Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП ШАГ ДПИ

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Одной из главных задач государственной политики в области образования
является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. Самым главным приоритетом в
работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка. Процесс занятий декоративноприкладной деятельностью с детьми ОВЗ и инвалидностью рассматривается
как особая форма взаимодействия детей и взрослых, что обеспечивает не
столько формирование определенных умений и навыков, сколько активизацию
их психической и двигательной сфер.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «ШАГ»
(декоративно – прикладное искусство) художественной направленности,
ориентирована на детей с ОВЗ и инвалидностью.
Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с разными
видами декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на два года обучения.
Первый год обучения включает четыре раздела: работа с природным
материалом; бисероплетение; работа с тканью; тестопластика. Второй год
обучения по программе включает четыре раздела: работа с природным
материалом; работа с тканью; бисероплетение и работа с различными
материалами, в раздел которого входит тестопластика и пирография
(выжигание по дереву).
Учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития видов
декоративно-прикладного творчества, технологией изготовления сувениров,
игрушек и других поделок.
Ребята изучают правила безопасного обращения с инструментами ручного
труда, применяя их в работе, а результаты своего творчества демонстрируют на
выставках, конкурсах разного уровня.
Содержание программы направлено на создание условий для творческой
самореализации личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью, на укрепление
физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.
Программа разработана на основе следующих документов:
2

1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от
28.06.2021 N 219-ФЗ);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
7.
Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО
РМЦ от 26.09.2019 № 383П)
8.
Устав ОУ
Актуальность.
Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями
здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток
контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и
талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали
возможность проявить себя и оказали поддержку.
Одним из действенных средств обучения, воспитания и личностного
развития детей с ОВЗ и инвалидностью выступает декоративно-прикладное
искусство, которое позволяет сделать занятия яркими, интересными и
запоминающимися, обрести творческий опыт и воплощение собственных
замыслов. Дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных
материалов, такая ручная практика дает хорошие результаты в развитии
моторной сферы.
Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративноприкладного искусства как: работа с природным материалом; бисероплетение;
работа с тканью; тестопластика; выжигание по дереву несут положительный
эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни,
обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой, среди сверстников
провести свободное время, формируя и развивая коммуникативные качества.
3

Педагогическая целесообразность – программа дает возможность
создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидностью через применение индивидуально-дифференцированного
подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными
трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.
Программа опирается на принципы жизненной определенности, доступности,
здоровье сбережения, наглядности, активности и направлена на творческую
реабилитацию детей с ОВЗ и инвалидностью, основанную на декоративно –
прикладной творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит
в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения
и самопознания.
Направленность программы – художественная.
Особенности реализации программы – для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (с умеренной степенью умственной
отсталости) определяются с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
К особенностям программы можно отнести ее ориентацию, в первую
очередь, на получение ребенком с интеллектуальными нарушениями опыта
позитивного общения, социально приемлемого эмоционального реагирования,
проживания им ситуации индивидуального успеха. Став участником
организованного детско-родительско-педагогического сообщества, ребенок с
умеренной степенью умственной отсталости получает возможность
удовлетворения, при определенных условиях, индивидуальных творческих
интересов и запросов, адекватных состоянию его здоровья, возможность
расширения позитивных социальных связей.
Преимущество данной программы в том, что родители или лица их
заменяющие, являются не только ассистентами-сопровождающими, но и
непосредственными участниками каждого занятия. Они получают возможность
в практической деятельности со своим ребенком освоить специальные методы
и приемы руководства, помощи; отработать навыки продуктивного
взаимодействия, правильного подкрепления, реагирования, а также могут
получить консультативную помощь в ситуации «здесь и сейчас» в контексте
происходящей деятельности.
Целевая аудитория: дети 7-18 лет с интеллектуальными нарушениями (с
умеренной степенью умственной отсталости) по 6 человек в группе.
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным
видом деятельности.

4

Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями (с умеренной степенью умственной
отсталости) – к умственно отсталым относятся различные группы детей, у
которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие
наследственного или приобретенного органического поражения головного
мозга. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение
психического и физического развития – тотальное недоразвитие высших
психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное
развитие личности, неловкость и нарушение координации движений.
Нарушение речевого развития обусловлено степенью поражения центральной
нервной системы и носит системный характер. Данная категория детей
зачастую испытывает серьезные трудности в овладении простейшими
действиями, в том числе бытовыми. Словарный запас ограничен, характерно
выраженное нарушение понимания речи. Восприятие цветов доступно
частично; отмечаются ограничения при восприятии времени и пространства;
нарушено произвольное внимание (в большей степени), и непроизвольное
внимание; отмечаются истощаемость и неустойчивость внимания, в процессе
выполнения заданий
может быть частая немотивированная смена
предметов/объектов; характерны трудности распределения и переключаемости;
объем памяти ограничен; нарушено запоминание, сохранение и
воспроизведение информации; невозможность оценить свою работу и
деятельность сверстников, выявить собственные и чужие ошибки; крайне
слабая или отсутствующая регулирующая роль мышления; минимальный
самоконтроль или его отсутствие; характерна невозможность переноса
усвоенных операций, способов действия в новые условия или ситуацию. Дети
не могут оценить свои неудачи, довольны своей работой или собой; отмечаются
неадекватная самооценка и неадекватный уровень притязаний; отзывчивы на
похвалу, ласковое обращение, при этом на критику реагируют либо нейтрально,
либо отрицательно (расстраиваются, могут давать агрессивные реакции).
Дети не способны к самоконтролю, не могут оценить или спрогнозировать
последствия поступков или событий; коммуникация со сверстниками и
взрослыми затруднена, отмечается стереотипность, шаблонность; не
сформированы волевые усилия, самостоятельность, инициативность,
целеустремленность.
Двигательные нарушения при умственной отсталости проявляются
дифференцированно при разных степенях выраженности органического
поражения головного мозга; координация движений в общей, мелкой и
артикуляционной моторике нарушена. Уровень работоспособности умственно
отсталого ребенка зависит от степени поражения головного мозга;
5

работоспособность снижена, при этом может отмечаться состояние
охранительного
торможения;
характерна
выраженная
психическая
истощаемость, которая усугубляется при наличии отвлекающих факторов.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем –144часа
Индивидуальная работа:
–72 часа (первый год обучения: дети с ослабленным здоровьем, не
усвоившие учебный материал);
- 36 часов (второй год обучения: дети с ослабленным здоровьем, не
усвоившие учебный материал).
Срок освоения программы – 2 года.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии
со схожими индивидуальными психофизическими и поведенческими
особенностями обучающиеся комплектуются в группы. Возраст ребенка при
комплектации группы не учитывается, учитывается выраженность
недоразвития интеллекта и уровень развития самостоятельной деятельности
ребенка. Состав группы постоянный. Занятия для обучающихся организуются в
малых группах, это позволяет соблюдать медико-профилактический режим,
способствует формированию комфортной среды, эффективному общению со
сверстниками.
На занятиях происходит постоянная смена видов деятельности. В рамках
новых тем предусматривается возвращение к ранее изученному материалу, для
более успешного его осмысления и результативного освоения формируемых
навыков.
На каждом занятии стимулируется коммуникация обучающегося, его
самостоятельная творческая активность, отрабатываются навыки культурного
общения. Каждое занятие содержит как теоретический материал (информация
для сопровождающих родителей, знания по теме для обучающихся), так и
практическую совместную детско-родительскую деятельность.
Основным принципом программы является принцип индивидуального
подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных
особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах
доступности, включенности, наглядности, последовательности, на принципе
сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
В начале обучения педагог на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии намечает индивидуальный план для каждого
обучающегося, а в ходе реализации программы, наблюдая за эмоциональным

