Пояснительная записка Краеведение в системе образования России и Хабаровского края является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Специальные методики использования систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора учащихся, освоения разносторонних практических навыков, в т.ч. с использованием музееведческой науки, будут способствовать воспитанию в них толерантности, патриотизма и нравственности, любви к малой Родине. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа муниципальной краеведческой очно-заочной школы «Юный краевед-исследователь» составлена в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Положением о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П). Уставом ЦРТДиЮ. Актуальность программы обусловлена объективной необходимостью патриотического и экологического воспитания подрастающего поколения. Данная программа представляет собой ознакомительный курс дополнительного образования детей, реализуемый посредством их приобщения к разнообразной туристскокраеведческой деятельности. Программа способствует формированию у обучающихся понятие об окружающем мире как о многокомпонентной целостной системе, расширяет их кругозор, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Педагогическая целесообразность заключается в том, что полученные знания при проведении краеведческих наблюдений и исследований будут способствовать расширению кругозора учащихся и освоению разносторонних практических навыков. Цель программы: формирование базовых умений и навыков в области краеведения. Задачи: - приобщить учащихся к поисково-исследовательской деятельности; - способствовать освоению и использованию обучающимися ИКТ- технологий в учебноисследовательской деятельности; - формировать ответственное отношение к историческому наследию Верхнебуреинского района. Срок реализации программы 1 год. Программа «Юный краевед-исследователь» рассчитана на обучающихся 11 – 14 лет. Формы и режим занятий. Период Продолжительность занятия 1 год обучения Итого по программе 2ч Кол-во занятий в неделю 1 Кол-во часов в неделю 2ч Кол-во недель 36 Кол-во часов в год 72 ч 72 ч Программа МКОЗШ является сетевой. Реализуется ЦРТДиЮ с привлечением сотрудников Государственного природного заповедника "Буреинский" и специалистов Межпоселенческого краеведческого музея. Программа составлена на основе программы краевой краеведческой очно-заочной школы «Школа юного краеведа-исследователя» Центра туризма, краеведения и спорта КГАОУ ДО РМЦ, г. Хабаровск 2019г. Форма организации обучения – очно-заочная с элементами дистанционного обучения. Очная форма обучения включает в себя: участие в обучающихся вебинарах, районной краеведческой конференции, краевых краеведческих конференциях. Заочная форма обучения включает в себя: самостоятельное изучение предлагаемого материала, выполнение заданий, участие в дистанционных конкурсах по профилю разного уровня, ведение учебно-исследовательской и проектной деятельности. В помощь обучающимся по программе привлекаются учителя общеобразовательных организаций, ведущих с учащимися учебно-исследовательскую и проектную деятельность, проводят консультации по выполнению предусмотренных программой заданий. Содержание курса занятий определяется следующей структурой: от биографии ребенка к истории его семьи, от истории семьи к истории и культуре родного района. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. № 1 Раздел Конкурсные мероприятия 2 Самостоятельное выполнение заданий по направлениям деятельности МКОЗШ. Учебно-исследовательская и проектная деятельность. 3 4 5 6 7 История моей семьи История моей улицы, школы Мир животных и растений Верхнебуреинского района Туристические маршруты Верхнебуреинского района Итого Учебный план Теория Практика 12 Заочное обучение 9 9 4 Очное обучение 2 2 2 2 Итого 12 18 18 22 2 2 2 4 4 4 2 4 72ч месяц Тема Календарный учебный график Формы контроля Количество часов Организаци я Конкурсные мероприятия ноябрь декабр ь январь феврал ь март ноябр ь-май сентяб рьмай Краевой конкурс творческих работ 2 «Твои герои, Хабаровский край» Краевая патриотическая акция 2 «Имя Героя» Участие в конкурсе Краевой этап Всероссийского фестиваля музеев 2 образовательных организаций «Без срока давности» Краевая краеведческая викторина «Горячий снег», посвященная 3 80-летию