Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,
которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что
позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного
мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие
несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с театральной
студии «Браво» имеет художественную направленность. Данная программа продвинутого
уровня является логическим продолжением программы театральной студии «Браво»
базового уровня.
Программа профессионально-ориентированная, интегрирует усилия профессиональной
и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо отработки базовых
актерских умений, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, успешной социализации, творческой
самореализации.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 о
«Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2017г. № 41);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.
№ 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые);
Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Средствами
театральной деятельности возможно формировать социально активную творческую
личность, способную понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству,
фантазированию. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы позволяют
реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных
позитивных результатов. Они предполагает:
Педагогическая целесообразность данной программ состоит в том, что обучающиеся
не только приобретут различные soft-компетенции, которые будут способствовать
успешной самореализации в любой деятельности (умение выступать на публике, быстро
принимать решения, работать с публикой, правильно говорить, выглядеть
соответствующим образом, коммуницировать с разными людьми.
Данная программа рассчитана на два года занятий с детьми старшего школьного
возраста.
2
Новизна данной программы состоит в следующем:
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на
социализацию;
усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения
комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая
речь, сценическое движение, грим.
Цель программы: обеспечение творческой самореализации обучающихся через
совершенствование актерского мастерства.
Задачи:
Расширить спектр социальных проб в роли ведущих, аниматоров, и т.п.;
способствовать совершенствованию актерских качеств;
вовлечь в социально значимые мероприятия через реализацию социальных проектов.
Адресат программы:
Дети 16-18 лет, прошедшие обучение по программе базового уровня, либо обладающие
актерскими способностями.
Объем программы и режим работы:
Период
Продолжитель
ность занятия
1 год обучения
3 часа
Кол-во
занятий в
нед.
3
Кол-во
часов в
неделю
9часов
Кол-во
недель
Кол-во часов
в год
36
324 часа
Основные формы занятий - это работа над ролью, репетиция сцен, общая репетиция.
Такая работа может быть индивидуальной, по группам мизансцен или коллективной. Так
же, много часов уделяется на подготовку социальных проектов, участию в общественнозначимых мероприятиях (тематических праздниках, новогодних утренниках, программах
ко Дню молодежи и т.п.).
Учебный план.
Тематические разделы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практик
а
1
Введение.
2
2
-
2
Актёрское мастерство.
46
10
36
2.1.
Работа над пьесой и ролью.
41
10
31
2.2.
Посещение театральных постановок.
5
-
5
3
Историческая пластика.
36
10
26
3.1.
Этикет и манеры поведения в разные эпохи.
18
5
13
3.2.
Сценический бой.
18
5
13
3
4
Сценическая речь.
24
4
8
4.1.
Логика речи.
8
2
4
4.2.
Работа над текстом роли.
8
2
4
5
Искусство грима.
21
12
9
5.1.
Прически и парики. Приемы гримирования с
применением волосяных изделий.
9
6
3
5.2.
Подбор грима в соответствии с ролью.
12
6
6
6
Репетиционно- постановочная работа
120
20
100
7
Участие в проектах и общественных
мероприятиях. Постановки.
65
13
52
Итого за год
324
71
253
Содержание.
1.
Введение -2 ч.
Пьесы. Жанры пьес. Классификация ролей, их признаки.
2.
Актёрское мастерство - 46 ч.
Первое впечатление от пьесы.
Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая
манера драматурга. Первое впечатление от пьесы. «Застольный» период работы над
пьесой. Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения
цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение
действительности описанной в литературном материале. Репетиции в выгородке.
Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и
сценического костюма. Поиск мизансцен.
3. Историческая пластика – 36 ч.
3.1. Этикет и манеры поведения в разные эпохи.
Изучение особенностей стилевого поведения и правил этикета, принятых в европейском и
русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия.
Особенности походки. Обращение с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др.
Поклоны, их виды. Отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе в XVI
– XIX, и начале XX столетия.
3.2.Упражнения на раскрепощение, снятие двигательных зажимов
Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к
активной работе. Пластический тренинг. Понятие «пластика». Специальный тренинг.
