Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пояснительная записка
Современный мир характеризуется высокими темпами обновления
научных знаний и технологий, применяемых на производстве, в быту и сфере
досуга. Одной из основополагающих характеристик современного человека
является его способность к проектной и исследовательской деятельности. На
сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования есть все
возможности для развития проектного мышления учащихся с помощью
проектной деятельности. Такая деятельность способствует активному
формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные
задачи, умению находить выходы в нестандартных условиях.
Проектирование помогает учащимся практически применять знания в
жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в
подлинном образовании, помогая формировать собственные мыслительные
стратегии, что позволяет каждому учащемуся самостоятельно принимать
решения и становиться самостоятельным и успешным.
Программа социально-педагогической направленности «Проектная
деятельность» отвечает социальным запросам обучающихся и их родителей,
так как направлена на самореализацию учащихся. Разработана в
соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Концепции
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.;
-Устав учреждения.
Актуальность программы
Привлечение
детей
к
проектной
и
исследовательской
деятельностипозволяет наиболее полно развивать их интеллектуальные и
творческие способности.
Программа способна удовлетворить потребность в реализации и
развитии способностей детей, ориентированных на коммуникацию,
творческую, креативную деятельность, что важно для детей и подростков, у
которых ярко наблюдается потребность в реализации своих возможностей и

стремление к творческой самореализации. Данный курс отвечает социальным
запросам учащихся и их родителей.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. совокупность
методов и приёмов проектной деятельности позволяет учащимся овладеть
знаниями, умениямии навыками, которые направлены на разрешение
конкретной проблемы.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 17 лет,
членов научного общества учащихся "Дискавери". Учебные занятия по
программе проводятся по группам или индивидуально.
Срок освоения программы – 1 год.
Цель программы: формирование умений и навыков проектирования,
способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой
самореализации.
Задачи программы
1. Формировать навыки проектного мышления;
2. развивать творческие способности;
3. формировать навыки сбора и обработки информации;
4. способствовать приобретению коммуникативных навыков в совместной
творческо-продуктивной деятельности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся (смогут):
 видеть проблему и находить оптимальные способы её решения;
 планировать самостоятельную работу по проектной деятельности;
 выбирать
наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
 анализировать, отбирать материалы из информационных источников
и оформлять их на электронных и бумажных носителях;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
 презентовать результаты проекта (исследования);
 уметь слушать, вступать в диалог, принимать чужую точку зрения,
представлять свою, находить компромисс;

осуществлять рефлексию деятельности, соотнося её с поставленной
целью, задачами и конечным результатом.
Результат проектной деятельности – личностно- или общественно
значимый
«продукт»: доклад, спектакль, газета, стенд, персональная

выставка, мероприятие, презентация, видеоматериал,спектакль, публикация,
статья, спортивный праздник, буклет и т.п..
Программа «Проектная деятельность» является модульной. Её
содержание разбито на 3 модуля.
Модуль №1 - «Основы проектирования»
Модуль №2 - «Реализация проектного замысла»
Модуль №3 - «Конкурсные мероприятия»
Курс одного модуля составляет 36 часов в год. Модули, включенные в
данную программу, представляют собой самостоятельные единицы, которые
можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к
любым условиям организации учебного процесса. Педагог сам определяет
количество модулей в зависимости от учебной нагрузки.
Учебный план
№
темы

1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Модуль/ тема занятия
Модуль №1
Основы
проектирования
Вводное занятие.
Роль исследовательской
деятельности в жизни
современного человека
Понятие «проект»,
«проектная
деятельность»
Виды проектов
Понятие «проблема»,
способы её решения
Понятие гипотеза
Метод наблюдения
Источники информации
Поиск информации в
сети Интернет
Медиабезопасность
Презентация. Создание
презентаций
Графические материалы
в исследовании
Учебный проект и
исследовательская

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

36
1

17
1

1

1

2
2

2
2

-

1
1
2
4

0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
1
3

2
2

1
2

1
-

4

1

3

1

-

1

3

1

2

Форма
контроля

20

Учебная презен
тация

14.
15.
16.
17.

18.

1.

2.

3.
4.

1.

2.

работа
Основные этапы работы
над проектом
Результат проектной
деятельности
План работы над
проектом
Моделирование
учебного проекта
заданной теме

1

1

-

1

1

-

2

1

1

5

1

4

2

-

2

36

2

34

22

1

21

10

1

9

2
2

-

2
2

36

2

34

2

2

-

Индивидуальный
план работы над
проектом

по

Рефлексия
Модуль №2
Реализация проектного
замысла
Работа над реализацией
проекта или
исследовательской
работы
Оформление проекта
или исследовательской
работы
Защита проектной
работы
Рефлексия
Модуль №3
Конкурсные
мероприятия
Правила участия в
конкурсных
мероприятиях
Участие в конкурсных
мероприятиях

34

-

34

Контрольное
тестирование

Публичная
защита проекта

Итоги участия в
конкурсных
мероприятиях

Содержание программы
Модуль №1 (36 часов)
"Основы проектирования"
Тема 1.Вводное занятие– 1 час
Инструктаж по ТБ. Ведение в учебный курс программы модуля
(содержание программы).
Тема 2.Роль исследовательской деятельности в жизни современного
человека – 1 час

Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Роль исследовательской деятельности в развитии интеллектуального
потенциала личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в
творчестве и науке.
Тема 3. Понятие «проект», «проектная деятельность», - 1 час
Понятие «проект», «проектная деятельность». Цели и задачи проектной
деятельности.«Пять П» проекта: проблема, проектирование (планирование),
поиск информации, продукт, презентация.
Тема 4. Виды проектов – 2 час.
Классификация проектов по доминирующей деятельности: творческий,
исследовательский, информационный, ролевой, практико-ориентированный
(Приложение 1).
Типы проектов: краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные.
Тема 5. Понятие «проблема», способы её решения – 1 час
Проблема и её сущность. Способы решения проблемы в ходе
исследования. Постановка проблемы исследовательской работы или проекта
(ошибки при её постановке).
Практическая работа: определить проблему предложенных готовых
проектов (не более 3).
Тема 6.Понятие «гипотеза» - 1 час
Понятие «гипотеза». Как рождаются и создаются гипотезы. Как
распознать правильные и ошибочные суждения. Гипотеза, её значение в
исследовательской работе.
Практическая работа:выполнение заданий и упражнений на развитие
умений выдвигать гипотезы.
Тема 7. Метод наблюдения- 2 часа
Наблюдение и наблюдательность – как способ получения информации.
Знакомство с наблюдением как методом исследования.Преимущества и
недостатки метода «наблюдения».
Практическая работа:выполнение заданий и упражнений на развитие
внимания и наблюдательности; на тренировку наблюдательности
(Приложение 2).
Тема 8. Источники информации –4часа
Виды информационных ресурсов. Правила работы с различными
источниками информации: книгами, журналами, научной литературой,
Интернет-источниками. Роль библиотеки в поиске информации. Экскурсия
в библиотеку.
Практическая работа: работа снаучной литературой, энциклопедией,
журналамис исследовательскими и научными статьями.

Тема 9. Поиск информации в сети Интернет – 2 часа
Способы получения и переработки информации. Использование
возможностей Интернета для поиска информации, рисунков, фото,музыки и
т.п..
Практическая работа: поиск информации в сети Интернет на заданную
педагогом тему.
Тема 10. Медиабезопасность – 2 часа
Правила поиска информации в сети Интернет.Безопасные ресурсы для
поиска информации.
Тема 11. Презентация. Создание презентации – 4 часов
Виды презентаций. Требования к учебной презентации: содержание и
оформление слайда (размер, шрифт, дизайн), анимация, наложение музыки и
т.п..
Обучение созданию презентаций с использованием программы
PowerPoint.
Практическая работа: создание учебной презентации согласно
требованиям.
Тема 12. Графические материалы в исследовании – 1 час.
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики,
диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение
словесного материала.
Практическая работа:составление диаграмм, графиков, схем,
иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 13. Учебный проект и исследовательская работа- 3 час
Понятие - учебный проект, исследовательская работа (отличия).
Тематика учебных проектов и исследовательских работ, основные идеи и
замыслы. Учебный проект: основные этапы работы над проектом:
проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана,
рефлексия, презентация.
Проведение консультации по выбору тематики и жанров учебных
проектов. Выбор темы и её актуальность. Поисковый этап. Формирование
навыков постановки проблемы, поиска и обработки необходимой
информации.
Практическая работа: выбор тем проектов (обоснование выбора).
Обсуждение идей будущих проектов.
Тема 14. Основные этапы работы над проектом - 1час
Актуальность
проблемы.
Целеполагание.
Постановка
задач.
Планирование. Выявление исходного уровня, разработка проекта,
подготовка к предстоящему исследованию. Поиск информации, сбор
материала. Создание «продукта»проектной деятельности (Приложение 3).
Тема 15. Результат проектной деятельности – 1 час

Понятие
«продукт» проектной деятельности. Результат проекта:
рассказ, доклад, спектакль, стенд, персональная выставка, презентация,
мероприятие, праздник, деловая или спортивная игра, видеоматериал,
спектакль, кроссворд, видеофильм, публикация,
реклама, альбом,
компьютерная газета, статья, спортивный праздник, соревнование, буклет,
фотоальбом, итоги конкурса и т.п..Демонстрация результатов
разных
проектов.
Тема 16. План работы над проектом – 2 часа
Планирование работы над учебным проектом. Определение способов
сбора и анализа информации. Индивидуальный (групповой) план работы.
Распределение обязанностей между участниками группового проекта.
Практическая работа: составление индивидуального (группового)
плана работы над проектами или плана исследовательской работы.
Тема 17. Моделирование учебного проекта по заданной теме – 5
часов
Работа с основными вопросами проекта на заданную тему. Определение
структуры проекта на заданную тему, моделирование проекта по
индивидуальному плану.
Требования к оформлению проекта (титульный лист, оглавление,
содержание, список используемой литературы и Интернет - источников,
приложения).
Практическая работа: составление алгоритма учебного проекта
(Приложение 4).
Тема 18. Рефлексия – 2 час
Рефлексия. Подведение итогов обучения.
Практическая работа: обсуждение учебных проектных
работ.
Самооценка
индивидуального учебного проекта и его
презентации
(соответствие цели, задачам, содержанию, конечному результату «продукту»,
требованиям к оформлению).
Контрольное тестирование на определение уровня первоначальных
знаний учащихся (Приложение 5).
Модуль №2 (36 часов)
«Реализация проектного замысла»
Тема 1. Работа над проектом или исследовательской работой – 22
часа
Утверждение тем проектных работ. Повторение этапов проектной
деятельности.
Практическая работа:поиск информации и сбор материала для проекта.
Систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта или