Сталинградской битвы Краевой дистанционнообразовательный проект, посвященный 3 165-летию со дня основания г. Хабаровска. Заочное обучение Участие в конкурсе Самостоятельное выполнение заданий по направлениям деятельности МКОЗШ. Учебноисследовательская и проектная деятельность Участие в конкурсе Участие в конкурсе Участие в конкурсе Выполнение заданий 18 22 Очное обучение Правила организации проектной деятельности ЦРТДиЮ ноябр ьдекабр ь 1.1 1.2 1.3 январ ь 2.1 2.2 1. История моей семьи Мой дом, состав семьи Семейные традиции, семейные праздники Изучение и составление генеалогического древа 2. История моей улицы, школы Улица родная, ее место в поселке, история образования История школы, школьные традиции 4 4 ЦРТДиЮ, краеведческ ий музей, школьные музеи, ГПЗ «Буреински й» Выполнение задания ЦРТДиЮ, ГПЗ «Буреински й» Подготовка и защита проектной работы Представление экскурсии в музее ЦРТДиЮ 2 2 3.2 Растения района 2 март Туристические маршруты Верхнебуреинского района 4 3.1 Экологотуристические маршруты 2 май Выполнение задания 2 Животные района апрел ь ЦРТДиЮ, краеведческ ий музей, школьные музеи 2 3.1 Экскурсионная деятельность 4. Краеведческая конференция Образовательный проект «История моей школы». 1 4 3.2 ЦРТДиЮ 1 3. Мир животных и растений Верхнебуреинского района март Образовательный проект «История моей семьи» 2 12 5. Конкурс экскурсоводов 10 ИТОГО: 72 ЦРТДиЮ, краеведческ ий музей Содержание. 1. История моей семьи, традиции. 1.1 Мой дом состав семьи. Теория: Мой дом. Состав семьи, мои родители. Я и мое имя. «Наши имена» - значение имен и названий в жизни людей. Практика: Изучение и сбор краеведческих методик: анкетирование и интервьюирование. Составить анкету «С кем я живу» (фамилии и имена членов семьи, даты рождения, место работы и учебы и др.). 1.2 Семейные традиции, семейные праздники. Теория: Откуда берутся традиции (понятие). Семейные традиции. Изучение и отработка краеведческой методики: сбор информации, изучение семейного архива. Практика: Изучение литературных источников. Конкурс на самую старую фотографию. 1.3 Изучение и составление генеалогического древа. Теория: Что изучает генеалогия? Изучение терминов «родство» и «свойство». Составление генеалогического досье. Изучение и сбор семейного архива. Практика: Составление генеалогической карточки. Изучение и отработка краеведческой методики: составление родословной. 2. История моей улицы, школы. 2.1. Улица родная. Ее место в поселке. Теория: История названия улицы, на которой я живу. Работа с картой поселка. Изучение литературных источников. Что такое улица, для чего она нужна. Какие бывают улицы. Практика: Составление схемы моей улицы. Участие в образовательном проекте «История моей улицы». 2.2. История школы, школьные традиции Теория: Адрес школы, лучшая дорога в школу. История моей школы. Изучаем школьные традиции. Практика: Школьная видео-экскурсия. 3. Мир животных и растений Верхнебуреинского района 3.1. Животные района Теория. Фауна Верхнебуреинского района. Роль заповедника «Буреинский» в сохранении исчезающих видов. Практика. Изучение дополнительной информации по теме. 3.2. Растения района. Теория. Флора Верхнебуреинского района. Влияние антропогенного фактора на сохранение растений-эндемиков. Практика. Разработка мини-проектов, направленных на сохранение местной флоры и фауны. 4. Туристические маршруты Верхнебуреинского района 4.1.Эколого-туристические маршруты. Теория. Знакомство с основными направлениями туристической деятельности заповедника «Буреинский». Практика. Дискуссия с сотрудниками заповедника. 4.2. Экскурсионная деятельность. Теория. Основные направления экскурсионно-туристической деятельности в поселке, районе. Практика. Разработка мини-проектов экскурсий по поселку, району. 4. Краеведческая конференция. Практика: Выбор темы работы и номинации. Составление плана работы над проектом. Постановка цели и определение задач. Подбор источников информации. Подбор графических материалов. Оформление проектной работы. Защита. 