6

состоянием ребенка, скоростью освоения техник, развитием моторной сферы,
корректирует этот план, упрощая, расширяя или усложняя учебные задачи.
Огромную роль в решении коррекционных задач в работе с обучающимися
с ОВЗ и инвалидностью играет направленность программы на освоение
различных техник декоративно-прикладного творчества.
На занятиях дети изготавливают поделки из различных материалов. Эта
работа имеет конкретный понятный ребенку результат. Поделку можно
подержать в руках, порадовать ею родственников, подарить близким или
друзьям, украсить дом.
Такое рукоделие имеет много положительных сторон:
- во время работ с различными материалами и инструментами (природным
материалом, бисером, тканью, соленым тестом и др.) совершенствуется
осязание, развивается мелкая моторика, формируются пространственные
представления ребенка, что положительно сказывается на его общем развитии;
- ребенок приучается к разумному проведению досуга;
- ребенок овладевает навыками самообслуживания, так как изготавливаемые
поделки имеют полезное назначение использования их в быту;
- в ходе совместной со сверстниками, родителями, другими членами семьи
работы утверждаются ценности, основанные на общности задач, общении в
процессе труда, реальности результата. Такие ценности имеют созидательный
характер.
Цель: раскрытие творческого потенциала, формирование социальных и
жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей – инвалидов.
Задачи:
- освоить технологии выполнения изделий декоративно-прикладного
творчества;
- научить применять полученные знания и умения в практической
деятельности;
- расширить социальные контакты в процессе совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками;
- развивать самостоятельность, трудолюбие.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
В результате обучения по программе обучающийся:
- владеет технологиями выполнения изделий декоративно-прикладного
творчества;
- умеет поэтапно выполнять свою работу;
7

- участвует в творческих выставках, конкурсах по декоративно – прикладному
искусству;
- умеет применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
Личностные:
- способен вступать со взрослыми и детьми в коммуникативное взаимодействие
во время совместной деятельности;
- проявляет самостоятельность в работе, трудолюбие.
Метапредметные:
- умеет пользоваться схемами;
- знает и применяет правила безопасной работы с инструментами для ручного
труда.
Объем программы и режим занятий.
Первый год обучения.
Период

1 год обучения
1 год обучения
индивидуальная
работа
Итого

Продолжительность Кол–во
занятия
занятий в
неделю
2 часа
2
2 часа
2

Кол-во
часов в
неделю
4 часа
2 часа

Колво
недель
36
36

Кол-во
часов в год
144
72

216

Второй год обучения.
Период
2 год обучения
2 год обучения
индивидуальная
работа
Итого

Кол–во
Продолжительность
занятий в
занятия
неделю
2 часа
2
1 час
1

Кол-во
часов в
неделю
4 часа
1 час

Колво
недель
36
36

Кол-во
часов в год
144
36

180

Учебно – тематический план.
Первый год обучения.
Количество часов
№

Название раздела, темы.

Формы
контроля

144

1

Введение в образовательную программу

Всего Теория Практик
а
2
2
Педагогическое
8

наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Участие в
выставке

Работа с природным материалом
2.1 Экскурсия в городской парк культуры и
отдыха
2.2Аппликация: «Ромашки»
2.3 Аппликация: «Букет из осенних листьев»
2.4 Панно: «Золотая осень»
2.5 Объемная работа: «Медвежонок»
2.6 Объемная работа: «Елочка»
2.7 Панно «Осенний лес»
2.8 Панно: «Краб»
2.9 Сувенир: «Декупаж ракушки»
Бисероплетение
3.1 Украшение: бусы
3.2 Украшение на руку: «Фенечка»
3.3 Украшение на руку: браслет
3.4Полуобъемная работа: «Ящерица»
3.5Полуобъемная работа: «Крокодильчик»
3.6 Объемная поделка: «Цветок ромашка»
3.7 Части цветка: листья и лепестки у
ромашки
3.8Композиция: «Букет ромашек»
Работа с тканью
4.1«Игольница из фетра»
4.2 Объемная игрушка: «Совушка»
4.3 Объемная поделка: «Елочка из фетра»
4.4 Игрушка: «Котик из фетра»
4.5 Мягкая игрушка: «Пингвин»
4.6 Объемная игрушка: «Зайчик из фетра»
4.7 Игрушка:«Снеговичок»
4.8 Композиция из готовых работ

28
2

5
-

23
2

2
2
4
4
4
2
4
4
28
4
4
4
4
4
2
4

1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
-

1
1
3
3
4
2
3
3
23
3
4
3
4
3
1
4

2
28
4
4
4
2
4
4
4
2

1
4
1
1
1
1
-

1
24
3
3
4
1
4
4
3
2

5

Тестопластика
5.1 Сувенир: «Медальон»
5.2 Сувенир: «Сердечко»
5.3 Панно: «Моя ладошка»
5.4 Панно: «Мухомор»
5.5 Композиция: «Двухцветный жгут»
5.6 Панно: «Рамочки для фотографии»

28
4
4
4
4
6
6

5
1
1
1
1
1

23
3
3
3
4
5
5

Педагогическое
наблюдение

6

Воспитательные мероприятия

12

2

10

13

3

10

Участие в
мероприятиях
Участие в
творческих
выставках,

2

3

4

7
Подготовка к творческим конкурсам и
выставкам

Педагогическое
наблюдение.