исследовательской работы, подбор иллюстраций, фото, видео и т.п..
Проведение наблюдения или опроса (при необходимости). Обмен
информацией, мнениями, полученными результатами (с координатором
проекта
или
научным
руководителем).
Работа со справочной литературой, словарями, Интернет-источниками.Отбор
и составление списка литературы по теме исследования.
Тема 2. Оформление проекта или исследовательской работы –10
часов
Требования к оформлению проекта или исследовательской работы.
Структура содержания проекта (титульный лист, оглавление, введение,
основная часть – описание работы (теоретическая и практическая часть),
заключение (выводы), список литературы, приложения) (Приложение 6).
Требование к оформлению презентации и списка использованной
литературы. Критерии оценки проекта.
Практическая работа:оформление проекта или исследовательской
работы с учётом требований. Оформление результатов исследовательской
работы в программе Word. Создание презентации к работе с использованием
программы PowerPoint. Использование рисунков, схем, графиков, моделей и
других средств наглядной презентации.
Промежуточные отчеты учащихся о ходе выполнения работы,
обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов или
исследовательских работ.
Тема 3. Защита проектной работы – 2 часа
Практическая работа: подготовка к выступлению (защиты) проекта
или исследовательской работы. Выбор формы представления деятельности.
Культура выступления. Правила подготовки информационной речи.
Выработка речевых навыков для подготовки к выступлению.
Публичная защита проектной работы (участие в научно- практической
конференции (далее НПК) НОУ «Дискавери» ЦРТДиЮ, в районной НПК
муниципального НОУ).
Тема 4. Рефлексия – 2 час
Практическая работа: обсуждение результатов проекта: что было
самым трудным в работе, какие проблемы возникли в ходе работы и как их
решали, что нуждается в доработке, что было наиболее значимым из того что
вы узнали и т. п.. Самооценка работы и её защиты
Модуль № 3 (36 часов)
«Конкурсные мероприятия»
Тема 1. Правила участия в конкурсных мероприятиях- 2 часа

Правила участия в конкурсных мероприятиях разного уровня в очной,
заочной и дистанционной форме (знакомство с сайтами).
Тема 2. Участие в конкурсных мероприятиях - 34 часа
Практическая работа: участие учащихся в викторинах, олимпиадах,
выставках,
конференциях,
конкурсах разного уровня (на уровне
учреждения, муниципальных, районных, всероссийских, международных) в
очной, заочной и дистанционной форме.
Заполнение таблицы итогов участия обучающегося в конкурсных
мероприятиях (Приложение 8).
Комплекс организационно-педагогических условий
Кадровое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходим квалифицированный
педагог, обладающий широкой эрудицией.
Материально- техническое обеспечение
Помещение (кабинет с типовой школьной мебелью) для проведения
теоретических и практических занятий.
Информационное обеспечение
Ноутбук или компьютерс доступом к сети Интернет, мультимедийный
проектор, экран, акустическая система (колонки), принтер.
Особенности организации образовательного процесса
Модульная программа «Проектная деятельность» предполагает
собственный подход педагога в части структурирования учебного материала
и определения последовательности его изучения. Календарный учебный
график составляется педагогом исходя из учебной нагрузки и выбранных
модулей.
Формы организации занятий: теоретические и практические занятия;
беседа, обсуждение, дискуссия, наблюдение, консультация, экскурсия,
самостоятельная
и групповая работа,
публичное выступление,
тестирование, зачёт, презентация, защита проекта или исследовательской
работы и конкурсные мероприятия.
Общие требования к занятиям:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и
активности детей;
- целесообразное расходование времени на занятии;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом
и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.

Младшим школьникам, которые не имеют навыков проектирования,
предлагается пройти обучение по Модулю №1- «Основы проектной
деятельности». Педагог помогает организовать детей в группы, определить
цели и задачи каждой группы, консультирует и
контролирует работу
учащихся, помогает выполнить задания, если возникают трудности.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста, которые уже имеют
навыки
проектирования,
сами
выбирают
тему
проекта
или
исследовательской работы и самостоятельно планируют и выполняют свою
деятельность по его реализации. В этом случае обучение проходит по
Модулю №2 -«Реализация проектного замысла», педагог выступает как
научный руководитель (консультирует учащихся, руководит деятельностью
по реализации проекта или исследовательской работы, вносит коррективы,
оценивает выполненную работу). Основная помощь педагога необходима
на этапе осмысления проблемы и постановки цели.
Модуль № 3 - «Конкурсные мероприятия» предполагает работу по
подготовке и участию детей и подростов
ввикторинах и конкурсным
мероприятиях разного уровня и направления деятельности в очной и
заочной форме. Педагог направляет учащегося, предлагает Интернет – сайты,
активные ссылки,
положения о мероприятиях по интересующему
направлению деятельности, в которых можно принять участие.
Необходимо помнить, что смысл проектного обучения состоит в
развитии творческого потенциала обучающихся.
Дети с большим
увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими
самими. При работе с обучающимися по данной программе необходимо
понимать, что «метод проектов — это не алгоритм, состоящий из четких
этапов, а модель творческого мышления и принятия решений» (Дж. Питт).
Формы контроля:
учебная презентация в программе PowerPoint, план работы над
проектом, контрольное тестирование публичная защита проекта или
исследовательской работы, итоги участия в конкурсных мероприятиях.
Оценочные материалы:
- контрольное тестирование (Приложение 4);
- алгоритм учебно-исследовательского проекта (Приложение 5);
- оценочный лист творческих работ участников НПК НОУ "Дискавери"
(Приложение 7);
- таблица итогов участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
(Приложение 8).

