ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Со стороны социума идет активный заказ на предоставление образовательных услуг художественного направления и, прежде всего, услуг детских хореографических коллективов. В Верхнебуреинском районе существует нехватка педагогических кадров с профессиональным хореографическим образованием и очень мало танцевальных коллективов, поэтому возникла необходимость разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы хореографической студии «Овация», которая была бы направлена на формирование разносторонней творческой личности ребенка, раскрытие и развитие природных задатков, на сохранение и развитие психофизического здоровья детей. Программа хореографической студии «Овация» составлена в соответствии с нормативными документами: - Программа хореографической студии «Овация» составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 1 марта 2023 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 г. № 383 П); - Устав МБУ ДО ЦРДТиЮ п. Чегдомын. Программа хореографической студии «Овация» модифицированная. В основе создания данной программы использованы образовательная программа хореографического ансамбля «Зоренька» Т. М. Бузмакова, «Гармония» Л. П. Бузмакова и авторская образовательная программа Шершнева В. Г. «От ритмики к танцу». Материалы данных программ творчески переработаны, дополнены собственным опытом. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, является основным документом при организации проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в учреждении дополнительного образования. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в социально-развитой личности, в успешной социализации личности ребенка в современном обществе. Данная программа создает условия для реализации эмоционально-комфортного состояния ребенка, задает максимальную интенсивность двигательных, физических и психических нагрузок. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что обучающиеся приобретут различные знания, умения и навыки, которые будут способствовать успешной самореализации ребенка в любой деятельности (умение выступать на публике, быстро принимать решения, работать с коллективом, правильно вести себя на сцене и в общественных местах, корректно общаться с людьми). Новизна программы заключается в использовании на занятиях хореографии элементов акробатики и актерской игры. Отличительной особенностью данной программы является высокая плотность занятий и индивидуальный подход для каждого обучающегося. Адресат программы: дети 14-16 лет, имеющие медицинскую справку о состоянии здоровья с допуском к занятиям и отметкой о прохождении ЭКГ от участкового педиатра. Программа предусматривает переход обучающегося на следующий уровень обучения при условии овладения им стартового и базового уровней обучения. Цель программы: совершенствование специализированных хореографических навыков. Задачи: -способствовать формированию устойчивой мотивации к самоопределению в хореографической деятельности; -сформировать навыки в области хореографического искусства и потребность в творческой деятельности в области хореографии; - содействовать индивидуальному развитию одаренных детей. Период 1 год обучения 2 год обучения 3 год Объем программы и режим работы: Продолжитель Кол-во Кол-во Кол-во ность занятия занятий часов в недель в нед. неделю 2 часа 3 6 часов 36 Кол-во часов в год 216 часов 3 часа 3 9 часов 36 324 часа 3 часа 3 9 часов 36 324 часа обучения Итого по программе: 864 часа Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие, также по необходимости проводятся индивидуальные занятия. Учебный план (первый год обучения): N Название раздела, блока, модуля. п/п Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение. Инструктаж. Классический танец 44 2 42 2 Народный танец. 52 2 50 28 1 27 2.1 Татарский танец. 3. Современный танец. Джаз-модерн. 44 - 44 4. Классический вальс. 28 - 28 5. Упражнения на творческое самовыражение. 12 Импровизация. - 12 6. Творческие дни. 8 - 8 Итого: 216 Содержание (первый год обучения): 1. Введение. Инструктаж. Классический танец: базовые упражнения выполняются в ускоренном темпе, новые движения медленно, изучается уровень подъема ног, добавляются полупальцы опорной стопы; - упражнения: ронд де жамб анлер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, маленькие позы, заключающие упражнения; - работа над техникой исполнения упражнений. 2. Народный танец: 2.1 Татарский танец: особенности, обычаи, основные позиции рук и ног, положение головы, лирические женские ходы, использование «дойр» (народных инструментов) в татарском танце; 3. Современный танец. Джаз-модерн: - развернутая разминка у палки на материале современного джаза; - использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственных джазовому танцу; 4. Классический вальс: темп, ритм, характер исполнения. Исполнение вальсовых комбинаций, дорожек, продвижения, движения по квадрату. Вальс в парах. 