Рисование — одно из любимых занятий детей. Рисование увлекает школьников, погружает в мир искусства, начальные навыки переходят в умения, первые пробы рисовать - в возможность изображать идеи, собственные фантазии, свои представления об окружающем мире, уверенно рисовать с натуры. Дополнительная общеобразовательная программа «Хамелеон» составлена в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Положением о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П). Уставом ЦРТДиЮ. Программа «Хамелеон» составлена на основе программы «Основы изобразительной грамоты и рисования» (Илюшонок Л.) Актуальность программы заключается в том, что через изобразительную деятельность удовлетворяется потребность обучающихся в стремлении познавать и созидать, рисовать и создавать свои первые произведения. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию чувства прекрасного, формируют умение понимать и видеть красоту в окружающей природе, в произведениях искусства, в рукотворных шедеврах, созданных человеком и являются важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания. Занятия изобразительной деятельностью способствуют усвоению детьми способов преобразования и познания мира, помогают в решении задач по воспитанию и развитию детей в процессе овладения основами изобразительной грамотности и позволяет наиболее полно осуществить личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей обучающихся. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа создает условия для выявления склонностей детей к изобразительной деятельности, развитие потенциальных творческих способностей обучающихся и воспитания всесторонне развитой и социализированной личности. Педагогическая целесообразность программы «Хамелеон» заключается в освоении учащимися законов, норм, правил, разнообразных видов художественной творческой деятельности, приобретение детьми жизненного опыта, способности увидеть окружающую действительность средствами изобразительной грамоты. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-целостного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности станут основой положительного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, 2 науке, искусству и культуре в целом. Цель обучения: формирование основ изобразительного искусства у младших школьников. Задачи: познакомить с элементарными основами изобразительной грамоты; формировать познавательный интерес к занятиям художественным творчеством; учить правилам общения в совместной деятельности. Срок реализации программы 2 года. Рассчитана на детей 7-11 лет. Возможен прием на обучение детей с ОВЗ. Формы и режим занятий. Период Продолжительность занятия 1 год обучения 2 год обучения Итого по программе 2ч 2ч Кол-во занятий в неделю 3 3 Кол-во часов в неделю 6ч 6ч Кол-во недель 36 36 Кол-во часов в год 216 ч 216 ч 432 ч Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Формы проведения занятий: аудиторное групповое занятие с индивидуальным консультированием, индивидуальные занятия, выходы на пленэр, посещение тематических экспозиций, выставок, экскурсии в музеи. Учебный план 1 год обучения Раздел программы 1.Введение в программу Количество часов общее в том числе количество теория практик часов а 2 1 1 Форма контроля - 2. «Основные цвета в цветовом круге». 4 1 3 3. «Цвета природы». 14 2 12 Выполнение задания. Выставка работ 4. «Портрет» 8 2 6 Выставка работ 5. «Пейзаж» 8 2 6 Выставка работ 6. «Натюрморт» 10 2 8 Выставка работ 7. «Выразительные образы» 12 2 10 Выставка работ 3 8. «Фантастика» 10 2 8 Выставка работ 9. «Архитектура» 12 2 10 Выставка работ 10.«Транспорт» 12 2 10 Выставка работ 11. «Кругосветное путешествие» 40 10 30 Выставка работ 12. «Пластилинография» 36 8 28 Выставка работ 13. «Графика» 13. Воспитательные мероприятия Итоговое занятие 36 10 2 8 - 28 10 - Выставка работ Итоговая выставка работ Всего часов 216 44 172 Содержание программы 1 год обучения 1. Введение в программу. (2ч.) Теория. Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при работе в кабинете. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Беседа о художественных материалах и принадлежностях, а также названия гуашевых красок, их состав и свойства. Практика. Тонирование картона для рисунка. Раздел 2.«Цветовой круг». (4ч) Теория. Цветовой круг. Основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, тон, светлота. Использование цветового круга в живописи. Практика. Рисунки с использованием основных цветов гуашевых красок: «Божьи коровки», «Рябинка», «Петушок». Занятие на пленэре. Групповая работа «Листопад» Раздел 3. «Цвета природы». (14ч) Теория. Основы цветоведения, смешивание красок для получения составного цвета. Беседы «Гармония природы», «Яркие краски в природе». Групповое посещение музея. Практика. Смешивание красок, работа мазком (широкой стороной, средней частью, кончиком кисти). Занятие на пленэре. Рисунки: «Грибочки», «Осенний лес», «Караси», «Майский жук», «Жемчужина», «Динозавр». Раздел 4. «Портрет ». (8ч) Теория. Портрет в изобразительном искусстве, виды портретов. Последовательность построения пропорций в портрете. Игра «Персонажи положительные и отрицательные в русской народной сказке». Посещение виртуальной выставки. Практика. Компоновка в листе портрета, передача сказочного в портрете, пропорций и обстановки характерной для персонажа. Выполнение задания в цвете. Рисунки: «Пес матрос», «Лисичка», «Принцесса», «Муха-цокотуха». Групповая работа «Лесные жители» Раздел 5. «Пейзаж» (8ч) Теория. Виды пейзажей. Передача пространства сезонного пейзажа, воздушной перспективы и состояния этого времени года. Беседа «Средства выразительности – тон и линия». Последовательность выполнения постановки: компоновка в листе, построение 4 пространства пейзажа линией, деление на планы, заполнение крупными и средними массами деревьев композиции, рисование отдельных деревьев и деталей изображения, выполнение задания тоном от первого плана к дальнему, уточнение деталей и завершение работы. Посещение виртуальной выставки. Групповая работа «Мы рисуем пейзаж» Практика. Рисунки: «Лес», «Сухие травы», «Маяк». Раздел 6. «Натюрморт» (10ч) Теория. Натюрморт в живописи. Тональные и пространственные отношения предметов в постановке, последовательность выполнения учебных рисунков – правила размещения предметов, технические приёмы выполнения натюрморта из бытовых предметов. Групповое посещение музея. Практика. Рисование с натуры натюрморта из бытовых предметов. Рисунки: «Кофейная семейка», «Арбуз», «Греческая ваза», «Коктейль», «Пасха». Раздел 7. «Выразительные образы» (12ч) Теория. Художественный образ, язык изобразительного искусства, тематические и сюжетные композиции. Выбор сюжета, цветовое решение. Правила построения композиции в листе – расположение фигур, детализация, использование возможности цвета для раскрытия темы. Практика. Рисунки: «Олень», «Кошачий взгляд», «Лама», «Енот-полоскун», «На полюсе». Групповая работа «Мои домашние животные» Раздел 8. «Фантастика» (10ч) Теория. Беседа «О фантазии в творчестве, в искусстве». Правила построения пространства пейзажа, технические навыки по смешиванию цветов, работать кистью. Выбор сюжета для композиции и необычного цвета. Беседа «Дружный коллектив, какой он?». Повторение правил поведения при групповой работе. Практика. Рисунки: «Космос», «Галактика», «Космонавт». Групповая работа ко Дню космонавтики. Раздел 9. «Архитектура» (12ч) Теория. Особенности изображения архитектурных построек, перспектива, построение композиции, определение главного объекта. Распределение пространства композиции в листе, проработка отдельных элементов архитектурных объектов, работа с цветом и формой. Посещение виртуальной выставки. Практика. Рисунки: «Сказочная избушка», «Храм», «Беседка», «Церковь», «Париж». Групповая работа «Мой поселок». Раздел 10. «Транспорт» (12ч) Теория. Беседа о видах транспорта, для чего он предназначен, где используется, кто управляет транспортом. Определение из каких фигур состоит, порядок изображения. Групповая игра «Паровозик». Практика. Рисунки: «Грузовик», «Сказочная карета», «Дирижабль», «Трактор», «Самолет». Раздел 11. «Кругосветное путешествие» (40ч) Теория. Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. Композиция в рисунке, цветовое и светотеневое решение. Посещение музея. Тема: «Африка» (8ч) 5 Практика. Рисунки ««Африканская девочка», «Крокодил», «Пальмы». Тема: «Северная Америка» (8ч) Практика. Рисунки: «Мексиканка», «Пума», «Лес». Тема: «Южная Америка» (8ч) Практика. Рисунки: «Мальчик», «Ленивец», «В джунглях» Тема: «Северный Полюс» (8ч) Практика. Рисунки: «Белый медведь», «Полярная сова», «На льдине». Тема: «Австралия» (8ч) Практика. Рисование:«Австралиец», «Коала», «Эвкалиптовый лес» Раздел 12. Пластилинография (36 часов) Теория. История появления пластилина. Инструменты и материалы для работы с пластилином. Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава (форма жгут),трава (форма плоская лента) мох (форма валик, жгут, лента). Практика. «Полевые цветы», «Фламинго», «Лягушка на болоте», Панно «Синицы». Раздел 13. Графика (36 часов) Теория. Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции. Возможности цветных карандашей. Практика. Геометрические, растительные орнаменты, сказочные персонажи, изображение фактур. «Рыбы», «Гриб», «Жук», «Бабочка». Раздел 13. Воспитательные мероприятия (10ч) Беседа. «Правила поведения на занятиях», «Правила поведения при работе в группе» (1ч) Беседа «Наши учителя». Подготовка плаката ко Дню учителя. (2ч) Игра «Ниточка и иголочка». Игра направлена на формирование сплоченности группы, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группового успеха за счет слаженных индивидуальных усилий. (1ч) Беседа «Правила поведения в музее». Игра «Экскурсоводы». (1ч) Беседа «Как общаться друг с другом при выполнении заданий» (1ч) Игра «Королевство» на развитие взаимопонимания в группе.(1ч) Игра «Земля, вода, воздух, ветер». Игра актуализирует представления учащихся о природе. (1ч) Занятие «Совместное рисование». (2ч) Итоговое занятие (2ч) Просмотр и обсуждение творческих работ. Оформление Тестирование. Подведение итогов за год. Учебный план 2 год обучения 6 итоговой выставки. Раздел программы 1.Введение в программу Количество часов общее в том числе количество теория практик часов а 2 1 1 Форма контроля - 2. Цветоведение. 10 2 8 3. Техники работы гуашью. 8 2 6 Выполнение задания. Выставка работ 4. Композиция 10 2 8 Выставка работ 5. Пейзаж 12 2 10 Выставка работ 6. Натюрморт 12 2 10 Выставка работ 7. Портрет 16 4 12 8. Анималистика 12 2 10 Выставка работ 9. Праздничные даты 24 4 20 Выставка работ 10. Рисуем как художник 24 4 20 Выставка работ 12. Беседы об изобразительном искусстве 13. Пластилинография 10 10 - 36 6 30 Выставка работ 14. Графика 36 6 30 Выставка работ Итоговое занятие 4 - 4 Итоговая выставка работ 216 47 169 Всего часов Содержание программы 2 год обучения Введение в программу. (2ч.) Теория. Техника безопасности при работе в кабинете. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Беседа о художественных материалах и принадлежностях, а также названия гуашевых красок, их состав и свойства. Повторение материала 1 года обучения. Практика. Зарисовки на свободную тему. Раздел 2. Цветоведение. (10 ч.) Теория. Цветовой круг и последовательность спектрального расположения цветов. Основные и составные цвета. Ахроматические цвета. Светлота цвета. Техника 7 составления ахроматических цветов. Хроматические цвета. Возможности цвета и его преобразование. Теплые и холодные цвета. Практика. Эскиз «Радуга» («Радужная улитка», «Радужный кот», «Воздушный шар». Использование приема работы гуашью «равномерная заливка с помощью кисти»). Упражнение «Гусеница» на растяжку тона в творческой работе. Работа «Ёж». Задание на растяжку цвета. Работа «Цветы». Этюд в тепло цветовой гамме «Костер». Этюд в холодной цветовой гамме «Замок снежной королевы». Раздел 3. Техники работы гуашью. (8 ч.) Теория. Техника заливки с плавным переходом цвета. Техника работы мазком. Знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике. Знакомство с техниками проведения тонких линий. Обучение технике «сухая кисть». Практика. Этюд пейзажа с плавным переходом цвета лучших образцов художниковпейзажистов. Выполнение копии репродукции В.Ван-Гога «Звездная ночь». Пейзаж «Лес». Этюд « Пушистые животные». Раздел 4. Композиция (8 ч.) Теория. Представления о ритмичной композиции. Простой и сложный ритм. Понятие «симметрия» и «ассиметрия», примеры в природе. Линия горизонта при построение композиции и ее влияние на восприятие изображения. Понятие «плановости» в живописи. Ближний, средний и дальний план. Изменение тона при удалении объекта. Практика. Эскиз ритмической композиции «Город». Этюд «Бабочка». Зарисовка предмета быта сложной формы (кофейник, графин, чайник). Этюд «Горы». Раздел 5. Пейзаж (12 ч.) Теория. Линейная перспектива, воздушная перспектива, зрительный центр, правила композиции. Практика. Рисунок «Подсолнухи», «Зимний пейзаж», «Мельница», «Кувшинки», «Маки». Раздел 6. «Натюрморт» (12 ч.) Теория. Правила построения натюрморта, компоновка предметов в натюрморте. Найденный натюрморт. Практика. Рисунки «Банка меда», «Чай с лимоном», «Гриб», «Глобус», «Малина», «Цветы в корзине». Раздел 7. Портрет (16 ч.) Теория. Особенности построения мужского и женского портрета. Правила построения портрета в профиль и ¾. Практика. Рисунки «Девочка», «Айболит», «Иванушка», «Баба-Яга», «Парижанка», «Пират», «Солдат». Раздел 8. Анималистика (12 ч.) Теория. Анатомия животных, построения тела и головы. Изучение особенностей движения и поведения животных для передачи динамики в рисунке. 8 Практика. Рисунки «Кот в кармане», «Дельфин», «Рыба-клоун», «Французский бульдог», «Чомга» «Тигр». Раздел 9. Праздничные даты (24 ч.) Теория. Беседы об истории праздников и особенности их празднования. Практика. Работы «Щелкунчик», «День матери», «Масленница», «День космонавтики», «День народного единства», «8 марта», «День России», «День победы», «День знаний». Раздел 10. Рисуем как художник (26 ч.) Теория. Беседы о творчестве знаменитых художников. Практика. Создание картин по мотивам произведений художников: Салвадор Дали, Клод Моне, Ван Гог, Васнецов, Шишкин, Куинджи, Врубель, Ян Вермеер. Раздел 11. Беседы об изобразительном искусстве (10 ч.) Теория. Беседы о композиции, знакомство с языком графики и живописи. Изучение направлений изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Раздел 12. Пластилинография (36 ч.) Теория. Нанесение фона. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали деревьев. Оформление силуэта. Украшение одежды. Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике лепки. Практика. Работы «Чудо Хохлома», «Удивительная Дымка», «Матрешка», «Птичья столовая», «Маки». Раздел 13. Графика (36 ч.) Теория. Характерные особенности линий. Работа с геометрическими формами. Применение тона. Стилизация. Линия горизонта. Плановость. Практика. Зарисовки противоположные по пластическому решению: голубь-орел, лебедь-коршун. Штрихование простых геометрических форм. Изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта. Абстрактное животное, текстуры. Планируемые результаты Основными результатами освоения программы являются формирование интереса обучающихся к выбранной деятельности и создание основ для дальнейших занятий изобразительным творчеством. Освоение программы «Хамелеон» способствует овладению обучающимися следующими результатами: предметными: - знание элементарных понятий изобразительного искусства: композиция, перспектива, светотеневой рисунок; - знание жанров живописи: портрет, пейзаж, анималистический жанр, натюрморт; - умение выполнять работы по основным правилам изобразительного искусства; - овладение навыками организации плоскости листа, композиционного решения изображения; метапредметными: 9 - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; личностными: - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с точки зрения содержания и средств его выражения. Условия реализации программы. материально-техническое обеспечение: - стенд для демонстрации работ; - рамки для выставочных работ (10шт.); - маркерная доска (1шт); - набор цветных маркеров; - персональный компьютер (1шт.); - мольберт для педагога. Набор инструментов на одного обучающегося: - набор гуаши (12 цветов); - набор пластилина (12 цветов); - набор кистей синтетических; - набор цветных карандашей (12 цветов); - стаканчик для воды; - палитра; - картон белый и картон цветной немелованный; - простой карандаш; - ластик. информационное обеспечение: - Государственный Эрмитаж https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru - Музей Востока https://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virtual/index.php - Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. https://pushkinmuseum.art/exposition_collection/index.php?lang=ru - Красноярский художественный музея им. В. И. Сурикова http://journalshkolniku.ru/virtual-ekskursii.html кадровое обеспечение: - Франчук Светлана Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей категории 10 Форма контроля. Итоговый контроль усвоения материала по программе «Хамелеон» проводится по итогам учебного года (Приложение 1). Диагностика «Умение работать совместно» проводится в начале учебного года и в конце. Формы представления результатов. Основными формами представления результатов являются: - участие в выставках; - итоговое занятие. Оценочные материалы. Для проверки результатов усвоения программного материала используются следующие диагностические материалы. 1.Результаты тестирования на знание теоретических основ изобразительной деятельности (Приложение 2). 2. Лист наблюдения «Умение работать совместно». (Приложение 3). 3. Лист фиксации результатов участия в конкурсах и выставках. (Приложение 4) 4. Таблица для фиксации теоретических и практических результатов обучающихся объединения (Приложение 9) 5. Таблица для фиксации личностных результатов обучающихся объединения (Приложение 10) Методическое обеспечение. Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и различные методы и приёмы: - словесный метод (рассказ, объяснение); - наглядный метод (личный показ педагога); - практический метод (выполнение задания); - репродуктивный метод (объяснение нового материала с учётом пройденного); - метод самостоятельной работы. Используемые педагогические технологии: Технология личностно- На занятиях создаю условия выбора содержания изучаемого ориентированного предмета и темпов его освоения. Ведь ребенок приходит на обучения занятия добровольно, поэтому у него есть право выбора интересующего предмета и понравившегося педагога. Пытаюсь пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность. В процессе освоения программы каждый ребенок может выбрать понравившийся ему жанр изобразительного искусства и совершенствовать свои практические навыки в этой области наряду с освоением других разделов программы. Ребята с одинаковыми интересами объединяются в группы (например, любители пейзажа или натюрморта), обмениваются друг с другом своим пусть небольшим опытом, обсуждают друг с другом свои рисунки, делятся творческими задумками. Если ребенок не входит в состав группы по интересам, то с ним ведется индивидуальная работа. В процессе изучения программы иногда интересы ребят меняются. В этом случае поддерживаю 11 любые начинания детей, помогаю им сориентироваться в многообразии жанров изобразительного искусства. Помимо учебной деятельности, ребята участвуют в воспитательных мероприятиях, где по желанию могут проявить себя в различных ролях (сочиняют и разыгрывают сценки, читают стихи и др.) Технология игрового Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, обучения улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель перед обучающимися ставится в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Технология При использовании технологии развивающего обучения развивающего стараюсь, чтобы обучающиеся переносили полученные знания обучения на учебную деятельность, что способствует развитию теоретического мышления и всестороннему развитию личности ребенка. На занятиях создаю ситуацию совместного поиска, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с товарищами и взрослыми. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе занятия, в зависимости от изучаемого материала, обучающимся предлагаю что-то доказать. Например, на вводном занятии предлагаю ребятам самим определить правила работы на занятиях. Исходя из своего жизненного опыта и знаний, ребята предлагают различные пункты и доказывают необходимость их соблюдения. В течение усвоения программного материала, обучающиеся добавляют правила и расширяю уже предложенные. На занятиях для самостоятельной работы используются технологические карты Алгоритм учебного занятия 1 этап – организационный момент: - мотивация на занятие изобразительной деятельностью; 12 - постановка цели и задач; - организация деятельности обучающихся. 2 этап – основной: - знакомство с новой темой; -выполнение упражнений на усвоения новых знаний и способов действий; - выполнение отдельных творческих и игровых заданий. 3 этап – заключительный: - итоговый контроль выполнения задания; - самооценка; - рефлексия. Дидактические материалы Для проведения занятий разработан и собран дидактический материал: - упражнения для развития навыков рисования (Приложение 5) - картотека игр (Приложение 6) - технологические карты занятий (Приложение 7) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. 3. Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993. 4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. 