1 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Из всего многообразия видов творчества одним из самых популярных является декоративно-прикладное искусство. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные клубочки» направлена на развитие художественного творчества в области декоративноприкладного искусства. Программа дает возможность получения учащимися базовых знаний и умений в изготовлении поделок из разнообразного материала и инструментов, применяя в работе различные технологии. Программа «Разноцветные клубочки» состоит из четырех разделов: бисероплетение, вышивка, вязание, работа с тканью. Программа создает условия для самовыражения через создание своими руками различных игрушек и поделок, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. На занятиях ребята развивают умения сотрудничать в коллективе, трудолюбие и самостоятельность в работе. Программа «Разноцветные клубочки» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 1 марта 2023 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 6. Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П) 7. Устав ОУ Направленность программы – художественная. 2 Актуальность программы. В процессе обучения по программе «Разноцветные клубочки» у детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, так как каждый ребёнок, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. Общаясь между собой в коллективе, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе. Педагогическая целесообразность. В процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству по программе «Разноцветные клубочки» занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, занимались художественным творчеством, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия. Вкладывая частичку своей души в поделку, учатся любить и отдавать. При реализации программы дети участвуют в творческих конкурсах и выставках, становятся призерами и победителями, тем самым проживают ситуации успеха, приобретают уверенность в своих силах, что имеет большое значение в развитии творческой личности ребенка Адресат программы: данная программа рассчитана на детей 10-14 лет. Занятия проводятся группой по12 человек три раза в неделю по два часа По срокам реализации программа рассчитана на 2 года, составлена для детей младшего и среднего школьного возраста, с учетом психофизических особенностей, интересов и потребностей детей. Дети, освоившие материал по программе «Мир рукоделия» стартового уровня, продолжают обучения по программе «Разноцветные клубочки» базового уровня. Уровень программы: базовый Объем программы и режим занятий. Период 1 год обучения 2 год обучения Итого Продолжительность Кол–во Кол-во Колзанятия занятий часов в во в неделю недель неделю 2 часа 3 6ч. 36 2 часа 3 6ч. 36 Кол-во часов в год 216 216 432 ч. 3 Цель: формирование базовых умений и навыков декоративно – прикладного искусства. Задачи: - способствовать формированию устойчивого интереса к декоративно – прикладному искусству; - расширить спектр знаний в области декоративно – прикладного искусства; - сформировать знания, умения и навыки в области освоения техник по бисероплетению, вязанию крючком, работе с тканью, вышивки; - развивать трудолюбие, коммуникативные навыки; - воспитывать самостоятельность в работе. Учебный план. Первый год обучения. № п/п 1 Название раздела 2 Введение в образовательную программу Вязание крючком 3 Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 50 5 45 Бисероплетеие 40 5 35 4 Работа с тканью 40 5 35 5 6 Вышивка Подготовка к конкурсам и выставкам 40 24 5 2 35 22 7 Воспитательные мероприятия 21 1 20 Всего: 216 часов Содержание. Первый год обучения 1. Введение в образовательную программу (2 часа). Теория. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Правила безопасного поведения на занятии. Организация рабочего места. Инструменты и материалы для занятия. Практика. Посещение мини-выставки с поделками, выполненными в разных техниках. «Цветок из ниток» 2. Вязание крючком (50часов) Теория: Правила техники безопасности при работе с ножницами, крючком. Составление пошагового плана работы. Знакомство со схемами вязания, обозначение петель. Разбор схем. Технологические карты пошагового хода работы. 4 Практика: Дидактическая игра: «Цветик-семицветик». Свойства ниток, подбор по цвету, толщине и соответствующие к ним размеры крючков. Техники вязания крючком (столбики с одним, двумя накидами, попкорны) Практические задания: вязание по схемам подставки под горячее: «Цветок из шести маленьких кругов», «Подсолнух», «Двухъярусный цветок с шестью лепестками», мягкие игрушки: «Медвежонок», «Куколка» столбиками с одним накидом». Снятие мерок для одежды куколки, выкройка, расчет петель для изделий (юбка, топик), одежда для куколки вязаная столбиками с двумя накидами и с попкорнами. 