5. Упражнения на творческое самовыражение. Импровизация. Творческое исполнение упражнений с элементами импровизации: задания на творческую активность, групповые и индивидуальные задания, исполнение этюда на предложенную тему. Упражнения на творческое самовыражение: задание на импровизацию, исполнение сюжетного этюда, задания на выразительность, внимательность, самоуверенность. 6. Творческие дни: концертная деятельность, конкурсы. Праздник « В гостях у Терпсихоры», конкурс «Золушка», «Мисс Овация». Ожидаемые результаты (первый год обучения): К концу усвоения программы продвинутого уровня первого года обучения обучающиеся могут: - исполнять у станка: плие, гранд плие, тандю батман, релевелян на 45 градусов и 90 градусов, релеве на полупальцах, перегибы корпуса, гранд батман жете; батман тандю жете пике, пти батман; фондю, релеве лянд. - исполнять прыжок соте по позициям, па-эшапе по позициям, прыжок жете в продвижении; - перестраивать рисунок танца; - выразительно исполнять танцевальный номер; - выполнять упражнения на середине зала: 3-е пордебра, позы: кроазе, эфассе, экарте, батман тандю, плие, батман тандю жете, прыжки: соте, паэшапе по позициям, прыжок жете; - выполнять упражнения у станка в народном характере: плие, тандю батман, гранд батман тандю жете; каблучные, выстукивающие; - исполнять этюды греческого танца; - исполнять различные комбинации современного танца и джазмодерна; - выполнять упражнения стрейтчинга; - исполнять на середине класса адажио, классические позы, прыжки классического танца. К концу обучения дети будут знать особенности греческого танца. Результатом является умение детей самостоятельно мыслить, мечтать, анализировать, находить или предлагать выход в определенно-сложившейся ситуации, создавать художественный образ, координировать движения в танце. Дети выполняют основные упражнения у станка и на середине класса. У обучающихся повышается творческий потенциал, улучшается техника исполнения движений и комбинаций в танце. Учебный план (второй год обучения): N Название раздела, блока, модуля. п/п Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение. Инструктаж. Классический танец 48 - 48 2 Народный танец. 70 4 66 2.1 Греческий, цыганский танцы. 50 2 48 3 Бальный танец. 50 2 48 30 - 30 3.1 Основные шаги бального танца. 4. Современный танец. Джаз-модерн. 58 - 58 5. Импровизация. 10 - 10 6. Творческие дни. 8 - 8 Итого: 324 Содержание (второй год обучения): 1. Введение. Инструктаж. Классический танец: все упражнения выполняются в ускоренном темпе, изучается уровень подъема ног, добавляются полупальцы опорной стопы; - упражнения: ронд де жамб анлер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, маленькие позы, заключающие упражнения; - арабески, аттитюды на середине класса; - работа над техникой исполнения упражнений. 2. Народный танец: 2.1 Греческий танец: танец «Климентина», особенности греческого народного танца, просмотр видеозаписи выступления ансамбля Игоря Моисеева, разучивание движений и комбинаций греческого танца; - цыганский танец: особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев, основные положения рук, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперед, тряска плечами. 3. Бальный танец. Особенности. Виды. Основные шаги бального танца: ча-ча-ча, самба, румба, джайф, танго, рок-н-рол, медленный вальс. 4. Современный танец. Джаз-модерн: - развернутая разминка у палки на материале современного джаза; - использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственных джазовому танцу; - фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях. 5. Импровизация: используя основы техники release, учимся: совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнера, коллектив, себя в коллективе как одно целое. 6. Творческие дни: концертная деятельность, участие в конкурсах разного уровня. Праздник «Терпсихоры», конкурс «Золушка», праздник самоуправления. Ожидаемые результаты (второй год обучения): К концу усвоения программы продвинутого уровня второго года обучения обучающиеся могут: - исполнять различные комбинации джаз-модерна; - выполнять упражнения стрейтчинга и партер-джаза; - исполнять основные движения и комбинации бального танца; - исполнять на середине класса адажио, классические позы, прыжки классического танца. - исполнять различные этюды, этюды греческогго и цыганского танцев; К концу обучения дети будут знать особенности цыганского, греческого танцев и т.