5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984. 6. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., 1998. 7. Живопись. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Мин. культуры СССР. – М., 1982. 8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981. 9. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М., 1998. 10. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. 11. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. 13 Приложение 1 1. 2. 3. 4. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОМ КОНТРОЛЕ обучающихся по программе «Хамелеон»» Центра развития творчества детей и юношества Общие положения Итоговый контроль обучающихся по программе «Хамелеон» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. ЦЕЛЬ итогового контроля – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы «Хамелеон». ЗАДАЧИ итогового контроля: - выявить степень сформированности первоначальных навыков, дающих возможность решать задачи в сфере изобразительного искусства: А. по знанию специальной терминологии; Б. по овладению приемами работы с различными художественными материалами; В. по основным правилам изобразительной деятельности; Г. по развитию потребности в творчестве и познанию окружающего мира. - определить уровень образного мышления и воображения; выявить степень развития самоорганизации и ответственности за результат коллективной работы. ОРГАНИЗАЦИЯ итогового контроля Итоговый контроль обучающихся по программе «Хамелеон» проводится 1 раз в год. Сроки проведения итогового контроля: 2 полугодие – апрель-май. Формы и методы проведения итогового контроля: наблюдение, тестирование, творческие выставки. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся; соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения художественными материалами; качество выполнения практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей. ОЦЕНКА, ОФОРМЛЕНИЕ И АНАЛИЗ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3.обоснованность перевода воспитанника на следующую ступень обучения; 4.результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года. Результаты итогового контроля фиксируются в «Протоколе итогового контроля обучающихся по программе «Хамелеон». Приложением к «Протоколу» является программа проведения диагностики. Результаты итогового контроля обучающихся по программе «Хамелеон» анализируются администрацией Центра совместно с педагогом объединения по следующим параметрам: 14 - количество воспитанников (%) полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; - количество воспитанников (%), переведенных или не переведенных на следующий год или ступень обучения; - причины невыполнения детьми образовательных программ; - необходимость коррекции программы. УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Высокий уровень - обучающийся овладел на 80–100% знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; в основном самостоятельно осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями; выполняет практические задания с элементами творчества; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях и занимает призовые места; 2. Допустимый или средний уровень - объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50–80%; осуществляет деятельность, связанную с овладением учебными умениями при наличии инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает специальную терминологию с бытовой; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях; 3. Низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% знаний, умений и навыков, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет задания при поддержке педагога. ПРОТОКОЛ результатов итогового контроля обучающихся по программе «Хамелеон» Название программы Фамилия, имя, отчества педагога № группы Форма проведения Результаты итогового контроля № Фамилия, имя ребенка Уровень усвоения программы высокий средний 1. 2. 3. По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ 15 низкий СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля обучающихся объединения " Почемучка" Название программы Фамилия, имя, отчества педагога Группа (№) РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Год обучения Уровень усвоения (%) высокий средний низкий По результатам итогового контроля __________ обучающихся переведены на следующий год обучения. Подпись педагога ____________ 16 Приложение 2 Тест на усвоение теоретических основ изобразительной деятельности Инструменты и материалы 1. Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется: - мольберт; - пенал для кистей; - палитра. 2. Сухие, мягкие, цветные мелки в изобразительном искусстве называют: - цветные карандаши; - акварель; - пастель. 3. Водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества называются: - гуашь; - акварель; - уголь. 4. Бумага это материал для письма и рисования , изготовляемый из: - древесины; - хлопка; - льна. 5. Льняная ткань, на которой пишут красками, называется: - холст: - палитра; - полотно. 6. Подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картины: - рама; - холст; - мольберт. Виды и жанры изобразительного искусства 1. Произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, гуашью или акварелью, называется - рисунок; - картина; - портрет. 2. Пейзаж - это картина, рисунок, изображающий - животных; - людей; - природу. 3. Жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы, размещенные в пространстве картины и объединенные между собой сюжетом и композицией: - портрет; - пейзаж; - натюрморт. 4. Картина, на которой художник изображает самого себя, называется; - портрет; - пейзаж; - автопортрет. 5. Картина, на которой изображены животные, относится к жанру: - анималистика; - портрет; 17 - натюрморт. Техника живописи 1. Кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии называется: - линия горизонта; - композиция; - воздушная перспектива. 2. Условная линия соединения земли с небом: - линия горизонта; - композиция; - воздушная перспектива. 3. Линии уходящие в глубину, сходятся в одной точке и лежит на линии горизонта: - линия горизонта; - точка схода; - перспектива. 4. Построение художественного произведения: - линия горизонта; - композиция; - воздушная перспектива. 5. Самое светлое пятно на плоскости называется: - тень; - свет; - блик. 6. Произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное: - подмалевок; - набросок; - рисунок. 7. Линия, очерчивающая форму предмета; очертание предмета: - контур; - тень; - перспектива. 8. Короткие линии, с помощью которых подчеркивают характер формы: - линия; - пятно; - штрихи. Цветоведение. 1. Основными цветами являются: - синий; - желтый; - красный. 2. Цвета, составленные из основных, называются: - основными; - составными; - комплиментарными. 3. Синие, зеленые, фиолетовые оттенки называют - теплые; - холодные; - основными. 4. Красные, желтые, оранжевые оттенки называют: - теплые; - холодные; - основными. 18 Художественное наследие 1. На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображены - олени - Аленушка - медведи 2. Былинные витязи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – выехали в дозор. Кто автор картины «Богатыри»? - В. Суриков - В. Васнецов - К. Коровин 19 Приложение 3 Лист наблюдения “Умение работать совместно”. № Ф.