Пояснительная записка Основными задачами системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях являются оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей детей. Наиболее полно данные задачи реализуются на занятиях декоративно-прикладным творчеством. Из всего многообразия видов творчества, декоративно-прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Дополнительная общеобразовательная программа «Оч.умелые ручки» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, на подготовку личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества. В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности ребенка. От простейших изделий, направленных на развитие мелкой моторики кисти, до изготовления художественных работ для выставок декоративно-прикладного искусства, этот путь ребенок проделывает с интересом и удовольствием. Ведь поделки, мягкие игрушки, сделанные руками детей, несут в себе частицу души и поэтому, никогда не устаревают и хранятся многие годы. Общеобразовательная программа «Оч.умелые ручки» является актуальной, востребованной обучающимися от 9 до 14 лет. Программа«Оч.умелые ручки» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ЦРТДиЮ. Программа ориентирована на младший и средний возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Уровень усвоения – стартовый. Занятия проходят в группах по 12 человек. Набор осуществляется по желанию детей, группы разновозрастные. 1 Объем программы и режим работы Период Продолжительность занятия 1 год 2 год 2 уч. час 3 уч. час Кол-во занятий в неделю 3 3 Кол-во часов в неделю 6 ч. 9 ч. Кол-во недель 36 36 Кол-во часов в год 216 ч. 324 ч. Объем и сроки реализации программы – 540 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения - 216 часа в год; 2 год обучения – 324 часа в год. Периодичность и продолжительность занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 мин. Лучшие работы обучающихся представляются на выставках детского художественного творчества разного уровня – ЦРТДиЮ, районные, краевые, Всероссийские. Особенностью данной программы является то, что переход к следующему разделу программы осуществляется при условии сдачи зачета по пройденным разделам. Формы и методы работы. Основной формой организации занятий являются групповые учебные занятия. При подготовке к выставке или конкурсу проводятся индивидуальные занятия. В учебновоспитательном процессе предусмотрены часы на проведение экскурсий, посещение выставок, участие в тематических праздниках, акциях. Программа предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, творческого развития. Все эти процессы между собой тесно связаны, их достижению помогают методы и приемы, используемые педагогом в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. Для реализации программы используются следующие методы обучения. Объяснительно – иллюстративный метод. Предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением по технологическим картам. Репродуктивный метод. Он включает применение освоенного образца или примера. Работа обучаемых носит последовательный характер, т.е. выполняется по правилам в похожих ситуациях с предложенным примером. Исследовательско–поисковый метод. Обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование различных материалов. Этот метод направлен на развитие творческого мышления. Интерактивный метод обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, воспитанников друг с 2 другом. Педагог выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса. Цель: развитие личности ребенка посредством занятий декоративно-прикладным искусством. Задачи: формировать практические навыки по шитью мягкой игрушки и изделий из ткани; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре и искусству; развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии обучающихся. развитие коммуникативных умений и навыков. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебно – тематический план 1- года обучения: Название Количество часов Формы раздела промежуточного и Всего Теория Практика итогового контроля Русские 28 зачет народные куклы Игрушки из 32 зачет носочков Игрушки из 36 зачет фетра Машинные швы 26 зачет Игрушки 52 зачет «Тильда» Заяц «Тильда» 40 зачет Итоговое 2 Дипломы и грамоты занятие. Выставка «Мир игрушки». Начальная и итоговая 216 диагностика Итого за год 3 Содержание программы 1-года обучения Вводное занятие Ознакомление с программой обучения. Техника безопасности. Материалы, инструменты. Практическая работа «Изготовление игольницы из подручного материала». Раздел: Русские народные куклы Теория.