Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Экономика первые шаги

Пояснительная записка
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние
на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям.
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и
ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет
семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно
распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту
экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве
окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения
его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств
для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к
пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика: первые
шаги» модифицированная, составлена на основе программ:Г.Т.Биктимировой «Экономика для
малышей», Корнеевой О.С. «Экономика: первые шаги» из Сборника программ внеурочной
деятельности под ред. Н.Ф.Виноградовой.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от
26.09.2019 № 383П)
7. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/ 391 «Об организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
8. Устав ЦРТДиЮ
Целью программы «Экономика: первые шаги» является: формирование начальных
представлений об экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи:
 формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности
человека;
 обеспечивать осознание детьми младшего школьного возраста взаимосвязи труда
человека с его результатами;
 развивать основы потребительской культуры;
 расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
 формировать бережливость, экономность.

В результате реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
ученики получают знания о семье как экономической единице общества,о важности взаимопомощи,
поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов.Учащиеся узнают, что
представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость.
Период
1 год обучения
2 год обучения
Итого по прогр.

Объем и режим программы
Продолжительность Количество Количество
занятия
занятий в
часов в
неделю
неделю
1 час
2
2
1 час
2
2

Количество
недель

Количество
часов в год

36
36

72
72
144

Используется групповая форма организации обучения. Для успешного освоения
программы количество детей в группе от 15до 25 человек. Форма обучения очная.
Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с иллюстрациями, познавательными заданиями, игры
ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Учебный план 1 год обучения
№
1
2
3
4

Название раздела
Всего
Я и моя семья
18
Моё и чужое
16
Почему люди трудятся
20
Все работы хороши
18
Итого
72
Календарный учебный график в Приложении1

Количество часов:
Теория
Практика
9
9
9
7
8
12
10
8
36
36

Содержание программы
Я и моя семья(18 ч.)
Теория. Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи.Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность
порядка.Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.Экономика как правила
ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость,
экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома»;
— игра «Деньги любятсчёт»;
— игра«Мой-дом»;
— игра«Бюджет семьи»;
— игра "Бартер»;
—игра «Моя семья моё богатство»;
—игра «Экономика семьи».
Моё и чужое (16 ч.)
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные
открытия).Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую.Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Практическая и игровая деятельность:
— игра «Страна Обмения»;
— игра «Собственность»;
— игра «Конкурент»;
— игра "Моё и чужое";
— игра «Профессии в моей семье».
Почему люди трудятся(20ч.)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет
осуждения.Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения
хозяйства.Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
—разгадываниекроссворда;
— рисование денег страны Экономики;
— загадки: «Экономические загадки»;
—практическая деятельность «Орудия труда»;
—загадки: «Профессия»;
— игра:«Дом невелик, да лежать не велит»;
— игра:«Путешествие в страну минуток».
Все работы хороши(18ч.)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт,
инженер).Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой,
с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).Как люди
выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
К концу 1 года обучения обучающиеся будут знать:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу 1 года обучения обучающиеся будут уметь:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— понимать,что такое бюджет семьи;
— для чего нужно работать и получать профессию.
Учебный план 2 год обучения
№
1
2
3

Название раздела

Количество часов
Всего
Теория
Что нам нужно для жизни
20
12
Хочу, могу и надо
16
10
Как товары и услуги исполняют
36
16
желания
Итого
72
38
Календарный учебный график в Приложении2.

Практика
8
6
20
34

Содержание программы
Что нам нужно для жизни (20 ч.)
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для
всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).Культурные
потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих
интересов.Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и
профессии.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»;
— игра"Что я возьму с собой в поход";
— кроссворд "Что нам нужно для жизни";
—деловая игра «Что нам нужно для жизни».
Хочу, могу и надо (16 ч.)
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на
их достижение.Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность
желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими
руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?», Игра
«Хочу,могу и надо» Рисования на тему «Желания моей семьи»
Как товары и услуги исполняют желания (36 ч.)
Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные
(пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары
приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт
товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Услуги — действия, которые оказывают
человеку различныелюди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта,
школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех»;
—кросворд «Зарабатная плата»;
—игра «Угадай профессию».
К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу 2 года обучения обучающиеся будут уметь:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
– различать товары и услуги.