И. п/п обучающегося Не умеет работать совместно. Не проявляет никаких попыток к установлению взаимодействия. 1. начало года конец года Точно следует рекомендациям учителя, сам попыток к установлению содержательных контактов не проявляет. Может либо отказаться от совместной деятельности, либо следовать указаниям учителя, либо найти средство сотрудничества в своём опыте. Выходит за рамки предложенных учителем образцов, активно ищет свои подходы к установлению СД. Ищет пути делового взаимодействия, оценивает свои и чужие действия с точки зрения вклада в общий результат, ставит промежуточные цели сотрудничества. начало года начало года начало года начало года конец года 2. 3. 20 конец года конец года конец года Приложение 4 Лист фиксации результатов участия в конкурсах и выставках Фамилия имя Выставка творческих работ ко Дню матери Выставка работ ко Дню космонавтики Итоговая выставка 21 Конкурс творческих работ «Кто на болоте живет?» Конкурс творческих работ «Первоцвет» Приложение 5 Упражнения для развития навыков рисования «Подмалёвок» Теория. Подмалёвок в живописи играет самую важную роль. Зачастую ошибки, которые были сделаны по причине отсутствия подмалёвка, невозможно исправить. Создание подмалёвка – это уже процесс творчества, важная задача которого раскрыть будущую картину, определив цветовые и тональные отношения. Существует ряд проблем, с которыми может столкнуться педагог живописи в процессе обучения детей. Одна из них – лень и выработанное желание быстрее закончить работу. Дети, которые только начинают познавать искусство живописи, стараются выполнить рисунок максимально быстро, наспех закрасив весь лист односложным цветом. Другая проблема – отсутствие знания и понимания для чего нужно выполнить подмалёвок, какой в нём смысл. А ведь хороший подмалевок – половина успеха картины. Самая главная проблема – панический страх перед кистями большого размера. Чаще всего в школе на занятиях по рисованию дети используют небольшие форматы бумаги и маленькие кисти. Необходимо научить детей писать картину на стадии подмалёвка двигаясь от общего к частному, а не закрашивать всю плоскость листа. Именно писать большой кистью не отвлекаясь на детали. Кисть – не карандаш, не нужно тратить все силы, закрашивая всю поверхность картины. Кисть живая: она может быть робкой, нежной, и жёсткой, упругой, уверенной в себе. Выработав у детей эффективную привычку, практикуясь большими кистями, «писать широко», положительный результат в развитии навыков рисования не заставит себя ждать. Классический подход в работе над картиной – это движение от целого к частностям: начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Перебороть страх перед большой кистью и широкими мазками поможет простое, но эффективное упражнение. Цель упражнения: формирование навыка создания живописного подмалёвка. Материалы и инструменты: плотная бумага формата А5, А4, гуашь (можно приобрести большие ведёрки с гуашью), поролон/губка для мытья посуды, художественные и малярные кисти больших размеров, тряпочка или салфетки, фартук и нарукавники. Гуашь обязательно должна иметь консистенцию сметаны. Кисти можно не промывать в воде, а вытирать салфетками, снимая лишнюю краску. Первая задача – почувствовать движение большой кистью/губкой. Посмотреть и узнать, как можно покрыть весь лист всего за пару движений. Лист бумаги покрывается белой гуашью широкими и хаотичными мазками, которая будет выполнять функцию грунтовки и позволит следующим слоям краски быть максимально подвижными. Разными цветами на подготовленную бумагу кистью наносятся мазки, и смазываются самой широкой кистью или губкой. Фон выполняется очень быстро, но краске необходимо время для высыхания. Поэтому можно выполнить сразу несколько разных подмалёвков. Вторая задача – увидеть в цветном фоне будущую картину. На этом этапе каждый ребёнок работает самостоятельно, перенося свои мысли и фантазии и бумагу. Эмоциональный настрой на занятии влияет на процесс занятия и результат. Неформальная обстановка, положительный настрой, весёлые комментарии по ходу работы помогут детям быстрее подружиться с большими кистями, сохранить любовь к рисованию, повысить и закрепить самооценку. Упражнения по методике правополушарного рисования 22 Теория. Методика правополушарного рисования базируется на одной из фундаментальных особенностей человеческого мозга - межполушарной асимметрии. Она проявляется в том, что функции правого полушария и левого отвечают за два разных вида мышления: левая часть за логическое мышление, а правая за образно-интуитивное. Следуя этой методике, можно научиться рисовать с нуля, и для этого совсем не нужно иметь уникальный или врожденный талант. Маленький ребёнок берёт в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями. Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приёмам. Методика правополушарного рисования строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов. Главная задача – избавиться от символов, сформированных в процессе взросления, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу своё видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счёту, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ. Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берём в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приёмов. Цель: развитие художественных навыков и межполушарных связей головного мозга. «Кверху ногами» - очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Выбирается любой линейный рисунок, где есть только контуры и больше ничего. Затем переворачивается изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть, следить за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить. Видоискатель. Для упражнения нужно сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, нацеливаем видоискатель на любой выбранный объект. Закрепляем видоискатель, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Упражнения для развития познавательных процессов 23 Память, внимание, наблюдательность, умения анализировать и сравнивать являются одними из важных психологических качеств, обеспечивающих чувственное познание действительности во все периоды развития человечества. Ещё не так давно все эти психологические процессы развивались непроизвольно, когда человек занимался повседневными делами. Сегодня же внимание людей практически полностью приковано к компьютерам, смартфонам, гаджетам; дети видят только плоский мир, нарисованный на экране планшета. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Изобретатели и новаторы производства, учёные, живописцы, писатели, актёры всегда отличаются большой наблюдательностью; ей они в большей мере обязаны своими достижениями. Развитию наблюдательности, точности и многосторонности восприятия необходимо уделять серьёзное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения, используя в последнем случае различные задания (наблюдения за явлениями природы, погодой, ростом растений, поведением животных), лабораторные работы (в старших классах) и т.