История возникновения русской народной игрушки. Обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии изготовления не сшивных кукол, кукол «мотанок», кукол «оберегов». Учатся завязывать двойные узлы. Изучают правила кроя и работы с ножницами. Узнают свойство материалов, учатся подбирать их по цвету. Изучают символику цветов русского народного костюма. Практика. Изготавливают: куклу - оберег «Подорожница», тканевую куклу «Веснянка», куклу «Мотанка», игровую куклу на счастье, куклу – кубышку «Травница», куклу – крестушку «Купавка» и куклу «Берегиня». Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Раздел: Игрушки из носочков Теория.Игрушки из носочков и немного истории. Обучающиеся узнают о различных видах ручных швов и учатся их выполнять: шов «вперед иголка», «строчка», обмёточные швы: «через край», «петельный», вышивка: «тамбурный». Учатся набивать игрушки синтепоном, сшивать детали игрушек, пришивать или приклеивать глазки, вышивать мордочки зверушкам. Практика. Изготавливают игрушки: «кот», «мишку», «зайку», «снеговика». Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Раздел: Игрушки «Тильда» Теория.История возникновения «Тильды». Устройство швейной машины. Заправка швейной машины. Машинный шов «строчка». Работа с утюгом, изучение специальной терминологии - заутюживание, разутюживание, стачивание, смётывание. Обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки:куклы «Тильда» и зайца «Тильда». Практика. Техника выполнения мягкой игрушки: подбор материала и подготовка его к работе;раскрой деталей (основные и отделочные детали); сшивание деталей; придание формы отдельным деталям; сборка изделия; оформление изделия. Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Техника безопасности при работе на швейной машине. Воспитательные мероприятия Экскурсия в музей, тема: «Уклад жизни русских переселенцев на ДВ».Походы на природу (6 часов). Массовые воспитательные мероприятия ЦРТДиЮ(14 часов). Мастер–класс «Праздничный стол»; спортивно-игровая программа «Юный пожарный»; конкурсно–познавательная программа «Умники и умницы»; акция «Добрая игрушка»; литературно – музыкальный вечер «Времена года»; викторина «Куда зовет сказка?»; русский народный праздник «Масленица». Занятия по медиабезопасности (4 часа). Тема: «Здоровый ребенок или жертва рекламируемых продуктов»; Тема: «Добрые игрушки». Подготовка к конкурсам и выставкам (26 часов). Ежегодные конкурсы детского творчества: «Новогодняя Ёлочка», «Кто на болоте живет?». 4 Ежегодные выставки: «День Матери»,«Новогоднее украшение»,итоговая выставка «Мир игрушки». Учебно–тематический план2 –года обучения: № п/п Название раздела 1. Игрушки из фетра 2. Кукла из текстиля 3. Французская текстильная кукла 4. Изготовление одежды для французской текстильной куклы 5. Игрушки на каркасе 6. Итоговое занятие. Выставка «Мир игрушки» 7. Итого: Количество часов Всего Теория Практика 63 Формы промежуточного и итогового контроля зачет 75 зачет 69 зачет 87 зачет 30 зачет 3 Дипломы и грамоты 216 Начальная и итоговая диагностика Содержание 2-ой год обучения Вводное занятие Теория.Ознакомление с программой обучения. Техника безопасности. Материалы, инструменты. Викторина «Русская народная кукла» ибеседа о впечатлениях лета. Раздел: Игрушки из фетра Практика. Техника выполнения игрушки из фетра: изготовление шаблона; выкраивание изделия по шаблону; сшивание деталей и обработка краев «закрепляющими» и «отделочными» швами; придание формы изделию; сборка изделия; оформление изделия: пришивание пуговиц, лент, тесьмы. Приклеивание бусинок, бисера клеевым пистолетом. Изготовление изделий из фетра: «сердечко», «колокольчик», «варежка», «валенок», «котик», «заяц», «сова», «снеговик», «ёлочка». Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Раздел: Французская текстильная кукла Теория.«Волшебный мир детства» - рассказ о французской текстильной кукле, знакомство с одноименной книгой. Практика. Изготовление машинных швов: «двойной», «запошивочный». Техника выполнения французской текстильной куклы: изготовление и увеличение выкройки; нанесение выкройки на ткань и выкраивание;сшивание деталей куклы на швейной машине; набивание куклы синтепоном; соединение деталей куклы: головы, туловища, рук, ног; 5 вышивание нитками «мулине» глаз, рта, носа; изготовление волос для куклы. Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Техника безопасности при работе на швейной машине. Раздел: Изготовление одежды для французской текстильной куклы Практика. Обучающиеся изготавливают три комплекта одежды для куклы. Комплект одежды «Неженка»: ночная сорочка, халатик, тапочки, медвежонок «Дуду». Комплект одежды «Клубничная кукла»: платье, шляпа, передник, туфельки. Комплект одежды «Джинсовая кукла»: рубашка, комбинезон, сапожки, косынка. Панталоны и топ входят во все комплекты. Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Техника безопасности при работе на швейной машине. Раздел: Игрушки на каркасе Теория.