Материально-техническое обеспечение программы:
Необходимое оборудование: ноутбук.
Информационное обеспечение:
Литература для педагога Приложение 3
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Способы проверки результатов
Итоговый контроль обучающихся в конце учебного года. Положение об итоговом контроле
обучающихся объединения "Экономика: первые шаги " в Приложении 1.
Формы аттестации: по итогам учебного года
Формы предоставления результатов:
-тестирование;
-итоги практической деятельности.
Оценочные материалы
-тест (Приложение 4)
- лист (таблица) для фиксации результатов (Приложение 5).
Методическое обеспечение
Отбор
содержания
дополнительной
общеразвивающей
программы
подчиняется
следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы
по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет
решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным
сферам социальной жизни.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших
школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого
для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения
ими элементарных экономических представлений, на базе которых формируются экономические
понятия.
Алгоритм учебного занятия
I. Вводная часть.
1. Организация начала занятия. Сообщение темы и плана занятия.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели занятия.
II. Основная часть (теоретическая часть, практическая часть)
1. Введение нового материала.
2. Контроль и самоконтроль; применение полученных знаний и умений на практике.
3. Проверка выполненного задания.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов занятия.
2. Обобщение изученного материала
Каждая тема раздела рассчитана на два занятия, одно из которых практическое (игра, практическая
работа, экскурсия).
Литература
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана-Граф, 2011.

Приложение 1
Положение об итоговом контроле
обучающихся объединения"Экономика:
первые шаги ".
1. Общие положения
Итоговый контроль обучающихся объединения "Экономика: первые шаги "
рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его
участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Цель итогового контроля - выявление уровня развития способностейи личностных качеств
ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной общеразвивающей
программы "Экономика : первые шаги".
Задачи итогового контроля:
 определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области экономики;
 выявление
степени
сформированности
практических
умений
и
навыков,представление об экономике как сфере деятельности человека, осознание
детьми младшего школьного возраста взаимосвязи труда человека с его
результатами, формировать бережливость, экономность.
 анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;
 выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации образовательной программы;
 внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности
детского объединения.
2. Организация итогового контроля.
Итоговый контроль обучающихся объединения "Экономика: первые шаги" Центра
развитиятворчества детей и юношества проводится 1 раз, в конце учебного года.
Сроки проведения итогового контроля: май.
Форма проведения итогового контроля: тестирование и учет практической
деятельности деятельности.
3. Критерии оценки результатов итоговой диагностики.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 развитость умения работы с научно популярной литературой и интернет
источниками;
 осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
 соответствие уровня практических умений программным требованиям;
 качество и ответственность при выполнении практического задания;
 развитость специальных способностей.
4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля.
Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы
можно было определить:
1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком;
2. полноту выполнения образовательной программы;
3. обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения;
4. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года.
Результаты итогового контроля фиксируются в «Протоколе результатов итогового контроля
обучающихся объединения "Экономика: первые шаги".
Результаты итогового контроля обучающихся объединения "Экономика: первые шаги"
анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам:
 количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу





на высоком уровне,
освоивших программу на среднем уровне,
освоивших программу на низком уровне;
причины невыполнения детьми образовательной программы;
-необходимость коррекции программы.

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итогового контроля обучающихся объединения " Экономика: первые шаги"
Название программы
Фамилия, имя, отчества педагога
№ группы
Форма проведения
РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
№

Фамилия, имя
обучающегося

Год обучения

Уровень усвоения
(высокий, средний, низкий)
теория
тест
итого

По результатам итогового контроля __________ обучающиеся переведены на следующий год
обучения/ закончили обучение по программе.
Подпись педагога ____________
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итогового контроля обучающихся объединения " Экономика: первые шаги"
Название программы
Фамилия, имя, отчества педагога
РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Группа (№)

Год обучения

Уровень усвоения (%)
высокий

средний

низкий

По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год
обучения/ закончили обучение по программе.
Подпись педагога ____________

Приложение 2.
Календарный учебный график (первый год обучения)
№

Дата

1

октябрь

2

октябрь

3

октябрь

4

октябрь

5

ноябрь

6

ноябрь

7

ноябрь

8

ноябрь

9

декабрь

1

2

3

4

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

5

январь

6

январь

Раздел, тема
«Я и моя семья»
Семья — родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Практическая деятельность:
разгадываниекроссворда
Дом, в котором мы живём место для жизни семьи.
Игра «Мой-дом»
Важность уюта, целесообразность порядка в доме.
Игра: «Генеральная уборка»
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее
семье и её членам.
Игра: «Бюджет семьи»
Экономика как правила ведения домашнего
хозяйства.
Практическая деятельность «Экономические
загадки»
Качества, присущие хорошему хозяину:
бережливость, экономность и щедрость
Игра: «Как рассчитать средства»
Что такое семья ?
Игра: «Моя семья моё богатство»