д. Упражнение на внимание Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти. Данное упражнение можно проводить с группой, с подгруппами и индивидуально. Объектом наблюдения выбивается один предмет. Чем он сложнее по форме, цвету, фактуре, тем интереснее. Например, можно выбрать органайзер с канцелярскими принадлежностями. Дети самостоятельно наблюдают за предметом в течение минуты. Стараются визуально запомнить внешний вид органайзера и его содержимое. Некоторым детям достаточно просто рассмотреть объект, а кому-то необходимо прикоснуться, совершить манипуляции, почувствовать запах. По истечении минуты объект наблюдения закрывается, и ребята вслух описывают всё, что запомнили. Задача педагога – направлять внимание детей и помочь с описанием: «Обратите внимание на форму, материал, цвет, запах, вкус, звук. Постарайтесь рассказать об этом предмете максимально подробно, будто вы пытаетесь описать его человеку, который этот предмет не видел и должен представить». Вначале дети запоминают самые яркие и большие характеристики наблюдаемого предмета. После того, как ребята устно описали предмет, им снова дается возможность наблюдать органайзер в течение минуты. И снова дети описывают предмет, но уже более точно. Наблюдение повторяется 3 раза. С каждым разом устное описание становится максимально точным, вплоть до того, что дети запоминают все надписи, складочки, трещины, уточняют оттенки, запоминают отбрасываемую предметом тень. Таким образом можно наблюдать совершенно любой объект: яблоко, ваза с цветами, игрушки, деревья, здания, людей. Упражнение на внимание хорошо тренирует наблюдательность, которая очень важна в изобразительном искусстве. Дети учатся самостоятельно мыслить, анализировать, видеть реальный мир, а карандаш или кисть являются для них лишь инструментом, который помогает перенести мысли и восприятие на холст. Плюс к этому автоматически развивается умение красиво говорить, точно подбирать слова. Описывая словами то, что воспринимается, формулируя итоги восприятия, наблюдатель не только дольше задерживается на отдельных частях или качествах предмета, но и сознательнее относится к тому, что надо описать, отдаёт себе более ясный отчёт в том, что им замечается, лучше всматривается, вслушивается в то, что служит объектом наблюдения. Позже можно видоизменить задание. Наблюдает предмет только один ребёнок, а остальные дети стараются нарисовать этот объект, опираясь только на словесное описание товарища. Разрешается задавать уточняющие вопросы. Очень интересно наблюдать, насколько разными получаются изображенные предметы. Этот вариант задания помогает 24 развивать не только наблюдательность и внимательность, но и умение выражать свои мысли, слушать собеседника, грамотно задавать вопросы. Упражнение «Бабочка» Цель: тренировка точности пропорций и синхронизация полушарий головного мозга. Материалы и инструменты: лист тонкой бумаги формата А4 без клеточек или линеек; фломастер, ручка или карандаш. Мысленно разделить лист пополам. Правша выполняет первую половину рисунка на левой стороне бумаги, левша – на правой. Рисуем сплошной линией любую загогулину, которая пришла в голову. Мысленно проводим линию симметрии и стараемся отразить рисунок по вертикали. Складываем «бабочку» пополам по линии середины и на просвет оцениваем точность рисунка. С каждым разом рисунок будет становиться точнее, пропорции идеальнее. Чтобы не останавливаться на достигнутом, задание можно усложнять. Например, отразить рисунок по диагонали, когда верхняя половина рисунка будет отражаться вниз, а нижняя вверх. Данные упражнения носят только развивающий характер. Ребёнок не может ошибиться, сделать неправильно или некрасиво, потому что цель заданий заключается совершенно не в этом. Педагог лишь может отмечать для себя уровень развития детей, наблюдать за их ростом и совершенствованием и, конечно же, хвалить за интересные идеи и активное участие. Упражнения, способствующие координации работы полушарий головного мозга и развитию познавательных процессов для детей с ОВЗ Одной из основных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья является гиподинамия учащихся в период школьного обучения. Гиподинамия - это ограничение двигательной активности, приводящее к нарушению жизненно важных функций организма (состоянию опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения и дыхания). Проблема усугубляется наличием серьезных заболеваний, среди которых - нарушение осанки, патология сердечно-сосудистой системы, неврологические диагнозы, в том числе СДВГ. Ученикам с подобными проблемами здоровья очень сложно и небезопасно целый урок находиться в одной статической позе, сидя за партой. Существует отдельная наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, улучшающие обучаемость на уровне работы целостного мозга - образовательная кинестетика. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, помогающие облегчить все виды учения и, особенно, - в усвоении учебных навыков. На занятии, целью которого является изображение сложного симметричного предмета (вазы), у детей часто возникает сложность при рисовании симметричного предмета, особенно, если они не были знакомы с ним ранее. Поскольку понимание построения предмета затруднено или невозможно, учимся изображать силуэт предмета одной линией. Для начала можно «расписать» руки. ''Ленивые восьмёрки''. Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости ''восьмёрки'' по три раза каждой рукой, а потом повторяют это движение двумя руками. Перед рисованием идёт знакомство с вазой и изучение её формы. Педагог направляет внимание детей и задаёт вопросы, активизирующие мыслительные процессы. Что больше: высота или ширина вазы? Какое на вазе самое широкое место? Какое самое узкое? Затем в воздухе рисуется силуэт вазы, проговаривая вслух все части вазы: «Узкое горлышко, широкие плечики, …» сначала правой рукой правая половина вазы, левой рукой – левая. Соединяем обе половины и рисуем в воздухе одновременно правую и левую стороны. 25 Упражнения нацелены на решение двух задач: снятие усталости и физического напряжения, и помогают в рисовании изображать предметы более точно и реалистично. Полученный опыт и мышечная память помогут изобразить предмет максимально точно и добиться художественных успехов в рисовании натюрмортов. 26 Приложение 6 I. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы. Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение. 1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику). 2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?» Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. 3. Игра-головоломка Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. 4. Дополните изображение. Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения. 5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Упражнение на логическое мышление. (Рисование с натуры предметов простой формы (шар, куб). Выполнение натюрморта с натуры (химическая посуда)). 6. Составьте из готовых геометрических фигур народный орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях народного орнамента. Эстетическое восприятие действительности. Поэтизация природы, всего мироздания в целом в русском национальном искусстве. 