Пояснительная записка. В настоящее время в связи с потребностью в специалистах, владеющих иностранными языками, повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в дошкольном возрасте выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития. Данная программа помогает удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, способствует формированию общей культуры обучающихся. Данная программа составлена на основе программы по английскому языку для дошкольников Р.П. Мильруд и Н.А.Юшиной «12 шагов к английскому языку», но в ней изменено количество часов на усвоение отдельных тем. Нормативная база программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.20г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 №383П) 7. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 8. Устав ЦРТДиЮ Цель программы: формирование элементарных коммуникативных компетенций. Задачи: 1. формировать познавательный интерес к английскому языку; 2. познакомить с элементарными речевыми конструкциями в английском языке; 3. учить правилам общения в совместной деятельности. Программа «12 шагов к английскому языку» стартового уровня. Занятия проводятся в группах по 10 – 15 человек Объем программы и режим работы. Период Продолжитель Кол-во ность занятия занятий в неделю 1 час 2 1 год обучения Итого по программе Кол-во часов в неделю 2 часа Кол-во недель 36 Кол-во часов в год 72 часа 72 часа Программа включает тринадцать основных разделов. В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: игры, беседы творческие задания. Учебный план № 1 2 3 4 5 Название раздела «Речевой этикет» «Здоровые привычки» «Завтрак» «Чистота и аккуратность» «Прогулка» Количество часов Всего Теория Практика 5 2 3 5 2 3 8 3 5 4 1 3 5 2 3 «Традиционные праздники» «Мир вокруг меня» «На природе» «Игры и игрушки» «Любимые занятия» «Домашние животные» Постановка спектакля «Колобок» Итого 6 7 8 9 10 11 12 3 6 6 6 6 6 12 1 2 2 2 2 2 4 2 4 4 4 4 4 8 72 25 47 Содержание программы. «Речевой этикет»(5 ч.) Теория. Знакомство детей друг с другом. Знакомство с англоязычными странами. Речевой этикет при знакомстве, приветствие и прощание. Лексика по теме семья. Практика. Рассказ о себе, своей семье. Рифмовка – считалка «Здравствуйте». Песня «Hello». Игра «Привет», «Угадай». «Здоровые привычки»(5 ч.) Теория.Команды движений. Фразы по теме: умойся, почисти зубы, помой руки, вытирайся, причешись. Практика. Физминутка «Handsup, hands down”, Игра «Тренер», рифмовка «Веселый клоун». «Завтрак» (8 ч.) Теория.Правила поведения за столом. Названия продуктов. Столовые предметы. Сладости по – английски. Практика. Игра «Я вижу….», «Принеси мне…», проигрывание ситуации «За столом». Чтение сказки приключение Сандры и Александра в волшебном саду. «Чистота и аккуратность» (4 ч.) Теория.Помощь маме. Мои действия. Практика. Рифмовка «Не оставим крошек», песня «Brushyourteeth”. игровое задание «Помощники при уборке». «Прогулка»(5 ч.) Теория.Цвета, предметы одежды, достопримечательности Лондона. Практика. Игра «Светофор», песня «Whatcolorisit?», игра «Тренер», игровая ситуация «Готовимся на прогулку». «Традиционные праздники»(3 ч.) Теория.Рождество. Санта Клаус.Подарки. Новый год. Практика. Рифмовка «Санта Клаус пришел с подарками», рассказ «Праздник Рождества», игровая ситуация «Укрась елку». «Мир вокруг меня»(6 ч.) Теория.Виды транспорта. Практика. Рифмовка «Самолет высоко», игра «Угадай, что я вижу», игра «Прятки». Чтение сказки приключение Сандры и Александра в волшебном саду. «На природе»(6 ч.) Теория.Цветы.Названия фруктов, ягод и овощей.Явления природы. Практика. Диалог «Мы любим цветы»,рифмовка «Мой букет», Игра «Вкусные плоды», игровое задание «Кто гуляет на лугу?», игра «Разноцветные зонтики». «Игры и игрушки»(6 ч.) Теория.Названия игрушек.Названия частей лица. Что у меня есть? Практика. Игра «У меня есть», игра с мячом, игра «Художник», игра «Чего не стало?», рифмовка «Я умею рисовать», ролевое общение с куклами. «Любимые занятия» (6ч.) Теория.Мои увлечения. Счет от 1 до 10. Мои любимые занятия. Практика. Диалог «Давай поиграем!», рифмовка «Давай посчитаем!», игра «Счет», игра «Прятки». Чтение сказки приключение Сандры и Александра в волшебном саду. «Домашние животные»(6 ч.) Теория.Названия животных. Части тела животных. Практика. Рассказ о любимом животном, рифмовка «Собака – мой друг!», игра «Отгадай животное», игра «Чего не стало?». Постановка спектакля «Колобок» (12 ч.) Теория.