Пояснительная записка. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея, ведущего патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» составлена в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Положением о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П). Уставом ЦРТДиЮ. Актуальность программы заключается в том, что в процессе освоения программы, учащиеся овладевают не только теоретическими основами краеведения и музееведения, но и включаются в конкретную музейно-краеведческую исследовательскую и экскурсионную деятельность. Полученные знания позволяют учащимся принимать участие в научно-практических конференциях и краеведческих мероприятиях. Педагогическая целесообразность заключается в том, что освоение данной программы способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Цель программы: формирование базовых умений и навыков в области музееведения. 2 Задачи: - освоить знания по способам представления музейных материалов, построения музейных экспозиций; - развивать культуру речи и культуру публичного выступления - способствовать воспитанию музейной культуры. Срок реализации программы 1 год. Программа «Школьный музей» рассчитана на обучающихся 12 – 15 лет. Объем программы и режим работы Период Организация Продолжительность занятия Кол-во часов в неделю Кол-во недель 1ч Кол-во занятий в неделю 1 1ч 36 Колво часов в год 36 ч 1 год обучения МБОУ ЦРТДиЮ МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия 3ч 1 3ч 36 108 ч Итого по программе 144 ч Программа является сетевой. Реализуется ЦРТДиЮ, МБОУ СОШ №2 с привлечением сотрудников Межпоселенческого краеведческого музея. Программа составлена на основе ДООП Сидоровой Е.П. «Школьный музей: путешествие в прошлое» г.Всеволожск, 2022г. № Раздел Учебный план Теория Всего часов Практика Теоретический курс 36 18 18 1 Организация школьного музея 8 4 4 2 Экспозиции школьного музея 8 4 4 3 Экскурсионная работа в музее 8 4 4 4 Создание сайта школьного музея 10 6 4 3 Организация ЦРТДиЮ 5 Итоговое занятие 2 - 2 Практический курс 108 - 108 Организация школьного музея 18 - 18 Экспозиции школьного музея 24 - 24 Экскурсионная работа в музее 18 - 18 Создание сайта школьного музея 48 - 48 144ч 18 126 Итого МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия Содержание (ЦРТДиЮ) 1. Организация школьного музея 1.1. Комплектование фондов школьного музея. Теория. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Выявление и сбор предметов музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Практика. Составление планов поисково-собирательской деятельности. Распределение обязанностей. 1.2. Учет и хранение краеведческих материалов. Теория. Организация учета и обеспечения сохранности краеведческих экспонатов. Основные формы учета музейных предметов. Практика. Проведение игры-практикума по ведению по ведению полевых документов. 1.3. Фонды школьного музея Теория. Структура и состав собрания школьного музея. Принципы формирования фондов и коллекций. Практика. Практикум-игра по разработке структуры музейного собрания, тематических, систематических и персональных коллекций. 2. Экспозиции школьного музея 2.1. Формирование экспозиции Теория. Виды экспозиций, экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов. Практика. Составление тематико-экспозиционного плана и архитектурнохудожественного решения. 2.2. Тексты в музейной экспозиции Теория. Правила написания текстов и их размещение в музейной экспозиции. Практика. Составление текстов к готовой музейной экспозиции. 3. Экскурсионная работа в музее 3.1. Правила составления экскурсии 4 Теория. Основные требования и этапы составления экскурсии. Приветствие, основная часть и заключение в составлении экскурсии. Практика. Составление экскурсии по готовой экспозиции. 3.2. Проведение экскурсии Теория. Просмотр видеороликов с музейными экскурсиями. Практика. Проведение экскурсии по подготовленной экспозиции 4. Создание сайта школьного музея. 4.1. Разработка макета сайта. Размещение сайта в сети Интернет Теория. Требования к созданию сайтов. Знакомство с сайтами школьных музеев. Практика. Выбор программы для создания сайта. Разработка эскизов сайта. Создание макета. 4.2. Отбор и размещение информации на сайте Теория. Правила размещения информации на сайте. Практика. Отбор, подготовка и размещение информации на сайте. Содержание (МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия) 1.Организация школьного музея Практика. Выборы Совета школьного музея. Планирование деятельности. Создание логотипа музея. Работа по плану деятельности музея. 2.Экспозиции школьного музея Практика. Выбор темы экспозиции. Сбор экспонатов для экспозиции. Оформление собранных экспонатов. Оформление экспозиции. 3.Экскурсионная работа в музее Практика. Разработка текста экскурсии по подготовленной экспозиции. Подготовка у конкурсу экскурсоводов. 4.Создание сайта школьного музея Практика. Подготовка материалов и размещение информации на сайте. Планируемые результаты. Предметные В результате изучения материала учащиеся будут знать: - правила сбора и хранения музейных экспонатов; - особенности построения музейной экспозиции; - алгоритм составления музейной экскурсии; будут уметь: - оформлять поступившие экспонаты; - создавать тематические экспозиции. Метапредметные будут знать: - правила поиска и отбора информации; - правила проведения исследовательской работы в музее; - правила публичного выступления. будут уметь: - проводить тематические экскурсии; - представлять исследовательские проекты. 