Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Юный журналист

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Юный
журналист» имеет социально-педагогическую направленность.
Она разработана в соответствии с "Законом об образовании в РФ"(№273-ФЗ от
29.12.2012года), Концепцией развития дополнительного образования детей, Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» и с Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Дополнительное образование расширяет возможности детей и подростков в получении
компетенций, которые позволяют успешно адаптироваться в социальной среде, развить и
реализовать творческий потенциал, направить в выборе будущей профессии. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист», направлена на
формирование личности, развитие творческой инициативы и социальной активности.
Актуальность. Государственная задача современного образования – формирование
личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и
активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В этом контексте
журналистская деятельность имеет большой потенциал.
Журналистика дает возможность подросткам развивать и свободно выражать
собственное мнение, развивает способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, учит
не быть отстраненными от проблем общества. Такой род деятельности выходит за пределы
задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не
даёт возможность просто транслировать полученный объём знаний, а предполагает
самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей
жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности,
затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике дает
не только знания, но и формирует характер ребёнка с помощью коммуникативного опыта и
жизненной активности.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы
«Юный журналист» в том, что позволяет раскрыть способности и возможности каждого
обучающегося, обеспечивает навыками, необходимыми во взрослой жизни. В результате
обучения дети учатся анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные
связи, делать обобщения, доказательно излагать материал, самостоятельно применять
полученные знания. Способность самостоятельно анализировать и систематизировать
информацию в различных предметных областях, делает ребенка более успешным в любом виде
деятельности.
Программа имеет весомую профориетационную составляющую, ведь ребята пробуют
себя в различных ролях: корреспондент, фотограф, телеведущий, дизайнер-верстальщик,
редактор. Кроме этого, работая над выпуском медиа продуктов - периодических печатных
изданий, новостных и социальных видеосюжетов, учащиеся осознают свою значимость в
обществе и включаются в активную творческую и социальную деятельность.
Новизна данной образовательной программы - в интегрированном содержании курса, в
который вошли основы печатной журналистики, редакционно-издательская деятельность,
основы тележурналистики, операторское и монтажное мастерство.
Программа является модифицированной, так как разработана на основе ряда источников.
При написании дополнительной образовательной программы «Юный журналист» был
проанализирован опыт работы педагогов в данной сфере: авторская дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный корреспондент» Ольги
Кушнаревой, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского творчества, г.
2

Николаевск-на-Амуре, образовательная программа детской студии телевидения «Хабаровск»
«Шаг в будущее» Михаила Коробицина и Яны Шагинян.
Кроме этого в учебный план ДООП «Юный журналист» добавлены блоки из
образовательной программы
«Журналистика в школе. 8-11 класс» (авт.-составитель Н.А.
Спирина), учебного пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений
«Азбука журналистики» (авторы О.И. Лепилкина и др.).
В итоге полученное содержание и деятельностный подход ДООП «Юный журналист»
формирует
личность
подростка
обладающего
мобильностью,
инициативностью,
креативностью, а наличие этих качеств, становится одним из условий конкурентоспособности
человека в современной жизни.
Адресат программы:
Обучающиеся в возрасте 12-15 лет.
Специального отбора для обучения по данной программе нет, но желательно пройти
обучение по годичной стартовой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Сочиняем, играя» для детей 9-11 лет.
Объем и сроки усвоения программа. Режим занятий
Период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
занятий
занятий в часов
в недель
часов
в
неделю
неделю
год
2
3
6ч
36
216 ч
1 год обучения
2
3
6
ч
36
216 ч
2 год обучения
3
2
6ч
36 ч
216 ч
3 год обучения
648 ч
Итого
по
программе
1
1
36
36
Индивидуальные 1
занятия
Формы организации занятий – групповые, парные, индивидуальные. Занятия проводятся
в таких формах, как практические занятия, встреча с интересными людьми, обучающие игры,
пресс-конференция, круглый стол, мастер-классы, творческая мастерская,
экскурсия,
эксперимент, презентация защита проекта, мозговая атака и т.д.
Цель программы: развитие личности ребенка посредством включения в журналистскую
деятельность.
Задачи:
 научить основам печатной и телевизионной журналистики;
 сформировать навыки социального партнерства и социальной активности;
 способствовать формированию качеств делового человека;
 способствовать профессиональному самоопределению подростков.
Учебный план 1 год обучения
№
п/п

Название
модуля.

