
направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения
взаимодействовать с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной
физической подготовленности, в занятиях с детьми 8 - 11 лет до 50% времени следует
отводить физической подготовке.
Используются доступные средства из программного материала по общей и специальной
физической подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты,
ловкости, гибкости,.
Начальное обучение подростков 12 - 15 лет и юношей 16 - 17 лет проводится с учетом
индивидуальной подготовленности занимающихся. Футболисты, ранее самостоятельно
освоившие основные технические приемы владения мячом, часто выполняют их не обычно,
не стандартно: один за счет быстроты, другой - за счет ловкости, третий - за счет силы.
Задача состоит в том, чтобы правильно оценить достоинство и недостатки в технике, увидеть
перспективу юного футболиста, помочь ему развить сильные и подтянуть до необходимого
уровня слабые качества.
Обучение и закрепление технико-тактических приемов у подростков и юношей, имеющих
навыки владения мячом, следует проводить при помощи более сложных упражнений по
сравнению с футболистами 8 - 9 и 10 - 11 лет. Необходимо помнить, что юный футболист
пришел в ДЮСШ для дальнейшего совершенствования. Поэтому подбираемые для него
упражнения должны быть, с одной стороны, доступны, а с другой стороны, следует
требовать от него определенного напряжения для их освоения. В противном случае у
футболистов падает интерес к занятиям.
Для решения задач, стоящих перед группами начальной подготовки, используются в
основном комплексные учебно-тренировочные занятия.
15

Для детей 11 - 12 лет значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты
движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для
успешного овладения рациональной техникой передвижения. В связи с тем, что в возрасте 10
– 12 лет значительное повышение скорости бега обусловлено естественным ростом
быстроты движений, предпочтение отдается естественным движениям, выполняемым в
игровой форме, в спортивных и подвижных играх. Игровой материал должен занимать до
50% времени.
Поскольку силовые возможности детей невелики, воспитание силы следует осуществлять
весьма осторожно, используя в основном кратковременные силовые напряжения, в
большинстве случаев динамического характера. Применяются главным образом упражнения
с отягощением небольшого веса, выполняемые с большой скоростью. Основное внимание
должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата и
особенно мышц, которые в процессе естественного роста развиты слабо (мышцы живота,
косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней
поверхности бедра).
В занятиях с юными футболистами 10 - 12 лет основным средством воспитания общей
выносливости является равномерный длительный бег. Его продолжительность постепенно
увеличивается с 10 до 30 мин. Используются также циклические виды спорта, плавание,
лыжи и т. д.
Воспитание ловкости и гибкости создает основу для успешного овладения сложными по
координации движениями. Рекомендуется применять подвижные и спортивные игры,
акробатические упражнения, прыжки, упражнения в равновесии. Беговые упражнения
выполняются с дополнительным заданием (внезапные остановки, изменение направления,
повороты, требования максимальной быстроты).
Для воспитания гибкости используются упражнения без предметов и с легкими
предметами, выполняемые с большой амплитудой, в сочетании с упражнениями,
укрепляющими суставы и связки.
При изучении техники и тактики используются в основном целостные упражнения.
Причем все они должны носить строгую целевую направленность. Количество стереотипных
повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами
движения) уменьшается.
Меняется и усложняется обстановка. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое
действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом важно, чтобы
технические приемы и тактические действия при выполнении не искажались, а целевая
точность была в допустимых границах.
В возрасте 12 - 14 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию
скоростно-силовых качеств и мышечной системы. Поэтому значительное место в составе
средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков,
метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в
беге. Каждое упражнение повторяется кратковременно (8 - 10 раз по 10 - 15 сек) в виде
нескольких серий с интервалом отдыха 2 - 3 мин.
Юным футболистам доступны упражнения с отягощением, равным 50% собственного
веса. Однако для воспитания силы в основном используются скоростно-силовые
упражнения.
Для воспитания выносливости следует использовать: кроссовый бег в равномерном и
переменном темпе с постепенным увеличением длины дистанции до 2 - 3,5 км; повторный
бег на отрезках 30 - 40 - 50 м с короткими интервалами отдыха (15 - 30 сек); подвижные и
спортивные игры, серийное выполнение беговых и игровых упражнений (работа
субмаксимальной мощности не более 30 - 40 сек с частотой пульса 160 - 170 уд/мин, число
повторений в серии – 4 - 6, число серий – 2 - 3 с интервалом отдыха 1,5 - 2,5 мин).

16

В старших группах большое внимание уделяется воспитанию быстроты, которая
наиболее трудно поддается развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации
достигнутого уровня развития быстроты, необходимо наряду с повторным бегом
максимальной скорости широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые
упражнения (на гимнастических снарядах, со штангой и т. д.). Вследствие увеличения
общего объема применяемых средств тренировки и соревнований все большее значение
получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом
сопряженных воздействий. В процессе тренировки упражнения подбираются:
— по направленности, характеризующей структуру и содержание игры
(совершенствование техники и тактики, развитие физических качеств);
— по воздействию на отдельные функции организма (аэробные, анаэробные и
смешанные);
— по продолжительности и интенсивности упражнений, количеству повторений,
величине пауз и т. д.
Применяя специальные упражнения с мячом с учетом величины и направленности
нагрузок, представленных в таблице, можно совершенствовать технико-тактическое
мастерство и развивать целенаправленно физические качества.