3. Бисероплетение(40часов) Теория: Материалы и инструменты их виды и свойства (проволока, резинка, шёлковая нить, леска, ножницы). Особенности сочетания цветов в готовых работах. Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами. Мини – выставка из полу объемных и объемных готовых работ в технике плетения из бисера. Практика: Техники плетения из бисера по схемам: полу объемного, объемного, параллельного плетения; подбор цвета и размера бисера для поделок. Составление пошагового плана работы. Практические задания: украшение на руку «Фенечка», «Объемный дельфин по схеме»; «Хомячок», «Собачка», «Кошечка», вазочка – паутинка, сетка – паутинка из бусин, «Новогодняя елочка», «Дед Мороз», «Снегурочка». 4. Работа с тканью (40часов) Теория: Техника безопасности при работе со швейной иглой и ножницами. Свойства, виды и особенности тканей (шелк, ситец, фетр, лён, драп). Виды ручных швов: «наметочный», «обметочный – петельный», ручная строчка – «назад иголку», «потайной». Практика: Техники выполнения ручных швов: «наметочный», «обметочный – петельный», ручная строчка – «назад иголку», «потайной» Составление плана работы. Выкройки из фетра. Практическая работа: «Сумочка из фетра»; мягкие игрушки («Цыпленок», «Зайчик», «Медвежонок», «Елочка»; «игрушка – Совушка», аппликация на ткани «Маки». «Котик». 5. Вышивка (40часов) Теория: Демонстрация изделий, вышитых на канве в разных техниках нитками «мулине», атласными лентами. Техника безопасности при работе со швейной иглой и ножницами. Практика: 5 Техника вышивания нитками «мулине» и атласными лентами с помощью швов: «стебельчатый»; «тамбурный»; «двусторонняя гладь». Подбор материала по цвету ниток. Использование для работы канвы, лент, пялец, наперстка. Составление пошагового плана работы. Практическая работа: «Бантик для любимой игрушки», вышивка атласными лентами: «Цветы в вазе», «Розы», «Тюльпаны», «Анютины глазки», «Букет полевых цветов». 6 6. Воспитательные мероприятия (21час) Проводятся во время школьных каникул: -экскурсии в краеведческий музей на темы: «Народные промыслы», «Коренные жители нашего района», «Эвенкийские узоры»; «День победы, герои Великой Отечественной войны» - выходы на природу с родителями в начале и конце учебного года. - развлекательная программа: «День именинника». 7. Подготовка к творческим конкурсам, выставкам, проектам(24часа): - подготовка и участие в творческих в конкурсах и выставках разного уровня. - подготовка и участие в итоговой выставке «От творчества педагога к творчеству ребенка». Учебный план Второй год обучения. № п/п Название раздела Количество часов Всего 2 Теория 1 Практика 1 1 Вводная беседа 2 Вязание крючком 50 5 45 3 Бисероплетение 42 4 38 4 Работа с тканью 42 3 39 5 Вышивка 42 3 39 6 Подготовка к конкурсам и выставкам Воспитательные мероприятия Итоговый контроль 18 1 17 19 2 17 2 1 1 7 8 Формы контроля Педагогическое наблюдение Итоговая выставка Итоговая выставка Итоговая выставка Итоговая выставка Итоговая выставка Педагогическое наблюдение Тестирование Всего:216 ч. Содержание. Второй год обучения 1. Вводное занятие (2 часа). 7 Теория: Знакомство обучающихся с программой второго года обучения. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Материалы и инструменты. Правила поведения в общественных местах. Минивыставка готовых работ. Практика: игрушка - «Капитошка из помпона» 2. Вязание крючком (50 часов) Теория: Беседа о назначении и применении вязаных изделий. Технология изготовления изделий из ниток разного размера. Подбор цвета в работе. Техника безопасности в работе с крючком и ножницами. Практика: Самостоятельная работа: вязание по схеме ажурной салфетки крючком №2 нитками «Ирис». Работа по технологическим картам. Вязание в техниках (столбики с накидами, без накидов, попкорны,: «Бабушкин квадрат с цветочным узорам», «Сумочка из бабушкиных квадратов», «Мотив с объемным цветком», «Вязаные фрукты», «Бабочка», шарфиков, тапочек, шапок, используя пряжу «Зефирка», «Ализе», «Травка». 3. Бисероплетение (42часа) Теория: Видеофильм "Бисерные рукоделия у разных народов". Беседа: назначение и применение готовых изделий из бисера. Техника безопасности с колющими и режущими предметами. Беседа: значение цвета в работе. Техники и виды плетения: «параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника. Составление технологических карт пошагового хода работы. Практика: Плетение из мелкого бисера: цепочки; броши для мамы; украшение на елку: «Ангелочек», «Новогодний шарик»; «Пасхальное яичко». Плетение салфеток разных форм и величины по собственным схемам. Самостоятельная работа: объемные поделки из мелкого бисера, выбор схем понравившихся изделий. 