Список литературы
1.
Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать
индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие/ - Москва:
«Интелект – Центр», 2014.-136 с.
2.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная
работа школьников», Современная школа. М.: «ВАКО», 2014 г
3.
Павлова М.Б. , Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в
технологическом образовании школьников. 5-9 классы: Пособие для учителя
/ Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
4.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
М: Арктика, 2017
5.
Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Новые
педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2017.
Интернет – ресурсы
1. https://infourok.ru/master-klass-celepolaganie-odin-iz-etapov-organizaciiissledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-2724124.html «Целеполагание - один
из этапов организации исследовательской и проектной деятельности».
2. https://static.my-shop.ru/product/pdf/176/1754142.pdfА. В. ЛеонтовичА. С.
Саввичев. Исследовательская и проектнаяработа. Школьников. ...
3. https://gorod-detstva.ippk.ru/images/nou/polkonfnou2018.docxПоложение о
научно-практической
конференции
научного
общества
учащихся
«Дискавери».

Словарь проектных терминов
1. Актуальность–показатель
исследовательского
этапа
работы.Определяетсянесколькими
факторами:
необходимостью
дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому
явлению; потребностью новых данных; потребностью практики.
Обосноватьактуальность –значит,объяснить,почему данную проблему
нужно в настоящее время изучать.
2. Вопросыпроекта–вопросы,на которые предстоит ответить участника
проектной группы,чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему
проекта.
3. Гипотеза–(от греч. hypothesis- основание, предположение)
обязательный
элемент
в
структуреисследовательскогопроекта;предположение, при котором на
основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или
причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне
доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде
определенных отношений между двумя или более событиями,
явлениями.
4. Групповой
проект–совместная
учебнопознавательная,исследовательская,творческая
или
игровая
деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель,
согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на
достижение совместного результата.
5. Долгосрочный проект–проект продолжительностью от одной
четверти и более(донескольких лет).
6. Задачипроекта–это выбор путей и средств для достижения
цели.Постановка задачосновывается на дроблении цели на подцели.
7. Заказчикпроекта–лицо
или
группа
лиц(внутри
или
вне
учреждения),испытывающихзатруднения в связи с имеющейся
социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
8. Защитапроекта–наиболее продолжительная и глубокая форма
презентации проекта,включающая вопрос-ответный и дискуссионный
этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
9. Индивидуальный проект–проект,выполняемый одним учащимся
подруководством педагога.
10. Исследование – деятельность, направленная на получение новых
знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.
Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и
ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При
этом практическая применимость полученных знаний (отчужденная от
личности самого учащегося) не имеет определяющего значения.
11. Консультант–педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и
организаторадоступа к необходимым ресурсам. Приглашается к
участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя

проекта в ряде случаев недостаточна (например, в случае
межпредметного, телекоммуникационного или международного
проекта).
12. Краткосрочный–проект продолжительностью от1до6занятий.
13. Критерии – признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего-либо.
14. Метод- (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) –
способ достижения какой – либо цели, решение конкретной задачи;
совокупность приёмов или операций практического или теоретического
основания (познания) действительности.
15. Методы исследования–основные способы проведения исследования.
16. Координацияпроекта–способ управления работой проектной группой
учащихся;может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем
случае руководитель не обнаруживает себя как руководитель проекта, а
выступает как один из участников, наравне с остальными.
17. Компьютерная мультимедийная презентация – это способ
представления информации с помощью компьютерных программ. Он
сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые
наиболее долго удерживают внимание.
18. Презентация проекта–публичное предъявление результатов проекта.
19. Проблема–социально значимое противоречие, разрешение которого
является прагматической целью проекта. Проблемой может быть,
например, противоречие между потребностью и возможностью ее
удовлетворения,
недостаток
информациио
чем
либо,
или
противоречивый характер этой информации, отсутствие единого
мнения о событии, явлении и др.
20. Продукт проектной деятельности–разработанное участниками
проектной группы реальное средство разрешения поставленной
проблемы.
21. Проект–буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз
какого-либо объекта или вида деятельности. Имеет три значения:
1)Предварительный текст какого-либо документа. 2)Реалистичный
замысел, план.Содержит всебе рациональное обоснование и
конкретный
способ
своей
практической
осуществимости.
3)совокупность документов (расчётов, чертежей и т.п.) для создания
какого-либо сооружения или изделия.Проект учащегося – это
дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных
личностных качеств.
22. Проектирование–имеет два значения: 1)Процесс разработки проекта(в
значении1)и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего
продукта; разработка проекта и его документальное оформление;
макетирование
и моделирование;
практическое
оформление;
экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита

проекта. 2) Возможный элемент содержания образования,в отличие от
проекта,как метода обучения. (Сравнение: обучать проектированию –
обучать
с
использованием
метода
проектов).Как
правило,«проектирование» является разделом образовательной области
«Технология».
23. Проектная деятельность–форма учебной деятельности,структура
которойсовпадает со структурой учебного проекта.
Один из методов, направленный на выработку самостоятельных
исследовательских умений, способствующих развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяющий знания,
полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным
жизненно важным проблемам.
24. Результатыпроекта: 1)выход проекта; 2)портфолио проекта;
3)педагогическийрезультат, выраженный в развитии личностной и
интеллектуальной сфер ученика.
25. Рецензент–на
защите
проекта
учащийся
или
педагог(специалист),представившийрецензию
на
подготовленный
проект.
26. Руководительпроекта–педагог,непосредственно
координирующий
проектнуюдеятельность группы, индивидуального исполнителя.
27. Среднесрочный проект–проект продолжительностью от одной недели
до одногомесяца.
28. Структурапроекта–последовательность
этапов
учебного
проекта.Обязательновключает в себя постановку социально значимой
проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск
необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта,
презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Можно
включать и другие (необязательные) этапы.
29. Тема- (то, что положено в основу)- предмет описания, изображения
исследования, разговора и т.д.
30. Учебный
проект–проект,осуществляемый
учащимися
под
руководством педагога иимеющий не только прагматическую, но и
педагогическую цель.
31. Цель проекта–модель желаемого конечного результата.
32. Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего
специальных
знаний,
с
последующим
представлением
мотивированного заключения.
33. Этапы проекта–основные периоды работы проектной группы

Приложение 1
Типологические признаки проектов
При овладении педагогом методом проектов необходимо прежде всего
понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов
может быть условно определена по следующим признакам. (Типология
предложена Е.С.Полат).
Типологические признаки проекта:

метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий,
информационный, практико-ориентированный, игровой, ролевой и др.;

продолжительность проекта;

число участников;

характер координации;

характер контактов (среди участников одной школы (объединения),
класса, города, региона и т.д.)
Метод, доминирующий в проекте
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к
подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию
актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач
исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение
методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект
обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и
обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру,
однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение
потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов),
обозначение
требованийк
объекту
проектирования,
выработка
первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление,
оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть
различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)
Ролевые (игровые) проекты предполагают, что участники принимаю на
себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид
деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть
имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных
участниками, литературные персонажи в определенных исторических и
социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели
проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они
могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия
участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационные проекты-это тип проектов, призванный научить
учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может
интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею
частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения
информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том

числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее
обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,
аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация,
размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно
предполагающие практический выход. Например, результатом может быть
изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный
социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы
участников проекта либо направленный на решение общественных проблем
и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и
хорошая организация координационной работы по корректировке
совместных и индивидуальных усилий, организации презентации
полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а
также организации внешней оценки проекта.
Приложение 2
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет
ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений
и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические
построения.
Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое
влияние на формирование различных способностей школьников, на их
развитие и становление как личности. От правильности и точности
первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность
дальнейшего обучения.
1. Упражнение - игра "Что изменилось?"
Вариант 1 (развитие внимания)
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, ручка и т. п. в количестве
10-15 штук- в зависимости от возраста учащегося) раскладывают на столе и
накрывают листом бумаги. Обучающимся по очереди предлагают в течение
30 секунд ознакомиться с расположением предметов; потом он должен
повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета
перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр
предметов, после чего опять накрывают их листом бумаги. Обучающийся
должен ответить: что изменилось в расположении предметов, какие из них
были переложены?
За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в
выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа
выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не
перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке,
и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут
испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого
играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных
перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет
испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
Вариант 2 (развитие наблюдательности)
Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну
шеренгу. Ведущий вызывает одного из играющих и предлагает запомнить
внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого
он отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники
игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть
значок или, наоборот снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу,
поменяться друг с другом местами и т.д. Затем запоминавший должен
назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно
видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед
обучающимся10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент
поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же
изменилось.
2. Упражнение "Цифровая таблица"
Вариант 1
Задание: "Как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры
от 1 до 25". Нужно выполняют это заданиебез ошибок: 30-40 секунд (старшие
школьники), 1- 1,5 минуты – дети младшего школьного возраста.

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на
которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр
пропущены. Попросите обучающегосянайти и показать все цифры подряд, а
пропущенные цифры записать. Зафиксируйте время, которое потребовалось
участнику для выполнения этого задания.

Вариант 2
Среди чисел 888 есть другие, их нужно найти (время на задание 30 секунд)

3. Тест на внимательность
Найти 5 отличий за 1 минуту

Приложение 3

Проблема
проекта

Этапы работы над проектом
Актуальность проблемы.
Почему? Решается ряд проблем, связанных с актуальностью
темы; идеей, объектом (предметом).

Цель

Зачем?

Целеполагание.

Задачи

Что?

Методы и
способы

Как?

Постановка задач
Планирование. Выявление исходного уровня,
разработка проекта, подготовка к предстоящему
исследованию.
Прогнозом
возможных
негативных последствий и способами их
коррекции.

Создание
продукта

Как
лучше?

Поиск источников информации, сбор материал
Создание продукта (обсуждение, соотнесение
результата с поставленной целью).

