Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с театральной студии «Браво» имеет художественную направленность. Данная программа продвинутого уровня является логическим продолжением программы театральной студии «Браво» базового уровня. Программа профессионально-ориентированная, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо отработки базовых актерских умений, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, успешной социализации, творческой самореализации. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2017г. № 41); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые); Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Средствами театральной деятельности возможно формировать социально активную творческую личность, способную понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Они предполагает: Педагогическая целесообразность данной программ состоит в том, что обучающиеся не только приобретут различные soft-компетенции, которые будут способствовать успешной самореализации в любой деятельности (умение выступать на публике, быстро принимать решения, работать с публикой, правильно говорить, выглядеть соответствующим образом, коммуницировать с разными людьми. Данная программа рассчитана на два года занятий с детьми старшего школьного возраста. 2 Новизна данной программы состоит в следующем: смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию; усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим. Цель программы: обеспечение творческой самореализации обучающихся через совершенствование актерского мастерства. Задачи: Расширить спектр социальных проб в роли ведущих, аниматоров, и т.п.; способствовать совершенствованию актерских качеств; вовлечь в социально значимые мероприятия через реализацию социальных проектов. Адресат программы: Дети 16-18 лет, прошедшие обучение по программе базового уровня, либо обладающие актерскими способностями. Объем программы и режим работы: Период Продолжитель ность занятия 1 год обучения 3 часа Кол-во занятий в нед. 3 Кол-во часов в неделю 9часов Кол-во недель Кол-во часов в год 36 324 часа Основные формы занятий - это работа над ролью, репетиция сцен, общая репетиция. Такая работа может быть индивидуальной, по группам мизансцен или коллективной. Так же, много часов уделяется на подготовку социальных проектов, участию в общественнозначимых мероприятиях (тематических праздниках, новогодних утренниках, программах ко Дню молодежи и т.п.). Учебный план. Тематические разделы Кол-во часов Всего Теория Практик а 1 Введение. 2 2 - 2 Актёрское мастерство. 46 10 36 2.1. Работа над пьесой и ролью. 41 10 31 2.2. Посещение театральных постановок. 5 - 5 3 Историческая пластика. 36 10 26 3.1. Этикет и манеры поведения в разные эпохи. 18 5 13 3.2. Сценический бой. 18 5 13 3 4 Сценическая речь. 24 4 8 4.1. Логика речи. 8 2 4 4.2. Работа над текстом роли. 8 2 4 5 Искусство грима. 21 12 9 5.1. Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. 9 6 3 5.2. Подбор грима в соответствии с ролью. 12 6 6 6 Репетиционно- постановочная работа 120 20 100 7 Участие в проектах и общественных мероприятиях. Постановки. 65 13 52 Итого за год 324 71 253 Содержание. 1. Введение -2 ч. Пьесы. Жанры пьес. Классификация ролей, их признаки. 2. Актёрское мастерство - 46 ч. Первое впечатление от пьесы. Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга. Первое впечатление от пьесы. «Застольный» период работы над пьесой. Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение действительности описанной в литературном материале. Репетиции в выгородке. Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен. 3. Историческая пластика – 36 ч. 3.1. Этикет и манеры поведения в разные эпохи. Изучение особенностей стилевого поведения и правил этикета, принятых в европейском и русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия. Особенности походки. Обращение с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др. Поклоны, их виды. Отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе в XVI – XIX, и начале XX столетия. 3.2.Упражнения на раскрепощение, снятие двигательных зажимов Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе. Пластический тренинг. Понятие «пластика». Специальный тренинг. Понятие «психофизические качества актёра». Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др.). Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность; на развитие чувства пространства, формы, инерции движений. 3.2. Сценический бой. Освоение навыков имитации сценической борьбы и драки. Изучение техники боевой стойки. Передвижения в боевой стойке. Прямые удары разными руками. Удары сбоку. Защита телом. Захват за горло. Бросок через себя и др. 4 4. Сценическая речь – 24 ч. 4.1. Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения. 4.2. 1. Темпо- ритм речи. Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Скелетирование фразы. Логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста. 5. Искусство грима – 21 ч. Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. Значение причесок и париков в создании образа. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. Виды париков и накладок, надевание их и заделка. Приклеивание готовой растительности: усов, бакенбардов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов. Характерный грим. Подбор и грима в соответствии с ролью. Анализ мимики своего лица .Подбор грима, нанесение и его апробация в действии. Нанесение самостоятельное грима перед выступлением. 6. Репетиционно- постановочная работа – 120 ч. 7. Участие в концертах, общественных мероприятиях, социальных проектах – 65 ч. Перечень мероприятий, в которых примут участие обучающиеся: 1. Участие в празднике «День открытых дверей», в качестве ведущих. 2. Подготовка инсценировки для районного праздника «День воспитателя». 3. Подготовка инсценировки для районного праздника «День учителя», подготовка ведущих. Участие в проведении праздничного концерта ЦРТДиЮ к Дню матери (постановка инсценировки, подготовка ведущих, чтение стихов) Подготовка агитбригады для участия в социальном экологическом проекте фонда «Суэк – регионам». Участие в постановке новогоднего спектакля с игровой программой для учащихся младших классов. Театральная постановка для новогодней встречи старшеклассников с главой района. Театральная постановка «Блокада Ленинграда» в рамках проведения недели патриотического воспитания. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Проведение поселкового театрализованного праздника Масленицы. Участие в юбилейном концерте хореографической студии «Овация» (ведущие, связки для номеров) 11. Проведение и участие в конкурсе, посвященного 455 годовщине Уильяма Шекспира. 