7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики. II. Игры и упражнения по цветоведению Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер. 1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий. 27 2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами. 3. Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. 4. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета. III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий 1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка... 2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это… Задания для повторения. 3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам). На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы. 4. Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов. 5. Блиц-контроль (вопрос — ответ). Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания. 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока. Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д. IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства 1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд). Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный. 28 2. Сравните впечатления Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся. 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер. 4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства. Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)». Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор. Заготовила зима Зорям — алые чернила, Краски для всех сама. Всем деревьям — чистые Полю — лушие белила, Блестки серебристые. В. Фетисов Чародейкою зимою Околдован лес стоит, Неподвижною, немою, И под снежной бахромою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. А. Пушкин В январе, в январе Солнце в небе голубом. Много снегу на дворе. В нашем доме топят печки. Снег на крыше, на крылечке, В небо дым идет столбом. С. Маршак Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С. Есенин 5. Игра «Угадай». Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации. 29 6. Указать автора или название произведения. Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу. Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства. 7. Отгадывание кроссвордов (составление). При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий. Тематические кроссворды выполняют функции: - обучающую; - контролирующую; - творческую. При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление. 8. Викторина «Аукцион знаний». Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Например, на уроках по ДПИ. 9. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”». Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета». Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности. 10. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами. Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства. V. Сюжетно-ролевые игры 1. Игра "Следствие ведут знатоки". По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса. 2. Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности. Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. 30 Приложение 7 31 Приложение 8 Календарный учебный график 1 год обучения № п/п Наименование разделов и тем Колич ество часов 1. Вводное занятие. 2 2. Раздел 2. «Цветовой круг». 4 2.1. Цветовой круг. Использование цветового круга в 2 живописи. «Божьи коровки». 2.2. Основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, тон, светлота. «Рябинка». 3. Дата Раздел 3. «Цвета природы». 2 14 3.1. Основы цветоведения, смешивание получения составного цвета. 3.2. Беседы «Гармония природы» 2 3.3 «Яркие краски в природе». Посещение музея. 2 3.4 Занятие на пленэре. «Осенний лес» 2 3.5 «Грибочки» 2 3.6 «Майский жук» 2 3.7 «Динозавр» 2 4. красок для 2 Раздел 4. «Портрет ». 8 4.1. Портрет в изобразительном портретов. «Пес матрос», 4.2. Последовательность построения портрете. «Принцесса» 4.3. Игра «Персонажи положительные и отрицательные 2 в русской народной сказке». «Лисичка» 4.4. Посещение виртуальной выставки. «Мухацокотуха». 5. 5.1. искусстве, виды 2 пропорций Раздел 5. «Пейзаж» Виды пейзажей. Передача пространства сезонного пейзажа, воздушной перспективы и состояния этого времени года. «Маяк». 32 в 2 2 8 2 5.2. Беседа «Средства выразительности – тон и линия». 2 «Лес» 5.3. Последовательность выполнения постановки 2 5.4. «Сухие травы» 2 Раздел 6. «Натюрморт» 6. 10 6.1. Натюрморт в живописи. Тональные и 2 пространственные отношения предметов в постановке, последовательность выполнения учебных рисунков. «Коктейль» 6.2. «Кофейная семейка» 2 6.3. «Арбуз» 2 6.4. «Греческая ваза» 2 6.5. «Пасха» 2 7. Раздел 7. «Выразительные образы» 12 7.1. Художественный образ, язык изобразительного 2 искусства. «Олень» 7.2. Выбор сюжета, цветовое решение. «Лама» 2 7.3. Расположение фигур, детализация, использование возможности цвета для раскрытия темы. «Енотполоскун», 2 7.4. «На полюсе». 2 7.5. «Кошачий взгляд» 2 7.6. «Кошачий взгляд» 2 Раздел 8. «Фантастика» 8. 10 8.1. Беседа «О фантазии в творчестве, в искусстве». 8.2. Правила построения пространства пейзажа, 2 технические навыки по смешиванию цветов, работать кистью. 8.3. Выбор сюжета для композиции и необычного 2 цвета. «Космос» 8.4. «Галактика» 2 8.5. «Космонавт» 2 9. Раздел 9. «Архитектура» 33 2 12 9.1. Особенности построек. изображения архитектурных 2 9.2. Перспектива, построение композиции, определение 2 главного объекта. «Сказочная избушка» 9.3. Распределение пространства композиции в листе, 2 проработка отдельных элементов архитектурных объектов, работа с цветом и формой. «Храм 9.4. Посещение виртуальной выставки. «Беседка» 2 9.5. «Церковь» 2 9.6. «Париж». 2 Раздел 10. «Транспорт» 10. 12 10.1. Беседа о видах транспорта, для чего он 2 предназначен, где используется, кто управляет транспортом. 10.2. Определение из каких фигур состоит, порядок 2 изображения. «Грузовик» 10.3. «Сказочная карета» 2 «Дирижабль» 2 «Трактор» 2 «Самолет» 2 11. 11.1. Раздел 11. «Кругосветное путешествие» Тема: «Африка» (8ч) 40 2 Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. 11.2. «Африканская девочка» 2 11.3. «Крокодил» 2 11.4. «Пальмы» 2 11.5. Тема: «Северная Америка» (8ч) 2 Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. 11.6. «Мексиканка» 2 11.7. «Пума» 2 34 11.8. «Лес» 2 11.9. Тема: «Южная Америка» (8ч) 2 Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. 11.10. «Мальчик» 2 11.11. «Ленивец» 2 11.12. «В джунглях» 2 11.13 Тема: «Северный Полюс» (8ч) 2 Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. 11.14. «Белый медведь» 2 11.15. «Полярная сова» 2 11.16 «На льдине» 2 11.17. Тема: «Австралия» (8ч) 2 Беседа о жителях континентов, об их быте и занятиях. Животные и растительный мир. 11.18. «Австралиец» 2 11.19. «Коала» 2 11.20. «Эвкалиптовый лес» 2 12. Раздел 12. Пластилинография 36 12.1. Вводное занятие. 2 12.2. Панно «Полевые цветы» 2 12.3. Панно «Полевые цветы» 2 12.4. Панно «Полевые цветы» 2 12.5 «Фламинго» 2 12.6. «Фламинго» 2 12.7. «Фламинго» 2 12.8. «Лягушка на болоте» 2 12.9. «Лягушка на болоте» 2 12.10. «Лягушка на болоте» 2 35 12.11. Панно «Синицы» 2 12.12. Панно «Синицы» 2 12.13. Панно «Синицы» 2 12.14. Панно «Зимний лес» 2 12.15. Панно «Зимний лес» 2 12.16. «Жираф» 2 12.17. «Жираф» 2 12.18. «Жираф» 2 Раздел 13. Графика 13. 