Результат
(защита
проекта)

Ожидаемый результат:
презентация; участие в конкурсах, семинарах;
пресс - конференция; деловая или спортивная
Что
игра;
демонстрация
видеоматериала;
получится инсценировка;
спектакль;
кроссворды;
?
телепередача;
экскурсия;
театрализация;
реклама; альбом; компьютерная газета; статья;
игра с залом; спортивный праздник; бортжурнал
«путешествия»; эстафета, соревнование.
Приложение 4
Контрольное тестирование (1 Модуль)

Проект –это…
1) работа по решению важной для тебя проблемы;
2) изготовление продукта;
3) сбор информации.
2. Проблема – это…
1) планирование твоей деятельности;
2) противоречие между желаемой и реальной ситуацией;
3) постановка цели.
3. Цель –это…
1) это
то, что нужно
сделать для того, чтобы
проблема перестала существовать;
2) это то, что нужно сделать для того, чтобы провести презентацию
продукта;
3) это то, что нужно сделать для того, чтобы получить высокий балл за
проект.
4. Источники информации – это…
1) то, где можно изготовить продукт;
2) компьютер или ноутбук;
3) журнал, сеть Интернет.
5. Напиши
не менее трёх
источников информации
(книги,
журнал, интернет, СМИ, интервью ит.д.).
6. Продукт – это…
1) это то, что получается при выполнении проекта;
2) это то, что можно есть;
3) это то, что продаётся в магазинах.
7. Презентация – это…
1) работа по решению важной для тебя проблемы;
2) это представление полученного продукта публике.
3) планирование твоей деятельности;
8. Где ты описываешь процесс работы над проектом?
1) в большой тетради;
2) в школьном дневнике;

3) в дневнике проектной деятельности.
При обработке результатов подсчитываются все правильные ответы, их
количество характеризует уровень первоначальных знаний учащихся:

0 - 2 –отрицательно;

3 – 4 –удовлетворительно;

5 – 6 –хорошо;7 – 8 –отлично.
Тест по теме "Проект. Проектная деятельность"
1. Проект - это…
Выберите один правильный ответ
а) деятельность по созданию изделия или модели изделия;
б) творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели,
решение какой-либо проблемы;
в) результат какой-либо деятельности-проектирования;
г) организация кооперативных форм деятельности.
2. Проектирование называется…
Выберите один правильный ответ
а) процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других
характеристик системы или её части;
б) деятельность по созданию материального образа разрабатываемого
объекта;
в) подготовка комплекта проектной документации, а так же сам процесс
создания проекта.
г) процесс составления описания.
3. Проектная деятельность – это…
Выберите один правильный ответ
а) это познавательная, учебная, исследовательская и творческая
деятельность;
б) деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги.
в) овладение оперативными знаниями;
г) деятельность по обустройству кухни.
4. Творческая деятельность, направленная на достижение цели будет
успешна, если мы будем придерживаться определенных правил.
Выберете несколько верных ответов
а) Имеет начало и конец во времени;
б) Работать можно столько, сколько нужно, что бы достичь результата;
в) Решать проблемы нужно быстро, но качественно;
г) Решать проблемы нужно опираясь на свой опыт;
д) В процессе работы отвечать на вопросы, поставленные учителем;
е) Попросим маму и бабушку все сделать за нас.
5. Где брать идеи для своих проектов?
Выберете несколько верных ответов
а) из учебника;
б) списать у друга;

в) в ГДЗ;
г) в сети Интернет;
д) спросить у учителя;
е) из дополнительной литературы.
6. Проект можно выполнять:
Выберете несколько верных ответов.
а) только индивидуально;
б) только в группе;
в) индивидуально;
г) коллективно;
д) только в группе;
е) только коллективно.
7. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся
перечисленные виды деятельности.
А

Этап
Поисковый

1

Б

Технологический

2

В

Заключительный

3

Деятельность
 Разработка конструкции
 Подбор материалов и инструментов
 Организация рабочего места
 Изготовление изделия
 Подсчёт затрат на изготовление
изделия
 Контроль качества изделия
 Испытания изделия
 Анализ изделия
 Защита проекта
 Выбор темы
 Обоснование потребности
 Формулировка требований
 Разработка вариантов изделия
 Выбор лучшего варианта изделия

Ответ: А-______, Б-___________, В-_________.
8. Установите последовательность этапов работы над проектом.
а) аналитический этап;
б) подготовительный;
в) технологический.
Ответ: 1 -____, 2 -___, 3 -____.
9. Установите последовательность нашей деятельности в процессе работы
над проектом.
а) исправлять ошибки;
б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в) подбирать материалы и инструменты;
г) подсчитывать затраты;

д) оценивать свою работу;
е) организовывать своё рабочее место;
ж) изготовлять вещи и готовить блюда своими руками.
Ответы
1-б
2-в
3-б
4- а, в, г
5 – а, г, е
6- в, г
7 – А-3, Б-1, В-2.
8 – 1-б, 2-в, 3-а.
9- б, е, в, ж, г, д, а.
Приложение 5
Алгоритм
Учебно-исследовательского проекта
Основные
№ п/п составляющие
элементы
1.
Тема

2.
3.

Рассматриваемая
проблема и
её актуальность
Объект исследования
Предмет
исследования

4.
Цель
5.
Задачи
6.
Выбор и описание
методов исследования
7.

8.