Понятие «психофизические качества актёра».
Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и
др.). Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность; на
развитие чувства пространства, формы, инерции движений.
3.2. Сценический бой.
Освоение навыков имитации сценической борьбы и драки. Изучение техники боевой
стойки. Передвижения в боевой стойке. Прямые удары разными руками. Удары сбоку.
Защита телом. Захват за горло. Бросок через себя и др.
4
4. Сценическая речь – 24 ч.
4.1. Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении:
словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового
понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения.
4.2. 1. Темпо- ритм речи.
Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Скелетирование
фразы. Логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста.
5.
Искусство грима – 21 ч.
Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. Значение
причесок и париков в создании образа. Приемы гримирования с применением волосяных
изделий. Виды париков и накладок, надевание их и заделка. Приклеивание готовой
растительности: усов, бакенбардов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов.
Характерный грим. Подбор и грима в соответствии с ролью. Анализ мимики своего лица
.Подбор грима, нанесение и его апробация в действии. Нанесение самостоятельное грима
перед выступлением.
6. Репетиционно- постановочная работа – 120 ч.
7. Участие в концертах, общественных мероприятиях, социальных проектах – 65 ч.
Перечень мероприятий, в которых примут участие обучающиеся:
1.
Участие в празднике «День открытых дверей», в качестве ведущих.
2.
Подготовка инсценировки для районного праздника «День воспитателя».
3.
Подготовка инсценировки для районного праздника «День учителя», подготовка
ведущих.
Участие в проведении праздничного концерта ЦРТДиЮ к Дню матери
(постановка инсценировки, подготовка ведущих, чтение стихов)
Подготовка агитбригады для участия в социальном экологическом проекте
фонда «Суэк – регионам».
Участие в постановке новогоднего спектакля с игровой программой для
учащихся младших классов.
Театральная постановка для новогодней встречи старшеклассников с главой
района.
Театральная постановка «Блокада Ленинграда» в рамках проведения недели
патриотического воспитания.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Проведение поселкового театрализованного праздника Масленицы.
Участие в юбилейном концерте хореографической студии «Овация» (ведущие,
связки для номеров)
11. Проведение и участие в конкурсе, посвященного 455 годовщине Уильяма
Шекспира.
12. Участие в качестве ведущих в районном спортивном фестивале «Фитнес прорыв»
10.
13. Подготовка театральной постановки для районного конкурса среди
старшеклассников «Ученик года».
14. Постановка музыкально-литературной композиции «Молодая гвардия» в честь
победы в ВОВ.
15. Подготовка постановки к отчетному концерту
5
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения по программе обучающиеся смогут:
самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализировать, уметь
интерпретировать художественный материал);
создавать этюды по обстоятельствам пьесы;
находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
раскрывать партитуру спектакля и владеть текстом;
создавать точные и убедительные образы.
логически точно и полно анализировать текст;
работать над созданием и воплощением литературной композиции, монтажа,
концерта;
самостоятельно гримироваться;
попробуют себя в разных видах деятельности, близкой к театральной (сценарист,
оформитель, звукорежиссер, гример, ведущий, аниматор);
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
стулья;
маты, матрацы;
кубы различных форм;
прожекторы;
зеркала, грим;
реквизиты, костюмы;
ширмы (стационарные, передвижные);
магнитофон, аудиокассеты;
видеофонд записей постановок театра-студии.
Формы аттестации и представления результатов:
по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в
постановке для отчетного концерта;
Оценочные материалы:
- диагностическая карта (Приложение 1).
Методическое обеспечение
Интеграция теории и практики в процессе реализации настоящей программы, позволяет
одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и
совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную
деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастеркласс.
В основу курса «Актерское мастерство» положены эстетические и педагогические
принципы
К.Станиславского,
М.Чехова.
В преподавании актерского мастерства используются различные методы. Первый метод
помогает обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию
и воплощению образа. Последующий - включает целостный психофизический аппарат
актера в тех же целях.