5. Конкурс экскурсоводов. Теория: Изучение правил составления экскурсий. Виды экскурсий. Определение возраста экскурсантов. Практика: Выбор экспозиции для составление текста экскурсии. Подбор материалов для составления текста. Оформление текста экскурсии. Проведение экскурсии в школьном музее. Планируемые результаты. Предметные В результате изучения материала учащиеся будут знать: краеведческую терминологию; алгоритм исследовательской деятельности; уметь: работать с различными источниками информации; проводить краеведческие исследовательские работы; вести поисковые, исследовательские записи. Метапредметные будут знать: основы медиабезопасности; правила составления поискового запроса будут уметь: анализировать и структурировать полученную информацию; оформлять исследовательские работы в электронном варианте в соответствии с требованиями. Личностные будут уметь представлять результаты своей работы. Условия реализации программы. материально-техническое обеспечение: - компьютер с подключением к сети Интернет. информационное обеспечение: - Методические материалы "Знатоки родного края" http://kcdod.khb.ru/files/documents/14785_znatoki_rodnogo_kraya_metodicheskie_materiali.pdf; - Методические материалы для методистов, педагогов и учащихся краевой краеведческой очно-заочной школы "Использование учебно-исследовательских методик учащимися краевой краеведческой очно-заочной школы" http://kcdod.khb.ru/files/documents/13483_e_v_navdush.pdf; - Методические рекомендации по подготовке исследовательских работ учащихся к краевым краеведческим мероприятиям (конференциям, конкурсам) http://kcdod.khb.ru/files/documents/sbornik_metodicheskie_rekomendatsii.pdf. кадровое обеспечение - Франчук Светлана Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей категории; - Лештаева Ольга Владимировна – директор Межпоселенческого музея; - Козлитина Ольга Сергеевна - заместитель директора заповедника «Буреинский». Форма контроля. Итоговый контроль усвоения материала по программе «Юный краевед-исследователь» проводится по итогам учебного года. Формы представления результатов. Основными формами представления результатов являются: - участие в образовательных проектах; - участие в районной краеведческой конференции; - разработка и проведение тематической экскурсии. Оценочные материалы. Для проверки результатов усвоения программного материала используются следующие материалы: Лист фиксации результатов участия в конкурсах (Приложение 1), Оценочные листы исследовательских работ (Приложение 2). Методическое обеспечение. 1.Задания на определение исследовательских способностей учеников. (Приложение 3) 2. План проведения исследовательской работы. (Приложение 4) 3. Правила оформления исследовательской работы. (Приложение 5) 4. Технологическая карта проведения исследования (Приложение 6) Список литературы: 1. Альманах «Отечество».- М., 1998. - Вып. 5: Родословие.- 120 с. 2. Амур – река подвигов. - Хабаровск, 1983. 3. Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. / Ф.Г. Багаутдинова – М., 1992. 4. Востриков, Л.А. Хабаровск и хабаровчане/ Л.А.Востоков, З.В.Востриков.- Хабаровск, 1991. 5. Знаешь ли ты свой край?/ ХК ЦДЮТиЭ.- Хабаровск, 1999. 6. Ивенкова, Н.А. Древняя история Дальнего Востока/ Н.А.Ивенкова, И.П.Силина.Хабаровск, 1998. 7. Константинов Ю.С., Куликов.М.В. Педагогика школьного туризма/ Ю.С Константинов., М.В Куликов: ЦДЮТиК МО РФ, 2002г,152С. 8. Куликов, В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков\ В.М Куликов, Л.М Ротштейн - М.-1999, 144С. 9. Курилова, В.И. Туризм. Учебное пособие. – М ., 1998, 224С. 10. Образовательные программы объединений по краеведению: Сборник – Хабаровск. ХКЦДЮТиЭ , 2004г, 72С. 11. Ривкин, Е.В. Организация туристической работы со школьниками.: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2001. – 80С. 12. Сборник нормативных документов по детско-юношескому туризму – Хабаровск. ХКЦДЮТиЭ, 2002г, 58 С. 13.Люби и знай свой край: атлас.- М., 1993. 14. Окладников, А.П. Олень золотые рога.- Хабаровск, 1989. 13. Очерки истории родного края.- Хабаровск, 1993. 14. Паневина Г.Н., Махинов А.Н. Мой край: Учеб.пособие для учащихся 6 классов.Хабаровск: Частная коллекция,2000.-128 с. 15. Рябов, Н. Улицы Хабаровска рассказывают…- Хабаровск, 1977. 16. Ципкин, Ю.Н. История края в вопросах и ответах/ ХК ЦДЮТиЭ.