раздела,

1

Введение в профессию

2

3

блока, Количество часов

Формы
аттестации/контроля

всего

теория

практика

8

2

6

Беседа

Краткий экскурс в историю 12
журналистики

4

8

Беседа, викторина

Основы журналистики

16

50

Тест,

66
3

викторина,

4

Художественно-техническое
оформление газеты

38

11

27

5

Редакционно-издательская
деятельность

10

4

6

6

Основы тележурналистики

34

12

22

7

Основы
искусства

6

14

8

Основы режиссуры монтажа

20

6

14

9

Медиабезопасность

8

4

4

Итого:

216
часов
36

65

151

операторского 20

Индивидуальные занятия

творческий практикум,
публикации
Тест,
викторина,
творческий практикум,
верстка газеты
Тест,
викторина,
творческий практикум
Тест,
викторина,
творческий практикум,
наличии собственных
сюжетов
Тест,
творческий
практикум.
наличии
собственных сюжетов
Тест,
творческий
практикум,
наличии
собственных сюжетов
Тест, викторина

Содержание программы 1 год обучения
Раздел 1. Введение в профессию 8 ч.
Тема 1. Классификация СМИ. Основные понятия и термины журналистики
Теория: 1 ч. Радио. ТВ. Интернет, газетно-журнальная периодика. Принципы творческой
деятельности журналиста.
Практика: 3 ч. Экскурсия по образовательному учреждению. Первичное тестирование.
Первичный инструктаж по ТБ. Виртуальная экскурсия «Средства массовой информации».
Ролевая игра «На занятии». Творческие упражнения. Игры на знакомства, сплочение
коллектива.
Тема 2. Профессиональные качества журналиста
Теория: 1 ч. Кодекс чести журналиста. Профессиональная культура и этика журналиста.
Закон для журналистов.
Практика: 3 ч. Работа с энциклопедиями, со справочной литературой. Практические и
творческие задания. Поисковая работа в Интернете.
Раздел 2. «Краткий экскурс в историю журналистики» 12 ч.
Теория 4 ч. Как и почему возникла журналистика. Появление предпосылок для
появления первых газет. Печатный станок. Первые газеты в Европе и России. Детская пресса.
Практика 8 ч. Реферат на тему: «Желтая пресса», «Газетная утка», «Что сорока на хвосте
принесла». Обзор печатных изданий. Экскурсия в редакцию. Творческий практикум.
Посвящение в юнкоры.
Раздел 3 «Основы журналистики» 66 ч.
Тема 1. «Добываем информацию. Основные методы сбора»
Теория: 2 ч. Изучаем документы. Наблюдаем. Работаем с людьми.
Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Игры на сплочение
коллектива. Изучение домашнего архива. Экскурсия в музей. Погружение в профессию
(наблюдение). Эксперимент «Один час в роли …».
Тема 2. «Структура журналистского текста»
Теория: 2 ч. Заголовок. Лид. Основная часть и подпись
4

Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Творческая работа с
газетными вырезками, мультфильмами, практикум по написанию лида. Игры на развитие
фантазии, внимания. Тест.
Тема .3: «Знакомство с древом жанров»
Теория: 2 ч. Жанровое разнообразие – залог читаемой прессы. Жанр. Газетножурнальные жанры. Факт.
Практика: 4 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум «В поисках
фактов».
Тема 4. «Мастерская жанров»
Теория: 2 ч. Жанры информационные, аналитические, художественнопублицистические.
Практика: 4 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум «Определи
жанр». Проект. Творческие упражнения. Игры на развитие фантазии, внимания. Тест.
Тема 5. «Новость»
Теория: 2 ч. Основные черты новости. Типы новостей. Формы подачи. Правила
построения новости. Методы получения. Как собирать новости.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум «Дерево
новостей». Ментальная карта. Викторина. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на
компьютере. Сбор новостей.
Тема 6. «Заметка»
Теория: 2 ч. Что такое заметка и её основные черты. Типы заметок: краткая и
расширенная.
Практика: 6 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Игры на
развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 7. «Опрос»
Теория: 2 ч. Социология как составляющая журналистских знаний. Что такое опрос.
Содержание и структура вопросов.
Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Ролевые игры.
Уличный опрос. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 8. « Интервью»
Теория: 2 ч. Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы
над интервью. Классификация вопросов.
Практикум: 10 ч. Учебные интервью. Литературные, словесные, настольные игры.
Практикум. Пресс-конференция. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Раздел 4. «Художественно - техническое оформление газеты» 38 ч.
Тема 1. «Структура издания»
Теория: 3 ч. Знакомство с программой «Publicher», её назначение и краткая
характеристика. Формат издания. Колонки. Виды формата и постоянные элементы.
Практика: 9 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Мастер-класс.
Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 2. «Заголовки и иллюстрации»
Теория: 2 ч. Роль и функции фотоиллюстраций. Заголовок, его основные функции.
Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Игры на
развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 3 «Делаем газету»
Теория: 6 часов. Понятие «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка,
основные понятия. Виды вёрстки. Верстка статьи.
Практика:10 часов Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Создание
макета газеты. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере. Деловая игра
«Рекламное агентство». Тест.
Раздел 5. Редакционно-издательская деятельность 10 ч
Тема 1: Особенности журналистского труда, редакция
Теория 2 ч. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция.
5

Практика 3 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Создание макета
газеты. Игры на развитие фантазии, внимания.
Тема 2: Редактирование материалов разных форм и жанров
Теория 2 ч. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка.
Практика 3 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Создание макета
газеты. Игры на развитие фантазии, внимания.
Раздел 6. «Основы тележурналистики» 34 ч.
Тема 1. «Профессия тележурналист»
Теория 6 ч. Особенности работы телевидения. Журналистские профессии на
телевидении. Этические принципы тележурналистики. Структура и виды телевизионной
передачи.
Практика 10 ч. Творческий практикум. Литературные, словесные, настольные игры.
Деловая игра «Телеканал».
Тема 2. «Жанры телевизионной журналистки».
Теория 6 ч. Жанры информационной публицистики. Заметка (видеосюжет) Отчет.
Выступление. Интервью. Репортаж.
Практика 12 ч. Творческий практикум. Съемка натуры. Литературные, словесные,
настольные игры. Деловая игра «Телеканал».
Раздел 7. Основы операторского искусства 20 ч.
Тема 1. «Композиция кадра»
Теория 6 ч. Композиция кадра. Кадрирование. Содержание кадра. Оптические
искажения. Ракурс. Разновидность съемочных планов. Движение камеры и движение в кадре.
Панорама, перевод фокуса.
Практика 12 ч. Съемка на заданную тему. Зарисовка.
Раздел 8. Основы режиссуры монтажа 20 ч.
Тема 1. Программа «Pinnacle Studio»
Теория. 6 ч. Знакомство с программой «Pinnacle Studio», её назначение, характеристика,
особенности. Инструменты.
Практика. 14 ч. Видео уроки. Инструменты. Слайд-шоу. «Время года». «Семейная
фотография». «Портрет героя».
Раздел 9. Медиабезопасность 8 ч.
Тема 1 «Здоровье сберегающие технологии при работе на ПК»
Теория 1ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 1 ч. Практикум. Тест. Интерактивная игра.
Тема 2 «Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей».
Теория 1 ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 1 ч. Практикум. Викторина. Интерактивная игра.
Тема 3. Компьютерные вирусы и средства защиты.
Теория 1ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 1 ч. Практикум. Тест. Интерактивная игра.
Тема 4. Основы безопасности мобильной (сотовой) связи.
Теория 1ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 1 ч. Практикум. Тест. Интерактивная игра.
Календарно учебный график 1 года обучения
№
п/п

дата

Название раздела, блока, модуля.