Педагогическое
наблюдение.
Участие в
выставке

9

8

2

-

2

3

1

2

144

25

119

Итоговая выставка творческих работ
9
Итоговый контроль
10 Итого:
11
Индивидуальная работа с детьми
12 Всего:

72
216

7
32

65
184

конкурсах
Участие в
итоговой
выставке
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание программы первого года обучения:
1.
Введение в образовательную программу. (2часа)
Теория.
Знакомство с преподавателем, обучающимися.
Знакомство с учреждением: знакомство с пространством (кабинет, зона отдыха,
игровая зона, туалеты, выставочные пространства, пандус, лестницы и т.д.).
Правила безопасного поведения.
Маршрут оптимального пути от входа до учебного кабинета, от кабинета до
туалетной комнаты.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы для занятия
(Приложение 1).
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практика.
Посещение мини-выставки, где представлены образцы поделок, которые
предлагается выполнить в течение учебного года.
Вырезание фигурок из бумаги для открыток-игрушек «Кошечка» и «Собачка».
Входной контроль: педагогическое наблюдение за степенью владения
ребёнком ножницами.
2.
Работа с природным материалом (28 часов)
Теория.
Беседа на тему: «Природа в жизни человека, охрана природы, отражение
красоты природы в искусстве». Экскурсия на природу, сбор природного
материала.
Знакомство с основными технологическими приемами работы с природным
материалом.
Последовательность выполнение работы. Виды природного материала (семена
разных растений, корни и веточки, засушенные листья и цветки, камешки,
ракушки и т.д.) Инструменты для выполнения поделки (ножницы,
10

канцелярский ножичек, клей ПВА). Инструктаж по правилам техники
безопасности при работе с ножницами и канцелярским клеем.
Цветоведение: сочетание цветов в работе, контрастные цвета. Составление
пошагового хода работы. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» (основные
цвета в природе).
Практика.
Создание коллективного панно: «Золотая осень», «Осенний лес» из
засушенных листьев, веточек, камешков, подбор цветов в работе.
Теория.
Аппликация как техника декоративно-прикладного творчества, виды и приемы
аппликации, материалы для изготовления аппликации, технология
изготовления объемной аппликации.
Знакомство с образцами готовых аппликаций.
Практика.
Подготовка материалов для работ: сбор, приемы засушивания. Выполнение
работ из засушенных листьев деревьев, частей засушенных растений, веток,
корешков и др.
Составление миниатюры из частей растений: сборка аппликации на альбомных
листах бумаги: «Ромашка»; составление аппликации из осенних листьев:
«Букет из осенних листьев».
Теория.
Беседа «Растут ли шишки на деревьях?». Мини – выставка готовых работ из
шишек. Технология последовательности выполнения объемных работ.
Практика.
Выполнение объемных работ из сосновых и еловых шишек: «Медвежонок»,
«Елочка».
Теория.
Знакомство с подводным миром: (просмотр видеоролика «Выставка
подводного мира «Наутилус».
Практика.
Выполнение поделок из ракушек разной формы и величины: «Краб».
Изготовление сувениров из ракушек, декупаж из столовых салфеток с
красивыми рисунками, жидкого стекла, цветных стержней клея-пистолета.
3.
Бисероплетение (28 часов)
Теория.
Беседа на тему «Основные виды бисерного искусства». Демонстрация изделий.
История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые
для работы. Инструктаж по технике безопасности с колющими и режущими

11

предметами (ножницы, проволока). Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы.
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Практика.
Выполнение отдельных элементов плетения. Освоение техник плетения из
бисера и выполнение работ по схемам: подбор цвета и размера бисера для
поделок. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (бабочка,
стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления фигурок животных на плоской основе. Техника выполнения
туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Выполнение практических заданий:
«бусы», используя бисер крупного размера и резинку; «крокодильчик»,
выполнение в технике параллельного плетения. Выполнение отдельных
элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции из готовых
работ. Прикрепление элементов композиции к основе.
4.
Работа с тканью (28 часов)
Теория.
Знакомство с историей возникновения игрушки из ткани; с правилами техники
безопасности при работе со швейной иглой и ножницами; со свойствами,
видами, и особенностями материала; с различными видами ручных швов; со
специальной терминологией.
Практика.
Дидактическая игра по цветоведению «Цветик-семицветик», подбор ниток и
ткани по цвету. Освоение техники выполнения ручных швов на ткани:
(соединительный и обметочный) с помощью швейной иглы. Соединение
деталей изделия с помощью швов «вперед иголка», «через край», «петельный».
Выполнение практических работ: «игольница из фетра»; игрушки (зайчик»,
«котик», «снеговичок», «елочка»).
5.
Тестопластика (28 часов)
Теория.
Знакомство с техникой выполнения работ соленого теста, (лепка из соленого
теста; компоненты соленого теста; этапы приготовления теста для работы;
приемы и техники выполнения поделок). Знакомство с техникой безопасности
при работе с соленым тестом, инструментами и приспособлениями.
Знакомство: с правилами сушки изделий из соленого теста на открытом
воздухе, в духовом шкафу, на радиаторах отопления в зимний период; о
способах окрашивания изделий из соленого теста, видах красок для работы; с
видами шаблонов и трафаретов для изготовления плоских фигурок из соленого
теста; способами вырезания теста стеком и продавливания шаблоном-выемкой;
со способом склеивания элементов изделия водой.
12

Практика.
Изготовление элементарных медальонов с оттисками и отпечатками.
Выполнение деления полоски теста на равные части при экономном
использовании материала. Выполнение изделия по шаблонам; творческой
работы на тему: «Моя ладошка»; композиции «Мухомор»; плоских фигурок
сердца; изделий из окрашенного теста; двухцветного жгута; рамочки для
фотографии из готовых элементов. Использование в работе стек, шаблонов,
зубочисток, кисточек
6.
Воспитательные мероприятия (12 часов)
Проводятся во время школьных каникул.
- Экскурсии в музей, для расширения кругозора у детей о природе нашего
края, его лесных жителях, ознакомления с творчеством народных мастеров
нашего района, мастер – классы по декоративно – прикладному искусству для
ознакомления с новыми техниками и материалами.
- Выходы на природу с родителями в начале и конце учебного года. Ребята
с родителями играют в подвижные игры, приобретая тесное общение, лучше
узнают друг друга, эмоционально раскрепощаются, успокаиваются. Развивают
коммуникативные навыки во время подвижных игр. Наблюдая за природой,
учатся видеть красоту природы.
- На каникулах проводятся чаепития для детей и взрослых. Во время
которых, у многих детей создается праздничное настроение при вручении
наград за участие в творческих выставках, конкурсах. Ребята учатся радоваться
не только своим успехам, но и других детей. Это способствует развитию
эмпатии, умению чувствовать настроение других детей.
7.
Подготовка к творческим конкурсам и выставкам (13часов)
- подготовка и участие в конкурсах и выставках детского творчества: «Мир
моими глазами», посвященное Дню инвалидов, «Подарок для любимой
мамочки» к Дню 8 Марта.
8.
Итоговая выставка творческих работ (2 часа)
На выставке «Творчество не знает границ» представляются творческие
работы детей, выполненные в разных техниках по учебной программе за год.
9.
Итоговый контроль. (3 часа)
Собеседование, совместное планирование.
10.
Индивидуальная работа (72 часа)
Проводится для детей, которые часто болеют, отстают по темам разделов
программы и не могут вовремя усвоить учебный материал.

13

Учебно – тематический план.
Второй год обучения.
Количество часов
№

Название раздела, темы.