- Хабаровск, 1997. Приложение 1 Лист фиксации результатов участия в конкурсах Фамилия имя Краеведческая конференция Конкурс экскурсоводов Краевая патриотическая акция «Имя Героя» Краевая краеведческая викторина Приложение 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (очный этап) муниципального конкурса исследовательских работ обучающихся «Не прервется связь поколений» (0-2 балла) Содержательная часть Класс Школа Соответствие требованиям положения Соответствие содержания выбранной номинации Последовате льность и логичность изложения Наличие аргументо в, подтвержд ающих позицию автора Наличие авторитетных источников, использованн ых в работе Графическая часть Практичес кая значимост ь работы Фактол огичес кая точнос ть Наличие цифровых средств визуализации, аналитических, статистических данных Наглядность Номинация: «Памятник герою» Возрастная категория Номинация: «Хранители памяти: экспонат школьного музея» Возрастная категория Номинация: «Реликвия моей семьи» Возрастная категория ФИО члена жюри____________________________________________________ Информатив ность Защита ФИО участника Итого % ор иг ин ал ьн ос ти Приложение 3 Задания на определение исследовательских способностей учеников. Они очень простые, но на первом этапе помогают учителю определить способности к творческой деятельности, нестандартный тип мышления. Предлагаем ученикам выполнить любое из предложенных заданий: 1. За одну—две минуты составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить его устно в течение 5 минут. 2. На стандартном листе при помощи цветных фломастеров в течение 5 минут придумать и нарисовать картину. 3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребёнка прокомментировать 4. Предложить ребёнку в 3-5 предложениях описать пейзаж за окном. 5. Привести ассоциации, связанные с каким-либо самым обычным словом. его. (Например, птица, стол, машина). При анализе ответов учитель должен учитывать скорость процессов воображения, оригинальность представленных образов, богатство фантазии, глубину ответов. Простое описание пословицы или предложенного слова говорит о том, что школьник вряд ли будет полноценным исследователем. Если ученик не имеет явных способностей к такой работе, это не говорит о том, что он не сможет провести исследование или стать учёным. Практика показывает, что человека без выдающихся способностей можно научить заниматься научной деятельностью, и он вполне может добиться хороших результатов и даже стать учёным. Подобные примеры в истории науки нередки. Но до этого необходимы личные качества, такие как трудолюбие, ответственность, любознательность, заинтересованность и желание что-то сделать. Всё остальное зависит от руководителя, в данном случае от учителя, точнее от того, насколько правильно будет организована деятельность учеников. Приложение 4 План проведения исследовательской работы: Постановка проблемы или вопроса исследования. Изучение теории, посвященной данной проблеме. Подбор методов исследования. Сбор собственного материала (составление карточек, выписок и т.п.). Основная часть работы. Обработка и сопоставление данных. Анализ и обобщение, собственные выводы. Представление работы. Приложение 5 Ученическая работа должна обязательно включать следующие элементы: 1. Титульный лист. (Первый лист.) 2. Содержание, оглавление или план. (Второй лист.) 3. Введение. (Третий лист или несколько листов.) При этом перечисленные листы не нумеруются. 4. 5. 6. 7. 8. Главы работы. Заключение. Список источников и литературы. Приложения. Ссылки. Остановимся подробнее на элементах оформления. Титульный лист должен содержать сведения об учебном заведении (ведомственная принадлежность, название), ФИО учащегося — автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год написания. Содержание, оглавление, план содержит главы, параграфы, приложения. Словом, план должен давать чёткое представление о структуре работы. Введение обычно это 1-3 страницы, дающие информацию о выборе темы, её обосновании, о предпосылках к написанию работы. Главы могут делиться на отдельные части (параграфы). Главы имеют нумерацию. Каждая глава начинается с нового листа. В главах размещается основное содержание работы. Заключение обычно 1-2 страницы. Обычно в заключении содержатся обобщения по работе, выводы автора. Список источников и литературы содержит информацию обо всех цитируемых текстах и источниках. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа, принятыми в нашей стране. Нумерация должна быть сплошной, список литературы расположен строго по алфавиту. Помимо автора и названия, необходимо указывать название издательства, год издания, номера страниц, если использована статья. Часто в работах школьники используют Интернет-- ресурсы. Это вполне допустимо, но автору необходимо помнить, что ссылка должна быть на сайт в интернете с указанием автора материала и его названия. Приложения к работе содержат схемы, фотографии, таблицы, иллюстрации. Ссылки или сноски обязательно должны быть при цитировании или упоминании книг или статей других авторов. Существует несколько видов сносок, учитель может выбрать любую. Приложение 6 Технологическая карта проведения исследования по теме … Участники исследования: Форма: Групповое или индивидуальное исследование Ход исследования: I Мотивация исследовательской деятельности II Формулирование проблемы III Сбор, Ищут вместе в различных источниках. систематизация и Систематизируют в общей группе. анализ фактического материала IV Выдвижение гипотез Существуют много разных способов… V Проверка гипотез Проверка предложенных способов решения проблемы VI Доказательство и Заключение: опровержение Отбирают способы, дающие наивысшую точность. гипотез Итог: делают вывод об истинности гипотезы. Рефлексия Каждый делает вывод о своей работе: Круглый стол Какова его роль в исследовании? VII Насколько успешно он справился со взятыми на себя обязательствами? Что узнал и чему научился за время исследования. Положение об итоговом контроле обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь". 1. Общие положения Итоговый контроль обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итогового контроля - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы МКОЗШ "Юный краеведисследователь". Задачи итогового контроля: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области краеведения; выявление степени сформированности практических умений при проведении исследовательских работ; анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итогового контроля Итоговый контроль обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь" Центра развития творчества детей и юношества проводится (далее Центр) 1 раз, в конце учебного года. Сроки проведения итогового контроля: май. Форма проведения итогового контроля: результаты участия в образовательных проектах, учет практических результатов. 3. Критерии оценки результатов итогового контроля Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений программным требованиям; развитость специальных способностей. 4. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе результатов итогового контроля обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь". Результаты итогового контроля обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь" анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне; - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. • • • Описание уровней освоения программы высокий уровень - обучающийся овладел на 80–100% знаниями и умениями, предусмотренными программой за учебный год; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; в основном самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями; выполняет практические задания с элементами творчества; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях, занимает призовые места; средний уровень - объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50–80%; осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями при наличии инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает специальную терминологию с бытовой; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и акциях; низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% знаний и умений, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет задания при поддержке педагога. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения № Фамилия, имя обучающегося РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Год обучения Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) теория практика итого По результатам итогового контроля __________ обучающихся закончили обучение по программе. Подпись педагога ____________ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся МКОЗШ "Юный краевед-исследователь" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога Группа (№) РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам итогового контроля __________ обучающихся закончили обучение по программе . Подпись педагога ____________