Пояснительная записка Из всего многообразия видов творчества самым популярным является декоративноприкладное искусство. Это широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли деятельности, направленные на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Обладает эстетической ценностью; специфической художественной образностью, имеет важное историко-культурное знание; служит для оформления быта и интерьера. Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Творчество без границ» разработана с учетом социальных запросов родителей и индивидуальных способностей обучающихся. На занятиях по декоративноприкладному искусству дети занимаются изготовлением изделий их пластичных материалов в разных техниках. Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 1 марта 2023 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ОУ Необходимость развития интересов учащихся в области ручного труда связана с раскрытием у детей творческих способностей: воображения, фантазии, интуиции. Лепка, аппликация, бумагопластика имеют большое значение для обучения и воспитания детей. Эти виды творчества способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Занятия творчеством дают удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём. Отличительной особенностью адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимость индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и разным уровнем знаний, сочетание традиционных приемов лепки из пластилина и с техниками, направленными на развитие сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности учащихся. Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Творческая реабилитация - это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Цель программы: раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Задачи: обеспечить более высокий уровень художественно-эстетического развития; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. При решении задач акцент делается на комплексное развитие: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка. Адаптированная дополнительная программа предназначена для обучающихся 7 12 лет с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 2 года обучения. Формы и методы обучения На занятиях используются индивидуальные, групповые формы работы. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы. Индивидуальные часы выделены для детей, находящихся на домашнем обучении, 8 вид (2 вариант). Проблема этих детей: плохо развита моторика, не умеют обращаться с инструментами (ножницами, ножиками для пластилина). По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Методы, в которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические. Формы занятий: беседа, занятие – игра, практическое занятие. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности: слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. В структуре психики такого ребенка в первую очередь, отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях. Объем программы и режим занятий. Период 1 год обучения 1 год обучения индивидуальная работа Итого 2 год обучения 2 год обучения индивидуальная работа Итого Продолжительность Кол–во Кол-во КолКол-во занятия занятий в часов в во часов в год неделю неделю недель 1 час 2 2часа 36 72 1час 1 1час 36 36 2 часа 2 часа 1 час 3 2 2 3 часа 4 часа 2 часа 36 36 36 108 144 72 3 часа 4 6 часов 36 216 Учебно-тематический план № Задания Наименования разделов и тем Всего Количество часов Теория Практика 1 год обучения 1 2 3 4 Введение Поделки из пластилина «Мир вокруг нас» Рисуем жгутами на картоне из пластилина Объёмные поделки жгутами из пластилина 1 10 10 8 1 2 2 1 0 8 8 7 5 6 7 8 Поделки из пластилина на диске Пластилинография Папье-маше Лепка из соленого теста Итого за год Индивидуальные занятия Итого за год 2 год обучения Введение Бумагопластика Аппликация. Объемная аппликация. Лепка.Работаспластилином Лепка. Работа ссоленымтестом Итогочасов Индивидуальные занятия Итого за год 8 10 10 15 72 36 108 1 2 2 3 14 5 7 8 8 12 58 31 1 35 35 38 35 144 72 216 1 5 3 2 2 13 12 0 30 32 36 33 131 60 9 1 2 3 4 5 6 Календарный учебный график в Приложении 1. Содержание деятельности 1 год обучения 1.Введение (1 час)Знакомство с детьми. Игры на знакомство. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Знакомство с историей возникновения пластилина. Знакомство с материалами и инструментами и их видами и свойствами, инструктаж по технике безопасности (Т.Б.). 2.Подделки из пластилина « Мир вокруг нас» (10 часов) Т.Б. Беседа об окружающем мире (природа, животные, растения). Знакомство с техникой выполнение работы. Коллективная поделка «Зоопарк», Индивидуальные работы: «Котик», «Букет цветов», «Лесные жители», «Подводный мир», «Веселый щенок», «Осенние мотивы». 3.Рисуем жгутами на картоне из пластилина (10 часов) Т.