д., знают разновидности и особенности бального танца. Результатом этого уровня обучения является сознательное распоряжение своим телом, умение импровизировать, преподнести и преподать движение, умение работать со зрителем, акцентировать на индивидуальном прочтении номера и его исполнении. У обучающихся присутствует не только точность и правильность в исполнении комбинаций, но и выразительность, артистичность, художественный вкус. Учебный план (третий год обучения): N Название раздела, блока, модуля. п/п Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение. Инструктаж. Классический танец 52 - 52 2 Народный танец. 80 2 78 2.1 Индийский танец. 46 2 44 3 Бальный танец. 56 2 54 4. Современный танец. Джаз-модерн. 68 - 68 5. Контрактная импровизация. 14 - 14 6. Творческие дни. 8 - 8 Итого: 324 Содержание (третий год обучения): 1. Введение. Инструктаж. Классический танец: все упражнения выполняются в ускоренном темпе, изучается уровень подъема ног, добавляются полупальцы опорной стопы; - упражнения: ронд де жамб анлер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, маленькие позы, заключающие упражнения; - экзерсис у станка в полном объеме; - арабески, аттитюды на середине класса; - работа над техникой исполнения упражнений, комбинаций; - исполнение классических вариаций. 2. Народный танец: 2.1 Индийский танец: Особенности. Сложные позы, особенности позиций рук, быстрые ходы, шаги, рисунок танца, сложная лексика движений. 3. Бальный танец. Особенности. Виды: ча-ча-ча, самба, румба, джайф, танго, рок-н-рол, медленный вальс, факстрот. Исполнение в парах. 4. Современный танец. Джаз-модерн: - развернутая разминка у палки на материале современного джаза; - использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственных джазовому танцу; - фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях. 5. Контактная импровизация: используя основы техники release, учимся: совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнера, коллектив, себя в коллективе как одно целое. 6. Творческие дни: концертная деятельность, участие в конкурсах разного уровня. Праздник «Терпсихоры», конкурс «Золушка», «Мисс Овация», праздник самоуправления. Ожидаемые результаты (третий год обучения): К концу усвоения программы продвинутого уровня третьего года обучения обучающиеся могут: - выразительно, артистично двигаться на сцене; - исполнять различные комбинации джаз-модерна; - выполнять упражнения стрейтчинга и партер-джаза, партнеринга; - исполнять движения и комбинации бального танца, двигаться в парах; - исполнять на середине класса адажио, классические позы, прыжки классического танца; - исполнять экзерсис у палки и на середине класса в полном объеме; - исполнять различные этюды; К концу обучения дети будут знать особенности индийского танца. Результатом этого уровня обучения является сознательное распоряжение своим телом, умение импровизировать, преподнести и преподать движение, умение работать со зрителем, акцентировать на индивидуальном прочтении номера и его исполнении. Передавать эмоции в танце через жесты и лексику. У обучающихся присутствует не только точность и правильность в исполнении комбинаций, но и выразительность, артистичность, художественный вкус. Условия реализации программы: Для реализации программы является наличие кадрового, материальнотехнического и методического обеспечения программы: Кадровое обеспечение Материальнотехническая база Методические и дидактические материалы Педагог дополнительного образования, имеющий специальную подготовку 1. Помещение: танцевальный класс (соблюдение норм наполняемости групп - 12 человек; зал с укрепленным станком и зеркальной стенкой; хорошо проветриваемый класс с температурой +18, +20; наличие тренировочной формы) 2. Оборудование: музыкальный центр, мультимедийное оборудование 1. Методические разработки: - инструкции по охране труда, техники безопасности на занятиях по хореографии; - тесты итоговой диагностики - комплексы упражнений у станка, экзерсис у станка и на середине класса - комплексы упражнений аэробики и шейпинга, стрейтчинга - видеофильмы: уроки американских специалистов в системе «Каланетик»; ансамбль Игоря Моисеева «Танцы народов мира» - литература и интернет-источники для педагога и обучающихся. Для успешной реализации программы данные условия являются достаточными, так как цель данной программы - совершенствование специализированных хореографических навыков. Цель достигается педагогическим мастерством, знанием педагога возрастной психологии, умением работать с детьми разного уровня развития. Программа хореографической студии «Овация» не требует затратной материальной базы и может быть реализована в условиях учреждения дополнительного образования. Программа содержит приложения с рекомендациями по организации и проведению занятий, изучению разделов программы:итоговая диагностика (ПРИЛОЖЕНИЕ1),комплексы упражнений аэробики и шейпинга (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), упражнения по актерскому мастерству (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Формы аттестации: - итоговый контроль; - экзамен; -участие в массовых, районных и краевых мероприятиях; -участие в конкурсах разного уровня и отчетных концертах; -мастер-классы. Итоговый контроль проводится на зачетных занятиях в начале и в конце учебного года, на которых проверяется гибкость, выносливость, растяжка, выворотность, исполнение комбинаций и этюдов, выразительное исполнение хореографических номеров и тд. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Проводится в форме зачетного экзамена, вносятся результаты в протокол. На экзамен приглашаются педагоги и родители. В учебный план программы включены темы о здоровом образе жизни, о правилах первой медицинской помощи, о правилах этикета, об истории искусства, что обеспечивает интегрированность с другими учебными дисциплинами. Реализация данной программы дает возможность раскрывать творческий потенциал ребенка, развивать природные задатки, сохранять здоровье детей, благотворно влиять на психическую сферу посредством сочетания различных методик, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику; создавать условия для комфортного эмоционального состояния, успешной социализации детей. Формы представления результатов: -участие детей в открытых занятиях, практикумах, мастер-классах; -участие в отчетных концертах, в мероприятиях Центра; -участие в районных мероприятиях; -участие в конкурсах разного уровня. Оценочные материалы: -протокол итогового контроля; -фото - и видеоотчет; -грамоты за участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня. Методическое обеспечение: Для успешной реализации программы используются современные образовательные технологии: Технология личностно-ориентированного обучения На занятиях применяются индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Создаются: - ситуации, позволяющие каждому обучающемуся проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения творческих заданий; - проводятся индивидуальные задания, которые способствуют совершенствованию творческих способностей ребенка. Учебно - воспитательный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог реализовать свои способности и наклонности. Лидеры и активные дети привлекаются к проведению комплекса разминки или растяжки, также к поддержанию дисциплины на занятиях. Для детей, имеющих проблемы в обучении и общении, создаются «ситуации успеха», постепенно вовлекая их в активную деятельность. Технология проектного обучения Процесс занятий обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого ребенка в приобретаемых знаниях, занятия полны творческих заданий, которые воплощаются в практико-ориентированные проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Использование технологий позволяет успешно осуществлять учебно воспитательный процесс и поддерживать интерес детей к регулярной двигательной и творческой активности. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Календарно-учебный график (первый год обучения): Месяц Тема занятия сентябрь Вводное занятие. Классический танец. Движения и комбинации у станка и на середине класса. Позы. Вариации. октябрь Прыжки в классическом танце. Позы классического танца. Вариации. Концертная деятельность. ноябрь Партерная гимнастика. Упражнения на полу. Стрейтчинг. Партнеринг. Концертная деятельность. декабрь Народный танец. Этюды народного танца. Концертная деятельность. Участие в утренниках. январь Вальс. Движения в парах. Проходки и вальсовые шаги. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам. Импровизация. февраль Современный танец. Секвенции, волны. Работа в парах и группах. Подготовка к конкурсам. Концертная деятельность. март Создание образа в танце. Движения и комбинации будущих номеров. Комбинации джаз-модерна. Подготовка к конкурсам. апрель Исполнение танцевальных комбинаций. Этюды на 9 май 10 июнь 11 июль 12 август № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 пробную импровизацию. Этюды народного танца. Подготовка к конкурсам. Импровизация. Творческие дни. Участие в отчетном концерте. Выступление на сцене. Концертная деятельность. Подготовка и участие в конкурсах. Концертная деятельность. Участие во флешмобах и хореографических постановках. Самостоятельная работа над растяжкой, выворотностью. Стрейтчинг. Знакомство с известными хореографическими коллективами посредством просмотров видео записей. Знакомство с творчеством балета под руководством Игоря Моисеева. Календарно-учебный график (второй год обучения): Месяц Тема занятия сентябрь Вводное занятие. Классический танец. Движения и комбинации у станка и на середине класса. Позы. Вариации. Атитюды. Концертная деятельность. октябрь Прыжки в классическом танце. Позы классического танца. Вариации. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам разного уровня. ноябрь Партерная гимнастика. Стрейтчинг. Партнеринг. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам. декабрь Народный танец. Этюды народного танца. Экзерсис народного танца (упражнения у станка и на середине класса). Концертная деятельность. Участие в утренниках. январь Вальс. Бальный танец. Движения в парах. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам. Импровизация. февраль Современный танец. Джаз-модерн. Работа в парах и группах. Подготовка к конкурсам. Концертная деятельность. март Создание образа в танце. Движения и комбинации будущих номеров. Комбинации джаз-модерна. Подготовка к конкурсам. апрель Исполнение танцевальных комбинаций. Этюды на пробную импровизацию. Этюды народного танца. Подготовка к конкурсам. Импровизация. май Творческие дни. Участие в отчетном концерте. Выступление на сцене. Концертная деятельность. Подготовка и участие в конкурсах. 10 июнь 11 июль 12 август № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Концертная деятельность. Участие во флешмобах и хореографических постановках. Самостоятельная работа над растяжкой, выворотностью. Стрейтчинг. Партнеринг. Знакомство с известными хореографическими коллективами посредством просмотров видео записей. Знакомство с творчеством балета под руководством Игоря Моисеева. Календарно-учебный график (третий год обучения): Месяц Тема занятия сентябрь Вводное занятие. Классический танец. Движения и комбинации у станка и на середине класса. Позы. Вариации. Атитюды. Концертная деятельность. октябрь Прыжки в классическом танце. Позы классического танца. Вариации. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам разного уровня. ноябрь Партерная гимнастика. Стрейтчинг. Партнеринг. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам. декабрь Народный танец. Этюды народного танца. Экзерсис народного танца (упражнения у станка и на середине класса). Концертная деятельность. Участие в утренниках. январь Вальс. Бальный танец. Движения в парах. Концертная деятельность. Подготовка к конкурсам. Импровизация. февраль Современный танец. Джаз-модерн. Работа в парах и группах. Подготовка к конкурсам. Концертная деятельность. март Создание образа в танце. Движения и комбинации будущих номеров. Комбинации джаз-модерна. Подготовка к конкурсам. апрель Исполнение танцевальных комбинаций. Этюды на пробную импровизацию. Этюды народного танца. Подготовка к конкурсам. Импровизация. май Творческие дни. Участие в отчетном концерте. Выступление на сцене. Концертная деятельность. Подготовка и участие в конкурсах. июнь Концертная деятельность. Участие во флешмобах и хореографических постановках. июль Самостоятельная работа над растяжкой, выворотностью. Акробатические упражнения. 12 август Стрейтчинг. Партнеринг. Знакомство с известными коллективами посредством записей. хореографическими просмотров видео СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКОВ: 1. Боголюбская М.С. – «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания». Москва, 1986 г. 2. Богомолова Л.Н. – «Практический курс джазовой импровизации». Москва, 1982 г. 3. Ваганова А.Я - «Основы классического танца». Ленинград: «Искусство», 1967 г. 4. Ветлугина Н.А. - “Эстетическое воспитание в детском саду». Москва, 1985 г. 5. Конорова Е. – «Методические пособия по ритмике». Москва, 1982 г. 6. Лисицкая Т.С.,Беляева И.М. – Учебно-методическое пособие: «Аэробика. Хореография», 2001 г. 7. Комарова Т.С.- «Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста». Шуя, 1994 г. 8. Комарова Т.С.- «Условия и методика развития детского творчества». Москва, 1994 г. 9. Ладыгин Л.А. - «Музыкальное оформление уроков танца». Москва, 1980 г. 10. Немов А. – «Психология и педагогика». Ленинград: «Искусство», 1985 11.Писарев А.Б., Костровицкая А.А. – «Школа классического танца». Ленинград: «Искусство», 1981 г. 12. Руднева С.Д. – «Ритмика. Музыкальное движение». Москва, 2007 г. 13. Сычева Г.А. – «Танец для всех». Ступени мастерства №57, 2000 г. 14..“О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 11. 23-16. 15. Кудашева Т.М. - «Руки актера», Москва, 1970 г. 16. Лабунская Г.В. - «Художественное воспитание детей в семье. Музыкальный энциклопедический словарь под редакцией Г.В.Келдыша». Москва, 1990 г. 17.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/12/09/novye-trebovaniya-kobrazovatelnym-rezultatam-dostizhenie «Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов» Галеоттинова Елена Николаевна. 18. http://bookza.ru/categories.php?main_cat=11136 19. Ерохина О.В. - «Школа танцев для детей». Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 г. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 1. Базарова Н., Мей В. - «Азбука классического танца».Москва, 1964 г. 2. Бахрушин Ю. - «История русского балета». Москва, Искусство, 1977 г. 3. Борзов А.А. - «Танцы народов СССР». Москва, 1983 г. 4. Васильева-Рождественская М. - «Историко-бытовой танец». Москва, 1963 г. 5. Новер Ж.Ж. - «Письма о танце и балетах». Москва, 1965 г. 6. Ткаченко Т. - «Народные танецы». Москва, 1975 г. 7. Яновская В. - «Ритмика. Музыка». Москва, 1978 г. 8. Слуцкая С. Л. - «Танцевальная мозаика». Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 г. 9.http://reformadance.ucoz.ru/publ/stati_dlja_khoreografov/knigi_o_tance_khoreo grafii/4-1-0-8 10. Уроки американских специалистов в системе «Каланетик». Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ об итоговом контроле обучающихся хореографической студии «Овация» Центра развития творчества детей и юношества Цель итогового контроля: выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ. Задачи итогового контроля: - определение уровня подготовки обучающихся; - выявление степени сформированности практических умений и навыков в хореографии; - проверка, контроль процесса обучения; - устранение возникших ошибок, совершенствование навыков хореографии, качество исполнения движений; - соотнесение прогнозируемых и реальных результатов; - внесение необходимых коррективов в содержание и методику преподавания. Организация итогового контроля: Итоговый контроль проводится 1 раз в год. Сроки – конец учебного года (апрель, май) Формы: открытое занятие, участие в отчетном концерте, наблюдение. Критерии оценки результатов итогового контроля: Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; -осмысленность, понимание специальной терминологии (французской терминологии в минимальном объеме) Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: - соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям; -качество выполнения практических заданий, аккуратность и ответственность при их исполнении; - выразительность исполнения движений. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; - полноту выполнения образовательной программы; - обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения; - результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. Результаты итогового контроля фиксируются в «Протоколе результатов итогового контроля обучающихся хореографической студии "Овация". Результаты итогового контроля обучающихся студии "Овация" анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся (в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне; - количество обучающихся, переведённых или не переведённых на следующий год обучения; - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. Протокол результатов итогового контроля обучающихся хореографической студии " Овация" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения № Фамилия, имя обучающегося Результаты итогового контроля Год обучения Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) теория практика итого По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ Под уровнями усвоения программы подразумевается усвоение программы за учебный год в процентном соотношении: высокий уровень: от 70% и выше средний уровень: от 30% до 70% низкий: до 30%. Сводный протокол результатов итогового контроля обучающихся хореографической студии " Овация" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога Группа (№) Результаты итогового контроля Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам и итогового контроля__________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога _________ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Комплексы упражнений аэробики и шейпинга Комплекс № 1 1. «Марш» Исходное положение - основная стойка. Ходьба на месте с высоким подъемом колена, с прямой спиной (допустим легкий наклон вперед от бедер). При этом выполняют сгибание и разгибание рук в локтевом суставе. 2. «Шаг с касанием» Исходное положение - основная стойка. Широкий шаг правой ногой в сторону, левая приставляется на носок, касаясь стопы правой ноги. Шаг левой ногой в сторону, правая переносится к левой, касаясь стопы левой ноги. Руками, слегка согнутыми в локтях, выполняют махи в сторону. 3. «Открытый шаг» Исходное положение - стойка ноги врозь, руки согнуты на уровне груди, локти в стороны. Перенести тяжесть тела на правую ногу, согнуть правое колено, левая нога касается носком пола и сохраняет прямое положение. Выполнить руками жим вниз. Перенести тяжесть тела на согнутую левую ногу, правая выпрямляется в колене и касается носком пола. 4. «Захлест голени» Исходное положение - стойка ноги врозь, руки опущены вниз. Согнуть колено правой ноги, отвести ногу назад, постараться коснуться пяткой ягодицы. То же сделать левой ногой. Руки выполняют махи вперед до линии груди и назад. Наклониться вперед (спина прямая). 