Пояснительная записка В современных условиях реформирования общества происходят большие изменения в системе образования. Обновляющая система образования выдвигает целый ряд важных задач перед родителями и педагогами. Решить эти задачи и удовлетворить разнообразные потребности общества и населения призваны различные образовательные учреждения, предлагающие разнообразный спектр образовательных услуг. Изменения в школьном образовании неизменно влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляют ему более высокие требования. В системе дошкольного образования происходят серьезные изменения: обращение к личностноориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей. «Закон об образовании в Российской Федерации» закрепил право образовательных учреждений работать по разнообразным авторским программам как в сфере базового, так и дополнительного образования. Будущему школьнику, чтобы усвоить современные школьные программы, базирующиеся на теории развивающего обучения, необходима не толькоопределенная сумма знаний, умений и навыков, но и определенный уровень развития психических и коммуникативных, личностных качеств, необходимых для систематического усвоения знаний, адаптации к новым условиям жизни. Дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы, и с собственным внутренним миром. Главная отличительная черта этого возрастного этапа – формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет особое значение для всего последующего развития человека. Возникает задача определенного типа обучения дошкольников – развивающего, индивидуально-ориентированного, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности. Общеобразовательная общеразвивающая программа группы развития детей дошкольного возраста «Ладушки» модифицированная, составлена на основе авторской Комплексной образовательной программы Школы раннего развития «Теремок», авторы Ильиных О.А., Калабина З.А., Демушкина И.Н. г. Новокузнецк Программа рассчитана на дошкольников 5 лет и имеет социально-педагогическую направленность. Программа составлена в соответствии: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 1 марта 2023 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ОУ При разработке программы были использованы основные научные подходы развития детей дошкольного возраста. Среди которых: исследования психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца о том, что развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и т.д.; теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, теория спонтанного и реактивного обучения детей. Цель программы группы развития детей дошкольного возраста «Ладушки»: развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и творческих способностей детей через овладение ими ведущими видами детской деятельности. В процессе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Развивать важнейшие психические функции и процессы: мышление, память, воображение, внимание, восприятие. 2. Способствовать формированию опыта познавательной и творческой деятельности в общении со сверстниками и взрослыми, в активной деятельности, в самоутверждении. 3. Развивать коммуникативные навыки. Программа «Ладушки» рассчитана на 1 учебный год (32 учебных недель). Занятия с детьми ведутся по следующим направлениям: речевое развитие, развивающие игры, изобразительная деятельность, движение. Объем программы и режим работы период Продолжительность Кол-во занятия занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во часов в год 1 год обучения 1 уч.час 9 32 288 ч. 3 Учитывая возраст детей, психологические возрастные особенности, определена наполняемость группы – 8-12 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 занятия в день, продолжительностью 25 мин, перерыв между занятиями -10 мин, по расписанию, составленному с родителями. Предусмотрены консультации для родителей по всем направлениям деятельности группы. Учебный план группы развития детей дошкольного возраста «Ладушки» № 1. Раздел Речевое развитие Количество часов всего теория практика 96 10 86 10 82 развивающие игры 2. Движение 96 3. Изобразительная деятельность 96 3.1 Рисование 32 5 27 3.2 Лепка 32 5 27 3.3 Аппликация 32 5 27 Всего часов 288 30 258 Результаты образовательного процесса в группе «Ладушки» К концу обучения дети будут: - более самостоятельными; - иметь навыки общения со сверстниками и взрослыми; - иметь определенные знания и умения в образовательной сфере. Основными результатами личностного развития ребенка являются: - сформированность положительного отношения к окружающим людям; - способность к проявлению таких качеств как