Формы
контроля

144

1

2

3

1.1 Вводное занятие.
Аппликация: изготовления цветка из
подручного материала.
Работа с природным материалом.
2.1 Экскурсия в городской парк культуры и
отдыха
2.2 Составление гербария: «Букет из
осенних листьев»
2.3 Составление гербария: «Букет из
осенних листьев»
2.4 Аппликация: «Анютины глазки»
2.5 Аппликация: «Анютины глазки»
2.6 Панно: «Осенний лес»
2.7 Панно: «Осенний лес»
2.8 Панно: «Аквариум»
2.9 Панно: «Аквариум»
2.9.1 Сувениры из ракушек
2.9.2 Сувениры из ракушек
2.9.3 Сувениры из ракушек
2.9.4 Панно из ракушек: «Букет цветов для
мамы»
2.9.5 Панно из ракушек: «Букет цветов для
мамы»
2.9.6 Панно из ракушек: «Букет цветов для
мамы»
2.9.7 Подготовка к районной выставке
декоративно – прикладного искусства «Мир
моими глазами»
Поделки из природного материала
2.9.8 Подготовка к районной выставке
декоративно – прикладного искусства «Мир
моими глазами»
Поделки из природного материала
Бисероплетение.
3.1 Украшение: «Цепочка» в новой технике
3.2 Украшение: «Цепочка» в новой технике
3.3 Украшение: «Колье
3.4 Украшение на руку
3.5 Объемная работа: «Снеговик»

Всего Теория Практик
а
2
2
Педагогическое
наблюдение
28
2

5
-

23
2

2

-

2

2

1

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
1
2
1
2
1
2
2
1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

1

1

30
2
2
2
2
2

4
1
1
-

26
1
2
2
1
2

Педагогическое
наблюдение.
Участие в
выставке

Участие в
мероприятиях

Педагогическое
наблюдение.

14

4

5

3.6 Объемная работа: «Снеговик»
3.7 Украшение на елку: «Новогодняя
елочка»
3.8 Украшение на елку: «Новогодняя
елочка»
3.9 Деревце из бисера: «Черемушка»
3.9.1 Деревце из бисера: «Черемушка»
3.9.2 Деревце из бисера: «Черемушка»

2
2

-

2
2

2

-

2

2
2
2

1
-

1
2
2

3.9.3 Деревце: «Рябинка»
3.9.4 Деревце: «Рябинка»
3.9.5 Оформление и декорирование
деревьев из бисера
3.9.6 Оформление и декорирование
деревьев из бисера
3.9.7 Подготовка к районной выставке
декоративно – прикладного искусства
«Елочка»
Поделки из бисера
Работа с тканью
4.1 Рисование эскиза, создание по рисунку
шаблонов
4.2 «Сумочка из фетра»

2
2
2

-

2
2
2

2

1

1

2

-

2

26
2

4
1

22
1

2

-

2

4.3 «Сумочка из фетра»

2

-

2

4.4 Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
4.5 Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
4.6 Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
4.7 Мягкая игрушка: «Медвежонок»
4.8 Мягкая игрушка: «Медвежонок»
4.9 Мягкая игрушка: «Совушка»
4.9.1 Мягкая игрушка: «Совушка»
4.9.2 Панно: «Букет полевых цветов»
4.9.3 Панно: «Букет полевых цветов»
4.9.4 Панно: «Букет полевых цветов»
4.9.5 Подготовка к районной выставке
декоративно – прикладного искусства
«Подарок для любимой мамочки»
Мягкая игрушка из фетра.
4.9.6 Подготовка к районной выставке
декоративно – прикладного искусства
«Подарок для любимой мамочки»
Мягкая игрушка из фетра.
Работа с различными материалами
Тестопластика
5.1 Объемная работа: «Корзина с фруктами»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
-

1
2
2
2
2
1
2
1
2
2

2

-

2

5.2 Объемная работа: «Корзина с фруктами»
5.3 Панно: «Аквариум»

2
30
16

4
2

2
26
14

2
2
2

1
-

1
2
2

Участие в
выставке

Педагогическое
наблюдение

Участие в
выставке

Педагогическое
наблюдение
15

6
7

8

5.4 Панно: «Аквариум»
5.5 Панно: «Гроздь винограда»
5.6 Панно: «Гроздь винограда»
5.7 Панно: «Цветочная полянка»
5.8 Панно: «Цветочная полянка»
Пирография
5.9 Подготовка фанерной основы.
Копирование эскиза.
5.9.1 Выжигание контура елочки
5.9.2 Выжигание контура елочки
5.9.3 Выжигание контура животного
5.9.4 Выжигание контура животного
5.9.5 Выжигание контура пейзажа
5.9.6 Выжигание контура пейзажа
Подготовка к творческим конкурсам,
выставкам

2
2
2
2
2
14

1
2

2
1
2
2
2
12

2
2
2
2
2
2
2

1
1
-

1
1
2
2
2
2
2

10

1

9

2

-

2

2
12
2

1
2
-

1
10
2

2

1

1

2

-

2

2
2
2
144

1
21

1
2
2
123

«Творчество не знает границ»

Итоговый контроль
Тестирование

Воспитательные мероприятия
8.1 Поход на природу
8.2 Экскурсия в музей: «Народные умельцы
нашего района»
8.3 Развлекательная программа: «Праздник
Рождества»
8.4 Экскурсия в музей: «Растительный и
животный мир нашего района». Редкие
животные и птицы.
8.5 Поход на природу
8.6 Чаепитие, развлекательная программа
10 Итого
11 Индивидуальная работа
9

12 Всего

36
180

2
23

34
157

Педагогическое
наблюдение
Участие в
выставках
Участие в
итоговой
выставке
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Содержание программы второго года обучения:
1. Вводное занятие(2 часа).
Теория:
Знакомство с разнообразием материалов в изделиях декоративно – прикладного
искусства. Правила техники безопасности. Демонстрация готовых изделий из
ткани, из бисера, поделок из природного материала и соленого теста.
16

Практика:
Объемная поделка: изготовление цветка из подручного материала.
Практическая работа: подобрать материалы и инструменты для изготовления
цветка из подручного материала.
2. Работа с природным материалом(28 часов)
Теория:
Знакомство с понятием «гербарий». Инструктаж по технике безопасности.
Составление пошагового плана работы.
Практика:
Экскурсия на природу, сбор природного материала. Подготовка материалов для
работ. Заготовка природного материала. Составление композиции из частей
растений и выполнение аппликации из шишек, мха и осенних листьев.
Создание коллективной работы « Золотая осень».
Составление гербария из осенних листьев: « цветы из засушенных листьев»;
создание композиции из засушенных цветов, ракушек, речного песка, мелких
камешков; соблюдение техники безопасности с канцелярским клеем и
ножницами. Выполнение поделок из еловых и сосновых шишек: «украшение на
елку» и « букет цветов для мамы».
3. Бисероплетение(30 часов)
Теория:
Знакомство с видами плетения «крестиком», плетение «цепочки» в новой
технике. Инструктаж по технике безопасности в работе с ножницами и
проволокой.
Практика:
Освоение техник плетения из бисера по схемам: полу объемного, объемного,
параллельного плетения; подбор цвета и размера бисера для поделок.
Закрепление навыков нанизывания бисера на одну и две нити; переплетение
снизки бисера вместе; выполнение украшение в виде «колье». Выполнение по
схемам объемных работ: «снеговик»;«новогодняя ёлочка».
Изготовление из круглого бисера среднего размера деревьев: «рябинка».
«черемушка». Самостоятельное плетение: листьев плодов и цветов для веточек
деревьев и оформление готовых веточек в ветви, закрепление ветвей к стволу
дерева. Декорирование.
4. Работа с тканью(26 часов)
Теория:
Демонстрация детьми своих готовых работ, их назначение и применение в
быту, использование при выполнении материалов и инструментов. Правила
техники безопасности в работе с ножницами и швейной иглой. Закрепление
названий ручных швов: «вперед иголка», «стебельчатый», «через край»,
17