5. «Подъем колена» Исходное положение - основная стойка, руки опущены вниз. Выполнить подъем колена правой согнутой ноги вверх (угол между бедром и голенью - 90°). Руки выполняют мах вверх. Опустить ногу в исходное положение. Руки вниз. То же выполнить другой ногой. 6. «Выпады» Исходное положение - ноги согнуты в коленях, стопы вместе, руки на поясе. Сделать выпад правой ногой назад. Выполнить руками движение разгибания вверх. Вернуться в исходное положение. То же повторить другой ногой. 7. «Приставные шаги» Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. Сделать два шага вправо со сгибанием колена. Сделать два шага влево, вернуться в исходное положение. 8. «Движения из стороны в сторону» Исходное положение - основная стойка, руки опущены вниз. Сделать шаг правой ногой в сторону. Тяжесть тела равномерно перенести на обе ноги. Выполнить движение плечами вверх-вниз. Вернуться в исходное положение. Сделать шаг левой ногой в сторону. Тяжесть тела распределить равномерно на обе ноги. Плечи работают так же. Вернуться в исходное положение. Все перечисленные движения могут выполняться по 4-8 раз каждое. Рекомендую несколько раз повторить всю связку с 1-го по 8-е движение под музыкальное сопровождение с темпом 140-150 уд/мин. Комплекс № 2 1. Упражнение для бедра спереди 1.1. Исходное положение - лежа на полу, руки - вдоль туловища. Выполнять поочередные махи вверх согнутыми ногами. 1.2. Исходное положение - лежа в опоре на предплечьях. Выполнять поочередные махи согнутыми и прямыми ногами вверх. 1.3. Исходное положение - сидя в опоре на кисти. Выполнять поочередные махи прямыми ногами вверх, носки вытянуты. 2. Упражнение для мышц задней поверхности бедра 2.1. Исходное положение - лежа на животе. Поочередно сгибать ноги в коленях. 2.2. Исходное положение - лежа на животе. Поочередно сгибать ноги в коленях с отрывом коленей от пола. 2.3.Исходное положение - стоя на колене опорной ноги. Сгибать другую ногу в колене. Повторить по 8 движений каждой ногой. 3. Упражнение для мышц внутренней поверхности бедра 3.1. Исходное положение - лежа на спине с согнутыми в коленях и поднятыми вверх ногами. Сводить и разводить колени. 3.2. Исходное положение - лежа на спине с поднятыми прямыми ногами. Сводить и разводить ноги. 3.3. Исходное положение - сидя в опоре на кисти. Поочередно отводить ноги в стороны и приводить к вертикали. 4. Упражнение для мышц наружной поверхности бедра 4.1. Исходное положение - стоя на коленях. Поочередно поднимать согнутые ноги в стороны. 4.2. Исходное положение - стоя на коленях. Поочередно поднимать прямые ноги в стороны. 4.3. Исходное положение - стоя на коленях. Выполнять махи вперед и назад, за опорную ногу (по 8 махов каждой ногой). 5. Упражнение для ягодиц 5.1.Исходное положение - лежа на спине. Поднимать таз вверх и возвращаться в исходное положение. 5.2. Исходное положение - лежа на спине, таз поднят. Выполнять сжимание ягодиц. 5.3. Исходное положение - лежа на спине. Одна нога согнута в опоре на стопу, другая нога согнута и стоит на колене опорной. На 8 счетов подъем вверх, опираясь на одну ногу. Поменять ноги и повторить то же для другой. 6. Упражнение для мышц брюшного пресса (верхней части) 6.1. Исходное положение - лежа на спине. Руки согнуты за головой. Выполнять подъемы корпуса вверх. 6.2. Исходное положение - лежа на спине. Руки согнуты за головой. Выполнять подъемы и статическое удержание корпуса в верхней части движения на 4 счета. 6.3. Исходное положение - лежа на спине. Руки согнуты за головой. Выполнять подъемы корпуса в сочетании с поочередным подъемом ног. 7. Упражнение для талии 7.1. Исходное положение - сидя на пятках, руки опущены вниз. Выполнять подъем на колени с поворотом. Одной рукой потянуться к стопе противоположной ноги, другой рукой - вверх в диагональ. 7.2. Исходное положение - лежа на боку в опоре на предплечья. Ноги согнуты в коленях (угол - 90°). Выполнять подъем верхней ноги и мах соответствующей согнутой рукой к колену. 7.3. Исходное положение - лежа на боку в опоре на предплечья, обе ноги согнуты в коленях (угол - 90°). Выполнять одновременный подъем обеих ног вверх. 8. Упражнение для мышц брюшного пресса 8.1. Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Выполнять подъем и опускание ног. 8.2. Исходное положение - лежа на спине, ноги прямые. Выполнять подъем и опускание ног. 8.3. Исходное положение - лежа на спине в опоре на предплечья. Выполнять подъем прямых ног и удерживать их наверху. 8.4. Лечь на пол, руки согнуты в локтях за головой. Подбородок прижат к груди. Одна нога стопой упирается в пол и согнута в колене, другая вытянута. Выполнять подъемы туловища с поворотом в талии. Одновременно подтягивать впрямую ногу, слегка сгибая ее в колене, на себя. Повторять в левую и правую сторону по 15-20 раз, стараться держать руки за головой. 