БЗнакомство с техникой выполнение работы. Беседа о технике «Жгут».. Выполнение поделок «Цветочная поляна», «Улитка», «Жар-птица», «Снегирь», «Новогоднее чудо», «На свободную тему». 4.Объёмные поделки жгутами из пластилина (8 часов) Т.БРассказ о возникновении жгутовой лепки.Знакомство с техникой выполнения работы. Выполнение поделок «Блюдце», «Чайная кружка», «Букет роз», «Подарок маме», «Праздничный пирог» «На свободную тему». 5. Поделки из пластилина на диске (8 часов) Т.Б. Беседа об разнообразие цвета. Знакомство с техникой выполнение работы. Выполнение поделок «Зимняя сказка», «Сирень», «Букет цветов», «Зимние забавы»,«На свободную тему». 6.Пластилинография (10 часов) Т.Б. Знакомство с техникой выполнения работы. Выполнение поделок «Подсолнухи», «Маки», «Сова», «Моя семья», «Одуванчик», «Зима», «Береза», «Помотивом любимых сказок», «На свободную тему». 7.Изделие из папье-маше (10 часов) Т.Б. Рассказ о возникновении папье-маше. Знакомство с техникой выполнения. Выполнения поделок « Яблоко», «Ежик», «Ягоды», «Домик». 8. Лепка из соленого теста (15 часов) Т.Б.Беседа о русской народной сказки «пряничный домик, просмотр иллюстраций выполненные Васнецовым Ю.А. Знакомство с техникой выполнения работы. Выполнение поделок « Пряничный домик», «Фруктовая корзина», «Рамка для фотографий», «Кулон». 9. Индивидуальная работа с детьми (36часов) Содержание деятельности 2 год обучения. 1.Введение (1 час) Игры на знакомство. Правила поведения на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами, их видами и свойствами, инструктаж по технике безопасности (Т.Б.). 2. Бумага пластика (35 часов) Т.Б.Технология изготовления поделок на основе использования бумаги разных видов. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ сиспользованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Аппликация из кусочков бумаги. Мозаика. Выполнение работы из кусочков рваной бумаги. «Осень золотая», «Осеннее дерево», «Сентябринки», «Зонтик Осени», «Мухомор», «Рыбки в аквариуме», «Веселый дождик». 3.Аппликация. Объемная аппликация (35 часов) Т.Б.Основные материалы и инструменты Основные виды бумаги. Оригами. Квиллинг. Виды аппликации. Базовые формы оригами. Базовая форма «Треугольник». «Книжка», «Дверь». Демонстрация работ из гофр картона. Роллы из гофр картона. Снеговик из гофр картона. Подготовка и оформление коллективных работ. 4.Лепка. Работа с пластилином (38 часов) Т.Б.Техники изготовления изделий из пластилина.Освоение технологии изготовления сюжетной лепки, объемной лепки. Сюжетная лепка «Снежинка», «Белым бело».Изготовление объемных работ «Терем теремок», «Ежик». Оформление итоговых работ. 5.Лепка. Работа с соленым тестом (35 часов) Т.Б.Знакомство с образцами изделий из соленого теста. Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Приготовление рабочего материала, повторение основных приемов лепки из соленого теста: пласт, жгут,деталь. Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) пообразцу. Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий Термины: объем, полуобъем, рельеф. Технология изготовления полуобъемных изделий. Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами, планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декоративное панно с налепными узорами и т.д.). Изготовление объемных изделий по шаблону или выкройке (подсвечник, шкатулки, черепаха). 9. Индивидуальная работа с детьми (72 часа) Планируемые результаты К концу первого года обучения дети будут знать: -различные техники лепки (размазывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, отпечатывание, процарапывание), - различные виды лепки (пластилинография, жгутовая лепка, лепка из соленого теста); --свойства пластичных материалов: соленого теста, пластилина, папье-маше. Дети будут уметь: -работать с пластичными материалами. Метапредметные результаты: -планировать свою деятельность. К концу второго года обучения дети будут знать: -различные техники работы с бумагой; - способы изготовления и хранения слоеного теста; - техники изготовления изделий из пластилина, соленого теста. Дети будут уметь: -изготавливать изделия из бумаги, пластилина, соленого теста Метапредметные результаты: -аккуратно выполнять работы. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: клеенки, пластилин, соленое тесто, цветная бумага, картон, глина, пчелиный воск, подкладные доски, стеки, рамки со стеклом, цветной картон, бумажные полотенце, клей ПВА. Способы проверки результатов Итоговая диагностика обучающихся в конце учебного года. Положение об итоговой диагностике обучающихся объединения "Творчество без границ" в Приложении 2. Методическое обеспечение При работе с пластичными массами, клеем на столы стелиться клеёнка, дети надевают специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое: пластичная масса нужных цветов, подкладные доски, стеки, палочки, бумага, клей. Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает- игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Лучшие работы обучающихся будут представляться на выставках и конкурсах. Список литературы. 1. А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. М.: Оникс, 2010. 2. Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2014. 3. Альбом. Аппликации из пластилина "Яркие пейзажи". - Москва: РГГУ, 2013. 4. Аппликации из пластилина: - М.: Феникс, 2015. 5. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева. - М.: Эксмо, 2014. 6. Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2012. 7. Багрянцева, Алена Ферма из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2013. 8. Батий, Я. Страна пластилина / Я. Батий. - М.: Ранок, 2013. 9. Берд, Генри Н. Пластилин колец / Берд, Генри Н., Кенни, Дуглас К.. - М.: SIMPOSIUM, 2002. 10. Больгерт, Нелли Лепим из пластилина / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. 11. Больгерт, Нелли Мультстудия "Пластилин" / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. 12. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искательпресс, 2013. Приложение 1. 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. 6.1 Календарный учебный график (КУГ) 1 год обучения. Тема занятия Количество Теория Практика часов Введение 1 1 Подделки из пластилина « Мир вокруг 10 2 8 нас» Беседа об окружающем мире. 1 1 Т.Б.Знакомство с техникой выполнение 1 1 работы Коллективная подделка «Зоопарк» 2 2 Поделка «Коты» 1 1 Подделка «Букет цветов» 1 1 Поделка«Лесные жители» 1 1 Поделка«Подводный мир» 1 1 Поделка«Веселый щенок» 1 1 Поделка«Осенние мотивы» 1 1 Рисунки жгутами на картоне 10 2 8 Беседа о технике «Жгут» 1 1 Т.Б. Знакомство с техникой выполнение работы. Лепка «Цветочная поляна» Лепка «Улитка» Лепка « Жар-птица» Лепка «Снегирь» Лепка «Новогоднее чудо» Лепка на свободную тему Объемные поделки жгутами из пластилина Рассказ о возникновении жгутовой лепки. Лепка «Блюдце» Лепка «Чайная кружка» Лепка «Букет роз» Лепка «Подарок маме» Лепка «Праздничный пирог» Лепка «На свободную тему». Поделки из пластилина на диск Беседа об разнообразие цвета. Лепка « Сирень» Лепка « Зимняя сказка» Лепка « Букет цветов» Лепка на свободную тему Лепка «Зимние забавы» Пластилинография Т.Б. Знакомство с техникой выполнение 1 2 2 1 1 1 1 8 1 1 1 1 2 1 1 8 1 2 2 1 1 10 2 1 1 2 2 1 1 1 1 7 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 7 1 2 2 1 1 8 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 9. работы. Поделка « Маки» Поделка « Сова на ветке» Поделка «Подсолнухи» Поделка «По мотивам любимой сказки» Поделка на свободную тему Поделка «Моя семья» Поделка «Береза», Поделка «Одуванчик», Папье-маше Рассказ о возникновении папье-маше. Изделия « Яблоко» Изделия «Ежик» Изделия «Ягоды» Изделия «Домик» Лепка из соленого теста Беседа о русской народной сказки «пряничный домик, просмотр иллюстраций выполненные Васнецовым Ю.А. Знакомство с техникой выполнения работы Лепка «Кулон». Лепка «Ангел» Лепка «Пряничный домик» Лепка «Фруктовая корзина» Лепка «Рамка для фотографий», Лепка на свободную тему Индивидуальная работа с детьми Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 2 2 2 2 15 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 36 108 5 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 31 2.4 Календарный учебный график(КУГ) 2 год обучения. Тема занятия Количес тво часов Введение 2 Бумагопластика 34 Отработканавыковаккуратногои экономного 2 отрезания: полоска,квадрат,треугольник. Основные способы и приемы 2 работысразнофактурной бумагой. Знакомствосразличнымивидами 2 бумаги. Аппликация из рваной бумаги: «Мухомор». 2 2.5 Аппликация «Осенний зонтик» 2 2 2.6 2.7 2.8 Поделка «Осень золотая» Аппликация «Сентябринки» Коллективная работа «Осенний лес» лес». Коллективнаяработа«Цветыиз бумаги» 2 2 2 2 2 1 1 2. 2.1 2.2 2.3 2.9 2 Теория Практика 1 5 1 1 29 1 1 1 1 1 2 1 2 2.10 Поделка«Веселый дождик» 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 Картина «Осеннее дерево» Аппликация «Корзина яблок» Аппликация « Букет для лисички» Поделка «Космический паспорт» Аппликация «Веселая ракета» Коллективная работа: «Рыбки ваквариуме». Итоговоезанятие.Подготовкаи Оформлениеработ Аппликация. Объемная аппликация. Техникабезопасностиназанятиях. Основныематериалыиинструменты Оригами. Виды оригами. Основныепонятияоригами.Подготовкабумаги для работы. Базовые формы оригами. Базовая форма «Треугольник». «Книжка», «Дверь». Квиллинг.Видыквиллинга.Основные понятия квиллинга.Подготовкабумаги Приемыработизгофркартона.Роллы Изгофркартона.Освоениеприемов. Снеговикизгофр картона Аппликацияобрыванием. Коллажиз бумаги. Составлениеаппликацииизотдельных заготовок Объемная аппликация оригами «Разноцветные попугаи» Сказочные герои русской народной сказки «Репка». Оригами Аппликация обрывание Тигренок Объемная аппликация «Ежик» Поделка «Полет на воздушном шаре» Игрушка-монстрик Семейка паучков Лепка.