Количество
часов
18
2

2
2
2

2

2

2

Кто хозяин дома?
Игра: «Я — хозяин большого дома
Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»
Игра: «Экономика семьи»
«Моё и чужое»
Всё, что принадлежит человеку, — это его
собственность. Личные вещи человека.
Кроссворд
Собственность — это не только вещи, но и
произведения человека (стихи, музыка, научные
открытия).
Практическая деятельность «Собственность»
Как человек становится собственником:
производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую.
Игра:»Бартер»
Как нужно относиться к своей и чужой
собственности.

2

Игра: «Конкурент»

2

Экономика и обмен.
Игра: «Страна Обмения».
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»;

2

2
16
2

2

2

2

2

1

январь

2

январь

3

февраль

4

февраль

5

февраль

6

февраль

7

март

8

март

9

март

10

март

1

март

2

апрель

3

апрель

4
5
6

апрель
апрель
май
май

7
8
9

май
май

Игра «Моё и чужое
«Почему люди трудятся»
Труд — это полезная деятельность людей.
Практическая деятельность «Орудия труда»

2
20
2

Хорошая работа, интересная профессия — блага,
которыми следует дорожить.
Загадки: «Профессия»
Ценность труда людей разных профессий.
Игра: «Труд и профессия»
Для его люди трудятся
Экскурсия в школьную столовую.
Для его люди трудятся.
Экскурсия в библиотеку.
Много профессий разных
Экскурсия в художественный музей.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Игра: «Ведение хозяйства»
Учение — это тоже труд. Учебный труд как
источник знаний и залог будущего
мастерства.
Игра: «Профессии в моей семье»
Итоговое занятие на тему: «Почему люди
трудятся»
Игра:«Как создаётся произведение искусства»,
«Трудовые награды в моей семье».?
«Все работы хороши»
Каждый человек имеет профессию — работу (врач,
инженер, педагог, космонавт, инженер).
Игра : «Профессии»
Какие бывают профессии по предмету труда
(связанные с работой с людьми, с техникой, с
созданием произведений искусства и культуры, с
работой в природе, с бизнесом)
Кроссворд «Профессии»
Теория:Как люди выбирают профессию.
Практика: Как люди выбирают профессию.
Способы экономии.
Игра «Путешествие в страну минуток».
«Труд и люди»
Игра :«Дом невелик, да лежать не велит»
Игра: «Доходы»
Деньги, которые поступают в семью.
Деньги России - рубли и копейки.
Игра: «Деньги любятсчёт»

2

Купюры — бумажные деньги.
Рисование денег страны Экономики.
Как люди получают профессию.
Итоговое занятие.Игра: «Все работы хороши»

2

2
2
2
2
2
2

2
2

18
2

2

2
2
2
2
2

2
72

Приложение 3.
Календарный учебный график(второй год обучения)
№
п/п

1

Дата

октябрь

2

октябрь

3

октябрь

4

октябрь

5

ноябрь

6

ноябрь

7

ноябрь

1

ноябрь

2

ноябрь

3

декабрь

4

декабрь

5

декабрь

6

декабрь

7

декабрь

Раздел, тема
«Что нам нужно для жизни»
Что такое поход
Игра: Что я возьму с собой в поход
Потребности — это всё то, что требуется для
жизни.
Кросворд,что нам нужно для жизни
Необитаемый остров

Количество
часов
20
2
2

2

Рисование на тему «Что я возьму с собой на
необитаемый остров»
Необитаемый остров
Игра: «Собери портфель
Естественные потребности, характерные для всего
живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на
примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для
человека: общение, образование, проявление своих
интересов.
Кросворд потребности человека
Потребности и желания людей разного возраста,
имеющих разные условия жизни и профессии.
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для
жизни».