8.5. Лечь на пол, одна рука согнута в локте за головой, другая вытянута ладонью вниз и лежит на полу на уровне плеча. Одна нога согнута в колене и упирается стопой в пол. Стопа другой ноги лежит на колене согнутой ноги. Выполнять подъемы туловища с поворотом в талии к поднятой ноге. Повторить по 25-30 раз в левую и правую сторону. 8.6.Сесть, упираясь руками за спиной, ладонями упираясь в пол. Согнутые ноги подтянуть к груди, потом выпрямить и медленно опустить ноги, не касаясь ими пола. Повторить 20 раз. 9. Упражнение для ног 9.1. Стоя на коленях, руки согнутые в локтях, держать за головой, спина прямая, живот втянут. Отклонить корпус как можно дальше назад. Повторить 10-12 раз. 9.2. Встать на четвереньки, выпрямить одну ногу на ровне с позвоночником Делать небольшие махи вверх прямой ногой, носок стопы смотрит вниз. Поясница не должна прогибаться. Повторить левой и правой ногой по 20-25 раз. 9.3. Стоя на четвереньках, отвести прямую ногу в сторону, носок смотрит вперед. Опускать и поднимать ногу вверх, ощущая напряжение в мышцах. Поясница должна оставаться в покое. Повторить по 20-25 раз левой и правой ногой. 9.4. Лежа на боку, ноги вытянуты, одну ногу согнуть в колене. Другой делать мах изпод ноги. Во время маха ногу не разворачивать, носок стопы смотрит вперед. Повторить левой и правой ногой по 20-25 раз. 9.5. Лежа на боку, ноги вытянуты, поднять вверх ногу и зафиксировать. Ногу, которая лежит на полу, подтягивать к поднятой ноге, ощущая напряжение в мышцах внутренней поверхности. Повторить левой и правой ногой по 20-25 раз. Все упражнения рекомендуется выполнять не менее чем по 4 мин. Темп музыки от 140 до 160 уд/мин. Все движения лучше делать с большой амплитудой, чтобы достичь аэробного эффекта. Упражнения степ - аэробики (комплекс способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной системы, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус вашего тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы). Основные упражнения Упражнение № 1 Сделайте шаг на степ-платформу правой ногой, зафиксируйте её и поставьте на платформу левую ногу. Верните на пол сначала правую ногу, а вслед за ней левую. Повторите упражнение с левой ноги. Упражнение № 2 Сначала на платформу поднимаете правую ногу, приставляя к ней левую, назад снимаете сначала левую ногу, а потом правую приставляете к левой. Повторите упражнение с л. ноги. Упражнение № 3 Согните правую ногу в колене и установите её на степ-платформу, сделайте движение левой ногой, как будто вы собираетесь перенести её на платформу, но опустите её обратно на пол. Это же упражнение необходимо повторить для обеих ног. Упражнение № 4 Правая нога переносится на платформу, левую ногу согните в колене и максимально поднимите к груди, после чего необходимо опустить левую ногу на пол, приставив к ней правую. Повторите упражнение на левую ногу. Дополнительные упражнения. 1. Исходное положение — встаньте лицом к середине степа, ноги соедините. Сделайте широкий шаг вправо. Немного присев, перенесите тяжесть тела на правую ногу. Сведите ноги вместе. Проделайте то же самое в другую сторону. Всего сделайте 6 шагов вправо и 6 шагов влево. 2. Оказавшись в исходном положении — лицом к степу, ноги вместе, — поставьте правую ногу на степ, затем левую и точно так же поочередным шагом спуститесь со степа, сначала опустив правую ногу, а затем левую. Проделайте то же упражнение, но начните его выполнять с левой ноги. Выполните 6 подъемов на степ. 3. Стоя лицом к степу, поставьте правую ногу на степ, затем и левую, но на расстоянии ширины плеч от правой ноги. Опустите со степа сначала правую ногу, а затем левую. Выполните 6 подъемов. Выполняя последний — шестой, опустившись со степа, повернитесь к нему боком. 4. Поставьте ближнюю к степу ногу на платформу, затем другую ногу также поставьте на степ на небольшом расстоянии от первой, при этом переводя положение тела из бокового по отношению к степу в параллельное. Ногу, с которой вы начинали подъем на степ, опустите на пол, но при этом уже поворачиваясь к степу другим боком. Опустите вторую ногу со степа. Выполните данное упражнение в обратной последовательности. Всего сделайте 6 подъемов на степ. 5. Исходное положение — повернитесь боком к степу. Ближнюю к платформе ногу поставьте на степ, стараясь, чтобы она оказалась в середине платформы. Затем поднимите на степ вторую ногу. Поочередно спустите ноги со степа, но уже с другой его стороны. Проделайте упражнение в обратном порядке. Всего сделайте 6 подъемов. 6. Стоя лицом к степу, поставьте ноги вместе. Поочередно поднимайтесь и опускайтесь на носки с перекрестным движением рук 10-12 раз.