12. Участие в качестве ведущих в районном спортивном фестивале «Фитнес прорыв» 10. 13. Подготовка театральной постановки для районного конкурса среди старшеклассников «Ученик года». 14. Постановка музыкально-литературной композиции «Молодая гвардия» в честь победы в ВОВ. 15. Подготовка постановки к отчетному концерту 5 Ожидаемые результаты: По окончании обучения по программе обучающиеся смогут: самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализировать, уметь интерпретировать художественный материал); создавать этюды по обстоятельствам пьесы; находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; раскрывать партитуру спектакля и владеть текстом; создавать точные и убедительные образы. логически точно и полно анализировать текст; работать над созданием и воплощением литературной композиции, монтажа, концерта; самостоятельно гримироваться; попробуют себя в разных видах деятельности, близкой к театральной (сценарист, оформитель, звукорежиссер, гример, ведущий, аниматор); 3. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: стулья; маты, матрацы; кубы различных форм; прожекторы; зеркала, грим; реквизиты, костюмы; ширмы (стационарные, передвижные); магнитофон, аудиокассеты; видеофонд записей постановок театра-студии. Формы аттестации и представления результатов: по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в постановке для отчетного концерта; Оценочные материалы: - диагностическая карта (Приложение 1). Методическое обеспечение Интеграция теории и практики в процессе реализации настоящей программы, позволяет одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастеркласс. В основу курса «Актерское мастерство» положены эстетические и педагогические принципы К.Станиславского, М.Чехова. В преподавании актерского мастерства используются различные методы. Первый метод помогает обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа. Последующий - включает целостный психофизический аппарат актера в тех же целях. 6 Метод «физических действий» К.Станиславского. Суть его заключается в выстраивании партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на достижение психологического результата. Именно с него начинается работа актера над ролью. Метод «психологического жеста» (автор М.Чехов) и направлен на поиск внешней характерности. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории. Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия. Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие. В театральной студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков: социального взаимодействия и социальных взаимоотношений. Оптимальная наполняемость группы 10-12 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная. Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние, зимние и весенние каникулы занятия заменяются на различного рода воспитательные мероприятия (Приложение 2). А в летние каникулы занятия проходят в рамках программы профильного лагеря. Все это отражено в календарно-учебном графике (Приложение 3). Список литературы. 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979. 4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001. 5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002. 6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. 7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. 8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005. 9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57. 10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994. 12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002. 13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006. 14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988. 15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. 16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2010 17. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2012. 7 18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2013. 19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014. 20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012. Приложение 1. Диагностическая карта образовательных результатов (продвинутый уровень). Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов. Диагностируемые умения ФИ уч-ся Дикция Может передать чувства, используя мимику, жесты Может использовать интонацию для передачи смысла Может передать образы сказочных персонажей; умеет строить простейший диалог может преодолеть волнение во время выступлений; принимает участие в небольших постановках Двигается соответственно мизансцене принимает активное участие в постановках 8 Приложение 2 Календарный учебный график Тема занятий Месяц 1.Введение. сентябрь 2 2.Актёрское мастерство. сентябрь 46 2.1.Работа над пьесой и ролью. октябрь 41 2.2.Посещение или просмотр театральных постановок. 3.Историческая пластика. 3.1.Этикет и манеры поведения в разные эпохи. 3.2.Сценический бой. 4.Сценическая речь. октябрь 5 ноябрь 36 18 4.1.Логика речи. 4.2.Работа над текстом роли. 5.Искусство грима. декабрь декабрь 12 12 21 5.1.Прически и парики 5.2.Подбор грима в соответствии с ролью. 6.Репетиционнопостановочная работа 7.Участие в проектах. Постановки. Всего на занятии январь январь 9 12 Февраль-май 120 Сентябрь-май 65 ноябрь декабрь декабрь Дата Кол-во часов 18 24 324 9 Приложение 3. Примерный план воспитательных мероприятий на учебный год Месяц Сентябрь Название мероприятия Поход выходного дня. Родительское собрание. Октябрь Фотоконкурс «Аллея Добрых дел» Ноябрь Мастер-класс«Подарок для мамы своими руками» Участие в библионочи. Декабрь «Новый год к нам мчится» - мастер класс по изготовлению новогодней игрушки Игровая программа «Стартины Деда Мороза» Конкурсно - развлекательная программа«Я талантлив!» Январь Февраль Март- «Моя семья» - конкурсно -игровая программа для детей и родителей Апрель Май - Квест для студийцев «День смеха» «День земли». Участие в «Марше парков». Участие в шествии полк» «Бессмертный Участие всей студией «Ночь в музее» Участие в выпускном вечере ЦРТДиЮ. На что направлено Сплочение коллектива Планирование работы студии: поездок, выступлений, пошив костюмов и т.п. Более близкое знакомство участников Воспитание уважения к матери. Повышение социальной активности Сплочение коллектива Развитие творческой инициативы Развитие творческой инициативы, активности. Сплочение семей, приобщение родителей к деятельности коллектива. Посвящение в театралы Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание интереса к истории своих предков – участников ВОВ Сплочение коллектива, повышение социальной активности. Проводы выпускников студии, благодарности родителям. 10