«петельный». Знакомство с технологией выполнения мягкой игрушки и
техникой ее выполнения, образцами изделий. Самостоятельный подбор ткани
по цвету для изготовления поделки.
Практика:
Выполнение из фетровой ткани «сумочки», соединение краев изделия ручным
швом «петельный». Рисование эскиза, создание по рисунку шаблонов.
Применение соединительных и обмёточных швов в поделках: «совушка»,
«зайчик», «медвежонок»,
оформление мордочек у животных и птиц.
Выполнение аппликации на ткани: «Букет полевых цветов», используя разные
виды ручных швов.
5. Работа с различными материалами (30 часов)
5.1 Тестопластика(16 часов)
Теория:
Знакомство с понятием «разметка»: выполнение разметки; сборка заготовки
деталей в одну композицию; экономное использование материала. Знакомство
с последовательностью этапов выполнения предметной композиции
«Аквариум».
Практика:
Самостоятельное замешивание соленого теста; просушка и окрашивание
изделия; использование в работе стек, шаблонов, зубочисток, кисточек,
гуашевых красок с соблюдением правил по технике безопасности. Выполнение
творческих работ по темам: «Аквариум», «Гроздь винограда». Изготовление
плоской композиции в круге. Выполнение шариков одинакового размера.
5.2 Пирография (14 часов)
Теория:
Знакомство с понятием «пирография», с электрическим выжигателем. Техника
безопасности с электрическими приборами. Штриховка рисунков выжигателем,
экономное использование материала. Знакомство с последовательностью
этапов выполнения работ в технике пирография.
Практика:
Самостоятельное выполнение эскизов на деревянной поверхности с помощью
копировальной бумаги. Выжигание поделок с соблюдением правил по технике
безопасности. Выполнение творческих работ по темам: «Елочка», «Животные»,
«Пейзаж». Выжигание композиций с разной штриховкой.
6. Подготовка к творческим конкурсам и выставкам (10 часов)
После каждого раздела по программе проводится закрепление материала это:
- подготовка и участие в конкурсах и выставках детского творчества: «Мир
моими глазами», посвященное Дню инвалидов, «Подарок для любимой
мамочки» к Дню 8 Марта; районного творческого конкурса «Елочка».
7. Итоговая выставка творческих работ (2 часа)
18

На выставке «Творчество не знает границ» представляются творческие работы
детей, выполненные в разных техниках по учебной программе за год.
8.
Итоговый контроль. (2 часа)
Проводятся тесты, определяющие уровень теоретической, практической
подготовленности и личностных качеств обучающихся.
9. Воспитательные мероприятия (12 часов):
Экскурсии в музей, походы на природу, день «Именинника».
Массовые воспитательные мероприятия ЦРТДиЮ:
- поход на природу два раза в год осенью и весной;
- экскурсии в музей: «Народные умельцы нашего района», «Растительный и
животный мир нашего района»;
- развлекательная программа: «Праздник Рождества»;
- чаепития, развлекательные программы.
10. Индивидуальная работа (36 часов):
- с детьми, имеющими ослабленное здоровье.
Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график на ________учебный год по адаптированной
дополнительной общеобразовательной программе
«Шаг» (декоративно – прикладное искусство).
Первый год обучения.
Число,
месяц

Раздел

Тема

Открытки-игрушечки: «Кошечка» и «Собачка».
Введение в
сентябрь образовательную Вводная диагностика.
программу
Экскурсия в городской парк культуры и отдыха
Работа с
природным
материалом
Аппликация: «Ромашки»
Аппликация: «Букет из осенних листьев»
октябрь
Панно: «Золотая осень»
Панно: «Золотая осень»
Объемная работа: «Медвежонок»
Объемная работа: «Медвежонок»
Объемная работа: «Елочка»
Объемная работа: «Елочка»
Панно «Осенний лес»
ноябрь
Панно: «Краб»
Панно: «Краб»
Сувенир: «Декупаж ракушки»
Сувенир: «Декупаж ракушки»

Часы
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

19

Подготовка к творческой выставке «Мир моими
глазами».
Поделки из природного материала.
Подготовка к творческой выставке «Мир моими
глазами».
Поделки из природного материала.
Подготовка к творческой выставке «Мир моими
глазами».
Поделки из природного материала.
Бисероплетение Украшение: бусы
Украшение: бусы
Украшение на руку: «Фенечка»
Украшение на руку: «Фенечка»
Украшение на руку: браслет
Украшение на руку: браслет
Полуобъемная поделка: «Ящерица»
Полуобъемная поделка: «Ящерица»
Полуобъемная поделка: «Крокодильчик»
Полуобъемная поделка: «Крокодильчик»
Объемная поделка: «Цветок ромашка»
Части цветка: листья и лепестки у ромашки
Части цветка: листья и лепестки у ромашки
Композиция: «Букет ромашек»
Работа с тканью «Игольница из фетра»
«Игольница из фетра»
Объемная игрушка: «Совушка»
Объемная игрушка: «Совушка»
Объемная поделка: «Елочка из фетра»
Игрушка: «Котик из фетра»
Мягкая игрушка: «Пингвин»
Мягкая игрушка: «Пингвин»
Объемная игрушка: «Зайчик из фетра»
Объемная игрушка: «Зайчик из фетра»
Игрушка:«Снеговичок»
Игрушка:«Снеговичок»
Композиция из готовых работ
Подготовка к районной выставке декоративно –
Подготовка к
прикладного искусства «Подарок для любимой
творческим
мамочки»
конкурсам,
Мягкая игрушка из фетра.
выставкам.
Подготовка к районной выставке декоративно –
прикладного искусства «Подарок для любимой
мамочки»
Мягкая игрушка из фетра.
Подготовка к районной выставке декоративно –
прикладного искусства «Подарок для любимой
мамочки»
Мягкая игрушка из фетра.
Сувенир: «Медальон»
Тестопластика
Сувенир: «Медальон»
Сувенир: «Сердечко»
Подготовка к
творческим
конкурсам,
выставкам.