5 Личностные будут знать: - нормы музейного этикета; - о необходимости сохранения музейных экспонатов будут уметь: - передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную деятельность. Условия реализации программы. материально-техническое обеспечение: - школьные музейные комнаты (уголки); - компьютер с подключением к сети Интернет. информационное обеспечение: - Методические рекомендации "Основные направления и формы работы школьного музея" http://kcdod.khb.ru/files/documents/14100_metodichka_davidova_dlya_pdf.pdf - Методические рекомендации "Как организовать и провести тематическую экскурсию по школьному музею" http://kcdod.khb.ru/files/documents/11717_tematicheskaya_ekskursiya.pdf - Школьный музей: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений http://kcdod.khb.ru/files/documents/metod-rab-ctkis-1-school-miseum.pdf кадровое обеспечение - Франчук Светлана Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей категории; - Лештаева Ольга Владимировна – директор Межпоселенческого музея; - учиделя МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия. Форма контроля. Итоговый контроль усвоения материала по программе «Школьный музей» проводится по итогам учебного года. Формы представления результатов. Основными формами представления результатов являются: - участие в создании музейной экспозиции; - участие в конкурсах; - разработка и проведение тематической экскурсии. Оценочные материалы. Для проверки результатов усвоения программного материала используются следующие материалы: Лист фиксации результатов участия в конкурсах (Приложение 1), Оценочные листы (Приложение 2), Результаты теста «Методика и организация музейно-выставочной деятельности» (Приложение 7). Методическое обеспечение. Содержание курса занятий определяется следующей структурой: от изучения организации работы школьного музея к самостоятельной работе по разработке и оформлению экспозиций и проведению экскурсионных мероприятий. 6 1.Задания на определение исследовательских способностей учеников. (Приложение 3) 2. План составления и оформления текста экскурсии. (Приложение 4) 3. Методика создания экспозиции школьного музея. (Приложение 5) Список литературы: 1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994. 2. Письмо Министерства Образования РФ от 12.03.2003 №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений». «Вестник образования» №11, 2003 год 3. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год 4. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985. 5. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989. 6. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006. 7. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005. 8. - Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину ... http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html 9. Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером….]// http: // www.kadashi.ru. 7 Приложение 1 Лист фиксации результатов участия в конкурсах Фамилия имя Конкурс школьных музеев Конкурс экскурсоводов Краевая патриотическая акция «Имя Героя» 8 Краевой этап Конкурс «Музей и дети» Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности» Приложение 2 Оценочный лист районного конкурса экскурсоводов «Молодое поколение рассказывает» (макс. 5 баллов) ФИ конкурсанта Критерии оценки Правильность оформления текста экскурсии Владение материалом, компетентность экскурсовода Последовательность построения экскурсии: сочетание рассказа с показом, логические переходы Культура речи, артистизм экскурсовода Умение отвечать на вопросы Имидж экскурсовода Член жюри __________________ 9 Приложение 3 Задания на определение исследовательских способностей учеников. Они очень простые, но на первом этапе помогают учителю определить способности к творческой деятельности, нестандартный тип мышления. Предлагаем ученикам выполнить любое из предложенных заданий: 1. За одну—две минуты составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить его устно в течение 5 минут. 2. На стандартном листе при помощи цветных фломастеров в течение 5 минут придумать и нарисовать картину. 3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребёнка прокомментировать 4. Предложить ребёнку в 3-5 предложениях описать пейзаж за окном. 5. Привести ассоциации, связанные с каким-либо самым обычным словом. его. (Например, птица, стол, машина). При анализе ответов учитель должен учитывать скорость процессов воображения, оригинальность представленных образов, богатство фантазии, глубину ответов. Простое описание пословицы или предложенного слова говорит о том, что школьник вряд ли будет полноценным исследователем. Если ученик не имеет явных способностей к такой работе, это не говорит о том, что он не сможет провести исследование или стать учёным. Практика показывает, что человека без выдающихся способностей можно научить заниматься научной деятельностью, и он вполне может добиться хороших результатов и даже стать учёным. Подобные примеры в истории науки нередки. Но до этого необходимы личные качества, такие как трудолюбие, ответственность, любознательность, заинтересованность и желание что-то сделать. Всё остальное зависит от руководителя, в данном случае от учителя, точнее от того, насколько правильно будет организована деятельность учеников. 10 Приложение 4 Требования к составлению текста экскурсии Текст должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого, достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общий композиции экскурсии. Каждая экскурсия состоит из трех главных частей, вступления, основной части и заключения. Вступление. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Оно сближает и устанавливает контакт с аудиторией, привлекая ее внимание. Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания. Из текста во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов. Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии – ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе. Вступительная беседа длиться не более 2-3 минут. В ней важна не информационная нагрузка, а прежде всего коммуникативная сторона позволяющая, расположить к себе людей, что важно для начала всякого общения. Необходимо поддерживать контакт с группой на протяжении всей экскурсии, в том числе и на переходах от одного к другому. Переход может стать отдыхом, разрядкой для группы, однако он никак не должен быть перерывом в работе экскурсовода. Переход - не пауза в экскурсионном общении, а его продолжение, но уже более личностное (ответы на вопросы, беседа с отдельными членами группы). 11 Приложение 5 Методика создания экспозиции школьного музея Слово экспозиция происходит от латинского глагола «expono» — выставлять напоказ — а также от производного от него существительного «exposition» - изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных на обозрение. Музейная экспозиция имеет свои особенности: предметы, предложенные к просмотру, объединены некой совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они получают новый статус — становятся экспонатами — предметами, выставленными на обозрение. Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебнопознавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу. У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования. Концепция экспозиции В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п. Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы. На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами. 12 Построение экспозиции Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ). Схема построения музейной экспозиции Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции: - принцип историзма; - историко-хронологический принцип; - тематический принцип. Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли. Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса. Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы. В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы. Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут последовательность осмотра экспозиции. Поиск предметов Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами 13 комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов. Тематико-экспозиционный план Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно. На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематикоэкспозиционного плана. Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию. Графа №1 В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3.... 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д. Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом. В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы. В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более 14 мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине. В пятую графу включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Комсомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т.п.). Необходимо указывать и размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади. В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии. Архитектурно-художественное решение экспозиции Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п. В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств. После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Размещение оборудования и экспонатов Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д. При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции. 1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната. 15 2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние. 3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера. 4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.). Ориентирование в музее Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа. При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов. Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал вешают табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например: «Зал боевой славы выпускников школы», «Зал спортивной славы школы», «Мемориальный класс Ю.А.Гагарина» и т.п. Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфигурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»). Текст в экспозиции Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем. Этикетаж Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и 16 мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата. Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо. Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.). В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый интригующий этикетаж. Наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...». «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая будет интересна и взрослым, и детям. Монтаж экспозиции Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативнолаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п. Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится. 17 Приложение 6 Календарный учебный график (ЦРТДиЮ) № Всего часов Тема I Теоретический курс 18 1. Организация школьного музея 4 Комплектование фондов школьного музея. 1 Учет и хранение краеведческих материалов. 1 Основные формы учета музейных предметов. 1 Структура и состав собрания школьного музея 2. Экспозиции школьного музея 1 Формирование экспозиции 1 Основные приемы экспонирования музейных предметов Тексты в музейной экспозиции 1 Правила написания текстов и их размещение в музейной экспозиции Экскурсионная работа в музее 1 3. 4. Сроки проведени я сентябрь 4 октябрь 1 4 Основные требования и этапы составления экскурсии 1 Приветствие 1 Основная часть 1 Заключение. 1 Создание сайта школьного музея 6 Требования к созданию сайтов. 1 Знакомство с сайтами школьных музеев 1 Разработка макета сайта 1 18 Форма контроля ноябрьдекабрь январьфевраль Правила размещение сайта в сети Интернет 1 Подготовка изображений для размещения на сайте 1 Подготовка текстов для размещения на сайте. 1 II Практический курс 18 1. Организация школьного музея 4 Составление планов поисковособирательской деятельности. Проведение игры-практикума по ведению по ведению полевых документов. Практикум-игра по разработке структуры музейного собрания Практикум-игра по разработке структуры музейного собрания 2. Экспозиции школьного музея 1 сентябрь 1 1 1 4 Составление тематико-экспозиционного плана 1 Составление архитектурно-художественного решения 1 1 3. Составление текстов к готовой музейной экспозиции Составление текстов к готовой музейной экспозиции Экскурсионная работа в музее 1 4. Составление экскурсии по готовой экспозиции Составление экскурсии по готовой экспозиции Проведение экскурсии по подготовленной экспозиции Проведение экскурсии по подготовленной экспозиции Создание сайта школьного музея. Выбор программы для создания сайта. 1 Разработка эскизов сайта. 1 Создание макета. 1 19 октябрь 1 4 1 ноябрьдекабрь 1 1 4 январьфевраль Отбор, подготовка и размещение информации на сайте. 