Количество часов
всего

1
1.1

8
сентябрь

Раздел 1. Введение в профессию
Тема 1. Классификация СМИ. Основные

6

теория

практика

2

6

1

3

понятия и термины журналистики
1.2

сентябрь

Тема 2. Профессиональные качества
журналиста

2
3

сентябрь
октябрь

Медиабезопасность
Раздел 2. «Краткий экскурс в историю
журналистики»

2
12

Раздел 3. «Основы журналистики»

66

4

1

3

1
4

1
8

4.1

октябрь

Тема 1. «Добываем информацию.
Основные методы сбора»

2

8

4.2

ноябрь

Тема 2. «Структура журналистского
текста»

2

8

4.3
4.4

ноябрь
ноябрь

Тема 3: «Знакомство с древом жанров
Тема 4. «Мастерская жанров»

2
2

4
4

4.5

декабрь

Тема 5. «Новость»

2

10

4.6

декабрь

Тема 6. «Заметка»

2

6

4.7

декабрь

Тема 7. «Опрос»

2

8

48

январь

Тема 8. « Интервью»

2

10

5

январь

Медиабезопасность

1

1

2

Раздел 4. «Художественно
техническое оформление газеты»

6

-

38

6.1

февраль

Тема 1. «Структура издания»

3

9

6.2

февраль

Тема 2. «Заголовки и иллюстрации»

2

8

6.3

март

Тема 3. «Делаем газету»

6

10

Раздел 5. Редакционноиздательская деятельность

7

10

7.1

март

Тема 1: Особенности журналистского
труда, редакция

1

4

7.2

март

1

2

8
9

апрель

Тема 2: Редактирование материалов разных
форм и жанров
Медиабезопасность
Раздел 6. «Основы тележурналистики»
34 ч.

1

1

9.1

апрель

Тема 1. «Профессия тележурналист»

6

10

9.2

апрель

Тема 2. «Жанры телевизионной
журналистки».

6

12

6

12

Раздел 7. Основы операторского
искусства.

10

10.1

май

Тема 1. «Композиция кадра»

10.2

май

Раздел 8. Основы режиссуры монтажа

7

2
34

20

20

Тема 1. Программа «Pinnacle Studio»

10.3
11

май
Итого
Индивидуальные
занятия

Медиабезопасность

2
216
36

6

14

1
65

1
151

Планируемые результаты первого года обучения:
Метапредметные
- знакомство с азами печатной и телевизионной журналистики;
-зарождение навыков социального партнерства и социальной активности;
Предметные
- изучение истории журналистики;
- формирование практических навыков создания журналистского текста;
-научатся различать жанры печатной и телевизионной журналистики;
Личностные
- побуждение детей к творческой деятельности, самопознанию и самовыражению;
- формирование у детей активности, самостоятельности, ответственного отношения к
заданиям и коллективным формам деятельности;
- формирование коммуникативных способностей.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п

Название
раздела, Количество часов
блока, модуля.
всего
теория

1

практика

58

18

40

42

12

30

28

8

20

30

12

18

8

22

Основы журналистики
2

3

4

Художественнотехническое
оформление газеты
Редакционноиздательская
деятельность
Основы
тележурналистики

5

Основы
монтажа

режиссуры 30

6

Основы операторского 30
искусства

12

18

7

Медиабезопасность
Итого:

2
64

4
152

Индивидуальные
занятия

6
216
часов
36

8

Формы
аттестации/контроля
Тест,
викторина,
творческий
практикум,
публикации.
Тест,
викторина,
творческий
практикум,
участие в верстке газеты
Тест,
викторина,
творческий
практикум,
публикации.
Тест,
викторина,
творческий
практикум,
сюжеты.
Тест,
викторина,
творческий практикум.
Тест,
викторина,
творческий
практикум,
сюжеты.
Тест, викторина.

