1. Пояснительная записка. Актуальность. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года указано: «Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи». Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих ценностей, которые могут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Процесс формирования семейных ценностей у ребенка предполагает включенность в него двух социальных партнеров, с одной стороны, – это образовательная организация, а с другой, – семья. Однако необходимо отметить что, в современных условиях семья, переживающая кризис, приводящий к ее трансформации, не в полной мере осознает свою значимость и необходимость взаимодействия с образовательной организацией по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Сделать это можно через разные формы работы с родителями. Наше образовательное учреждение предлагает организовать работу с семьями через создание физкультурно-спортивного клуба для родителей и детей «Семейный спорт». Программа предполагает проведение занятий по обучению техническим и тактическим приемам игры в настольный теннис, волейбол, пионербол, проведение физкультурно-массовых мероприятий, конкурсов и лектория для родителей. Физкультура – это основа здоровья, которое соответственно традиционным представлениям, является такой же ценностью, как любовь, уважение к старшим и т.п. А совместные занятия спортом, активный отдых способствуют не только укреплению здоровья всех членов семьи, но и зарождению традиции регулярных семейных занятий физкультурой и спортом. Занятия родителей с детьми являются источником радости для тех и других, обогащают и оздоравливают их отношения, способствуют установлению эмоционально - тактильного контакта взрослого с ребенком. Программа физкультурно-спортивной направленности «Семейный спорт» способствует формированию социально-активной личности. Отвечает социальным запросам обучающихся и их родителей, так как направлена на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Составлена на основании: 1. федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ). 2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 1 марта 2023 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). 5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устава ЦРТДиЮ. Цель программы: формирование семейных ценностей через физкультурно-спортивную деятельность. Задачи: укрепить интерес родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми; познакомить с основными приемами игры в волейбол/пионербол; развивать основные физические качества: ловкость, внимание, выносливость, быстроту реакции. Занятия в клубе «Семейный спорт» проводятся один раз в неделю и рассчитаны на детей в возрасте от 7 до 18 лет (обучающихся ЦРТДиЮ), имеющих медицинский допуск к занятиям физической культурой, и их родителей (законных представителей). Объем программы и режим работы Период Этап подготовки Продолжи тельность занятия Количес Количес Количес Количес тво тво тво тво занятий часов в недель часов в в неделю год неделю 1 3 36 108 1 год Спортивно3 обучения оздоровитель учебных ный часа Итого по программе 108 Ожидаемые результаты реализации программы «Семейный спорт»: Качественные показатели: - участники программы приобретут умения и навыки в игровых видах спорта: волейбол, пионербол; - повысится уровень знаний участников программы в области здорового и безопасного образа жизни; - произойдет сплочение семей и зарождение традиции регулярных семейных занятий физической культурой и спортом и организации активного досуга. № п/п 1. Учебный план Наименование темы (раздела) Обще Количество Форм е колчасов а во Теория Практи аттест ации часов ка Бесед Вводное занятие. Правила техники 2 1 1 а безопасности. 2. Основы теоретических знаний 2.1 Оборудование и инвентарь для игры в пионербол/волейбол (особенности инвентаря). Правила игры и судейство игры пионербол и волейбол по упрощенным правилам. 4 3 2 1 2 - 2.3 Гигиена. Режим дня. 2.4. Правила здорового и безопасного образа жизни. Профилактика вредных привычек. 3. Общая физическая подготовка 3.1. Общая физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений. 3.2. Общеразвивающие упражнения без предметов. 3.3. Упражнения с предметами. 4. Спортивные игры 1 1 - Беседа 1 1 - Беседа 14 3 11 2 1 1 6 1 5 6 1 5 21 2 19 5 1 4 Провед ение игр 16 1 15 Зачет 10 4 6 Провед ение игр Специальная физическая подготовка –пионербол, волейбол 6.1. Подготовительные упражнения на развитие основных физических качеств волейболиста. 6.2. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли и передачи мяча 6.3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. 7. Техническая подготовка - волейбол 12 3 9 4 1 3 4 1 3 4 1 3 19 5 14 7.1. Подводящие упражнения 3 1 2 4.1. Спортивные игры (элементы спортивных игр: футбол, баскетбол, регби, бадминтон и т.п.). Правила проведения спортивных и подвижных игр. 4.2. Пионербол: расстановка игроков, перемещения, техника ловли, подачи и передачи мяча. Подвижные игры (игры с мячами, с 5. бегом, метанием, лазанием и ловлей мячей) 6. 7.2. Перемещения и стойки. 3 1 2 7.3. Передачи мяча 5 1 4 7.4. Прием мяча после подачи 5 1 4 7.5. Подачи: нижняя прямая, боковая 3 1 2 6 1 5 20 4 18 108 26 82 8. 