Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной студии «Браво» имеет художественную направленность. Уровень усвоения - базовый. Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии «Браво» направлена на развитие творческих способностей, расширяет жизненный опыт, способствует духовно - нравственному, социальному становлению личности ребенка. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2017г. № 41); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые); Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности подростка. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями данного возраста: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать культуру общения. Данная программа рассчитана на два года занятий с детьми среднего школьного возраста. Данная программа предполагает позицию руководителя, безоценочность и приоритет процесса над результатом. Новизна данной программы состоит в следующем: смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию; 2 усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим; внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера. Цель программы: развитие творческих способностей ребенка средствами театрального искусства. Задачи: Сформировать базовые умения и навыки в составляющих разделах театрального мастерства: актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь; развить творческие способности каждого через индивидуальный подход в подборе роли для коллективной постановки; развивать коммуникативные и организаторские способности через участие в социально - значимых мероприятиях; способствовать формированию регулятивных умений. Адресат программы: Дети 12-16 лет, прошедшие обучение по программе «Браво» стартового уровня, либо обладающие выраженными определенными способностями и умениями. Объем программы и режим работы: Период Продолжитель ность занятия Кол-во занятий в нед. 3 2 Кол-во часов в неделю 6часов 6 часов Кол-во недель Кол-во часов в год 1 год обучения 2 часа 36 216часов 2 год обучения 3 часа 36 216 часов Итого по 432 часа программе Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления Учебный план 1 года обучения. Тема Кол-во часов Всего Теория Практик а 1 Введение в программу. 2 2 2 Актёрское мастерство. 46 10 36 2.1. Работа над собой. 26 6 20 3 2.2. Работа над образом. Логика действия. 20 4 16 3 Сценическое движение. 36 4 32 3.1. Акробатическая подготовка. 18 2 16 3.2. Упражнения на раскрепощение, снятие двигательных зажимов. 18 2 16 4 Сценическая речь. 24 6 18 4.1. Основы орфоэпии. 8 2 6 4.2. Постановка дыхания. 8 2 6 4.3. Литературные нормы произношения звуков. 8 2 6 5 Искусство грима. 24 6 18 5.1. Концертный грим 6 2 4 5.2. Характерный грим. 6 2 4 5.3 Анатомические основы в гриме. Приемы нанесения общего тона. Грим черепа. 6 2 4 5.4. Анализ мимики своего лица. Грим полного \худого лица. 6 - 6 6 Репетиционно- постановочная работа 60 - 60 7 Участие в концертах. Постановки. 24 4 20 Итого за год 216 32 184 Содержание 1 года обучения 1. Введение в предмет – 2 ч. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. 2. Актёрское мастерство – 46 ч. 2.1. Работа актера над собой. 2.1.1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания, работе над дыханием: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др. 2.1.2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов. 4 Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Внутренние «зажимы». Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов: «Сонпробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др. 2.1.3. Творческое оправдание и фантазия. Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о предлагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера. Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др. 2.1.3. Сценическое отношение и оценка факта. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью. Упражнения: «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др. 2.1.4. Оценка. Понятие оценки. Оценка исполнителя и отношение к образу. Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает» и др. 2.1.5. Чувство правды и контроль. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др. 2.1.6.Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия. Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др. 2.1.7. Мысль и подтекст. Понятие подтекст. Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) . 2.1.9.Сценический образ как «комплекс отношений». Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру», воздействие на партнера в желаемом направлении. Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др. 2.2. Работа актера над образом. Логика действия. 2.2.1.