отзывчивость, сопережевание, дружелюбие; - умение подчинить свои мотивы мотивам группы. Основными результатами социального развития ребенка являются: - активность в общении; - умение входить в контакт с детьми и педагогом; - умение пользоваться формами речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками. Основными результатами интеллектуального развития являются: - умение направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности; - умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой вид, с одного этапа деятельности на следующий; - умение классифицировать предметы и явления по различным признакам; - умение слушать и понимать речь окружающих (взрослых и сверстников); - умение составлять небольшие рассказы разного вида (рассказ по картине, рассказ из опыта, сочинение сказок). Способ проверки результата. Диагностика является важным компонентом педагогического процесса группы и представляет собой двухуровневую систему отслеживания результатов образовательного процесса. На первом уровне – проводится диагностика освоения обучающимися программного содержания по направлениям деятельности группы. При отслеживании результатов образовательной деятельности используются такие методы как наблюдение за дошкольниками в процессе занятий и беседа с родителями. Диагностика второго уровня включает в себя три направления отслеживания результатов образовательного процесса: - интеллектуальное развитие, - личностное развитие; - социальное развитие. Диагностика проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года). Методы и формы проведения диагностики описаны в Положении об итоговой диагностике обучающихся в группе развития детей дошкольного возраста «Ладушки». В разрезе содержания образования программы исходим из того, что важнейшим компонентом образования дошкольников является формирование опыта их деятельности, развитие основных психических процессов. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план. 1. 2. 3. 4. Развивающие игры; Речевое развитие; Изобразительное творчество; Физическая культура (движение). Занятия по данным направлениям деятельности позволяет решить не только задачу развития детей, но удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игре, рисовании, различных видах познавательной деятельности, в общении с детьми и взрослыми). Речевое развитие. Календарный учебный график № месяц 1. 2. 3. октябрь 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ноябрь Раздел Вводное занятие Диагностика активного и пассивного речевого словаря Рассказ «Лиса и рак» О.С. Ушакова Артикуляционная гимнастика Рассказывание по картине «Кошка с котятами». «Во саду ли в огороде» - составление описательного рассказа. «Мы ребята одной группы» (составление рассказов). Тренировка слухового восприятия. Рассказывание на заданную тему. «Что предмет расскажет о себе» (описательные рассказы). «Здравствуй осень» Тема «Игрушки» «Разве так играют». Обучение рассказыванию. Кол-во часов 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 Тема «Осень» Чтение стихов об осени. «Берегите животных» (ознакомление с природой). Зайчик в гостях у детей. Описательные рассказы 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. декабрь 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. январь 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. февраль 40. март 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. апрель Пересказ сказки «Пузырь ,соломинка и лапоть» Составление рассказов на темы стихотворений. Тема «Мой поселок». Рассказывание на заданную тему. «Осень золотая» (ознакомление с природой) Я - человек Рассказывание на заданную тему. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята». Учимся вежливости «Развитие речи». Рассказывание по картине «Ежи». «Пернатые друзья» (ознакомление с природой) «Животные – наши помощники». Волчкова «Экология». «Не любимые животные» ». Волчкова «Экология». «Зима, развлечения, игры» (рассказы детей) Составление описательных рассказов по картинкам о животных Заучивание стихов к новогодней елке Рассказывание по картине «Речка замерзла». Чтение стихов о зиме. Рассказы о новогодней елке. Рассказы из личного опыта «Игры зимой». Чтение сказки Бажова «Серебряное копытце». Беседа по сказке Бажова «Серебряное копытце». Составление описательных рассказов по теме «Зима». Составление сюжетного рассказа по набору игрушек Пересказ Чуковского «Цыпленок» Игра «Живые слова» Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка». Пересказ сказки «Лиса и кувшин». «Покормите птиц зимой». Экологич.