9. Тактическая подготовка. Тактика защиты Физкультурно-массовая работа: соревнования, физкультурные праздники, эстафеты, товарищеские встречи, лектории для родителей ВСЕГО ЧАСОВ Участие в соревнованиях Содержание разделов программы 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности – 2 ч. Знакомство с обучающимися и их родителями. Правила поведения во время занятий; правила техники безопасности и пожарной безопасности. 2. Основы теоретических знаний – 4 ч. 2.1. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол (особенности инвентаря). Особенности и правила игры в пионербол и волейбол по упрощенным правилам. 2.3. Гигиена. Гигиена мест занятий, сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Режим дня. Режим питания и питьевой режим. 2.4. Правила здорового и безопасного образа жизни. Профилактика вредных привычек (основные правила здорового образа жизни: режим дня, питание, отказ от вредных привычек, закаливание, занятия физической культурой и двигательная активность). 3. Общая физическая подготовка –14 ч. 3.1. Общая физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения. Тесты ОФП входной контроль (Приложение № 1). 3.2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Правила и техника выполнения упражнений. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа. Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук. Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении. Упражнения на внимание, ловкость и координацию движения. 3.3. Упражнения с предметами. Техника безопасности и правила выполнения упражнений с предметами. Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, бег, перепрыгивая через скакалку. Упражнения с гантелями (1 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук. Упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками, резиновыми амортизаторами, скакалками; на гимнастической стенке и скамейке, перекладине. 4. Спортивные игры - 21 ч. 4.1. Правила проведения спортивных и подвижных игр. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, футбол, регби, волейбол, бадминтон и др. (правила игры и основные технические приемы в нападении и защите; простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении). 4.2. Игра пионербол: расстановка игроков, перемещения, техника подачи, ловли и передачи мяча, подробные правила игры, игра на счет и минисоревнования. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол), Две команды занимающихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Команды в составе 4x4. Команда, выигравшая право на передачу, меняется зонами площадки. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком. 5. Подвижные игры - 10 ч. Игры с бегом. «Быстро возьми, быстро положи». «Перемени предмет», «Ловишки». Игры с прыжками. «Не попадись», «Удочка». Игры с метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий?». Игры и упражнения с волейбольными мячами. Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», специальные эстафеты с выполнением заданий в разнообразных сочетаниях с элементами волейбола. 6. Специальная физическая подготовка- 12 ч. 6.1. Подготовительные упражнения на развитие основных физических качеств волейболиста. Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом - индивидуально (в стену) и с партнером. То же, но с изменением расстояния, траектории и направления. В парах и тройках. Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см. (над собой или в стену). Передачи баскетбольного мяча на расстояние 1 м. Бег: с остановками и изменением направления; ускорения; с прыжками, падением и перекатом; имитацией передачи в стойке. «Челночный» бег, передвижение приставными шагами, выполнение определенного задания по сигналу: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения. 6.2. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча (сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями). Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей. Упражнения с гантелями для кистей рук. 6.3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач (круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой). Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивным мячом. 7. Техническая подготовка- 19 ч. 7.1. Подводящие упражнения. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Обучение расположению кистей и пальцев рук, на мяче. Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасывания. То же, но мяч набрасывает партнер. Передача мяча в стену. 7.2. Перемещения и стойки (стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед. 7.3. Передачи (передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями; па точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию. 7.4. Подачи: пионербольная и волейбольная нижняя прямая (боковая). 8. Тактическая подготовка- 6 ч. Тактика защиты. 1. Индивидуальные действия: выбор места на волейбольной площадке; способы перемещения на площадке; техника нижней прямой подачи; выбор места для приема подачи; передача мяча в стену и над собой. 2. Групповые действия и командные действия: взаимодействие игроков на площадке; расположение игроков при приеме подачи; передачи мяча в парах и тройках; командная игра в пионербол и волейбол по упрощенным правилам. Учебные игры на счет. 9. Физкультурно-массовая работа – 20 ч. Физкультурные праздники, спортивные соревнования и эстафеты. Спортивно – познавательные мероприятия (праздники): «Широкая масленица», «Мы выбираем здоровье», «Безопасное колесо», «За здоровьем всей семьей», «В поисках семейных ценностей», «Семейные старты», «От мячика до мяча». Фото-конкурс «Я и моя спортивная семья». Онлайн-викторина «Спорт и здоровье». Лектории для родителей «В здоровом теле здоровый дух», «Физкультура против стресса». Соревнования по пионерболу, волейболу, бадминтону, спортивному многоборью и дартсу. Программа «Семейный спорт», лектории и сценарии физкультурноспортивных праздников размещены на сайте Центра развития творчества детей и юношества р.