Станиславский об этюдах. Понятие этюд. Виды этюдов. Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), на внимание, на фантазию, на обыгрывание предметов, на движение, на публичное 5 одиночество. Парные этюды. 2.2.2. Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа. Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину), «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.), «Я – животное». (изобразить любое животное на выбор), «Я – фантастическое животное». (изобразить несуществующее животное). 3. Сценическое движение – 36 ч. 3.1. Акробатическая подготовка. Одиночные упражнения. Упражнения на парное равновесие. Упражнения: кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др; одиночные упражнения; на парное равновесие в выпадах, в приседе («Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др). 3.2.Упражнения на раскрепощение, снятие двигательных зажимов Развивающий тренинг. Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке. Понятие пластика. Понятие психофизические качества актёра. Тренинги: развивающие, специальные. Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность; на развитие чувства пространства, формы, инерции движений. 4. Сценическая речь – 24 ч. 4.1. Орфоэпия. Содержание и понятие орфоэпии. Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. Упражнения для устранения ринолалии: биппи… пибби… и т.д., чёткое произношение несложных скороговорок, чтение маленьких детских стишков. 4.2. Постановка дыхания. Понятие дыхание. Виды дыхания. Правила при выполнении дыхательной гимнастики. Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого аппарата. Дыхательные упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и.т.д. 4.3. Правила произношения звуков. Гласные звуки. Гласный звукоряд. Согласные звуки. Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие. Гигиена речевого аппарата Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы. Для начала звуки артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э АО АОЭ… Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные скороговорки. 5. Искусство грима – 24 ч. 5.1. Анатомические основы в гриме. Приемы нанесения общего тона. Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, 6 подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины: лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление. 5.2. Анализ мимики своего лица. Грим полного\худого лица. Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Жевательные и мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физиологических изменений под влиянием ожирения, отражающихся на пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щек, шеи, подбородка, заплывшие глаза. Объяснение очередности нанесения грима полного лица. Практика: Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Блики, грим полного лица, запудривание. 5.3. Концертный грим. Средства и приемы театрального грима и декоративной косметики. Нахождение стиля, образа при помощи грима. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически и всего внешний облика в соответствии с ролью. Соответствие грима жанру концерта. Практика: Концертный грим в соответствии с жанром концерта. Грим клоуна. 5.4. Характерный грим. Определение понятия «характерный грим». Лицо и его характер. Основные факторы, определяющие характерный грим: возраст, климат, расовые особенности, влияние условий труда, состояние здоровья, характерное мимическое выражения лица, влияние условий исторической среды, капризы моды и т.д. Ведущая черта характера. Сохранение мимической подвижности лица. Нанесение характерного грима по эскизу. Характерный грим молодого человека, старого человека. 6. Репетиционно - постановочная работа -60 ч. Участие в концертах. Постановки. – 24 ч. Участие в празднике «День открытых дверей» Постановка по мотивам басен Крылова. Участие в концерте, посвященном Дню матери. Участие в Новогодних утренниках. Подготовка и проведение театрализованного праздника «Масленица». Участие в социальном проекте, посвященном году лосося. Конкурс чтецов, посвященный 140-летию П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка. Битва ораторов». Подготовка театрализованной поставки к отчетному концерту. Учебный план 2 года обучения. Тема Кол-во часов Всего Теория Практик а 7 1 Введение. 2 2 - 2 Актёрское мастерство. 46 9 37 2.1. Работа над образом. 16 4 12 2.2. Я в предлагаемых обстоятельствах. 20 3 17 2.3. Работа над ролью. 10 2 8 3 Трюковая пластика. 36 2 34 4 Сценическая речь. 24 10 14 4.1. Техника речи. 8 2 6 4.2. Дикция. 8 4 4 4.3. Дыхание и голос. 8 4 4 5 Искусство грима. 24 8 16 5.1. О форме и пропорциях тела и лица 6 2 4 5.2. Скульптурно-объемные приемы грима. 