«Игрушка своими руками» - рассказ о каркасной игрушке, показ презентации. Практика. Изготовление мягкой игрушки на каркасе: подбор материала и подготовка его к работе; раскрой деталей (основные и отделочные детали); сшивание деталей; изготовление каркаса из проволоки; придание формы отдельным деталям; сборка изделия; оформление изделия. Техника безопасности с колюще – режущими предметами. Техника безопасности при работе на швейной машине. Воспитательные мероприятия (22 часа). Экскурсия в музей, тема: «Жизнь и быт народов севера – Эвенки». Походы на природу (6 часов). Массовые воспитательные мероприятия ЦРТДиЮ(12 часов). Интерактивная викторина «Путешествие в страну дорожных знаков». Выставка – продажа «День инвалида». Фольклорный праздник «Светлый праздник Рождества». Театрализованное представление «День славянской письменности». Открытое занятие «Куклы в народной традиции русского народа». Русский народный праздник «Масленица». Занятие по медиабезопасности(4 часа). Тема: «Современные игрушки»; Тема: «Игромания, как разновидность зависимого поведения». Подготовка к конкурсам и выставкам (24 часа). Ежегодные конкурсы: «Ёлочка», «Кто на болоте живет?». Ежегодные выставки: «День Матери», «Сказочный Новый год», итоговая выставка «Мир игрушки». Планируемые результаты. К концу обучения по программе ожидаются следующие результаты: у обучающихся сформируются практические навыки по ручному шитью и на швейной машине, по изготовлению и оформлению объёмных игрушек из ткани и меха, разовьётся тонкая моторика кисти руки, внимание, память, способность к анализу и самоанализу, зрительное восприятие, художественный вкус, творческие способности, фантазия. Формы подведения итогов работы. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических работ и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Подведение итогов по 6 тематическим разделам проводится в форме зачета. В течение учебного года действует выставка детских работ в учебном кабинете. Лучшие работы представляются на итоговой выставке ЦРТДиЮ. Формами подведения итогов реализации программы являются защита творческих проектов и работ обучающихся, участие в выставках и конкурсах различных уровней. Важными показателями успешности освоения программы можно считать развитие интереса обучающихся к народному творчеству, народной кукле, их участие в мероприятиях ЦРТДиЮ и объединения «Оч.умелые ручки». Знания и умения обучающихся, по окончании первого года обучения будут знать: начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях; о традиционных русских народных куклах; историю возникновения куклы «Тильды»; сведения о применяемых материалах в изделиях; профессиональные термины; пять основных ручных швов; технологию изготовления мягких игрушек; устройство швейной машины. будут уметь: пользоваться технологическими картами; изготавливать традиционные русские народные куклы; изготавливать и увеличивать выкройки; выполнять пять основных ручных швов; работать с утюгом; подготавливать швейную машину к работе; выполнять шов «строчка» на швейной машине. Знания и умения обучающихся, по окончании второго года обучения. будут знать: сведения о применяемых материалах в изделиях; «закрепляющие» и «отделочные» ручные швы; технологию изготовления французской текстильной куклы; технологию изготовления одежды для куклы; технологию изготовления игрушек на каркасе. будут уметь: работать по шаблону; выполнять ручные швы - «закрепляющие» и «отделочные»; работать на электрических швейных машинах; изготавливать мягкие игрушки на каркасе. Начальныйконтрольобучающихся в объединении «Оч.умелые ручки», проводится 1 раз в год. Сроки проведения начальногоконтроля: 1 полугодие – сентябрь-октябрь. Итоговый контроль обучающихся в объединении «Оч.умелые ручки», проводится 1 раз в год. Сроки проведения итогового контроля: 2 полугодие – апрель-май. Формы и методы проведения итогового контроля: наблюдение, собеседование, выставки, конкурсы, открытые занятия, зачеты. Зачеты проводятся по разделам. Переход на следующий раздел программы осуществляется при условии сдачи зачета по пройденному материалу. 7 Условия реализации программы. Занятия проходят в специально оборудованном кабинете. Обязательно наличие раскроечного стола, гладильной доски, швейных машин, утюга, оверлока. Для обучающихся в кабинете приготовлены: образцы работ, журналы, книги, альбомы с фотографиями, папки с выкройками мягких игрушек, постоянно действующая выставка изделий обучающихся. В кабинете обязательно в наличии медицинская аптечка. Формы аттестации. По отдельным разделам программы проводится зачет. Проводится начальная и итоговая диагностика Формы представления результатов. Участие в выставках, конкурсах, презентация проекта и т.