36 13.1. Многообразие линий в природе. Упражнения на 2 характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д. 13.2. «Горы» 2 13.3. «Цветы» 2 13.4. Выразительные средства композиции: точки, 2 линии, пятна. Упражнения: рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно) 13.5. Упражнения: следы на снегу, следы птиц, людей, 2 лыжников и т.д.). 13.6. «Ваза с цветами» 2 13.7. Выразительные возможности цветных карандашей. Плавные цветовые переходы (цветовые растяжки). 2 13.8 «Осенние листья» 2 13.9 «Праздничные воздушные шары» 2 13.10. Орнамент. Виды орнамента. Орнаменты из 2 геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.). 13.11. Растительные орнаменты. 2 13.12. «Лоскутное одеяло» 2 13.13. «Салфетка» 2 13.14. «Скатерть» 2 36 13.15. «Шапка» 2 13.16. «Варежки» 2 13.17. «Носки» 2 13.18. Фактуры. Фактура земли, воды, воздуха 2 14. Раздел 14. Воспитательные мероприятия 10 14.1. Беседа. «Правила поведения на занятиях», «Правила поведения при работе в группе» 1 14.2. Беседа «Наши учителя». Подготовка плаката ко Дню учителя. 2 14.3. Игра «Ниточка и иголочка». 1 14.4. Беседа «Правила поведения в музее». Игра «Экскурсоводы». 1 14.5. Беседа «Как общаться друг с другом при выполнении заданий» 1 14.6. Игра «Королевство» на развитие взаимопонимания в группе. 1 14.7 Игра «Земля, вода, воздух, ветер». 1 14.8. Занятие «Совместное рисование». 2 Итоговое занятие 2 Итого 37 216 Календарный учебный график 2 год обучения № п/п Дата Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3 3.4 4. 4.1. 4.2. 4.3. Раздел 2. Цветоведение. Цветовой спектр Ахроматические цвета Хроматические цвета. Цветовая растяжка Теплые цвета. Многослойна техника Холодные цвета Раздел 3. Техники работы гуашью. Заливка с плавным переходом цвета Техника работы гуашью «мазками» Тонкие линии кистью Техника работы гуашью «сухая кисть» Раздел 4. Композиция Ритм Симметрия. Ассиметрия Линия горизонта. Плановость Раздел 5. «Пейзаж» Линейная перспектива, воздушная перспектива, зрительный центр, правила композиции. «Подсолнухи» «Зимний пейзаж» «Мельница» «Кувшинки» «Маки» Раздел 6. «Натюрморт» Правила построения натюрморта, компоновка предметов в натюрморте. «Чай с лимоном» «Банка меда» «Гриб» «Глобус» «Малина» «Цветы в корзине» Раздел 7. Портрет Особенности построения мужского и женского портрета. Правила построения портрета в профиль и ¾. «Девочка» «Айболит» 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 38 Колич ество часов 2 10 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. 9.8. 9.9. 9.10. 9.11. 9.12. 10. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 10.5. 10.6. 10.7. 10.8. 10.9. 10.10. 10.11. 10.12. 10.13 11. «Иванушка» «Баба-Яга» «Парижанка» «Пират» «Солдат» Раздел 8. Анималистика Анатомия животных, построения тела и головы. Изучение особенностей движения и поведения животных для передачи динамики в рисунке. «Дельфин» «Кот в кармане» «Рыба-клоун» «Французский бульдог» «Чомга» «Тигр» Раздел 9. Праздничные даты «День знаний» «День знаний» «День матери» «День матери» «День народного единства» «Щелкунчик» «Масленница» «День космонавтики» «8 марта» «8 марта» «День России» «День победы» Раздел 10. Рисуем как художник С. Дали С.Дали Клод Моне В. Ван Гог Ван Гог А.И.Куинджи А.И.Куинджи И.И.Шишкин В.М.Васнецов В.М.Васнецов М.А.Врубель Ян Вермеер Ян Вермеер Раздел 11. Беседы об изобразительном искусстве 39 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 26 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 11.1. 11.2. 11.3. Беседа о композиции Язык графики Язык живописи 1 1 1 11.4. Натюрморт как жанр изобразительного искусства 1 11.5. Пейзаж как жанр изобразительного искусства 1 11.6. Портрет как жанр изобразительного искусства 1 11.7. 11.8. 11.9. 11.10. Портрет как жанр изобразительного искусства Скульптура как вид изобразительного искусства Архитектура как вид искусства Декоративно-прикладное искусство 1 1 1 1 Раздел 12. Пластилинография 36 12.1. «Ромашки». 2 12.2. «Ромашки». 2 12.3. «Подсолнух». 2 12.4. «Подсолнух». 2 12.5. «Бабочки». 2 12.6. «Бабочки». 2 12.7. «Стрекоза». 2 12.8. «Стрекоза». 2 12.9. Коллективное панно «У воды». 2 12.10. Коллективное панно «У воды». 2 12.11. «Пчела на цветке». 2 12.12. «Пчела на цветке». 2 12.13. «Трудолюбивые муравьи». 2 12.14. «Трудолюбивые муравьи». 2 12.15. «Паук плетет паутину». 2 12.16. «Паук плетет паутину». 2 12.17. «Ёрш». 2 12.18. «Ёрш». 2 13. 13.1. Раздел 13. Графика Противостояние линии. Характерные особенности линий. Образы, противоположные по пластическому решению. Упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др. Работа с геометрическими формами. Применение 36 2 13.2. 13.3. 40 2 2 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 13.8. 13.9. 13.10. 13.11. 13.12. 13.13. 13.14. 13.15. 13.16. 13.17. 13.18. тона. Штриховка простых геометрических форм. Композиция из двух-трех плоских предметов сложной формы (например, пуговицы, ножницы, ключи, расчески и пр.) с применением штриховки. Стилизация. Наброски предметов (предметов быта, животных, насекомых, птиц, рыб пр.), составленных из геометрических фигур. Преобразование предметов геометризированной формы в пластическую. Декорирование пластической формы простым орнаментом. Изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта (кувшин, лейка, кружка и др.) Абстракция. Образа реального животного из геометрических фигур. Образа реального абстрактного животного из геометрических фигур. Текстура. Зарисовки геометрических текстур (пчелиные соты, кристаллы, снежинки и пр.) Зарисовки каркасных текстур (листья, паутины, ракушки, перья, зонтики укропа и пр.) Зарисовки пластических текстур (строение древесины, кораллы, морозные узоры и пр.) Ритм. Зарисовки комнатных растений или гербария. Симметрия. Пятно. Зарисовки насекомых или фантастических образов Асимметрия. Зарисовки предметов быта сложной формы (чайник). Зарисовки предметов быта сложной формы (графин). Линия горизонта. Плановость. Зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами (по картинам мастеров). Зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами (с натуры – вид из окна). Итоговое занятие Итого 41 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 216 Таблица для фиксации теоретических и практических результатов обучающихся объединения Ф.И.ребенка Знание и использование художественной терминологии виды жанр прием худож ы ы естве живо изобра нных писи зитель матер ной иалов деятел ьности Художественные приемы изобразительной деятельности Приемы работы с различными художественными материалами композ иция цветные каранда ши исполь зовани е светов ого рисунк а перспе ктива, ракурс цветов ое сочета ние 42 гуашь смеш анная техни ка Приложение 9 Участие в конкурсах и выставках качеств желание о участвова творче ть ских работ умение подготовить и представить работу Приложение 10 Таблица для фиксации личностных результатов обучающихся объединения Ф.И. ребенка потребность в творчестве и познании окружающего мира Личностное развитие навыки образное самостояте восприятие, льной воображение, творческой мышление работы самооценка 43 Организационно-волевые терпени самоко инициат е нтроль ивность Коммуникативное развитие Интерес Уровень Тип к конфлик сотрудничес занятия тности тва м