6 2 4 5.3 Расовый, национальный грим. 6 2 4 5.4. Схема грима старческого лица. 6 2 4 6 Репетиционно - постановочная работа 60 - 60 7 Участие в концертах. Постановки. 24 4 20 Итого за год 216 35 181 Содержание 2 года. 1. Введение – 2ч. 2. Актёрское мастерство – 46 ч. 2.1. Работа над образом. Инсценировка басен. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы: И.А.Крылов, С.Михалков. Читка басен. Выбор басен для инсценировки. Постановочные репетиции басен. 2.2. Я в предлагаемых обстоятельствах. Работа над образом по методу физических действий. Этапы процесса оценки образа: собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера персонажа в предлагаемых обстоятельствах. 8 Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе, в пустыне и т.д.). Выбор прозаического произведения для инсценировки из классической литературы. Его постановка. 2.3. Работа над ролью. К.С.Станиславский о работе актера над ролью. Фантазирование о роли. Вскрытие подтекста. Объяснение термина «подтекст». Объяснение понятия «внешняя характерность». Этюды «на образ». Объяснение понятия образ. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж. Фантазирование на тему жизненных обстоятельств героя и его поведения в них через свое «Я». Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка элементов высшей характеристики. Поиск убедительного варианта сценического образа для духовного и физического перевоплощения. 3. Трюковая пластика – 36 ч. Приемы падений. Объяснение правил выполнения падений. Понятие сценическая пощёчина. Техники нанесения сценической пощечины. Жонглирование. Объяснение темы. Техника жонглирования. Прыжки с приземлением на 1 и 2 ноги, прыжки с падением на бок, прыжки с препятствиями, падения вперед, набок, назад; падение сверху и др. Отработка пощечины. Упражнения на тренировку ритмичности, ловкости, координации движения. Жонглирование двумя, а по мере овладения, тремя мячами размером с теннисный шарик, бросание 2х мячей каскадом, одной рукой, перебрасывание 3х мячей из руки в руку и др. 4. Сценическая речь – 24 ч. 4.1. Техника речи и ее значение. Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в развитии речевого голоса. Упражнения для тренировки дыхания. 4.2. Дикция. Понятие «дикция». Понятие «артикуляция» и характеристика гласных звуков. Согласные звуки, их значение в звучании слов. Виды артикуляционных упражнений, артикуляционная гимнастика. 4.3. Дыхание и голос. Понятие дыхание и голос. Типы и виды дыхания. Роль дыхания в развитии речевого голоса. Смешано- диафрагматический тип дыхания, как основа остановки речевого голоса. Дыхание и звук. Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука. Певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки. Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат. 5. Искусство грима -24 ч. 5.1. О форме и пропорциях тела и лица. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Грим молодого и худого лица. Отличие грима женского молодого лица от мужского молодого лица. Приемы нанесения румян и подводки глаз. Гримы молодого и молодого худого лица. 5.2. Скульптурно-объемные приемы грима. Фактура и аппликации. 9 Ограниченность средств живописного грима. Скульптурно-объемные приемы грима и их применение. Наклейки, налепки, подтягивание. Особенности их использования. Особенности и основные качества приемов аппликаций. Блики, грим полного лица, запудривание. Выявление элементов физиологических изменений под влиянием ожирения, отражающихся на пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щек, шеи, подбородка, заплывшие глаза. Объяснение очередности нанесения грима полного лица. 5.3. 3. Расовый, национальный грим. Объяснение темы. Грим, подчеркивающий расовые и национальные признаки. Типы. Особенности национального грима. 5.4. Схема грима старческого лица. Объяснение темы. Выявление элементов возрастного грима. Основные правила нанесения возрастного грима, основные морщины выдающие возраст. 