4. Работа с тканью (42часа) Теория: Демонстрация и презентация готовых работ за прошлый учебный год. Техника безопасности с колющими и режущими предметами. Технологические карты пошагового хода работы. Знакомство с технологией изготовления коллажа. Практика: 8 Выполнение из фетровой ткани мягкой игрушки зайчика, подбор нитей по цвету ткани, соединение краев изделия петельным швом. Выполнение из фетра аппликации на ткани: «Ромашка», «Гроздь винограда». Выполнение объемных работ: «Новогодняя елочка», «Курочка – грелка», диванная подушечка, Использование ручных швов («петельный», «вперед иголка», «назад иголка», «через край», «обметочный», «потайной»). Самостоятельная работа: выбор интересной работы из ткани, рисование эскиза. Раскрой деталей по выкройкам. 5. Вышивка (42часа) Теория: Техника безопасности при работе со швейной иглой, ножницами. Закрепление материала. Назначение и применение ручных швов в быту. Ручные швы для вышивания: «тамбурный», «стебельчатый». Знакомство с новыми видами стежков: «гладь», «крестик». Практика: Вышивание букетов полевых цветов, цветков мака, колокольчика на канве по схемам атласными нитками и нитками «мулине» разных цветов швами: «двусторонней гладью», «гладью», «тамбурным», «стебельчатым», «крестом». Рисование эскиза. Практическое задание: вышивка атласными лентами: «Букет сирени» и «Букет тюльпанов». Самостоятельная работа: вышивка панно: «Ландыши». Декорирование готовой работы: самостоятельный выбор материала (тесьма, крупные бусины, стразы, пайетки). 6. Подготовка и участие в творческих конкурсах и выставках. (18 часов): - подготовка и участие в выставках детского творчества разных уровней; - итоговая выставка «От творчества педагога к творчеству ребенка». 7. Воспитательные мероприятия (19 часов): Проводятся во время школьных каникул: - экскурсии в музей, походы на природу; - развлекательная программа: «Праздник Рождества»; - развлекательные программы: «День именинника». 8. Итоговый контроль. (2 часа) Проводятся тесты, определяющие уровень теоретической подготовленности детей. Планируемые результаты обучения В результате обучения по программе, обучающиеся: 9 Предметные: - будут знать о видах деятельности декоративно - прикладного искусства (вязание, вышивка, бисероплетение, работа с тканью); - будут владеть основными приемами и техниками при выполнении работ из бисера, ниток, ткани - будут знать и использовать специальную терминологию по бисероплетению, работы с крючком, тканью, вышивкой. Метапредметные: - будут использовать схемы, технологические карты; - будут знать технику безопасности с ручными инструментами, и применять ее в работе; - будут сотрудничать с ребятами своей группы. Личностные: - будут проявлять самостоятельность и трудолюбие в работе. Комплекс организационно – педагогических условий. Календарный учебный график. Первый год обучения. Число, месяц сентябрь октябрь Раздел Тема «Цветок из ниток» Введение в образовательну ю программу Техники вязания (столбики с одним накидом). Вязание крючком Техники вязания (столбики с двумя накидами). Техника вязания: попкорн Техники вязания (столбики с одним, двумя накидами, попкорн). Подставка под горячее: «Цветок из шести маленьких кругов» Подставка под горячее: «Цветок из шести маленьких кругов» Подставка под горячее: «Цветок из шести маленьких кругов» Подставка под горячее: «Цветок из шести маленьких кругов» «Подсолнух» «Подсолнух» «Подсолнух» «Двухъярусный цветок с шестью лепестками» «Двухъярусный цветок с шестью лепестками» «Двухъярусный цветок с шестью лепестками» «Двухъярусный цветок с шестью лепестками» «Медвежонок» Часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 ноябрь декабрь «Медвежонок» «Медвежонок» «Медвежонок» «Куколка» «Куколка» «Куколка» Одежда для «Куколки» Одежда для «Куколки» Одежда для «Куколки» Подготовка к Подготовка к выставке, посвященной Дню матери. Тема: «Вязаные розы в подарок маме» творческим конкурсам, Подготовка к выставке, посвященной Дню матери. выставкам Тема: «Вязаные розы в подарок маме» Подготовка к выставке, посвященной Дню матери. Тема: «Вязаные розы в подарок маме» Бисероплетеие Украшение: «Фенечка» Сувенир: «Дельфин» Сувенир: «Дельфин» «Собачка» «Собачка» «Хомячок» «Хомячок» «Кошечка» «Кошечка» «Вазочка – паутинка» «Вазочка – паутинка» Сетка-паутинка из бусин Сетка-паутинка из бусин «Дед Мороз» «Дед Мороз» «Снегурочка» «Снегурочка» «Новогодняя елочка» Композиции из готовых работ Подготовка к Подготовка к районному творческому конкурсу «Елочка». творческим Тема: выполнение поделок из бисера – украшение на конкурсам, елку. выставкам Подготовка к районному творческому конкурсу «Елочка». Тема: выполнение поделок из бисера – украшение на елку. Подготовка к районному творческому конкурсу «Елочка». Тема: выполнение поделок из бисера – украшение на елку. Подготовка к районному творческому конкурсу «Елочка». Тема: выполнение поделок из бисера – украшение на 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 елку. январь Работа с тканью февраль Подготовка к творческим конкурсам, выставкам март Вышивка апрель «Сумочка из фетра» 2 «Сумочка из фетра» «Сумочка из фетра» Мягкая игрушка: «Цыпленок» Мягкая игрушка: «Цыпленок» Мягкая игрушка: «Цыпленок» Мягкая игрушка: «Зайчик» Мягкая игрушка: «Зайчик» Мягкая игрушка: «Зайчик» Объемная поделка из фетра: «Медвежонок» Объемная поделка из фетра: «Медвежонок» Объемная поделка из фетра: «Медвежонок» Аппликация из ткани: «Маки» Аппликация из ткани: «Маки» Аппликация из ткани: «Маки» Игрушка - «Совушка» Игрушка - «Совушка» Игрушка - «Совушка» «Котик» «Котик» «Котик» Подготовка к районному конкурсу «Кто на болоте живет?» Тема: «лягушка» из фетра Подготовка к районному конкурсу «Кто на болоте живет?» Тема: «лягушка» из фетра Подготовка к районному конкурсу «Кто на болоте живет?» Тема: «кувшинка» из фетра «Бантик для любимой игрушки нитками мулине» «Бантик для любимой игрушки нитками мулине» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 «Бантик для любимой игрушки нитками мулине» Панно: «Цветы в вазе из цветных лент» 2 2 Панно: «Цветы в вазе из цветных лент» 2 Панно: «Цветы в вазе из цветных лент» Панно: «Цветы в вазе из цветных лент» Панно из атласных лент: «Розы» 2 2 2 Панно из атласных лент: «Розы» Панно из атласных лент: «Розы» Панно из атласных лент: «Розы» Панно: «Тюльпаны» 2 2 2 2 Панно: «Тюльпаны» Панно из атласных лент: «Букет полевых цветов» 2 2 2 2 2 2 12 май Подготовка к творческим конкурсам, выставкам ноябрь Панно из атласных лент: «Букет полевых цветов» 2 Панно из атласных лент: «Букет полевых цветов» Панно «тамбурным», «стебельчатым» швом: «Анютины глазки» Панно «тамбурным», «стебельчатым» швом: «Анютины глазки» Панно «тамбурным», «стебельчатым» швом: «Анютины глазки» Панно «тамбурным», «стебельчатым» швом: «Анютины глазки» Подготовка к районному творческому конкурсу «Пасха Красная» Тема: «Пасхальное яичко» Подготовка к районному творческому конкурсу «Пасха красная» Тема: «Пасхальное яичко» «От творчества педагога к творчеству ребенка». 2 2 Итоговая выставка творческих работ Тестирование Итоговый контроль Воспитательны Поход на природу е мероприятия ноябрь январь март апрель май май май 2 2 2 2 2 2 2 2 Экскурсия в музей: «Народные промыслы», «Эвенкийские узоры» Развлекательная программа: «Праздник Рождества» 2 Развлекательная программа: «День именинника» Экскурсия в музей: «Коренные жители нашего района» 2 2 Развлекательная программа: «День именинника» 2 Экскурсия в музей: «День Победы, герои Великой Отечественной войны» Поход на природу 2 Итого 2 2 216 Календарный учебный график. Второй год обучения. Число, месяц сентябрь Раздел Тема Игрушка - «Капитошка из помпона» Введение в образовательну ю программу «Бабушкин квадрат с цветочным узором» Вязание крючком «Бабушкин квадрат с цветочным узором» «Бабушкин квадрат с цветочным узором» Часы 2 2 2 2 13 октябрь ноябрь декабрь «Мотив с объемным цветком» «Мотив с объемным цветком» «Бабочка» «Сумочка из бабушкиных квадратов» «Сумочка из бабушкиных квадратов» «Сумочка из бабушкиных квадратов» «Вязаные фрукты» «Вязаные фрукты» «Коврик для домашнего питомца» «Коврик для домашнего питомца» Тапочки Тапочки Тапочки Ажурный шарфик Ажурный шарфик Ажурный шарфик Ажурный шарфик Ажурный шарфик Шапочка Шапочка Шапочка Шапочка Подготовка к Итоговая выставка Всероссийский, международный конкурс творческим конкурсам, Подготовка к выставке, посвященной Дню матери. выставкам Тема: «Вязаные прихватки в подарок маме» Бисероплетеие «Колокольчик полевой» «Колокольчик полевой» «Цепочка» «Цепочка» Украшение для мамы: брошь Украшение для мамы: брошь Украшение для мамы: брошь Сумочка в стиле пэчворк Сумочка в стиле пэчворк Сумочка в стиле пэчворк Сумочка в стиле пэчворк Салфетка Салфетка Салфетка Салфетка Украшение на елку: шарик Украшение на елку: шарик Украшение