Работас пластилином Введение ПравилаТБназанятиях. Основные материалы и инструменты Пластилинография «Грибная пора» Сюжетнаялепка«Снежинка» Сюжетнаялепка«Белымбело» Сюжетная лепка«Зимнийлес» Сюжетнаялепка«Деревоиснегопад» Сюжетнаялепка«Снеговикводворе» Поделка «Авокотик» Пластилинография «Веточка волшебной сирени» Пластилинография «Счастливый лев» 4.11 Пластилинография «Космос» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 36 4 32 2 1 1 2 1 1 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 38 2 2 2 2 2 2 2 2 36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4.12 4.13 4.14 4.15 Сюжетнаялепка «Весна» Объёмныеподелкиизпластилина Сказка Терем -теремок(объемнаялепка) Ежик (объёмная лепка) 2 2 2 2 4.16 4.17 4.17 5. 5.1 5.2 Поделка «Панда» Цветочек для жучка Коллективная работа «Зоопарк» Лепка. Работа с соленымтестом Вводноезанятие. Ознакомление с основами технологииитехникиизготовленияизделийизсолё ноготеста.Инструментыи материалыдляобработки теста. Освоение технологии изготовления простыхиполуобъёмныхизделий. Лепка «Пасхальное яйцо» Лепка «Куличи2 Лепка «Барашек» Лепка «Совунья» Лепка «Подвеска» Лепка «Котофеич» Лепка «Птичий двор». Лепка «Ангелы» Лепка «Пряничный домик» Лепка «Цветочная корзина» Лепка «Рамка для фотографий», Лепка «Одуванчик» Лепка на свободную тему Коллективная работа «Скоро лето» Индивидуальная работа с детьми Итого 2 2 4 34 2 1 2 2 2 4 31 1 2 1 1 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 6. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 216 2 2 2 3 1 12 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 60 Приложение 2. Положение об итоговой диагностике обучающихся объединения «Творчество без границ». 1. Общее положения Итоговая диагностика обучающихся объединения «Творчество без границ» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итоговой диагностики – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы «Творчество без границ». Задачи итоговой диагностики: определение уровня теоретической и практической подготовки обучающихся в области лепки, аппликации; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение корректив, в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. 2. Организация итоговой диагностики. Итоговая диагностика обучающихся объединение «Творчество без границ» Центр развития творчество детей и юношества проводиться 1 раз, в конце учебного года. Срок проведения итоговой диагностики: май. Форма проведения итоговой диагностики: на основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях. 3. Критерии оценки результатов итоговой диагностики. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; развитость художественного вкуса. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений программным требованиям; аккуратность и внимательность при выполнении практических заданий; развитость индивидуальных способностей. 4. Оценка оформление и анализ результатов итоговой диагностики. Результаты итоговой диагностики обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемы результаты программы каждого ребенка; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3. обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения; 4. результативность самостоятельной деятельности ребенка в течении всего учебного года. Результаты итоговой диагностики фиксируются в «Протоколе результатов итоговой диагностики обучающихся объединения «Творчество без границ». Результатов итоговой диагностики обучающихся объединения «Творчество без границ» анализируются администрацией Центра и педагогом, по следующим параметрам: - количество обучающихся ( в процентах), освоивших образовательную программу на высоком уровне, - освоивших программу на среднем уровне, - освоивших программу на низком уровне, - количество обучающихся, переведенных или непереведенных на следующий учебный год; - причины невыполнения детьми образовательной программы; - необходимость коррекции программы. Протокол результатов итоговой диагностики обучающихся объединения «Творчество без границ» Название программы Фамилия, имя, отчество педагога_______________________ № группы____ Форма проведения_________________________ Члены комиссии_____________________________________________ Результаты итоговой диагностики № Фамилия обучающегося имя Год обучения Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) теория практика итого По результатам итоговой диагностики _______обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога_________ Подпись членов комиссии: _____________________________________________________________________________ Свободный протокол результатов Итоговой диагностики обучающихся объединения «Творчество без границ» Название программы Фамилия, имя, отчество педагога. Результаты итоговой диагностики Группа № Год обучения Уровень усвоения % высокий средний низкий По результатам итоговой диагностики _______обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога_________