Значимость
предполагаемых
результатов

Пояснения

Приложение 6
Требования к документам, представляемым
на НПК НОУ «Дискавери»
I.Общие требования.
1.1. Документы участника НПК предоставляются руководителю НОУ
в бумажном и электронном виде не позднее, чем за неделю до начала
конференции для прохождения предварительной экспертизы членами
жюри.
1.2. Документы оформляются в отдельной файловой папке. Для
защиты участник НПК должен иметь тезисы своего выступления или копию
творческой работы.
1.3. Содержимое папки:
- творческая работа;
- рецензия педагога или методиста на творческую работу
(представляет отдельный документ и не скрепляется с работой);
- электронный диск (в конверте), на котором размещаются текст
работы, приложения, рецензия, мультимедийная презентация доклада.
На диске указываются: тема творческой работы, полное имя автора,
наименование ОУ (сокращенное), название населенного пункта, класс, ФИО
научного руководителя, его должность.
1.4. Объем творческой работы не должен превышать 20 страниц,
количество и объем приложений не регламентируется;
1 Требования к тексту творческой работы.
2.1. Работа оформляется на стандартных листах белой бумаги
формата А4.
2.2. Текст представляется в формате Word 97 – 2003.
2.3. Параметры текстового редактора:
- поля - верхнее, нижнее - 2.0 см, левое - 3,0 см, правое - 1.5 см;
- шрифт TimesNewRoman, высота 14, межстрочный интервал –
одинарный;
- заголовки – полужирным шрифтом TimesNewRoman, высота 14;
- выравнивание – по ширине, заголовки – по центру.
2.4. Текст оформляется на одной стороне листа.
2.5. Таблицы и рисунки (иллюстрации, графики, диаграммы, карты,
фотографии и т.п.), иллюстрирующие содержание творческой работы,
выносятся в Приложения.
2.6. Нумерация страниц – внизу справа. Титульный лист и содержание
включаются в общую нумерацию, но номер страницы на титульном листе и
содержании не проставляется.
II.Структура творческой работы
1.
Титульный лист.
2.
Содержание.
3.
Введение.

4.
Основная часть.
5.
Заключение
6.
Список литературы.
7.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото
и т.д.).
2 Требования к оформлению разделов проектной работы.
1 1. Титульный лист
Титульный лист оформляется по единым требованиям.
На нем должны быть указаны:
- название органа самоуправления, осуществляющего управление в
сфере образования (вверху по центру);
- тема творческой работы (по центру);
- сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс, образовательное
учреждение, населенный пункт (в правом нижнем углу);
- сведения об учителе – научном руководителе: фамилия, имя,
отчество, должность, место работы (в правом нижнем углу);
- название населенного пункта (места создания работы), год (внизу по
центру).
Размер шрифта для обозначения темы проектной работы – 14,
полужирный.
Образец оформления титульного листа:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Тема: «Влияние изменений погоды на здоровье учащихся»
Информационный проект
Выполнил:
Петров Иван, 10 лет,
объединение «Почемучка»
Научный руководитель:
Кузнецова Мария Ивановна педагог дополнительного образования
п. Чегдомын, 2018 г.
2. Содержание.
«Содержание» оформляется на втором листе работы и отражает
основной материал творческой работы.
Образец оформления содержания:

Введение………………………………………………….стр.3
Основная часть
1. …………………………………………………………стр.
1.1. …………………………………………………………стр.
1.1.1. ……………………………………………………….стр.
2. …………………………………………………………стр.
Заключение ………………………………………………………стр.
Список литературы……………………………………….стр.
Приложения

и

т.д.

3.Введение имеет цель ознакомить с сущностью излагаемого вопроса,
с современным состоянием проблемы. Его задача – привлечь внимание к
проблеме, теме работы. В этом разделе дается краткая характеристика
современного состояния проблемы или ее история, обосновывается
актуальность выбранной темы, ее научное и практическое значение,
формулируются цели и задачи исследования, конкретизируются объект и
предмет исследования. Иллюстрации во «Введение» включать не следует.
Рекомендуемый объем «Введения» – 1 страница.
4.Основная часть.
Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во
вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения,
предлагаются пути решения проблем.
В этом разделе демонстрируется знание основных работ по
исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, подбирать
необходимые источники информации, проводить их анализ, сопоставление,
сравнение. Заглавие основной части должно выражать основное содержание
работы.
В тексте должны быть ссылки на используемые источники, которые
оформляются следующим образом: Текст работы [1, с. 15], где 1- номер
источника, с.15 – номер страницы.
Необходимо сделать краткий вывод о степени изученности проблемы
и перспективах дальнейших исследований.
Возможно и формирование собственной гипотезы. Определение ее
новизны логически следует из идеи и содержания работы.
В описании организации исследования необходимо указать место и
время его проведения, перечислить объекты и методы и методики
проведения исследования, используемые приборы и инструменты, указать
точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.
Если проводилось анкетирование, тестирование, опросы, то
прилагаются обобщенные их результатов.
Важно подробно изложить результаты работы, при необходимости
иллюстрируя их таблицами, рисунками, графиками, диаграммами,
фотографиями и т.п., на которые в тексте делаются соответствующие
ссылки.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц,
формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака "№".
Номер главы ставят после слова "Глава".
Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит
из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой,
например: "2.3" (третий раздел второй главы).
Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела
состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных
точками, например: "1.3.2" (второй подраздел третьего раздела первой
главы).
5.Заключение.
В заключении обычно:
- подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли
задачи;
- формулируются выводы, суммируется сказанное;
- указываются практические пути реализации полученных выводов;
- намечаются новые задачи и проблемы.
Содержание выводов должно четко отражать позицию автора.
6.Список литературы.
Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое
отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы
должны быть обозначены номера источников информации, под которыми
они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти
номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через
запятую указываются страницы, которые использовались как источник
информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные
скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со
всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную
нумерацию арабскими цифрами.
При составлении списка литературы следует руководствоваться
требованиями согласно ГОСТ п.п. 7.1 – 84:
Образец оформления:
- для книг – фамилия и инициалы авторов, название книги, место
издания, издательство, год издания, количество страниц.
Захаров Н.Н. Моделирование головных уборов. – М.: Просвещение,
1998. – 192 с.
- для статей – фамилия и инициалы авторов, название статьи,
название журнала, год и номер выпуска, страницы.
Поляков В.А.
Моделирование головных уборов / Школа и
производство. – 1998 - №2. – с. 3-5.
7.Приложения

