Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ДООП Браво продвинутая

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,
которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что
позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного
мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие
несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с театральной
студии «Браво» имеет художественную направленность. Данная программа продвинутого
уровня является логическим продолжением программы театральной студии «Браво»
базового уровня.
Программа профессионально-ориентированная, интегрирует усилия профессиональной
и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо отработки базовых
актерских умений, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, успешной социализации, творческой
самореализации.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 о
«Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2017г. № 41);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.
№ 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые);

Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Средствами
театральной деятельности возможно формировать социально активную творческую
личность, способную понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству,
фантазированию. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы позволяют
реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных
позитивных результатов. Они предполагает:
Педагогическая целесообразность данной программ состоит в том, что обучающиеся
не только приобретут различные soft-компетенции, которые будут способствовать
успешной самореализации в любой деятельности (умение выступать на публике, быстро
принимать решения, работать с публикой, правильно говорить, выглядеть
соответствующим образом, коммуницировать с разными людьми.
Данная программа рассчитана на два года занятий с детьми старшего школьного
возраста.
2

Новизна данной программы состоит в следующем:
 смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на
социализацию;
 усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения
комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая
речь, сценическое движение, грим.
Цель программы: обеспечение творческой самореализации обучающихся через
совершенствование актерского мастерства.
Задачи:




Расширить спектр социальных проб в роли ведущих, аниматоров, и т.п.;
способствовать совершенствованию актерских качеств;
вовлечь в социально значимые мероприятия через реализацию социальных проектов.

Адресат программы:
Дети 16-18 лет, прошедшие обучение по программе базового уровня, либо обладающие
актерскими способностями.
Объем программы и режим работы:
Период

Продолжитель
ность занятия

1 год обучения

3 часа

Кол-во
занятий в
нед.
3

Кол-во
часов в
неделю
9часов

Кол-во
недель

Кол-во часов
в год

36

324 часа

Основные формы занятий - это работа над ролью, репетиция сцен, общая репетиция.
Такая работа может быть индивидуальной, по группам мизансцен или коллективной. Так
же, много часов уделяется на подготовку социальных проектов, участию в общественнозначимых мероприятиях (тематических праздниках, новогодних утренниках, программах
ко Дню молодежи и т.п.).
Учебный план.
Тематические разделы

Кол-во часов
Всего

Теория

Практик
а

1

Введение.

2

2

-

2

Актёрское мастерство.

46

10

36

2.1.

Работа над пьесой и ролью.

41

10

31

2.2.

Посещение театральных постановок.

5

-

5

3

Историческая пластика.

36

10

26

3.1.

Этикет и манеры поведения в разные эпохи.

18

5

13

3.2.

Сценический бой.

18

5

13
3

4

Сценическая речь.

24

4

8

4.1.

Логика речи.

8

2

4

4.2.

Работа над текстом роли.

8

2

4

5

Искусство грима.

21

12

9

5.1.

Прически и парики. Приемы гримирования с
применением волосяных изделий.

9

6

3

5.2.

Подбор грима в соответствии с ролью.

12

6

6

6

Репетиционно- постановочная работа

120

20

100

7

Участие в проектах и общественных
мероприятиях. Постановки.

65

13

52

Итого за год

324

71

253

Содержание.
1.
Введение -2 ч.
Пьесы. Жанры пьес. Классификация ролей, их признаки.
2.
Актёрское мастерство - 46 ч.
Первое впечатление от пьесы.
Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая
манера драматурга. Первое впечатление от пьесы. «Застольный» период работы над
пьесой. Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения
цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение
действительности описанной в литературном материале. Репетиции в выгородке.
Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и
сценического костюма. Поиск мизансцен.
3. Историческая пластика – 36 ч.
3.1. Этикет и манеры поведения в разные эпохи.
Изучение особенностей стилевого поведения и правил этикета, принятых в европейском и
русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия.
Особенности походки. Обращение с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др.
Поклоны, их виды. Отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе в XVI
– XIX, и начале XX столетия.
3.2.Упражнения на раскрепощение, снятие двигательных зажимов
Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к
активной работе. Пластический тренинг. Понятие «пластика». Специальный тренинг.
Понятие «психофизические качества актёра».
Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и
др.). Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность; на
развитие чувства пространства, формы, инерции движений.
3.2. Сценический бой.
Освоение навыков имитации сценической борьбы и драки. Изучение техники боевой
стойки. Передвижения в боевой стойке. Прямые удары разными руками. Удары сбоку.
Защита телом. Захват за горло. Бросок через себя и др.
4