17

Приложение 3

Организация воспитательной работы
в объединении «Футбол»
Высокие требования к учебе и спорту, острый дефицит свободного времени, частые
стрессовые ситуации, связанные с участием в соревнованиях, — все эти факторы требуют
своевременного психического восстановления ребенка. Педагог наряду с процессом
обучение должен уделять достаточное время для воспитания учащихся. Организация
целенаправленной и систематической воспитательной работы в объединении очень важна.
Она окажет благотворное окажет благотворное влияние на развитие личностных качеств
детей и на дальнейший жизненный путь юных футболистов,
Планирование воспитательной работы. Эффективность воспитательной работы с
юными спортсменами во многом зависит от четкости ее планирования, от умения тренера
ставить на каждом этапе педагогического процесса конкретные воспитательные задачи,
используя для их решения богатый арсенал форм, средств и методов.
В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм,
которые подразделяются на м а с с о в ы е (с участием всех учебных групп школы), г р у п п
о в ы е (с участием одной или нескольких групп) и и н д и в и д у а л ь н ы е (рассчитанные на
отдельных обучающихся).
Ниже приводится перечень форм воспитательной работы, которые можно использовать
при составлении плана.
Т р у д о в о е в о с п и т а н и е: подготовка и ремонт оборудования и инвентаря,
подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т.
д.), участие в субботниках.
Нравственное воспитание: беседы па этические и спортивно-этические темы, диспуты,
читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный прием и
выпуск воспитанников спортивной школы, проведение торжественных собраний,
празднование «дней рождения», посещение театров, музеев, выставок, встречи с деятелями
литературы и искусства, походы в кино, экскурсии, турпоходы и др.
Каждое из планируемых мероприятий должно отвечать конкретной воспитательной
задаче, а вся воспитательная работа — главной цели — формированию всесторонне и
гармонично развитой личности.
Учитывая ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо
вести поиск наиболее эффективной организации и использования форм воспитательной
работы.
Одним из наиболее эффективных являются к о м п л е к с н ы е формы воспитательной
работы, т. е. такие, которые сочетают в себе элементы всех основных направлений
воспитательного процесса.
Подобная организация воспитательного процесса возможна лишь при наличии дружного,
сплоченного к о л л е к т и в а тренеров и учащихся, где успехи и неудачи каждого его члена
становятся достоянием и объектом внимания остальных, а общее дело — личной заботой
каждого. Активная поддержка со стороны родителей позволит более плодотворно решать
насущные воспитательные проблемы.
Особое внимание в плане воспитательной работы необходимо уделять работе в
спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время выезда
команды на соревнования в другие города, поскольку условия жизнедеятельности команды
(одной или нескольких) имеют свои специфические особенности, которые прежде всего
характеризуются отсутствием привычных в обычных условиях факторов воздействия, а
именно: семьи, школы, друзей и знакомых. В связи с этим тренер становится главным и
18

единственным руководителем воспитательного процесса, что накладывает на него очень
серьезную ответственность. Данные условия имеют и другие, не менее важные особенности.
Так, в период соревнований у юных спортсменов появляется больше, чем во время учебного
года, свободного времени, и если целенаправленно его не организовать, то очень скоро
обнаружатся нежелательные явления, порожденные скукой, — карты, курение, конфликтные
ситуации и другие проявления недисциплинированности. Поэтому перед выездом на
соревнования необходимо продумать программу воспитательной работы с учетом целевого
назначения сборов, их продолжительности, условий и места проведения, состава участников.
Во время выезда на соревнования воспитательная работа направлена прежде всего на
обеспечение устойчивого психического состояния спортсменов, снятия эмоционального
перевозбуждения, поддержание дружеских взаимоотношений, обеспечивающих высокую
сплоченность коллектива.
Целенаправленное и конкретное планирование воспитательных воздействий позволит
тренеру предусмотреть возможность проявления нежелательных явлений и наметить
действенные меры их предотвращения.
Использование специальных методов педагогики, психологии и социальной психологии
для изучения групповых и индивидуальных показателей значительно повысит достоверность
и объективность информации, полученной в результате наблюдений и бесед.
Активная и творческая совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей —
залог дальнейшего совершенствования работы по подготовке футболистов и воспитанию
гармонически развитых граждан нашего общества.

19

Приложение 4
Информационно-методическое обеспечение программы
Литература для педагога
1. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры головой (Текст): Уч.методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
2. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных
положений» (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион,
2006. – 128 с.
3. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности
действий с мячом (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.:
ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
4. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического
мастерства (Текст): Уч.-методич. пособие/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ
Дивизион, 2006. – 80 с.
5. Голомазов С.В. Футбол. Универсальная техника атаки (Текст): Уч.-методич. пособие/
С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 80 с.
6. Искусство подготовки высококлассных футболистов (Текст): Науч.-методич.пособие/
Под.ред.проф.Н.М.Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион,
2006. – 432 с.
7. Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. – 2-е изд. – М.:
Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 112с.
8. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет/ Годик М.А., Мосягин
С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2008 – 272 с.
9. Селуянов
В.Н.
Физическая
подготовка
футболистов
(Текст):
Уч.методич.пособие/В.Н. Селуянов, С.К.Сарсания, К.С. Сарсания. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион,
2006. – 192 с.
10. Чирва Б.Г. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга (текст): Уч.
методич. пособие/ Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 80 с.
11. Чирва Б., Голомазов С.В. Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для
обучения игре в штрафной площади футболистов 11-15 лет: Методические разработки для
тренеров. Выпуск 22. – М., РГУФК, 2004. – 35 с.
12. Чирва Б.Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры» (текст):
Уч. методич. пособие/Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с.
13. Швыков И.А. Подготовка вратарей в футбольной школе. – 2-е изд. – М.: Олимпия
Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. – 96 с., ил.
14. Мини-футбол. Примерные
программы спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва / Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С. – М.: Советский Спорт,
2010.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».