сказки Заучивание стихов к празднику 23 февраля Рассказывание по картинке «Зимние развлечения». «Зима полна серебра». Экологическая сказка. «Российская армия» Рассказывание на заданную тему. Составление описаний персонажей из сказки «Теремок» Беседа на тему «Наши мамы». Стихотворение «Посидим в тишине». Стихи к 8 марта: «Посидим в тишине», «Перед сном». «Кто такие рыбки» Волчкова. Экология Пересказ рассказа «Помощники» Чтение и пересказ «Умные ушки» и «Пожарные собаки» Л. Толстого. Придумывание сказки «Приключения зайца». «Морские чудеса». Экологическая сказка. « Подводный мир» Рассказывание на предложенную тему. Стихи о весне. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 60. май Дидактическая игра «Угадай слова». Стихи о весне. Пересказ рассказа «Послушный дождик». Экскурсия в музей «Дикие животные Дальнего Востока». Разговор о впечатлениях в музее. Стихи о весне. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка» Дидактическая игра «Угадай слова» Растения легкие земли Экология. Волчковой Как растут растения Экология. Волчковой Придумывание загадок описаний об игрушках Игры дидактические «Кто больше слов скажет» «Петрушка угадай мою игрушку» Пересказ сказки «Кораблик». 1 «Земля наш общий дом». Экологич. рассказы Чтение сказки Катаева «Цветик- семицветик». Словесные игровые упражнения. Весна красна «Водные ресурсы Земли» (ознакомление с природой). 1 2 Первоцветы Волчкова . Экология Пересказ рассказа «Ласточка» Ушинский « О чем поют весною птицы» Волчкова . Экология Игры кто больше слов скажет «Скажи по другому» Итоговое занятие. Диагностика. Индивидуальное консультирование Всего: 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 96 Содержание Данный раздел направлен на ознакомление с системой сенсорных эталонов. Создание первичных представлений о целостных образах предметов и явлений, построенных на синтезе различных ощущений. Воспитанники знакомятся: с сенсорными эталонами: цветом (красный, желтый, синий, зеленый); формой (треугольник, круг, квадрат); величиной (большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, толстый – тонкий); свойствами предметов (мягкий – твердый, гладкий – шершавый, колючий – пушистый, теплый – холодный); количеством предметов (один – много); порядком положения предметов (первый – последний); простейшими эмоциональными состояниями (грустный – веселый). Наряду с освоением знаний о сенсорных эталонах раздел предполагает работу по овладению основными перцептивными действиями – прикладыванием и обведением. Развитие мышления. В разделе обучающиеся знакомятся с различными способами практических задач. Формируются умения различать предметы по свойствам, используя перцептивные действия, объединять в группы, учитывая их сходства и различия. Сюжетные игры. Включаясь в игру, ребенок знакомится с разнообразными действиями, выполняемые человеком в различных ситуациях (посещение магазина, больницы, поездка в поезде, автобусе и т.д.) Рассказываем и играем. Формирование навыков слушания и говорения. Выстраивание структуры событий и пересказ с опорой на наглядные опорные средства (сюжетные картинки, настольные театры и т.д.) Предполагается организация педагогического обследования, отражающего уровень сформированных знаний и умений в соответствие с программным содержанием. В процессе индивидуального консультирования родители получают от педагога информацию об уровне сформированности у ребенка знаний и умений. Также даются рекомендации о закреплении, развитии и совершенствовании умений и навыков. Физическая культура (движение). Календарный учебный график № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел Ходьба. Виды ходьбы. Ходьба с заданием. Бег. Виды бега. Ползание. Лазание Прыжки Бросание, ловля, катание Итоговое занятие. Диагностика. Индивидуальное консультирование Всего: Кол-во часов 14 9 18 10 20 21 4 96 Содержание Ходьба. Виды ходьбы. На занятиях данного раздела происходит обучение детей различным видам ходьбы: широким и мелким шагом, в разном направлении, в разном темпе, на носочках, пяточках, в полуприсяду, «змейкой», по кругу и т.д. Бег. Виды бега. Обучение детей разным видам бега: обычный бег, бег в разных темпах, парами, «змейкой», на перегонки, между предметами, и т.д. Ползание. Занятия по этому разделу включают в себя игры, в которых дети осваивают такие виды ползания: в прямом направлении, «змейкой» между предметами и без них, под ползание под веревкой, на животе, на спине, на ладонях и ступнях, боком, ногами и головой вперед. Прыжки. Игры позволяют детям осваивать такие виды прыжков: на месте и с продвижением вперед (на двух и одной ногах), прыжки через предметы и т.