на елку: шарик 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 Подготовка к творческим конкурсам, выставкам январь Работа с тканью февраль март апрель Подготовка к творческим конкурсам, выставкам Вышивка Пасхальное яичко Пасхальное яичко Пасхальное яичко Итоговая выставка Подготовка к районному творческому конкурсу «Елочка». Тема: выполнение поделок из бисера – украшение на елку. Аппликация на ткани: «Ромашки» 2 2 2 2 2 Аппликация на ткани: «Ромашки» Аппликация на ткани: «Ромашки» Объемная аппликация на ткани: «Гроздь винограда» Объемная аппликация на ткани: «Гроздь винограда» Объемная аппликация на ткани: «Гроздь винограда» Объемная аппликация на ткани: «Гроздь винограда» Мягкая игрушка: «Зайчик» Мягкая игрушка: «Зайчик» Мягкая игрушка: «Зайчик» «Курочка-грелка для чайника» «Курочка-грелка для чайника» «Курочка-грелка для чайника» Декоративная салфетка Декоративная салфетка Декоративная салфетка «Диванная подушечка с рисунком» «Диванная подушечка с рисунком» «Диванная подушечка с рисунком» «Диванная подушечка с рисунком» «Диванная подушечка с рисунком» Итоговая выставка Подготовка к районному конкурсу «Кто на болоте живет?» Тема: «жители болота» из фетра Панно: «Букет цветов из лент» Панно: «Букет цветов из лент» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Панно: «Букет цветов из лент» Панно: «Колокольчик» из атласных лент Панно: «Колокольчик» из атласных лент 2 2 2 Панно: «Колокольчик» из атласных лент Панно: «Маки» Панно: «Маки» Панно: «Маки» Панно: «Букет сирени» Панно: «Букет сирени» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 май Подготовка к творческим конкурсам, выставкам октябрь ноябрь январь Панно: «Букет сирени» 2 Панно: «Букет тюльпанов» Панно: «Букет тюльпанов» Панно: «Букет тюльпанов» Панно: «Ландыши». Декорирование. Панно: «Ландыши». Декорирование. 2 2 2 2 2 Панно: «Ландыши». Декорирование. Вышивка «гладью» на канве: «Бурый медведь» Вышивка «гладью» на канве: «Бурый медведь» Вышивка «гладью» на канве: «Бурый медведь» Итоговая выставка 2 2 2 2 2 Подготовка к творческой выставке, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Поделки в разных техниках» «От творчества педагога к творчеству ребенка». 2 Итоговая выставка творческих работ Тестирование Итоговый контроль Воспитательны Поход на природу е мероприятия Развлекательная программа: «День именинника Развлекательная программа: «Праздник Рождества» Экскурсия в музей: «Редкие животные Хабаровского края» Развлекательная программа: «День именинника» Экскурсия в музей: «Выставка народных умельцев района» Развлекательная программа: «День именинника» март апрель апрель май Экскурсия в музей: «День Победы, ветераны района герои Великой Отечественной войны» Поход на природу май май Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 216 Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение: - кабинет; - ножницы, иглы, булавки, игольницы, нитки разного цвета: швейные, «мулине», «Ирис», «Роза», «Пион»; пряжа: «Травка», «Зефирка», «Ализе», «Плюшевая пряжа»; - фетр, канва, готовые шаблоны и выкройки; 16 - пуговицы, бусы, стразы, тесьма, кружева, атласные ленты, готовые глазки и носики; - пяльца, наперстки, крючки разных размеров; - клей – пистолет; - схемы, бисер разной формы и цвета, проволока, тарелочки под бисер; Информационное обеспечение программы: - аудио-, видео-, фото-источники, журналы и литература по данным видам рукоделия; - виртуальные туры по музеям мир на платформе GoogleArtProject [электронный ресурс] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/; - видео-мастер-классы портала «Ярмарка Мастеров» [электронный ресурс]; http://www.livemaster.ru/masterclasses/zhivopis-i-risovanie/zhivopis; - страна Мастеров // URL: http://stranamasterov.ru; - бисероплетение: https://moreidey.ru/biseropletenie/biseropletenie-1.htm; - вязание крючком: https://www.youtube.com/watch?v=dBNbQH8wG4Y; - вышивка лентами: https://www.youtube.com/watch?v=23xvVfWnwkM-; - ручные швы: https://www.youtube.com/watch?v=HSYe6JbXeRw Формы итогового контроля: - итоговый контроль в конце каждого учебного года (уровень теоретических знаний проверяются методом тестирования, практических умений и навыков методом наблюдения, готовых работ, достижений, участия в творческих конкурсах, выставках, личностные качества – методом наблюдения) - участие в творческих конкурсах и выставках разных уровней; - открытые занятия и участие в мероприятиях; - итоговая выставка творческих работ; - педагогическое наблюдение. (Приложение 1) Формы контроля: - по итогам освоения программы. Формы