п. Чегдомын https://gorod-detstva.profiedu.ru/ в разделе Экспериментальная и инновационная деятельность – краевой инновационный комплекс (Сборник материалов по формированию семейных ценностей личности обучающихся в детско-взрослом сообществе). 3. Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение программы Материальноволейбольная сетка; техническое - волейбольные мячи – 10 шт.; обеспечение - табло для счета; - секундомер; -дополнительный инвентарь: гимнастические скамейки, палки и маты; баскетбольные, резиновые, набивные мячи и мячи – фитболы; скакалки, кегли, рулетка, бадминтонные ракетки, клюшки, конусы для разметки и т.п. ТСО Информационн ое обеспечение Кадровое обеспечение мультимедийное устройство; магнитофон. Фото-конкурс «Я и моя спортивная семья». Родительский лекторий: «В здоровом теле здоровый дух», «Береги зеницу ока!», «Физкультура против стресса». История развития игры волейбол в России и за рубежом. Тесты физической подготовленности по ОФП (общей физической подготовке) и соревнования по пионерболу и волейболу. Педагог дополнительного образования Т.Г. (высшая квалификационная категория). Переверзева Формы контроля и методика отслеживания результатов В начале года (сентябрь) проводится входное тестирование, а в мае итоговое - нормативы по общей физической подготовленности (Приложение № 1). По результатам тестирования должна быть положительная динамика в показателях основных физических качеств. Кроме нормативов, в рубежный и итоговый контроль входят участие в соревнованиях по пионерболу, волейболу и спортивному многоборью. Список литературы 1. Зимонина В.Н. Программа «Расту здоровым» - М.: «Просвещение», 2001г. 2. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2006 3. Прищепа С. «Физкультурные занятия родителей с детьми», журнал «Здоровье дошкольника» № 5 – 2008 г. 4. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». Календарный учебный график Номер занятия Название разделов программы 1 2 3 Сентябрь Дата + Вводное занятие. Правила техники безопасности. Предупреждение травматизма и 1 мед. помощь при спор. травмах. Основы теоретических знаний Правила игры в пионербол. Общая физическая подготовка Особенности выполнения физических упражнений. Общеразвивающие упражнения без предметов. Спортивные игры (элементы спортивных игр: футбол, баскетбол, регби, бадминтон). Правила проведения спортивных и подвижных игр. Пионербол: расстановка игроков, перемещения, техника ловли и передачи мяча. Подвижные игры (игры с + мячом, с бегом, метанием, лазанием и ловлей) Специальная физическая подготовка Подготовительные упражнения для развитие основных физических качеств волейболиста. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передач мяча. Учебные игры в пионербол и волейбол. Спортивно-массовые мероприятия и соревнования + + 4 5 6 7 Октябрь + + 10 11 + + 12 13 14 Декабрь + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 17 + + + + + + 18 + + + + + + + + + + + + + + + + + 16 Январь + + 15 + + + 9 Ноябрь + + 8 + + + + + + + + + + + + Номер занятия Название разделов программы 19 20 21 22 23 24 Январь Февраль Дата Правила техники безопасности. + Основы теоретических знаний Режим дня. Правила здорового и безопасного образа жизни. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол (особенности инвентаря). Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с предметами (фитбол, гимн. палка) Спортивные игры (элементы спортивных игр: футбол, баскетбол, бадминтон). Подвижные игры (игры с + мячом, с бегом, метанием, лазанием, ловлей и передачей мячей) Специальная физическая подготовка Подготовительные упражнения для развитие основных физических качеств волейболиста. Упражнения для развития + качеств, необходимых при выполнении передач и подач мяча. Учебные игры в пионербол и волейбол. Спортивно-массовые мероприятия, соревнования, конкурсы; воспитательные мероприятия. + + + + + + + 25 27 28 Март + + + 26 + 29 30 31 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 34 + + + + 35 36 Май + + 33 Апрель + + 32 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Приложение 1 Контрольные нормативы Входное тестирование № 1 2 3 4 5 Спортивное испытание 9-10 лет 11-13 лет 15-17 лет 35-40 лет 40-50 лет м ж м ж м ж м ж м ж 50 и старше м ж 15 8 20 12 24 12 22 10 20 8 15 8.9 7.9 8.5 7.2 8.0 7.6 8.0 7.9 8.4 8.4 9.0 150 180 175 200 185 230 185 200 180 190 175 30 40 35 45 40 45 40 40 35 30 35 40 45 50 50 45 45 40 45 Подтягивание на перекладине 5 из виса М Из виса лёжа Ж (кол-во раз) Челночный бег 3х10 8.5 метров (сек) Прыжок в длину с места 160 – толчком двумя ногами (см) Поднимание туло- вища из положе- ния 35 лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены (кол-во раз за 1 минуту) Прыжки через скакалку (за 1 минуту) 35 35 40 40 Приложение 2 Фото семейных мероприятий Участники мероприятия «Семейные старты» Участники игры «В поисках семейных ценностей» Участники спортивно-познавательного мероприятия «От мячика до мяча» Участники мероприятия «Безопасное колесо» Награждение победителей и призёров соревнований