п. Открытые занятия два раза в год. Оценочные материалы. Протокол и итоги по зачетной работе Протокол и итоги конкурсов Фото и видеоотчет и др. Методическое обеспечение программы. Структура занятия: Занятие предполагает последовательность следующих этапов: 1 - й э т а п - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. 2 - й э т а п – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности. 3 - й э т а п – основной. Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д. 4 - й э т а п – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция. 5 - й э т а п – итоговый. Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. В программе при изучении «Русских народных кукол», используются презентации и видео ролики об истории возникновения русских народных кукол и русском народном костюме. 8 В программе на занятиях используются технологические карты по темам: «Кукла «Берегиня», «Тканевая кукла «Веснянка», «Игрушки из носочков «Кукла для малыша», «Французская текстильная кукла». Образцы изделий оформлены в кабинете в виде выставки. Используется на занятиях ТСО. Календарно учебный график первого года обучения № п/п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 3. 3.1 3.2 Число, Месяц 15 Сентябрь 16 Сентябрь 19 Сентябрь 21 Сентябрь 23 Сентябрь 26 Сентябрь 28 Сентябрь 30 Сентябрь 3 Октябрь 5 Октябрь 7 Октябрь 10 Октябрь 12 Октябрь 14 Октябрь 17 Октябрь 19 Октябрь 21 Тема занятия Форма проведения теория Кол-во часов 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Кукла «Мотанка» практика 2 Игровая кукла на счастье практика 2 Кукла – кубышка «Травница» Кукла «Берегиня» практика 2 практика 2 Насыпная кукла «Богачь» практика 2 Насыпная кукла «Зернушка» Кукла скрутка столбушка «Мамушка» Обереговые куклы «Неразлучники» Игровая кукла «Коняшка» практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Зачет по разделу практика 2 практика 2 практика 2 Вводное занятие. Техника безопасности. Изготовление «игольницы». Русские народные куклы История возникновения русской народной игрушки. Кукла -оберег «Подорожница» Кукла – крестушка «Купавка» Экскурсия в музей, тема: «Уклад жизни русских переселенцев на ДВ». Тканевая кукла «Веснянка» Игрушки из носочков Игрушки из носочков и немного истории. «Кукла для малыша» Игрушка из носочков Форма контроля Зачет Начальная диагностика 9 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 Октябрь 24 Октябрь 26 Октябрь 28 Октябрь 31 Октябрь 2 Ноябрь «Кукла для малыша» Игрушка из носочков «Кот» практика 2 Игрушка из носочков «Кот» практика 2 Игрушка из носочков «Мишка» Игрушка из носочков «Мишка» Открытое занятие «Игрушки из фетра» практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 (каникулы) 3 Спортивно- игровая Ноябрь программа «Юный (каникулы) пожарный» 7 Игрушка из носочков Ноябрь «Мишка» 3.10 9 Ноябрь Игрушка из носочков «Зайка» практика 2 3.11 11 Ноябрь Игрушка из носочков «Зайка» практика 2 3.12 14 Ноябрь Игрушка из носочков «Котенок» практика 2 3.13 16 Ноябрь Игрушка из носочков «Котенок» практика 2 3.14 18 Ноябрь Игрушка из носочков «Щенок» практика 2 3.15 21 Ноябрь 23 Ноябрь Игрушка из носочков «Щенок» Зачет по разделу практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Игрушки из фетра: «Зайка» практика 2 Игрушки из фетра: «Зайка» практика 2 Игрушки из фетра: «Мишка» практика 2 3.16 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.6 4.7 25 Ноябрь 28 Ноябрь 30 Ноябрь 2 Декабрь 5 Декабрь 7 Декабрь Игрушки из фетра Игрушки из фетра: «Сердечко» Игрушки из фетра: «Колокольчик» Игрушки из фетра: «Котик» Зачет 10 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 9 Декабрь 12 Декабрь 14 Декабрь 16 Декабрь 19 Декабрь 4.13 21 Декабрь 4.14 23 Декабрь 4.15 26 Декабрь 4.16 28 Декабрь 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 9 Январь 11 Январь 13 Январь 16 Январь 18 Январь 20 Январь 23 Январь 25 Январь 27 Январь Игрушки из фетра: «Мишка» Игрушки из фетра: «Сова» практика 2 практика 2 Игрушки из фетра: «Сова» практика 2 Игрушки из фетра: «Новогодняя Ёлочка» Игрушки из фетра: «Новогодняя Ёлочка». Зачет по разделу Подготовка к выставке «Новогоднее украшение» и конкурсу «Альтернативная Ёлочка». Подготовка к выставке «Новогоднее украшение» и конкурсу «Альтернативная Ёлочка». Подготовка к выставке «Новогоднее украшение» и конкурсу «Альтернативная Ёлочка». Подготовка к выставке «Новогоднее украшение» и конкурсу «Альтернативная Ёлочка». Машинные швы История возникновения «Тильды». Устройство швейной машины Заправка электрической швейной машины Машинный шов «строчка» практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Машинный шов «строчка» практика 2 Машинный шов «двойной» практика 2 Машинный шов «двойной» практика 2 «Запошивочный машинный шов» Подготовка к конкурсу «Кто на болоте живет?». Изготовление поделок в технике оригами Подготовка к конкурсу «Кто на болоте живет?». Изготовление поделок в технике оригами практика 2 