Содержание программы 2 год обучения
Раздел 1 «Основы журналистики» 58 ч.
Тема 1 «Отчёт»
Теория: 4 ч. Что такое отчет и его основные черты.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Выход на
мероприятие. Встреча с интересными людьми. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на
компьютере.
Тема 2 «Репортаж»
Теория: 4 ч. Что такое репортаж и его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды
и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Выход на
мероприятие. Мастер-класс. Игры на развитие фантазии, внимания. Игры на сплочения
коллектива. Работа на компьютере.
Тема 3 «Статья»
Теория: 4 ч. Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как
элемент любой статьи.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Выход на
мероприятие. Пресс-конференция. Проект. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на
компьютере.
Тема 4 « Культура речи»
Теория: 6 ч. Знакомства с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ.
Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и т.д. Лексические и
синтаксические особенности газетного языка. Газетные штампы.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Викторина.
Ментальная карта. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Раздел 2. Художественно-техническое оформление газеты 42ч.
Тема 1. «Структура издания»
Теория: 4 ч. Композиция издания. Шрифты.
Дизайн издания. Художественное
оформление. Типология издания. Понятие «выходные данные».
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Мастер-класс.
Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 2. «Заголовки и иллюстрации»
Теория: 4 ч. Сокращения в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подписи к снимкам.
Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Игры на
развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 3 «Делаем газету»
Теория: 4 часов. Композиция полосы. Приемы выделения. Разработка постраничного
номера. Первая страница. Её типы. Роль врезки на полосе.
Практика: 12 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Создание
макета газеты. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере. Деловая игра
«Рекламное агентство». Тест.
Раздел 3. «Редакционно-издательская деятельность» 28 ч.
Тема .1 «Особенности журналистского труда, редакция»
Теория: 4 ч. Творческая и техническая часть редакции. Редакционный портфель. Работа
над концепцией газеты.
Практика: 8 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Создание
макета газеты. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере. Деловая игра
«Редакционный коллектив». Реферат «Журналист будущего».
Тема .2 «Редактирование материалов разных форм и жанров»
Теория: 6 ч. Виды правки. Требования к авторскому материалу.
Практика: 10 ч. Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Игра «Найди
ошибку». Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
9

Раздел 3 «Основы тележурналистики» 30 ч.
Тема 1. Жанры художественной публицистики.
Теория 4 ч. Очерк. Зарисовка Эссе. Передача, программа, канал. Документальный
телефильм.
Практика 6 ч. Практикум. Игры на развитие фантазии, внимания. Подготовка
программы.
Тема 2. «Типы телевизионных сюжетов»
Теория 4 ч. Социологический опрос. Массовые и спортивные мероприятия.
Практика 6 ч. Практикум. Литературные, словесные, настольные игры. Игры на
развитие фантазии, внимания.
Тема 3 «Понятие «Stand-up»
Теория 4 ч. Понятие «Stand-up. Функции в структуре «Stand-up» телевизионного сюжета.
Особенности написания «Stand-up».
Практика 6 ч. Составление и редактирование вопросов «Stand-up».
Раздел 5. «Основы режиссуры монтажа» 30 ч.
Тема № 1 «Основы монтажа»
Теория 4 ч. Этапы монтажа. Понятие чернового и чистового монтажа. Создание
видеоряда. Требования к подготовке сюжета. Понятие раскадровки съемочного материала.
Практика 10 ч. Практикум в программе «Pinnacle Studio»
Тема 2. «Титры»
Теория 2 ч. Титры и их значение. Функции титр. Создание титр. Вставляем титры в
проект.
Практика 6 ч. Практикум.
Тема 3. «Музыкальное оформление»
Теория 2 ч. Что такое звук. Музыкальное оформление. Подбор музыкального
оформления. Выравнивание звука.
Практика 6 ч. Практикум.
Раздел 6. «Основы операторского искусства» 30 ч
Тема 1. «Приемы съемок»
Теория 4 ч. Съемка статичной и движущейся камерами. Съемка изображений со
штатива. Съемка камерой с рук. Съемка блуждающей камерой. Фокус камеры, размытый фон.
Практика 6 ч. Видеосъемка в павильоне, в интерьере, на натуре.
Тема 2. «Освещение, звук»
Теория 4 ч. Уровень звука. Одно/двухканальность звука. Моно, стерео звук.
Особенности звука при записи (лайф, синхрон, интершум).
Практика 6 ч. Практикум в программе «Pinnacle Studio»
Тема 3. Освещение: естественное и искусственное.
Теория 4 ч. Виды искусственного света: рисующий, заполняющий, контровой,
локальный. Свет и освещение, осветительное оборудование и осветительные приборы.
Экспозиция. Баланс картинки. Освещение съемочных площадок.
Практика 6 ч. Практикум в программе «Pinnacle Studio».
Медиабезопасность 6 ч.
Тема 1. « Уровни и меры по защите информации».
Теория 1 ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 2 ч. Практикум. Тест. Интерактивная игра.
Тема 2. «Меры безопасности при работе с электронной почтой».
Теория 1 ч. Лекция. Видеопрезентация
Практика 2 ч. Практикум. Тест. Интерактивная игра.

