Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Отряд Стремительный

Пояснительная записка
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения
сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине
образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области
образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины,
уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего
национальную и религиозную терпимость. Современное общественное развитие России остро
поставило задачу духовного возрождения нации. Обществу нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы
работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения
отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей,
которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор
сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Цель программы – развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально
значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
общества.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа; позитивные
мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным,
политическим,

военным

и

другим

проблемам,

важнейшие

духовно-нравственные,

деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за
выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества).
- формировать систему знаний об основных видах военной подготовки, об истории
Вооружённых сил России; различных видах вооружения и боевой техники;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность.
Программа отряда «Стремительный» разработана в соответствии с Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Хабаровском
крае на 2017-2020 года.

Настоящая Программа является перспективной и функциональной, имеющей потенциал
совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме.
Реализация настоящей Программы востребована
сможет

стать

эффективным

ситуацией, сложившейся в обществе,

средством совершенствования

и

гражданско-патриотического

воспитания и развития лидерского потенциала детей, подростков и молодёжи в объединении
«Отряд «Стремительный».
Отличительная особенность данной программы в том, что можно проводить занятия
комплексно - изучается материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы
изучаются обучающимися разных возрастных групп. Деятельность обучающихся мотивирована
собственным участием в разнообразных играх, смотрах, конкурсах и направлена на практическое
применение обучающимися знаний и навыков, приобретённых в результате обучения. При этом
учащиеся получают возможность реальной оценки своих знаний и умений при условии
активного участия в соревнованиях и мероприятиях различного масштаба.
Срок реализации программы - 2 года. Планирование составлено из расчета 6-ти часовой
учебной нагрузки. На программу отводится 612 часов (204 часа в год). Возраст обучаемых 8-17
лет.
В этом возрасте у подростков формируется гражданская позиция, особенно ценятся
успехи, достигнутые тяжёлой и упорной работой. В программе заложена идея бережного и
своевременного использования духа борьбы, соперничества, свойственных нынешнему
поколению подростков. Если в целях реализации данной программы умело взять, а затем
направить и использовать эти особенности учащихся в русло честной (в рамках правил) игры
либо борьбы, то задача создания из школьника добропорядочного и законопослушного
гражданина – достойного защитника своего Отечества – станет ожидаемым итогом продуманной
работы.
В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес.
Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому образу жизни, что очень важно для
ребят возраста 8-17 лет. В ходе реализации программы создаются условия для развития у
юношей и девушек мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности
за себя и товарищей, дается возможность получить первичные навыки военной службы.
Обучение проводится на теоретических, практических, комплексных занятиях, зачетах,
соревнованиях, военно-тактических играх на местности.

Теоретические занятия проводятся в форме рассказа беседы с использованием
дидактического материала. На занятиях рассматриваются понятия, определения, требования
уставов, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные
знания на других занятиях. Практические занятия включают изучение и закрепление техники
выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых задач с использованием
оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов,
приспособлений и сооружений.
Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов. Они
проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических
действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической
устойчивости

в

условиях

повышенных

психологических

и

физических

нагрузок.

Продолжительность учебного занятия от 1,5 до 2 часов.
Занятия проводятся форме военно-тактических игр, учений на местности, соревнований,
эстафет.
Игры на местности, учения проводятся в сентябре (в начале учебного периода) и в апрелемае (по окончанию учебного года). Они представляют собой комплекс задач, выполняемых в
условиях тактической обстановки, требующих от обучаемых физических сил, проявления
морально - психологической устойчивости.
Продолжительность игр - от 6-24 часов методом туристического похода с проживанием в
полевых условиях, при этом туристический поход продолжительностью свыше 6 часов
проводится за счет свободного времени от занятий.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;

Реализация программы призвана обеспечить развитие у подростков по настоящему
заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному
выполнению функции по защите Отечества. Реализация программы осуществляется по
следующим направлениям:
•

Духовно-нравственное;

•

Историческое;

•

Политико-правовое;

•

Патриотическое;

•

Профессионально-деятельное;

•

Воспитание на воинских традициях.
Ожидаемые результаты
В результате обучения учащиеся будут знать:
- историю, традиции, организационную структуру ВС РФ;
-основы стрельбы, строевые приемы без оружия, условные тактические знаки,

ориентирование по карте, основные положения общевоинских уставов.
- устройство стрелкового и другого оружия;
- инженерные и фортификационные сооружения и заграждения;
- правила оказания первой медицинской помощи;
научатся:
- применять теоретические знания в практической деятельности:
- применять приёмы стрельбы из пневматической винтовки,
- метать ручные гранаты,
- выполнять строевые приёмы,
- производить разборку и сборку АК-74,
- преодолевать заграждения.
- ориентироваться на местности.
Механизм оценивания результатов
1.Тестирование и анкетирование.
2. Собеседование индивидуальное и групповое.
3.Самоанализ и самооценка.
4.Диагностика