практика 2 практика 2 Зачет 11 5.10 30 Январь 5.11 1 Февраль 3 Февраль 6 Февраль 8 Февраль 5.12 5.13 5.14 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 6.17 6.18 10 Февраль 13 Февраль 15 Февраль 17 Февраль 20 Февраль 22 Февраль 24 Февраль 27 Февраль 1 Март 3 Март 6 Март 7 Март 10 Март 13 Март 15 Март 17 Март 20 Март 22 Март Подготовка к конкурсу «Кто на болоте живет?». Изготовление поделок в технике оригами «Запошивочный машинный шов» Работа на Оверлоке практика 2 практика 2 практика 2 Работа с утюгом, специальная терминология Зачет по разделу практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Выкраивание деталей куклы практика 2 Выкраивание деталей куклы практика 2 Подготовка к празднику «Масленница» Подготовка к празднику «Масленница» Подготовка к празднику «Масленница» Выкраивание деталей куклы практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Подготовка к выставке 8 Марта! Подготовка к выставке 8 Марта! Подготовка к выставке 8 Марта! Сшивание на машинке деталей куклы Занятие по медиабезопасности: «Добрые игрушки». Сшивание на машинке деталей куклы Набивание синтепоном деталей куклы Набивание синтепоном деталей куклы Сшивание (обметочным швом) деталей куклы практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Кукла «Тильда» Выкраивание деталей куклы Выкраивание деталей куклы Зачет Сшивание (обметочным швом) деталей куклы 12 6.19 6.20 24 Март 27 Март 6.21 29 Март 6.22 31 Март 6.23 3 Апрель 6.24 5 Апрель 7 Апрель 10 Апрель 12 Апрель 6.25 6.26 6.27 6.28 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11 7.12 14 Апрель 17 Апрель 19 Апрель 21 Апрель 24 Апрель 26 Апрель 28 Апрель 2 Май 3 Май 5 Май 8 Май 10 Май 12 Май практика 2 практика 2 Пришивание готовых деталей к туловищу Пришивание готовых деталей к туловищу Изготовление и пришивание волос для куклы Изготовление и пришивание волос для куклы Изготовление и пришивание волос для куклы Рисование лица текстильной кукле Выкраивание деталей платья для куклы Сшивание на машине деталей платья для куклы Изготовление воздушных петель и пришивание пуговиц на платье куклы. Зачет по разделу Заяц «Тильда» Выкраивание деталей изделия Сшивание на машинке деталей изделия Набивание синтепоном деталей изделия Зашивание (обметочным швом) деталей изделия Зашивание (обметочным швом) деталей изделия Пришивание готовых деталей к туловищу Мастер – класс по рисованию глаз изделия Мастер – класс по рисованию глаз изделия Вышивание (тамбурным швом) мордочки зайца Выкраивание деталей костюма для изделия Выкраивание деталей костюма для изделия Сшивание на машине деталей костюма для 2 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Зачет 13 7.13 15 Май 7.14 17 Май 19 Май 22 Май 24 Май 7.15 7.16 7.17 7.18 7.19 7.20 26 Май 29 Май 31 Май 8. изделия Сшивание на машине деталей костюма для изделия Украшение и пришивание фурнитуры Украшение и пришивание фурнитуры практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Зачет Зачет по разделу Подготовка к итоговой выставке Подготовка к итоговой выставке Подготовка к итоговой выставке Итоговое занятие. Выставка «Мир игрушки» Итого: Итоговая диагностика 216 Календарно учебный график второго года обучения № Число, Тема занятия Форма Кол-во Форма 14 п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 Месяц 15 Сентябрь 16 Сентябрь 19 Сентябрь 21 Сентябрь 23 Сентябрь 26 Сентябрь 28 Сентябрь 30 Сентябрь 3 Октябрь 5 Октябрь 7 Октябрь 10 Октябрь 12 Октябрь 14 Октябрь 17 Октябрь 19 Октябрь 21 Октябрь 24 Октябрь 1.19 26 Октябрь 1.20 28 Октябрь Игрушки из фетра Вводное занятие. Техника безопасности. Викторина «Русская народная кукла», изготовление игольницы. Handmade что это такое? Изготовление изделия из фетра «Сердечко» Изготовление изделия из фетра «Сердечко» Экскурсия в музей. Тема: «Жизнь и быт народов севера – Эвенки» Изготовление изделия из фетра «Колокольчик» Изготовление изделия из фетра «Колокольчик» Изготовление изделия из фетра «Варежка» Изготовление изделия из фетра «Варежка» Изготовление изделия из фетра «Валенок» Изготовление изделия из фетра «Валенок» Изготовление изделия из фетра «Котик» Изготовление изделия из фетра «Котик» Изготовление изделия из фетра «Заяц» Изготовление изделия из фетра «Заяц» Изготовление изделия из фетра «Сова» Изготовление изделия из фетра «Сова» Изготовление изделия из фетра «Снеговик» Изготовление изделия из фетра «Снеговик» Изготовление изделия из фетра «Ёлочка». Зачет по разделу Спортивноразвлекательное мероприятие «Юный пожарный» Спортивноразвлекательная игра проведения часов теория 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 контроля Зачет Начальная диагностика 15 «Пионербол» 1.21 31 Октябрь Открытое занятие «Игрушки из фетра» практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 2.3 9 Ноябрь Кукла из текстиля. Кукла