представления результатов: - итоговые выставки по каждому разделу программы; - итоговое занятие; - участие в итоговой выставке детского прикладного творчества; - участие в творческих конкурсах и выставках разного уровня. Оценочные материалы: - тесты (Приложение 2); - таблица для фиксации теоретических результатов обучающихся (Приложение 3); - таблица для фиксации практических результатов обучающихся (Приложение 4); 17 - таблица критериев оценивания творческих работ по разделам программы (Приложение 5, 6, 7, 8). Методическое обеспечение программы. Наглядные пособия: - готовые образцы изделий, макеты, технологические карты, выкройки, чертежи, схемы; - иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий. Дидактические материалы: - карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного опроса, практические и творческие задания. Структура занятия: Занятие предполагает последовательность следующих этапов: 1 этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. 2 этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности: музыкальное сопровождение, художественное слово, с целью поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся, сочетание устных объяснений материала с применением наглядно – дидактических пособий (презентация, показ журналов, открыток, произведений искусства, изделий и поделок, выполненных руками народных умельцев, образцы, схемы). 3 этап – основной. Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д. Инструктаж по технике безопасности. Пальчиковая гимнастика. 4 этап – практическая работа. Технология изготовления (технологические карты, раздаточный материал). 18 Физкультминутка. 5 этап – итоговый. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция, анализ и оценка достижения цели занятия, перспектива работы. Подведение итогов занятия, рефлексия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Список литературы и интернет – источников для педагога Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. Доп. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 с. Корнеева Е.Н., Рожков М.И Опросник ААА (активность, адаптивность, автономность) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242) Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 26.03.2016 № ВК-641/09) Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. – 112с., ил. Пыстогова Н.А. «Изучаем ценностные ориентации»: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических ВУЗов / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №227 Санкт-Петербурга, РГПУ имени А.И. Герцена – Санкт-Петербург: ГБОУ Гимназия №227 Санкт-П, 2018. – 55 с. Степанова Е.Н. Методика «Я и смысл» моей жизни» https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved =2ahUKEwinj7yqgPjrAhWjlYsKHQXUCosQFjACegQIBhAB&url=http%3A %2F%2Ftoschool2.ucoz.ru%2Fmetod_rabota%2Fklass_rykov%2Fmonitoring. doc&usg=AovVaw1zdCT_Ak4wj08dfE9TKIoN Список литературы и интернет – источников для детей: 19 1. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М.: Изд-во «Эксмо», 2002. – 88 с. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»). 2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Вышивка» -М.: Изд-во «ЭксмоПресс», 2001. 3. Бисероплетение: https://moreidey./biseropletenie/biseropletenie-3petelnoe-babochka 4. Виды швов, схемы для вышивания: https://imgur.com/eTDdliY/embed Список литературы и интернет – источников для родителей: 1. Бисероплетение: https://moreidey./biseropletenie/biseropletenie-3petelnoe-babochka 2. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил. 3. Игрушки из фетра: http://rat-felt.ru/milyie-fetrovyie-sovyata-shemigrushku-s-detmi.html 4. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская). 20 Приложение 1 Положение об итоговом контроле обучающихся по программе «Разноцветные клубочки» объединения декоративно-прикладного искусства «Пчелка». Итоговый контроль обучающихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель итогового контроля: -выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам. Задачи итогового контроля: - выявление степени сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных качеств у детей в выбранном ими виде творческой деятельности, дающих возможность решать задачи декоративноприкладного творчества. Организация итогового контроля: -итоговый контроль проводится в конце учебного года. Форма проведения итогового контроля: -диагностирование; -итоговая выставка. Критерии и оценки результатов итогового контроля. Основные показатели результатов освоения образовательной программы включают в себя: 1.