10

Календарно-учебный график 2 года обучения
№
п/п

дата

Название раздела, блока, модуля.

Количество часов
всего

Раздел 1. «Основы журналистики»

1

теория

практика

58

1.1

сентябрь

Тема 1 «Отчёт»

4

10

1.2

сентябрь

Тема 2 «Репортаж»

4

10

1.3

октябрь

Тема 3 «Статья»

4

10

1.4

октябрь

Тема 4 « Культура речи»

6

10

5

ноябрь

Медиабезопасность

1

3

Раздел 2. Художественнотехническое оформление газеты 4

6

42

6.1

ноябрь

Тема 1. «Структура издания»

4

10

6.2

ноябрь

Тема 2. «Заголовки и иллюстрации»

4

8

6.3

декабрь

4

12

Тема 3 «Делаем газету»
Раздел 3. «Редакционноиздательская деятельность»

7

28

7.1

декабрь

Тема 1. «Особенности
журналистского труда, редакция»

4

8

7.2

январь

Тема 2 «Редактирование
материалов разных форм и
жанров»

6

10

Раздел 3 «Основы
тележурналистики»

8

30 ч.

8.1

январь

Тема 1. Жанры художественной
публицистики.

4

6

8.2

февраль

Тема 2. «Типы телевизионных
сюжетов»

4

6

8.3

февраль

Тема 3 «Понятие «Stand-up»

4

6

9.1

март

Раздел 5. «Основы режиссуры
монтажа»
Тема № 1 «Основы монтажа»

4

10

9.2

март

2

6

9

Тема 2. «Титры»
11

30

9.3

апрель

Тема 3. «Музыкальное
оформление»
Раздел 6. «Основы
операторского искусства»

10

2

6

30

10.1

апрель

Тема 1. «Приемы съемок»

4

6

10.2

май

Тема 2. «Освещение, звук»

4

6

10.3

май

4

6

11

май

3

1

2

216

59

157

Тема 3. Освещение:
естественное и искусственное.
Медиабезопасность
Итого:

Планируемые результаты второго года обучения:
Предметные
- дети смогут создавать тексты в жанре новостной заметки, интервью, репортажа;
- смогут проводить социологические опросы;
- научатся работать в компьютерных программах «Word», «Publisher»;
-познакомятся с основами видеосъемки;
- познакомятся с программой ««Pinnacle Studio».
Метапредметные;
-дети научатся способам поиска дополнительного материала;
- смогут видеть вокруг интересные темы;
Личностные
- дети станут более активными, самостоятельными, более ответственно относится к
заданиям и коллективным формам деятельности
- разовьют свои коммуникативные способности;
- повысить свою самооценку и личностный статус в детском коллективе;
- в процессе создания медиа продукта (газета, фотографии, видеоролики) приобретут
практический и социальный опыт.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п

Название
раздела, Количество часов
блока, модуля.
всего
теория

1
2

3
4
5

Основы журналистики
Художественнотехническое
оформление газеты
Основы
тележурналистики
Основы операторского
искусства
Основы
режиссуры
монтажа

практика

40

-

20

40

-

20

42

-

20

46

16

30

42

16

30

12

Формы
аттестации/контроля
Тест,
викторина,
творческий практикум
Тест,
викторина,
творческий практикум
Тест,
викторина,
творческий практикум
Тест,
викторина,
творческий практикум
Тест,
викторина,
творческий практикум

6

Медиабезопасность

6

2

4

Итого:

216
часов

76

140

Тест,
викторина,
творческий практикум

Раздел 1 «Основы журналистики» 40 ч.
Тема 1 «Разработка тематической газеты»
Практика 20 ч. Первая полоса. Содержание. Наполнение газеты. Соседство материалов.
Поиск материала.
Тема 2 «Сбор новостей»
Практика 20 ч. Посещение мероприятий. Написание материалов.
Раздел 2. «Художественно-техническое оформление газеты» 40 ч.
Практика 20 ч. Верстка и дизайн газеты.
Раздел 3 «Основы тележурналистики» 42 ч.
Тема 1 Жанры аналитической публицистики.
Теория 10 ч Комментарий. Обозрение. Дискуссия. Беседа. Ток-шоу. Пресс-конференция.
Корреспонденция («передача»).
Практика Литературные, словесные, настольные игры. Практикум. Игра «Найди
ошибку». Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Тема 2 «Типы телевизионных сюжетов»
Теория 2 ч. Портретный сюжет
Практика. Поиск и съёмка сюжета.
Тема 4 «Закадровый текст»
Теория 4 ч. Программы для записи звука. Техника начитки закадрового текста.
Практика 6 ч.
Практикум - начитка закадрового текста. Литературные, словесные,
настольные игры. Скороговорки. Игры на развитие фантазии, внимания. Работа на компьютере.
Раздел 4. «Основы операторского искусства» 46 ч.
Тема 1 «Съемочный план»
Теория 8 ч. Подготовка к съемке сюжета. Организация съемок. Аккредитация.
Взаимодействие корреспондента и оператора на месте съемок.
Практика 14 ч. Практикум. Создание съемочного плана и его выполнение.
Тема 2 «Специфика работы на различных съемочных площадках»
Теория 8 ч. Социальный опрос как вид информационного сюжета. Социальная реклама.
Особенности и методы съемки. Социальная реклама. Портретный сюжет. Его особенности и
структура. Особенности съемки документального кино. Особенности съемок массовых и
спортивных мероприятий. Игровое кино. Отличие и особенность.
Практика 22 ч. Съемка натуры на различных площадках.
Раздел 5. Основы режиссуры монтажа 42 ч.
Тема 1 «Спецэффекты и фильтры»
Теория 8 ч. Спецэффекты и их значения. Правила расстановки в зависимости от
проделываемой работы. Знакомство с фильтрами. Вставляем в уже созданный видеоряд
спецэффекты. Демонстрация фильтров.
Практика 16 ч. Съемка новостных и социальных сюжетов. Литературные, словесные,
настольные игры. Практикум. Игра «Найди ошибку». Игры на развитие фантазии, внимания.
Работа на компьютере.
Тема 2 «Работа в проекте проекта»
Теория 8 ч. Задача вывода. Виды и способы вывода материалов. Монтаж. Задачи захвата
видео. Способы и виды захвата видео. Практическое применение. Монтаж
Практика 10 ч. Съемка новостных и социальных сюжетов. Литературные, словесные,
настольные игры. Практикум. Игра «Найди ошибку». Игры на развитие фантазии, внимания.
Работа на компьютере.
Раздел 6. Медиабезопасность 6 ч.
13

Тема 1. «Информационная этика и право. Основные законы России в области
компьютерного права и защиты детей»
Теория 2 ч. Лекция. Видеопрезнтация.
Практика. 4 ч. Разработка проекта по теме «Безопасность детей в Интернете»
Планируемые результаты третьего года обучения:
Метапредметные
- самостоятельно находят интересные темы;
- могут раскрыть заданную тему в журналистском материале;
-обладают навыками социального партнерства и социальной активности;
Предметные
- дети свободно работают в кадре;
- могут написать стендап и закадровый текст;
- могут работать с видеокамерой;
- умеют монтировать в программе «Pinnacle Studio».
Личностные
- умеют излагать собственные мысли, аргументировать свою точку зрения; навыки
ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.- развитие коммуникативных
способностей;
-создание единого, сплоченного коллектива.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-светлое, проветриваемое помещение.
-столы, стулья
-маркерная доска
- персональные компьютеры или ноутбуки с видеокартой nvidia;
- сканер, принтер;
- фотоаппарат цифровой;
-видеокамера;
-накамерный свет;
- штативы,
- фоны для съёмки;
- студийное световое оборудование;
- проектор;
-микрофон
Информационное обеспечение
Интернет
Обучающие презентации
Литература для чтения
Формы аттестации
Проводится по блокам программы в виде тестов, викторин, практикумов, в виде выпуска
газеты, создания видеороликов, наличия публикаций в СМИ. Педагогическое наблюдение,
портфолио ребят.
Формы представления результатов:
-участие в конкурсах;
-отчетные занятия;
-публикация в молодежной газете «Будь в теме» и районной газете «Рабочее слово».
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения
является подготовленный к публикации материал.
14