6. Репетиционно - постановочная работа – 60 ч. 7. Участие в концертах. Постановки. – 24 ч. Участие в празднике «День открытых дверей» Постановка по мотивам русских сказок в стихах. Участие в концерте посвященного Дню матери. Участие в Новогодних утренниках. Подготовка социального проекта на конкурс фонда «Суэк – регионам» Подготовка и проведение праздника «Масленица». Участие в социальном проекте, посвященному году лосося. Фитнес прорыв - выступление. Театрализованный конкурс «Стартин у Деда Мороза» Подготовка поставки к отчетному концерту. Ожидаемые результаты: будут знать историю театра и театрального искусства; будут знать этапы работы над ролью и сценарием; будут знать законы сценического действия; читают наизусть 10-15 произведений русских поэтов; владеют элементами внутренней техники актера; самостоятельно сочиняют и ставят небольшие этюды; самостоятельно выполняют упражнения на развитие дыхания, диапазона голоса, его гибкости, звучности, выносливости; выполняют правила гигиены полости рта в целях сохранения «здорового голоса»; разбираются в стихотворных формах, правильно их читают; могут психологически настроиться на выступление; могут находить верное органичное поведение в соответствии с ролью; могут принимать и выполнять социальные роли внутри объединения (готовить декорации, подбирать музыкальное сопровождение) могут организовать репетиции в мини-группах, договариваться при распределении ролей и функций, слышать и принимать мнение других. 10 3. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: стулья; маты, матрацы; кубы различных форм; прожекторы; зеркала, грим; реквизиты, костюмы; ширмы (стационарные, передвижные); магнитофон, аудиокассеты; видео фонд записей постановок театра-студии. Формы аттестации и представления результатов: по итогам освоения программы все обучающиеся должны принять участие в постановке для отчетного концерта; Оценочные материалы: - диагностическая карта (Приложение 1). Методическое обеспечение Интеграция теории и практики в процессе реализации настоящей программы, позволяет одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастеркласс. В основу курса «Актерское мастерство» положены эстетические и педагогические принципы К.Станиславского. В преподавании актерского мастерства используются различные методы. Метод «физических действий» К.Станиславского. Суть его заключается в выстраивании партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на достижение психологического результата. Именно с него начинается работа актера над ролью. Метод «психологического жеста» (автор М.Чехов) и направлен на поиск внешней характерности. Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории. Первостепенная задача органического существования актера в условиях сцены решается при условии: применения метода индивидуально-группового тренажа; постоянного присутствия зрителя, наблюдающего за его игрой (любой человек в зале). Коллективная импровизация, как метод, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия. 11 Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие. В студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков: социального взаимодействия и социальных взаимоотношений (коллективизма и ответственности). Оптимальная наполняемость группы 12-18 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная. В любой театральной системе речь является одним из самых важный средств отражения среды, реальности, в которой живет и действует личность. Курс обучения «Сценическая речь» состоит из упражнений на технику речи, дыхание, развитие голосового аппарата. В работу над техникой речи входит освоение приемов на снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание логико-интонационной структуры речи. В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом, поиск путей воплощения сверхзадачи, словесного действия, освоение обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста. Работа проводится не только в учебное время, но и в дни каникул. В осенние, зимние и весенние каникулы занятия заменяются на различного рода воспитательные мероприятия (Приложение 3). А в летние каникулы занятия проходят в рамках программы профильного лагеря. Все это отражено в календарном учебном графике (Приложение 2). Список литературы . 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979. 4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001. 5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002. 6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. 7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. 8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005. 9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57. 10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 11. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994. 12. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002. 13. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006. 14. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988. 15. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. 16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2010 17. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2012. 12 18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2013. 19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014. 