декабрь

январь

февраль

март

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
20

апрель

май

Сувенир: «Сердечко»
Панно: «Моя ладошка»
Панно: «Моя ладошка»
Панно: «Мухомор»
Панно: «Мухомор»
Композиция: «Двухцветный жгут»
Композиция: «Двухцветный жгут»
Композиция: «Двухцветный жгут»
Панно: «Рамочки для фотографии»
Панно: «Рамочки для фотографии»
Панно: «Рамочки для фотографии»
«Творчество не знает границ»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Итоговая
выставка
творческих работ
Тестирование
Итоговый
контроль
ноябрь
декабрь
январь
март
апрель
май

Воспитательные Поход на природу
мероприятия
Экскурсия в музей: «Народные умельцы нашего
района»
Развлекательная программа: «Праздник Рождества»
Экскурсия в музей: «Природа нашего края»
Поход на природу
Чаепитие, развлекательная программа
Итого

2
2
2
2
2
2
2
2
144

Календарный учебный график на ________учебный год по адаптированной
дополнительной общеобразовательной программе
«Шаг» (декоративно – прикладное искусство).
Второй год обучения
Число,
Раздел
Тема
Часы
месяц
Сентябрь Вводное занятие Аппликация: изготовления цветка из подручного
2
материала.
Экскурсия в городской парк культуры и отдыха
2
Работа с
природным
материалом
Составление гербария: «Букет из осенних листьев»
2
Составление гербария: «Букет из осенних листьев»
2
октябрь
Аппликация: «Анютины глазки»
2
Аппликация: «Анютины глазки»
2
Панно: «Осенний лес»
2
Панно: «Осенний лес»
2
Панно: «Аквариум»
2
Панно: «Аквариум»
2
Сувениры из ракушек
2
ноябрь
Сувениры из ракушек
2
Сувениры из ракушек
2
Панно из ракушек: «Букет цветов для мамы»
2
Панно из ракушек: «Букет цветов для мамы»
2
21

декабрь

январь

февраль

март

Панно из ракушек: «Букет цветов для мамы»
Подготовка к районной выставке декоративно –
Подготовка к
прикладного искусства «Мир моими глазами»
творческим
Поделки из природного материала
конкурсам,
выставкам
Подготовка к районной выставке декоративно –
прикладного искусства «Мир моими глазами»
Поделки из природного материала
Бисероплетение Украшение: «Цепочка» в новой технике
Украшение: «Цепочка» в новой технике
Украшение: «Колье
Украшение на руку
Объемная работа: «Снеговик»
Объемная работа: «Снеговик»
Украшение на елку: «Новогодняя елочка»
Украшение на елку: «Новогодняя елочка»
Деревце из бисера: «Черемушка»
Деревце из бисера: «Черемушка»
Деревце из бисера: «Черемушка»
Деревце: «Рябинка»
Деревце: «Рябинка»
Оформление и декорирование
деревьев из бисера
Оформление и декорирование
деревьев из бисера
Подготовка к районной выставке декоративно –
Подготовка к
прикладного искусства «Елочка»
творческим
Поделки из бисера
конкурсам,
выставкам.
Работа с тканью Рисование эскиза, создание по рисунку шаблонов
«Сумочка из фетра»
«Сумочка из фетра»
Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
Мягкая игрушка: «Зайчик из фетра»
Мягкая игрушка: «Медвежонок»
Мягкая игрушка: «Медвежонок»
Мягкая игрушка: «Совушка»
Мягкая игрушка: «Совушка»
Панно: «Букет полевых цветов»
Панно: «Букет полевых цветов»
Панно: «Букет полевых цветов»
Подготовка к районной выставке декоративно –
Подготовка к
прикладного искусства «Подарок для любимой
творческим
мамочки»
конкурсам,
Мягкая игрушка из фетра.
выставкам.
Подготовка к районной выставке декоративно –
прикладного искусства «Подарок для любимой
мамочки»
Мягкая игрушка из фетра.

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

22

Работа с
различными
материалами:
Тестопластика
апрель

Пирография
май

Итоговая
выставка
творческих
работ
Итоговый
контроль
ноябрь
декабрь
январь
март
апрель
май

Объемная работа: «Корзина с фруктами»
Объемная работа: «Корзина с фруктами»
Панно: «Аквариум»
Панно: «Аквариум»
Панно: «Гроздь винограда»
Панно: «Гроздь винограда»
Панно: «Цветочная полянка»
Панно: «Цветочная полянка»
Подготовка фанерной основы. Копирование эскиза.
Выжигание контура елочки
Выжигание контура елочки
Выжигание контура животного
Выжигание контура животного
Выжигание контура пейзажа
Выжигание контура пейзажа
«Творчество не знает границ»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тестирование

2

Воспитательны Поход на природу
е мероприятия Экскурсия в музей: «Народные умельцы нашего
района»
Развлекательная программа: «Праздник
Рождества»
Экскурсия в музей: «Растительный и животный
мир нашего района». Редкие животные и птицы.
Поход на природу
Чаепитие, развлекательная программа
Итого

2
2
2
2
2
2
144

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Работа по представленной программе требует значительного материальнотехнического обеспечения, так как предполагает изучение различных видов
декоративно-прикладного искусства: бисероплетение, природный материал,
работа с тканью, соленым тестом, выжиганием по дереву. Для успешного
освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и
условия:
- кабинет с хорошим естественным и искусственным освещением;
-швейные принадлежности: ножницы, нитки, иголки, булавки;
- для изготовления работ из ткани: фетр, готовые шаблоны и трафареты;
- декоративные материалы: пуговицы, бусы, стразы, тесьма, кружева, бисер;
23

- кисточки плоские и круглые;
- выжигательный электрический прибор;
- клей – пистолет;
- различный природный материал (камешки, засушенные листья деревьев,
цветов, коренья, шишки, ракушки и т.д.);
- для работы с соленым тестом: мука, соль, стеки, трафареты;
- для плетения из бисера: схемы, бисер разной формы и цвета, проволока;
- основа для выжигания: деревянная фанера;
- копировальная бумага;
- эскизы рисунков животных, пейзажей, елочки;
- клеенки на столы, фартуки, подставки для кистей, емкости для воды,
линейка
Программа «ШАГ» (ДПИ) не содержит сложных и травмоопасных
двигательных заданий и игр, при выполнении которых может возникнуть риск
для здоровья и безопасности обучающихся.
Информационное обеспечение программы:
- аудио-, видео-, фото-источники, журналы и литература по данным видам
рукоделия;
- образцы и наглядные пособия;
- материалы, предоставленные Интернет-источниками в режиме реального
времени:
- виртуальные туры по музеям мир на платформе GoogleArtProject
[электронный ресурс] /
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/;
- видео-мастер-классы портала «Ярмарка Мастеров» [электронный ресурс];
http://www.livemaster.ru/masterclasses/zhivopis-i-risovanie/zhivopis;
-знакомство
с
подводным
миром:
https://www.youtube.com/watch?v=%208aOorlGUnZI;
- выжигание по дереву – Всё о выжигании и пирографии
// URL: http://pirog-raphy-fireart.ru.
- кладовая развлечений. Международный образовательный портал // URL:
http://kladraz.ru
- страна Мастеров // URL: http://stranamasterov.ru.
Формы итогового контроля:
- итоговый контроль в конце второго года обучения (уровень теоретических
знаний проверяются методом опроса, практических умений и навыков методом наблюдения, готовых работ, достижений, участия в творческих
конкурсах, выставках, личностные качества – методом наблюдения)
24