Названия животных. Подготовка к спектаклю «Колобок» Практика. Чтение сказки, обсуждение, распределение ролей,усвоение языкового материала, подготовка реквизита, репетиции. Планируемые результаты Предметные результаты Обучающиеся будут демонстрироватьзнанияэлементарных речевых конструкций. Обучающиесябудут уметьвести небольшие диалоги на английском языке. Метапредметные результаты Обучающиеся будут уметьвживаться в роль разных героев, взаимодействовать с окружающими. Личностные результаты Обучающиеся будут демонстрировать навыки сотрудничества в совместной деятельности. Комплекс организационно – педагогических условий Условия реализации программы • Материально – техническое обеспечение (компьютер, проектор, экран) • Информационно – методическое обеспечение: презентации, аудио и видео материалы. • Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Формы контроля Итоговый контроль в конце учебного года. Положение об итоговом контроле обучающихся объединения «Увлекательный английский» в Приложении1. Формы предоставления результатов Спектакль «Теремок» для родителей. Оценочные материалы Таблицы для фиксации практических результатов обучающихся в Приложении 2. Методическое обеспечение Алгоритм учебного занятия 1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на обучение и активизация внимания. II этan - повторение. Задача: выявление пробелов пройденного материала и их коррекция. Содержание этапа: повторениематериала предыдущего занятия. IIIэтап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1 Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Содержание:игры и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания . Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Содержание: пробные практические задания, игры, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3 Закрепление знаний и способов действий . Содержание: тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Содержание: игры и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание: игры, вопросы и задания различного уровня сложности. V этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, чему научились. Календарный учебный график месяц сентябрь октябрь ноябрь № Тема занятия «Речевой этикет» 1 «Это я» 2 «Знакомство с Сандрой и Александром» 3 «Утреннее приветствие» 4 «Приветствие и прощание» 5 Рифмовка «Доброе утро» «Здоровые привычки» 6 «Утренняя зарядка» 7 «Приведем себя в порядок» 8 Рифмовка «Туалетные принадлежности» 9 «Готовимся к завтраку» 10 «Готовимся к завтраку» «Завтрак» 11 «Садимся за стол» 12 «Еда на завтрак» 13 «Еда на завтрак» 14 «Овсяная каша» 15 Рифмовка «Съешь кашу» 16 «Где же ложка?» 17 «Пьем сладкий чай» 18 «Пьем сладкий чай» «Чистота и аккуратность» Колво часов 5 5 8 4 Форма контроля «Название посуды» «Моем посуду» Рифмовка «Помой посуду» «Убираем со стола» «Прогулка» 23 «Готовимся к прогулке» 24 «Одежда» 25 «Гуляем по улице» 26 «Достопримечательности Лондона» 27 «Виды транспорта» «Традиционные праздники» 28 «Праздник Рождества» 29 «Подарки» 30 Рифмовка «Санта Клаус пришел с подарками» «Мир вокруг меня» 31 «Самолет в небе» 32 «Самолет в небе» 33 Рифмовка – считалка «Самолет высоко» 34 «Посмотри в окно» 35 «Посмотри в окно» 36 Сказка «Приключения Сандры и Александра в волшебном лесу» На природе. 37 «Мы любим цветы» 38 Рифмовка «Мой букет» 39 «Дружим с зеленым деревом» 40 «Овощи и фрукты» 41 «Гуляем по зеленой траве» 42 «Любуемся на небо» «Игры и игрушки» 43 «Играем с игрушками» 44 «Мы учимся рисовать» 45 «Мы учимся рисовать» 46 «Мы учимся рисовать» 47 «Одеваем куклу» 48 «Одеваем куклу» «Любимые занятия» 49 «Любимые занятия» 50 «Любимые занятия» 51 «Играем в игры» 51 «Играем в игры» 19 20 21 22 декабрь январь февраль март 5 3 6 6 6 6 «Учимся считать» «Веселый счет» «Домашние животные» 55 «У меня есть кот» 56 «Моя любимая собака» 57 «Части тела животных» 58 «Говорящий попугай» 59 «Названия животных» 60 «Названия животных» Постановка спектакля «Колобок» 61 Чтение сказки «Колобок» 62 «Распределение ролей» 63 «Подготовка реквизита» 64 «Подготовка реквизита» 65 «Заучивание ролей» 66 «Заучивание ролей» 67 «Заучивание ролей» 68 «Заучивание ролей» 69 Репетиция сказки. 70 Репетиция сказки. 71 Репетиция сказки. 72 Показ сказки «Колобок» 53 54 апрель май 6 12 Показ сказки «Колобок» Список литературы 1. Конышева А. В. Английский для малышей, Минск, 2004. 2. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.,1993. 3.Мильруд Р.П. Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку: курс для дошкольников: пособие для детей 4-6 лет с книгой для воспитателей и родителей, 1 часть. – Обнинск: Титул, 2015 -80 с . 4. Мильруд Р.П. Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку: курс для дошкольников: пособие для детей 4-6 лет с книгой для воспитателей и родителей,2 часть. – Обнинск: Титул, 2015 -80 с . 5. Мильруд Р.П. Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку: курс для дошкольников: пособие для детей 4-6 лет с книгой для воспитателей и родителей,3 часть. – Обнинск: Титул, 2015 -88с . 6. Мильруд Р.П. Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку: курс для дошкольников: пособие для детей 4-6 лет с книгой для воспитателей и родителей 4 часть. – Обнинск: Титул, 2015 -80 с . 7. Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроках и на досуге. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с. 8.Шабельникова Е.Ю. Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятии, игры, мероприятия, лингвистический материал. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с. Приложение 1 Положение об итоговом контроле обучающихся объединения "Увлекательный английский". 1. Общие положения Итоговыйконтроль обучающихся объединения "Увлекательный английский" рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итоговогоконтроля- выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы "Английский: играю, изучаю". Задачи итоговогоконтроля: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в области языкознания; анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итоговогоконтроля. Итоговыйконтроль обучающихся объединения "Увлекательный английский" Центра развитиятворчества детей и юношества проводится 1 раз, в конце учебногогода. Сроки проведения итоговогоконтроля: май. Форма проведения итоговогоконтроля: спектакль по сказке «Теремок» 3. Критерии оценки результатов итоговогоконтроля. Критерии оценки уровня подготовки обучающихся: соответствие уровня знаний программным требованиям; качество и ответственность при выполнении практического задания; развитость специальных способностей. 4. Оценка, оформление и анализ результатов итоговогоконтроля. Результаты итоговогоконтроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3. результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итоговогоконтроля фиксируются в «Протоколе результатов итоговогоконтроля обучающихся объединения "Увлекательный английский". Результаты итоговогоконтроля обучающихся объединения "Увлекательный английский" анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне; - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. Описание уровней освоения программы • высокий уровень- обучающийся овладел на 80–100% знаниями и умениями, предусмотренными программой за учебный год; обучающийся понимает и применяет изучаемую лексику и структуры; в основном самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями; • средний уровень- объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50–80%; обучающийся понимает изучаемую лексику и структуры, но не может правильно употреблять; осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями при наличии инструктажа и контроля педагога, по образцу; • низкий уровень- обучающийся овладел менее чем 50% знаний и умений, как правило, избегает употреблять изучаемую лексику и структуры, испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет задания при поддержке педагога. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения " Увлекательный английский" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения № РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГОКОНТРОЛЯ Фамилия, имя Год обучения Уровень усвоения обучающегося (высокий, средний, низкий) теория практика итого Подпись педагога ____________ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итоговогоконтроля обучающихся объединения " Увлекательный английский" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГОКОНТРОЛЯ Группа (№) Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий Подпись педагога ____________ Приложение 2 Таблица для фиксации практических результатов обучающихся объединения «Увлекательный английский». Группа № № ФИ ребенка 1 2 3 4 лексика, фразы понимание речи произношение активность