2

Деловая игра «Что нам нужно для жизни»

2

«Хочу, могу и надо»
Желания как первый шаг появления культурных
потребностей, усилия человека, направленные на
их достижение.
Игра «Наши достижения»
«Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Рисование на темы: «Мои желания»,
Безграничность человеческих желаний и
невозможность исполнить все желания.
Практическое занятие «Все ли желания
исполняются?»
Желания (потребности) членов семьи
Кросворд «Желания моей семьи»
Потребностикоторые удовлетворяются в первую
очередь.
Ценность желаний, направленных на других людей
(из таких желаний рождаются открытия и
изобретения).
Как можно помочь своим близким в исполнении их
желаний (сделать подарок к празднику своими
руками, отказаться от своего желания в пользу

20
2

2
2

2

2
2

2
2

2
2
2

2

желания близкого, если оно важнее).
Подделки: создаем подарок своими руками
8

январь

1

январь

2

январь

3

январь

4

февраль

5

февраль

6

февраль

7

февраль

8

март

9

март

10

март

11

март

12

апрель

13

апрель

14

апрель

15

апрель

16

май

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»
Игра «Хочу,могу и надо»
«Как товары и услуги исполняют желания»
Многие желания и потребности человек может
исполнить (удовлетворить) с помощью товаров.
Рисование «Что такое товары»
Товары — предметы, вещи, продукты питания,
которые мы можем купить.
Экскурсия в магазин
Продовольственные (пища и питьё) и
промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и
др.) товары.
Экскурсия в магазин
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на
ярмарке.
Игра «Приобритение товаров»
Что такое Ярмарка
Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».
Продавец — профессия человека, который продаёт
товары.
Покупатель — человек, покупающий товары.
Рисуем «Магазин»
Многие потребности человека удовлетворяются не
товарами, а услугами (получение образования,
сохранение здоровья, быстрое перемещение и т.
п.).
Услуги — действия, которые оказывают человеку
различные
люди и организации (учреждения).
Человек обращается за услугами в дом быта,
школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Что такое почта и для чего она нужна?
Экскурсия на почту
Игра «Парихматерская»
Экскурсия в парикмахерскую
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое
предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании.
Игра:"Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека".
Какие мечты и желания человека помогает
исполнить образование.
Римование «Наши мечты»
Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги
исполняют желания»
Кросворд«Как товары и услуги исполняют
желания»

2

Рисование на тему «Как хлеб к нам на стол

2

36
2

2

2

2

2
2
2
2

2

2
2
2
2

2

2

17

май

18

май

19

май

Итого:

пришёл»
Что такое завод?
Труд как потребность человека.
Что такое труд?
Заработная плата.
Кросворд «Зарабатная плата»

2

Итоговоезанятие за год.
Игра «Угадай профессию»

2

2

72

Приложение 4
Список литературы дляпедагога:
1.Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и
упражнения , автор М. М.Воронина, Волгоград, изд-во Учитель , 2015
2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников , автор М. М.Воронина,
Волгоград, изд-во :Учитель, 2015
3. Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей , автор Т.
В.Смирнова, Самара, Федоров, 2015
Список литературы для ребенка:
1. Кларина Л.М. Экономика и уроки Гнома Эконома и феи Экологии. М., 2005.
2.Кнышова Л.В., Меньшикова О.И.Экономика для малышей.2006
3.Липсиц И.В. Экономика без тайн.- М., 1993.
4.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономики. – М., 2002.
5.Романова Н.И. Экономическая игротека. –М., 2004 или как Миша стал бизнесменом..,2006.
6. Смирнова Т.В. Белка и компания. – Самара, 2005.
7. Трофимова О.В. Уроки экономики. – Рязань, 2006.

Приложение 5
Тест "Экономика первые шаги". Первый год обучения.
Вопрос № 1
Закончи предложение "Экономика - это..."
наука;
возможность зарабатывать деньги;
искусство ведения хозяйства.
Вопрос №2
Какая отрасль экономики даёт нам хлеб.молоко, мясо?
промышленность;
сельское хозяйство;
торговля.
Вопрос № 3
Какая отрасль экономики даёт нам одежду, обувь, мебель?
промышленность;
сельское хозяйство;
торговля.
Вопрос № 4
Какая отрасль экономики доставляет нам продукты и товары?
торговля;
транспорт;
строительство.
Вопрос № 5
Продолжи фразу: "Все отрасли экономики ..."
тесно взаимосвязаны;
самостоятельны;
иногда пересекаются.
Вопрос №6
Найди отрасль экономики, которая не принимает участие в возведении дома?
строительство;
транспорт;
сельское хозяйство.
Вопрос № 7
Из какого материала в наши дни не делают деньги?
бумага;
дерево;
серебро.
Кроссворд"Экономика: первые шаги".

Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?
(Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать,
обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Приложение 5
Оценочная таблица результатов обучения детей
№ ФИО

Знание и
использование
терминов
(товары,
услуги,
собственность,
потребности и
др.)

Участие в
Всего
практической баллов
деятельности
(деловые
игры и т.д.)

0 баллов – не научился (не проявил данное умение)
1 балл – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 балла – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».