- участие в творческих конкурсах и выставках разных уровней;
- открытые занятия и участие в мероприятиях;
- итоговая выставка творческих работ;
- педагогическое наблюдение. (Приложение 1)
Формы контроля:
Текущий контроль теоретических, практических и личностных качеств
обучающихся, проводится по окончании освоения программы второго года
обучения.
Формы, используемые для проведения текущего контроля: опрос.
Контроль по итогам освоения программы «ШАГ» (декоративно – прикладное
искусство) проходит один раз в год в конце учебного года (май).
При подведении итогов освоения программы проводится итоговая выставка
декоративно-прикладного творчества «Творчество не знает границ»
Оценочные материалы:
- опросные листы (Приложение 2);
- таблица для фиксации теоретических результатов обучающихся
(Приложение 3);
- таблица для фиксации практических результатов обучающихся
(Приложение 4);
- таблица итогового контроля (Приложение 5);
- протокол результатов итогового контроля (Приложение 6).
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы включает различные методы
организации учебно-воспитательного процесса, наглядные пособия и
дидактические материалы, адаптированные для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Большое внимание педагог уделяет методам:
- педагогической защиты ребенка:
- метод угашения переживаний (рукопожатие, погладить, приласкать,
использование спокойной музыки);
- метод переключения - включение ребенка в виды деятельности, в которых
он успешен;
- развития чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в
свои силы;
-метод перспективы – это радостные события, которые ждут ребенка;
-метод увлечения весельем – юмор всегда помогает преодолевать трудности,
создает оптимистичный настрой;
25

-поощрения и похвалы рождает у ребенка чувство радости от сделанного,
веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения
(мимикой, жестом, взглядом, словом);
-физических упражнений, массажа и самомассажа – физического
оздоровления путем растирания и разминания участков тела;
- метод угашения отрицательных переживаний – обдумывание таких эмоций,
как обида, стыд, ненависть, злоба, страх;
- метод релаксации – способы расслабления организма с целью успокоения,
создания внутреннего комфорта;
- поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по
заданным параметрам: активное слушание, позиция эксперта и т.д.;
- педагогической поддержки развития самостоятельности:
-метод самодиагностики – обучение анализу своих возможностей;
-метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя;
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
педагог использует разные виды методической продукции и дидактические
материалы.
Наглядные пособия:
- схематические (готовые изделия, образцы, схемы, технологические и
инструкционные карты, выкройки, чертежи, схемы, шаблоны);
- естественные и натуральные (образцы материалов);
- объемные (макеты, образцы изделий);
- иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий;
Дидактические материалы:
- карточки, раздаточный материал, тесты, вопросы и задания для устного
опроса, практические и творческие задания, упражнения для развития моторики
рук;
- развивающие игры «Лего», кроссворды, ребусы;
- положения о конкурсах.

26

Список литературы и Интернет – источников для педагога:
1. Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного
творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В.
Горнова, Т.Л. Бычкова – Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.
2. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста/ Е.В. Данкевич– С.-Петербург:
Кристалл, 2000. – 165с.
3. Дополнительное образование неограниченные возможности: Сборник
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Сост.
Т.А. Сибирякова, Н.В. Рочева, С. Сулейманова / Под общ.ред. Л.А.
Косолаповой. Пермь. 2017. – 258 с.
4. Дубинский И.В. Методические рекомендации к альбому «Мы строим
модели». Киев, 1995. – 54 с.
5. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в
социальной адаптации детей с ограниченными
6. Концепция
Специального
Федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.
Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.
7. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров:
Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и
внешкольных учреждений. – 2-е изд.,– М.: Просвещение, 2010. – 176 с.:
ил.
8. Методический
конструктор
«Дополнительная
общеразвивающая
программа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Ресурсный центр дополнительного образования Санкт-Петербурга, тема:
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей с
ограниченными возможностями здоровья» 2019 г.
9. Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом профессиональных потребностей.
КГОУ ВПО г. Москва «Московский городской психолого-педагогически
й университет», 2015 г.
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015
№ 09-3242)
11. Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
27

социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей (Письмо Минобрнауки России от 26.03.2016 № ВК-641/09)
12. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. –
112с., ил.
13. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль:
Академия развития, 2007. – 188 с.
14. Развивающие пальчиковые игры. М., 2010. – 144 с.
15. Ращупкина С. Выжигание по дереву. М., 2011. – 160 с.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. –
М., 2008.
17. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс / В.А.
Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.
18. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д.
Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
19. Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ, в
том числе детей – инвалидов: http://svetlanalog.ucoz.ru/doklad_ovz.doc

28

Приложение 1
Положение об итоговом контроле
обучающихся по программе «ШАГ» (ДПИ) объединения декоративноприкладного искусства «Пчелка».
Цель итогового контроля:
-выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их
соответствие прогнозируемым результатам.
Задачи итогового контроля:
- выявление степени сформированности теоретических знаний, практических
умений и навыков, личностных качеств у детей в выбранном ими виде
творческой деятельности, дающих возможность решать задачи декоративноприкладного творчества.
Организация итогового контроля:
-итоговый контроль в конце второго учебного года
Форма проведения итогового контроля:
-опрос;
-отчетная выставка.
Критерии и оценки результатов итогового контроля.
Основные показатели результатов
освоения образовательной программы
включают в себя:
1.Критерии уровня теоретической подготовки (какой объем знаний в
результате обучения обучающиеся усвоили за учебный год):
- знает и применяет правила безопасной работы с инструментами для ручного
труда;
- владеет технологиями выполнения изделий декоративно-прикладного
творчества;
- умеет применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
2.Критерии уровня практической подготовки (за определенный промежуток
времени обучающиеся научатся делать и соответствие уровня практических
умений и навыков программным требованиям, развитости специальных
способностей):
- умеет пользоваться схемами;
- умеет поэтапно выполнять свою работу;
- участвует в творческих выставках, конкурсах по декоративно – прикладному
искусству.
3.Критерии уровня личностного развития:
- способен вступать со взрослыми и детьми в коммуникативное взаимодействие
во время совместной деятельности;
- проявляет самостоятельность в работе, трудолюбие