4. Сценическая речь – 24 ч.
4.1. Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении:
словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового
понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения.
4.2. 1. Темпо- ритм речи.
Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Скелетирование
фразы. Логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста.
5.
Искусство грима – 21 ч.
Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. Значение
причесок и париков в создании образа. Приемы гримирования с применением волосяных
изделий. Виды париков и накладок, надевание их и заделка. Приклеивание готовой
растительности: усов, бакенбардов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов.
Характерный грим. Подбор и грима в соответствии с ролью. Анализ мимики своего лица
.Подбор грима, нанесение и его апробация в действии. Нанесение самостоятельное грима
перед выступлением.
6. Репетиционно- постановочная работа – 120 ч.
7. Участие в концертах, общественных мероприятиях, социальных проектах – 65 ч.
Перечень мероприятий, в которых примут участие обучающиеся:
1.

Участие в празднике «День открытых дверей», в качестве ведущих.

2.

Подготовка инсценировки для районного праздника «День воспитателя».

3.

Подготовка инсценировки для районного праздника «День учителя», подготовка
ведущих.
Участие в проведении праздничного концерта ЦРТДиЮ к Дню матери
(постановка инсценировки, подготовка ведущих, чтение стихов)
Подготовка агитбригады для участия в социальном экологическом проекте
фонда «Суэк – регионам».
Участие в постановке новогоднего спектакля с игровой программой для
учащихся младших классов.
Театральная постановка для новогодней встречи старшеклассников с главой
района.
Театральная постановка «Блокада Ленинграда» в рамках проведения недели
патриотического воспитания.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Проведение поселкового театрализованного праздника Масленицы.

Участие в юбилейном концерте хореографической студии «Овация» (ведущие,
связки для номеров)
11. Проведение и участие в конкурсе, посвященного 455 годовщине Уильяма
Шекспира.
12. Участие в качестве ведущих в районном спортивном фестивале «Фитнес прорыв»
10.

13. Подготовка театральной постановки для районного конкурса среди
старшеклассников «Ученик года».
14. Постановка музыкально-литературной композиции «Молодая гвардия» в честь
победы в ВОВ.
15. Подготовка постановки к отчетному концерту

5

Ожидаемые результаты:
По окончании обучения по программе обучающиеся смогут:
 самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализировать, уметь
интерпретировать художественный материал);
 создавать этюды по обстоятельствам пьесы;
 находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
 раскрывать партитуру спектакля и владеть текстом;
 создавать точные и убедительные образы.
 логически точно и полно анализировать текст;
 работать над созданием и воплощением литературной композиции, монтажа,
концерта;
 самостоятельно гримироваться;
 попробуют себя в разных видах деятельности, близкой к театральной (сценарист,
оформитель, звукорежиссер, гример, ведущий, аниматор);
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
 стулья;
 маты, матрацы;
 кубы различных форм;
 прожекторы;
 зеркала, грим;
 реквизиты, костюмы;
 ширмы (стационарные, передвижные);
 магнитофон, аудиокассеты;
 видеофонд записей постановок театра-студии.
Формы аттестации и представления результатов:
 по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в
постановке для отчетного концерта;
Оценочные материалы:
- диагностическая карта (Приложение 1).
Методическое обеспечение
Интеграция теории и практики в процессе реализации настоящей программы, позволяет
одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и
совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную
деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастеркласс.
В основу курса «Актерское мастерство» положены эстетические и педагогические
принципы
К.Станиславского,
М.Чехова.
В преподавании актерского мастерства используются различные методы. Первый метод
помогает обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию
и воплощению образа. Последующий - включает целостный психофизический аппарат
актера в тех же целях.
6