д. Бросание, ловля, катание. На занятиях по данному разделу дети обучаются различным способам бросать и ловить мяч, попадать мячами разных размеров в цель – корзину, катать мячи из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе). Диагностика и индивидуальное консультирование родителей осуществляется в рамках данного предмета - рекомендации по развитию способностей детей. Изобразительная деятельность. Календарный учебный график № 1. 1.1 месяц октябрь 1.3 1.4 1.5 1.6 ноябрь 1.7 1.8 1.9 1.11 декабрь 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.19 январь Тема Рисование Вводное занятие. Определение навыков детей, их умение работать с красками, карандашами. «Деревья в нашем парке». Учить рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, кусты, цветы) карандашами. Знакомство с акварелью. Познакомить детей с акварельными красками и их особенностями. Рисование «Космея». Учить детей рисовать цветы, придавать форму лепестков, листьев, цвет (рисование красками). Рисование «Укрась платочек ромашками». Учить детей составлять узор на квадрате, заполнять углы и середину (рисование красками, кончиком кисти). Рисование «Что больше всего любишь рисовать». Учить задумывать содержание рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Закрашивание кистью. «Подарок для мамы – бабочка, цветы в вазе» Рисование «Чебурашка». Учить создавать образ любимого сказочного героя (рисование карандашами). Рисование красками «Цветные ладошки». Учить рисовать красками, подбирать цвет, рисовать кистью, используя знакомые приемы. Рисование «Моя любимая сказка». Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимых сказок (рисование карандашами). Рисование «Зима». Учить детей передавать в рисунке картинку зимы в лесу. Закрепить умения рисовать, сочетая разные материалы (акварель, гуашь) Декоративное рисование «Снежинка». Учить рисовать узор, придумывать детали узора по своему желанию. Закрепить умение рисовать кончиком кисти. Рисование «Наша нарядная елка». Учить передавать впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки (красками). Рисование «Что тебе больше всего понравилось на празднике?». Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника (карандашами). Рисование красками «Большие и маленькие елки». Кол-во часов 32 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.20 февраль 1.21 1.22 1.23 1.24 март 1.25 1.26 1.27 1.28 апрель 1.29 1.30 1.31 1.32 май 1.33 1.34 1.35 1.36 2. 2.1 октябрь Учить прорисовывать карандашом и закрашивать красками. Рисование карандашами «Автобус с флажками». Учить изображать отдельные виды транспорта, придавать форму основных частей. Рисование карандашами «Развесистое дерево зимой». Учить создавать образ, предметы, использовать различный нажим на карандаш. Рисование карандашами «Военные машины». Рисование по желанию. Учить реализовать свой замысел. Рисование красками «Деревья в инее». Закрепить умение передавать в рисунке красоту природы. Рисование красками «Роспись кувшина» Учить детей расписывать рисунок в форме кувшина, используя полученные навыки. Рисование по желанию «Картинка маме к 8 марта». Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку к празднику 8 марта. Рисование карандашами «Дома на нашей улице». Учить детей рисовать различные дома по высоте, по форме крыш, изображать по листу бумаги. Закрепить навыки рисования. Рисование карандашами «Веселый клоун». Закрепить навыки рисования карандашами. Рисование «Нарисуй, какой хочешь узор». Учить детей, задумывать и выполнять узор (красками) Рисование красками «Весенние веточки». Учить рисовать веточки с натуры, передавать характерные особенности. Закрепить навыки. Рисование красками «Сказочные птицы». Учить создавать образ сказочной птицы, используя яркие цвета. Рисование по желанию. Учить придумывать сюжет и воплощать его, используя полученные приемы. Рисование красками «Радуга – дуга». Закрепить знания детей о красках. Рисование красками «Салют в честь дня Победы». Учить детей, отражать свои впечатления от праздника, используя приобретенные приемы рисования. Рисование красками «Пришла весна, прилетели птицы». Учить детей, предавать в рисунке картины природы, красиво располагать на листке. Рисование по замыслу. Закрепить полученные приемы рисования красками или карандашами (по желанию детей) Диагностика Лепка. «Грибы». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 1 2.2 2.3 2.4 2.5 ноябрь 2.7 2.8 2.9 декабрь 2.11 2.12 2.13 январь 2.14 2.15 2.16 2.17 февраль Закрепить умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы. Учить передавать характерные признаки. «Вылепи, какие хочешь овощи». Закрепить умение передавать форму разных овощей. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща. «Фрукты». Учить передавать в лепке форму и характерные особенности фруктов. Закрепить приемы лепки всей рукой и пальцами «Овощи на тарелке». Закрепить умение лепить овощи, научить лепить тарелочку, используя навыки вытягивания и сплющивания. «Птичка». Закрепить приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывания. Развивать эстетическое восприятие детей. «Олешек». Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. «Вылепи свою любимую игрушку». Учить создавать образ любимой игрушки. Закрепить разнообразные приемы лепки всей рукой и пальцами. «Котенок». Учить создавать образ животного. Закрепить умение лепить из целого куска, используя разные приемы: раскатывание, оттягивание, соединение частей. «Звездочки – снежинки». Учить делать плоское изображение снежинок, передать красоту. Закрепить приемы раскатывания и сплющивания. «Новогодняя елочка». По замыслу детей плоское изображение, используя полученные навыки сплющивания, раскатывания, выбор цветов. «Наши гости на новогоднем празднике». Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закрепить умение лепить человека, животных. «Зайчик». Закрепить умение лепить животных. Передавать форму.строение величину частей. «Щенок». Учить изображать животное, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая). Лепка по замыслу. Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, закрепить ранее усвоенные навыки. «Собака со щенком». Учить лепить животных, закрепить умение лепить из целого куска и отдельных частей разной величины. 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2.18 2.20 2.21 2.22 март 2.23 2.24 2.25 2.26 апрель 2.27 2.28 2.29 2.30 май 2.32 2.33 2.34 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 октябрь «Птица». Учить лепить из целого куска и отдельных частей, используя приемы прищипывания и вытягивания. «Пограничник с собакой» - в подарок папе. Плоское изображение. Учить лепить из отдельных деталей, используя полученные навыки. «Горшочек» Учить детей лепить посуду, используя раскатывание: вдавливание, оттягивание, тщательно сглаживать поверхность. «Кувшинчик». Учить создавать изображение посуды из целого куска. Учить сглаживать поверхность изделия. «Букет цветов для мамы». Плоское изображение – панно. Учить делать красивые цветы, подбирая цвет и используя приемы раскатывания, сплющивания. «Птицы на кормушке». Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, используя приобретенные навыки. Лепка по замыслу. Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы использования и последовательность создания работы. «Чашечка с блюдцем». Учить детей, лепить посуду приемами раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. «Посуда для кукол». Закрепить умение лепить посуду, отрабатывать нужные для этого приемы лепки. «Белочка». Закрепить умение лепить зверька, передавая характерные особенности. Отрабатывать приемы лепки пальцами: прищипывания, оттягивание. Лепка по замыслу. Закрепить умение задумывать содержание, доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. «Мисочки для трех медведей». Учить лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания. «Нарядные бабочки». Плоское изображение. Учить передавать отличительные особенности и размеры бабочек, подбор красок. Закрепить ранее показанные приемы. Лепка по замыслу. Учить задумывать содержание работы, добиваться воплощению замысла, используя разнообразные приемы лепки. Итоговое занятие. Диагностика Аппликация Организационные занятия Грибы Овощи Осенний ковер 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 1 1 1 1 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Блюдо с фруктами Блюдо с овощами Вырежи и наклей игрушку Делаем телевизор Вырежи и наклей что хочешь Автобус Бусы на елку Новогодняя поздравительная открытка Петрушка на елке Укрась красиво блюдце Красивые цветы Аквариум Пароход Вырежи и наклей красивый коврик Наша армия родная Вырежи и наклей какую хочешь картинку Вырежи кувшинчик и наклей Открытка к 8 Марта Ваза с ветками Красивые рыбки Сказочная птица Поезд Дома на нашей улице Аппликация по замыслу Весенний ковер Вырежи и наклей любимую игрушку Тележка с игрушками Итоговое занятие. Диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Рисование.Знакомство с правилами работы с кисточками и красками: обмакивание в краску, нанесение мазка. Промывание кисточки в чистой воде. Изображение простых предметов с помощью кисти и красок. Рисование и раскрашивание предметов разной формы (круглой, овальной, квадратной). Нетрадиционные техники рисования – пальчиковая, ладонная. Рисование по сырому. Примакивание. Правила работы с карандашом. Приемы нанесения штриховых линий. Длинные и короткие, вертикальные и горизонтальные линии, Рисование кругов, квадратов по трафарету, по опорным точкам. Закрашивание фигур. Лепка из пластилина. Фигуры разной формы (круглые, овальные, «колбаски» и т.