Критерии уровня теоретической подготовки (какой объем знаний в результате обучения учащиеся усвоили за определенный промежуток времени): - будут знать технику безопасности с ручными инструментами, и применять ее в работе; - будут знать о видах деятельности декоративно - прикладного искусства (вязание, вышивка, бисероплетение, работа с тканью); - будут знать и использовать специальную терминологию по бисероплетению, работы с крючком, тканью, вышивкой. 2.Критерии уровня практической подготовки (за определенный промежуток времени обучающиеся научатся делать в соответствии базового уровня практических умений и навыков программным требованиям, развитости специальных способностей): - будут владеть основными приемами и техниками при выполнении работ из бисера, ниток, ткани; - будут использовать схемы, технологические карты. 3.Критерии уровня личностного развития: - будут сотрудничать с ребятами своей группы; - будут проявлять самостоятельность и трудолюбие в работе. Оценка, оформление и анализ результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: -насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; -полноту выполнения образовательной программы; -обоснованность перевода обучающегося на следующую ступень обучения; -результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года. Результаты диагностики фиксируются в Протоколе итогового контроля обучающихся по программе «Разноцветные клубочки». ПРОТОКОЛ результатов итогового контроля обучающихся по программе «Разноцветные клубочки» объединения ДПИ «Пчелка» № Ф.И. Уровень ребен- теоретическо ка й подготовки (тесты) в с н Уровень практическ ой подготовки наблюдение Уровень Средний личностных показатель качеств усвоения программы наблюдение в в с н с н в с н 1 2 3 4… По результатам итогового контроля: обучающиеся переведены на следующую ступень обучения, оставлены для продолжения обучения на той же ступени обучения. Подпись педагога________________________ Подписи членов аттестационной комиссии:_________________________ Приложение 2 Тесты по программе «Разноцветные клубочки» 1. Тесты по разделу «Работа с тканью»: Прочитай и выбери правильный вариант. 1) Как передавать ножницы? А) передавать ножницы лезвиями назад; Б) передавать ножницы лезвиями вперёд; В) передавать ножницы кольцами вперед. 2) Где должны храниться иглы, булавки? А) в игольнице; Б) на столе; В) в незаконченной работе. 3) Аппликация это: А) складывание бумаги разных форм; Б) наложение различных форм и их приклеивание; В) плетение полос; 4) Последовательность выполнения аппликации: А) разметить детали, вырезать, приклеить; Б) вырезать, приклеить детали; В) вырезать, разместить детали, смазать клеем, приклеить. 5) Выбери инструменты, подходящие для разметки на ткани: А) ручка, линейка; Б) игла, карандаш В) линейка, карандаш. 6) Какие швы относятся к соединительным? А) «петельный»; Б) «назад иголку»; В) «через край». 7) Какой шов называется «потайным»? А) «назад иголку»; Б) «вперед иголку»; В) «петельный». 8) Какой шов относится к обметочным? А) «петельный»; Б) «через край»; В) «вперед иголку». 9) Какие края ткани при вырезании самые сыпучие? А) края фетровой ткани; Б) края шелковой ткани; В) края ситцевой ткани. 10) Какую ткань используют для шитья игрушек? А) шелковую ткань; Б) льняную ткань; В) фетровую ткань. Правильные ответы: 1)- А,В; 2)- А; 3)-Б; 4)-В; 5)- В; 6)-А,В; 7)- А; 8)-А; 9)-Б; 10)- В. 2. Тесты по разделу «Вышивка» Прочитай и выбери правильный вариант. 1) Какое правильное назначение имеют пяльцы? А) для втягивания нитки в ушко иголки; Б) для закрепления ткани при вышивании; В) для хранения иголок. 2) Какое правильное назначение имеет наперсток? А) для проталкивания иглы в ткань; Б) для закрепления ткани при вышивании; В) для втягивания нитки в ушко иголки. 3)Вышивка это: А) художественная отделка изделия нитками; Б) след из нитки на поверхности материала между двумя проколами иглы; В) проталкивания иглы в ткань. 4) Специальная ткань для вышивания крестиком? А) ситец; Б) канва; В) фетр. 5) Специальные нити для вышивания? А) швейные; Б) шерстяные; В) мулине. 6) Вид вышивки, при котором изображения одинаковы с лицевой и изнаночной стороны? А) стебельчатый; Б) тамбурный; В) двухсторонняя гладь. 7) Вид счетной вышивки, наиболее часто используемый в работе на канве? А) крест; Б) гладь; В) стебельчатый. 8) Шов, используемый для вышивания стеблей, трав? А) тамбурный; Б) стебельчатый; В) французский узелок. 9) Как называется моток ниток мулине? А) пряжа; Б) пасма; В) канва. 