Метод «физических действий» К.Станиславского. Суть его заключается в
выстраивании партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на
достижение психологического результата. Именно с него начинается работа актера над
ролью.
Метод «психологического жеста» (автор М.Чехов) и направлен на поиск внешней
характерности. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и
строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим»
методом каждого тренировочного занятия. Рефлексия результатов индивидуальной и
коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только
образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое
воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие. В
театральной студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому
более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением
педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков:
социального взаимодействия и социальных взаимоотношений.
Оптимальная
наполняемость группы 10-12 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5
человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и
спортивная.
Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние, зимние и
весенние каникулы занятия заменяются на различного рода воспитательные мероприятия
(Приложение 2). А в летние каникулы занятия проходят в рамках программы профильного
лагеря. Все это отражено в календарно-учебном графике (Приложение 3).
Список литературы.
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.:
Искусство, 2002.
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции.
// Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры
педагога.- М.: Социум, 2010
17. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2012.
7

18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2013.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014.
20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012.
Приложение 1.

Диагностическая карта образовательных результатов (продвинутый уровень).
Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов.
Диагностируемые умения
ФИ уч-ся

Дикция
Может передать чувства,
используя мимику, жесты
Может
использовать
интонацию для передачи
смысла
Может передать образы
сказочных персонажей;
умеет строить
простейший диалог
может преодолеть
волнение во время
выступлений;
принимает участие в
небольших постановках
Двигается соответственно
мизансцене
принимает
активное
участие в постановках

8

Приложение 2
Календарный учебный график
Тема занятий

Месяц

1.Введение.

сентябрь

2

2.Актёрское мастерство.

сентябрь

46

2.1.Работа над пьесой и ролью.

октябрь

41

2.2.Посещение или просмотр
театральных постановок.
3.Историческая пластика.
3.1.Этикет и манеры поведения в
разные эпохи.
3.2.Сценический бой.
4.Сценическая речь.

октябрь

5

ноябрь

36
18

4.1.Логика речи.
4.2.Работа над текстом роли.
5.Искусство грима.

декабрь
декабрь

12
12
21

5.1.Прически и парики
5.2.Подбор грима в соответствии
с ролью.
6.Репетиционнопостановочная работа
7.Участие в проектах.
Постановки.
Всего на занятии

январь
январь

9
12

Февраль-май

120

Сентябрь-май

65

ноябрь
декабрь
декабрь

Дата

Кол-во
часов

18
24

324

9

Приложение 3.
Примерный план воспитательных мероприятий на учебный год
Месяц
Сентябрь

Название мероприятия
Поход выходного дня.
Родительское собрание.

Октябрь

Фотоконкурс «Аллея Добрых дел»

Ноябрь

Мастер-класс«Подарок для мамы
своими руками»
Участие в библионочи.

Декабрь

«Новый год к нам мчится» - мастер
класс по изготовлению новогодней
игрушки
Игровая программа «Стартины Деда
Мороза»
Конкурсно - развлекательная
программа«Я талантлив!»

Январь
Февраль Март-

«Моя семья» - конкурсно -игровая
программа для детей и родителей

Апрель Май -

Квест для студийцев «День смеха»
«День земли». Участие в «Марше
парков».
Участие в шествии
полк»

«Бессмертный

Участие всей студией «Ночь в музее»
Участие в выпускном вечере ЦРТДиЮ.

На что направлено
Сплочение коллектива
Планирование работы студии:
поездок, выступлений, пошив
костюмов и т.п.
Более близкое знакомство
участников
Воспитание уважения к
матери.
Повышение социальной
активности
Сплочение коллектива
Развитие творческой
инициативы
Развитие творческой
инициативы, активности.
Сплочение семей,
приобщение родителей к
деятельности коллектива.
Посвящение в театралы
Воспитание бережного
отношения к природе.
Воспитание интереса к
истории своих предков –
участников ВОВ
Сплочение коллектива,
повышение социальной
активности.
Проводы выпускников
студии, благодарности
родителям.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».