д.). Конструирование фигур из готовых элементов. Научение приемам прищипывания, примазывания, сглаживания Аппликация. Выполнять плоскостную рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, осенние листья , цветочные лепестки и т.д.) Не сложный прорезной декор. Ажурные изделия (цветы, снежинки). Осваивать новые способы вырезывания (круги полукруги, ромбы) Диагностика. Индивидуальные консультации. Проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых даются рекомендации по занятиям с детьми изо-деятельностью. Методическое обеспечение В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностноориентированного обучения сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также метод развития познавательной активности дошкольников. Игровой метод является одним из основных методов используемых в образовательном процессе дошкольников. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования, прятанья и поиск предметов. Игра в группе «Ладушки» является не только методом, но и формой организации педагогического процесса и основным видом деятельности детей. Игра пронизывает занятия детей по всем направлениям деятельности. Одним из игровых приемов является использование ролевой игры с куклой. Данный игровой прием позволяет снять чувство тревоги у детей при встрече с новым коллективом, с новым педагогом, установить в группе доверительные отношения, создать благоприятный климат для усвоения программного материала. Использование такого игрового приема как сюжетное построение занятия по разным направлениям деятельности в группе «Ладушки», позволяет решать не только задачи усвоения программного материала, но и развивать у воспитанников произвольное внимание, умение слушать и слышать , формировать интерес к познавательной деятельности. Занятия строятся из определенных структурных компонентов, которые варьируются педагогом в зависимости от темы, индивидуальных особенностей детей, уровня усвоения ими определенных знаний и умений. Структура занятия: 1. Пальчиковые игры. 2. Ознакомление с новым материалом. 3. Физкультминутка. 4. Закрепление пройденного материала. 5. Игры. 6.Закрепление материала конструирование. предыдущих занятий, элементы сюжетной игры, Взаимодействие и сотрудничество педагога и родителей является одним из условий реализации общеобразовательной общеразвивающей программы группы «Ладушки». Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. В начале учебного года в группе проводится родительское собрание, на котором педагог знакомит родителей обучающихся с целями и задачами программы группы «Ладушки», направлениями деятельности и режимом работы. В течение всего учебного года для родителей проводятся групповые и индивидуальные консультации по направлениям деятельности группы, после каждого занятия педагог знакомит родителей с целями, содержанием занятия, дает рекомендации по организации занятий с детьми дома. Педагог систематически проводит открытые занятия, что позволяет родителям увидеть своего ребенка во взаимодействии с педагогом и другими детьми, чему научились дети, как педагог организует работу с детьми на занятии. Условия реализации программы - Наличие программы группы развития детей дошкольного возраста «Ладушки»; - наличие помещений (игровой комнаты, малого спортивного зала ), раздаточного и дидактического материала (игрушки, иллюстрации и т.д.), методической литературы; - ТСО (магнитофон, мультимедийная установка, телевизор, компьютер); - педагог с соответствующим образованием; - немногочисленное комплектование группы. Эффективность реализации программы зависит от гибкости, степени взаимосвязанности между всеми участниками образовательного процесса. Список литературы Литература для педагогов 1. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 1999. 2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995. 3. Дубовская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.- СПб., 2002. 4. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: 2000. 5. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. Игры для детей 4-6 лет.- М.: Просвещение,1994. 6. Степанов В.А. Чтение. Сказки и скороговорки. Для младшего дошкольного возраста. М.: Фламинго, 2003. Литература для родителей 1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М, 1998. 2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 2007.