20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2012 Приложение 1. Диагностическая карта образовательных результатов (базовый уровень). Числовые показатели: низкий – 1-5 баллов, средний 5-7 баллов, высокий 8-10 баллов. Диагностируемые умения ФИ уч-ся Дикция Может передать чувства, используя мимику, жесты Может использовать интонацию для передачи смысла Может передать образы сказочных персонажей; умеет строить простейший диалог может преодолеть волнение во время выступлений; принимает участие в небольших постановках Двигается соответственно мизансцене принимает активное участие в постановках 13 Приложение 2 Название раздела Календарный учебный график 1 год обучения Месяц Дата Кол-во часов Введение в предмет сентябрь Актёрское мастерство. Сентябрьмай 46 2.1. Работа актера над собой. 2.1.1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания 2.1.2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов 2.1.3. Творческое оправдание и фантазия 2.1.3. Сценическое отношение и оценка факта 2.1.4. Оценка. 2.1.5. Чувство правды и контроль. 2.1.6. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. 2.1.7. Мысль и подтекст. 2.1.8.Сценический образ как «комплекс отношений». 2.2. Работа актера над образом. Логика действия. 2.2.1.Станиславский об этюдах 2.2.2. Я – предмет. Я – стихия.Я – животное. Я – фантастическое животное. Сентябрь 2 Октябрь 2 Ноябрь 4 Декабрь 4 Январь 2 Ноябрь Сентябрь 2 4 Март 4 Апрель 2 Май 4 Ноябрь 2 Январь 2 СентябрьМай 12 14 Сценическое движение. Акробатическая подготовка. Упражнения на раскрепощение Сценическая речь. Орфоэпия. Постановка дыхания. Правила произношения звуков. Искусство грима. Концертный грим Характерный грим. Анатомические основы в гриме. Анализ мимики своего лица Грим полного \худого лица. Репетиционно постановочная работа Участие в концертах. Постановки. Итого занятие Октябрьмай 36 Ноябрь 18 Апрель 18 СентябрьМай 24 сентябрь декабрь апрель 8 8 8 Декабрьмай декабрь декабрь Февраль 24 май 6 Декабрьмай Сентябрьмай 60 6 6 6 24 216 Календарный учебный график 2 год обучения Название раздела Месяц Дата Кол-во часов Введение в предмет сентябрь 2 Актёрское мастерство. Сентябрьмай 46 2.1. Работа актера над собой. 2.1.1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания 2.1.2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов 2.1.3. Творческое Сентябрь 2 Октябрь 2 Ноябрь 4 Декабрь 4 15 оправдание и фантазия 2.1.3. Сценическое отношение и оценка факта 2.1.4. Оценка. 2.1.5. Чувство правды и контроль. 2.1.6. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. 2.1.7. Мысль и подтекст. 2.1.8.Сценический образ как «комплекс отношений». 2.2. Работа актера над образом. Логика действия. 2.2.1.Станиславский об этюдах 2.2.2. Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Январь 2 Ноябрь Сентябрь 2 4 Март 4 Апрель 2 Май 4 Ноябрь 2 Январь 2 СентябрьМай 12 Октябрьмай Ноябрь 36 Апрель 18 СентябрьМай 24 Техника речи Дикция Дыхание и голос. сентябрь декабрь апрель 8 8 8 Искусство грима. Декабрьмай декабрь 24 декабрь 6 Февраль 6 май 6 Декабрьмай Сентябрьмай 60 Трюковая пластика Акробатическая подготовка. Упражнения на раскрепощение Сценическая речь. О форме и пропорциях тела и лица Скульптурно-объемные приемы грима Расовый, национальный грим. Схема грима старческого лица Репетиционно постановочная работа Участие в концертах. Постановки. 18 6 24 16 Итого занятие 216 Приложение 3. Примерный план воспитательных мероприятий на учебный год Месяц Сентябрь Название мероприятия Поход выходного дня. Родительское собрание. Октябрь Фотоконкурс «Аллея Добрых дел» Ноябрь Мастер-класс«Подарок для мамы своими руками» Участие в библионочи. Декабрь «Новый год к нам мчится» - мастер класс по изготовлению новогодней игрушки Игровая программа «Стартины Деда Мороза» Конкурсно - развлекательная программа«Я талантлив!» Январь Февраль Март- «Моя семья» - конкурсно -игровая программа для детей и родителей Апрель Май - Квест для студийцев «День смеха» «День земли». Участие в «Марше парков». Участие в шествии полк» «Бессмертный Участие всей студией «Ночь в музее» Участие в выпускном вечере ЦРТДиЮ. На что направлено Сплочение коллектива Планирование работы студии: поездок, выступлений, пошив костюмов и т.п. Более близкое знакомство участников Воспитание уважения к матери. Повышение социальной активности Сплочение коллектива Развитие творческой инициативы Развитие творческой инициативы, активности. Сплочение семей, приобщение родителей к деятельности коллектива. Посвящение в театралы Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание интереса к истории своих предков – участников ВОВ Сплочение коллектива, повышение социальной активности. Проводы выпускников студии, благодарности родителям. 17