из текстиля. Изготовление выкройки. Изготовление и увеличение выкройки, выкраивание. Сшивание деталей куклы на швейной машине 2.4 11 Ноябрь Сшивание деталей куклы на швейной машине практика 3 2.5 14 Ноябрь Выворачивание и набивание синтепоном. практика 3 2.6 16 Ноябрь Пришивание вручную подошвы к ногам. практика 3 2.7 18 Ноябрь Зашивание вручную отверстий на деталях. практика 3 2.8 21 Ноябрь 23 Ноябрь 25 Ноябрь 28 Ноябрь 30 Ноябрь 2 Декабрь 5 Декабрь 7 Декабрь 9 Декабрь 12 Декабрь 14 Декабрь 16 Декабрь 19 Декабрь Соединение деталей куклы вручную. Изготовление туфель. практика 3 практика 3 Изготовление туфель. практика 3 Пришивание глазок. практика 3 Приклеивание волос. практика 3 Приклеивание волос. практика 3 Изготовление выкройки платья. Выкраивание платья. практика 3 практика 3 Сшивание деталей платья на машине. Пришивание отделки и фурнитуры. практика 3 практика 3 Пришивание отделки и фурнитуры. практика 3 Изготовление шапочки. практика 3 Изготовление штанишек или колготок. Зачет по разделу. практика 3 2. 2.1 2.2 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2 Ноябрь 7 Ноябрь Зачет 16 2.21 2.22 2.23 2.24 2.25 21 Декабрь 23 Декабрь 26 Декабрь 28 Декабрь 30 Декабрь 3. 3.1 9 Январь 3.2 11 Январь 13 Январь 16 Январь 18 Январь 20 Январь 23 Январь 25 Январь 27 Январь 30 Январь 1 Февраль 3 Февраль 6 Февраль 8 Февраль 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 10 Февраль 3.16 13 Февраль 15 Февраль 3.17 3.18 17 Подготовка к конкурсу «Альтернативная ёлочка» Подготовка к конкурсу «Альтернативная ёлочка» Новогодние утренники практика 3 практика 3 практика 3 Новогодние утренники практика 3 Новогодние утренники практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 Французская текстильная кукла «Волшебный мир детства», изготовление и увеличение выкройки Изготовление и увеличение выкройки Нанесение выкройки на ткань и выкраивание Нанесение выкройки на ткань и выкраивание Сшивание деталей куклы на швейной машине Сшивание деталей куклы на швейной машине Сшивание деталей куклы на швейной машине Сшивание деталей куклы на швейной машине Набивание куклы синтепоном Набивание куклы синтепоном Набивание куклы синтепоном Набивание куклы синтепоном Набивание куклы синтепоном Соединение деталей куклы: (головы, туловища, рук, ног) Соединение деталей куклы: (головы, туловища, рук, ног) Развлекательная игровая программа «Масленница» Соединение деталей куклы: (головы, туловища, рук, ног) Вышивание нитками 17 3.19 3.20 3.21 3.22 3.23 Февраль 20 Февраль 22 Февраль 24 Февраль 27 Февраль 1 Март 4. 4.1 4.1.1 4.1.2 4.1.3 4.1.4 4.1.5 4.1.6 4.1.7 4.1.8 3 Март 6 Март 7 Март 10 Март 13 Март 15 Март 17 Март 20 Март 22 Март «мулине» глаз, рта, носа Вышивание нитками «мулине» глаз, рта, носа Вышивание нитками «мулине» глаз, рта, носа Изготовление волос для куклы практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 Изготовление халатика практика 3 Изготовление халатика практика 3 Изготовление халатика практика 3 Изготовление тапочек практика 3 Изготовление тапочек практика 3 Приклеивание волос кукле Зачет по разделу Изготовление одежды для французской текстильной куклы: Комплект одежды «Неженка» Изготовление ночной сорочки Изготовление ночной сорочки Чаепитие 4.1.9 24 Март Медвежонок «Дуду» практика 3 4.1.10 27 Март Медвежонок «Дуду» практика 3 4.1.11 29 Март Оформление изделия и пришивание фурнитуры практика 3 4.1.12 31 Март Оформление изделия и пришивание фурнитуры практика 3 4.1.13 3 Апрель Оформление изделия и пришивание фурнитуры Комплект одежды «Клубничная кукла» Изготовление платья практика 3 практика 3 4.2 4.2.1 5 Апрель Зачет 18 4.2.2 4.2.3 4.2.4 4.2.5 4.2.6 4.2.7 4.2.8 7 Апрель 10 Апрель 12 Апрель 14 Апрель 17 Апрель 19 Апрель 21 Апрель 4.3 4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.3.4 4.3.5 4.3.6 4.3.7 4.3.8 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 24 Апрель 26 Апрель 28 Апрель 2 Май 3 Май 5 Май 8 Май 10 Май 12 Май 15 Май 17 Май 19 Май 22 Май 24 Май 26 Май 29 Май Изготовление платья практика 3 Изготовление шляпы практика 3 Изготовление шляпы практика 3 Изготовление передника практика 3 Изготовление передника практика 3 Изготовление туфелек практика 3 Изготовление туфелек практика 3 Комплект одежды «Джинсовая кукла» Изготовление рубашки практика 3 Изготовление рубашки практика 3 Изготовление комбинезона практика 3 Изготовление комбинезона практика 3 Изготовление сапожек практика 3 Изготовление сапожек практика 3 Изготовление косынки практика 3 Зачет по разделу практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 практика 3 Игрушки на каркасе: Самостоятельный выбор игрушки на каркасе. Раскрой деталей. Сшивание деталей. Изготовление каркаса из проволоки Набивание синтепоном и сборка изделия. Пришивание глаз и приклеивание волос. Раскрой и сшивание деталей одежды. Сшивание деталей одежды. Оформление изделия и пришивание фурнитуры. Зачет по разделу Зачет Зачет 19 5.9 6. 