Обучение, а так же оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме
творческих работ, тестов, собеседований по всем темам. Практическая работа и создание
собственных материалов обеспечивает прочное усвоение и закрепление полученных знаний,
умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах,
самостоятельно делают верстку газетных полос, снимают и монтируют собственные
видеоролики, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, семинарах и круглых столах.
Оценочные материалы:
-тест – обобщение изученного;
- публикации;
-видеоролики;
-фото-, видеоотчет.
Методическое обеспечение
В целях реализации программы и для лучшего усвоения обучающимися программного
материала используются элементы следующих педагогических технологий:
- технология игрового обучения - самостоятельная познавательная деятельность
обучающихся, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей
успех в игре, игры на развитие фантазии и воображения, игровые ситуации;
-информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение навыкам
поиска информации в библиотеках и интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.),
использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение повышает наглядность и
информативность обучения, способствует формированию у учащихся информационной
культуры, расширению кругозора, обогащению содержания образования.
- развивающее и проблемное обучение способствует формированию умения
анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать информацию в ходе решения
проблемных ситуаций. Эти навыки относятся к универсальным учебным действиям.
-здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в
соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся, с учётом степени
сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической
разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и
укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения правильного
распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.
Календарный учебный график
№
п/п

дата

Название раздела, блока, модуля.

Количество часов
всего

Раздел 1 «Основы журналистики»

1
1.1

сентябрь

1.2

сентябрь

2

октябрь

3

теория

40

Тема 1 «Разработка тематической
газеты»
Тема 2 «Сбор новостей»

20
20

Раздел 2. «Художественно-техническое
оформление газеты»

40

Раздел 3 «Основы тележурналистики»

42

20

3.1

ноябрь

Тема 1 Жанры аналитической
публицистики.

10

3.2

ноябрь

Тема 2 «Типы телевизионных сюжетов»

2

15

практика

10

3.3

декабрь

Тема 4 «Закадровый текст»

4

январь

Медиабезопасность

3

Раздел 4. «Основы операторского
искусства»

46

5

5.1
5.2

Январь,
февраль
март

4

6

1

2

Тема 1 «Съемочный план»

8

14

Тема 2 «Специфика работы на различных
съемочных площадках»

8

22

Раздел 5. Основы режиссуры монтажа

6

42

6.1

апрель

Тема 1 «Спецэффекты и фильтры»

8

16

6.2

май

Тема 2 «Работа в проекте проекта»

8

10

7

май

Медиабезопасность

3

1

2

216

76

140

Итого:

Список литературы
Литература для педагога:
2. Агеенко Ф.Л., Зарва Н.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: около
75000 словарных единиц / Под.ред. Д.Э. Розенталя. - М.: Рус. яз., 1984. – 810 с.
3. Гамалей В.А. Мой первый видеофильм от А до Я. – СПб.: Питер, 2006.- 268 с.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки. – М.: «Арнир», 2006
5. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие / КыргызскоРоссийский Славянский университет. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. — 160 с.
6. Кузнецов И, Позин В. Создание фильма на компьютере. Технология и Творчество.
7. Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. - М.: Высшая школа, 1996. 322 с.
8. Молочков. Самоучитель для работы видео. – СПб.: Питер, 2006
9. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.:
Питер, 2008. – 272 с.
10. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М. Просвещение, 1998. – 490 с.
11. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса,
Т.М. Марюгина. – М.: Наука, 2000. - 212 с
12. Синецкий Д.Б. Видеокамера и видеосъемка. – М., 2001
13. Саблина А.А. Медиа-безопасность школьников. Разработка урока Знаний «Уроки медиа
безопасности». Доступно на: URL: http://pedsovet.su/load/204-1-0-15929 [электронный
ресурс, режим доступа – свободный].
Литература для детей:
1. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. –М., 1991
2. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Курс практической грамматики. Часть III. –
Симферополь: Таврида, 1998. – 144 с.
3. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Сост. Э. Борохов. – М.: ООО
Издательство АСТ, 2004. – 589 с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».