Оценка эффективности программы
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачёты,
соревнования, конкурсы и сдача нормативов. Достижения учащихся отмечаются вручением
грамот. Из числа наиболее подготовленных учащихся формируются команды для участия в
районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п.п,.
1
2
3
4
5
6
7

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
Огневая подготовка
Пожарная подготовка
Строевая подготовка
Первая доврачебная помощь
Защита от ОМП и ЧС.
Общефизическая подготовка
Военная история России
итого

общее
кол-во
час
150
72
126
93
30
36
105
612

1 -й год

2-й год

3-й год

50
24
42
31
10
12
35
204

50
24
42
31
10
12
35
204

50
24
42
31
10
12
35
204

1. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Знать боевые свойства и устройство автомата Калашникова.
Изучить отечественные виды оружия, овладеть навыками стрельбы из боевого и
спортивного оружия.
Уметь подготовить оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него
по неподвижным и движущимся целям.
Чистить и смазывать оружие. Определять среднюю точку попадания. Выполнить
упражнение стрельб из пневматической, малокалиберной винтовки и метанию ручных
осколочных гранат.
Практически отработать условия начального упражнения стрельб из автомата
Калашникова.
№/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование темы
Материальная часть АКМ
Изучение
отечественных видов оружия
Основы и правила стрельбы. Меры
безопасности.
Материальная часть боевого и
спортивного оружия
Приёмы изготовки, прицеливание и спуск
курка.
Основы техники и тактики стрельбы.
Тренировка
Ведение огня по неподвижным целям.

общее кол- 1-ий год 2-ой год 3-ий год
во часов обучения обучения обучения
9
3
3
3
9
3
3
3
9

3

3

3

9

3

3

3

9

3

3

3

60

20

20

20

9

3

3

3

Выполнение спортивных упражнений из ПВ
и MB. Участие в соревнованиях
Техническая подготовка, чистка и смазка
оружия после стрельбы
Итого:

8.
9.

18

6

6

6

18

6

6

6

150

50

50

50

2. ПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения: знать назначение, устройство и укладку мотопомпы
Уметь пользоваться страхующими средствами и кислородными приборами.
Быть готовым к выполнению практического преодоления полосы препятствия
Воспитывать интерес к пожарно-прикладному спорту гордость за российское МЧС
№/п

наименование тем

1
2
3
4

История пожаротушения
Назначение и устройство пожарных средств
Укладка и эксплуатация мотопомпы
Пожарные страхующие и кислородные
приборы
Практические основы преодоления полосы
препятствий
Штурмование учебно-тренировочной башни
Эстафетный бег 4х5
Совершенствование техники боевого
развертывания
Общий зачёт

5
6
7
8
9

Итого:

общее
количество
часов
9
9
9
12

1-й год

2-й год

3-й год

3
3
3
4

3
3
3
4

3
3
3
4

11

5

3

3

6
4
6

2
2

2
2
2

2
2
2

6

2

2

2

72

24

24

24

3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения:
Знать основы воинской дисциплины, значение воинских уставов, правила воинской
вежливости, поведения и отдания воинской чести, обязанности солдата перед
построением и в строю.
Уметь обращаться к старшим, действовать при получении приказаний, выполнять
команды в строю.
Ознакомиться со строевыми приемами и движениями с оружием, особенностями
формирования и сплочения воинского коллектива.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Строй и его элементы
Строевые приемы и движения без оружия
Строевые приемы и движения с оружием
Основы воинской дисциплины и значение
воинских уставов
Обязанности солдата перед построением и в
строю
Смотр строя и песни
Сигналы управления пешим порядком
Итого:

общее
кол-во час
9
8
9
12

1-й год

2-й год

3-й год

6
6
6
7

6
6
6
7

6
6
6
7

20

7

7

7

4
12
126

5
5
42

5
5
42

5
5
42

4. ПЕРВАЯ ДОБРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
Задачи обучения.
Уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь при травмах, ожогах, несчастных
случаях. Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.
№
Наименование темы
п.п
1 Классификация травм и ранений
2 Наложение стерильных повязок
3 Наложение жгута,
остановка кровотечения
4 Комплексное занятие
Итого:

Общее колво часов
27
18
18

1-й год

2-й год

3-й год

9
6
6

9
6
6

9
6
6

30
93

10
26

10
26

10
26

5. ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Задачи обучения.
Знать обязанности по защите от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и
современных средств массового поражения, способы защиты, порядок оповещения
населения о мероприятиях гражданской обороны. Уметь пользоваться индивидуальными
средствами защиты, проводить мероприятия санитарной обработки людей и животных.
Быть готовым к выполнению общественных обязанностей спасателя.
№
Наименование темы
общее колп/п
во часов
1 Действия населения по защите от аварий,
6
катастроф, стихийных бедствий.
2 Оружие массового поражения, способы
9
защиты.
3 Коллективные и индивидуальные средства
6
защиты
4 Санитарная обработка людей, животных,
3
техники и вооружения.
5 Комплексные занятия
3
6 Учения ГО
3
30
Итого:

1-й год

2-й год

3-й год

2

2

2

3

3

3

2

2

2

1

1

1

1
1
10

1
1
10

1
1
10

6. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Совершенствовать физическую подготовку, полученную на уроках физической
культуры. Уметь преодолевать препятствия. Знать пути достижения высокого уровня
физической работоспособности.
№
п/п
1
3
4

Наименование тем
Общая физическая подготовка
Спортивные и подвижные игры
Участие в соревнованиях
Итого:

общее
кол-во
часов
9
18
9
36

1 -й год

2-й год

3-й год

3
6
3
12

3
6
3
12

3
6
3
12

2-й год

3-й год

5
10
5
10

5
10
5
10

5

5

35

35

7. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
№
Наименование тем
общее
1 -й год
п/п
кол-во
часов
1 История патриотических движений.
15
5
2 Начало Великой Отечественной войны
30
10
3 Партизанское движение в Крыму.
15
5
4 Освобождение Отечества от немецко30
10
фашистских захватчиков.
5 Современные военные
15
5
конфликты
105
35
Итого:
Содержание программы

1.ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании
оружия. Холодное оружие и приемы его использования. Стрелковое оружие.
Материальная часть стрелкового оружия. Боеприпасы. Основы стрельбы. Способы
стрельбы. Практические стрельбы из стрелкового оружия. Ознакомление с пулеметами.
Техники скоростной стрельбы. Техники тактической стрельбы. Техники стрельбы из
движущегося автомобиля. Работа в группе. Снайперская подготовка.

2. ПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Изучение истории пожаротушения. Назначение и устройство пожарных средств.
Укладка и эксплуатация мотопомпы. Пожарные страхующие и кислородные приборы.
Понятие о пожаре и его признаках. Понятие о развитии пожара. Фазы развития пожара во
времени и их характеристика. Классификация пожаров: группы пожаров (на открытых
пространствах, в ограждениях), разновидности пожаров (на гражданских, промышленных,

сельскохозяйственных объектах, на транспорте, в лесном фонде; малые, средние,
крупные; подземные, наземные; средневысотные, высотные). Образование на пожаре зон
горения, теплового воздействия и задымления. Вторичные опасные факторы
пожара.Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Основные
требования, предъявляемые к боевому развертыванию. Этапы боевого развертывания
(подготовка к боевому развертыванию, предварительное и полное развертывание), их
сущность и подаваемые команды.
3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского
приветствия вне строя. Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение
команд «По местам», «Заводи», «Ложись», «К бою», «Встать», «Отделение, положить –
ОРУЖИЕ», «Отделение - К ОРУЖИЮ» «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить».Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение
строевых приёмов: «Головные уборы – снять (надеть)», Выход из строя и возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и подход к начальнику,
возвращение в строй. Движение с оружием в положении «на ремень», «на грудь», «за
спину». Движение с оружием в положении «у ноги». Движение строевым шагом,
повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Действия
личного состава при внезапном нападении противника. Изменение скорости движения.
Изменение темпа движения. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте.
Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.
4. ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
Понятие о ране, остановка кровотечений, наложение повязок. Первая помощь при
кровотечениях. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения.
Первая помощь при ранениях. Первая помощь при ушибах, растяжении, сдавлении И
вывихах. Первая помощь при переломах. Виды транспортировки пострадавших при
различных повреждениях без использования вспомогательных средств и с применением
подручных материалов.
5. ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Действия населения по защите от аварий, катастроф, стихийных бедствий. Виды оружия
массового поражения его способы защиты.Коллективные и индивидуальные средства
защиты. Обработка животных, людей и технике. Чрезвычайные ситуации, характерные
для нашего районаприсущие им опасности и возможные способы защиты от них. Понятие
о ЧС. Их классификация по виду и масштабу.Порядок действий населения организаций в
случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем
месте, дома, на открытой местности. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их
доведения до населения и действия по ним работников организаций.

6. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса
взаимосвязанных задач воспитания личности учащегося, развития его разнообразных
двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены
на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности,

самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественно порядка.
Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения
методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
Общефизическая подготовка. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами
движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании. Применяя эти
упражнения, педагог решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ
рациональной техники движении. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка,
используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения. В
результате учащиеся приобретают основы умений бега на короткие и на длинные
дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на
дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и
применения в различных условиях.
7. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
История патриотических движений. Страницы истории отечественных детскоюношеских патриотических движений (скаутское движение в Российской империи,
пионерия в СССР, военно-тактические игры «Зарница», «Орленок»).
Начало Великой Отечественной войны. Нападение фашистской Германии и ее союзников
на СССР. Оборона города Севастополя. Оборона города Керчь.
Партизанское движение в Крыму. Организация партизанского сопротивления на
оккупированных территориях. А.В. Мокроусов. Партизанские районы в Крыму.
Соединения партизанских отрядов Крыма. Бешуйский бой. Села уничтоженные
карателями за помощь партизанам.
Освобождение Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Сталинградская битва.
Освобождение города Севастополя и Крыма. Освобождение территории СССР.
Капитуляция Германии.
Практические занятия. Просмотр учебных и художественных фильмов. Экскурсии
в музеи, мемориальный комплекс жертв концентрационного лагеря в совхозе «Красный».
Встречи с участниками боевых действий, Героями Российской Федерации.
Экскурсионные выезды в места боевой и партизанской славы.
Современные военные конфликты. Вооруженный конфликт в Демократической
республике Афганистан. Разрушение Социалистической федеративной республики
Югославия. Вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 году. Военное вмешательство
сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии. Борьба России против
террористической организации «Исламское государство». Вооруженный конфликт на
Донбассе.
Воссоединение Крыма с Россией.
Формирование народного ополчения в Крыму. Общественные объединения «Русская
община Крыма» и «Русское Единство». Митинг Народной воли в городе Севастополе 23
февраля 2014 года. Организация народных дружин. Роль Вооруженных сил Российской
Федерации в сохранении межнационального мира в Республике Крым. Принятие
декларации о независимости города Севастополя и Автономной Республики Крым.
Референдум о статусе Крыма. Принятие в состав Российской Федерации Республики
Крым и города Севастополя.

Литература для педагога
1. «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в

области обороны и их подготовке по основам военной службы», 2011.
2. Агапова И., Давыдова М. « Патриотическое воспитание в школе» - М., Атрис- пресс 2002- 224с.
3. Адаменко С. Воспитывали патриотов России. Народное образование 2005, №4.стр.23-25
4. Боевой устав мотострелковых войск 1982 .
5. Боевой Устав сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).
6. Босенко П.В. Руководство по 5,45-мм автоматам Калашникова и 5,45-мм ручным пулеметам
Калашникова. Москва. Военное издательство 2001г.;
7. Бужак А.Я.. Краткий исторический очерк «85 лет на страже южных рубежей».г. Ростов-на-Дону.
«Военный вестник СКВО» 2003г.;
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011-2015 годы».
9. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения –

российский путь

развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
10. Ефремова Г. «Патриотическое воспитание граждан» - 2005 №6,2002 №3
11. Журнал «Военные знания», 2000-2011.
12. Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011.
13. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в

России. //

Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
14. Квашнин А.В., А.И. Скородумов. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков
вооруженных сил Российской Федерации. Москва. Военное издательство 2003г.;
15. Коршунов

Н.М.,

В.И.

Александров.

Программа

боевой

подготовки

мотострелковых

подразделений. Москва. Военное издательство 1995г.;
16. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание»
в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
17. Курс стрельб (КС-2003).
18. Леонтьев Ю.Я., М.Б. Астапов. Региональная программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности»

для

учащихся

9-11-х

классов

общеобразовательных

учреждений

Краснодарского края. Краснодар. ООО «Кубаньпечать» 2000г.;
19. М.Б. Астапов, Е.П. Душин. Сборник нормативных документов по физической подготовленности
допризывной молодежи для образовательных учреждений края. Краснодар. ООО «ПросвещениеЮг» 2002г.;
20. Наставление по стрелковому делу 1987.
21. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
22. Орлов А.В.. Наставление по физической подготовке в Советской армии и военно-морском флоте
(НФП-87). Москва. Военное издательство 1987г.;

23. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное.
М.: 2006.
24. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки
занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
25. Платонов А.. Сорока В.Г. Следопытство. Методическое пособие. Москва, МВПККУ КГБ СССР
им Моссовета, 1981 г.
26. Скородумов А.И. . Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий
по боевой подготовке в мотострелковых и танковых подразделениях. Москва. ООО «Каталит»
2004г.;
27. Смирнов А.Т., Б.И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу Основы
безопасности жизнедеятельности. Москва. «Просвещение» 2001г.;
28. Учебник Пограничника. Москва 1965 г.
29. Учебник сержанта мотострелковых войск. Москва. Военное издательство 1985 г.;
30. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
31. Федеральный Закон РФ «Об обороне»
Литература для учащихся
1. Боевой устав мотострелковых войск 1982 .
2. Журнал «Военные знания», 2000-2011.
3. Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011.
4. Курс стрельб ( КС-2003).
5. Наставление по стрелковому делу 1987.
6. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
7. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
8. Федеральный Закон РФ «Об обороне»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».