6
Метод «физических действий» К.Станиславского. Суть его заключается в
выстраивании партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на
достижение психологического результата. Именно с него начинается работа актера над
ролью.
Метод «психологического жеста» (автор М.Чехов) и направлен на поиск внешней
характерности. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и
строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим»
методом каждого тренировочного занятия. Рефлексия результатов индивидуальной и
коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только
образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое
воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие. В
театральной студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому
более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением
педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков:
социального взаимодействия и социальных взаимоотношений.
Оптимальная
наполняемость группы 10-12 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5
человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и
спортивная.
Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние, зимние и
весенние каникулы занятия заменяются на различного рода воспитательные мероприятия
(Приложение 2). А в летние каникулы занятия проходят в рамках программы профильного
лагеря. Все это отражено в календарно-учебном графике (Приложение 3).
Список литературы.
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.:
Искусство, 2002.
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции.
// Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры
педагога.- М.: Социум, 2010
17. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2012.
7
18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2013.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014.
20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012.
Приложение 1.
Диагностическая карта образовательных результатов (продвинутый уровень).
Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов.
Диагностируемые умения
ФИ уч-ся
Дикция
Может передать чувства,
используя мимику, жесты
Может
использовать
интонацию для передачи
смысла
Может передать образы
сказочных персонажей;
умеет строить
простейший диалог
может преодолеть
волнение во время
выступлений;
принимает участие в
небольших постановках
Двигается соответственно
мизансцене
принимает
активное
участие в постановках
8
Приложение 2
Календарный учебный график
Тема занятий
Месяц
1.Введение.
сентябрь
2
2.Актёрское мастерство.
сентябрь
46
2.1.Работа над пьесой и ролью.
октябрь
41
2.2.Посещение или просмотр
театральных постановок.
3.Историческая пластика.
3.1.Этикет и манеры поведения в
разные эпохи.
3.2.Сценический бой.
4.Сценическая речь.
октябрь
5
ноябрь
36
18
4.1.Логика речи.
4.2.Работа над текстом роли.
5.Искусство грима.
декабрь
декабрь
12
12
21
5.1.Прически и парики
5.2.Подбор грима в соответствии
с ролью.
6.Репетиционнопостановочная работа
7.Участие в проектах.
Постановки.
Всего на занятии
январь
январь
9
12
Февраль-май
120
Сентябрь-май
65
ноябрь
декабрь
декабрь
Дата
Кол-во
часов
18
24
324
9
Приложение 3.
Примерный план воспитательных мероприятий на учебный год
Месяц
Сентябрь
Название мероприятия
Поход выходного дня.
Родительское собрание.
Октябрь
Фотоконкурс «Аллея Добрых дел»
Ноябрь
Мастер-класс«Подарок для мамы
своими руками»
Участие в библионочи.
Декабрь
«Новый год к нам мчится» - мастер
класс по изготовлению новогодней
игрушки
Игровая программа «Стартины Деда
Мороза»
Конкурсно - развлекательная
программа«Я талантлив!»
Январь
Февраль Март-
«Моя семья» - конкурсно -игровая
программа для детей и родителей
Апрель Май -
Квест для студийцев «День смеха»
«День земли». Участие в «Марше
парков».
Участие в шествии
полк»
«Бессмертный
Участие всей студией «Ночь в музее»
Участие в выпускном вечере ЦРТДиЮ.
На что направлено
Сплочение коллектива
Планирование работы студии:
поездок, выступлений, пошив
костюмов и т.п.
Более близкое знакомство
участников
Воспитание уважения к
матери.
Повышение социальной
активности
Сплочение коллектива
Развитие творческой
инициативы
Развитие творческой
инициативы, активности.
Сплочение семей,
приобщение родителей к
деятельности коллектива.
Посвящение в театралы
Воспитание бережного
отношения к природе.
Воспитание интереса к
истории своих предков –
участников ВОВ
Сплочение коллектива,
повышение социальной
активности.
Проводы выпускников
студии, благодарности
родителям.
10