Приложение 2
Опросные листы (второй год обучения)
Опросный лист по разделу «Работа с тканью»
Тема: «Ручные швы»
Опрос детей.
1. Какие виды ручных швов вы знаете? (Правильные ответы: «вперед
иголка»; стебельчатый; «через край»; петельный).
2. Какие инструменты необходимы для ручного шитья? (Правильные
ответы: ножницы, швейная игла, наперсток).
3. Как соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и швейной
иглой? (Ответ ребенка).
4. Какие материалы используются для шитья игрушек из фетра?
(Правильные ответы: швейные нитки, фетр, пуговки, бусинки, атласные
ленточки, наполнитель, синтепон и т.д.).
Сказать правильные ответы.
Опросный лист по разделу «Бисероплетение»
Опрос детей.
1. Какие инструменты необходимы для плетения из бисера? (Правильные
ответы: ножницы, проволока).
2. Как безопасно для здоровья работать во время плетения из бисера с
проволокой? (Ответы детей).
3. Какие материалы используют для плетения из бисера? (Правильные
ответы: бисер разного размера, леска, резинка.)
4. Какие поделки можно сплести из бисера? (Сказать правильные ответы из
перечисленных: открытки, игрушки, украшения, сувениры).
Сказать правильные ответы.
Опросный лист по разделу «Природный материал»
Опрос детей.
1. Какие инструменты необходимы для работы с природным материалом?
(Сказать название инструментов: ножницы, канцелярский ножичек, проволока).
2. Как безопасно для здоровья пользоваться стеками и канцелярским
ножичком во время работы? (Ответ детей)
3. Какие материалы используют для работы с природным материалом?
(Сказать название природного материала: шишки еловые, сосновые; ракушки;
засушенные листья, камешки и т.д.).

4. Какие изделия можно выполнить из природного материала? (Сказать
правильные ответы из перечисленных: открытки, игрушки, сувениры,
аппликацию, настенное панно).
Опросный лист по разделу «Соленое тесто»
Опрос детей.
1. Из какого материала делают «соленое тесто»? (Правильные ответы детей:
мука, соль, вода).
2. Какой материал используют для работы с соленым тестом? (Правильные
ответы детей: клей ПВА; кисточки; краски; акриловый лак; декоративные
украшения и т.д.).
3. Какие инструменты необходимы для работы? (Правильные ответы детей:
стеки, ножницы, канцелярский ножичек).
4. Какие поделки можно изготовить из соленого теста? (Сказать правильные
ответы из перечисленных: изготовление открыток; изготовление игрушек;
изготовление сувениров.).
Сказать правильные ответы.
Опросный лист по разделу «Пирография»
Опрос детей.
1. Какие инструменты и материалы необходимы для выжигания по дереву?
(Правильные ответы детей: рисунок, карандаш, копировальная бумага,
выжигательный прибор).
2. Как безопасно для здоровья пользоваться выжигательным прибором во
время работы? (Ответы детей)
3. Какие поделки можно изготовить способом выжигания по дереву?
(Выбрать и сказать правильные ответы из перечисленных: изготовление
открыток; изготовление игрушек; изготовление сувениров; изготовление
картин; изготовление настенного панно).
1.Правильные ответы на все вопросы – 4 балла;
2.Правильные ответы на три вопроса – 3 балла;
3.Правильный ответ на один или два вопроса -2 балла.

Приложение 3
Таблица для фиксации теоретических результатов обучающихся
№

Ф.И.
ребенка

1
2
3
4
…

Высокий – 4 балла
Средний – 3 балла
Низкий – 2 балла

Работа с
тканью

Результаты тестов по разделам программы
Природный
Соленое
Бисероплетение
материал
тесто

Пирография

Средний
показатель

Приложение 4
Таблица для фиксации практических результатов обучающихся

№

Ф.И.
ребенка

Творческая выставка по ДПИ,
посвященная инвалидов Тема:
«Мир моими глазами».

1
2
3
4
…

Высокий – 4 балла
Средний – 3 балла
Низкий – 2 балла

Конкурс-выставка
по ДПИ. Тема:
«Елочка»

Конкурс-выставка по
ДПИ. Тема: «Подарок для
любимой мамочки»

Итоговая выставка по ДПИ
Тема: «Творчество не знает
границ».

Приложение 5
Таблица итогового контроля второго года обучения
Название: программа «ШАГ» (ДПИ) объединения ДПИ «Пчелка»
Педагог: Дмитриева Ирина Геннадьевна
Возрастная группа (возраст детей)_____ год обучения______
Ф.И. ребенка

Критерии и оценки планируемых результатов
Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Предметные результаты
Технологии выполнения
изделий из бисера

Не владеет

Владеет частично.
Нужна помощь
педагога

Самостоятельно
владеет в полном
объеме

Технологии выполнения
изделий из фетра

Не владеет

Технология выполнения
изделий из соленого теста

Не владеет

Технологии выполнения
изделий из природного
материала
Поэтапное выполнение работы

Не владеет

Поэтапное выполнение работы

Не выполняет

Владеет частично.
Нужна помощь
педагога
Владеет частично.
Нужна помощь
педагога
Владеет частично.
Нужна помощь
педагога
Владеет частично.
Нужна помощь
педагога
Выполняет с
помощью педагога

Самостоятельно
владеет в полном
объеме
Самостоятельно
владеет в полном
объеме
Самостоятельно
владеет в полном
объеме
Самостоятельно
владеет в полном
объеме
Самостоятельно
выполняет

Не владеет

Применяет полученные знания
и навыки в практической
деятельности.

Не применяет

Применяет
частично

Применяет в полном
объеме

Использование схем при работе
бисером

Не умеет
пользоваться

Отлично пользуется

Работа с ручными
инструментами по технике
безопасности.

Не соблюдает

Умеет
пользоваться
частично
Соблюдает
частично
Владеет частично

Метапредметные результаты

Соблюдает
Отлично владеет

Личностные результаты
Во время совместной
деятельности вступает со
взрослыми и детьми в
коммуникативное
взаимодействие;
Оценка продукта своего труда и
труда других.

Самостоятельность в работе.

Не может
Может
взаимодействовать взаимодействовать
конфликтен
с другими, но
возможен
конфликтный
результат
Не может
Не до конца может
оценивать свой
оценить свой труд,
труд и труд
завышает оценку и
других людей
необъективен к
труду других.
Не может
Нуждается в
выполнить
помощи педагога
самостоятельно

Высокий 3, средний 2, низкий 1.

Может
взаимодействовать с
другими

Адекватно оценивает
свой труд и труд
других людей

Самостоятельно
выполняет работу

Приложение 5
ПРОТОКОЛ
результатов итогового контроля учащихся, по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе
«ШАГ» (декоративно – прикладное искусство)

Фамилия имя

Уровень теоретической
подготовки

Уровень практической
подготовки

Уровень развития
личностных качеств

(опрос)

Наблюдение
Результаты труда

Наблюдение

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Средний показатель
усвоения программы

в

с

н

По результатам итогового контроля обучающиеся второго года обучения освоили материал по программе или оставлены
для продолжения обучения на той же ступени обучения.
Подпись педагога________________________
Подписи членов аттестационной комиссии:_________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».