10) Узелок, используемый при вышивке лентами, нитками? А) английский узелок; Б) французский узелок; В) морской узелок. Правильные ответы: 1)-Б; 2)- А; 3)- Б; 4)- Б; 5)-В; 6)- В; 7)- А; 8)- Б; 9)- Б; 10)-Б. 3. Тесты по разделу «Бисероплетение» Прочитай и выбери правильный вариант. 1) Бисер – это… А) мелкие разноцветные бусинки со сквозным отверстием; Б) шарики с отверстием разной формы; В) круглые и гранёные шарики; 2) Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? А) стеклярус; Б) бисер; В) бусинка. 3) Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для лески это...? А) бусины; Б) бисер; В) стеклярус. 4) Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму? А) швейные нитки; Б) нитки мулине; В) проволока. 5) Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки? А) трос; Б) леску; В) провод. 6) Из какого материала изготавливают бисер? А) стекло; Б) камень; В) дерево. 7) Где находится родина бисера. А) Индия; Б) Египет; В) Греция. 8) Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...? А) Ломоносов; Б) Менделеев; В) Толстой. 9) Техники плетения из бисера на проволоке? А) параллельное; Б) игольчатое; В) петельное. 10) Техники плетения из бисера на леске? А) крестиком; Б) сетчатое плетение; В) мозаичное плетение. Правильные ответы: 1) –А; 2) –Б; 3)- В; 4) – В; 5) – Б; 6) – А; 7) – Б; 8) –А; 9) -А,Б,В; 10) - А,Б,В 4. Тесты по разделу «Вязание крючком» Прочитай и выбери правильный вариант. 1) Цепочка – это ряд... А) бегущих петель; Б) воздушных петель; В) лицевых петель. 2) Крючок для вязания состоит из: А) головки, захвата, стержня, ручки; Б) головки, стержня, ручки; В) головки, выемки, стержня, щечки, ручки 3) Номера крючков и спиц соответствуют их… А) диаметру; Б) длине; В) ширине. 4) На что указывает номер пряжи? А) на номер контролера; Б) на толщину нити; В) на вес пряжи. 5) При вязании крючком (на спицах) нить должна быть… А) в два раза толще крючка (спицы); Б) в два раза тоньше крючка (спицы); В) равна толщине крючка (спицы). 6) При вязании крючком в три приема провязывают: А) столбик с одним накидом; Б) столбик с двумя накидами; В) полустолбик. 7) Стирать пряжу рекомендуется: А) в горячей воде с содой; Б) в холодной воде с мылом; В) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки. 8) Убавление столбиков производят А) в начале ряда, внутри полотна, в конце ряда, вывязывая из нескольких столбиков один; Б) в конце ряда, не довязывая определенное количество столбиков; В) в начале ряда, не довязывая определенное количество столбиков. 9) Что вызывает волнистость края круга? А) слишком частое прибавление петель; Б) слишком частое убавление петель; В) недостаточное прибавление петель; 10) Крючок, какого номера используют для вязания толстой пряжи? А) 0,3; Б) 0,7; В) 8. Правильные ответы: 1)-Б; 2)-В; 3)-А; 4)- Б; 5)- А; 6)- А; 7)- В; 8)- А; 9)- А; 10)-В 1.Правильные ответы на все вопросы –10 баллов; 2.Правильные ответы на семь вопросов – 7 баллов; 3.Правильный ответ на три вопроса - 3 балла. Приложение 3 Таблица для фиксации теоретических результатов обучающихся № Ф.И. ребенка Результаты тестов по разделам программы Работа с тканью 1 2 3 4 … Высокий – 10 баллов Средний – 7 баллов Низкий – 3 балла Бисероплетение Вязание Вышивка Средний показатель Приложение 4 Таблица для фиксации практических результатов обучающихся Месяц Ф.И. № Ребенка сентябрь 1 2 3 4 … октябрь 1 2 3 4 … ноябрь 1 2 3 4 … декабрь 1 2 3 4 … март 1 Выставка по разделам программы Конкурсы Районный уровень Краевой уровень Итоговая Всероссийский Международный выставка уровень уровень апрель май 2 3 4 … 1 2 3 4 … 1 2 3 4 … Приложение 5 Таблица оценивания творческих работ (Раздел Бисероплетение). Сумма баллов Критерии № 1 2 3 4 … Ф.И. ребенка Аккуратность Эстетический вид 1 1 Высокий-3балла, Средний-2балла, Низкий-1балл 2 3 2 3 Оригинальность 1 2 3 Цветовая выразительность 1 2 3 Приложение 6 Таблица оценивания творческих работ (Раздел: Работа с тканью). Сумма баллов Критерии № 1 2 3 4 … Ф.И. ребенка Аккуратность Эстетический вид 1 1 Высокий-3балла, Средний-2балла, Низкий-1балл 2 3 2 3 Оригинальность 1 2 3 Цветовая выразительность 1 2 3 Приложение 7 Таблица оценивания творческих работ (Раздел: Вышивка). Сумма баллов Критерии № 1 2 3 4 … Ф.И. ребенка Аккуратность Эстетический вид 1 1 Высокий-3балла, Средний-2балла, Низкий-1балл 2 3 2 3 Оригинальность 1 2 3 Цветовая выразительность 1 2 3 Приложение 8 Таблица оценивания творческих работ (Раздел: Вязание). Сумма баллов Критерии № 1 2 3 4 … Ф.И. ребенка Аккуратность Эстетический вид 1 1 Высокий-3балла, Средний-2балла, Низкий-1балл 2 3 2 3 Оригинальность 1 2 3 Цветовая выразительность 1 2 3