31 Май Итоговое занятие. Выставка «Мир игрушки» Итого: практика 3 Итоговая диагностика 324 Список литературы для педагогов: 1. Андреева, Р. П. Лоскутное шитье. - СПб.: Изд. дом «Литера», 2001. 2. Воротилова Т.Е., Воротилова Л.А., Владимирова А.И. Для тех кто шьет. – 2-е изд. – 20 Рига: Авотс, 1990. 3. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк. возраста. – 2-е изд.. – М.: Просвящение, 1989. 4. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. – СПб.:Лениздат, 1992. 5. Красберкю Корин. Французские текстильные куклы: пошаговые мастер – классы с выкройками. - Москва: Эксмо, 2015. 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242) 7. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 26.03.2016 № ВК-641/09) 8. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1990. 9. Монгольская Т. Игрушки из носочков. – М.: РИПОЛ классик, 2014. МудрагельЛ.Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление. – СПб.: Питер, 2014. 10. Неботова 3. Кононович Т. Мягкая игрушка. Игрушки- сувениры. - М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. 11. Подарки: Техники. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 12. Материалы журнала «Чудесные мгновения» все номера, 2001. 13. Чернышева Л.А. Большая энциклопедия. Шьем без подгонок и примерок. Выкройки самых популярных моделей. – Москва: АСТ, 2014. Список литературы для детей: 1. Красберкю Корин. Французские текстильные куклы: пошаговые мастер – классы с выкройками. - Москва: Эксмо, 2015. 2. Моргуновская Юлия Олеговна.Обережные куклы: красиво и просто. – Москва: Эксмо, 2014 3. Шамаева, Г., Кашинская, JI.Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. М.: Компания «Ключ-с», 1994. 4. ЯсминЮрюм. Зверушки из помпонов. Издательство АРТ - РОДНИК. 2012г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОМ КОНТРОЛЕ обучающихся в объединении «Очень умелые ручки» 21 Центра развития творчества детей и юношества 1. Общие положения Итоговый контроль обучающихся в объединении «Очень умелые ручки» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. ЦЕЛЬ итогового контроля– выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы в объединении «Очень умелые ручки». ЗАДАЧИ итогового контроля: формировать практические навыки по шитью мягкой игрушки и изделий из ткани; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре и искусству; развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии обучающихся. развитие коммуникативных умений и навыков. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ итогового контроля. Итоговый контрольобучающихся в объединении «Очень умелые ручки»,проводится 2 раза в год: в начале года и в конце учебного года. Сроки проведения итогового контроля: 1 полугодие – октябрь, во 2 полугодии – апрель-май. Формы и методы проведения итогового контроля: наблюдение, собеседование, выставки и конкурсы. 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ итогового контроля. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; развитость практических навыков работы со специальной литературой (книги по технологии изготовления мягких игрушек), осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием (иглами, ножницами, булавками, швейными машинками ит.д.) и оснащением; качество и ответственность при выполнении практического задания; развитость специальных способностей (терпение, аккуратность, усидчивость). 4. ОЦЕНКА, ОФОРМЛЕНИЕ И АНАЛИЗ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: 1. насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; 2. полноту выполнения образовательной программы; 3.обоснованность перевода воспитанника на следующую ступень обучения; 22 4.результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года. Результаты итогового контроля фиксируются в «Протоколе» итоговой диагностики обучающихся в объединении «Очень умелые ручки». Приложением к «Протоколу» является программа проведения итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся в объединении «Очень умелые ручки» анализируются администрацией Центра совместно с педагогом объединения по следующим параметрам: - количество воспитанников в (%) полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; - количество воспитанников в (%), переведенных или не переведенных на следующий год обучения; - причины невыполнения детьми образовательных программ; - необходимость коррекции программы. Протокол результатов 23 итогового контроляобучающихся в объединении «Очень умелые ручки» Название детского объединения «Очень умелые ручки» Фамилия, имя, отчество педагога Фатеева Алла Вячеславовна Форма проведения диагностики: наблюдение, анализ, учет детских достижений. Дата проведения_______________________________________________ Форма оценки результатов выставки, конкурсы. Члены комиссии_________________________________________ Результаты итогового контроля № п/п Фамилия, имя ребенка Год обучения Форма контроля Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) % 1. 