1 Итоговое занятие 2 май 36 ИТОГО Календарный учебный график (МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия) № 1 3. Всего часов Тема Форма контроля Сроки проведени я Организация школьного музея 18 Выборы Совета школьного музея 3 Планирование деятельности 3 сентябрь Формирование рабочих групп 3 октябрь Выбор направления деятельности музея 3 ноябрь Создание логотипа музея 3 Разработка плана работы музея на учебный год 3 2. Экспозиции школьного музея 18 Участие Выбор темы экспозиции 3 Участие Сбор экспонатов для экспозиции 3 Сбор экспонатов для экспозиции 3 Оформление собранных экспонатов 3 Размещение экспонатов 3 Оформление экспозиции 3 Экскурсионная работа в музее 24 Разработка текста экскурсии по подготовленной экспозиции Разработка текста экскурсии по подготовленной экспозиции 3 декабрь- январь февраль март 3 20 Разработка текста экскурсии по подготовленной экспозиции Подготовка у конкурсу экскурсоводов 3 Подготовка у конкурсу экскурсоводов 3 Подготовка у конкурсу экскурсоводов 3 Подготовка у конкурсу экскурсоводов 3 Подготовка у конкурсу экскурсоводов 3 Создание сайта школьного музея 48 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 Подготовка материала 3 Размещение информации 3 3 108 ИТОГО 21 Участие февраль май Приложение 7 Тест «Методика и организация музейно-выставочной деятельности» Художественные музеи делятся на музеи изобразительного искусства музеи народного искусства декоративно-прикладного искусства + все ответы верны Уникальным музейным предметом не является + типовой предмет реликвии каменные орудия эпохи неолита высокохудожественные произведения изобразительного искусства Основные формы комплектования музейных предметов это закупки коллекций дар целевые заказы + все ответы верны Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние римляне египтяне +древние греки ассирийцы Подробное описание внешнего вида предмета интерпретации систематизации +атрибуции классификации Перечислите основные социальные функции музея документирования организации свободного времени образования и воспитания +все ответы верны Перечислите типы музеев делящихся по принципу общественного назначения - научно-исследовательские - научно-просветительские - учебные - +все ответы верны 8. Совокупность музеев, существующих на одной территории это - +музейная сеть - профиль музея - музеи одной специализации - музеи коллекционного типа 9. По какому принципу группируются предметы в коллекции - по типам источников - по происхождениям - по содержаниям - +все ответы верны 10. Как называется коллекция если образующие ее разнотипные предметы связанные с определенным лицом или историческим событием - личная коллекция 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 22 - тематическая - +мемориальная - Систематическая 11. Коллекция созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется - музейная - тематическая - мемориальная - +личная 12. Выставки которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов - +отчетные - тематические - фондовые - систематические 13. Коллекция состоящая из предметов одного типа сгруппированных по определенному признаку классификации называется - мемориальная - музейная - +систематическая - тематическая 14. Коллекция сформированная из музейных предметов разных типов которые в своей совокупности раскрывают определенную тему - систематическая - личная - +тематическая - мемориальная 15. Перечислите основные типы музейных выставок - тематические - фондовые - отчетные - +все ответы верны 16. Выставки знакомящие посетителей с малодоступными коллекциями называются - тематические - +Фондовые - отчетные - систематические 17. Для пространственного экспонирования используется - витрина - подиумы - универсальная модульная система - +все ответы верны 23 Приложение 8 Положение об итоговом контроле обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный музей». 1. Общие положения Итоговый контроль обучающихся по ДООП «Школьный музей» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итогового контроля - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы «Школьный музей». Задачи итогового контроля: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области краеведения и музейной науки; выявление степени сформированности практических умений при проведении исследовательских работ и составлении музейных экскурсий; анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итогового контроля Итоговый контроль обучающихся по ДООП «Школьный музей» Центра развития творчества детей и юношества проводится (далее Центр) 1 раз, в конце учебного года. Сроки проведения итогового контроля: май. Форма проведения итогового контроля: результаты участия в образовательных проектах, учет практических результатов. 3. Критерии оценки результатов итогового контроля Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений программным требованиям; развитость специальных способностей. 4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе результатов итогового контроля обучающихся по ДООП «Школьный музей». Результаты итогового контроля обучающихся по ДООП «Школьный музей» анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне; 24 - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. • • • Описание уровней освоения программы высокий уровень - обучающийся овладел на 80–100% знаниями и умениями, предусмотренными программой за учебный год; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; в основном самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями; выполняет практические задания с элементами творчества; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях, занимает призовые места; средний уровень - объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50–80%; осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями при наличии инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает специальную терминологию с бытовой; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях; низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% знаний и умений, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет задания при поддержке педагога. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся по ДООП «Школьный музей» Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения № РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Год обучения Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) теория практика итого Фамилия, имя обучающегося По результатам итогового контроля __________ обучающихся закончили обучение по программе. Подпись педагога ____________ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся по ДООП «Школьный музей» Название программы Фамилия, имя, отчества педагога Группа (№) РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам итогового контроля __________ обучающихся закончили обучение по программе . Подпись педагога ____________ 25