Приложения могут быть представлены таблицами и иллюстрациями:
картами, схемами, графиками, диаграммами, рисунками, фотографиями,
которые оформляются на отдельных страницах.
Все таблицы и иллюстрации должны иметь названия и пояснения.
Образец оформления:
Рисунок №1
Зависимость температуры воздуха от высоты Солнца
в п. Чегдомын 21 марта 2011г.
(график)
(Пояснение)
Таблица №1
Зависимость количества осадков от преобладающих ветров
в п. Чегдомын в течение года
(таблица) (Пояснение)
Не допускается склейка иллюстраций буклетом.
В правом верхнем углу на всех листах каждого приложения
указывается его номер. Страницы каждого из приложений нумеруются
отдельно, но на странице с перечнем приложений начало каждого
приложения не указывается.
III.Рецензия учителя – научного руководителя на творческую
работу.
Рецензия может содержать:
1. Предмет анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание работы.
4. Общая оценка.
5. Выводы о практической значимости работы.
Рецензия подписывается научным руководителем с указанием его
должности, места работы.
IV.Требования к защите творческой работы (докладу).
6.1. Время устной защиты (доклада) не должно превышать 10 минут.
6.2. Устная защита сопровождается мультимедийной презентацией,
объем которой не должен превышать 20 слайдов формата PowerPoint 97 –
2003.
6.3. Автору работы по окончании выступления членами экспертной
группы
могут
быть
заданы
вопросы
по
теме
работы.

Оценочный лист творческих работ участников НПК НОУ "Дискавери"
Параметры

Критерии

Оценка
Ф.И.
участ
ника

Формулировка Формулирование темы грамотное, научное – 2 балла;
темы
Формулировка темы носит прикладной характер – 1 балл
Актуальность Актуальность исследования обоснована – 2 балла;
Актуальность исследования частично обоснована – 1 балл;
Актуальность не обоснована- 0 баллов
Новизна
Качественно новое знание, полученное в результате исследования, оригинальное
решение задачи– 3 балла;
Новое представление или новое видение известной проблемы на основе анализа
или обобщения – 2 балл;
Новое изложение, решение отдельных вопросов, частных сторон, частных задач
– 1 балл
Элемент
Полный цикл исследования, включающий подготовку плана, натурные
исследования наблюдения, или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного
материала, создание нового продукта – 7 баллов;
Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими
авторами, собственная обработка, анализ – 6 балла;
Исследование, проведенное на основе литературных источников,
опубликованных работ и т.п. – 5 балла;
Реферативная работа со свертыванием известной информации, имеются
элементы исследования или обобщения,– 4 балла;
Элементарная работа, изложение известных фактов, истин – 3 балл
Достижения
Собственная разработка отдельных вопросов, непосредственное участие в
автора
эксперименте, использование в работе аналитических методов – 4 балла;
Собственная постановка проблемы или задачи, выполнение анализа по заданию
руководителя, глубокая проработка имеющихся источников – 3 балла;

Ф.И.
участ
ника

Ф.И.
учас
тник
а

Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы, достаточное
представление о предыдущих достижениях – 2 балла;
Общее или слабое ориентирование в заданной области – 1 балл
Эрудиция
Знание основных положений в избранной и сопредельной областях знаний – 3
балла;
Хорошая или посредственная осведомленность в избранной области знаний – 2
балла;
Слабое представление об основах, истинах, достижениях в данной области – 1
балл
Значимость
Работа может быть рекомендована для опубликования, использована в
исследования практической деятельности, представлена на региональную или российскую
конференцию – 3 балла;
Может быть использована в учебно-исследовательской деятельности или
учебном процессе школы – 2 балла;
Имеет значение только для автора, первым опытом научной деятельности – 1
балл
Иллюстрации Представлены графики, емкие таблицы, наглядные пособия, фотоматериалы и
фотомонтажи, рисунки, схемы, карты, выполненные автором или авторами – 3
балла;
Иллюстрации выполнены с помощью копировальной техники, использованы
оригиналы или копии из имеющихся изданий, работ других авторов – 2 балла;
Маловыразительные, малоинформативные пособия, экземпляры серийных
полиграфических изданий, готовая продукция – 1 балл;
Иллюстрации отсутствуют – 0 баллов
Структура
Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения, объем и
исследователь требования к оформлению – 3 балла;
ской работы
Основные требования выполнены посредственно – 2 балла;
Отсутствуют стройность и последовательность изложения, слабо
просматриваются цели, задачи, выводы – 1 балл
1. Библиография Представлена достаточно полно, соответствует замыслу работы, использованы
источники, монографии, труды; представлены цитаты, имеются ссылки,
соблюдены требования к перечню – 2 балла;

Число источников ограничено, используются работы популярного характера,
изучены поверхностно – 1 балл
Итого

Член жюри __________________________________________________

Приложение 8
Таблица итогов участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
№

1.

2.

3.

Ф.И.
обучающегося

Районный
уровень

Название конкурсного мероприятия / занятое место
Резуль
Краевой
Резуль Всероссийс Резуль Международ
тат
уровень
тат
кий уровень
тат
ный уровень

Резуль
тат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».