2. 3. 4. По результатам итогового контроля обучающихся переведены на следующую ступень обучения, или оставлены для продолжения обучения на той же ступени обучения. Подпись педагога_____________________________________________ Подписи членов комиссии________________________________________ 24 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - I, для обучающихся первого года обучения 2023-2024 уч. год № п\п Ф.И.О. ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. В - Высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях Зачет по разделу: Русская народная кукла Теория Качество Соблюдение Эстетично «Символик выполнен техники сть а цветов в ия работы изготовления выполнен русском кукол ия работы народном «мотанок» костюме» Творчески й подход к оформлен ию изделия Количеств о выполнен ных изделий Использова ние специально й терминолог ии Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - I, для обучающихся первого года обучения 2023-2024 уч. год Зачет по разделу: Игрушки из носочков. № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Ф.И.О. ребенка Шов «вперед иголка» Шов «строчка» Шов «через край» Шов «петельный» Шов «тамбур ный» Творчески й подход к оформлени ю изделия Качеств о выполне ния изделия Количеств о выполненн ых изделий В - Высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 1 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - I, для обучающихся первого года обучения 2023-2024 уч. год Зачет по разделу: Игрушки «Тильда». № п\п Ф.И.О. ребенка Знание деталей швейной машины Заправка швейной машины Работа с утюгом Использовани Машинный Качество е специальной шов выполнени терминологии «строчка» я куклы «Тильда» Качество выполнени я зайца «Тильда» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. В - Высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 2 Объединение «Оч.умелые ручки»- I Результаты итогового контроля 2023-2024 уч. год Год обучения № п/п Фамилия, имя ребенка Форма диагностики Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) % 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. По результатам итогового контроля все обучающиеся переведены на следующий год обучения. 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - II, второго года обучения, 2023-2024 уч. год. Зачет по разделу: Игрушки из фетра № п\п Ф.И.О. ребенка Изготов ление шаблона Обработка краев «закрепляющ ими» швами Обработка краев «отделочными» швами Творческий подход к оформлению изделия Эстетичность выполнения работы Качество выполнения работы Количество выполненн ых изделий 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. В – высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 4 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - II, второго года обучения, 2023-2024 уч. год. Зачет по разделу: Французская текстильная кукла Машинный Машинный шов шов «двойной» «Запошивочный » № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Ф.И.О. ребенка Аккуратность Творческий выполнения подход к швов оформлению изделия Использование специальной терминологии Качество выполнени я работы В – высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 5 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - II, второго года обучения, 2023-2024 уч. год. Зачет по разделу: Изготовление одежды для французской текстильной куклы № п\п Ф.И.О. ребенка Творческий подход к оформлению изделия Качество выполнения комплекта одежды «Неженка» Качество выполнения комплекта одежды «Клубничная кукла» Качество выполнения комплекта одежды «Джинсовая кукла» Использование специальной терминологии 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. В – высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 6 Уровень сформированности основных умений обучающихся в группе объединения «Оч.умелые ручки» - II, второго года обучения, 2023-2024 уч. год. Зачет по разделу: Игрушки на каркасе № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Ф.И.О. ребенка Технология изготовления мягкой игрушки Технология изготовления каркаса Технология соединения игрушки с каркасом Использование специальной терминологии Творческий подход к оформлению изделия Качество выполнени я работы В – высокий уровень С - Средний уровень Н - Низкий уровень 7 Объединение «Оч.умелые ручки»- II, второй год обучения Результаты итогового контроля 2023-2024 уч. год Год обучения № п/п Фамилия, имя ребенка Форма диагностики Уровень усвоения (высокий, средний, низкий) % 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 8